Музей Орсе в Париже (Musée d'Orsay): история, экспонаты, время работы. Музей Орсе в Париже (Musee d'Orsay)

Контакты

Адрес: 1 Rue de la Légion d’Honneur, 75007 Paris, Франция

Официальный сайт: www.musee-orsay.fr

График работы: 9.30-18.00, чт – до 21.45, пн — выходной

Телефон: +33 1 40 49 48 14

Цена билета: 9 евро, детям до 18 лет – вход бесплатный

Париж – город не только романтики, любви и моды, но и то место, где собрано огромное количество исторических и культурных памятников. Старинные соборы, храмы, галереи и музеи – все это несет в себе частичку своей эпохи. Одним из таких мест является музей Орсе, который входит в десятку самых красивых музеев мира.

Музей Орсе в Париже — история

В 1900 году было построено здание вокзала Орсе, приуроченное к Всемирной выставке. Целью строительства было разгрузить ближайшие железнодорожные узлы Парижа, поэтому местные власти не поскупились и выделили большой участок прод строительство в самом центре города напротив . В процессе строительства использовались самые современные технологии, поэтому в свое время вокзал д’Орсе был первым электрифицированным вокзалом.

Спустя 40 лет вокзал начал терять свои преимуществ и в скором времени полностью опустел. В 1971 году начались разговоры о его снесении, тогда Жорж Помпаду пользуясь своим влиянием, не позволил этого. В 1980 году на вокзале начались реконструкционные работы по проекту Гае Ауленти и превращение его в музей из за того, что напротив Лувр не мог вместить всех работ, и многие так и оставались лежать по подвалам. Открытие музея состоялось в 1986 году и сегодня он считается одним из самых посещаемых туристами мест.

Описание Музея Орсе в Париже

В Музеи Орсе представлены работы середины 19 века – начала Первой мировой войны эпохи импрессионизма и постимпрессионизма. Работ в музеи настолько много, что даже за целый день невозможно их всех посмотреть, разве просто беглым взглядом. Поэтому лучше взять с собой план музея и посмотреть именно те отделы, которые вызывают у вас интерес. Все работы представлены в хронологической последовательности.

На верхнем этаже музея есть кафе с террасой , с которой открывается шикарный вид на Монмартр , а среднем уровне разместили ресторан и чайный салон . Здесь можно перекусить или попить вкусный чай или традиционный горячий шоколад.

Музей д’Орсе находится в 7 округе, добраться до которого можно на метро. Станция, на которой нужно выйти называется Solferino. А также с помощью электрички: станция Musee-d’Orsay.

Каждое первое воскресенье месяца – бесплатный вход. Купить билет на временные выставки – 12 евро.

Фото музея Орсе

Вашему вниманию предложены фотографии, сделаны туристами и профессиональными фотографами в Музее Орсе. Их просмотр подарит вам массу положительных эмоций.

Музей Орсе (фр. Musée d"Orsay) прежде всего, известен как единственный музей в мире, владеющий крупнейшей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов. Все стремятся попасть сюда, чтобы увидеть такие бесценные шедевры как: «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, «Бал в Мулен де ля Галет» Ренуара, «Голубые танцовщицы» и бронзовую статую «Маленькая 14-летняя танцовщица» Дега, серию «Руанский собор» Клода Моне или «Происхождение мира» кисти Курбе...

В дополнение к традиционным видам искусства, экспозиция музея представлена тысячами работ из таких областей, как архитектура, кинематограф, мебель и фотография. На 57.400 м² непрерывно выставляются более 4000 работ. Они представляют исключительное художественное богатство с 1848 года по 1914 год, то есть, как звенья в художественной цепи, - захватывают период в хронологическом порядке, между экспозициями Лувра и современного Центра имени Жоржа Помпиду .

Бывший вокзал остается местом для путешествий более чем 3 миллионов посетителей в год… Путешествий во времени и истории искусства.

От вокзала до музея

Расположенный на левом берегу реки Сены, Музей Орсе в Париже основался в бывшем железнодорожном вокзале: светлом, просторном здании с красивыми «коронованными» главными часами и стеклянным куполом. Это строение само по себе произведение искусства, потому что у него не совсем обычная история.

Электрифицированный Гар д`Орсе (Gare d"Orsay) был построен архитектором Виктором Лалу и запущен к Всемирной выставке, 14 июля 1900 года. Здесь обслуживалось направление Париж – Орлеан. На вокзале помещались 16 платформ, многочисленные роскошные помещения, отель и многое другое. Но очень скоро оказалось, что полотна путей недостаточно, чтобы принимать длинные составы поездов, и с 1939 года он больше не использовался в качестве ж.д. станции. После закрытия, здесь располагалась почта, дом для бывших военнопленных освободительной войны, театр и аукционный залы. Орсе собирались сносить, но ему была уготована великолепная судьба. С легкой руки Жоржа Помпиду в здании начали капитальный ремонт. А 1-ого декабря 1986 года Франсуа Миттеран торжественно объявил об открытии Орсе в качестве музея. Недавно были проведены колоссальные и дорогостоящие реставрационные работы, и Музей Орсе стал еще великолепней. Днем и ночью, внутри и снаружи, с воды и суши – это потрясающий своей сказочной красотой настоящий «Дворец искусств».

Экспозиции

Жанры: Неоклассицизм, Романтизм, Реализм, Эклектизм, Академизм, Символизм, Импрессионизм, Натурализм, Постимпрессионизм и другие.

У входа в Музей Орсе не забудьте взять с собой план-схему – бесплатно.

Представленные жанры живописи и скульптуры

Даже те, кто ничего не знает о живописи, обязательно получат эстетическое удовольствие в Музее Орсе: от шедевров Ван Гога, Ренуара, Сезанна, Матисса, Тулуз-Лотрека, Писарро…

Коллекции расположены в хронологическом и тематическом порядке. Каждой «творческой революции» посвящены отдельные залы, а расстановка экспонатов основана на «четырех слонах» искусства: скульптуре, живописи, архитектуре и декоративно-прикладном.

Постоянные выставки размещены на трех уровнях здания (цокольном – 0 эт., среднем – 3 эт., и верхнем – 5 эт.). Весьма интересным представляется размещение экспонатов: всемирно известные шедевры гармонично соседствуют с малоизвестными работами. Все снабжено объяснительными табличками.

На центральной аллее цокольного этажа (там, где ранее находились ж/д пути) расположен зал скульптур. Вокруг - галереи с выставками предимпрессионистов, работ живописцев Эдуарда Мане, Анри Руссо, Камиля Коро, основателя «реализма» в живописи Гюстава Курбе, импрессиониста Клода Моне, Базеля, Делакруа, Кабанеля. Здесь также находятся экспозиции кино, прикладного, декоративного искусства, фотографии. Тематический порядок размещения повторяется на каждом уровне музея.

Архитектура

Данная секция посвящена архитектуре Второй Империи (1852-1870). В музее находится интересный макет одного из округов Парижа – Опера (le quartier de l’Opéra). Продольный срез макета Оперы Гарнье позволит рассмотреть в деталях зал, сцену, оборудование и другие элементы.

Декоративно-прикладное искусство

Эклектизм (1850-1880) в музее представлен восхитительными вещами и убранством интерьера, созданными в симбиозе предметов, привезенных из путешествий и выставок, времен колонизации, восточных мотивов, новых промышленных и практичных форм. Здесь также можно увидеть изящные посеребренные предметы, которые стали популярными благодаря способу гальванизации металлов.

Французский Ар-Нуво (Модерн)

Этот красивый, и возможно, последний художественный стиль появился под влиянием новых изобретений и декоративности (растительные сюжеты). Под девизом «Искусство во всем», Ар-Нуво объединил многочисленные художественные мастерские. Среди самых ярких представителей этого жанра: Мажорель, Лалик (известная фирма по изготовлению украшений и предметов из стекла), Грюбер, Карабен и другие. Стрекозы и бабочки от Lalique находятся в зале 63.

Начиная с 1800-ого года, ар-нуво становиться тенденцией в Великобритании, а затем, и в других странах. Представители: бельгийцы Ван де Вельде и Виктор Орта, австрийцы Лус и Тонет, американец Райт и шотландец Макинтош.

Инфраструктура

Выставочные залы, рестораны, кафе, библиотека-магазин, гардеробные, инвалидные коляски и складные табуреты для людей с ограниченными физическими возможностями, легкие трости-коляски для детей (коляски других видов не допускаются), лифты и пандусы для инвалидов и посетителей с детьми в колясках, туалеты, пеленальная комната (уровень -1).

Стоянки для автомобилей: паркинг у кольцевой Лувра (Parking du carrousel du Louvre); стоянка Бак Монталамбер (Parking Bac Montalembert).

События

Здесь проводятся временные выставки и различные мероприятия – концерты, театр теней Черного кота, спектакли для юной аудитории, конференции и симпозиумы, «литературные кафе». Ежегодно проводится кинофестиваль. По всему миру существуют несколько «Клубов друзей Музея Орсе». На официальном сайте можно зарегистрироваться и через личную страницу получать информацию о выставках и других событиях в музее, загружать обои для компьютера, заказывать каталоги, открытки и др.

Условия бесплатного посещения

Посетить Музей Орсе бесплатно может каждый первое воскресенье месяца; всегда: молодежь до 18-ти лет, инвалиды в сопровождении, владельцы Paris Museum Pass ; члены сообществ «Друзья Музея Орсе».

В течение 8-ми дней с даты выпуска билета, можно будет воспользоваться скидками на покупку билета в государственный Музей Густава Моро (с 15 июля 2013 закрыт на ремонт на 5 мес.) и бесплатное посещение Дворца Гарнье Национальной Оперы Парижа (фр. Palais Garnier Opéra national de Paris).

Обзорное видео

Музей д’Орсэ (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры по всему миру

Крупнейшая коллекция импрессионизма - то, чем в первую очередь славен Музей д’Орсэ, один из самых посещаемых музеев французской столицы. Моне и Мане (запоминалка: первый - пятна, второй - люди), воздушно-балеринный Дега, меланхоличный Лотрек, солнечный Ренуар, экзотичный Гоген - вот неполная часть его собраний. Впрочем, не одними живописными полотнами славен Музей д’Орсэ - его коллекции расположились в здании бывшего железнодорожного вокзала, так что интерьеры здесь не менее интересны, чем экспонаты.

Немного истории

Музей д’Орсэ занимает здание одноименного вокзала и прилегающего к нему отеля. Вокзал д’Орсэ был построен к Всемирной выставке 1900 года, чтобы разгрузить другие железнодорожные узлы Парижа и окрестностей в ожидании прибытия тысяч посетителей. Под застройку был выделен участок в самом центре столицы, на левом берегу Сены, напротив Лувра . Технологии использовались самые новаторские: д’Орсэ стал первым в мире электрифицированным вокзалом. После выставки, однако, интенсивность движения поездов здесь упала в разы, и к сороковым годам 20 века вокзал опустел. Здание простояло заброшенным до 1971 года, когда всерьез заговорили о необходимости его сноса, однако за вокзал вступился сам Жорж Помпиду - и в 1980 году началась работа по реконструкции д’Орсэ и превращению его в музей. Поводом к этому послужило еще и то, что фонды Лувра буквально ломились от невыставленных работ. Музей д’Орсэ открылся шестью годами позже - и сегодня является одним из самых популярных музеев Парижа с внушительным списком выставленных шедевров и массой интересных выставок.

Музей д"Орсэ

Что посмотреть

История музейных фондов начинается с основанного в 1818 году Луи XVIII Музея Люксембурга, призванного представить на суд публики работы современников. По указу короля, по истечении десяти лет со смерти художника, чьи работы получили всемирное признание, его картины автоматически передавались в Музей Люксембурга. Позже коллекцию стали пополнять переданные в дар живописные полотна, приобретения на выставках и т. д. - и сегодня фонды насчитывают более 4000 произведений искусства.

Роскошная коллекция работ импрессионистов и постимпрессионистов - главная гордость Музея д’Орсэ. В числе шедевров - «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, серия «Руанский собор» за авторством Клода Моне, «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Ренуара, «Цирк» Сера, автопортрет Ван Гога, работы Синьяка, Сислея, Тулуз-Лотрека, Дега, Коро, Курбе, Писсарро, Энгра и многих других.

Живопись - не единственное, чем можно наслаждаться в Музее д’Орсэ: коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства здесь не менее выдающиеся. Непременно стоит обратить внимание на работы Родена (например, известную «Бронзовый век»), Камиллы Клодель («Зрелость») и великолепную скульптуру Дега «Маленькая танцовщица четырнадцати лет» (балерины - везде!). Собрание предметов интерьера представлено резными стенными панелями из ценных пород дерева, коллекцией посуды, витражей и мебели.

Практическая информация

Адрес: 62, rue de Lille; ближайшая станция метро - «Solferino»; под землей находится выход станции «Музей д’Орсэ» линии C пригородных электричек RER.

Время работы: с 9:30 до 18:00, по четвергам - до 21:45; понедельник - выходной.

Вход: 14 EUR; каждое первое воскресенье месяца - бесплатно.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Французская столица способна покорить своими достопримечательностями кого угодно. Насыщенная культурная жизнь выделяет этот город среди многих других. Не последнюю роль в этом играют музеи. Знаменитый Лувр не отпугивает туристов даже длинными очередями. Не менее популярен и музей Орсе. Чем он прославился, когда был открыт и что в нем обязательно стоит посмотреть?

Где находится музей?

Если идти по бульвару Сен-Жермен, то вскоре вы доберетесь до поворота к реке, сможете перебраться на другой берег по мосту Согласия и окажетесь на набережной Вольтер. Она интересна не только видом на но и тем, что именно тут располагается легендарный музей Орсе, который является одной из самых посещаемых Войти в здание можно с улицы Лежьон-д’Оннер. Если вы планируете путешествовать на метро, необходимо будет выйти на станции под названием «Solferino».

Экскурс в историю

В этом удивительно красивом здании не всегда располагался музей д’Орсе. Париж принимал всемирную выставку 1900 года, и для нее на этом месте был построен железнодорожный вокзал. Он обслуживал юго-западную часть страны до 1939-го. Маршрут Париж - Орлеан пользовался спросом, составы становились все длиннее, и вскоре оказалось, что они просто не помещаются на перрон. Пришлось сменить профиль этого вокзала. Он стал обслуживать лишь небольшие пригородные составы, а часть здания была отведена под почтовый центр. После Второй мировой вокзал использовался театральной труппой Рено-Баро. В залах проводились аукционы и была восстановлена гостиница, которую закроют лишь в 1973. Только в 1977 здесь было решено разместить музей д’Орсе. Началась масштабная реконструкция, которая заняла почти десять лет. Уже к первому декабря 1986 года был открыт один из самых знаменитых музеев мира. Церемонию торжественно провел президент Франции Миттеран. С тех пор музей Орсе не прекращает свою работу.

Экспозиция первого этажа

Музей Орсе разделен на три уровня, каждый из которых представляет разные культурные направления. На первом, который располагается под удивительно красивой стеклянной крышей, выставлены два ряда скульптур. Размещение их напоминает о прошлом помещения, создавая очертания железнодорожных путей. По бокам в дополнительных залах размещаются картины. Весь этаж связан с произведениями, созданными до 1870 года. Лучшим образцом скульптуры является работа Карпо. Она изображает Уголино, чудовищного графа из поэмы Данте, грызущего свои пальцы от предвкушения возможности съесть тела собственных детей. Еще одна работа скульптора - гипсовая группа «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу». Оригинал, воплощенный в бронзе, можно увидеть в Люксембургском саду. Там же музей д’Орсе предлагает вниманию посетителей полихромные бюсты африканцев, созданные скульптором Кордье из камня.

Экспозиция боковых крыльев

На южной стороне этажа представлены полотна живописцев Делакруа и Энгра. Их основная коллекция размещается в Лувре. Вместе с ними музей Орсе в Париже размещает и художников, которые выставлялись в салонах середины девятнадцатого века. В следующих залах размещены полотна Пювиса де Шавана, юного Дега и В северном крыле размещаются представители Барбизонской школы с художниками-реалистами. В этих залах можно увидеть работы Коро, Домье, Милле и Курбе. В числе первых они отказались от устаревших норм и перестали изображать идеализированные сюжеты. Картина Добиньи «Снег» сильно повлияла на будущее течение импрессионизма, а работа Курбе под названием «Начало мира» шокирует посетителей откровенностью. В этой же части музея можно найти картины Мане, например, провокационное полотно «Олимпия», созданное мастером в 1863.

Коллекции импрессионистов

Чтобы осматривать экспозицию в хронологическом порядке, нужно отправиться на верхний этаж. Там располагается коллекция, которой больше прочих гордится музей Орсе - импрессионисты и постимпрессионисты с их лучшими работами. В камерных залах, располагающихся под крышей, находится собрание, созданное историком искусства Моро-Нелатоном. Выдающемуся коллекционеру принадлежали лучшие работы Клода Моне, например, «Маки» или «Завтрак на траве», когда-то приводивший критиков в ярость. В соседних залах продолжается импрессионистская экспозиция - там представлены Дега, Ренуар, Сислея, Писарро. Потрясающие бытовые сценки и пейзажи отражают первые годы новой эпохи, в которую у художников было принято размещать свой мольберт прямо на улице и искать вдохновение там же. Здесь можно увидеть легендарную работу Дега - его танцовщицы выделяются из других картин данного направления вниманием не к цветам, а к линиям и движениям. Представлена так же «Колыбель» Берты Моризо - первая женская работа в стиле импрессионизм.

Лучшие произведения

Самые важные шедевры, которыми владеет музей Орсе в Париже, выставляются в залах 34, 39 и 35. Это первые пять на которых изображается и поздние работы Ренуара. Зал 35 наполняет буйство красок - там выставлен Орсе владеет и полотнами Сезанна, например, знаменитым натюрмортом «Яблоки и апельсины». На верхнем уровне располагаются также кафе и небольшие залы с пастелями Дега. Последний ряд помещений под крышей отдан психологическим, острым сюжетам - Гогену, Руссо, пуантилистам Сера и Синьяку. Лучшей работой этой части экспозиции является полотно с портретом Оскара Уайльда, принадлежащее кисти Тулуз-Лотрека.

Экспозиция среднего уровня

Музей Орсе, часы работы которого позволяют успеть посмотреть экспозицию всем желающим - по четвергам он открыт даже в девять вечера, а единственным выходным является понедельник, - стоит посещать, прогуливаясь по всем уровням. На среднем представлен постимпрессионист Каганович, а на террасе Лилль можно увидеть полотна Боннара и Вюйяра. От глаз публики их скрывает гигантская скульптура белого медведя, созданная Помпоном. Вюйяр и Боннар - известные участники группы ар-нуво, которая прославилась под названием «Наби». В их полотнах прослеживается не только влияние начала двадцатого века, но и следы импрессионистских течений, и некоторые детали традиционной Коллекция в этой части музея заканчивается работами символистов - Климта, Мунка.

Скульптурные террасы

Адрес «Музей Орсе, Париж, Франция» манит не только ценителей живописи. Сюда едут и поклонники скульптуры. Экспозиция не ограничивается первым уровнем. На среднем представлены многочисленные работы Родена. Его версия «Уголино» еще более мрачна, чем такая же скульптура Карпо с первого этажа. Есть и другая его работа с трагичной историей - «Мимолетная любовь», которая стала символом конца его отношений с ученицей и любовницей. Если после всех этих прогулок остаются силы - обязательно посетите последние залы, где выставлена мебель и образцы прикладного искусства эпохи ар-нуво. Несмотря на меньшую значимость, это очень интересные артефакты, которые позволяют составить представление о быте прошлых лет. Если вы побывали в музее, но успели осмотреть не все, при возможности, повторите визит в первое воскресенье месяца - так вам не придется снова оплачивать билет.

Стоимость посещения

Точная цена билетов в музей может меняться, но стандартно она равняется девяти евро. С посетителей моложе восемнадцати лет плата не взимается по традиции. По воскресеньям и ежедневно после четырех вечера предоставляются скидки на билеты. Но не думайте, что вам удастся быстро посмотреть экспозицию, если вы пришли поздно - касса закрывается за час до прекращения работы музея. Чтобы сэкономить, вы можете купить специальный парижский билет для туристов - он универсальный и подходит для шестидесяти разнообразных заведений и достопримечательностей. Вы сможете пройти без очереди и не задумываться о дополнительных тратах, оплатив всего один раз.