Бавлены. Бавлены (Поселок, Кольчугинский район) Отрывок, характеризующий Бавлены

Фотография поселка Бавлены Кольчугинского района

Бавлены - поселок в Кольчугинском районе Владимирской области России. Центр Бавленского сельского поселения.

Население 3 284 чел. (2002).

География

Бавлены на карте (Кольчугинский район)

Расположен в 18 км на северо-восток от Кольчугино. Железнодорожная станция на линии Александров-Иваново.

История

Известен с 1940 года как поселок при мотороремонтном заводе. В 1 км от поселка село Бавлены известное с конца XIV века. С 1962 по 2005 год обладал статусом посёлка городского типа.

Административное устройство

В состав Бавленского сельского поселения входят 13 населённых пунктов:

Бавлены (село), Бавлены (посёлок), Богданиха, Болдинка, Большое Кузьминское, Ежово, Зекрово, Клины, Михейково, Плоски, Семендюково, Товарково, Шишлиха.

Экономика

ОАО Бавленский завод «Электродвигатель»
Рыбный цех РАЙПО

Образование

— Детский Сад N 18
— «Детская школа искусств» поселка Бавлены

— Профессиональное училище N 5
— Бавленская средняя общеобразовательная школа им. Рачкова Б.А.

Бавленская средняя общеобразовательная школа им. Рачкова Б.А.

Бавленская средняя общеобразовательная школа находится в небольшом рабочем поселке, основана в 1931 году. В настоящее время в школе обучается 307 учеников в 20 классах-комплектах, из них 2 класса выравнивания и 3 класса компенсирующего обучения. Педагогический коллектив насчитывает 27 человек, 55% учителей — выпускники школы, 83,4% педагогического коллектива школы имеют высшее педагогическое образование. В школе работает один Заслуженный учитель РФ, девять Отличников просвещения РФ, один учитель награжден орденом «Знак Почета», 92% педагогов имеют категории. В школе, кроме учебных кабинетов, имеются: кабинет мультимедийных средств обучения, спортивный зал, столовая на 140 посадочных мест, актовый зал, тренажерный зал, музейная комната. В школе создана и успешно реализуется воспитательная система. В январе 2004 года на областном фестивале воспитательных систем образовательных учреждений в городе Владимире в номинации «Сельская школа» Бавленская школа заняла I место. Цель воспитательной системы школы — создание условий для максимального развития личности ребенка на уровне его возможностей и в соответствии с его потребностями, способность адаптироваться в современных условиях жизни, готовому к служению Отечеству. Военно-патриотическо воспитание школьников является одиним из основных направлений работы школы. Центром гражданско-правового, патриотического воспитания является музейная комната. С февраля 2004 года в школе работает военно-спортивный клуб «Защитник».

Торговые точки

— Торговый Дом «Демьян и К»
— «Супермаркет» фото Булановой Т.Е.

— м-н «Промтовары» Кольчугиское РАЙПО
— м-н «Все для дома»
— Торговый Дом «Демьян и К»
— м-н «Семейная выгода»
— Аптечный пункт (2 штуки)
— Парикмахерская «Елена»
— м-н «Любава»
— м-н «Продукты» Кольчугинское РАЙПО
— Контора РАЙПО

Достопримечательности поселка Бавлены

Первое упоминание Посёлок с Население Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

География

Расположен в 18 км на северо-восток от Кольчугина . Железнодорожная станция на линии Александров - Иваново .

История

Посёлок Бавлены возник при железнодорожной станции на открытой в 1893 году линии Александров - Юрьев-Польский в 1 км от известного с начала XV века села Бавлены .

В 1930 году у станции Бавлены началось строительство центральной усадьбы Александровского зерносовхоза и машинно-тракторной мастерской. В 1933-1936 годах в Бавленах по контрактам работала группа квалифицированных механиков, водителей, трактористов из США - всего 70 человек, в большинстве своём родившихся в России, но эмигрировавших в США перед Первой мировой войной. В середине 1930-х годов в посёлке проживали около 250 человек, работали школа, клуб, был заложен парк. В 1935 году создан учебно-производственный комбинат для подготовки трактористов-комбайнеров, впоследствии ставший профтехучилищем.

1 октября 1940 года машинно-тракторная мастерская была преобразована в Бавленский мотороремонтный завод. В годы Великой Отечественной войны предприятие выполняло заказы Наркомата обороны, из-под Москвы на Бавленский завод приходили для починки тракторы-тягачи, бронетранспортёры.

В связи с последующей переориентацией завода на выпуск разнообразной продукции завод в 1944 году был переименован в Бавленский механический (БМЗ), а в 1959 году - в Бавленский электромеханический (БЭМЗ). В 1993 году завод акционировался и получил название ОАО «Бавленский завод „Электродвига­тель“», с 2010 года - ОАО «ГМС Бытовые насосы ». Большую известность предприятию принесли выпускаемые с советских времён бытовые вибрационные насосы «Малыш», популярные среди садоводов, дачников и хозяев частных владений.

Достопримечательности

Напишите отзыв о статье "Бавлены"

Примечания

Литература

  • Забуга В. А. Завод и посёлок: история ОАО «Бавленский завод „Электродвигатель“». - Владимир: ИП Журавлёва, 2008. - 424 с. - ISBN 978-5-903738-19-9 .
  • Трофимова Н. Бавлены // Владимир: история рядом с нами. - Владимир: Калейдоскоп, 2012. - С. 87-117.

Ссылки

  • . ОАО «Электродвигатель». Проверено 30 октября 2013.

Отрывок, характеризующий Бавлены

Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.
«Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
«Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились.
Ему стало стыдно, и он рукой закрыл свои ноги, с которых действительно свалилась шинель. На мгновение Пьер, поправляя шинель, открыл глаза и увидал те же навесы, столбы, двор, но все это было теперь синевато, светло и подернуто блестками росы или мороза.
«Рассветает, – подумал Пьер. – Но это не то. Мне надо дослушать и понять слова благодетеля». Он опять укрылся шинелью, но ни столовой ложи, ни благодетеля уже не было. Были только мысли, ясно выражаемые словами, мысли, которые кто то говорил или сам передумывал Пьер.
Пьер, вспоминая потом эти мысли, несмотря на то, что они были вызваны впечатлениями этого дня, был убежден, что кто то вне его говорил их ему. Никогда, как ему казалось, он наяву не был в состоянии так думать и выражать свои мысли.
«Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, – говорил голос. – Простота есть покорность богу; от него не уйдешь. И они просты. Они, не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все. Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы себя самого. Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Все соединить? – сказал себе Пьер. – Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос.
– Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.

. Суздаль . Юрьев-Польский

Храмы Владимирской области.
Киржачский и Кольчугинский районы

С. Бавлены.

Церковь Богоявления

Село Бавлены (Богоявленское тож) расположено при р. Бавленке.

В первый раз оно упоминается в писанной в 1410 г. духовной грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (1353-1410, в 1380 г. на Куликовом поле засадный полк, которым командовали он и Боброк Волынский, своевременным натиском на татар решил исход битвы в пользу русских). Он отказал село сыну Семёну (1372-1426), удельному князю боровскому.

В конце XVI и в течение XVII в. Богоявленское было вотчиной Московского патриарха; с упразднением же патриаршества перешло в ведение Синодального Приказа. В книгах Патриаршего казённого приказа о селе находим следующие сведения: «1594 года генваря 7 Иов патриарх московский и всея Руси пожаловал своих детей боярских Семёна да Михаила Петровых детей Свинского в Юрьевском уезде Польского в селе Богоявленском на 150 чети в поле, а в дву по тому ж по 75 чети человеку»; в том же году марта 22 патриарх Иов пожаловал «своего сына боярского Ивана Васильевича сына Селезнёва в селе Богоявленском на 80 чети в поле...».

В Смутное время село было уничтожено, в патриарших книгах 1645 г. записана «в вотчине святейшего патриарха пустошь, что было село Богоявленское, на р. на Богоявленке», вероятно, село обратилось в пустошь после разорения г. Юрьева и окрестных селений поляками и литовцами в начале XVII в., и целых три десятилетия здесь не было жителей. Пустошь вновь заселена лишь в 1646 г., в книгах Патриаршего казённого приказа под этим годом отмечено: «деревня, что была пустошь Богоявленская, поставлена вновь, а в ней 8 дворов крестьян и бобыльских, в них 14 человек».

Название села Богоявленским дает основание предполагать, что первоначальная церковь здесь была основана в честь Богоявления Господня, а из вышеупомянутого духовного завещания князя Владимира Андреевича видно, что она существовала здесь уже в начале XV в. Точные исторические свидетельства о ней относятся к XVII в.; в книгах Патриаршего казённого приказа 1645-1647 гг. показано: «в пустоши, что было село Богоявленское, на речке Богоявленке, место церковное что была церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, а на церковной земле место попово, место дьячково, место пономарёво, место просвирницыно, пашни церковные лесом поросло добрыя земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен, да пашни перелогом добрыя земли 270 чети, да лесом поросло 250 чети, сена 250 копен, лесу непашенного 50 десятин». Время построения новой церкви неизвестно.

К началу XIX в. стоявшая в селе деревянная церковь пришла в ветхость, и в 1803 г. священник Богоявленского храма с. Бавлены Иоанн Матвеев подал прошение епископу Владимирсклму и Суздальскому Ксенофонту о разрешении на строительство каменного храма и о выдаче сборной книги для сбора недостающих средств. В том же году выдана храмозданная грамота, подписанная владыкой, и сборная книга, по которой сбор был разрешён в течение двух лет.

Ныне существующая каменная церковь построена усердием прихожан в 1810 г., каменная с каменной же колокольней . Престолов в ней два: в холодной - Богоявления Господня, в тёплом приделе - Рождества Пресвятой Богородицы. Священник Иоанн Матвеев залез в долги и безвестно пропал, вероятно сбежал к старообрядцам. Он был весёлым батюшкой и во хмелю любил «водить хороводы», что и было зафиксировано в его личном деле.

В сентябре 1810 г. от священника Богоявленского храма Михаила Андреева, церковного старосты Якова Климова и всех прихожан владыке Ксенофонту был подан рапорт о готовности церкви к освящению («Построена церковь каменная, которая всем церковным благолепием и утварью снабжена»).

В 1 -й трети XIX в. в селе было 65 дворов и 230 ревизских душ населения (в ревизские души записывалось только взрослое мужское население податного сословия, внесённое в ревизские сказки и облагавшееся подушной податью. Ревизские сказки - документ переписи, которая производилась в соответствии с указом, назначавшим ревизию. Во Владимирской губернии V ревизия проходила в 1795 г., VI ревизия в 1811 г., VIII - в 1834 г., в ревизских сказках указывалось число мужчин в семье, на обороте - число женщин, а также сведения о родившихся и умерших в период между ревизиями.

Причта при Богоявленской церкви было положено - священник и псаломщик. На содержание причт получал; пособия от казны 392 руб., от земли 150 руб., от сбора хлебом 10 руб., и за требоисправления до 70 руб., а всего до 622 руб. в год. Причт жил в церковно-общественных домах, построенных для причта на церковной земле прихожанами в 1895 г.

Приход состоял из с. Бавленье и д. Ежовой, в них числилось в 1890-х гг. 72 двора, душ мужского пола 219, женского 267. В 1911 г. только в с. Бавленье было 52 двора и 329 прихожан. В 1898 г. в селе была открыта церковноприходская школа, в которой обучались 39 мальчиков и 27 девочек. При храме была библиотека церковных книг.

Почти до самой революции 1917 г. в с. Бавлены служил древний, долгие годы служивший на этом приходе, почти 90-летний, очень уважаемый прихожанами священник Павел Кудрявцев. К церкви с. Бавленья был приписан приход с. Калмань. Это село древнего происхождения, в советское время в нём уничтожена церковь Преображения Господня.

В советское время в храме долго не совершались богослужения. Последняя служба проведена 7 сентября 1938 г. Настоятель храма священник Василий Виноградов был вынужден оставить служение в Бавленском приходе из-за невозможности для прихожан выплачивать огромные налоги, которыми облагались церковная община и священнослужители. Районные власти запрещали священнику ходить в пасхальные дни по приходу с молебнами, то есть, исполнять древний обычай, дававший причту средства к существованию. Уступая требованиям возмущённых верующих, молебны разрешили, но в сентябре снова запретили якобы из-за возможности распространения заразных болезней.

Во время войны, при ослаблении гонений, стали кое-где открываться храмы. В списках районных властей церковь с. Бавлены не считалась закрытой. На многочисленные обращения верующих власти обосновывали невозможность возобновления богослужений то отсутствием священника, то аварийным состоянием храма. 15 апреля 1943 г. общее собрание жителей села и окрестных деревень выбрало орган церковного самоуправления - двадцатку. Председателем церковного совета был избран Михаил Иванович Муратов, до революции урядник (нижний чин уездной полиции), поэтому при советской власти лишённый права голоса на выборах. Весь церковный доход прихожане обязались пересылать в фонд обороны.

Они договорились о совершении богослужений в своём храме с заштатным священником, протоиереем Константином Миловским, проживавшим в с. Беречино. Но власти сопротивлялись открытию храма. В январе 1944 г. районными властями был составлен документ, подписанный секретарём исполкома Кольчугинского райсовета А.А. Абрамовым, председателем исполкома Бавленского сельсовета Д.И. Сумарёвым, секретарём парторганизации М.В. Климовым, председателем и членами двадцатки (их подписи, вероятно, были получены под давлением), в котором практически не разорённый, имевший всё необходимое для совершения богослужений храм назван непригодным для совершения богослужений.

В 1945 г. наконец была получена от властей правдивая информация о состоянии храма. Он признан пригодным. М.И. Муратов подал прошение во Владимирское епархиальное управление об открытии храма и назначении священника. К прошению прилагались документы, в том числе квитанции об уплате налога за многие годы за недействующий храм. В ответ областной Совет депутатов трудящихся Владимирской области прислал председателю Кольчугинского исполкома райсовета Рогову резолюцию: «Прошу сообщить гр. Муратову М.И. о том, что его просьба в открытии церкви в с. Бавлены отклонена». Долго боролись верующие с решением властей о переоборудовании храма в склад.

Секретаря двадцатки Валентину Михайловну Буланову за отказ отдать ключи от храма увозили на милицейском «газике», имитируя арест с целью запугать, но стойкая женщина ключей не отдавала. Но храм всё-таки был разорён, и при открытии Богоявленского прихода в с. Бавленах в 1991 г. оказалось, что внутреннее убранство полностью уничтожено и нужно восстанавливать уже стены, вставлять окна и двери, заново делать кровлю. (Краткое изложение истории прихода храма Богоявления с. Бавлены составлено по статье второго настоятеля и восстановителя храма священника Аркадия Готова.)