Самые пессимистичные писатели. Самые пессимистичные прогнозы на будущее

Философия здравого пессимизма

Современному обычному человеку из толпы толковать о философии бессмысленно: кому нужны эти мудрствования, коль забота одна - у бедных выжить, у богатых - заработать? Все эти мудреные философские построения, термины, «вещи в себе» и так далее, - попробуй разберись. Недаром сам Гегель шутил: «Только один человек меня понял, да и тот меня, по правде сказать, не понял». Понять до конца Шопенгауэра тоже не просто, хотя его посыл к философскому осмыслению мира и человека довольно-таки прост.

«Уже в 17-летнем возрасте, - признавался Шопенгауэр, - я был настолько проникнут горечью жизни, как Будда в своей молодости, когда узрел болезнь, старость, страдания и смерть…» Большинство людей старается не акцентировать свое внимание на всех негативах жизни, не замечать их, а тем более не «пережевывать» их в голове. А вот Шопенгауэр, напротив, погружался в них без остатка. В своих произведениях он писал «о ничтожестве и горестях жизни», которая «как в великом, так и в малом - всеобщее горе, беспрерывный труд, непрестанная сутолока, бесконечная борьба, подневольная работа, связанная с крайним напряжением всех физических и духовных сил». Он считал, что человек - «главный источник самых серьезных зол», ибо человек homo homini lupusest (человек человеку волк. - Ю.Б. ) и «взаимные отношения людей отмечены по большей части неправдой, крайней несправедливостью, жесткостью и жестокостью».

Все это писал Шопенгауэр задолго до XX века, до Первой и Второй мировых войн, до применения газов, до взрывов атомных бомб, до Освенцима и Дахау, до Бабьего Яра, до миллионов жертв советского ГУЛАГа. Он как бы предвидел, что человеческое зло может стремительно идти по нарастающей. Социальный оптимизм по Шопенгауэру лишен всякого основания: «Прогресс - это сновидение XIX века, подобно тому, как воскресение из мертвых было сновидением X века; у каждого времени свои сны».

«Все прекрасно лишь до тех пор, пока вас не касается… - говорил Шопенгауэр. - Жизнь никогда не бывает прекрасна; прекрасна только картина жизни… в очистительном зеркале искусства».

Основные идеи своей философии Шопенгауэр изложил в первом томе «Мира как воли и представления» и отчасти в книге «О воле в природе». Что такое мир и что мы можем о нем знать? Шопенгауэр утверждает, что все сущее вокруг нас есть, собственно, не сам мир, не вещи сами по себе, а наши представления о них. То есть все сконцентрировано в восприятии человека, не сам мир - это слепая «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективизации», речное бессмысленное коловращение. И вывод: жизнь не имеет смысла, не имеет цели или, говоря иначе, она сама для себя цель. «Всегда и повсюду истинной эмблемой природы является круг, потому что он - схема возвратного движения, а оно действительно самая общая форма в природе, которой пользуется везде…» Постоянное умирание и постоянное возрождение, как смена сезонов: весна - лето - осень - зима - снова весна и так бесконечно. И все подчинено воле. Воля есть темный безначальный порыв - воля к существованию. И эта воля в человеке, в животных, в растениях, во всей живой и неживой природе.

Однако воля человека - это не только достижение какого-то конкретного результата, но главное - осознание бессмысленности и безнадежности собственного существования. Жизнь - это смена страдания и скуки, скуки и страдания. Our life is faise nature, - как говорил почитаемый Шопенгауэром лорд Байрон, наша жизнь - недоразумение, и даже самоубийство не обещает никакого выхода.

Но самоубийцы - это все же единицы, а так человек в массе больше всего любит свое существование, инстинкт самосохранения - первая заповедь воли к жизни. Неудержимое, непрестанное стремление к благу, к наслаждению, к радости - ее движущая воля, воля к жизни претворяется к неустанной погоню за счастьем. А счастье - это по сути своей химера. Это понимал не только Шопенгауэр, но понимали до него и после него. Зигмунд Фрейд меланхолически замечал: «Задача - сделать человека счастливым - не входит в план сотворения мира».

«Главная и основная пружина в человеке, как и в животном, есть эгоизм», - считал Шопенгауэр и различал две разновидности эгоизма: эгоизм, который хочет собственного блага, и гипертрофированный, злобный эгоизм, который хочет чужого горя. В первом случае обычно он прикрывается вежливостью, этим «фиговым листком эгоизма». Во втором он выступает как обнаженное злодеяние: «Иной человек был бы в состоянии убить другого только для того, чтобы его жиром смазать себе сапоги!» Но при этом, добавляет Шопенгауэр, «у меня осталось сомнение, действительно ли это гипербола».

Второй вид эгоизма, или, иначе говоря, зависть, черная зависть расцвела в России при сломе социалистической системы и построения капиталистической. Все общество пропитано черной завистью, злобой и ненавистью.

Шопенгауэр выделяет и третью пружину человеческих поступков: сострадание, которое хочет чужого блага, доходит до благородства и даже до великодушия. Люди остались бы чудовищами, если бы природа не дала им в помощь разуму сострадание. Но, увы, оно не так распространено, как зависть и ненависть. Давно замечено, что сопереживание радости соседа (товарища, коллеги и т. д.) обычно дается человеку трудней, чем сопереживание его неудач. Неудача другого - это тихая радость завистника.

Человеческая судьба, по Шопенгауэру, есть «лишения, горе, плач мука и смерть». Мир - юдоль скорби и страдания - таков лейтмотив всей его философии. Шопенгауэровский афоризм к месту: «Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное хотение».

«Жизнь всякого отдельного человека… собственно, всегда трагедия, - такой безрадостный вывод делает Шопенгауэр, - но разобранная в частности, она имеет характер комедии». Этот мир, по Шопенгауэру, еще ужаснее Дантова ада, ибо в нем каждый человек, гоняющийся за своим счастьем, «должен быть дьяволом для другого» («Ад - это другие», - скажет позднее Сартр). В конце концов «дьявол» не что иное, как «персонифицированной воля к жизни», или скажем от себя: счастье одного основывается всегда на несчастии другого.

Что может облегчить страдания? По мнению Шопенгауэра, существуют две вещи, приносящие облегчение. Прежде всего, созерцание чужих страданий. Не какая-нибудь оценка их, которая бы давала возможность помочь страждущим, а просто сочувствие, временно отвлекающее от собственных страданий. Созерцание несчастной судьбы других людей помогает нам легче переносить собственную судьбу, - утверждает Шопенгауэр.

Временное облегчение может принести созерцание произведений искусства. Созерцание приостанавливает действие воли. Погружение в красоту на какое-то время утешает нас. Еще один вывод франкфуртского отшельника. Пример из личной жизни. Когда я приехал во Флоренцию, то шел дождь, ненастная погода портила настроение, в душу закралось отчаяние. Но, всматриваюсь, в полотно Боттичелли «Весна», душа прояснялась и делалось радостнее. Красота красок и линий очаровывала и заставляла забыть об окружающем мире.

Шопенгауэр своеобразно смотрел на историю человечества, считая, что ее периоды (или главы) не отличаются по своему существу друг от друга, а «только именами и хронологией». «Все, о чем повествует история, это в сущности только тяжелый, долгий и смутный кошмар человечества». «Устройство человеческого общества колеблется, как маятник, между двух зол» - деспотизмом и анархией. Применительно к России скажем: или пугачевская вольница с раззором и насилием и смертью, или аракчеевский полицейский намордник. Крайние варианты: Иван Грозный и Иосиф Сталин, и море крови.

В реформы Шопенгауэр не верил, революции презирал и считал, что «никакие конституции и законодательства, никакие паровозы и телеграфы никогда не сделают из жизни чего-нибудь истинно хорошего». Сегодня мы с вами видим, как научно-технический прогресс многое сделал для облегчения труда людей, но сделал ли он их счастливее? - вот в чем вопрос, появилось много всяких технических «штучек», но они не смогли решить человеческие проблемы.

Какой прок от просветителей, реформаторов, гуманистов? - спрашивал Шопенгауэр: «чего добились на самом деле Вольтер, Юм, Кант?» Все их старания - тщетные и бесплодные усилия, ибо «мир - это госпиталь неизлечимых».

Говоря о соотношении веры и знания, Шопенгауэр говорил, что они - вера и знания - «это две чашки весов: чем выше одна, тем ниже другая». Необходимо выбирать: либо-либо. «Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так в множественном числе».

И вернемся снова к понятию счастья. Тут, как считает Шопенгауэр, многое зависит от темперамента. Один продолжает смеяться там, где другой близок к отчаянию. Один, достигнув девяти целей из десяти, не радуется девяти удачам, а печалится об одной неудаче, другой в одной-единственной удаче находит утешение и радость. Богатые и бедные. У каждого из них свои радости и печали, на этот счет у Шопенгауэра есть следующее рассуждение:

«Подобно тому, как та страна всего счастливее, которая менее нуждается или совсем не нуждается в импорте, так надо это же сказать и о человеке, которому достаточно его внутреннего богатства и который мало чувствует потребности во внешних благах или даже совсем может обойтись без них, ибо подобного рода привозные товары дорого стоят, лишают независимости, вовлекают в опасности, причиняют досады и в конце концов все-таки являются лишь плохой заменой для произведений собственной почвы».

Шопенгауэр стоит на позициях древнегреческого писателя Лукиана «Только в богатстве души настоящее наше богатство; все остальное таит больше печалей в себе».

Вот и Брунгильда в «Кольце Нибелунгов» говорит: «Я покидаю дом желаний…»

Надо не желать бесполезного, а надо действовать. «Наша жизнь - безостановочное движение, и полное безделье скоро становится невыносимым, порождая отчаянную скуку. Эту потребность в движении надо регулировать, чтобы методически - и следовательно полнее - удовлетворять ее…» Только вот, увы, мир ценностей, как во времена Шопегауэра, так и в нынешние, перевернут. И как точно выразился другой немецкий мыслитель Лессинг: «Одни бывают знаменитыми, другие заслуживают это». Такое положение с горечью констатировал и Шопенгауэр. Общество отталкивает умных людей своим принципом равноправия, то есть равенством притязаний при неравенстве способностей, следовательно, и заслуг, «вообще вся общественная жизнь, - говорит Шопенгауэр, - есть непрерывное разыгрывание комедии».

И финальный аккорд: «Потому-то, как бы ни менялись на мировой сцене пьесы и маски, но лицедеи в них остаются все те же. Мы сидим вместе и говорим, и волнуем друг друга, и разгораются глаза, и голоса становятся громче… но точно так же за тысячу лет сидели другие: было все то же, и было все так же: как раз то же самое будет и через тысячу лет».

Герои и собеседники уходят, умирают, исчезают, но все «неизчезновенно» (таков дословный перевод выражения Шопенгауэра). Материя и мир вечны.

Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф Константинович

ФИЛОСОФИЯ Велик перечень научных достижений Вернадского. Учение о биосфере, о геологической деятельности живых организмов и человеке. Учение о природных водах; история минералов и химических элементов земной коры; анализ сущности симметрии и времени; исследования

Из книги Царская Россия во время мировой войны автора Палеолог Морис Жорж

IX. Припадок пессимизма: снарядный кризис Среда, 9 декабря 1914 г.Неуверенность, царящая относительно военных операций в Польше, слишком оправдавшееся предчувствие огромных потерь, понесенных русской армией под Брезинами, наконец, оставление Лодзи - все это поддерживает

Из книги Футбол на линии огня автора Эпштейн Арнольд

В созвездии здравого смысла (Ноябрь 1991) - Извините, талончик не продадите?- Не продам. Даром отдам!Мой попутчик произнес эти слова так гордо и торжественно, что я живо представил себе: вот сейчас дребезжащий трамвай остановится, в салон впорхнут девушки в чеченских

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Философия Оганян приходит в гости к Всеволоду Лисовскому, начинает осматривать книги, стоящие у того на книжных полках.- Ильенков? Это кто? Философ? Дай почитать!- Да на что он тебе? Марксист-шестидесятник с человеческим лицом, ни то, ни се, давай я тебе лучше

Из книги Владимир Путин автора Медведев Рой Александрович

Из книги Гаршин автора Порудоминский Владимир Ильич

«ЖЕМЧУЖИНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕССИМИЗМА» Гаршин написал сказку. Затащил дядюшку к себе в комнату, затворяя по дороге все двери. Читал недолго - четверть часа: сказочка была крохотная.На лице милого дядюшки застыло недоумение. Удивительная сказка!.. Что за герои? Улитка,

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Поиск здравого смысла В “Капитанской дочке” Пушкин-правовед, окончивший Царскосельский лицей гуманитарно-юридического направления, рядом с вещими словами “Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” сформулировал авторскую позицию здравого

Из книги Побег из тьмы автора Дарманский Павел Федорович

БИБЛИЯ И БОГОСЛОВИЕ ПЕРЕД КРИТИКОЙ ЗДРАВОГО СМЫСЛА Было бы гораздо легче освободиться от уз религии, если бы передо мной стояла задача стать атеистом. Но в том-то и заключалась трудность, что я был далек от мысли порвать с религией. Как утопающий за соломинку, я хватался за

Из книги Почему я перестал верить в бога автора Дулуман Евграф Каленьевич

РЕЛИГИЯ ПЕРЕД КРИТИКОЙ ЗДРАВОГО РАЗУМА После окончания семинарии в 1947 году меня послали учиться в Московскую духовную академию.Более глубокое, без излишней поспешности изучение основ религии позволяло не только усваивать основные положения религии, но и внимательно

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

Философия Если спросить современного человека, кем был Аристотель, то с наибольшей вероятностью последует ответ - «философом». Действительно, в нашем сознании Аристотель прежде всего философ. Но хочется еще раз отметить, что слово «философ» древними греками понималось

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

в) Философия Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии».Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение

Из книги КГБ и тайна смерти Кеннеди автора Нечипоренко Олег Максимович

Паранойя против здравого смысла 5 февраля 1964 года между Центром в Москве и резидентурой КГБ в Женеве начался «телеграфный пинг-понг». В течение нескольких последующих дней шифротелеграммы, словно шарики, летали между двумя городами. Возрос обмен телеграммами и с другими

Из книги Время Путина автора Медведев Рой Александрович

Экономика здравого смысла Владимир Путин пришел во власть, не имея еще ни готовой команды, ни готовой экономической и политической программы. Он воздержался поэтому от пространных и громких деклараций, и его экономическая программа складывалась постепенно, по мере

Из книги Ницше автора Стретерн Пол

Философия Чтобы показать, насколько превосходна развернутая философия Ницше, посмотрим, как он рассматривает наше понятие истины и его подлинное значение (в ходе рассмотрения используя неправомерно «истинный» довод). При этом он приходит к ряду оригинальных открытий –

Из книги Занятие для старого городового. Мемуары пессимиста автора Голомшток Игорь Наумович

Вместо заключения: о пользе пессимизма В наши нелегкие времена достаточно быть пессимистом, чтобы прослыть пророком. Пророком, правда, я не прослыл, но в политическом отношении мои самые мрачные предчувствия и предположения всегда оправдывались. Я не был ни ленинцем, ни

Из книги Телевидение. Закадровые нескладушки автора Визильтер Вилен С.

Урок здравого смысла В 1966 году по поручению Московского горкома партии Ролан Антонович Быков снимал документальный фильм о московском ополчении. Эта работа была приурочена к 25-летию битвы за Москву. Я был «брошен» к нему в помощники. Вот тогда я и заразился от него

Знаменитые писатели, которых не было

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: Рене Магритт «Сын человеческий»

По традиции 1 апреля принято давать шуточные новости о непроизошедших событиях и придуманных сенсациях. Мы решили напомнить о пяти самых знаменитых русских писателях, которых на самом деле никогда не существовало.

1. Иван Петрович Белкин

Первый и самый весомый русский «виртуальный автор», возникший осенью 1830 года под пером Пушкина. Это не просто псевдоним; сочиняя «Повести Белкина», Пушкин попытался уйти от самого себя, знаменитого лирического поэта и баловня светских салонов, находящегося к тому же под личным цензурным вниманием самого царя. И написать строго реалистические повести от лица скромного провинциального дебютанта, отставного армейского поручика - которому он придумал биографию и даже завершил ее, объявив бедного Иван Петровича покойником. Впрочем, сам не особо строго хранил секрет. Наоборот, Плетнева, занимавшегося изданием повестей, он наставлял, как обращаться с книгопродавцами: «Смирдину шепнуть мое имя, с тем, чтоб он перешепнул покупателям».

2. Козьма Прутков

Если Иван Петрович Белкин - самый «весомый» из русских виртуальных авторов, то «директор Пробирной палатки» — автор самый известный. И, пожалуй, самый плодовитый. Что и не удивительно, если учесть, что «от его имени» в 50–60-е годы XIX века писал не один, а четыре человека - граф Алексей Константинович Толстой и его кузены, три брата Жемчужникова. «Мудрые мысли» Козьмы Пруткова разошлись на поговорки: «Нельзя объять необъятное», «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, - не верь глазам своим», и мы часто забываем, что сочинялись они как насмешка, говоря по-современному - стёб. Не случайно Козьма Прутков, как и другой подобный ему «пиит» — капитан Лебядкин из «Бесов» Достоевского, считается предшественником поэзии абсурда и концептуализма.

3. Черубина Де Габриак

Самый романтический из виртуальных авторов . Возникший летом 1909 года в результате тесного общения (в освобождающем от условностей Коктебеле) 22-летней филологини-антропософки Елизаветы Дмитриевой и известного уже в ту пору поэта и литературного деятеля Максимилиана Волошина. Он-то и предложил восторженной барышне, изучавшей в Сорбонне средневековую поэзию, писать стихи не от своего имени (надо признать - довольно заурядного, как и внешность Лизы), а от имени некой русской католички с французскими корнями. А потом активно «промотировал» стихи таинственной Черубины в редакциях эстетских столичных журналов, с сотрудниками которых сама поэтесса общалась исключительно по телефону - сводя их тем самым с ума. Мистификация кончилась быстро — когда Николай Гумилев, познакомившийся с Лизой в Париже годом раньше, чем Волошин, счел, что тот ее у него «увел», и вызвал «соперника» на дуэль. Знаменитая «вторая дуэль на Черной речке», к счастью, окончилась с минимальным ущербом - Волошин потерял в снегу галошу, после чего Саша Черный в одном из стихотворений назвал его «Ваксом Калошиным». Для самой Дмитриевой краткая история Черубины закончилась длительным творческим и личным кризисом - в 1911 году она вышла замуж за человека, не имеющего никакого отношения к поэзии, и уехала с ним в Среднюю Азию.

4.

Советское время не слишком располагало к полновесным литературным мистификациям. Литература была делом государственной важности, и никакие розыгрыши тут неуместны. (Надо, впрочем, убрать в скобки сложный вопрос о полнозвучных русских версиях эпосов народов СССР, создававшихся опальными столичными интеллигентами.) Но с начала 90-х «виртуальные авторы» густо заполнили книжные страницы. Большей частью - сугубо коммерческие и одноразовые. Но из них «проклюнулся» и тот, что стал хорошо нам известным брендом. Сейчас странно вспомнить, но в еще в 2000 году тщательно сохранял тайну своего авторства, потому что стеснялся этого занятия, сочинения занимательных ретродетективов, перед своими друзьями-интеллектуалами.

5. Натан Дубовицкий

Автор наделавшего много шуму в 2009 году остросюжетного романа «Околоноля», чье истинное лицо так до сих пор официально и не раскрыто - хотя косвенные «улики» достаточно красноречиво указывают на высокопоставленного представителя российского политического истеблишмента. Но он не спешит подтверждать свое авторство - не будем спешить и мы. С виртуальными авторами веселее. И не только 1 апреля .

Когда-то описания всевозможных ужасов, которые вот-вот наступят, служили для усиления веры.

В наш просвещенный век страх стал одним из видов развлечения. В ожидании очередного обещанного заката человечества каются немногие (впрочем, церковь обнадеживает: ). А вот туры в места, где апокалипсис должен наступить особенно живописно, распродаются "на ура". Еще большим интересом, чем обычно, пользуются также книжные и киносюжеты на эту тему.

В преддверии самого позитивного разочарования этого года все же можно позволить себе пощекотать нервишки. Вот только лучше не тратить свое время на низкопробную литературу, захлестнувшую рынок. Хоть апокалипсиса в ближайшее время не предвидится, жизнь все равно слишком коротка, чтобы отказать себе в удовольствии наслаждаться самым лучшим, что в ней есть.

Корреспонденты портала отобрали десятку лучших книг о конце света. По странному совпадению все они если и не беспросветно пессимистичны, то точно не отличаются особой верой в человечество.

Разумеется, список был бы неполон без книги, о которой наслышаны даже не читавшие ее. Это «Откровение святого Иоанна Богослова» .

И, вроде, в конце все хорошо – добро окончательно победило. Но насладиться этой победой смогут немногие.

Перечитайте откровение – это самая короткая книга в нашем топ-10. И вы наверняка узнаете себя в описании тех категорий людей, которые массово гибнут от самых изощренных ужасов на каждой странице.

Джека Лондона тоже знают, наверное, все. Некоторые даже вспомнят, о чем он писал. Однако тех, кто назовет его книгу «Алая чума» , будет очень немного.

Там конец света наступил в уже столь близком для современных читателей 2013 году! О том, что стало его причиной, легко догадаться уже по названию романа.

Само действие разворачивается 60 лет спустя. Результатом эпидемии стало почти полное уничтожение человечества. Оставшиеся в живых – их не более нескольких сотен человек на всей Земле – сбиваются в племена, ведя первобытный образ жизни. Главный герой, от имени которого ведется повествование, уверен: пройдет время, и люди снова населят планету и возродят цивилизацию. Вот только потом снова ее уничтожат. Не очень оптимистично.

В самой известной книге американского профессора Джорджа Стюарта «Земля без людей» человечество также было практически уничтожено эпидемией.

Главный герой, в общем-то, традиционно для жанра, ищет ответ на вопрос, как можно возродить цивилизацию. Вот только он не ведет себя как супергерой, и в мире, где всех прочих заботит только сиюминутное выживание (даже не так – люди просто уходят от чудовищности произошедшего в мир алкоголя и повседневных забот), ответа так и не найдет.

Апокалипсис в романе Джона Уиндема «День триффидов» начинается необычно: после метеоритного дождя все, кто его видел (а пропустивших столь красочное действо было немного), ослепли. И за ними начинают охотиться цветы-хищники, до того активно использовавшиеся в народном хозяйстве. Видимо, что-то похожее видят в своих ночных кошмарах противники генно-модифицированных растений и животных.

Главный герой в это время с повязкой на глазах лежит в больнице (знакомый сюжетный ход, правда?). Что же чувствует человек, буквально проспавший конец света? Разумеется, свою ответственность за будущее человечества. Но, несмотря на то, что ближе к финалу у людей вроде как появляется шанс не скатиться к рабовладельческому строю, роман имеет открытый финал. И все может очень круто повернуться.

Роман Ричарда Мэтисона «Я легенда» был экранизирован трижды. Одна из экранизаций при этом очень близка к книге. Но все три автору не по душе. Книга лучше фильма? Пожалуй, это как раз тот случай.

Особенно вы будете впечатлены неожиданной концовкой. И да – оптимизму в этом романе тоже не нашлось места.

Что радует – версия апокалипсиса от Мэтисона одна из самых нереализуемых. К сожалению, для миллионов поклонников «Сумерек», вампиров не существует. К счастью, для всех остальных тоже – вряд ли кровососущие твари оказались бы гламурными романтиками. Взгляните на реальных летучих мышей-вампиров, комаров, блох – и, разумеется, на героев романа Мэтисона.

А вот книгаНевила Шюта «На берегу» пугающе правдоподобна. В ней мир гибнет во время ядерной Третьей мировой войны.

Жизни в северном полушарии больше нет. Осталась она только в Австралии, но и туда скоро докатятся отголоски взрывов – радиация, уничтожающая все живое.

«И жаль, что мы не умерли. А то ведь пытка – сидишь и ждешь казни», – сокрушается одна из героинь. «Может быть, и так. А может быть, это – время спасения души», – отвечает ей другой персонаж книги.

Пафосно? Возможно, но ведь именно эта проблема стоит перед всеми выжившими: что делать, если никакой цели в твоей жизни нет и не может уже быть. Сохранять ли достоинство, веру, человечность? Или?..

Один из лучших романов мэтра Стивена Кинга «Противостояние» имеет банальную завязку: из секретной лаборатории происходит утечка смертоносного вируса. На этом банальности заканчиваются.

Впрочем, многие заметят в противостоянии той части выживших, которые встали под знамена таинственного «черного человека», и тех, кто видит в нем воплощение зла, прямые аллюзии к первой книге в нашем топ-10.

В финале, к слову, добро все же побеждает. Вернее, по сути, зло, как теперь модно говорить, «самовыпилилось», уполовинив число и без того немногочисленных выживших. Стивен Кинг остается верен себе – и победа видится не столь безоговорочной.

Разумеется, как и практически любые произведения мастера ужасов, это можно читать даже не ради сюжета, а ради необычайно атмосферного описания характеров героев и окружающего их безжизненного мира.

Если вы уже читали этот роман, и он вам не понравился – наверняка в ваши руки попала сокращенная версия. Сейчас можно найти полный вариант, куда более интересный.

Кормак Маккарти в своей «Дороге» не объясняет, с чего началась катастрофа, уничтожившая не только почти всех людей, но и вообще все живое. Не в этом суть.

Отец и его маленький сынишка идут по бесконечной дороге к морю. И только в этом их цель – в пути. В том, чтобы просто жить.

«Мировая Война Z » Макса Брукса – книга про зомби, которую стоит прочесть, даже если вас не затронула мода последних лет на эту нечисть.

Брукс действительно описывает мировую войну, в которой нейтральным не осталось ни одно государство на Земле. Книгу составляют не сцены поедания мертвыми людьми пока еще живых, которые любят смаковать многие другие авторы, а «интервью с очевидцами» катастрофы.

Кстати, премьера экранизации романа произойдет практически ровно через полгода после ближайшего «конца света» – 21 июня 2013 года.

Роман «Неспящие» Чарли Хьюстона – самый свежий сценарий апокалипсиса в нашем списке. И, возможно, самый актуальный. В любом случае, он отражает наиболее распространенные страхи последних лет.

Неизлечимая бессонница, поразившая огромное число людей, является метафорой целого ряда появившихся недавно болезней – той же интернет- и игровой зависимости. Человечество медленно, но верно угасает. Сходя с ума, не способные уснуть люди проживают свои последние дни в многопользовательских онлайн-играх. Остаток жизни тратится на «прокачку» персонажей.

И все это описывается в непривычном для темы апокалипсиса, но, на удивление, оказавшемся очень уместным стиле «нуар».

Если вы не нашли в нашем топ-10 впечатливших вас книг – напишите о них в комментариях. Мы обязательно воспользуемся вашей рекомендацией, и всей редакцией внимательно прочитаем их в ожидании новых «анонсов» конца света.


Великие оптимисты


Величайшим оптимистом, без сомнения, можно назвать Людовика XIV. Оннаслаждался жизнью во всех ее проявлениях, окружал себя красивейшимиженщинами, увлекался, влюблялся, заводил романы. Не случайно время егоправления осталось в истории Франции ярким периодом, наполненным различнымисобытиями, которые касались как самого короля, так и его ближайшего окружения.



Великие пессимисты


Весьма пессимистичной женщиной была жена Людовика XIV – испанская принцесса, инфанта Мария-Тереза. Она была робка, неинтересна, любила тишину, большей частью находилась в одиночестве, проводила время в молитвах или чтении. Немудрено, что жизнелюбивый монарх Людовик XIV не обращал на нее никакого внимания, предпочитая развлекаться на стороне.



Великие оптимисты


Маршал Ришелье, правнучатый племянник великого кардинала, был известен как человек ветреный и увлекающийся женщинами. Сменив трех жен и множество любовниц, он и к женской неверности относился весьма снисходительно. Застав свою жену с любовником, он весело посоветовал ей быть осторожнее, чтобы избегать неловких ситуаций, ведь на его месте мог оказаться кто-нибудь посторонний.



Великие оптимисты


Один из президентов Франции Шарль де Голль отличался большим оптимизмом. Люди, общавшиеся с ним во время становления его политической карьеры, отмечали его неиссякаемую веру в успех. Именно благодаря этой вере де Голль смог в итоге получить президентское кресло.



Великие пессимисты


Известный скульптор Микеланджело отличался довольно неуживчивым характером и непривлекательной внешностью. Он всю жизнь искал чувство, созвучное своему, однако так и не преуспел в этом деле, что постепенно ввело его в глубокую меланхолию.



Великие оптимисты


Среди великих людей одним из самых больших оптимистов считался Жан Жак Руссо. Этот француз считал человека величайшим творением Вселенной, существом совершенным, изначально не имеющим никаких недостатков. С оптимизмом он относился и к обычной жизни. Все жизненные неудачи, даже самые серьезные, он встречал с улыбкой, чем немало удивлял своих друзей и родственников. Известен случай, когда из-за своего оптимизма он даже поссорился с женой, которая сочла его реакцию на неприятности чересчур легкой.



Великие оптимисты


Великая итальянская актриса Софи Лорен известна своим оптимизмом. Еще будучи совсем молодой, она, вооруженная лишь собственной красотой и верой в удачу, решила выбраться из нищеты, окружавшей ее. С возрастом оптимизма у Софи Лорен не убавилось. Великая актриса, как отмечают ее друзья, любую неприятность воспринимает с улыбкой и умеет находить в ней положительные стороны.



Великие пессимисты


Солист группы Depesh mode Дэйв Гэхан выражает свой пессимизм в творчестве. Тексты песен наводят на мысли о несовершенстве мира, да и музыка подобрана соответственно. Пессимизм Гэхана стал уже той особенностью, которая отличает эту группу от многих других, ее своеобразной маркой.



Великие оптимисты


Оптимисткой была русская балерина Майя Плисецкая. Возможно, успешная карьера повлияла на такое мироощущение балерины, а может быть, личная жизнь. Как бы то ни было, ученики ее школы в Мадриде отмечали: «Оптимизм Майи Михайловны был поистине неиссякаем, она и нас умела им заразить».



Великие оптимисты


Двукратному чемпиону мира по автогонкам «Формула-1» немцу Михаэлю Шумахеру именно оптимизм помог восстановиться после тяжелой травмы и вновь вернуться в спорт. Друзья Михаэля не ожидали, что он решит вернуться, но вера в удачу не покидает великого гонщика. «Мне повезло, что все окончилось хорошо. Значит, повезет и дальше».



Великие оптимисты


Известный французский кутюрье Пьер Карден отличается легким характером и оптимизмом. Он верит в удачу, умеет ее использовать, и фортуна благоволит к нему. Его коллеги считают, что оптимизм Кардена помог ему стать популярным, завоевать мировую известность.



Вел икие пессимисты


Великий композитор Людвиг ван Бетховен отличался пессимистическим взглядом на мир. Впрочем, жизнь не особенно баловала его. Гений не находил признания, к тому же прекрасные дамы не жаловали его своим расположением. Всю жизнь гениальному композитору приходилось ограничиваться дружескими отношениями с красавицами, к которым он частенько питал подлинную страсть.



Великие оптимисты


Оптимизмом отличался великий советский композитор Сергей Прокофьев.Несмотря на то что его творчество не находило отклика в обществе, а наоборот, всячески порицалось, он продолжал писать музыку, полную света, жизни и солнца. Он умел не переносить свои проблемы на творчество, которое по сей день вселяет оптимизм в наши души.



Великие пессимисты


Известен своим пессимизмом французский писатель Виктор Гюго. Все воспоминания, оставленные его современниками, свидетельствуют об этом. В дневнике одной парижской художницы была найдена такая запись: «Он сказал мне, что все его былые неприятности – это ерунда по сравнению с теми, что ожидают его впереди. Гюго всегда был немного мрачен, но в этот раз он превзошел самого себя».



Великие оптимисты


Наверное, никто из поэтов не пользовался такой популярностью и признательностью при жизни, как Вольтер. В свое время среди современников он занимал место чуть ли не полубога, поскольку именно перед ним преклонялись, как перед высшим существом. Зачастую его мнение о чем-либо значило больше, чем слово какого-то высокопоставленного чиновника. Несмотря на свою внешнюю безобразность, Вольтер никогда не терял прекрасного расположения духа и природного жизнелюбия.



Великие пессимисты


Великий английский писатель Чарльз Диккенс был очень несчастен в браке. Возможно, именно это обстоятельство наложило неизгладимый отпечаток на мироощущение писателя. Постепенно он разучился радоваться жизни и, несмотря на грандиозные вечера, которые он устраивал для выдающихся личностей того времени, так не смог полностью наслаждаться своим благополучием и общественным положением.



Великие оптимисты


Поэта Гете принято считать истинным баловнем судьбы. По крайней мере, во всем, что касалось его взаимоотношений с противоположным полом, а также в вопросах творчества судьба была благосклонна к этому гениальному человеку. Женщины его боготворили, и уже в ранней юности поэт добился всеобщего признания и славы.



Великие пессимисты


Пессимистом был русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Его самоощущение было продиктовано особенностями эпохи и отражалось в его творчестве позднего периода. Даже в успешные дни Гоголь недоверчиво относился к своему счастью, считал его случайным. «Удача переменчива», – любил говорить писатель.



Великие оптимисты


Величайшим оптимистом можно считать Дейла Карнеги. Он смог разработать теорию, позволяющую не только повысить настроение, но и поддерживать его таким постоянно. Дейл Карнеги обрел подлинную популярность во всех странах мира именно потому, что его принципы одновременно просты и эффективны. Самое интересное, что свои теории Карнеги более чем успешно использовал в собственной жизни, благодаря чему добился очень многого.



Великие пессимисты


Среди представителей русской интеллигенции не так много пессимистов, так как свойственные им качества не находили отражения в натуре российского человека. Пожалуй, одним из наиболее близких к пессимистической доктрине творческих людей среди наших соотечественников является Михаил Юрьевич Лермонтов:



И скучно, и грустно, и некому руку подать


В минуту душевной невзгоды…


Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..


А годы проходят – все лучшие годы!



Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,


А вечно любить невозможно.