Расстояние между струнами. Высота струн на акустической гитаре

Самая распространенная «доводка» гитары в домашних условиях - опускание струн.
Мало кто довольствуется стандартным значением 3,7 мм по 12 ладу. Всегда хочется меньше, еще меньше, еще и еще - покуда струны не начинают «ладить». И тогда доводка начинается по новому кругу, но уже с причитаниями о некачественной заводской сборке.

Попробуем рассказать о самом, на наш взгляд, рациональном способе уменьшения высоты струн.

Ничего сложного в нем нет. Есть только строгая последовательность действий. И, конечно, аккуратность. Важно помнить, что спешка нужна совсем в другом деле.

Прежде всего, условимся, что у нас стандартная ситуация, при которой высота косточки (бриджевого порожка) - достаточна для маневра, а гриф - без дефектов и прямой.

Сразу замерим высоту шестой (самой толстой) струны над порожком 12 лада.
Измеряется такая высота одним единственным способом - от ВЕРХА ЛАДА до НИЗА СТРУНЫ. Никаких других способов не существует. Не нужно ничего придумывать.
Берем слесарную (металлическую) линейку, где ноль - заподлицо, ставим её нулем ЗА шестую струну - прямо на лад. Так лучше всего видно. И смотрим расстояние от верха порожка до низа струны.

Предположим, что у нас получилось - 3,5 мм.

Нам нужно:
Ослабить струны настолько, чтобы их можно было:


  1. не снимать полностью, но

  2. просто освободить от них накладку грифа, зафиксировав где-нибудь снизу с помощью прищепки, проволоки - любым способом.

Струны зафиксированы внизу.
Далее - выводим анкер в среднее положение, т.е. в такое, при котором анкер не влияет на гриф. Находится такое положение легко - крутим анкер в разные стороны и находим место, где он крутится безо всяких усилий. Так и оставляем.
Теперь - пусть древесина грифа немного отдохнет и примет свое естественное положение. Оставим гриф в покое на часа два.

Следующий шаг.
Контролируя линейкой - выравниваем гриф с помощью анкера. Гриф должен стать прямым настолько, насколько это возможно. Не каждый инструмент позволяет добиться идеально прямого грифа. Постараемся, во всяком случае, чтобы изгиб был минимален, а лучше всего - чтобы никакого изгиба не было.

Теперь - отрегулируем высоту косточки.
Берем за основу первоначальную высоту струн над порожком 12 лада. Как мы помним, у нас получилось 3,5 мм. А мы хотим, опять же предположим, 2,5 мм.
Нужно убрать 1 мм.

Не спешим сразу стачивать косточку на 1 мм. Что мы хотим - не равно тому, что у нас получится. Может быть, что мы сможем опустить струны еще ниже, а может случиться и так, что остановимся на долях миллиметра.

Достаточно стачивать за раз по половине миллиметра.
Стачиваем на любой ровной абразивной поверхности. Можно взять шкурку - и закрепить ее на ровном бруске, можно использовать напильник, можно шлифовальный круг. Подойдет что угодно - лишь бы абразивная поверхность была идеально ровной.

Стачиваем косточку понемногу, периодически возвращая ее на место и натягивая струны. Все струны можно не натягивать - достаточно трех самых толстых. У них наибольшая амплитуда колебаний и именно с ними возникают проблемы с задеванием ладов.

Теперь, - внимание! - принцип такой:
Нужно стачивать косточку ровно до того момента, как струны начнут немного «ладить», т.е. задевать лады. У каждого гитариста этот момент наступит по-разному, в зависимости от индивидуального стиля игры, от силы атаки.
Гитаристу с экспрессивной техникой игры - не стоит и думать о слишком низком положении струн. Законы физики не изменить. Амплитуда колебаний струны не должна превышать расстояние струны до ладов.

Итак.
Мы сточили косточку при ровном грифе настолько, что струны стали чуть-чуть «ладить».
Отлично.
Устанавливаем все струны обратно, ставим их в привычный строй, а после - опять даем грифу время отреагировать - теперь уже на давление струн, выгибающих его к корпусу. Часа два будет достаточно.

Через два часа - подстраиваем струны и проверяем. Вполне может случиться так, что наши струны, которые до этого немного «ладили», «ладить» уже перестанут, т.к. гриф немного пошел к корпусу и приподнял их.
Если такого не произошло и струны все же «ладят» - снова берем в руки анкерный ключ и начинаем очень аккуратно натягивать гриф к корпусу. Никаких резких движений - совсем понемногу, по четверти оборота.
Нам нужен такой изгиб грифа, при котором струны перестанут задевать лады.

Как только это произошло - поздравляю! - регулировка закончена. Получившееся расстояние - минимальное для вашей гитары и для вашего стиля звукоизвлечения.
На более низкое расстояние вы опустить их уже не сможете.

Такой способ подходит и для акустических, и для классических гитар Crusader, т.к. все они оснащены анкерами. Для классических гитар некоторых фирм, не оснащенных анкерным стержнем, способ снижения высоты струн будет другой.

Со временем и под натяжением струн, акустическая гитара, так или иначе, меняется, а в частности, её корпус. В отличие от нас, старых гитаристов, инструмент начинает демонстрировать свой возраст. Пузо выпячивается, плечи прогибаются, шея склоняется вперёд.

Согласен, не самое лучшее сравнение.

Хотя гитару можно рассматривать как организм.
Под натяжением шести струн, «плечи» около немного прогибаются вперёд. Дерево верхней деки вокруг резонаторного отверстия чуть-чуть проваливается вниз, а дерево вокруг подставки и за ней становится выпуклым. Нижняя дека наоборот сглаживается и фактически становится чуть длиннее. Каждое из этих изменений влияет на гриф. Даже если он вам кажется прямым, есть вероятность, то ниже 14-ого лада он уже начинается прогибаться.

Я бы хотел тут повторить то, что я писал в . Анкерный стержень не влияет на угол наклона грифа. Он помогает не гнуться самому грифу и с его помощью можно контролировать прогиб грифа от верхнего порожка до 15-16 ладов (то есть на 1-2 лада дальше того места, где накладка грифа лежит уже на корпусе гитары). изменяет угол наклона только гибкой части грифа.

По моему опыту, почти всем обычным акустическим гитарам с металлическими струнами со временем необходимо делать переустановку грифа (neck reset). Как правило, гитарам облегченной конструкции переустановка требуется раньше, чем тем, что потяжелей. Например, Martin живут без переустановки грифа в среднем 20-25 лет, но после такой процедуры время и натяжение струн продолжают влиять на корпус гитары и не всегда легко угадать, как инструмент поведёт себя. В любом случае, добротно сделанные гитары смогут пережить своих хозяев…

По мере того, как гриф немного выворачивается относительно верхней деки, увеличивается высота струн, особенно высоких позициях (от 6 лада и ниже). На самом деле, если знать, что делаешь, то легко выявить необходимость переустановки грифа, глядя на высоту струн.

Я пользуюсь тремя разными способами, чтобы выяснить есть ли проблемы с углом наклона грифа. Чаще всего пользуюсь третьим при первичном осмотре гитары. Имейте в виду, что предварительно нужно правильно отстроить анкер, это очень важно.

«Прицеливаясь» грифом так, чтобы уголки ладов были в одну линию, я обращаю внимание на то, есть ли явный изгиб грифа в том месте, где он крепится к корпусу:

В этом месте гриф слишком толстый, чтобы анкер мог его согнуть, но если гриф не выровнен относительно корпуса, то окончание накладки может выгибаться наружу. Бывает, что прогиба не видно из-за строения гитары, например, слишком большая часть накладки лежит на корпусе. Но если есть прогиб накладки над корпусом гитары, то тут явные проблемы с углом наклона грифа.

Если же гриф на глаз оказался ровным, то я беру линейку на 60см:


Я не смогу ей воспользоваться, если накладка изогнута, потому что линейка не будет касаться всех ладов, и невозможно правильно оценить угол наклона грифа. Поэтому убедитесь, что с накладкой и ладами всё в порядке.

Теперь ставлю линейку на деревянную часть подставки:


Большинство гитар устроено так, что если линейка легла на подставку и касается всех ладов, то я могу быть уверен, что с углом наклона всё в порядке.
К сожалению, эта гитара ясно даёт нам понять, что нужна переустановка грифа:


Линейка висит в 0,3см (1/8”) от корпуса.

Этот способ достаточно прост, но при его использовании не учитывается толщина самой подставки. Если она была уменьшена, а линейка легла как надо, то угол наклона грифа может быть и не идеален. Можно измерить высоту подставки (без учета высоты нижнего порожка) и надеяться, что будет где-то от 8 до 9,5 мм (5/16" - 3/8"), или использовать способ полегче.

Вот способ, который не связан ни с ладами, ни с накладкой, ни с высотой подставки.

Сперва, убедитесь, что гриф прямой, потом посмотрите, какая высота струн над 12-ым ладом. Например, она в пределах нормы, то есть от вершины 12-ого лада до нижнего края шестой струны у нас где-то от 2,4 до 3,2 мм (3/32” – 4/32”). Теперь посмотрим, какая высота этой же струны ближе к подставке.

Если от корпуса гитары до нижней границы шестой струны 12,7 мм (1/2"), то угол наклона грифа правильный:


Если расстояние меньше сантиметра (3/8”), то с углом наклона очевидно проблемы:


На фото струны очень близко к корпусу, значит, подставку и/или порожек понижали.

Если под рукой нет линейки, то можно на глаз или пальцем измерить расстояние, меньше ли оно 1см или больше.


Вот еще некоторые моменты, указывающие на проблемы угла наклона:

Расстояние над 12-ым ладом очень большое, больше 3,8мм (4/32”)


НО ПРИ ЭТОМ нижний порожек ОЧЕНЬ низкий:


Существуют проблемы связанные и с «обратным» углом наклона грифа, которые возникают либо при низкокачественном производстве, либо в результате неудачного ремонта. Это видно, если нижний порожек очень высокий, а высота струн наоборот, чрезмерно низкая.

Высота этого порожка в порядке, и ее не стоит увеличивать, так что, если высота струн нормальная, то и угол наклона грифа скорее всего тоже правильный:


Однако, если струны очень низко, то я бы посоветовал переустановку грифа.

Тут нужно понимать, что все эти показатели не абсолютны. Большинство акустических гитар имеют параметры схожие с гитарами Martin, но для других типов гитар будут уже другие рекомендации. Также играют роль личные предпочтения музыканта в высоте струн. Можно легко пережить, если угол наклона грифа немного неправильный. В конце концов, для гитариста неправильный, а для другого - самый раз. Что подойдёт для задорного исполнителя кантри, может быть неприемлемо для джаз-гитариста.

Также, в статье я имел в виду здоровые инструменты, которые содержатся при нормальной влажности. Высокая или низкая влажность имеет большое влияние на гриф.

В таком деле лучше всего поможет опыт, когда через руки проходят тысячи гитар. Опытный мастер развивает интуицию и буквально чувствует подобные проблемы, учитывает десятки нюансов. У каждого производителя свои стандарты, свои гарантии и степень ремонтопригодности инструмента. А каждый мастер выбирает свой способ ремонта, который зависит типа, стиля, возраста, производителя и состояния инструмента.

Качество игры и техника косвенно зависит от . Помню как я почувствовал разницу между моей Российской гитарой и классической, придя в первый класс к учителю в десять лет. У моей первой преподавательницы была хороший "лакированный" инструмент с нейлоновыми струнами. Да когда я приходил в , мне хотелось оставаться там, только из-за того, что там можно было поиграть на "нормальном" инструменте. Поэтому регулировка расстояния между струнами и грифом является немаловажным фактором в процессе обучения и игры на гитаре.

Каждую гитару есть возможность отрегулировать, пусть и пропилкой порожков, держащих струны. Давайте рассмотрим каждые по порядку:

Можно выделить два способа регулировки расстояния между струнами и грифом - это прогиб грифа, который можно регулировать анкерным болтом, пронизывающий весь гриф. Чем больше напряжение в анкере, тем больше выпрямляется гриф. Если же мы ослабляем анкерный болт то гриф соответственно прогибается - механика довольно проста.

Второй способ - это регулировка расстояния между струнами и грифом нижним порожком. На гитаре типа Вестерн и классика - это вызовет некоторые затруднения, так как придется подпиливать порожек, или наоборот наращивать его.

Два этих способа не уникальны и имеют свое назначение. Прогиба грифа влияет больше на звук струны зажатые на ладах ближе к первому (нулевому) порожку. Высота нижнего порожка, в свою очередь, в основном регулирует звучание для звуков, взятых на второй половине грифа, ближе к деке.

И еще одно небольшое замечание расстояния между струнами и грифом измеряется на 12-м ладу. В основном

После приобретения электрогитары многие новички сразу же пытаются что-нибудь сыграть, что вполне понятно. Однако может возникать проблема из-за дребезжания одной или нескольких струн. Также струны может быть тяжело зажимать, что усложняет игру. Все это может быть вызвано неправильной высотой струн.

Для чего необходимо регулировать высоту струн

Данный вопрос важен как для новичка, так и для профи. Однако в случае с первыми причиной служит элементарное качество звука. Как правило, приобретая гитару, особенно недорогую, надо знать, что изначально струны не отрегулированы как следует. Из-за этого в процессе игры появляется характерный дребезг, особенно заметный на самой толстой шестой струне. Это сильно портит впечатления от игры.

Для уже опытного гитариста необходимость в регулировке струн обусловлена стилем игры. Если акцент делается на скорость игры, то струны должны быть чуть ниже стандартного значения. Также гитарист со временем сам выбирает наиболее оптимальную для его стиля игры высоту. Однако прежде пройдет немало времени и вынужденных регулировок высоты струн на электрогитаре.

Стандартная высота

Ориентируясь на уже принятые параметры, следует отметить, что стандартная высота струн на электрогитаре изменяется для каждой по отдельности. Как правило, на самой первой и наиболее тонкой струне данное значение составляет 1,5 мм. Каждая последующая струна будет выше на 0,1 мм. Так, уже на шестой струне величина составит 2 мм.

От чего зависит высота струн

Названная оптимальная высота струн на электрогитаре в описанном выше пункте подходит для средних по толщине струн. Названное увеличение на 0,1 мм вызвано именно возрастающим объемом струны. Это заметно даже невооруженным глазом. Первая струна как самая тонкая допускает наименьшую высоту над грифом, в то время как шестая при небольшом отклонении от оптимального значения может начать дребезжать, соударяясь о лады.

Выбирая, на какой высоте должны быть струны, следует ориентироваться на звук и личные ощущения. Для начала следует выровнять струны по оптимальным значениям (измеряется высота на последнем ладу). Затем попробуйте сыграть при такой настройке. Особенное внимание следует уделить самой толстой струне, поскольку именно при игре на ней будет сильнее заметна проблема с высотой. Даже если во время игры данная струна кажется не особо важной и редко используется, проблема может себя показать в самый неподходящий момент и нарушить звучание.

Если оптимальная высота оказалась неподходящей, то следует увеличить высоту струн над грифом электрогитары. Порой достаточно 0,1 мм, чтобы получить необходимый результат. Переусердствовать в данном процессе нежелательно, поскольку это усложнит игру.

Допустимые значения для высоты струн

Ранее было упомянуто о зависимости высоты струны от стиля игры. Следует более детально рассмотреть варианты регулировки:


Как проводится настройка

Чтобы настроить высоту струн на электрогитаре, требуется разобраться с имеющимся бриджем. Существует несколько их разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности настройки. Так, наиболее популярными являются Tune-o-Matic, Hardtail, Vintage Tremolo, Floyd Rose.

Прочие настройки

Высота струн на электрогитаре достаточно важна, однако это не единственная настройка, от которой зависит качество игры. В большинстве случаев процесс настройки ограничивается подкручиванием колков, чтобы струна звучала правильно. При этом, если гитара настроена правильно, и струны достаточно новые, необходимости в частой настройке не возникнет.

Когда электрогитара не отрегулирована как следует, струны часто будут терять строй, и частота регулировок звука увеличится, что влияет на качество инструмента. Существует несколько базовых настроек, кроме высоты струн.

Прогиб грифа

В грифе электрогитары располагается металлический стержень, называемый анкером. Его предназначение достаточно просто - не допустить искривления грифа под натяжением

В процессе настройки высоты струн на электрогитаре может возникнуть ситуация, когда не получается провести регулировку из-за того, что высота сильно отличается на разных ладах. Проблема может заключаться именно в анкере. Отрегулировать его следует прежде настройки высоты струн, поскольку именно благодаря ему они и держатся.

Перед тем как начинать регулировать анкер, следует определить, существует ли искривление и в какую сторону оно направлено. Определяется это прижиманием струны на первом и шестом ладу. Если струна соприкасается с одним из ладов, расположенных между зажатыми, нужно ослабить анкер. Если высота окажется слишком большой - подтяните. Проверка проводится на уже настроенном инструменте.

Настройка проводится шестигранным ключом, которым крутится анкерный болт. Чтобы ослабить анкер, крутите против часовой стрелки. Для подтягивания - по часовой стрелке. При этом не стоит слишком усердствовать, достаточно небольшого сдвига, чтобы привести в норму анкер. При этом изменение может быть не сразу заметно, поскольку дереву грифа нужно немного времени для принятия новой формы.

Мензура

В данном пункте следует уделить внимание рабочей длине струны. Не на каждой гитаре данная настройка возможна. Однако электрогитары с тремоло-системой допускают данную процедуру. Сама настройка проводится на каждой струне, начиная с первой. Следует извлечь натуральный флажолет на 12-м ладу. Для этого вначале прикоснитесь к струне, но не зажимайте её, а после щипните пальцем свободной руки. Запомните звук. После прижмите эту же струну и сравните полученные звуки. Они должны быть одинаковы. Если флажолет ниже - уменьшите струну. В противном случае увеличьте.

Звукосниматели

В конце следует уделить внимание высоте звукоснимателей. От данной величины будет зависеть, как подключенная к усилителю электрогитара будет звучать. Обычно звукосниматель должен располагаться максимально близко к струнам, однако они не должны цепляться за него в процессе игры. Также струны на последних ладах не должны звучать хуже, чем до регулировки звукоснимателя.

Процесс настройки высоты струн на электрогитаре может показаться достаточно простым. Однако на практике новичкам не всегда удается справиться с регулировкой. Научиться всем тонкостям процедуры получится лишь спустя время, поэтому во время самой первой настройки нелишним будет прибегнуть к помощи профессионала, который сможет точно выполнить процедуру и, возможно, обнаружить имеющиеся дефекты, препятствующие правильной настройке.