Морозовой. Особняк З.Г.Морозовой Дом приемов мид на спиридоновке 17

Особняк МИД на Спиридоновке (бывш. особняк Морозова) usolt wrote in February 28th, 2007

СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала "Большая Восьмерка").
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.




Так особняк выглядит снаружи

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович... Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же "друг семьи" Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу -- особняк еще цел до сих пор.

Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.


Дьявольские существа на особняке


Вид сзади, с закрытой территории



Парадный холл особняка. Рыцари изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв.



Бывшая гостевая комната Саввы

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.


Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.



Парадный Зал заседаний. Здесь заседают Президенты. Здесь была Большая Восьмерка.



Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля. (под лестницей стот обычный офисный стол и шкафы, ибо там сидит администрация)



Каминный зал (все камины в особняке действующие). Используется под протокольные заседания. Справа дверь на совершенную еврокухню.


Собственно сама кухня.


Какой-то изящный и хитрый шкафчик.


Проходная комната с изящным и хитрым шкафчиком и красной лампой, сделаной по эскизу Шехтеля.


Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний.


Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная.


Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне.



Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.



На бис: главный зал заседаний. Белый зал, он же Мраморный.


На Бис Рыцари =)

Лестница с фигурами (под ного одной из фигур виден монитор).

Гуляя по старой Москве, нельзя не обратить внимание на красивый особняк на улице Спиридоновка, д.17. Сейчас это здание принадлежит МИД РФ и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала “Большая Восьмерка”), А ранее это был семейный дом четы Морозых.


Заказчиком особняка был известный промышленник и меценат Савва Морозов. Но строился особняк на Спиридоновке исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала.

В 1894 года Савва Тимофеевич Морозов начал строить новую усадьбу в центре Москвы, близ Патриарших прудов на улице Спиридоновка.


Архитектор Федор Шехтель

Исполнение заказа Морозов доверил 33-летнему Федору Осиповичу Шехтелю, в то время уже известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся фабриканту.

Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья, так что вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали и привели к потрясающему результату.

В основу композиции легли схемы неоготического замка, который Морозов углядел, возможно, в Манчестере, где обучался делу на текстильной фабрике. Внутренняя отделка была завершена в 1898 году.

Одним из первых в русской архитектуре он использовал принцип живописного планирования, свободы в размещении комнат, отказавшись от обязательной симметрии.

Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.


Савва Морозов

Морозов поселился в чудо-особняке с молодой женой, на которую по купеческим обычаям и был оформлен дом. Женился Морозов по любви, не побоявшись скандала. Дело в том, что 19-летняя Зинаида Григорьевна уже была замужем, да еще и за родственником, двоюродным племянником Саввы, и уже носила фамилию Морозова.


Зинаида Морозова

Не очень красивая, но умная и с сильным характером Зинаида Григорьевна, став хозяйкой особняка, окрещенного московской молвой "палаццо", вела светский образ жизни, так что побывать в ее доме смогло много известных москвичей. Вскоре авторитет Зинаиды стал столь высок, что с ее мнением считались сильные мира сего, творческая элита прислушивалась к ее умным и тонким замечаниям. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна.

Снаружи особняк напоминает романтический замок со своими башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, контрфорсами и зубцами.

Внутри впечатление усиливают высокие деревянные резные своды, стрельчатые арки, обилие фантастических существ - драконов, химер, грифонов, демонов.

За мощным порталом с 3-мя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал.


Красный кабинет


Столовая

Столовую украшают огромный камин с рыцарскими фигурами и деревянный потолок. Богато отделаны жилые комнаты, особенно спальня (Малый мраморный зал) и будуар хозяйки (Красный кабинет). К воплощению своих творческих замыслов Шехтель привлек великого русского художника М. Врубеля.


витраж «Рыцарь»

Украшением дома стал витраж, выполненный по эскизу Врубеля в традиционной технике пайки - когда свинцовый переплет фиксирует плоскости цветного стекла, на которые живописец затем наносит дополнительные детали: лица, тени и блики, цветы и узоры.

Гирляндами цветов украшают его копьё обитательницы замка, но рыцарь погружён в свои думы. Романтик и мечтатель, как и художник, его изобразивший (недаром чертами лица он напоминает Врубеля), рыцарь странствует в поисках дамы сердца, а она - как и положено - где-то в дальних краях.


Курительная комната

Врубель выполнил и скульптурную группу «Роберт и Бертрам» на парадной лестнице, панно «Утро», «Полдень» и «Вечер» в Малой гостиной (сегодня она почтительно зовется «залом Врубеля», а у Морозовых была просто курительной комнатой!).

Мотивы готики в отделке дома преобладают, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Объединяет их авторский почерк Шехтеля, выполнившего эскизы для каждого из помещений.

А также то, что все элементы отделки были заказаны лучшим мастерам того времени.

Огромную люстру для столовой создали на фабрике Постниковых, камин из радомского песчаника - в мастерской Захарова, а лестницы и дубовые панели вестибюля и аванзала изготовили резчики знаменитой фабрики художественной мебели Павла Шмита, поставщика императорского двора.

Слухи о роскошном особняке быстро облетели всю Москву.


Качалов В. И., Горький М., Станиславский К. С

Савва Тимофеевич дружил со Станиславским и Горьким.

МХАТ создавался в основном на его деньги. Своего Егора Булычева Горький писал с Саввы Морозова. Морозов оказывал денежную помощь РСДРП, выступал против применения войск в борьбе с забастовщиками.


Бауман Николай Эрнестович

Известно, что именно в этом особняке Морозов некоторое время скрывал находящегося в бегах революционера Баумана. Казус состоит в том: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же «друг семьи» Морозовых — опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Позже, уже после смерти мужа, Зинаида продала особняк Рябушинским, говоря, что призрак Саввы мешает ей спокойно жить в этом доме и что по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышны его покашливания и шаркающая походка.


Татьяна Рябушинская

Второй хозяйкой этого особняка стала в 1909 году Татьяна Рябушинская. Ее, балерину кордебалета, дочь капельдинера Большого театра, увез в этот дом Михаил Рябушинский, и тоже от мужа - полковника.


Татьяна Рябушинская

Вопреки всем обычаям, он женился не на представительнице предпринимательского круга, а - по страстной любви - на признанной московской красавице и одной из самых остроумных дам Москвы Татьяне Фоминишне Примаковой.

Волшебный особняк на Спиридоновке продолжал жизнь Острова Любви среди бурных событий начала нового века.


Константин Богаевский

В 1912 году по заказу нового владельца художник К. Богаевский украсил Большую гостиную тремя монументальными панно, которые, как у Врубеля, назывались «Утро», «Полдень» и «Вечер». Летом 1918 года семья Рябушинских покинула революционную Россию, забрав почти все - мебель и посуду.

В 1920-е годы здесь размещался интернат для сирот из Бухарской республики, а в 1929 году дом был передан Наркоминделу. До 1938 года здесь жил нарком М. М. Литвинов, и, наконец, навсегда разместился Дом приемов.

Поздно вечером 4 августа 1995 года в доме случился пожар. По странной иронии судьбы очаг возгорания оказался там же, где Франц Шехтель расположил центр своей композиции - в аванзале. Просушившееся за 100 лет дерево облицовки полыхало так, что погасить пламя пожарным удалось только через 2,5 часа.

Когда стало возможным войти внутрь, у сотрудников Дома приёмов комок в горле стоял не от копоти, а от невыносимого зрелища: лопнувшие оконные стёкла, оплавленные перила лестницы, осколки витража, застывшие в свинцовой луже… Даже немецкая бомба, во время войны упавшая недалеко от дома, пощадила его - тогда лишь обвалился потолок в Белом зале. Сейчас всё обстояло гораздо хуже.

Вестибюль, аванзал и холл с парадной лестницей выгорели практически полностью - обугленные остатки паркета рабочие сгребали совковыми лопатами, - а из соседних залов в не залитые водой помещения сотрудники Дома приёмов бережно переносили подмокшие книги, пропахшие гарью ковры, потемневшую бронзу и уцелевший фарфор.

Закопченные панно Врубеля, обрывки картин Богаевского, черные спекшиеся куски витража «Рыцарь». В крохотной комнатке в нижней части здания, куда сносили уцелевшее добро - книги, ковры, фарфор, бронзу, был устроен штаб по ликвидации последствий пожара. В течение 11 месяцев ежедневно, без выходных, в 3 смены выходили работать на «объект № 1», скрытый желто-белыми чехлами, одновременно от 180 до 300 человек.

Воссоздание особняка осуществлялось по комплекту старинных чертежей, представленных Музеем архитектуры. Все они имели личную подпись автора проекта: Федор Шехтель. МИД держал стройку под постоянным контролем. Шла работа и вне особняка: в Измайлове группа реставраторов воссоздавала полотна Богаевского, в Третьяковке реставрировали Врубеля, в Лондоне возрождали его витраж «Рыцарь».

В настоящее время зданию полностью вернули его былую красоту. Увы, но сейчас обычному гражданину туда не попасть: несколько лет назад Дом приемов МИД попадал в списки для посещения на День музеев, теперь же его в этих списках уже не бывает.

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.

Сейчас многие Булгаковеды называют особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке прототипом особняка, в котором жила Маргарита в романе «Мастер и Маргарита».Возможно именно из этих окон вылетала Маргарита......

Блог Сударушки

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.
Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора. С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

3. Вид на Гранатный двор.

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.
До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.


14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.


16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.
Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с пионерами. Как оказалось, они появились тут не так давно.

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.

Приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого . Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ . Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник . Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью .

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

*Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.