Какие виды рисования для детей помогут вернуть интерес к творчеству. Нетрадиционное рисование в технике «Грифонаж»

Чем заняться дома с малышом, когда на улице холодно? Конечно же творчеством! А мы сделали для вас просто огромную подборку, в которой рассказали о всевозможных необычных способах рисования. Скорее приступаем!

Топ-40: необычные способы рисования!

Если у Вас дома есть карандаш с ластиком на другом конце, то эта идея для Вас! Немного времени на подготовку, и можно создавать яркие картины. Вы оцените простоту и доступность такого вида творчества, а кроха весело и с пользой проведёт время.
Рисуем ластиком!

У нас есть занимательная идея для Вас и Ваших крох, которая объединяет в себе творчество и изучение законов физики! Это занятие увлечёт всю семью!

Благодаря этой идее крохи смогут лучше изучить цвета и их сочетания. А способ их точно удивит!
Делаем волшебное цветное молоко!

У нас есть для Вас отличная идея, как развлечь малыша, развивая при этом его творческие способности. Это не отнимет у Вас много времени и средств, но кроху идея точно развеселит!
Рисуем спреем!

Если на улице вдруг пошёл дождь- это не повод грустить! Предлагаем Вам и Вашим малышам развлечение в ненастную погоду. Только не забудьте надеть дождевики)

Для чего нужны машинки? Конечно, устраивать гонки, катать свои любимые игрушки и делать родителям массаж спины по утрам) А Вы пробовали использовать их в качестве инструмента для рисования? Хотим предложить Вам и Вашим непоседам простую, но очень необычную идею.

Все малыши любят заниматься чем-то необычным и интересным, открывая для себя массу новых забав. Поэтому мы стараемся находить для Вас и Ваших крох только самые любопытные и познавательные идеи! И в этот раз мы предлагаем Вам сделать яркие ледяные краски! В процессе рисования кроха легко выучит цвета и их сочетания.

Вы когда-нибудь рисовали в формате 3D? Мы нашли для Вас и Ваших малышей необыкновенную идею для творчества, которая совмещает в себе живопись, бумажную скульптуру и изучение природы! Реализовать её очень просто, но сколько радости и новых открытий принесёт Вам это занятие!

После рисования мелками остаются маленькие «огрызочки», которыми пользоваться уже не так удобно. Мы хотим предложить вам идею, как можно их использовать. Продолжайте рисовать ими, только уже немного по-другому! Сделайте из них краску!

Нам понадобится: мелки, плотные пакетики для еды, молоток.
Мелки одинаковых оттенков положите в пакетик, плотно закройте. Постучите по пакетику молотком, чтобы мелки превратились в порошок. Будьте аккуратны, не бейте слишком сильно, иначе пакет может порваться. Высыпьте получившийся порошок в мисочку и добавьте воды. Краска готова! Вот так просто! Такая краска будет мягко ложиться на бумагу или любую другую поверхность. Рисуйте с удовольствием!

В этот раз мы опять хотим предложить Вашим малышам порисовать, только теперь ледяными мелками по маслу! Получается очень красиво и здорово, к тому же в процессе малыш наблюдает, что масло не смешивается с водой, и это можно использовать как художественный приём.

Летом природа предстает перед нами во всей красе! Созревают ягоды, фрукты и овощи, на улице - буйство зелени, распускаются цветы и дарят нам свой аромат. Предлагаем Вам и Вашим деткам попробовать одну интересную летнюю забаву- сделать природную акварель! А если на улице холодно, то цветы можно купить в магазине. Эта краска будет полностью натуральна и безопасна, к тому же так весело её делать! Попробуйте сами!

Хотим рассказать вам об одном художнике, которого зовут Джексон Поллок, и о его технике рисования, которая непременно понравится вашим детям. Самое примечательное в этой технике, это то, что нужно «брызгаться» краской в свое удовольствие! Техника Джейсона Поллока заключается в том, что холст кладется на пол, а краску разбрызгивают с кистей, не прикасаясь кистью к холсту. В 2006 году картину с названием «Номер 5, 1948» продали на аукционе «Сотбис» за 140 миллионов долларов!

Уверены, что вы еще ни разу не рисовали замороженной краской! Сегодня тот самый день, чтобы открыть для себя новые горизонты и попробовать этот веселый вид рисования.

Дождь все еще идет или уже закончился, а вам не удалось увидеть радугу?! Не беда! Сегодня мы сделаем свою радугу из цветного риса (как его покрасить мы Вам тоже расскажем), а заодно повторим все цвета и выучим веселый стишок про радугу. Своей радугой мы cможем любоваться ей в любой момент, не зависимо от погоды и времени года!

Вы когда-нибудь думали о том, как становятся художниками? Правильно, с помощью практики и тренировок. Вообще, у учителей по рисованию множество интересных и занимательных упражнений, выполняя которые и не скажешь, что проходишь обучение. Именно так мы к ним и относимся – как к творческим развлечениям! Сегодня мы поделимся с вами одним из них - рисованием кругов.

Обычно на каждом празднике обязательными гостями становятся воздушные шарики. Но вот проходит время, и шарики начинают сдуваться. Думаете, они уже не могут принести радость, а вот и ошибаетесь! Сегодня мы расскажем, как создать чудесный портрет с помощью шарика. Веселье гарантируем! :)

Мы хотим рассказать про еще один забавный вид художества – рисование пленкой с пупырышками.Так что самое время достать до сих пор не выкинутую коробку из-под телевизора, миксера или соковыжималки, пленочка оттуда нам сегодня очень пригодится в творческом процессе;)

Сегодня мы предлагаем вам воплотить в жизнь нашу хулиганскую затею. Давайте соединим бросание воздушных шариков с водой и искусство! Что у нас получится? Конечно же, прекрасное развлечение для теплого летнего дня! Заинтригованы? ;)
Порисуем акварельными карандашами!

Мы решили предложить вам с детьми освоить необычный вид рисования, который обязательно позабавит всю семью своим чуть-чуть хулиганским настроем! Сегодня мы предлагаем вам рисовать с помощью старых кусочков пряжи или плотных ниток, которые наверняка найдутся в каждом доме!

Мы решили вам показать рецепт, как сделать краски для тела в домашних условиях. Самое приятное в этом рецепте, что краска абсолютно безопасна для кожи вашего малыша! Если ваши дети подросли, то обязательно давайте им самим делать краску, представьте их удовольствие, когда из разных материалов у них получится самая настоящая краска для тела!

Про рисование на асфальте мелками знают все! Сегодня мы расскажем вам еще об одной любопытной идее асфальтного художества - рисовании красками, а также дадим рецепт, как из подручных материалов эти краски сделать! С этой идеей у вас всегда будет в запасе ответ на вопрос вашего ребенка «Чем мы сегодня займемся?!»

Каждый знает про рисование пальчиками, ладошками или кисточкой. А пробовали ли Вы рисовать живым цветком?

Хотите узнать еще один необычный вид рисования? Тогда эта идея для вас, ведь сегодня мы будем рисовать на камнях. Идея очень простая, но, тем не менее, она с успехом сможет занять вашего ребенка очень надолго. Такое необычное рисование развивает воображение и способствует становлению творческого Я у вашего непоседы.

Раскрашивание - это всегда веселое времяпрепровождение для детей. После прочтения этой статьи вы узнаете, как легко и просто сделать собственные уникальные шаблоны для рисования и раскрашивать их! Абстрактное раскрашивание стимулирует детей использовать свое воображение и может занять их на целый день. Также рисование активно развивает мелкую моторику, что благоприятно влияет на развитие речи и умственных способностей.

А давайте на сегодня станем художниками? Вот только создавать свои творческие шедевры мы будем весьма необычным способом – ставить разноцветные штампики, сделанные из обычного перца. Этот простой способ позволит даже самым маленьким творцам создать свою первую художественную работу, а более взрослым художникам - проявить свою фантазию и понять, что границ для творчества практически нет.

Мы предлагаем Вам показать своему ребенку, какие бывают чудеса в мире науки. Ваш ребенок когда-нибудь видел, как краски растут на глазах? Если нет, то попробуйте сделать этот необычный эксперимент. Ребенок будет в восторге, когда увидит, что картина стала объемной!

Воплощать свой полет фантазии в рисунках, наверняка, любит каждый ребенок. Но обычные краски и карандаши уже успели надоесть? Попробуйте предложить маленькому художнику новый способ рисования с помощью соли и клея. Вы будете удивлены, сколько восторга и эмоций вызовет этот необычный способ рисования. Ведь так интересно наблюдать, как краски сами "расходятся" по рисунку, а картина получается яркая и объемная.

Для многих осень – пора вдохновения, кто-то начинает писать стихи или целые поэмы, кто-то передает увиденное в рассказах, а у кого-то творческий процесс выливается в осенние картины. Именно на рисовании мы хотим остановиться и рассказать вам про еще один необычный вид - рисование на осенних листьях.

Как прекрасно, когда можно погулять по осеннему парку и насладиться шорохом осенних листьев. Но не всегда погода располагает к такой прогулке. Сегодня мы предлагаем вам вместе с вашими непоседами создать неповторимое осеннее настроение у вас дома - мы будем делать листья с необычной, креативной расцветкой.

Чтобы ваши прогулки стали более яркими и красочными, мы предлагаем вам налить краску в пульверизаторы и раскрасить слепленного снеговика или нарисовать целую картину на снегу.

Рисование, как известно, развивает творческие способности и фантазию ребенка, поэтому мы решили предложить Вам еще один необычный способ рисования, а именно рисование мыльными пузырями. У Вас получится необычная картина, в которой можно искать и представлять животных, растения или даже различных героев из мультфильмов.

Эксперимент очень интересный и волшебный. Вы увидите, как белые цветы становятся цветными. К тому же, на носу прекрасный праздник 8 марта и такой весенний букет станет отличным подарком для мам и бабушек!

Алексеенко Галина Михайловна

Организую работу по данному направлению с детьми через совместную и непосредственно - образовательную деятельность. Использование нетрадиционных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает воображение, побуждает к творческой деятельности.

Предлагаю несколько видов нетрадиционного рисования.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной граттаж.


Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности : пятно.

Материалы : бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.


Рисование мыльными пузырями.

Средство выразительности: пятно

Материалы: бумага, жидкое мыло, Гуашь, трубочка.

Способ получения : в жидкое мыло капаем гуашь и начинает дуть трубкой до тех пор пока не появиться "шапка" пузырей мыльных, затем накрываем листом. на листе отпечатываются пузыри. Недостающиеся детали дорисовываются.

Рисование солью.

Материалы: клей п в а, соль,краски,кисточки.

Способ получения:

Рисунок наносим клеем,а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть и начинаем раскрашивать кистью точечно,краска расплывается по рисунку.

Набрызг, рисование зубной щёткой.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения : Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе


Рисование "Тычком"

Материалы: жёсткая кисть,гуашь,листы.

Способ получения :ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон.

Рисование ладошкой.

Материалы: гуашь, листы.

Способ получения: ребёнок наносит гуашь на ладонь кистью или окунает в миску с краской ладонь и переносит ладонь на лист.

и также пальчиками.

Фроттаж

Материалы :Восковые мелки,листы.

Способ получения: Подкладываем под лист альбомный трафарет и движениями вверх-вниз закрашиваем лист восковым мелком.

Пластилинография.

Материалы: пластилин,плотный картон.

Способ получения: пластилиновыми жгутиками выкладываем по нарисованному,затем нажимом пальчика пластилин растягиваем по всему рисунку.



Откуда берется это странное утверждение о себя «я не умею рисовать?». Все умеют, только по-своему. Вот и у меня ребенок что-то стал периодически расстраиваться, что я не умею это рисовать или не красиво получилось. Знакомая художница подсказала оставить попытки рисовать по образцу, как это, в основном, делают на различных кружках по рисованию, и попробовать , не стандартные. Предложила опробовать монотипию. Дальше — больше, я начала искать еще варианты подобных техник, раскрывающих индивидуальность ребенка. Их оказался непочатый край.

Кое-что оказалось знакомым еще с детства.

Кляксы

Сложить лист пополам, раскрыть и на одной из половин наставить цветных пятен краской. потом сложить лист опять и плотно прижать — прогладить ладонью или приложить тяжелую книгу. Раскрываем и рассматриваем, что это такое получилось (тест Роршаха, наверно, похоже создавался)))) Можно дорисовать что-то, если хочется добавить.

Фроттаж

Помните? :)

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать, по рельефной поверхности. Кто пытался рисовать на столе с рельфным покрытием знает, как эта техника рисования может включиться в рисунок совершенно непрошенно:) А можно создавать рисунки комбинируя рельеф нескольких предметов.Вот какая прелесть:

Так же делаются и отпечатки листьев.

Получается и рисование, и раскрытие индивидуальности, и развитие воображения, и уверенность в своих силах творить и много-много еще полезных моментов для ребенка (и взрослого) в таких техниках. Люблю универсальные вещи, типа
коляски 3 в 1 :)

Отпечатки

Мраморная бумага

  • крем (пена) для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
  • бумага
  • скребок

План работы:

  • Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
  • Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
  • С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
  • Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
  • Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
  • Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
  • Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.

Паспарту

Это когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной какой-либо формой. Вот, к примеру, бабочка.

Монотипия

Рисование пищевой пленкой

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись

Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

И еще

1. Соль . Предварительно сделайте на бумаге набросок. Смочите его водой с помощью кисти, посыпьте солью, подождите, пока она вберет себя воду, лишнюю соль ссыпьте. Когда все подсохнет, прорисуйте недостающие элементы и раскрасьте. Солью хорошо рисовать стрекоз, птичек, медуз, бабочек, снег, дым.

2. Воск . Приготовьте лист с силуэтами животных, которые вы заранее «нарисуете» свечкой. Закрашивая рисунок краской, ребенок неожиданно для себя «создаст» изображения животных.

3. Поролон или губка . Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, яблони.

4. Пучок карандашей . Надежно закрепите клейкой лентой большой лист бумаги. Соберите в пучок цветные карандаши – так, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Предложите ребенку порисовать.

5. Мелки и крахмал . Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите малышу рисовать мелками по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы они дали вам новые цвета.

6. Цветной клей . Разлейте клей по пустым флаконам, добавьте в каждый по нескольку капель разного цвета, и вы готовы к созданию художественных произведений. Рисуйте цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.

7. Марлевый тампон . Предложите ребенку окунуть марлевый тампон в краску и нарисовать облака, мыльные пузыри, снежные сугробы, утят, бабочек. Недостающие детали надо дорисовать кисточкой или фломастером.
Кукурузные початки. Придумайте какое-либо изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостом» кукурузного початка.

8. Кляксография . Пусть малыш капнет краской на лист, наклонит его в разные стороны, а затем дорисует кляксу так, чтобы получилось какое-либо изображение. Или ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок. Можно дуть на краску из соломинки — тоже способ дать кляксе место развернуться:)

9. Рисование точками . Малыш легким нажимом карандаша намечает предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняет пространство внутри него, используя фломастеры или карандаши разных цветов.

10. Рисование брызгами . Самое основное здесь – освоить технику «набрызга». На сухую зубную щетку с достаточно жесткой щетиной нанесите гуашь, чуть меньше, чем вы обычно кладете зубной пасты. Консистенция краски – чуть гуще, чем паста, поэтому вода здесь обычно не нужна. Держите щетку в левой руке щетиной вниз на расстоянии 3-4 см от бумаги и палочкой скребите щетину по направлению к себе. Очень красив разноцветный «набрызг» (салют) и желто-красный (золотая осень) на белом листе; белый «набрызг» на темно-синем фоне (зимний пейзаж).

11. Рисование ногами . Закрепите на полу клейкой лентой лист бумаги. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Можно творить одновременно двумя ногами на одном листе бумаге. Прикрепите к стене большой лист бумаги и попросите ребенка изобразить на нем нечто, лежа на спине.

по материалам пользователя Cherry сайта liveinternet.ru

Каждое имеет свои особенности: приемы, техника исполнения и используемые материалы и инструменты. Виды рисунка и живописи, качество и точность изображения, а также его эстетические свойства зависят от того, какие художественные материалы использует художник.

Рисунок и живопись: в чем разница?

Рисунок - вид графики, который представляет собой черно-белое или цветное изображение на бумаге, картоне, выполненное от руки. Под это понятие попадают как простой чертеж или эскиз, так и сложные картины с применением перспективы. Для рисования используют такие материалы, как:

  • простые графитовые карандаши;
  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • тушь, чернила (наносят на бумагу перьями или ручками);
  • сангина;
  • уголь.

Рисунок, в отличие от живописи, имеет более широкое применение. Ниже на рисунке изображены графики функций вида y. Такая подача учебного материала помогает студентам и ученикам лучше понять сложные математические уравнения и их практическое применение.

Рисование карандашами

Один из наиболее используемых инструментов в изобразительном искусстве - это простой карандаш. Стоят они недорого. Каких-то особых навыков обращения не требуют. По твердости их делят на 3 типа: мягкие (М, М2 или B, B2), средней твердости (ТМ или BH) и твердые (Т, Т2 или H, H2). Карандашом можно создать все виды рисунка: от наброска до фотографичного изображения.

Как пользоваться таким инструментом правильно? Геннадий Ли в своей книге «Основы академического рисунка» советует начинающим художникам использовать самый мягкий (М2) карандаш. Это учит ответственнее относиться к работе и действовать аккуратнее. Они учатся наносить линии и штрихи легким движением, едва касаясь поверхности бумаги. Мягкий графитовый след легче стереть ластиком или клячкой (мягкая резинка). Даже незначительное надавливание делает линии темнее и толще. Профессионалы могут добиться нужного соотношения тонов, используя самый твердый (Т2) карандаш.

Техника работы с карандашами

Особое значение при работе карандашами уделяется технике исполнения - штриховке. Контуры наносятся не длинными линиями, а короткими штрихами. Также штриховкой затемняют участки на листе бумаги. Она должна передавать не только тон, но и фактуру предмета. При этом линии кладутся параллельно и плотно друг другу.

На рисунке изображены графики функций вида сложных математических формул, которые без использования специальных инструментов, не отрывая руки от листа, изобразить невозможно. Это можно сделать, только нанося изображение короткими штрихами. А ведь именно из таких, простых линий, овалов или синусоид и состоят все видимые предметы.

При работе с цветными карандашами применяют те же инструменты и технику выполнения, что и с простыми графитовыми. Основное отличие - рисунок получается цветной.

Фломастеры

Эти яркие палочки с твердыми стержнями, оставляющие насыщенный цвет на листе, появились недавно. Поэтому в старых учебниках по рисованию о них ничего не написано. Линии, наносимые с помощью фломастера, имеют ровный жирный след не только на поверхности, но и на обратной стороне листа бумаги. Поэтому для закрашивания больших областей он не годится. Его используют для выделения, неплотной цветной штриховки.

Фломастеры используют тогда, когда нужно создать рисунок в виде знаков, надписей. Подойдет он для рисования графиков, особенно если на них необходимо провести несколько линий, отображающих разные функции или результаты расчетов.

Чернила, тушь

Перьевые и шариковые ручки, в которых используют в качестве красящего пигмента тушь и чернила, применяют не только в каллиграфии, но и при рисовании. По своим возможностям они не уступают карандашам, но имеют некоторые особенности. Чернила и тушь ложатся на бумагу или картон ровными однотонными линиями, независимо от силы надавливания. То есть тон не меняется. Поэтому их редко используют при создании фотографичного трехмерного изображения. Зато они подходят для таких видов рисунка, как эскиз и набросок.

Для работы с инструментом можно использовать любую бумагу, даже писчую. Чернила наносятся легко, не царапая бумагу, что нередко случается при работе с остро заточенным твердым карандашом.

Сангина, уголь

Сангина - это сорт глины. Из нее изготавливают палочки и обжигают. Она имеет красный или буровато-коричневый цвет.

Уголь дает черный цвет. Его получают путем обжига в закрытой печи веточек березы или осины. Из простого древесного угля изготавливают прессованный уголь.

Несмотря на то что это два разных материала, техника исполнения и виды рисунка, получаемые с их помощью, одинаковые. Художники нередко используют оба материала на одном листе картона вместе с мелом. Чтобы изображение не осыпалось, его обрабатывают специальными клеями-фиксаторами. Работать с этими материалами следует аккуратно, так как стереть нарисованное не удастся. Даже клячка не поможет, а ластик просто размажет все в мутное пятно. Какой имеет вид рисунок, выполненный углем или сангиной, смотрите ниже.

Живопись: инструменты, материалы, техника исполнения

В живописи основной инструмент - это кисть, а используемые материалы - акварель, гуашь, акриловая или масляная краска. Их выпускают наборами в 3, 6, 9, 12 и более цветов. Чтобы получить краску нужного оттенка, их смешивают на палитре. Палитра - это пластиковая или деревянная дощечка с выемками и дыркой для пальца. Если такого предмета нет, то можно вместо нее пользоваться фарфоровой тарелкой.

Изображение наносится на картон, ватман или холст. При использовании масляной краски их грунтуют специальными составами на гипсовой основе.

Акварель

Это краска на водной основе. Особенность этого художественного материала в том, что она практически прозрачна. Наносят ее на картон или бумагу кисточками из беличьей шерсти. Существует две техники работы с акварелью: по сухому или влажному листу ватмана.

Работать по сухому картону или бумаге может даже маленький ребенок, который впервые взял в руки кисть. Простым карандашом наносят изображение. Обычно на этом этапе работы используют такие виды рисунка, как эскиз и набросок. Сначала окрашивают светлые участки, потом темные. Это делается для того, чтобы цвета не смешались. Ошибки исправляют, проводя по бумаге, смоченной в воде губкой или кистью.

Рисовать по мокрому ватману значительно труднее. Выполнить работу в этой технике может только художник с большим опытом работы с На рисунке изображен вид предметов с разводами краски, почти прозрачная игра света. Для этого краску наносят кругами, постепенно затемняя соответствующие участки. Белые части предметов не закрашиваются.

Гуашь

Для работы с гуашевыми красками используют кисти с синтетической щетиной. Она ложится ровным непрозрачным слоем. Ее наносят на бумагу или картон. Техника работы с гуашью такая же, как при действиях с акварелью по сухой бумаге, но с некоторыми особенностями. Так как она непрозрачная, то на слой краски можно наносить другой, но иного цвета. Излишки гуаши на картине, а также допущенные при работе ошибки, устраняют с помощью скребка (подойдет угол линейки) или влажной кисточки. Нанесенная толстым слоем, она при высыхании трескается. Если излишки не убрать, то после они могут отвалиться.

Засохшую в баночке гуашь разбавляют водой до сметанообразной консистенции. Так как краска быстро выгорает на солнце, обтирается, то такие картины необходимо вешать в местах, недоступных для прямых солнечных лучей под стеклом.

Масляная краска

Большинство картин Эрмитажа и Третьяковской галереи написаны маслом. Преимущество масляной краски в том, что она практически не выгорает на солнце, но долго сохнет. Ее можно наносить как точечно, это когда мазки разного цвета кладут рядом, так и слоями. Ошибки и (или) излишки краски снимают мастихином. Мастихин - это специальная лопаточка. Иногда ее используют для нанесения краски. Получается необычный художественный эффект, когда она ложится блоками.

Используют не только густую, но и жидкую масляную краску. Чтобы разжижить ее, добавляют растительное масло (подсолнечное, кукурузное, льняное и пр.). Наносят ее слоями. Этот прием называется метод лессировок. Ярким примером того, как выглядит картина, выполненная таким образом - «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи. Луна как будто бы светится.

Картина, написанная маслом, сохнет около года. Если использовался метод лессировок, то каждый слой подсыхает примерно полгода. Процесс высыхания можно ускорить, добавив в краску растворитель, например, скипидар или уайт-спирит. Тогда краска просохнет за 2-3 дня, а поверхность картины станет матовой. Чтобы поверхность не растрескалась во время сушки, ее накрывают влажными тряпками.

Акриловые краски

Акриловые краски - современный художественный материал. С их помощью художники создают картины, близкие по своим графическим параметрам к фотографии, с такой же четкостью и блеском. Они быстро сохнут. При работе с используются те же приемы, что и при действиях с маслом.

Художники, наряду с традиционными материалами, используют современные, комбинируют их. Какие виды рисунков получаются при этом, не всегда удается определить и объяснить. Например, акварельный натюрморт, где контуры предметов выделены фломастером. Каким художественным материалом была написана картина? К какому виду рисунков ее можно отнести? Но не так важно, как и чем рисовать, главное, чтобы рисование приносило удовольствие не только художнику, но и зрителям.

Монотипия - это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина - это, допустим, лес, а более размытая - это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.

Акварель и чертежная тушь

Так как акварель и тушь - краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.

Не берите слишком много краски и мало воды - отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.

Акрил и гуашь

Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.

Состаривание бумаги при помощи лимона и молока

Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.

Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».


Смывание черной туши

Еще один способ оригинально затонировать бумагу (внимание, процесс очень грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белая гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть очень плотной, чтобы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью центральную часть листа (можно не стараться сделать контур ровным, подойдут и хаотичные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть.

Теперь берем просохший лист и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно смываем тушь (можно слегка потереть руками). Вымываем среднюю часть листа (тушь поверх гуаши должна легко смыться). А края листа, так как тушь впиталась в бумагу, так и останутся черными. Положите отмытый лист на стопку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся.

Рисование пеной для бритья и тушью

Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему чуток воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель чертежной туши. Ручкой кисточки сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

Рисование нитками

Очень нестандартный способ рисования, который дает потрясающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые вязальные нитки. Кусок нити обмакните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книжку и придавите слегка рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

Пятна-кляксы

Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.

«Мятый» рисунок

Интересный эффект дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками нарисуйте на листе желаемый объект (контур), пространство вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь лист надо аккуратно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро смываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на незакрашенной области.

Технологии в действии

Можно рисовать обычной зубной щеткой. А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Получаются необычные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). Необходимая краска - гуашь или акрил.

Штампование

При помощи различных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все мелкие и не очень предметы) можно создавать интересный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. Можно использовать как подручные предметы с интересной текстурой, так и сделанные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить.

Разбрызгивание

Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый - разбрызгивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами. Второй - разбрызгивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно создавать целые рисунки, причем, довольно презентабельные и не «детские».

Точечная техника

Похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска на ваш выбор. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.

Рисование поролоном

Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет - небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.

"Расчесывание краски"

Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу.

Граттаж

Это тоже процарапывание острым предметом, только здесь создается не текстура, а сам рисунок. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносим тушь или гуашь (так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов). В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ляжет. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок.

Рисование с использованием пищевой пленки

На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.

Поверьте, это далеко не все приемы, способы и техники рисования, которые вы можете опробовать, если вам захочется чего-то необычного в творчестве. В конце-концов, вам никто не мешает включить фантазию и попытаться придумать что-то свое, новое!