Памятник перед библиотекой им ленина. Памятник Фёдору Достоевскому у здания РГБ

Скульптура "Достоевский", скульптор С.Д, Меркуров, арх. И.А. Француз, гранит, 1911-14.
Москва, ул. Достоевского, 4к1.

Скульптура Достоевского была выполнена Меркуровым в 1911-14 гг. по заказу миллионера Шарова, но задумана много раньше, в 1905-м. Тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Еще до работы над памятником Меркуров писал: "Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства... В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение... Достоевского сделаю уже сознательно". Позднее он определял свое творение как фигуру "о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры...". Скульптура писателя при взгляде на нее с разных ракурсов будто находится в постоянном, тягучем и трагическом движении.


Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, - вспоминал впоследствии Меркуров. - Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!».

А.Н. Вертинский позирует в образе Достоевского.

До революции фигура пребывала в мастерской Меркурова. В 1918 году разворачиваются работы по плану монументальной пропаганды. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которым предполагалось установить в городах России. Поскольку в списке были имена Толстого и Достоевского, Меркуров удачно предложил Моссовету имеющиеся у него готовые статуи Достоевского (1914), Толстого (1912), а заодно и «Мысль» (1913). Специальная комиссия во главе с наркомом просвещения республики А.В. Луначарским одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н.Д. Виноградова. В первую годовщину революции Достоевский и «Мысль» были установлены и открыты на Цветном бул., образовав друг с другом своебразную пару. C Толстым вышла заминка, ибо он был уже ранее приобретен Толстовским обществом, которое не было намерено отказываться от своих прав на скульптуру.

Н.Д. Виноградов рассказывает в своих воспоминаниях: «Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был открыт на Цветном бульваре. Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки - у фонтана на Цветном бульваре - способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади» («Искусство». 1939. № 1. С. 37-38).

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: "Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа". А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»

В 1936 году, когда на Цветном бул. прокладывали трамвайные рельсы, Достоевского перенесли во двор Мариинской больницы на Старой Божедомке, где он и пребывает по настоящее время. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году арх. И.А. Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита, который гармонично с ней сочетается.

Достоевский на Цветном бул.

Достоевский во дворе Мариинской больницы.

Москва – родной город великого русского писателя Федора Достоевского. В Москве будущий писатель родился в 1821 году и провел здесь свое детство. В 1837 году, когда Достоевскому исполнилось 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил своих сыновей Михаила и Федора в Петербург учиться на военных инженеров.

Памятник писателю в его родном городе был установлен в 1997 году, когда праздновалось 850-летие основания Москвы. Годом ранее отмечалось 175 лет со дня рождения Федора Михайловича. Монумент был создан скульптором Александром Рукавишниковым и архитектором Михаилом Посохиным при участии архитектора Александр Кочековского и художника Сергея Шарова. Памятник находится у здания Российской государственной библиотеки – бывшей «Ленинки» на углу улиц Моховой и Воздвиженки. К слову, Рукавишников позже создал еще один похожий памятник писателю, который был установлен в Дрездене.

Эта работа Александра Рукавишникова вызвала ряд вопросов и нареканий: поза, в которой изображен писатель, показалась неудобной и неестественной, место установки памятника – спорным. Писатель погружен в раздумья, но при этом его взгляд словно «провожает» каждого, кто проходит мимо монумента. Достоевский сидит на скамье, задрапированной тканью. Эта композиция помещена на гранитный постамент нетривиальной формы. На лицевой стороне пьедестала высечена только фамилия писателя, а на обратной стороне находится барельеф с изображением набережной, в которой можно узнать и набережную Невы, и Москвы-реки.

Отметим, что в Москве есть также памятник Достоевскому работы скульптора Сергея Меркурова. Он стоит во дворе дома №2 по улице Достоевского, в котором писатель родился и провел детские годы. В доме с конца 20-х годов прошлого века расположен музей-квартира писателя (сейчас филиал Государственного литературного музея), а стоящий там памятник стал одним из первых, установленных в Москве в советское время. Статую Федора Михайловича Меркуров создал в 1914 году, а ее установка состоялась в 1918-м на Цветном бульваре, в 30-е монумент был перенесен на свое нынешнее место.

Памятник Ф.М. Достоевскому, 1914 год.

Скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров (1914 г), архитектор И.А. Француз (1956 г)

На нынешней улице Достоевского, в одном из флигелей бывшей Мариинской больницы для бедных в семье штаб-лекаря М. А. Достоевского в 1821 году родился будущий великий русский писатель – Федор Михайлович Достоевский. Здесь он провел первые 16 лет своей жизни, здесь же, с 1928 года размещается уникальный музей-квартира писателя. А во дворе, с 1936 года, стоит интереснейший памятник работы скульптора С.Д. Меркурова.

История создания памятника невероятно интересна. Задуман он был скульптором еще в 1905 году, тогда Сергей Дмитриевич около 20 бюстов, прежде чем перешел к материалу – шведскому граниту. Скульптор писал: "Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства... В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение... Достоевского сделаю уже сознательно" . Позднее он определил свое творение как фигуру "о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры..." . Силуэт писателя меняется вместе с изменением ракурса, словно перед нами актер пантомимы. Не случайно моделью послужил А.Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, - вспоминал Меркуров. - Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!». В 1914 году памятник, выполненный по заказу миллионера Шахова, был готов, хранился в мастерской скульптора.

Казалось бы, шансов увидеть свет у памятника было очень немного. Но в 1918 году советская власть приняла декрет о памятниках историческим деятелям. 2 августа 1918 года в газете "Известия ВЦИК" публикуется список лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве и других городах Российской Федерации, где, в частности, значилось и имя Ф. М. Достоевского. Сергей Дмитриевич предложил Моссовету готовую статую. Была создана специальная комиссия во главе с А.В. Луначарским, которая, посетив мастерскую скульптора, помимо статуи Достоевского сочла возможным приобрести у автора еще две работы. Один из членов комиссии, Н. Д. Виноградов рассказывал в 1939 году: «Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки - у фонтана на Цветном бульваре - способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади» .

Действительно, первоначально монумент был установлен на Цветном бульваре 7 ноября 1918 года, затем, в 1936 году, в связи с реконструкцией бульвара, памятник перенесли в сквер Мариинской больницы. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году архитектор Исидор Аронович Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита.

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: "Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа" . А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»

Оценить удивительный памятник можно и сегодня, если доехать до станции метро «Достоевская» и пройти к музею (который заслуживает отдельного посещения!) писателя.

Российская государственная библиотека является самой крупной публичной библиотекой в стране одной из крупнейших в мире. Только на то лишь, чтобы пролистать в течение минуты хранящиеся здесь издания, потребуется 79 лет, и это без перерывов на сон, обед и другие надобности. Начиная с 1862 года в библиотеку обязательно отсылаются все издания, выходящие на русском языке. Несмотря на то, что с 1992 года официальное название учреждения звучит как "Российская государственная библиотека", многие по-прежнему называют ее библиотекой имени Ленина. Это название все еще можно увидеть на фасаде здания.

Фотографии библиотеки им. Ленина



История библиотеки им. Ленина

Библиотека была основана в 1862 году, фонды пополнялись как за счет библиотек Петербурга, так и стараниями москвичей, передававших ценные рукописи и издания в дар. С 1921 году библиотека стала национальным книгохранилищем. Через три года учреждению присвоили имя Ленина, под которым оно широко известно до сих пор.

Строительство нового здания библиотеки, в котором она размещается по сей день, началось в 1924 году. Авторами проекта Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко. Это великолепный образец архитектуры сталинского ампира. Здание с его многочисленными колоннами отдаленно напоминает древнеримские храмы, это очень масштабное и красивое строение, настоящий дворец. Ряд корпусов был закончен значительно позднее, в 1958 году.

Памятник Достоевскому у библиотеки им. Ленина

В 1997 году у библиотеки установили памятник Федору Достоевскому, скульптуру создал Александр Рукавишников. Памятник не выглядит величественным. Писатель изображен сидящим, слегка ссутулившимся, его лицо печально и задумчиво.

Как записаться в библиотеку имени Ленина

График работы библиотеки имени Ленина

C 9:00 до 20:00 с понедельника по пятницу, с 9:00 до 19:00 в субботу, воскресенье и последний понедельник месяца - выходные. Режим работы каждого из читальных залов опубликован на официальном сайте библиотеки.

Где находится и как добраться

Главное здание библиотеки располагается в самом сердце Москвы, рядом с . Прямо перед ней располагается станция метро "Библиотека имени Ленина", рядом также находятся станции "Александровский сад", "Боровицкая" и "Арбатская". Также рядом находится остановка автобусов и троллейбусов "Александровский сад".

Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. Сайт: