Преподобный никандр. Никандр псковский чудотворец, преподобный

Благодать и тишина, чудотворные источники, покой, мир, гармония и радость - синонимы Свято-Благовещенской Никандровой пустыни - самого загадочного монастыря Псковщины. Здесь святые воды даруют скорбящим укрепление телесное и духовное, а чудотворения в Никандровой пустыне во Славу Божию продолжаются непрестанно.

Монастырь возник здесь через несколько лет после смерти преподобного Никандра Псковского (в миру - Никона), который прославил эти места своими духовными подвигами. Он родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова. С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание.

За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина.

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!».

Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями.

Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь преподобного Саввы Крыпецкого. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги - всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи тие, оно требует частого дождя слез ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли.

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш ная тайна: дивным и непостижимым об разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре подобного на келарство.

Святой при сем возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан носить со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель.

Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг - завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев.

До конца жизни Преподобный оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму.

Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория на Псков, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра, и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Разрушен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь.

История Никандровой пустыни

В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.

Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой.

Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица.

Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов.

Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.

Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины.

Но монастырь возродился во Славу Божию! По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм.

Также в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.

Святые источники и иконы монастыря

Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники, их всего пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз.

В километре от монастыря - радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются.

Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет.

Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой.

Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь. Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей.

К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим.

ОСЕНЬ В НИКАНДРОВОЙ ПУСТЫНИ

Клочок Земли Благословенной…
Святые псковские места.
Здесь воздух необыкновенный
И шорох желтого листа.

Как мало нам в сей жизни надо…
У стен святыни сознаешь,
Что жизнь без Веры – клоунада,
Что лишь теряя – обретешь.

Нет куполов, глаза слепящих.
Их лихолетием снесли.
На кирпичах кровоточащих
Березки рощей проросли.

И на развалинах Святыни
Из тьмы безверия ночи
Ввысь вознеслись из Храма к сини
Осинки словно две свечи.

Года идут неумолимо,
Пыля среди могильных плит.
Дух Преподобного незримо
Над тишью пустыни парит.

Не удается жить «попроще»…
Мы без корней не проживем.
Святою верой святы мощи
Мы в душах вскоре обретем.

А со Святым соприкоснувшись,
Сверкнут в сердцах Любви лучи.
Из забытья, как бы очнувшись,
Забьют обители ключи.

Остатки туевой аллеи –
Следы послушников трудов –
Введут равненьем зеленея,
По своды храмов тех годов…

В раздумной грусти листопада
Горит судьбе наперекор,
Как негасимая лампада,
Багряной осени костер.
Свято-Благовещенская Никандрова
мужская пустынь. Октябрь 2000

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК МОНДАРИЙ

Свернув в Маяково направо,
Пройдя верст пять так до креста,
Ты поразишься, друг мой, право,
Какие чудо здесь места!

Здесь красота окрест такая,
Что сердце в раз в полон возьмет.
Здесь исподволь, не замечая,
Душа стихами запоет.

И от креста совсем не много,
Где Солпековский хутор был,
Правей еще пойдет дорога
Через бревенчатый настил.

Там лес, как в царстве Берендея,
Седыми космами оброс.
По той дороге, что правее,
В конце пути лежит погост.

За тонкой пленкою тумана
Виденьем дивной красоты
Глазам откроется поляна,
Услышат уши плеск воды.

Узришь, как стежками петляя,
Словно парчовый поясок,
Поляну плавно обрамляя,
Бежит в теснинах ручеек.

Погост песком пересекая,
По косогору чрез мосток
Сведет тропинка, вниз сбегая,
На небольшой в хвое мысок.

Где ели в вечности застыли
И ветви накрепко сплели –
Там ключ кипун огромной силы
Бьет с сердца матушки-земли.

В ручье, как будто отдыхая,
Мрачнеют камни – валуны.
Волшебной силой обладая,
Резвятся грозно буруны.

Сруб в виде ладного колодца,
А в нем ступенечки до дна.
Здесь сердце как-то тише бьется.
Кипит вода, что холодна.

Крест на углу стоит купели…
Не сразу сыщутся слова,
Где вековые стынут ели,
И в землю вгрызлись жернова.

Чуть-чуть поодаль от купели,
Почти что возле ручейка,
Впритык к огромной старой ели
Лежит широкая доска.

Когда окрест лежат сугробы
Или когда палящий зной,
Здесь оставляются хворобы
В воде холодно-ледяной.

Здесь обретаются надежды
Во исцеленье. На стволах
Узлом завязаны одежды
На близлежащих деревах.

Над чистотой воды проточной
Струится света чистота.
Святой земли – святой источник!
Святые псковские места!

Большое счастье - жить на Псковской земле - земле святынь, где благодаря великому подвигу и молитв наших святых, Бог, в помощь нам немощным, показывает свою благодать, дает возможность ощутить Его милость, получить исцеление телесное, а кто достоин, то и духовное. Свято-Благовещенская пустынь ждет своих паломников !

Память его празднуется месяца марта в 25-й день, месяца июня в 29-й день и месяца сентября в 24-й день

+ 1581

При державе великого князя Василия Иоанновича и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Серапионе родился в пределах Псковских, в селе Видеребье, сей преподобный в 1507 г. от благочестивых родителей Филиппа и Анастасии, и во святом крещении наречено ему было мирское имя Никон. От раннего возраста привержен он был к церкви и просил родителей своих отдать его в научение Божественного Писания, моля Господа Иисуса, да даст ему благой разум, и так открылся ему путь к душеспасительному познанию, постигнув обманчивость жития сего, единого Христа возлюбив и себя предуготовил ему жилище. Брат его Арсений, восприявший иночество, показал ему первый пример отречения от мира.

В селе их была церковь во имя Святителя Николая, и туда часто притекал отрок, умоляя угодника Божия, да не попустить ему погрязнуть в многострастном море. Отроческих игр и глумлений он всегда чуждался и не любил красивых одежд, имея пред собою всегда, еще в юные годы, постоянно страх смерти, как бы уже пред его глазами стоявшей. Взирая на честные иконы святых, ревновал он подражать их житию. Благодатиею Божиею явились и новые руководители отроку Никону, которые указали ему места пустынные в окрестностях Пскова, где некогда подвизались преподобные отцы Евфросин и Савва, коих нетленные телеса во свидетельство праведной их жизни подавали многие исцеления.

Одушевленный посещением их обители, семнадцатилетний юноша Никон по смерти отца своего начал убеждать скорбящую мать оставить все временное для благ вечных и посвятить имение свое Богу, отдав его частью в церковь, частью же в помощь нуждающимся. По совету сыновнему и мать восприяла иноческий образ, в котором благоговейно скончалась. Преподобный же юноша, уже ничего не имущий, пошел во град Псков, где обошел все обители иноческие и поклонился опять в пустыне мощам святых Евфросина и Саввы, как хлебом духовным питая алчущую душу свою их житием. Много скорбел он, что не довольно изучил разум божественных писаний, и для сего единственно возвратился опять во Псков. Там нашел одного благоговейного человека, по имени Филипп, к которому вошел в дом для услужения, и, несмотря на озлобления от его домашних, пребыл постоянным в своем труде. Филипп, снисходя к его усердному желанию, отдал его в науку одному опытному учителю во Псков, и Господь, услышав усердную молитву раба своего, отверз ему взоры мысленное, дабы уразумел тайны Божественного Писания.

Однажды в храме, услышав слово евангельское: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы» (Матф. 11.28), весь был он пленен Духом Святым, дабы идти вслед Владыки своего Христа и уклониться от суеты мира сего. Вспомнил он и псаломное слово Царя Пророка: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающего мя от малодушия и бури» (Пс. 54. 7-8). Услышав от некоторых людей, что есть место весьма пустынное, вдали от всякого населения, исполненное только лесами и болотами, пожелал там водвориться на уединенный подвиг. Он попросил одного боголюбивого человека, по имени Феодора, указать ему сие место, на реке Демьянке, между Псковом и Порховом (в этих местах, между Псковом и Порховом, в деревне Кудрово, родился и жил до 11 лет, а затем переехал в город Порхов ныне преставившийся протоиерей Софийского Кафедрального собора Великого Новгорода отец Анатолий Малинин. Он рассказывал нам о крестном ходе в день памяти преподобного пустынника из города Порхова в Никандрову пустынь в начале 40-х гг., когда преодолевали расстояние в 10 км, шли с песнопениями, хоругвями. – Сост.), и тот с радостью пошел с ним в пустыню. Они поставили посреди лесов малую хижину, где несколько дней провели в молитве, потом опять возвратился преподобный юноша во Псков. По своему обычаю, взошел он в церковь Богоявления Господня, где любил молиться, и просил Господа утвердить ум его, дабы устоять в подвиге. Там услышал он глас, исходящий к нему из алтаря: «Никон, раб мой, иди в пустыню, которую я указал тебе для твоего спасения, там обрящешь себе покой и живот вечный. Просияет по тебе пустыня сия, и приходящие почерпнут там благодать мою, и о памяти твоей возрадуются». Вняв таинственному гласу, как стрела пернатая, устремился в радости духовной юноша прямо из храма в пустынный путь свой. Дорогою встретился ему юродивый Псковский, блаженный Николай, который возвестил предстоящие ему страхи и искушения от лукавых демонов и человеков. Но не устрашался мужественный юноша и, достигнув пустыни, укрепляемый Духом Святым, провел там многие годы неисходно, совершая заповеди Божии в посте, молитве и непрестанном бдении.

Когда, однако, распространилась молва о святой его жизни и, несмотря на пустынное место, начали стужать (Стужаю – докучаю, наскучиваю, досаждаю, тревожу, беспокою, смущаю С.680) ему посещением, преподобный, избегая славы человеческой, оставил, хотя и с плачем, любимое уединение и возвратился в Псков. Увидя его изможденным от постнических трудов, умилился о нем благоговейный Филипп, у которого он некогда проживал, и принял его опять в дом свой. Когда же узнал от него, что желает облечься в ангельский образ, отвел его в обитель евангелиста Иоанна, где почивали мощи преподобного Саввы Крыпецского чудотворца. Игумен возбранял юноше постричься, видя его слабым и изнуренным и не полагая, чтобы он был в силах перенести все трудности иноческого жития. Никон же умолял настоятеля исполнить пламенное его желание и, припавши к раке преподобного Саввы, как бы к живому, возгласил ему: «О всеблаженный житель пустыни, отец наш Савва, помоги мне твоими молитвами и, хотя недостоин я, не отринь меня от святой твоей раки, но сотвори и меня общником с труждающимися здесь иноками, да и я прославлю вместе с ними пресвятое имя Божие». Тогда игумен уже не противился более столь неколебимому решению и облек его в иноческий образ, нарекши имя ему Никандр. Преподобный еще более стал преуспевать в добродетели, весь распаленный огнем Божественной Любви, и сделался благоприятным храмом Святаго Духа, непрестанно возбуждая душу свою к хвалению Бога, так что настоятель и братия дивились строгому его житию.

Благоговейные же мужи: Филипп, приведший его в обитель, и Феодор, указавший ему пустыню, – будучи и сами подвигнуты его примером, прияли в той же обители иноческий образ и, там богоугодно пожив, перешли в вечность. Преподобный же Никандр и здесь не мог перенести возраставшей о нем молвы человеческой, он опять удалился в свою любимую пустынь, где пробыл пятнадцать лет, питаясь одним зельем (зелье – трава, зелень, овощ. С.200).

Случилось однажды, по зависти диавольской, что в его одинокую хижину взошли разбойники и ограбили все его иконы, книги и нужнейшую утварь, избив самого немилосердно. Один из них пронзил даже копьем ему ребро. Преподобный Никандр, едва живой, очнувшись от тяжкой боли и видя себя всего обагренного кровью, вознес с рыданием обычную свою молитву человеколюбивому Богу, возблагодарив из глубины души пострадавшего за нас волею на кресте за то, что и его сподобил пострадать за себя. Помолился и о врагах своих, дабы Господь отпустил им согрешения и направил на путь спасения.

Едва кончил он молитву, как уже восстал здоровым, будто ничего не пострадавший. Разбойники же, достигши в дебрях до озера, называемого Демьяно, потеряли дорогу и три дня блуждали около, как слепые, изнемогши от голода. Двое из них очувствовались, сознали вину свою и уразумели, что молитвы старца воспретили им путь. Двое же других ожесточились и даже произнесли на него хулу, но вскоре упали с моста в реку и потонули. Оставшиеся в живых возвратились с раскаянием к старцу и, возвратив ему похищенное, просили молитв его. Никандр отпустил их с миром, взяв с них обещание, чтобы впредь лучше жили.

Молва, распространившаяся о сем чудном событии, опять привлекла посетителей в пустыню Никандрову, и опять бежал он из любимого уединения в прежнюю обитель Крыпетскую. Здесь должно удивляться смиренномудрию святого мужа: когда разбойники оставили его еле живого, он ни во что вменил свои страдания; когда же услышал прославление благих своих дел, вменил сие паче лютого копья разбойничьего и, хотя с горькими слезами, оставил, однако, место любимого своего подвига, дабы не получить ему мзды человеческой вместо Божией.

Жестоко было его жительство и в самой обители, как бы в пустыне. Пять дней в неделю вкушал он сухой хлеб и воду и только по субботам и воскресеньям позволял себе немного вареной пищи. Днем носил воду и дрова для братии, ночью бодрствовал на молитве, а иногда, тайно выходя в лес, до половины обнажал тело свое, чтобы предать его насекомым, доколе не обагрялось кровью. Между тем добровольный страдалец руками прял волну, устами же пел псалтырь и, как неколебимый адамант, простаивал всю ночь под облаком ядовитых насекомых; наутро он прежде всех обретался опять в церкви и после всех из нее исходил, так что все дивились его ревности и смирению.

Братия пожелала иметь его эклесиархом (экклисиарх – церковноначальник, ключарь церковный56 С. 171), и он с любовью принял сию службу, занимаясь в свободные часы сотрением пшеницы для просфор. Таким образом, от чистых рук и сердца приносил чистый хлеб в церковь для совершения Божественного Таинства Евхаристии, с трепетом, при непрестанном размышлении, что самое тело Господа Иисуса будет преломляться за грехи наши под видом приносимого им хлеба. Братия, утешенная его ревностностью, просила игумена, поставить преподобного Никандра келарем их обители, как весьма опытного в иноческом житии. Поставленный на сию новую должность, он принял ее, как бы из рук самого Христа, усердно служа всей братии и памятуя слово Господне: «Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Матф. 20.26).

Пробыв некоторое время в сей должности и видя, что нельзя в ней избежать молвы и невольных иногда огорчений с братиею, удалился он из обители Крыпецкой на малый остров, отстоявший от нее на три версты, и там, в уединенной хижине, прожил три с половиною года в посте и подвиге. Окрестные жители приходили к нему за советом и пользовались его душеспасительным словом. Ненавистник же добра диавол возмутил против него игумена с братиею: будто преподобный отвлекает от них народ и приношения. Возрадовался такому нареканию Никандр, ибо только и мыслил, как бы удалиться ему от молвы житейской. Нимало не скорбя на изгонявших его, постарался он угодить им скорым послушанием их воле и опять удалился в свою любимую, Богом показанную ему пустыню.

Случилось ему на пути остановиться для ночлега в селе, называемом Локоты, в доме поселянина, который, приняв его гостеприимно, хотел принудить есть и пить, так как это был понедельник сырный. Святой же отрекался от всякой пищи, ибо и этот понедельник соблюдал в посте, как и все прочие. Раздражился против него хозяин дома, и, как случилось, что за несколько дней пред тем, разбойники сожгли дом его соседа, ему пришло на мысль, что и преподобный то же хочет с ним сделать, потому что чуждается его госте-приимства. Хозяин совещался со своими присными, чтобы умертвить пришельца, гнушающегося их пищею, и, действительно, напавши ночью на святого, немилосердно избили его оружием и дреколием. Но Господь не попустил ему погибнуть от руки бесчеловечных, ибо громкий вопль терзаемого услышан был на селе. Множество народа собралось в избу и удержали разъяренных. Внезапно опамятовавшись от жестокого дела, как бы от хмеля, со стыдом просили они прощения у преподобного. Никандр принял от них немного хлеба, дабы показать им, что расстается с ними в мире, и помолился о своих мучителях.

В другой раз, когда утрудившись на пути, лег он отдохнуть в лесу, внезапно увидел над собою двух страшных волков. Поняв лесть бесовскую, преподобный вооружился знамением креста и, ударив посохом по земле, воскликнул: «Отступите от меня все делающие беззакония» (Пс. 1.6.8) – невидимы стали мнимые звери. Невредимо достиг он своей пустыни, где пробыл еще пятнадцать лет, много страдая от бесов и людей, но все одолел слезными к Богу молитвами.

Преподобный получил от Бога дар прозорливости и исцелений посреди подвигов своей пустынной жизни. Некто Петр, по прозванию Юсуков, имевший поместье по соседству его пустыни, на ловле зверей, гнавшись за лосем, нечаянно заведен был в непроходимые дебри, к уединенной хижине пустынника. С молитвою постучался он в дверь. Старец велел ему идти ожидать его у дуба, назвал по имени пришельца и благословил его супругу. Изумился Петр такой прозорливости и стал вопрошать, сколько лет проводит он уже в пустыни. Но преподобный, открыв только свое имя, умолчал о прочем. Тогда пришелец припал со слезами к ногам его и просил, как друга Божия, вымолить ему от Господа разрешение от горького неплодия долголетнего их брака. Никандр отпустил его с миром, возвестив ему о радостном рождении сына.

Другому человеку, по имени Симеон, пришедшему навестить его ради душевной пользы, преподобный предсказал о скором его отшествии из временной жизни и советовал окончить дни в покаянии иноческой жизни. Симеон с послушанием исполнил спасительный совет старца.

Люди, жившие окрест, иногда тайно приходили к хижине Никандровой и всегда слышали, что он молился внутри келии с горьким плачем; но, когда преподобный ощущал приход человеческий, он внезапно умолкал и притворялся спящим, а толкущему в его дверь отвечал, как бы воспрянув от сна. Никто, однако, не заставал его лежащим для отдыха, когда же хотел упокоиться после вечерней молитвы, то сидя засыпал немного. Постоянною пищею его было зелие; и по захождении солнца вкушал он немного сухого хлеба, если его приносили. Во дни же Великой Четыредесятницы принимал пищу только раз в неделю. Ежегодно в пятницу, пред цветною неделею, приходил он во время вечернего пения в Демьянский монастырь и, там приобщившись на другой день Пречистых Таин, возвращался опять на суровое жительство в свою пустыню.

Господь, прославляющий и утешающий своих угодников, повелел святому Александру Свирскому, чудотворцу, явиться преподобному Никандру и укрепить его в подвиге против невидимого врага, который с тех пор уже не смел приступать к нему, но только издали старался возмутить его мечтаниями, или страхованиями шума колесниц и ратного клича, или видением диких зверей. Но все сии страхи и мечты рассеивал преподобный одним знамением креста. Снова явился ему святой Александр, обещая, что Господь освободит его и от таких мечтаний.

Недалеко от пустыни Никандровой жил человек, по имени Назарий, который впал в совершенное расслабление телесное и полтора года не мог двинуть ни одним членом. Во все время своей болезни он непрестанно призывал преподобного, да подаст ему исцеление, и велел нести себя в его пустыню. Увидев же старца, припал к ногам его и, омывая их слезами, просил себе помощи. Старец, исполненный смирения, запретил ему касаться ног своих и, назвав его по имени, сказал, что исцеление может придти к нему не от человеков, а только от Бога. «Помолися обо мне, отче, - воскликнул к нему изнемогающий, - ибо, если отринешь меня, умру здесь пред лицем твоим». Преподобный, сжалившись над ним, велел отнести его в гостиную хижину, стоявшую у дуба, где обыкновенно останавливались приходящие, и велел там немного опочить. Но больной отвечал ему, что во все время продолжительной болезни никогда не мог заснуть от остроты своих мук. Однако Никандр повторил свое повеление, говоря, что приготовил ему теплую келью, предвидя его приход, и там после краткого сна больной откроет ему свой недуг. Старец оградил его крестным знамением и сам заключился на всю ночь в келье своей для молитвы. Болящий, сладко уснув, на другой день встал совершенно здоровым, как будто никогда не болел, и струпы гнойного его недуга, как кора, отпали от его тела вместе с его срачицею, когда стал ее снимать. Такое чудное исцеление совершил над ним преподобный, но не велел никому открывать о бывшем чуде, дабы не пострадал еще более ради своей нескромности. Много других подобных исцелений от него истекало, которые благоговейно записаны в его житии.

Пришел к нему еще один человек, с плачем извещая об утрате своей ослицы, похищенной ворами, и прося возвратить ее. Преподобный отвечал ему, что более подобает скорбеть о похитителях, нежели о похищенной, ибо душа человеческая важнее утраченного скота. Огорчился поселянин мнимым жестокосердием святого и укорил его за то, что более соболезнует грешникам, нежели ему. Никандр же отвечал, что сетует о них потому, что самого себя признает первым из грешников. Однако отпустил его с миром, обещая возвращения похищенного, и, действительно, в ту же ночь прибежала к нему украденная ослица.

Преподобный, видя приближение старости, начал приготовляться к смертному исходу и старался украсить себя еще более к сретению Жениха Христа. За восемь лет до кончины восприял он схиму в Демьянском монастыре. В последние годы часто приходил к нему из города Порхова диакон Петр и много с ним беседовал о пользе душевной. Однажды Никандр, возвещая бывшее к нему милосердие Божие, сказал: «Брат мой, много болел я ногами, но, по благодати Божией, освободился от сей болезни», - и с изумлением увидел диакон, что его тело на ногах согнило даже до костей. Тогда же открыл ему преподобный, что вскоре пошлет Господь по его душу, и просил себе одной милости: дабы предал его грешное тело земле. «Но как узнаю я о твоем преставлении, - спросил диакон, - дабы в тот день я мог придти послужить твоему погребению?» Святой отвечал: «Нельзя, чадо, без скорби поведать тебе о исходе моей жизни, ибо в тот день будет, грех ради наших, возмущен бурею военною город Псков и будет в осаде от литовских людей. Ты же, когда услышишь о моей кончине, тогда послужи мне». И на вопрос диакона: «Где повелишь погребсти честное свое тело?» - отвечал: «Где найдешь его, там и погреби».

Через сорок семь лет после своего первого пришествия в пустыню преподобный впал в телесный недуг и, немного поболев, провидел свою кончину. Со многими слезами молил он всемилостивого Бога о спасении души своей и всех святых призывал к себе на помощь, наипаче же Пречистую Богородицу, которой поручал по себе и место свое, для устройства обители. Потом возлег на рогожу и, со светлым лицом воззрев на небо, громко возгласил: «Благословен Бог, тако Благоволивый, слава Тебе», - простер ноги свои, сложил крестообразно руки - и так предал дух свой Богу сентября в 24-й день 1582 г.

Роста был он среднего, брада продолговатая украшена была сединою, лицо его сияло благолепием. Всего жития его было 85 лет, и он не напрасно провел годы сии, во многих трудах послужив Всевышнему Царю, доколе не преSселился в вечныя Его обители.

Сбылось в то время и пророчество преподобного о буре воинской, и великое смятение было во Псковской стране при державе царя Ионна Васильевича от нашествия Польского короля Стефана Батория, доколе воинство Русское не отразило Литовские полки.

В самый день преставления святого Никандра случилось быть в его пустыни некоему крестьянину, по имени Иоанн, из села Боровичей. Постучавшись с молитвою в келью святого и не слыша от него ответного гласа, дерзнул он отворить двери и увидел его уже отшедшим к Богу, келья же вся исполнена была благоухания. Много плакав над телом преподобного, он похоронил его близ дуба, где ныне стоит церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и, соблюдаемый молитвами его, прошел посреди полков литовских в Порхов, где возвестил о преставлении святого старца. Горько возрыдал весь народ о преподобном, как бы осиротевший, лишившись такого молитвенника к Богу. Плакали люди и о том, что не могли прилично, с должным псалмопением, погребсти его по случаю обстояния иноплеменных. Но диакон Петр, услышав о его кончине, поведал народу, как предсказал преподобный о нашествии Литвы во время своего исхода, и возбудил всех безбоязненно идти на его погребение, ибо Господь его молитвами оградит всех от врагов. Граждане, возложив надежду на Господа и на Его угодника, взяли свечи, фимиам и все нужное для погребения и пошли со священниками и диаконами в пустыню мимо полков Литовских, которых миновали невредимо. С великою честью погребли они в день Покрова Богоматери тело преподобного, которое осталось нетленным. (Мощи преподобного Никандра были вскрыты в начале 20-х годов, в настоящее время местонахождение их неизвестно. – Сост.)

105 лет спустя после его кончины, в 1687 г. июня в 29-й день, повелением Святейшего Патриарха Иоакима, при митрополите Новгородском Корнилии епископ Тамбовский Леонтий с архимандритом Хутыня Евфимием, игуменом Лисицким Германом и ключарем Софийского собора освидетельствовали мощи преподобного Никандра, уже в устроившейся над ним обители Благовещенской. Обретши их нетленными, с благоговением переложили в новый гроб и поставили в церковной стене. Потом списали житие и чудеса его и, составив службу, послали все сие к Святейшему Патриарху, который утвердил ее соборно в первопрестольной Москве, уставив совершать память преподобного 24-го сентября, в день его преставления, обще с храмовым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Митрополит Александр сам был пустыннолюбец и в юности своей подвизался с преподобным Антонием Сийским, который устроил обитель Пресвятой Троицы на истоке реки Двины, и сам, ревнуя его трудам, составил свою обитель Великопустынскую в пределах Псковских. С радостью услышал он о подвигах святого Никандра и, поставив игуменом Исаию, дал ему обильную милостыню и велел соорудить храм Благовещения над гробом преподобного. С тех пор потекли от него непрестанные исцеления, и исцеляемые им возревновали о благолепии обители, которая процвела в пустыни.

Монастырские настоятели устроили при соборной церкви придел во имя святых апостол Петра и Павла, в память обретения мощей преподобного Никандра июня 29, и начали совершать третье празднование преподобному. С тех пор Благовещенская обитель начала именоваться Никандровою пустынью.

Некто из дворян Новгородских, Иаков, прозванием Муравьев, который сетовал о своем безчадии, ибо все дети его умирали в младенчестве, будучи благочестив, многие творил он благодеяния церквам и обителям и весьма любил нищих, наделяя их милостынею, заповедовал молиться, чтобы Господь даровал ему младенца. Однажды пришло ему на мысль соорудить близ своего двора церковь во имя преподобного Никандра, к которому имел большую веру, и вскоре после того родился у него сын Игнатий. С радостью прославил он Бога и, во исполнение своего обещания, поставил первую церковь во имя угодника Божия, по благословению Никона, митрополита Великого Новгорода, будущего Патриарха.

Тропарь, глас 6

Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне, доблественне претерпев вражия озлобления, биение и раны яко одежда нетления вменишася тебе, со зверьми бо брався, и от человек злых прободения прияв, о тех молился еси, не постави им греха сего, глаголя; темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш, молися о душах наших.

Иной тропарь, глас 4

Глас божественный, иже во Евангелии, услышав преподобне отче Никандре: приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы, и прием крест последовал еси Христу; мир оставль, в пустыню вселился еси, пощением и бдением Небесный дар восприим, и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши, темже и со ангелы срадуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 1

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне; сияеши бо в земли Российской чудес благодатию, и отгоняеши тму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою, темже почитаем твою память Никандре, отче наш и вопием ти, радуйся пустынножителей красото и стране нашей похвала и утверждение.


Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине.

С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О "страстех пустынных" ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

В Крыпецком монастыре преподобный Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа "пользы ради", ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, "монашеское житие - свет для всех человеков". Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую "гостиницу у дуба", которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие Преподобного Никандра Пустынножителя (Порховского)

    Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи , и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.).

    Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях.

    Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосием и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

    Тоскуя о своей пустыни, прп. Никандр скоро вернулся в нее и прожил в ней несколько лет, питаясь «ужовником» (видимо, дикой горчицей). Раз напали на него разбойники, ограбили и избранили его. Святой молился за них, но попущением Божиим злодеи утонули в реке. Уцелели двое; они пришли с покаянием и вернули награбленное. Преподобный принял их с любовью и учил оставить свой злой промысел, а разбойники разнесли о нем великую славу как о святом муже. Избегая ее, преподобный вернулся в монастырь, но подвижническую свою жизнь не прервал.

    Он питался хлебом и водой, вкушая лишь раз в неделю вареную пищу. Ночи проводил без сна, часто в лесу, отдавая тело свое комарам и оводам на съедение, причем сам в это время прял шерсть и пел псалмы; утром же он всегда первым приходил в церковь. За подвиги его сделали пономарем , просфорником и, наконец, по общему желанию - келарем. Но послушание это, как связанное с властью, тяготило его, и он ушел на безмолвие за 4 версты от обители, на остров. Но и там стали приходить к нему за назиданием. Тогда, видя, что не уйти ему от славы человеческой, он решил вернуться в указанную ему Богом пустынь. По дороге его избили злые люди, и его еле спасли прохожие; святой же простил поднявших на него руку от всего сердца и спокойно продолжал свой путь. Затем он увидел двух волков и сказал, ударив жезлом; «0тыдите от меня, все делающие беззакония!» И звери исчезли.

    В своей пустыни на этот раз преподобный прожил 32 года, до самой кончины, и 15 лет не видел никого. Наконец его нашел случайно охотник Петр Есюков и стал приходить за наставлениями. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и что пустынь его расширится. Предсказал охотнику и рождение сына, что и сбылось скоро. Некоему Симеону преподобный велел постричься в чаянии близкой кончины; Симеон послушался и скоро мирно скончался.

    Преподобный питался растениями и водой, спать не ложился, а дремал сидя, но, если к нему стучались, отвечал, как бы проснувшись от сна, - хотя, подходя к келье, слышали, что он молился.

    Лицо его всегда сияло радостью и миром. Причащался он в соседнем монастыре в пятницу на шестой седмице Великого поста и сейчас же уходил в свою пустынь. Причащаться на Страстной или на Пасху он считал себя недостойным. Бесы поднимали шум, но он прогонял их чтением Псалтири . Раз медведь стал сильно чесаться о его крыльцо, сотрясая келью. Преподобный вышел и перекрестил его; медведь стал лизать ему ноги, а потом ушел. Страхования прекратились после явления ему прп. Александра Свирского , который сказал ему: «Не бойся, брат мой Никандр, с сего времени избавит тебя Господь от всех сетей вражеских».

    Принесли к нему больного Назария, покрытого ранами. Преподобный перекрестил самую большую язву на груди. Больной заснул и проснулся здоровым, но преподобный запретил рассказывать это. У крестьянина Симеона Васильева украли лошадь; преподобный сказал, что лошадь вернется, но что он жалеет вора. Лошадь вернулась, но вор утонул, и преподобный долго поучал Симеона прощению обид.

    За 8 лет до кончины прп. Никандр принял схиму. Порховскому диакону Петру, незадолго до кончины, он признался, что у него очень болели ноги, и, к ужасу своему, Петр увидел, что его ноги - одни обнаженные кости. Затем преподобный сказал, что он скоро скончается и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов, но велел Петру не бояться прийти погребсти тело его и затем повторил свое пророчество о сооружении над гробом его церкви в честь Благовещения.

    24 сентября 1581 г., со словами «Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе!», прп. Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория.

    Похоронил его крестьянин Иоанн Долгий, пришедший к нему за наставлениями, и он же принес весть о его кончине в осажденный Порхов. Прошел Иоанн незамеченным. Тогда Петр убедил духовенство и граждан идти погребсти преподобного. Никто их не задержал. Не осталось забытым уединенное место подвигов прп. Никандра.

    Через 2 года над могилой его была воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1585 г. там поселился один мирянин , который принял постриг с именем Исаия и стал первым игуменом создавшегося там монастыря. Мощи прп. Никандра были обретены нетленными в 1684 г., и он был причислен к лику святых.


    ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКАНДРА ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ,

    ПСКОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

    Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Фи-липпа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детского возраста он об-наружил стремление к великим подвигам. Отец Ни-кона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился на-учиться грамоте, чтобы чи-тать Божественное Писание. Часто посе-щал он свою сельскую церковь во имя угодника Божия Николая, архиепископа Мир-ликийского, не любил детских игр; не прельщался красивыми одеждами, до-вольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись. Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молит-ве. К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры препо-добных Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковских пустынножи-телей (память 15/28 мая), и Саввы Крыпецкого (память 28 августа/10 сентября), незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чу-десами в Псковской земле.

    Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, что-бы она удалилась от суетного мира. Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре, где и жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, по-клонившись мощам преподобных Евфросина и его ученика Саввы, он окончательно утвердился в стремлении к отшель-ни-ческой жизни.

    Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый че-ло-век Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение. Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некоему диакону. Господь просветил разум юно-го подвижника. Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его за-няты были одним — стремлением угодить Господу, спасти свою душу.

    Помня слова святого пророка Давида: Се удалихся бегая и водворихся в пус-тыни: чаях Бога, Спасающаго мя от малодушия и от бури (Пс. 54, 8—9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пус-тыню, послал человека, который бы мог ука-зать ему то уединенное место. Молитва святого была услышана. Ког-да преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и слав-ного Бо-гоявления, в сем храме был глас Никону из алтаря, повелевавший ему идти в пустыню, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли препо-добному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали пострижен-никами Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.)

    Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества препо-доб-ный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блажен-ный Николай (память 28 февраля/12 марта). Молитвами всех Псковских угод-ников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, на-ставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный побе-дил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования.

    Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный пре-подобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподоб-ного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игу-мен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

    С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче-стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи-тие, оно требует частого дождя слез-ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

    Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко-делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав-ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель-нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет. В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбой-ники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле жи-вым. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

    Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про-сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра-боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра-доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш-ная тайна: дивным и непостижимым об-разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

    И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про-сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре-подобного на келарство. Святой при сем возвы-шении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан-ность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не-сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы-ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель. Выйдя из Крыпецкого монастыря, он по-селился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подви-гам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг — завистник людей внушил игуме-ну и братии Крыпецкого мо-настыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил-ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

    Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 15 лет из них он провел, не видя лица человече-ского, так что и люди не знали о месте его подвигов. Чудесным обра-зом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в 12 верстах от хижины святого, однажды, погнав-шись за лосем, заехал в темный лес, в глухую, непроходимую дебрь. Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, ого-роженную частоколом — жилище преподобного Ни-кандра.

    К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову прп. Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков». Верующие обращались к прп. Никандру за молитвенной помощью, ибо Гос-подь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал. Преподоб-ный не дозволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его кел-лии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них пол-ученный дар слез. Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьян-ский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины.

    В то время к преподобному часто приходил один диакон из г. Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посе-щения Ни-кандр поведал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу, и ты погреби тогда мое грешное тело. Не знаю, как извещу тебя, ибо в то вре-мя будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, небояз-нен-но погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь ве-ли-кого и славного Благовещения». Он предвидел свою смерть, предсказав, что ум-рет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое по-ражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польско-го ко-роля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшим-ся: он лежал на ро--гож-ке с крестообразно сложенными на груди руками. Так с миром почил о Гос-поде досточудный отец наш преподобный Никандр пустынножитель.

    Не осталось забытым уединенное место подвигов святого пустынножителя. Через два с половиной года после кончины прп. Никандра над его гробни-цей воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвя-той Богородицы. В 1585 году пришел на то место один мирянин. Здесь он принял иноческое постриже-ние с именем Исаии. Долгое вре-мя Исаия страдал болезнью ног и наконец, по мо-литвам преподобно-го, получил исцеление от своего недуга. Сей Исаия на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в ней многочис-ленную братию.

    В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима, вследствие слуха о его чудесах, мощи преподобного были освидетельствованы и найдены нетленными; в то же время было составлено его житие и сочинена ему служба (есть и акафист). Патриарх Иоаким, рассмотрев житие и службу преподобному, повелел праздновать па-мять его в храмовый праздник обители (т. е. на праздник Благовещения), а также 24 сентября — в день кончины его. При перестройке собора монастыря были обретены мощи прп. Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с прп. Никандром, ко-торого глубоко чтят на Псковской земле.