Справить 9 дней после похорон. Что делать в течение года после похорон

Поминки на 9 дней после смерти, что готовят и как проводить? У православных поминание усопших происходит на девятый и на сороковой дни после смерти. Почему?

Подробно на этот вопрос отвечают священнослужители. Согласно церковным канонам, время с момента упокоения непосредственно по девятый называется оформлением «тела вечности». В этот период усопшего проводят по «особенным местам» рая. А в мире живых родственники и священнослужители проводят различные обряды поминального характера.

Что происходит в первые 9 дней после смерти?

В эти самые первые 9 дней после смерти усопшие могут наблюдать за окружающими людьми, видеть их и слышать. Таким образом душа уже навсегда прощается с жизнью в этом мире, с жизнью на земле, постепенно утрачивая эти возможности и тем самым отдаляясь от мира живых. Поэтому неслучайно поминальную службу заказывают на 3-й, 9-й и 40-й дни. Эти дни представляют собой особые рубежи, которые проходит каждая душа покидая наш мир.

После девятидневного рубежа душа попадает в ад, дабы увидеть мучения нераскаявшихся грешников. Как правило, душа ещё не знает что за судьба ей уготована, и страшные муки, которые предстанут её взору должны будут её потрясти и заставить устрашиться своей судьбы. Но не каждой душе даётся такой шанс. Некоторые попадают сразу в ад без поклонения Богу, которое происходит на третий день. Эти души задержали мытарства.

Мытарства- это посты, на которых души задерживают бесы, или ещё их называют князьями мытарств. Таких постов двадцать. На каждом собираются бесы и выставляют душе все грехи, которые она совершила. При этом душа не остаётся совсем беззащитной.

Всегда рядом в эти трудные моменты ангелы – хранители.
Ангел-хранитель представляет бесам противоположные грехам добрые дела души. К примеру, щедрую помощь можно поставить против обвинения в жадности. Блаженная Феодора, чей авторитет заслуживает внимания, свидетельствует, что чаще всего люди застревают на мытарствах из-за прелюбодейства. Поскольку эта тема слишком личная и постыдная, люди часто болезненно относятся к обязательному разговору о ней на исповеди.

И этот грех остаётся утаенным, тем самым перечёркивая всю исповедь. Поэтому бесы выигрывают в войне за прожитую жизнь. Каких бы поступков вы ни совершили, как бы не было за них стыдно (это касается и интимной жизни) исповедоваться батюшке необходимо полностью, иначе вся исповедь не будет зачтена.

Если душа не проходит все мытарства, бесы уводят её прямо в ад. Там она остаётся до страшного суда. Близкие и родные усопшего могут смягчить участь его души молитвами, поэтому лучше заказать поминовение в церкви.

На третий день душа, которая смогла пройти мытарства, проходит поклонение Богу.

Затем ей показывают все красоты рая, по сравнению с которыми земные радости просто меркнут. Счастье, которое становится доступным человеку в раю, несравнимо ни с чем. Так говорят святые.

Чистая и прекрасная природа, какой она была до грехопадения человека, исполнение всех желаний, люди-праведники, которые все вместе, всё о чём только можно мечтать — это рай. В аду же ничего этого нет и все люди одиноки.

На девятый день душу низводят в ад, в качестве зрителя.

Побывав в раю, повидав там праведников, человек осознаёт, что ада он достоин больше, чем рая, из-за своих грехов, поэтому душа с большим трепетом ожидает срока в 9 дней после смерти. Здесь очень важна молитва, которой близкие помогают душе. Важно приобрести тесную связь с душой усопшего, дабы вердикт вынесли в пользу Святого места. В церкви следует заказать службу, дабы ваш близкий имел поддержку с вашей стороны.

Также в это время можно задуматься как обустроить место захоронения, например, выбрать гранитный памятник.

9 дней после смерти — поминовение близких

Первые 9 дней после смерти очень трудные для души усопшего человека, поэтому помогите своим близким, закажите поминовение в церкви, и вам будет легче и спокойнее за близкого и душа умершего будет спокойна и умиротворена. Важна не только молитва церковная, но и ваша личная. Обратитесь за помощью к батюшке. Он вам поможет освоить особые правила в прочтении псалтыри.

С давних времён известен обычай поминать близких за трапезой. Зачастую поминки являются поводом для родственников собраться вместе, вкусно покушать, обсудить дела. На самом деле за поминальным столом собираются не просто так. Православные христиане должны молиться об тех близких, которые покинули земной мир. Перед началом трапезы необходимо совершить в обязательном порядке литию. Это небольшой чин панихиды, её может совершить мирянин. Можно прочесть 90-й псалом и «Отче наш».

Кутья является первым блюдом, которое собственно и вкушается на поминках. Готовится она, как правило, из отваренных зёрен пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно-это символ воскресения, а мёд-сладость, которой праведники наслаждаются в раю. Кутья должна быть освящена во время панихиды особым чином, если это не возможно, её следует окропить святой водой.

Желание хозяев угостить всех, кто пришёл на поминки повкуснее, понятно, но оно не освобождает от соблюдения постов, которые установила Церковь. В среду, в пятницу и соответственно в длительные посты вкушать только разрешённую еду. Если во время Великого поста поминки попадают на будний день, их следует перенести на субботу или же на воскресенье.

Языческий обычай — выпивать на могилах, не имеет ничего общего с православными обычаями. Каждый христианин знает, что нашим усопшим близким принесёт радость молитва за них и благочестие, которое мы приносим, а не количество выпитого спиртного.
Дома, во время поминальной трапезы, после панихиды, допускается небольшой бокал вина, который будет сопровождаться добрым словом в адрес усопшего. Не забывайте о том, что это совсем необязательная вещь на поминках. Но остальной алкоголь следует избегать вовсе, так как он будет отвлекать от самих поминок.

В православии первыми за поминальный стол усаживают нищих и убогих, старушек и детей. Так же можно раздать вещи и одежду усопшего. Можно услышать множество рассказов о случаях, когда милостыня родных помогала усопшим, и получала подтверждения об этом из загробного мира. Поэтому вы можете помочь умершему, отдав сбережения на милостыню, дабы принести пользу душе в загробном мире.

Потеря близкого человека может перевернуть мировоззрение, помочь обрести желание стать настоящим православным христианином, сделать самый первый свой шаг на пути к Богу. Начните сейчас очищать свою душу, исповедываться, дабы в загробном мире благие дела преобладали над грехами.

В быту нашего народа широко распространена традиция поминовения усопших на девятый, сороковой дни, годовщины. Эти даты неслучайны, они имеют свое обоснование в христианском предании.

Согласно церковному преданию, душа на третий день после смерти предстает перед Богом, после чего ей показывают райские обители. На день девятый, после осмотра душой рая, она вновь возносится на поклонение ко Господу. Именно поэтому девятый день со дня смерти ознаменован поминками. Однако, в сознании некоторых людей теряется главный смысл поминовения. Итак, в чем христианский православный смысл поминок на девятый день и как правильно нужно поминать усопших?

Главными составляющими любых дней памяти умерших близких являются молитва и совершение дел милосердия. Поэтому необходимо уделить больше внимания не внешней форме поминовения, которая зачастую абсолютно бессмысленна и откровенно суеверна, но внутренней составляющей нашей памяти усопших.

На девятый день со дня смерти необходимо помолиться об упокоении души умершего. Если в городе есть храм, в котором в этот день совершается утреннее богослужение литургии, необходимо подать записки об упокоении и помолиться самим за главным православным богослужением. Кроме этого, верующие люди заказывают панихиду. Иногда молитвенные поминовения в храме заказывают заранее.

Кроме соборной молитвы в храме православный человек поминат в своих молитвах усопших и дома. Особенно это касается дней поминовений, в том числе и девятого. Дома можно почитать канон об усопших, 17 кафисму псалтири (либо несколько кафисм с вставками молитвы об усопших), последование литии, акафист за единоумершего.

Если есть возможность, на девятый день со дня смерти можно посетить могилу. При необходимости убраться на месте захоронения. На самом кладбище необходимо вновь помолиться об упокоении души усопшего.

На девятый день принято готовить поминальный обед. Смысл его заключается не в том, чтобы покушать, но чтобы совершить дело милосердия. Родственники усопших приглашают к столу близких и родных умерших, кормят их. Иногда на поминальные обеды приглашают и неимущих людей, исполняя завет Господа о питании алчущих и жаждущих. При этом, не важно, где именно готовится обед (дома или в кафе). Это зависит от удобства и возможностей организаторов поминок.

На поминальном обеде так же очень важно не забывать о молитве. Перед вкушением пищи необходимо попросить у Бога прощения грехов усопшего. Родственники умершего вполне могут попросить молитв об упокоении души поминаемого и у всех собравшихся. Если кто не знает текста молитв, вполне можно помолиться и своими словами об упокоении души новопреставленного.

Для православных людей важно знать на какое время приходится девятый день со дня смерти. Если это постный день, желательно приготовить постный поминальный обед. И, конечно, не стоит забывать о том, что усопших нельзя поминать алкоголем.

Кроме этого в девятый день можно сотворить милостыню. Например, раздать нуждающимся пищу, одежду (если это не было сделано заранее).

Таким образом, следует четко понимать, что самым полезным и необходимым для человека, перешедшего в иной мир, является не просто память живых и приготовление поминальных обедов, но сердечная молитва об упокоении души и совершение дел милосердия.

Узнайте все про 9 дней после смерти - что значит этот период, каковы обычаи касательно нее и что нужно делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций может лишить покойного райской жизни после смерти, а на его родственников наслать тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - что значит эта дата в православии

Известно, что в православии принято отмечать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается также годовщина, а в некоторых регионах еще и полгода после смерти. Это особые дни посмертия человека, и каждая из них имеет свое сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с ними.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

В указанные девять дней душа еще завершает свой путь, начатый при жизни. Она ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается началом загробного пути, а сороковой - его окончанием, то девятый – один из самых важных этапов посмертного путешествия.

Число 9 - одно из сакральных чисел. Известно, что в ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается не только в честь покойного, но и в их честь - все же именно ангелы будут защитниками на Небесном суде. Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый он провожает умершего за райские ворота. Вплоть до девятого дня он занят осмотром Рая. Еще не зная своего приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа может узнать о том, что ожидает ее в Раю или Аду. В Раю человека ждет отдых от боли, которую он вкусил за земную жизнь, а также муки совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом он отправится в Ад - до сорокового дня. Только после этого путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

Кроме этого, с девятого по сороковой день происходят так называемые мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем она должна пройти через испытания, которые могут представлять собой греховные искушения. Если душа пройдет испытания, добрая половина его души одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены ей на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах есть все, что есть в небе, и много иного (Бальмонт К. Д.)

Значение 9 дней после смерти для души покойного очень важно. В это время он занят поиском пути, по которому ему предстоит следовать. Сложно сказать, каким он будет. Некоторые верят в перерождение души после смерти. Судя по литературе о реинкарнации, в период с третьего дня по сороковой она занята пересмотром и анализом своих жизненных ошибок. Кроме этого, существует теория о том, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее следующее воплощение.

Если следовать христианским источникам, праведникам уготован Рай, а грешникам – мучения в Аду. Но, так или иначе, душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения своего пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Разумеется, полностью забыть о боли и страданиях невозможно – этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых принесет пользу усопшему, постарайтесь принести ему пользу молитвами, а не слезами. Он сможет обрести покой, перестать беспокоиться о живых и отправиться туда, где ему теперь место.

В православной традиции принято считать, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни - Ад. На девятый день усопший полностью забывает обо всей скорби, которую он ощущал во время земной жизни. Он забывает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Именно поэтому молитвы родных и близких важны в этот день – усопшему пригодится поддержка родственников.

Кроме того, они окажутся кстати еще и потому, что в это время он предстает перед Богом впервые. Именно поэтому принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, а также помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви принято также молить о присоединении души к числу ангелов. Так ваш родственник сможет стать вашим ангелом-хранителем. Язычники верят в то, что усопшие предки всегда рядом и готовы помочь.

Традиция поминков на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья, традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся даже некоторые праздники. Для поминальной трапезы ее полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Иногда кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья. Оно имеет сакральное значение.

Семена означают рождение новой жизни. Они символизируют воскресение человека в загробном мире, а возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо желательно освятить в церкви, но такая возможность имеется далеко не всегда. Поэтому считается достаточным окропить его святой водой.

Обязательно должен быть на поминальном столе компот или кисель, иногда подают квас. Подают также любую кашу, кроме кутьи. Иногда на поминки готовят блины, чаще можно увидеть пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены - бутерброды со шпротами, рыбные пироги, сельдь и другие холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты также часто встречаются на поминальных столах. В качестве первого блюда, как правило, подается борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей на них не принято, они приходят сами, незваными. Явиться может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать ближайшие родственники, а также люди, которые омывали покойного, делали гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги. Сейчас же этим занимаются люди из ритуальных бюро, поэтому традиция потеряла свой смысл. Куда лучше доверить это дело специалистам, чем допустить ошибку на похоронах. Если верить приметам, некоторые из них могут стоить жизни.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за ближайшими родственниками усопшего, а можно молиться шепотом или про себя. Только после молитвы можно подавать первое блюдо. Им должна стать кутья.

Касательно блюд и напитков, которые должны быть поданы на стол, правил немного, и запомнить их очень легко. Под запретом находится алкоголь. На большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - грех. На поминках предавание этому греху может серьезно навредить душе почившего. Именно поэтому приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Не следует перебарщивать с блюдами. Среди того, что означает 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и, соответственно, рассмотрению всех его грехов. Чревоугодие - один из грехов. Поэтому не стоит грешить в честь усопшего, это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет никакого значения. Важно только то, что люди собрались для того, чтобы вспомнить почившего и поддержать его родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать количество продуктов так, чтобы не осталось ничего, крайне сложно. К тому же, на 9 дней количество гостей предсказать нельзя - они приходят незваными, по своему желанию. Если после траурного застолья осталась еда или продукты, их нужно раздать нищим. Выбрасывать их в любом случае нельзя.

Как и в самые первые поминки, за столом запрещено смеяться, веселиться, тем более устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, а также черты характера умершего. Вплоть до сорокового дня будет приниматься решение о том, где находиться его душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы под ними. Мужчинам нельзя находиться в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок только ближайшие родственники, как правило, это черные траурные платки.

Что делают на 9 дней после смерти родственники почившего

То, что делают на 9 дней после смерти - труд родственников, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где он окажется - в Раю или в Аду. Родственники и близкие друзья тоже играют свою роль. Что означает девятый день после смерти? По сути, в этот день объединяются люди и ангелы для того, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Поэтому нельзя относиться к поминальным дням, как к формальности. Это время, когда живые способны помочь душе, которая находится в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9-й день после смерти близкого человека обязателен. Там нужно не только заказать молебен и поставить свечку за упокой. Следует помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Молиться можно и дома, но службу за упокой заказывают в большинстве случаев - что в любом случае связано с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души и о том, чтобы Бог был к ней милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать не только родственники. Чем больше людей молится за душу покойного, тем больше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Кроме этого, ближе к полудню следует посетить могилу почившего. Наведите там порядок, уберите мусор, принесите цветы и венки. Зажгите свечу в лампадке. Можно пригласить священника для совершения литии - особой службы, которая проводится над могилой. Если такой возможности нет, прочитайте молитву самостоятельно. Воздержитесь от разговоров на посторонние темы. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - это запрещено старинными приметами про похороны и кладбище. Не рекомендуют делать этого и священники. Особенное внимание привлекают они к распитию алкогольных напитков. Не вредите душе умершего, дождитесь поминок. Нельзя оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, тем более нельзя лить его на холмик. Можно оставить «обед», в который могут входить сладости и другие угощения. Чаще всего оставляют то, что подается на поминках в этот же день. Сладости и выпечка раздается также на кладбище незнакомцам, чтобы они помянули почившего.

Как на поминках, так и в разговорах полагается вспоминать только хорошие поступки почившего. Сейчас Бог особенно внимателен ко всем его плохим поступкам, и он должен слышать, что живые имеют исключительно положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание может все испортить.

Желательно в этот день подать милостыню нищим. Это могут быть деньги или продукты - решать вам. Как уже сказано выше, можно отдать продукты, которые остались после поминок.

В доме, как и на кладбище, можно поставить лампадку в честь покойного, а также стакан с водой и хлеб. Обычно эти знаки внимания находятся возле его портрета, украшенного черной траурной лентой. На девятый день можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни усопшего.

Как считается 9 дней после смерти

Посчитать девять дней после смерти очень просто. Первый день - это день смерти. Даже если человек умер поздним вечером или ночью - при условии, что смерть произошла до полуночи. Этот же день впоследствии станет годовщиной смерти.

По медицинской статистике, больше всего смертей происходит в период между 3 и 4 часами утра. Это время называют временем «между волком и лисицей». Следует знать, что при расчете дней следует учитывать ту же дату, которую можно увидеть на календаре в это время - как и во всех остальных расчетах дат, новые сутки в случае со смертью наступают после полуночи.

При этом математическое прибавление числа 9 к дате смерти является неправильным. Предположим, что человек умер 18 января, и прибавим к этой дате 9:

Но на самом деле девятины для этого усопшего наступают не 27, а 26 января. Эта дата не зависит от даты похорон. По традициям, хоронят через три дня после кончины. Но бывает и так, что похороны происходят на пятый, а то и на шестой день после смерти. От этого наступление девятого или сорокового дня не зависит, его считают только по дню кончины.

Как считается 9 дней после смерти, если человек умер во время Великого Поста? Такие расчеты нужно только верующим людям, которые соблюдают пост. В это время, если девятина попадает на будний день, ее нужно перенести на ближайший выходной.

В целом, каждый человек должен знать похоронные и поминальные традиции. Эти знания нельзя назвать желанными, и учиться этому вряд ли кто-то пожелает без особой нужды. Но, как ни печально это осознавать, каждому человеку рано или поздно придется хоронить родных и близких. А это означает, что придется заниматься похоронами и поминками. Зная, что должны делать родственники на девятины и какими должны быть поминки, вы поможете душе усопшего на том свете. Помните, что ему там тоже нелегко - именно в это время начинаются мытарства души. От того, как он проявит себя во время этих испытаний, зависит его будущее в загробном мире.

В православии 40 дней со дня смерти — очень значимая дата. Именно по окончании этого времени душе покойного предстоит получить окончательное решение, где она будет пребывать — в раю или аду. Если душа умершего не может самостоятельно улучшить свое положение, то помочь в этом должны родственники. В данной статье пойдет речь, как правильно рассчитать 9 и 40 дней со дня смерти в православии. Ответы на эти волнующие вопросы дадут батюшки.

Что такое 9 и 40 дней со дня смерти?

По христианским обычаям, 3 день, 9 день и 40 день после смерти очень важны. Но все же большую важность имеет 40-й день, так как это та самая грань, когда решается судьба души человеческой. В церкви говорят, что это так называемая невозвратная точка для души. Некоторые люди утверждают, что 40-й день после смерти более трагичен, нежели сами похороны.

Но все же стоит немного вернуться назад. На третий день после смерти душа попадает на поклонение к Богу. После чего, 6 дней ангелы демонстрируют душе усопшего красоту рая. На 9-й день после поклонения Богу отводится она в ад, где на протяжении 30 дней демонстрируются разные комнаты и места, где мучаются грешники.

Как поминать усопшего на 9-й день?

Как правило, в этот день на поминальном обеде должен стоять стакан воды с ломтиком хлеба на нем. Также родственники должны заказать молебен в церкви и поставить свечки за упокой души. За столом обычно собирают только близких и родственников, но и друзей усопшего не запрещено приглашать.

Женщины за столом должны сидеть в черных платках. Если же говорить о блюдах на 9-й день после смерти, то на столе обязательно должна быть кутья, компот и любая каша. Можно в отдельную тарелку положить любимые лакомства умершего, в знак уважения. Любой алкоголь в эту дату на столе категорически запрещен.

Как поминать усопшего на 40-й день?

В первую очередь, необходимо молиться Высшим силам, чтобы уговорить их предоставить усопшему место в раю. Кроме этого, можно замолить и некоторые свои грехи. Также в пользу спасения души умершего можно в молитве отказаться временно от вредных привычек. Немаловажным в этот день будет сам процесс проведения поминания. Все присутствующие за столом должны быть православными верующими. Не нужно воспринимать поминки как очередное семейное застолье, где можно говорить о насущных проблемах.

В Церкви говорят о категорическом запрете на поминках употреблять алкоголь. Кроме этого, запрещается петь песни и проявлять любые признаки веселья. К сожалению, многие православные мало чего об этом знают, а еще меньше придерживаются церковных традиций.

Как считать 9 и 40 дней после смерти?

Некоторые люди не знают, как правильно считать 9 и 40 дней после смерти. Для того, чтобы не ошибиться, мы узнали подробности у батюшки. По словам священнослужителя, день смерти необходимо также учитывать при проведении подобных расчетов. К примеру, если человек скончался 31 октября, то 9 день — 8 ноября. Тоже самое касается и 40 дней. В нашем случае, это будет 9 декабря.

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме?

Кто придумывает эти правила?

Предлагаю ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.

Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ:

На похоронах нельзя есть вилками.

Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.

Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.

На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.

Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.

Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.

Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.

Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.

Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД:

В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.

Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека - помолись, не можешь помолиться - скажи о нём хорошо, не можешь сказать - подумай о нём хорошо».

В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.

Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.

Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?

Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держим их”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно.

B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших.

Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

НАСКОЛЬКО ВАЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ О УПОКОЕНИИ

Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении.

«Этот рассказ взят из книги - Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник.

Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.

Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.

“Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.

В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.

Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.

“Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.

Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.

“Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.

“Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

Тот ответил: “Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.

Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.

“Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”. Со слезами отвечал священник: “Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу дал такой совет, и пока я жив, всегда буду его поминать.. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела. Тебе придется обратиться к другому священнику”.

Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса и преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:

“Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”.

И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.

“Нет, — ответил отец Деметриус. — Завтра я должен совершить последнюю литургию”.

Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.

В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению. Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки. На ум пришла и такая мысль: “Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих? ” И в этот момент задремал.

Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить. Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что его должны изгнать оттуда до глубин адских. Но он укрепился такой мыслью: “Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.

После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце. Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом. Он подумал: “Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”

С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе — о, радость! — увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.

“Как ты попал сюда, дитя мое?” — спросил отец мягко и с любовью.

“Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров — сегодня у него вырвали зуб, — сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.

После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.

Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: “Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.

Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:

“Дорогой мой Георгий, я — строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.

Старца Даниила глубоко взволновал этот рассказ. Под конец Георгий предложил ему посетить отца Деметриуса, который подвизался тогда в приходе св. Иоанна Богослова. Священник подтвердил подлинность и сказал записать все как очень поучительное. Так и совершилось, раз уж мы нашли ее в рукописях. В конце старец Даниил приписал карандашом: “Записанное я слышал в 1875 году, в октябре. Наш незабвенный Деметриус почил в 1869″.