Актерское мастерство для ведущих концертных программ. Тренировка для ведущего: путь к профессионализму

Если Вы никогда раньше не выступали на сцене и не вели мероприятия, то сразу ведущим мероприятий стать сразу непросто, но если Вы этого очень хотите, у Вас со временем это обязательно получится! А пока я предлагаю несколько правил, которые помогут приблизиться Вам к Вашей цели:

  1. Перенимайте опыт других ведущих! Смотрите и запоминайте, как работают другие ведущие, на свадьбах, на конференциях и на ТВ. Если Вы живете в большом городе постарайтесь попасть на съемки ТВ программ и концертов, на которых ведется ТВ съемка. Если такой возможности нет, смотрите ТВ программы, в которых работаю ведущие, такие как концерты, музыкальные премии, ток-шоу, игровые шоу, викторины и т.д. Выберете ведущих, известных или не очень, стиль ведения которых Вам нравится, и поначалу пытайтесь работать в такой же манере. Но обязательно вырабатывайте и развивайте свой стиль как только почувствуете себе более уверенно на сцене;
  2. Читайте и перечитывайте (!) литературу, которая Вам поможет. Я пока не нашел полнокровного учебника для ведущих мероприятий на русском языке, но есть несколько на английском, мне нравится этот, двух австралийских авторов: Pete Miller and Ron Tacchi, “Upfront in Control”. Также рекомендую посмотреть эти книги: Dan Rosenberg, «The Book on Hosting How. Not to Suck as an Emcee!» (англ. яз.); Нина Зверева, «Я говорю - меня слушают. Уроки практической риторики»; Александр Шумович, «Великолепные мероприятия. Технология и практика event management»; Сергей Волчук, «Корпоративный праздник»; Вероника Дюпре, «Как стать актером»; Сергей Ребрик, «Презентация»; Мальком Кушнер, «Умение выступать на публике для «чайников»; Радислав Гандапас, «101 совет оратору»; Виктор Биллевич, «Школа остроумия или как научиться шутить»; Б.Д.Гаймакова и др., «Мастерство эфирного выступления». Буду благодарен, если и Вы порекомендуете мне другие книги.
  3. Обязательно готовьтесь к каждому выступлению! Узнайте как можно больше о заказчике, о людях, с которыми будете работать, Вам это очень пригодиться. Приготовьте и поработайте со сценарием или сценарным планом. Если сценарный план не предоставил заказчик, подготовьте сценарный план самостоятельно. Во время встречи с заказчиком просто составьте расписание по времени мероприятию с указанием того, что делает и говорит ведущий, и какое событие на мероприятии происходит - это и есть сценарный план. Обычно сценарного плана вполне хватает, но вначале Вашей картеры есть смысл прописывать сценарий полностью со всеми словами, но желательно не читать все «по бумажке», а использовать сценарий только как подсказку. Обязательно репетируйте, обязательно дома и, а это очень желательно или даже обязательно, на площадке перед началом мероприятия в присутствие хотя бы небольшой аудитории. Но не гостей мероприятия, а организаторов, сотрудников ресторана, техников, артистов и т.д.
  4. Набирайте личный опыт! Начните тренироваться при каждой возможности: ведите, все что сможете — свадьбы, дни рождения, другие семейные праздники, выступайте в самодеятельности, просто рассказывайте друзья анекдоты и истории во время застолий и встреч. Постепенно переходите к профессиональному ведению мероприятий (работайте за деньги), если у Вас есть интерес стать профессионалом;
  5. Проводите контроль качества! Записывайте себя на видео (просите друзей и знакомых, просите записи у организаторов, в конце концов, сами нанимайте видео оператора) и обязательно смотрите, как Вы выступили, давайте посмотреть друзьями и родственникам, слушайте комментарии и в следующий раз делайте лучше.

Дэн Розенберг в книге «Учебник конферанса. Как не провалиться ведущему мероприятия!» (Dan Rosenberg, «The Book on Hosting. How Not to Suck as an Emcee!») напоминает, что «вы должны помнить одну вещь всякий раз, когда вы выходите на сцену: вы не звезда шоу! Вы самая важная часть шоу, но не звезда!»

«Умение выступать на публике для чайников»

  • Аудитория желает вам успеха…
  • Вы обладаете знаниями, ценными для Вашей аудитории. …
  • Аудитория не знает о Ваших страхах. …
  • Перед вами личности, которые ничем не хуже вас.» Это действительно так! Как правило, аудитория воспринимает Вас лучше, чем Вы сами себя, и Ваше волнение может быть просто незаметно.

«Я говорю - меня слушают. Уроки практической риторики»

Нина Зверева в книге верно подмечает важность увереноости в себе для любого ведущего или человека, выступающего публично: «Для политиков и шоуменов - самоуверенность - это нормально!»

А вот некоторые советы Радислава Гандапаса по преодолению страха публичной речи из книги:

  1. «Заранее посетите место выступления, привыкните к нему», «Приходите в аудиторию раньше тех, перед кем будете выступать», я рекомендую просто подойти на площадку заранее, что бы отдышаться и прорепетировать;
  2. «Держите в руках или в кармане тезисы выступления…», как правило, ведущий может пользоваться планшетом со сценарием или сценарным планом. Но такой палочкой-выручалочкой важно правильно пользоваться: стараться не читать все слово в слово (это не касается должностей и фамилий тех, кого Вы представляете) и не закрываться от аудитории планшетом;
  3. «Найдите способ получить максимум информации о составе аудитории», это можно и нужно делать как до, так и во время мероприятия;
  4. «Посадите в зал хороших знакомых или познакомьтесь с кем-либо из участников перед выступлением», то есть смысл быть открытым и беседовать с участниками мероприятия, тем с кем Вы познакомились, могут Вам помочь в Вашей работе;
  5. «Репетируйте минимум трижды», желательно уже на площадке, где Вы будете выступать;
  6. «Перед выступлением активно подвигайтесь», «Следите за дыханием, оно должно быть глубоким, ритмичным и спокойным», проще нормализовать дыхание с помощью спокойны глубоких вдохов и выдохов, и если нет места активно подвигаться, просто несколько раз напрягите и расслабьте мышцы, особенно шеи и плеч;
  7. «Никогда не используйте алкоголь и успокоительные препараты».

«Ради радио. Как стать популярным ведущим»

Наталья Ярцева в своей книге дает несколько рекомендаций, как «стать хорошим ведущим мероприятий»:

  1. Написать сценарий. «Для этого вам нужно встретиться с заказчиками, узнать, что они ждут от праздника, их вкусы и идеи»;
  2. Прорепетировать свое выступление. «Упражнения перед зеркалом стары как мир, но от этого они не становиться менее эффективными. Вместо зеркала можно использовать бабушку, братьев и даже домашних животных…»;
  3. Познакомиться перед мероприятием с несколькими сотрудниками компании, в которой вы проводите мероприятие, что бы потом не «испытывать смущения перед новой аудиторией»;
  4. Не относиться к действу чересчур серьезно;
  5. Поддерживать визуальный контакт с публикой;
  6. Держаться уверенно. «Для этого контролируйте позы, стойте прямо». Желательно исключить «суетливость, нервозность, бегающие глаза и неглубокое частое дыхание»;
  7. Излагать только проверенные факты. «Лучше семь раз уточнить имя начальника транспортного цеха, что бы объявить его выступление, чем один раз ошибиться»;
  8. Не усердствовать с конкурсами;
  9. Никогда не анонсировать шутку;
  10. Избегать панибратства.

Как стать телеведущим(ей) и/или радиоведщим(ей)?

На этот вопрос Вам никто точно не ответит. Как минимум, начинайте ходить на кастинги на любые роли в телепроектах (поиск кастингов можно начать с интернета, потом попробовать актерские агентства и компании, производящие ТВ программы), и искать работу на телевидение в любой должности, что бы набраться опыта. Собирайте портфолио (видео!) и никогда не бойтесь отказов (их будет много, но их надопросто пережить! ), настойчиво идите к своей цели, особенно, если Вы уверены, что быть на телеэкране — Ваша судьба! Ведущими на телевидении часто становятся журналисты ТВ и радио, актеры кино и театра, профессиональные модели, и иногда выпускники школ телевидения, которых сейчас несколько только в Москве. Про радио ничего не знаю. И в том, и в том случае рекомендую посмотреть эти книги: Б.Д.Гаймакова и др. «Мастерство эфирного выступления»; Евгений Енин «Дао разговорной программы»; Константин Гаврилов «Как делать сюжет новостей»; Наталья Ярцева «Ради радио. Как стать популярным ведущим»; С.А. Муратов, «Телевизионное общение в кадре и за кадром»; Л.Д.Азарх, «Ключи к эфиру 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы». И на английском языке: Janet Trewin, «Presenting on TV and Radio: An insider’s guide».

Брайн Трейси, «Достижение максимума», «Точка фокуса», «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку» и «100 железных законов успешного бизнеса» и другие книги этого автора;Бодо Шеффер, «Законы победителей» и другие книги этого автора;Марина Мелия, «Бизнес - это психология»;Альфред Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии».

Ведущий мероприятий - это человек, который проводит вечеринки, корпоративы и подобные мероприятия. Как правило, задача ведущего состоит в том, чтобы представлять участников мероприятия, делать объявления, выступать связующим звеном между аудиторией и программой, сделать мероприятие интересным для всех присутствующих. Хотя это достаточно сложная профессия, но, следуя советам из этой статьи, вы сможете стать успешным ведущим, излучающим уверенность и обаяние. Вы сможете сделать любое мероприятие незабываемым праздником.

Шаги

Подготовка

    Определите характер мероприятия. Данное руководство относится ко всем видам праздничных мероприятий, начиная с выпускного вечера и заканчивая свадьбой и торжественным приемом знаменитости. Самое главное в работе ведущего – уверенность в себе. Узнайте, как будет проходить мероприятие и что вам необходимо говорить, ведь от этого зависит все остальное.

    Познакомьтесь со своими обязанностями. Ведущий ответственен за создание и поддержание соответствующей мероприятию атмосферы на протяжении всего мероприятия. Предполагаемая атмосфера зависит от вида мероприятия. Как правило, от ведущего требуется создать веселую и позитивную атмосферу. Основные обязанности ведущего:

    • Проводить мероприятие и соединять части программы, являясь связующим звеном.
    • Поддерживать интерес аудитории и следить за тем, чтобы всем было весело.
    • Помочь каждому участнику почувствовать свою значимость и важность. Общаться с каждым человеком во время мероприятия.
    • Помочь выступающему ощутить свою значимость.
    • Вкладываться в отведенные временные рамки.
    • Держать всех в курсе о происходящем на мероприятии.
  1. Знайте, что от вас ожидают другие. Если вы хотите быть ведущим, вы должны обладать прекрасным чувством юмора, уметь работать с большой аудиторией и быть хорошим оратором. Кроме того, вы должны уметь импровизировать, поскольку не всегда программа будет соответствовать сценарию. Например, возможно, вам придется развлечь аудиторию, пока следующий выступающий вышел из зала или покуда есть необходимость в замене неработающего микрофона.

    • Не забывайте улыбаться. Улыбка ведущего подчеркивает приятную атмосферу мероприятия. Кроме того, улыбаясь, вы сможете завоевать любовь публики.
    • Однако вы не должны выходить на передний план, ваша цель – не стать звездой, ваша цель сделать так, чтобы другие почувствовали себя звездами.
  2. Проведите исследование. Поговорите с выступающими, чтобы иметь достаточно интересной информации о них. Используйте эту информацию, когда будете представлять выступающего. Благодаря этому ваши вступительные слова будут звучать более искренне.

    Будьте организованы. Просматривая программу мероприятия, учитывайте каждую минуту: время, когда выступающие выходят на сцену и уходят с нее, представление гостей и ораторов, а также темы их выступления, слова благодарности за интересное выступление и многое другое.

На мероприятии

    Сохраняйте спокойствие. Быть ведущим мероприятия – непростая задача. Успех мероприятия во многом зависит от умелой работы ведущего. Если что-то пошло не так, оставайтесь спокойным и сосредоточьтесь на выполнении вашей работы. Чтобы оставаться спокойным, придерживайтесь следующих советов:

    • Не останавливайтесь, если вы запутались . Если вы прекратите говорить, вы сделаете свою ошибку более очевидной. Постарайтесь выкрутиться и продолжать программу. Если вы сделаете это успешно, зрители очень быстро забудут о вашей ошибке.
    • Определите точку, на которую вы будете смотреть во время выступления . Если вы будете смотреть на кого-то из аудитории, то вы можете начать нервничать. Вместо этого, попробуйте смотреть выше уровня глаз, избегая зрительного контакта.
    • Говорите медленно . Если вы будете говорить слишком быстро, то другие поймут, что вы нервничаете. Кроме того, вы будете запинаться, и люди не поймут вас. Лучше замедлить темп речи. Не торопитесь, делайте небольшие паузы между предложениями.
  1. Подготовьте вступительные слова. Представьтесь и поприветствуйте аудиторию. Если необходимо поприветствуйте определенных лиц отдельно. Это должны быть недолгие, но искренние слова приветствия.

    Представляйте выступающих. На ведущем лежит ответственность представлять выступающих, а также важных особ, присутствующих на мероприятии. Важных гостей представляйте, упоминая больше подробностей. После того как вы представили выступающего, предложите зрителям поддержать его аплодисментами, пока он не подойдет к микрофону. Когда оратор закончит свою речь, снова побудите зрительный зал поаплодировать ему, пока выступающий не займет свое место в зрительном зале.

    Связывайте номера между собой. Вы можете использовать шутки для связи номеров в единое целое. Перед началом мероприятия подумайте, что бы вы могли использовать для соединения разных номеров. Это могут быть интересные высказывания, анекдоты, шутки и тому подобное. Кроме того, комментируйте происходящее. Попробуйте найти что-то смешное или интересное в речи предыдущего оратора. Свяжите это с выступлением следующего участника.

  2. Будьте готовы ко всему. Как уже упоминалось выше, ведущий должен быть всегда начеку. Очень часто на мероприятиях случаются непредвиденные ситуации: кто-то проливает напиток, ответственный за музыку включает другой трек или назначенный оратор выходит в туалет, хотя ему пора на сцену. Будьте готовы к тому, чтобы сгладить все неприятные ситуации и сохранить праздничную атмосферу.

    • Если что-то пойдет не так или кто-то не будет слушаться ваших указаний, вы в любом случае должны оставаться позитивным.
    • Помните, ваша работа не заключается в том, чтобы кого-то отчитывать. Ваша работа состоит в том, чтобы сгладить все острые углы, если что-то пойдет не так. Ведущий с отрицательным складом ума вряд ли оставит приятные впечатления после себя.
  3. Продумайте заключительную часть мероприятия. Заключительная часть должна быть такой же захватывающей и интересной, как и вступительная часть. Как правило, в заключительной части ведущий благодарит зрителей, выступающих и ораторов. Кроме того, хорошим жестом будет поблагодарить тех, кто помог организовать мероприятие. Подведите итог, обобщив все то, что происходило на сцене, а также подчеркните, что каждый слушатель может вынести полезное для себя. Побудите аудиторию к действиям.

    • Вы можете побудить вашу аудиторию прийти на следующую встречу, пожертвовать деньги или продолжать развивать свои способности. Побуждайте присутствующих принимать участие.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества

Кафедра социально-культурной деятельности

МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ:

МАСТЕРСТВО ВЕДУЩЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Курс лекций для студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», специализации

«Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»

Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств

Барнаул 2009

ББК 77я7 М327

Утвержден на заседании кафедры социально-культурной деятельности 26.01.2009 г., протокол № 7

Составитель: к. п. н., доцент Г. В. Оленина

Рецензент: к. п. н., доцент В. В. Десятов

Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство М327 ведущего информационно-просветительных программ : курс лекций по спе-

циальности 071401 «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ» / сост. Г.В. Оленина; Алт. гос. акад. культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. – 99 с.

В работе представлен лекционный курс по учебной дисциплине «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно- просве-тительных программ»

Издание адресовано студентам очной и заочной форм обучения по специальности «Социально-культурная деятельность», специализации «Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурнодосуговых программ».

© Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2009

Пояснительная записка………………………………………………….

Вводная лекция. Методы, технологии и формы информационно-

просветительной деятельности (ИПД) в сфере культуры и досуга….....

Раздел I. Информационно-просветительные технологии (широкий

смысл) в учреждениях искусства, культуры, социальной защиты,

СМИ………………………………………………………………………

Лекция 1. Информационно-просветительные технологии

современных российских

музеев………………………………………….....

Лекция 2. Современная информационно-просветительная

деятельность театральных и концертно-зрелищных учреждений (на

примере г. Санкт-

Петербурга)……………………………………….…..

Лекция 3. Информационно-образовательные технологии

учреждений дополнительного образования…………………….……

Лекция 4. Информационно-коммуникативные технологии…..….

Лекция 5. Информационно-справочные технологии средств

массовой информации

……………………………………………….....

Раздел II. Методы конструирования информационно-просвети-

тельных программ (широкий смысл)…………………………………..

Лекция 6. Монологический метод ИПД и его специфика в сфере

культуры, искусства и досуга……………………………………...

Лекция 7. Метод диалога и характеристика диалогических

информационно-просветительных (широкий смысл)

программ…….

Лекция 8. Комплексный метод в информационно-просветитель-

ной деятельности (ИПД)…………………………………….........…

Лекция 9. Игровой метод в информационно-просветительной

деятельности…………………………………………………………

Учебная дисциплина ДС «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просветительных программ» входят в цикл дисциплин, направленных на изучение технологий информационно-художественной и деловой коммуникации.

Лекционный курс предметов «Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительных программ», «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просветительных программ» рассчитан на студентов очного и заочного отделений специальности «Социальнокультурная деятельность», специализации «Организация и постановка культурно-досуговых программ», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ».

Целью лекционного курса является формирование знаний о технологиях подготовки информационно-просветительных программ и практических навыков постановки данных программ в учреждениях социально-культурной сферы.

Задачи лекционного курса:

1. Сформировать представление о специфике информационнопросветительных программ в отличие от рекреационно-развлекательных, празднично-обрядовых, художественно-публицистических, социальнопедагогических программ, которые также входят в структуру технологий культурно-досуговых программ.

2. Закрепить навыки практического применения этапов технологического цикла разработки, постановки и продвижения разных видов информационно-просветительных программ; выработать критерии оценки данных программ.

Методология и методика разработки и изучения лекционного курса: системный подход, метод матрицирования; региональный компонент, касающийся тематики информационно-просветительных программ; метод малых групп при подготовке творческих заданий, показы программ и их анализ.

Методических сопровождением данного курса лекций являются учебные программы, методические указания и методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения, тестовые задания, разработанные автором лекционного курса по двум вышеуказанным дисциплинам.

Программа курса «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: мастерство ведущего информационно-просветительных программ» соответствует ГОСу второго поколения.

Вводная лекция

Методы, технологии и формы информационно-просветительной деятельности (ИПД) в сфере культуры и досуга

1. Понятие «технологии и методы ИПД».

2. Матрица форм ИПД и ее анализ.

3. программы (узкий смысл) на основе методов монолога, диалога, игры и комплекса.

4. Структура информационно-просветительной программы (в широком значении).

5. Продвижение информационно-просветительных программ на рынке культурных услуг.

1. Информационно-просветительные программы являются частью культурно-досуговых программ наряду с развлекательно-игровыми, празднично-обрядовыми и информационно-художественными программами. Культурно-досуговые программы – это результат, продукция культурно-досуговой деятельности (КДД). КДД является, в свою очередь, частью, ядром социально-культурной деятельности (СКД).

Под технологией информационно-просветительной деятельности (ИПД) мы понимаем реализацию определенных типов информационнопросветительных программ, определенные целевые типы этих программ, направленные на трансляцию специальной информации в ответ на информационные потребности населения и организаций.

Такие четыре целевые типологические разновидности информационно-просветительных программ отслеживаются в современном информационно-коммуникативном пространстве России. Это информационно-образовательные, информационно-просветительные (в узком смысле), информационно-справочные и информационнокоммуникативные технологии. Все они входят в информационнопросветительные технологии в широком смысле слова «просвещение».

Методы – это способы профессиональной деятельности постановщика информационно-просветительной программы. Именно то обстоятельство, что постановщик создает, конструирует информационно-просветительную,

а не любую другую культурно-досуговую программу (например,

информационно-художественную или развлекательно-игровую) – и определяется спецификой метода. По сути своей современная ИПД является организацией просветительного, образовательного, коммуникативного или информационно-справочного контакта.

Современная информационно-просветительная программа – это комплекс организационно-постановочных действий, направленных на трансляцию актуальной, новой информации по различным проблемам развития общества, культуры, личности с целью просвещения, дополнительного образования населения, а также продвижения справочно-информационных услуг и организации событийных просветительных коммуникаций учреждений социально-культурной сферы.

Основными элементами, средствами , реализующими процесс контакта в ИПД являются слово и событие . Последнее может быть событием официального характера, а может быть создано с применением законов искусства и игры, и тогда событие становится зрелищем. Методы в процессе любой целенаправленной деятельности всегда тесно связаны со средствами, а средства, в свою очередь, влияют на содержание метода. В данном случае методы ИПД – это типы речевого общения, основанного на искусстве слова (рассказ) и типы совместной деятельности определенной аудитории в особых торжественных, официальных или игровых ситуациях (показ; игра).

Речевое общение или рассказ как общий тип коммуникации издавна осуществлялся двумя методами: монологом и диалогом. Причем природа диалога такова, что он трансформирует словесную канву информационного контакта в событийную, зрелищную которую можно показать. Поэтому в качестве общих, родовых методов ИПД мы будем рассматривать монолог, диалог, игру и как комплексный метод – сочетание монолога, диалога и игры в двух ситуациях: 1) монолога, диалога и игры в ходе зрелища; 2) монолога и диалога в ходе официального информационного мероприятия.

Комплексный метод ИПД лежит в основе крупных, масштабных форм ИПД (например, Всероссийский фестиваль «Шушкинские дни на Алтае»; литературные или научные чтения). Сюда же относятся юбилейные дни, месячники, годы (например, Международный год женщины; Год семьи, объявленные международной культурной организацией – ЮНЕСКО). Такие крупные формы называются в педагогической литературе и литературе по СКД комплексными. Отсюда логично предположить, что и методы, положенные в их основу, могут носить такое же название, хотя оно достаточно условно. В итоге мы выделяем четыре общих метода ИПД: монолог, диалог, игру и их комплекс, в основе которого чаще всего находится событие.

Далее, у каждого общего метода ИПД есть свои «частные методы». Например, с помощью специальных частных методов можно выстроить речевое монологическое выступление или организовать диалогическое, а также деловое игровое общение в ходе информационной программы. Эти частные методы определяют алгоритм выстраивания публичного монолога, диалога, деловой игры, событийно-зрелищного комплекса.

2. «Пересечение» 4-х методов и 4-х технологий ИПД дает 16 разновидностей форм ИПД. Формы ИПД могут быть уложены, как в ячейки в матричную сетку. Метод матрицирования, широко применяющийся в менеджменте культуры, дает нам возможность видеть все многообразие современных форм ИПД, причем это многообразие упорядоченное, структурированное. Это достаточно удобно, поскольку позволяет пользоваться данной матрицей как «информационным банком данных», из которого постановщику ИПД можно обоснованно выбрать нужную форму ИПД, чтобы положить ее в основу конструируемой информационно-просветительной программы. Мы приводим данную матрицу ниже.

Таблица 1

Матрица информационно-просветительных программ (широкое значение)

Технологии информационно просветительной деятельности

(широкое значение)

информационно-

информационно-

информационно-

информационно-

образовательные

коммуникативные

просветительные

справочные

(узкое значение)

Трансляция информации

Ораторские

Лекция-концерт;

Радиопередачи

популярная

выступления:

Экскурсия;

коммерческих

социально-бытовые;

Радиопередачи

Лекторий;

социально-

просветительных

Абонемент

политические

по искусству

Дидактические

Международные

Встреча (беседа)

Консультации и

рабочие встречи;

с интересным

встречи со

Тестовые

Подиум-дискуссии;

человеком;

специалистами;

Научные, научно-

Вечер-встреча с

Круглые столы

Обучающий

методические,

деятелями

специалистов;

научно-практические

культуры,

Столы справок;

Семинар-

конференции;

искусства,

общественные

Симпозиумы;

приемные

Мастер-класс

Пресс-конференции

знаменитым

и брифинги

человеком;

Дискуссии,

Ток-шоу с

кумирами

Программа

События по сбору

Ток-шоу с

КОМПЛЕКС

одного занятия в

журналы и

участием

Исторические

альманахи;

экспертов;

Программа

Дни, декады,

официального

учебного

События-

месячники,

вопросов и

характера +

предмета

достижения;

Зрелища и

конкурсы;

(литературные,

Спортивные

педагогические,

Представительские

презентация

Проверка информации и ее инструментализация

Деловые игры;

Ролевые игры;

Викторины:

Олимпиады

Деловые игры;

по одной теме,

по учебным

Тренинговые игры

по разным темам

предметам;

(аутотренинг и

Турниры;

групповой тренинг)

культуры, науки,

занятиях

В учебных курсах «Технологии культурно-досуговых программ: информационно-просветительные программы», «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: информационно-просветительные программы» студенты знакомятся со всеми шестнадцатью разновидностями форм ИПД и занимаются разработкой и постановкой отдельных, наиболее актуальных форм.

Мы считаем, что понятие «методы и технологии ИПД» является системообразующим элементом программы вышеназванных учебных предметов. То обстоятельство, что нам удалось обоснованно структурировать этот системообразующий элемент и представить методы, технологии, а главное – формы ИПД в виде матричной сетки, мы рассматриваем как научную новизну при разработке учебных предметов, своеобразное научно-учебное ноу-хау. Этот факт позволяет рассматривать программу предметов «Технологии культурно-досуговых программ: информационно-просветитель-ные программы» и «Мастерство ведущего культурно-досуговых программ: информационно-просветительные программы» как авторские, а не компилятивные программы.

Анализ горизонтали матрицы показывает, что технологии ИПД отвечают на вопрос: что транслируется, какая разновидность информации в сфере досуга интересует в наши дни население и организации? Вертикаль матрицы представлена методами, с помощью которых информация в сфере досуга становится информационно-просветительной (в широком смысле) программой. Здесь содержится ответ на вопрос: как организована информация в качестве типа общения?

Кроме того, в структуру матрицы введен еще один критерий деления структуры таблицы-матрицы. Так, по вертикали матрицы разделены

методы организации общения по критерию «целевое назначение метода». По целям 3 метода – монологический, диалогический и комплексный совпадают. Их общая цель: передача аудитории тех сведений, которых у аудитории нет. Четвертый метод – игровой стоит в матрице отдельно, поскольку цель игры – не сообщение новых сведений, а проверка уже имеющихся у аудитории знаний, сведений, информационнопознавательных навыков.

Формы, которыми должны быть заполнены все ячейки матрицы, можно разделить на две развидности: одноразовая форма организации информации (например, лекция) и циклическая форма организации аудитории, например, лекторий для родителей и учителей, обучающих и воспитывающих «трудных» подростков. В данном случае циклическая (т.е. повторяющаяся) форма требует разработки своей особой программы (программы лектория; программы абонемента по искусству, где формой организации информации является лекция-концерт) и специальных усилий организаторов этой формы ИПД. В последнем примере организаторами абонемента будут являться менеджеры концертной деятельности.

3. Постановщику необходимо знать содержание информационнопросветительных программ (узкий смысл). Они делятся на следующие разновидности:

Монологические:

- научно-популярные лекции;

- лекции-концерты;

- вступительное слово к концертной программе;

- абонементы по искусству;

- проведение экскурсий в музеях и на художественных выставках.

Диалогические:

- встреча (беседа) с интересным человеком;

Вечер-встреча с деятелем культуры и искусства;

- дискуссии; диспуты, дебаты;

Ток-шоу.

Комплексные:

- устные журналы, альманахи;

- литературные, педагогические, научные чтения;

- юбилейные дни, декады, месячники, годы;

- кроссворды, викторины;

- игровые конкурсы (личные и командные).

Монологические формы информационно-просветительных технологий. Научно-популярная лекция . В основе ее структуры лежит структура классической и свободной композиции монолога. Цель и язык научнопопулярной лекции, ее тема и уровень контакта лектора с аудиторией – все

это связано со спецификой этой аудитории: ее возрастом, социальным положением, уровнем образования, но главное – информационными интересами и запросами людей, присутствующих на лекции. Тематика научно-популярных лекций – самая разнообразная:

- исторические события и биографии великих людей;

- история и культура;

- открытия в науке и искусстве в прошлом и настоящем;

- популяризация отдельных видов искусства, жанров искусства, коллективов или солистов;

- экология природы и человека (экология души);

- политика (большая и малая) и экономика, правовое просвещение

и т.д.

Продолжительность лекции различна – она может быть до 80 мин, как у академической лекции, но может быть и двадцатиминутной. Главное, чтобы в обоих случаях была раскрыта тема лекции.

Принципы работы со словесным материалом и принципы общения с аудиторией – это принципы педагогики досуга: свободы выбора занятий, интереса, гедонизма, т.е. радости, удовольствия от контакта с лектором.

Наглядность и другие зрелищные моменты на лекции – обязательное условие современной лекции. Актуальны научно-популярные лекции в таких учреждениях социально-культурной сферы, как планетарии, дендрарии. Популярна эта форма и в деятельности школ садоводов, в обучающих программах различных клубов: женских, любительских и т.д.

Критерии оценки эффективности научно-популярной лекции сформулированы на основе композиционного плана коммуникативного процесса лектора и аудитории, осуществляемого в ходе лекции:

1. Текст Тема и цель. Интересны? Уместны? Актуальны?

Вступление. Интересно ли оно? Использован ли «зацепляющий крючок» внимания? Не слишком ли длинно? Есть ли этикетные формулы обращения к аудитории?

Главная часть. Продуманы ли план, логика лекции? Весь ли материал относится к теме? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель? (Сформулируйте цель).

Заключение. Понятно ли оно? Есть ли обобщение сказанного?

Язык лекции: каковы языковые средства контактности и средства наглядности языка.

Устная коммуникация в ходе лекции: Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно или динамично? Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

Современное общество сложно представить без телевидения. Как феномен отражения и развития социальной жизни, культуры оно призвано способствовать возвышению, духовному и нравственному росту человека. Решить эту задачу телевидение может, в первую очередь, через профессиональные кадры, владеющие общей культурой и культурой речи на самом высоком уровне. Поэтому столь высокие требования предъявляются к телеведущему, который обращается к многомиллионной аудитории.

В советское время миловидные дикторши призваны были олицетворять образ идеальной современницы. Очень строгие, вполне официальные и вместе с тем удивительно домашние, они были воплощением феномена советского китча. Они были индивидуальностями, но телевидение быстро приводило к типизации их образов. Нину Кондратову, Валентину Леонтьеву, Анну Шилову и других зрители звали Ниночка, Валечка, Анечка. Они входили в каждый дом и ощущались почти членами семьи, и очень благонадежными членами, которые никогда не допустят ни одной «лишней» эмоции, не скажут ни слова «от себя». Их современные для того времени стрижки с начесом и модные костюмы были такими, как на картинках в журналах «Работница» и «Крестьянка». А слезы в программе «От всей души!» выражали вполне искреннюю, хотя и с признаками китча, любовь и сочувствие официально признанным государством героям войны и труда. В этой двойственности во многом проявлялся общий стиль эпохи, когда словами и поступками людей руководили не только цензура, но и самоцензура, формировавшаяся соответствующим воспитанием. И это было прекрасно видно на экране, поскольку на восприятие действовал только что открытый в те годы парадокс телевидения, заключавшийся «в неизбежности личностной характеристики (и самохарактеристики) человека, даже если такая задача не только сознательно не ставится, но, быть может, в чем-то противоречит целям телевизионного выступления». Однако зрителей вовсе не смущала китчевая суть образов телевизионных дикторов. Народ привык к своеобразному «двуличию» тех лет, проявлявшемуся и в официальной идеологии. Ведь коммунистическая партия в 1970-е годы в лозунгах продолжала звать «вперед, к победе коммунизма», а в быту ориентировала граждан на стремление к сытой и спокойной мещанской жизни.

Дикторы материализовали в своих образах это общественное противоречие. Сами того, не желая, они становились типажами. Их личности типизировались от постоянного репродуцирования крупных планов их лиц. Каждая из них, безусловно, вызывала у зрителей разные ассоциации и ожидания, но все вместе они создавали собирательный образ советской женщины. Что можно сказать по ним об их современницах? Работа для них должна была быть на первом месте, но карьерные претензии не приветствовались. Они должны были иметь хорошее образование, но не проявлять блеска интеллекта.

Мужчины в это период тоже были «застегнуты на все пуговицы». Они имели вид чиновников с человеческими лицами - чиновников из Академии наук, Министерства иностранных дел, Министерства культуры. В отличие от женщин, которым позволено было добавлять в одежду и манеры «неформальные элементы», все мужчины на телевидении должны были быть максимально одинаковыми. И они старались, как могли, выполняя распоряжение тогдашнего руководителя Гостелерадио С.Г. Лапина, который утверждал, что «советскому телевидению звезды не нужны», и индивидуальности тоже не нужны, поскольку «диктор, комментатор, не более чем транслятор партийных и правительственных решений, высоких мнений». Эта концепция активно реализовывалась на практике: комментаторов просили сбрить бороду, изменить прическу, появляться на экране только в «мидовском» пиджаке с галстуком и т.д.

В результате к середине 1980-х годов, когда народ уже не мог больше смотреть на однообразных персонажей, когда в воздухе ощутимо повеяло ветром перемен, телеруководство стало рисковать, приглашая в эфир дикторов тоже вполне надежных, но более «неофициальных».

Характер телевизионного общения за последние 10-15 лет кардинально изменился. Официально подготовленное, выверенное в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами общение сменилось общением неподготовленным, непосредственным. Резкая граница, которая проходила между неофициальным и официальным публичным общением, постепенно размывается. В телевизионном общении возрастает степень неофициальности, все чаще в речи телеведущих встречаются разговорные, жаргонные, просторечные и другие стилистически сниженные элементы. Умение чувствовать уместность тех или иных сниженных элементов речи - одна из важнейших компетенций телеведущего. Пренебрежительное отношение многих телеведущих к речевой культуре, огромное количество речевых ошибок в их речи обусловлено низкой языковой компетенцией и оказывает негативное воздействие на телеаудиторию, формирует негативное отношение не только к языковой норме, но и к социальной норме в целом. Несмотря на растущую популярность такого рода образа телеведущих, хотелось бы остановить свое внимание на истинном мастерстве телеведущего, предназначением которого является, прежде всего, культура.

Профессия телеведущего становится все более сложной и многогранной. Она предполагает не только наличие таланта, то есть способности к творческой деятельности, одаренности, но и высокое мастерство владения словом, определенные внешние и физические данные, владение профессиональными компетенциями. При этом способности к творческой деятельности не сводятся только к знаниям и умениям, но обусловливают легкость и быстроту их освоения, и являются одним из критериев успешности в профессии. Способности не сводятся к врожденным задаткам, но формируются на их основе.

Высочайший профессионализм ведущего - это его интеллигентность, телевизионный талант, его эрудиция, умение «сохранить лицо» в любых ситуациях, давать зрителям уверенность в том, что они получают самую достоверную, самую объективную информацию. Поскольку реальное влияние средств массовой информации в мире постоянно растет, растут и требования к самому журналисту. Профессия журналиста требует от тех, кто принадлежит к ней, самого высокого уровня гуманитарной подготовки и наличия высоких интеллектуальных и профессиональных способностей.

Одним из главных условий успешности коммуникации является мировоззренческая зрелость журналиста, то есть глубина познания им действительности и самого себя путем расширения своего кругозора и повышения уровня собственной компетентности. Без обширной эрудиции трудно или почти невозможно ориентироваться на новые впечатления. Неустанно расширяя свои знания, тележурналист не просто коллекционирует некие оторванные друг от друга сведения, а неуклонно пополняет свой коммуникативный фонд. Основным средством общения является язык, то есть система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания. Слова журналиста влияют на внутреннюю позицию зрителя, на его взгляды, формируя отдачу, а отдача влияет на результат. Вот почему так важно, чтобы слова телеведущего несли позитивный заряд, излучали положительную энергию.

Чем шире кругозор у будущего диктора или телеведущего, тем лучше развиваются его профессиональные качества. Во-вторых, такие качества, как хорошее чувство юмора и находчивость, помогут справиться с любой, даже чрезвычайной ситуацией, которая может возникнуть, например, в прямом эфире. Не секрет, что одним из главных критериев мастерства для любого телеведущего является правильная речь и приятная интонация.

Телеведущий, в зависимости от жанра представляемой им программы, должен выдерживать определенную стилистику - уметь быть серьезным, статным и внушающим доверие в информационных программах, участливым и располагающим в различных ток-шоу и, несомненно оригинальным, с чувством юмора - в юмористических программах.

Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Если это качество присутствует, то он всегда будет интересен зрителям.

Таким образом, телеведущий должен иметь вызывать у телезрителей доверие, слушать и понимать их.

Среди ролей, задействованных в ток-шоу, особое место, безусловно, принадлежит ведущему. Как правило, это известный «медийный» человек, индивидуальный стиль которого во многом определяет имидж программы. От него зависит драматургия шоу -- психологическая атмосфера, нагнетание и разрядка обстановки, контроль эмоций аудитории. Он задает рамки, в которых проходит беседа: будет ли это доверительный разговор, провокативное шоу или интеллектуальная дискуссия. Отсюда и маски ведущих: «шоумен», «интеллектуал» или «сопереживающий».

Ток-шоу, которые концентрируют внимание на обсуждении жизненных историй, обращаются к образу «понимающего» ведущего, который внимательно выслушивает рассказы гостей, демонстрирует сострадание и призывает к нему телезрителей. Чаще это женщины, которые общаются преимущественно с женской аудиторией. Они стремятся установить доверительную дистанцию со зрителями, превратить телевидение в средство «личной» коммуникации. Успех и неудача ток-шоу часто зависят от того, насколько органично сочетаются формат программы и образ ведущего. Показателем того, что это, действительно, разные виды ток-шоу может служить, в частности, речевое поведение ведущего, от которого во многом зависят интрига и динамика развития сюжетной линии. Именно ведущий определяет форму, качество и логику последовательности вопросов, на основе которых разворачивается дискуссия, задает температуру накала страстей, следит за порядком в студии. Поэтому особый интерес для исследования представляют коммуникативные стратегии и тактики, используемые телеведущими.

Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») -- люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления -- это создает особую атмосферу публичности.

4. Сценарий ток-шоу "Разговор о главном" по теме: "Здоровый образ жизни"

ток шоу ведущий мастерство

Тема: "Здоровый образ жизни"

Цель: популяризировать здоровый образ жизни.

  • · на конкретных примерах раскрыть понятие "здоровый образ жизни".
  • · формировать интерес и потребность к положительным увлечениям в жизни человека,
  • · пропагандировать занятие спортом.

Участники: учащиеся четвёртых, пятых, девятых и одиннадцатых классов, учителя школы, родители, гости.

Оформление шоу: в зале видеодвойка, пианино; зал украшен шарами, плакатами "Здоровым быть модно!" и т.д.; выставкой рисунков по теме ток-шоу; музыкальные заставки (аудиомагнитофон); на сцене диваны для героев шоу; в руках у участников флажки, шары.

Время проведения: 50-60 минут.

Ход мероприятия

Звучит музыкальная заставка шоу. Выходит ведущая.

I. Вступительное слово:

  • - Здравствуйте, дорогие друзья: ребята, уважаемые родители, гости. Начинаем ток-шоу "Разговор о главном".
  • - Человечество, зная, что каждому из нас дана только одна возможность прожить свою жизнь на планете Земля, издавна решает проблему: как наилучшим образом прожить эту жизнь. Одни делают открытия, другие поют лучшие песни, третьи всю жизнь проводят наедине с телевизором.… И каждый по-своему счастлив, … пока здоров. "Здоровый образ жизни" - это словосочетание в последнее время слышится очень часто. Об этом решили поговорить и мы, выбрав тему для ток-шоу "Разговор о главном".

Героями нашей программы являются ребята четвёртых классов. Мы думаем, что именно им важно понять, что такое "Здоровый образ жизни": во-первых, они стоят на пороге резкой перемены школьной жизни: перехода в старшие классы, во-вторых, только что началась самая трудная, длинная четверть года - III четверть.

Звучит музыкальная заставка.

Ведущий: Узнаем мнение ребят и администрации нашей школы, что такое "здоровый образ жизни"?

II. Просматривается видеоролик с ответами учеников разных классов и директора школы.

III. Выступление фольклорной группы 4А класса.

Ведущий: Наше ток-шоу продолжила фольклорная группа ребят - четвероклассников. Великие врачи Древнего Рима считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже громкое чтение. Учитывая это, мне хотелось бы поговорить с участниками фольклорной группы:

  • · Появляется ли у вас хорошее настроение от занятий?
  • · Кто дома продолжает петь эти песни?
  • · Кто ещё успевает посещать другие досуговые занятия? Почему всё успеваете?

Вывод: любое полезное, интересное дело организует человека, делает его жизнь полной и значимой.

IV. Музыкальная заставка.

Ведущий: Первой героиней ток-шоу будет интересный человек, преподаватель музыки нашей школы и руководитель фольклорной группы Горкунова А.В. (Приглашается на сцену)

Вопрос: Как Вы думаете, какая связь между словами "музыка" и "здоровье"? (Разговор идёт о духовном здоровье)

Ведущий: Есть ребята, которые совмещают две школы: образовательную и музыкальную.

Свой вопрос я адресую маме ученицы нашей школы, время которой расписано буквально по минутам.

Вопрос: Уважаемая Елена Ивановна, что даёт такой ритм жизни Вашей дочери?

Ведущий: Катя Бадак тоже занимается в музыкальной школе. Она покажет, чему научилась (исполняется музыкальное произведение на фортепиано).

Вопрос: Можешь ли ты свою жизнь назвать интересной, здоровой?

Работа с залом:

  • - Ребята, поднимите шарики и флажки те, кто посещает музыкальную, художественную, спортивную школу; кружки во Дворце творчества, кто занимается коллекционированием? У кого есть хобби? Кто считает свою жизнь интересной?
  • - А интересная жизнь и здоровая жизнь - это близкие понятия? Почему?

Ведущий: (Подходя в зале к учительнице)

У Виктории Геннадьевны, учительницы начальных классов, почти нет свободного времени. Всё своё время она посвящает увлечению дочери - занятию в художественной школе.

Вопрос: Виктория Геннадьевна, может быть не стоит всей семье подстраиваться под увлечение дочери? Когда же Вам удаётся думать о собственном здоровом образе жизни?

Вывод: когда семья занята общим интересным делом, она становится прочнее и дружнее, в ней устанавливаются крепкие, здоровые отношения.

V. Сюрприз от девочек 4Б класса (показ экомоды).

Ведущий: Да, увлечение может быть и таким, главное, чтобы оно было в удовольствие, организовывало, наполняло жизнь смыслом, отвлекало от плохого.

VI. Музыкальная заставка.

Ведущий: Сегодня мы увидели людей, которые с удовольствием занимаются каким-то делом. Но есть и такие семьи, где силой заставляют своих детей заниматься музыкой, танцами, спортом в ущерб здоровью и учёбе ребёнка. Своё мнение по этой проблеме мы попросим высказать психолога нашей школы Толмачёву Т.А. (выступление психолога).

Ведущий: Когда у человека много свободного времени, он пытается его заполнить как может: телевизором, компьютером; появляются заманчивые вредные привычки.

Ведущий (обращаясь к зрителям):

  • - Что это за привычки?
  • - В чём их вред?

Вывод: Перед ток-шоу в начальных классах была проведена анкета о вредных привычках. По результатам анкет ребята нашей школы, к счастью, не попробовали этого, и, надеемся, никогда не попробуют.

VII. Просмотр видеосюжета с выступлением заместителя директора по правовым вопросам Знаменщиковой Т.Г. (выступление о дезадаптированных ребятах школы).

Ведущий: Все ребята, о которых говорила Тамара Григорьевна, в вашем возрасте, наверное, ещё и не думали, что о них будут говорить "трудные", "неблагополучные". Но они выбрали такую жизнь сами, как и их семьи (у этих ребят и в семье проблемы). Это самый лёгкий путь в жизни, но и самый страшный и бессмысленный.

VIII. Ведущий: Помня о здоровом образе жизни, пора отдохнуть. Приглашаю ребят из 4В класса провести весёлую подвижную паузу с залом.

IX. Ведущий: Что же больше укрепляет здоровье, чем физкультура и спорт? Впервые научно доказана польза активных физических действий учёным Сеченовым в 1903 году, более ста лет назад.

Ярким примером увлечения спортом является жизнь замечательных людей:

  • · Л.Н. Толстой даже в 82 года ежедневно делал гимнастику, ездил верхом на лошади ежедневно до 20 км., зимой катался на коньках, в 70 лет обгонял на льду молодёжь. В 65 лет научился ездить на велосипеде.
  • · А.С. Пушкин был отлично сложен, с хорошо развитой мускулатурой, был прекрасным гимнастом, конькобежцем, боксёром, стрелком, шахматистом, считался лучшим фехтовальщиком. Пушкин стал лучшим пловцом Петербурга. По примеру полководца Суворова он принимал холодные ванны, зимой натирался снегом.

X. Музыкальная заставка.

Ведущий: Следующая гостья начала закаливание своего сынишки с самого раннего детства. Наталья Николаевна, учительница начальных классов, считает, что закаливание - путь к здоровому образу жизни (рассказ Натальи Николаевны о закаливании сына).

Ведущий: Желаем, чтобы Ваш малыш и вся семья были здоровы.

XI. Музыкальная заставка.

Ведущий: В семье Высочиных все спортсмены. Их жизнь - движение, спорт, соревнования, победы. Глава семьи - Татьяна Владимировна, учительница физической культуры.

Вопросы семье:

  • · Что дал спорт Вашей семье?
  • · Сергей, Надя, каким видом спорта вы занимаетесь? Для чего?

Сергей и Надя Высочины проводят небольшую физминутку для ребят зала.

XII. Ведущий (подходит к гостье в зале): У Светланы Николаевны Бялковской было увлечение спортом, и, по-моему, больший след в её жизни оставил не сам спорт, а тренер - яркая личность. И это тоже очень важно, так как хороший тренер развивает не только здоровье физическое, но и духовное.

  • - Светлана Николаевна, каким видом спорта Вы занимались?
  • - Сколько лет?
  • - Самые яркие воспоминания?
  • - Какие пожелания ребятам?

Ведущий: Первый год связали свою жизнь со спортом ребята нашей школы, занимаясь в секции баскетбола.

Беседа с ребятами:

  • - Изменилась ли ваша жизнь?
  • - Собираетесь ли вы и в дальнейшем заниматься спортом?

XIII. Музыкальная заставка.

Ведущий: Последний герой нашего ток-шоу, а точнее, герои, это семья, для которой спорт - это жизнь в самом прямом смысле этого слова. В этой семье большую часть времени можно услышать разговоры об очередной эстафете, о правильном старте, о сборах перед ответственными соревнованиями. Это семья Берестневых. Для них спорт - это профессиональное занятие, а не увлечение.

Последний герой "Разговора о главном" - Берестнев Александр.

  • - Если оглянуться назад, начал бы сначала спортивную жизнь?
  • - Стоит ли жизнь отдавать спорту?
  • - Что хотите пожелать ребятам?

XIV. Выступление театрализованной агитбригады "Приключения Колобка".

XV. Музыкальная заставка.

Итог ведущего:

Однажды Сократа спросили: "Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?" Великий мудрец ответил: "Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!"

Хорошее здоровье - один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Наше ток-шоу закончено. Всем гостям, участникам, спасибо!