Миссия бизнеса примеры. От тезисов к действиям

Каждая организация преследует выполнение собственных целей и задач. Они классифицируются по отрезкам времени: краткосрочные (или оперативные), среднесрочные, долгосрочные. Можно выделить общеорганизационные цели, цели конкретных подразделений и индивидуальные цели. Есть цели, привязанные к числовым показателям (к примеру, прирост объема производимой продукции на 15 % по сравнению с прошлым годом), и цели без количественных показателей (получение обратной связи от работников производства). Миссия организации включает в себя цели всех типов, которые стоят перед компанией.

В чем заключается суть миссии организации

Миссия – это:

  • главное предназначение организации;
  • базовые понятия, на которых построено предприятие, и черты, выделяющие конкретную организацию среди прочих;
  • базовые определения, отвечающие, почему и зачем данная организация ведет свою деятельность.

Миссия – это общая цель компании, все задачи которой направлены на ее исполнение.

Миссия организации раскрывает сущность деятельности предприятия и помогает ответить на вопрос, что является основным общим предназначением организации. Миссия – не узкое понятие, она подразумевает раскрытие всех длительных планов и возможностей предприятия.

Не у всех компаний есть миссия, некоторые компании малого и среднего бизнеса, например, салоны красоты, станции технического обслуживания, кондитерские, ставят главным приоритетом получение прибыли, увеличение рентабельности и конкурентоспособности. Небольшие коммерческие организации настроены на получение результата в текущий момент времени и не готовы разрабатывать долгосрочную стратегию. Сложно обозначить миссии и у муниципальных учреждений: как правило, они подчиняются вышестоящим органам и придерживаются установленных задач. Наличие миссии свойственно крупному бизнесу, холдингам и группам компаний, хотя ее поиск зачастую становится главной проблемой долгосрочного планирования.

Рассмотрим 3 типа миссии.

Миссия-предназначение – в сжатом виде дает представление об основных направлениях деятельности, потребностях клиентов, отличительных признаках и общественной полезности; раскрывает основные цели создания предприятия и его функционирования.

Миссия-ориентация – полное понятие, уточнение рабочих принципов, кредо, ориентации, политики предприятия. Это философия, которой руководствуются высший менеджмент организации и ее сотрудники. Форма представления, которая раскрывает правила поведения организации в отношении партнеров и клиентов.

Миссия-политика – сосредоточение основных целей развития предприятия, формулирование стратегии организации как в настоящем, так и в будущем.

Организация может прийти к новым высотам, достичь больших результатов при осознании и понимании своей миссии. Откроются новые горизонты, изменится видение многих пунктов, на которые ранее не обращали внимания. Для кого мы работаем? Насколько мы конкурентоспособны? Что может выделить нас среди прочих, каковы наши сильные и слабые стороны? Какой путь развития мы видим в перспективе? Что поможет нам следовать выбранной миссии и достичь поставленных целей?

Миссия организации – это основная часть любого плана стратегического развития предприятия. Именно она формирует главную цель организации. Первым шагом начала деятельности любой фирмы является определение миссии, которую обозначает менеджмент организации. Со временем, из-за расширения производства, зон покрытия, внедрения новых единиц, миссия отходит на второй план и забывается.

При формировании миссии должны быть учтены интересы следующих групп лиц.

Собственники организации – поскольку они получают прибыль от деятельности предприятия, то наиболее заинтересованы. Несмотря на экономическую ситуацию в организации, собственников волнуют не только краткосрочные цели, но и развитие в перспективе.

Сотрудники предприятия – миссия помогает обеспечить для работников соблюдение основных норм (заработная плата, условия работы, социальные гарантии), а также удовлетворить потребности, связанные с подъемом по социальной лестнице (личностное развитие, повышение, власть).

Потребители – пользующиеся продуктами или услугами компании за определенную стоимость, которую назначает организация. Таким образом, данные товары способствуют удовлетворению потребностей покупателей.

Деловые партнеры – лица, заинтересованные в сотрудничестве с данным предприятием, выстраивании долгосрочных отношений с целью получения помощи, ресурсов, льгот или другой выгоды от подобного союза.

Местное сообщество – для данной группы большое значение имеют возможности, предоставляемые организацией: это могут быть новые рабочие места, развитие региона, благотворительность, улучшение жилищных условий или защита экологических объектов. Если предприятие оказывает финансовую поддержку, строит школы, детские сады и снижает уровень безработицы, то уровень заинтересованности в ней у местного населения увеличивается в несколько раз.

Профсоюзы – выступают в защиту прав работников в трудовых отношениях, отстаивают социально-экономические интересы членов организации.

Государство – нацелено на получение налогов от деятельности предприятия для улучшения условий жизни и труда, развития инфраструктуры и пользы обществу и бизнесу, коммерческим организациям.

Одним из основных критериев миссии организации является удовлетворение потребностей всех вышеупомянутых групп лиц. Процент отражения интересов в миссии каждой из групп напрямую зависит от особенностей предприятия, сферы деятельности, размера, географического положения. Наибольшее влияние на миссию организации оказывают собственники, персонал предприятия и потребители. Следовательно, при определении миссии организации непременно должны учитываться интересы именно этих групп лиц.

Большинство организаций имеют четкие формулировки миссии. Формулировка миссии организации – это определение главной цели предприятия, глобальные задачи, которые фирма ставит перед собой. Формулировка миссии является одним из важных инструментов в обеспечении деятельности компании, она определяет вектор развития предприятия, координирует действия сотрудников, предоставляя им больше свободы, но также и объединяет их для улучшения поставленных перед организацией показателей.

Часто при определении своего вида деятельности организации опираются на тип производимых товаров («изготовители композитных бассейнов») или применяемые технологии («разработчики»). Однако формулировка миссии прежде всего должна удовлетворять потребности рынка.

В формулировке миссии организации на первый взгляд нет ничего сложного, но если рассмотреть примеры деятельности некоторых предприятий на внутреннем рынке, окажется, что многие руководители до конца не осмыслили понятие миссии и не могут применять ее в управлении компанией как для достижения краткосрочных целей, так и в перспективе.

    l&g t;

    Задачи миссии организации

    1. Прежде всего миссия раскрывает политику компании, ее цели, правила поведения, кредо для тех, кто не является ее частью. Она также формирует восприятие организации обществом, создает имидж и представление о себе и своей деятельности.

    2. Миссия объединяет сотрудников компании, формирует и поддерживает корпоративную культуру. Способствует командной работе для достижения общих целей:

    • миссия раскрывает перед персоналом главную цель, смысл деятельности компании, тем самым направляя в одну сторону всех работников для улучшения показателей организации;
    • миссия помогает персоналу считать себя частью организации и становится опорной точкой при ведении деятельности для тех сотрудников, кто позиционирует себя как часть команды;
    • миссия диктует нормы поведения в компании, выступает мощным HR-инструментом. Именно с помощью миссии сотрудникам рассказывается о политике, девизе и ценностях, принятых в организации.

    3. С помощью миссии можно повысить эффективность управления компанией, этому способствует ряд причин:

    • миссия – это основа деятельности организации, она формирует цели и задачи, избегая между ними конфликта. Она задает вектор развития, обозначает границы и разрабатывает стратегию развития;
    • помогает грамотно распределить все ресурсы компании, формирует учет их использования для поддержания деятельности компании;
    • раскрывает сотрудникам предназначение их деятельности и предоставляет дополнительные возможности для мотивации персонала.

    Миссия не является четким планом действий организации, это руководство по использованию ресурсов, она не содержит деталей. Миссия определяет характер и принципы ведения бизнеса, выступает «компасом» и обозначает нормы поведения сотрудников.

    Миссия должна быть четкой и понятной как субъектам внешней среды, так и ее участникам: собственникам, сотрудникам, деловым партнерам. Формулировка миссии не может трактоваться по-разному, у нее должен быть единый смысл, который при этом дает возможность для креативного подхода и развития компании.

    Мнение эксперта

    При увеличении числа сотрудников миссию нужно фиксировать

    Дмитрий Першеев ,

    генеральный директор компании «Гарант», Москва

    Миссия организации «Гарант» заключается в следующем: «Оказание комплексной профессиональной правовой поддержки с помощью современных информационных технологий». Компания придерживается своей миссии с самого основания, начиная от стандартов продукции и заканчивая продвижением на рынке. Миссия фирмы сформировалась не сразу. «Гарант» начал свою деятельность, когда четкого определения миссии еще не было дано. Основатели компании создали миссию в своем сознании и уже по прошествии лет оформили ее официально.

    Когда компания начала развиваться и стремительно расти, увеличивалось количество работников и партнеров в других регионах, и стало необходимым сформулировать и закрепить миссию организацию. Сегодня «Гарант» - это организация с более чем 200 партнерами в других городах, а общая численность сотрудников превышает 8 тысяч человек. При такой ситуации необходимо единое понимание целей компании, ее философии и вектора развития, каждый работник должен поддерживать правила поведения и политику фирмы и следовать им. В середине 1990-х годов собственники осознали, насколько организации необходима миссия, точнее, что наступило время зафиксировать ее на бумаге и представить всем официально. В компании заведен определенный алгоритм при трудоустройстве нового сотрудника, ему обязательно выдается персональный экземпляр «Положения о персонале», где подробно расписаны миссия организации, ее кредо.

    Из чего состоит стратегическая миссия организации

    Базой для определения миссии организации являются ключевые определения, отвечающие на ряд вопросов. Они представляют собой основу, выполнение которой обеспечит ее укрепление, а также поспособствует внесению необходимых изменений и модернизации для успешного развития.

    Первый вопрос: «Что? » Отвечая на него, старайтесь полагаться на определение вида производимого товара для того, чтобы настоящее и будущее соответствовало. Ответ на данный вопрос показывает компетентность компании сейчас и направление, к которому она стремится. Описание товара не должно иметь слишком широкое значение, но в то же время не стоит слишком ограничивать его определение. К примеру, описание «Наша компания изготавливает торты» применимо к небольшой организации с ограниченными ресурсами и отсутствием долгосрочного плана развития. А фраза «Кулинария любой сложности» для конкретной организации будет слишком широка и не точна. Наиболее приемлемым вариантом в таком случае будет «Торты любой сложности в ассортименте и на заказ», такое описание показывает имеющиеся возможности организации и определяет направление для дальнейшего развития.

    Следующий вопрос: «Кому? » Он означает: «Кто наша целевая аудитория?» Этим вопросом мы сегментируем свое место на рынке, для кого мы производим продукцию, кто наш конечный потребитель. Целевая аудитория – это не клиенты организации, а конечные покупатели, которые приобретают наш товар для своих целей и удовлетворения потребностей.

    «Зона покрытия» - территория, которую охватывает деятельность организации. У нее большое значение для реализации продукции, так как именно она определяет, какой процент рынка компания может охватить. Предприятия малого бизнеса развиваются и осуществляют свою деятельность в пределах региона существования, у них недостаточно ресурсов и мощностей, чтобы претендовать на федеральный охват. Верным решением будет ведение деятельности на своей территории, где находятся ваши потребители. И в ходе расширения организации, увеличения числа сотрудников, оборудования и масштабов изменятся миссия и стратегия развития организации.

    Формулирование плана деятельности предприятия, осуществление краткосрочных и долгосрочных целей, которые помогут увеличить эффективность, сопровождается вопросом: «Как? » Он поможет выделить свои сильные стороны, то, чем вы превосходите своих конкурентов.

    Три вышеизложенных вопроса помогут вам обозначить свое место на рынке, сформируют восприятие вашей организации перед потребителями и деловыми партнерами. Большинство крупных российских компаний, которые существуют на рынке достаточно давно, используют понятия «опыт», «традиции» и «гарантии», которые сформировались за время их деятельности. Для новичков больше подойдет имидж современной, развивающейся и инновационной организации, которая не будет повторять ошибок предыдущего поколения. Такое восприятие внешней средой необходимо постоянно подкреплять, обновлять информацию на сайте, предоставлять примеры своих работ, чтобы не создать негативный имидж среди возможных заказчиков.

    Выбор миссии организации и требования к ее формулировке

    Формулировка миссия организации должна быть четкой, не стоит использовать как широкое общее описание, так и узкое определение своей деятельности.

    Для миссии деятельности организации важно следующее.

    • Быть реалистичной . К примеру, небольшая транспортная компания не должна позиционировать себя как крупного международного перевозчика, предназначением которого является монополизация рынка.
    • Быть конкретной. Миссия должна отвечать стандартам и целям конкретной компании. Часто организации используют обобщенные формулировки для продвижения на рынке или создания определенного имиджа, что приводит к потере ориентиров организации. Например, миссия, которая звучит как «Наша цель - стать ведущим производителем на рынке, обеспечивая высокий уровень качества производимой продукции по минимальной стоимости», безлика и противоречива. Она подходит ко многим организациям и не отвечает целям конкретной компании. А значит, не подходит как руководство к действию.
    • Основываться на специфических особенностях. Допустим, организация занимается разработкой микрочипов с помощью инновационных технологий, но выход на данный рынок не поможет этой компании продемонстрировать все свои особенности, отличительные черты и возможности, которые отсутствуют у конкурентов.
    • Стимулировать. Миссия обязана мотивировать сотрудников компании. Ее формулировка должна быть понятна и вызывать интерес у людей. Не стоит определять миссию и цели организации как рост выручки, продаваемой продукции или услуг. Все это результаты деятельности предприятия, и они не имеют отношения к философии компании. Для персонала основным фактором является осознание значимости своей деятельности для конечного потребителя. В качестве примера рассмотрим две крупные корпорации: IBM и Apple. В момент роста продаж у компании IBM ее президент выступил с речью о том, что корпорация планирует увеличить рост прибыли в 2 раза в течение следующих лет. Apple поступили по-другому: они заявили, что их главная цель на такой же период – обеспечить доступность компьютерных инноваций в каждый дом.

    Формулировка миссии организации заключается в долгосрочной цели предприятия и векторе его развития.

    Миссия не может периодически варьировать, на ее формулировке не должны отражаться все изменения, которые происходят во внешней экономической среде. В случаях, когда миссия организации не соответствует имиджу компании, негативно сказывается на восприятии фирмы среди клиентов, не отражает ее политику, ее идеалы – она должна быть изменена. Подобные действия предпринимали многие мировые корпорации, в числе которых Kodak или Siemens, которым пришлось сделать другой свою миссию из-за трений с внешними субъектами.

    Мнение эксперта

    Если миссия компании подходит другим, ваша компания не несет чего-то особенного

    Борис Польгейм ,

    основатель, главный акционер и стратегический менеджер компаний «Аква Лого» и «Бизнес класс», Москва

    Во время определения миссии своей организации спросите себя об особенностях вашей компании, что она может предложить внешней среде, чего не могут другие организации? Какие у вашей компании конкурентные преимущества? Изменится ли экономическая ситуация при отсутствии вашей фирмы на рынке? Чем ваша компания может быть полезна обществу, что в вас особенного?

    Если ваша миссия может подойти еще и другим компаниям, следовательно, ваша фирма ничем не отличается от остальных. Миссия организации должна отражать философию организации, не нужно обобщать ее, тем самым снижая ее ценность, так же как и загонять в узкие рамки. Рассмотрим неофициальную миссию организации «Аква Лого» - она звучит как «Нести людям красоту, создавая аквариумы». Если убрать из миссии фразу «создавая аквариумы», изменится смысл, формулировка станет общей, но из-за отсутствия конкретики у организации появляется больше возможностей для увеличения спектра деятельности. Сейчас компания также занимается водоемами. Когда менеджер решает взять курс на развитие организации, его задача - правильно определить миссию. Она должна быть четкой и давать простор для покорения других направлений развития.

    Что касается организации «Бизнес класс», чья деятельность направлена на обучение бизнес-процессам, то ее миссия могла бы звучать следующим образом: «Мы умеем обучать». Но миссия компании заключается в принципе «Эффективное обучение эффективности». Она показывает другой взгляд на деятельность организации, раскрывает идеологию компании. «Бизнес класс» эффективно обучает своих учеников эффективности. В ней правильно расставлены акценты, они указывают на главный принцип и особенность фирмы. Когда к определению миссии подходят с полным пониманием того, что хотят отразить, то получают реальные результаты, а не корпоративный девиз.

    Формирование миссии организации: 2 подхода

    Можно выделить два подхода для определения миссии:

    • широкий;
    • узкий.

    В широком понимании понятие миссии организации - это кредо и основная цель организации. Рассматривая миссию в этом ключе, можно представить ее как стандартное понятие, в котором отсутствуют отсылки на вид товара, целевую аудиторию и прочее.

    Смысл миссии показывается через философию, правила и нормы поведения, стандарты и политику компании, заложенные как фундамент, и отражаются в деятельности компании.

    Пример.

    Миссия одного из конструкторских бюро заключается в следующем: «Наша основная цель - прогресс в науке и технике, увеличение количества инновационных разработок, рабочих мест, а также охрана природы».

    Широкий подход к определению миссии направляет организацию на определенные результаты, связанные со стратегическим развитием благодаря преимуществам производства широкого спектра товаров; покрытие большей части рынка и всех типов клиентов; проявление широты взглядов во время руководства компанией.

    При узком подходе миссией организации является конкретное определение, отражающее главное предназначение компании, которое выделяет организацию среди прочих.

    Пример.

    Миссия компании (АВПК) «Сухой»: «Авиационный комплекс “Сухой” своей целью ставит изготовление военных и гражданских самолетов наивысшего качества, в том числе марок “Су”, “Бе”, направленное на обеспечение нужд российского государства».

    При узком подходе миссия сосредотачивается на определенном ассортименте, производимой продукции, четко обозначенной целевой аудитории или планах, которые способствуют удовлетворению потребностей компании. Этот вариант помогает увеличить показатели менеджмента благодаря повышению конкретизации, которая задействует наиболее четкие способы реализации стратегических планов.

    Следовательно, используя данный подход, мы можем рассматривать миссию организации как устойчивое определение, в котором показывается предназначение создания и осуществления деятельности предприятия, обособляющее его от всех прочих.

    Когда миссия определена верно, она не только раскрывает основную цель организации, но и подчеркивает отличительные особенности, принципы, свойственные только конкретной компании.

    Кем должна разрабатываться миссия организации

    Для формирования миссии менеджмент компании должен назначить компетентного человека, который сможет передать главный смысл существования организации.

    Чтобы выяснить отношение работников разного уровня квалификации на территории РФ к миссии организации, был разработан специальный опрос. Каждому управленцу было предложено ответить на ряд вопросов, затрагивающих такие аспекты, как роль миссии в их компаниях, насколько хорошо сотрудники предприятия знакомы с миссией и в чьи обязанности должны входить ее создание и проработка.

    Ниже приведены результаты последнего вопроса в процентном соотношении.

    • Создание миссии - задача высшего руководства (50 % опрошенных).
    • Наилучший вариант - привлечь сторонних консультантов (14 % опрошенных).
    • Эта функция другого специалиста (31 % опрошенных).
    • Формирование миссии - обязанность всего персонала компании, но с помощью приглашенных специалистов (5 % опрошенных).

    Если подвести итог данному исследованию, то оптимальный вариант разработки миссии организации состоит в привлечении к данному процессу всех управляющих звеньев компании, которые смогут четко обозначить смысл существования организации. В то же время результаты такой работы должны контролироваться привлеченными специалистами, которые имеют достаточный уровень компетенции в данном вопросе.

    Многие полагают, что определение миссии - задача высшего менеджмента организации, так как только эти сотрудники могут правильно ее обозначить и уровень их компетенции позволяет им самостоятельно сформировать миссию деятельности организации. Это и есть одна из ключевых ошибок при определении миссии и цели организации.

    Еще один недостаток такого подхода - это непринятие персоналом компании единолично разработанной миссии, что в свою очередь может привести к недопониманию между руководителем и работниками или обострится и выльется в прямые столкновения. Также менеджер не может составить стратегический план не перспективу, обладая лишь субъективным представлением о положении компании в текущем времени.

    Похожая ситуация и с привлеченными консультантами: они не могут сформировать миссию организации, не привлекая к своей работе менеджмент и персонал компании, потому что не обладают полной информацией, а также не погружены в процесс, вследствие чего не знакомы со спецификой работы и другими деталями.

    Поэтапная разработка миссии организации

    Этап 1. Понимание необходимости миссии.

    Формирование миссии организации не просто очередной процесс по созданию определенного образа компании или новое течение в бизнесе. Это трудоемкое мероприятие, которое отражает главную долгосрочную цель организации, направления ее развития. Правильно сформулированная миссия стратегии организации – важный пункт для достижения результатов, помощь в управлении и стимулировании персонала, формирование образа компании среди конкурентов, восприятия среди потребителей. Поэтому менеджменту организации необходимо:

    • понимать значение долгосрочного планирования, иначе про формирование миссии нет смысла размышлять;
    • быть готовым вкладывать свои знания, усилия, время, принимать непосредственное участие в выработке миссии организации;
    • наличие должного опыта и квалификации для проработки миссии (если у менеджера есть желание сформировать миссию, есть понимание, для чего это нужно, но не хватает компетентности, стоит рассмотреть вариант наемного специалиста, который обладает нужными навыками и знаниями, а также готов предоставить примеры успешно реализованных кейсов).

    Этап 2. Формирование рабочей группы.

    Для успешной выработки миссии необходимо подобрать компетентных исполнителей. В рабочую группу стоит привлечь менеджеров разных звеньев и объединить их одной целью. Нужно поручить им сделать мониторинг рынка, найти примеры миссий успешных корпораций, отдельное внимание уделить компаниям, схожим с вашей. В ходе данного исследования сформируется фундамент, обозначится долгосрочный план на перспективу, который можно использовать для создания миссии организации.

    Этап 3. Выявление отличительных особенностей организации.

    Для формирования миссии и цели организации менеджер должен мыслить объективно, оценивать свою компанию с точки зрения внешнего субъекта. Необходимо выделить свои конкурентные преимущества, на которые есть спрос среди потребителей, и, опираясь на эту информацию, составить стратегический план развития компании (см. табл. 1).

    Таблица 1. Направленные на продукцию и рынок понятия бизнеса

    Организация

    От определения деятельности компании за счет производимой продукции (услуг)

    К определению миссии с учетом спроса внешней среды

    Производитель фотооборудования

    Улучшение и прогресс в сфере фото- и цифрового оборудования

    Телекомпания

    Благодаря «BBC» народ будет говорить с народом языком мира

    «Рапида»

    Платежная система

    Предоставление физическим и юридическим лицам качественно нового уровня безналичных расчетов

    «Sony Corporation»

    Производитель аудио- и видеотехники, средств коммуникаций

    Энергичная молодая компания со свежими идеями и творческим подходом

    Мы производим автомобили

    Мы производим автотранспорт различных марок и моделей, используемых в любой отрасли

    Этап 4. Донесение миссии до сотрудников.

    Персонал должен четко представлять понятие «миссия компании», ее предназначение и какой смысл в нее заложен. Только в этом случае организация сможет добиться поставленных целей и быть принята потребителями.

    Существует несколько способов толкования миссии деятельности организации для персонала. Успех применения каждого из них зависит также и от масштабов компании. В мировых корпорациях принято проводить встречи, семинары с привлечением высшего руководства. В организациях малого и среднего бизнеса проводятся собрания. Миссию и стратегию развития организации можно повесить в общем холле – как инструмент поддержания внутрикорпоративной культуры. Часто компании прибегают к раздаче специальных материалов, в которые включены такие тезисы, как:

    • вводное слово от высшего менеджмента, с разъяснением предназначения и принципов организации;
    • философия, кредо, девиз предприятия, а также правила и нормы поведения.

    Многие организации стали использовать подобные материалы - печатное руководство, где четко расписаны все вышеупомянутые тезисы.

    Данный вид донесения информации удобен для руководства, а также гарантирует положительный отклик среди сотрудников, что, несомненно, отразится как на отношении персонала к организации, так и на ее репутации во внешней среде.

    Этап 5. Учет окружения.

    Миссия организации не только воздействует на собственников и сотрудников, она также влияет и на окружающие компанию субъекты, среди которых партнеры, клиенты, муниципалитет и прочие. Во время формирования миссии важно не забывать про это. Выработку миссии нужно определять по 4 типам аудиторий.

    • Общественная – чем организация полезна обществу, что она может предложить.
    • Клиентская – удовлетворяет ли она спросу, имеющемуся на рынке.
    • Организационная (для работников) – отвечает ли она потребностям системы в сфере деятельности компании.
    • Предпринимательская (для деловых партнеров) – отвечает ли она поставленным целям и задачам, которые направлены на рост организации, удовлетворены ли запросы собственников и акционеров.

    Больше всего данный метод используется среди компаний, занимающихся промышленностью и финансами. Их деятельность напрямую связана с благосостоянием городов, где они располагаются. Часто промышленные предприятия наносят вред окружающей среде.

    Этап 6. Соответствие реальности миссии организации.

    Существует три критерия, делающих миссию реальной. Они помогут уравновесить ожидания руководства и настоящее положение дел в организации. Следует проверить, насколько миссия организации отвечает этим пунктам.

    • Миссия правильно показывает правила, философию и стремления предприятия?
    • Миссия основана на отличительных особенностях данной организации?
    • Она отвечает запросам внешней среды?

    Во время выработки миссии стоит обратиться к опыту других компаний, такое исследование сможет помочь в составлении собственной.

    Мнение эксперта

    Работники должны быть осведомлены о миссии компании

    Вадим Котельников ,

    генеральный директор компании «Конгресс-Пром-Инвест», Москва

    Миссия организации имеет огромное значение как инструмент мотивации персонала. Когда сотрудники не знают, как звучит миссия, их деятельность превращается в рутину, отсутствует стимул для проактивной работы на благо компании, они ограничиваются лишь своим функционалом. На Востоке принято говорить, что нужно прикладывать много усилий, но достигнуть своих целей можно, только прикладывая их в нужном направлении. А также нужно четко представлять, чего ты хочешь добиться, и работать в этом направлении. Цели должны быть высокими, мотивировать и вдохновлять людей.

    Менеджмент компании, в частности генеральный директор, не только транслирует формулировку миссию организации, но и передает ее смысл и содержание. В его зону ответственности входит определение и толкование миссии как инструмента стимулирования работников. К сожалению, не все отечественные организации уделяют этому факту должное внимание.

    В ходе проведенного исследования об определении обязанностей руководителя среди русскоязычного и иного населения были получены такие ответы:

    • наши соотечественники отметили, что для них важно умение руководителя замотивировать людей, поднять корпоративный дух и вдохновлять на лучшие результаты;
    • для жителей зарубежных стран главным является четкое представление деятельности компании и ее дальнейшего развития.

    Получается, что восточная мудрость учит нас тому, что задача руководителя - вдохновить своих подчиненных на проактивность, а не только направить в нужную сторону. Следовательно, положение уже меняется.

    Миссия организации и ее жизненный цикл

    Рассмотрим весь жизненный цикл миссии.

    • Поиск составляющих миссии, из которых складывается ее определение.
    • Формулировка смысла и возможностей миссии.
    • Углубление и обоснование роли миссии организации, объединение ее формы и содержания.
    • Баланс и развитие.
    • Устаревание, окончание функционирования.

    Началом миссии является появление нескольких тезисов, которые отражают пути развития и продвижения, стратегический план на несколько лет вперед, или понимание картины в долгосрочной перспективе, или деятельность для выполнения поставленных задач, а также плоды работы и их значение для компании.

    Есть практика, когда все тезисы уже сформированы, но еще не собраны воедино. Обычно им не хватает общего тезиса или стандартов работы и поведения. Они могут появиться как у конкретных людей, так и у группы лиц, часто неожиданным способом. Среди крупных корпораций статистика показывает, что интуитивный подход оказывался более удачным, нежели взвешенные ходы, которые принимались после анализа опыта прошлых лет.

    Существует множество идей, некоторые из них так и остаются идеями, не успевая стать главной мыслью миссии какой-либо организации. Многие из них на протяжении длительного периода времени так и не реализуются. Можно воспринимать их как миссии, но у них отсутствует «адресат». К ним можно отнести такие, как «охрана окружающей среды», «улучшение условий труда» и прочие.

    Во время выработки миссии необходимо учитывать следующие факторы, которыми можно определить ее возможности:

    • корреляция миссии организации и оснований ее создания;
    • корреляция миссии и результатов, достижение которых является приоритетом;
    • корреляция достигнутых результатов компании с рынком и подвижностью, гибкостью, свойственными ему.

    Уточнение миссии организации проходит с учетом данных этих корреляций, полной оценки ситуации внутри организации. Во внимание принимаются как текущая обстановка, так и планы на будущее без излишнего пессимизма. После этого миссия определяется, находится в состоянии равновесия. Она вдохновляет персонал, направляет его общей идеей и придает уверенность в успешном результате. Миссией на государственном уровне можно считать герб, гимн и другую символику. Их главное отличие заключается в том, что у миссии ограниченный жизненный цикл, она видоизменяется со временем или обретает другую форму.

    Ближе к окончанию своего жизненного цикла миссия практически не вносит новшеств и изменений в стратегический план на перспективу, а лишь закрепляет уже имеющиеся способы решения задач, устоявшиеся процессы при выстраивании коммуникаций. Она постепенно устаревает, ее предназначение становится неактуальным, она тянет организацию назад. И тогда миссия просто заканчивает свою деятельность.

    Данный исход встречается среди миссий многих компаний. И их существование прекращается вместе с организацией.

    Примеры миссий крупных мировых компаний

    Ниже рассмотрим миссии мировых лидеров бизнеса, которые прочно заняли место в своем сегменте и считаются успешными корпорациями.

  1. Понятие миссии организации «Яндекс»: «Помощь в решении проблем на пути к своим жизненным целям».
  2. Видение шведской компании IKEA: «Работаем, чтобы каждый ваш день становился лучше».
  3. Диснейленд определяет свою основную цель как: «Мы созданы, чтобы родители и дети проводили вместе как можно больше времени».
  4. Миссия деятельности организации Mary Kay: «Мы работаем, чтобы каждая женщина была довольна своей жизнью, используя только высококачественные продукты, а также могла построить свою карьеру, стать консультантом со своим собственным графиком работы и достичь всего, о чем мечтала».
  5. Что касается формулировки миссии японского производителя автомобилей марки «Subaru», то она заключается в следующем: «Наша компания выступает за защиту окружающей среды. Мы понимаем ее значение для всего мира и поэтому используем технологии, не вредящие экологии, людям и планете в целом».
  6. Миссия Сбербанка: «Мы работаем, чтобы люди жили лучше, могли осуществлять свои мечты и желания. Наша организация предоставляет гарантии и вселяет уверенность».
  7. Видение корпорации Unilever: «Мы считаем, что бизнес должен расширяться без нанесения вреда окружающей среде и обществу, он должен увеличивать положительные стремления социума».
  8. Отечественные компании тоже взяли курс на определение своей миссии. К примеру, телекоммуникационный гигант «Ростелеком» определяет свое предназначение в следующем: «Мы развиваемся и предоставляем новые услуги, помогая сделать жизнь людей лучше».
  9. Миссия «Мегафон»: «Мы стираем границы, мы объединяем людей вне зависимости от их местоположения».
  10. Топливная компания «Лукойл» видит свою главную цель так: «Наша основная задача - добиться наилучших результатов в развитии своей организации, улучшить жизнь своих сотрудников и людей в мире. Мы стараемся целесообразно использовать природные богатства во благо общества».

Информация об экспертах

Дмитрий Першеев , генеральный директор компании «Гарант», Москва. Компания «Гарант» – одна из крупнейших российских информационных компаний. Компания «Гарант» и созданная ею одноименная система отмечены многочисленными наградами и дипломами специализированных выставок и профессиональных конкурсов. Партнерская сеть насчитывает более 250 центров в нашей стране и за рубежом. В компании работают более 7,5 тысяч сотрудников в 200 городах России. Сегодня расширяется спектр оказываемых услуг: проводятся семинары для клиентов, правовые консультации, выпускаются профессиональные журналы.

Борис Польгейм , создатель, основной акционер и стратегический руководитель компаний «Аква Лого» и «Бизнес класс», Москва. Компания «Аква Лого» создана в 1995 году. Специализируется на аквариумном дизайне интерьеров. Количество сотрудников – около 300 человек. Оборот – несколько миллионов долларов США в год. В настоящее время это крупнейшая в России компания данного профиля. Компания «Бизнес класс» занимается бизнес-обучением руководителей. Количество сотрудников – 20 человек. Клиенты – около 500 руководителей мелких и средних предприятий. Оборот – около 1 млн долларов в год.

Вадим Котельников , генеральный директор компании «Конгресс-Пром-Инвест», Москва. Сфера деятельности компании «Конгресс-Пром-Инвест» – поддержка и развитие инновационного бизнеса. Год основания – 2000. Количество сотрудников – 50 человек, капитализация – 50 млн долларов США.

У каждого руководителя периодически возникает потребность остановиться и оглядеться вокруг, переосмыслить происходящее, проанализировать результаты деятельности, спланировать будущее.

Как правило, это происходит, когда цели, стоящие перед компанией, или методы управления, использовавшиеся ранее, становятся неактуальными в новых условиях. Возникает потребность в осуществлении изменений.

Многие думают, что начинать изменения необходимо с определения желаемого будущего. Но, двигаясь этим путём, можно «нарисовать» лишь красивую мечту, а не реалистичные цели. Цели, разработанные в отрыве от реальности подобны замкам, построенным на песке.

«Видение без действия – это мечта. Действие без видения – это кошмар.»

Японская пословица

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА

Для того, чтобы сформулировать амбициозные, но реалистичные долгосрочные цели и план их достижения, необходимо прежде всего оценить «состояние здоровья» организации.

Всесторонний анализ всех стоящих перед организацией проблем, и имеющихся возможностей для улучшений является критически важным для долгосрочного успеха усилий высшего руководства, направленных на развитие компании.

Данные, собранные в процессе диагностики, дают возможность определить те аспекты в работе компании, которые требуют улучшения, а также позволяют разработать план действий, устраняющий не только симптомы, но и глубинные причины выявленных проблем.

РАЗРАБОТКА МИССИИ И ВИДЕНИЯ

Миссия разъясняет главную цель существования предприятия. Видение также определяет цель организации, но сосредотачивается на задачах и устремлениях. Оно разработано, чтобы вдохновлять. Видение бессрочно: даже если организация перестроит свою стратегию, видение должно остаться неизменным.

Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Миссия – то, ради чего существует компания, а видение – будущий образ компании. Без определения направления развития бизнеса невозможно объяснить суть деятельности.

Миссия объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития компании - все то, что отличает эту компанию от остальных в этой отрасли.

Иногда компании ошибочно определяют миссию как получение прибыли. Однако прибыль - это цель и результат деятельности компании. Тот факт, что компания стремится к получению прибыли, ничего не сообщает о том, в какой сфере и каким образом создаётся прибыль. Если компания объявляет своей целью получение прибыли, ей все равно надо объяснить, как она этой цели достигает. Такое объяснение и есть миссия компании.

Как правило, люди формулируют миссию и видение ещё на этапе создания организации. Однако это не мешает вам создать отдельную миссию для каждого проекта, подразделения или инициативы.

Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления:

  • Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений.
  • Во-вторых, в случае больших по размеру компаний миссия способствует интеграции локальных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчинённых на различных уровнях.
  • В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнёров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.

Формулировка миссии содержит описание трёх элементов:

  1. Потребности покупателя, т.е. то, что надо удовлетворять.
  2. Группы покупателей, т.е. кто будет объектом обслуживания.
  3. Действия, технология и знания, т.е. как компания создаёт и распространяет потребительскую ценность и удовлетворяет потребности своих клиентов.

Примеры миссии:

  • Bristol-Myers Squibb Company (фармацевтические препараты) – «Находить, развивать и поставлять инновационные лекарства, которые помогают пациентам побеждать серьезные болезни».
  • ConocoPhillips (газ/энергия) – «Наша миссия заключается в развитии всей цивилизации».
  • Nike (спортивные товары) – «Приносить вдохновение и инновации каждому спортсмену в мире».
  • Dow Chemical Company (химикаты) – «Внедрять инновации на пересечении химии, биологии и физики».

Как сформулировать миссию?

Шаг 1: Найдите идею, которая приведёт вас к победе.

Во-первых, определите стратегию победы и уникальное торговое предложение. Если говорить в целом, это подход к работе, который выделяет вашу компанию среди конкурентов, причина по которой клиенты будут обращаться именно к вам.

Шаг 2: Уточните цель.

Далее, вам необходимо составить список задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Например, если ваша стратегия победы заключается в создании инновационных продуктов в конкретной отрасли, определите набор шагов для ее реализации. Если ваша идея заключается в предоставлении высокого уровня обслуживания клиентов, то определите ключевые показатели удовлетворенности клиентов. Не стоит рассматривать конкретные цифры, важно иметь общее представление о критериях успеха.

Далее, объедините выигрышные идеи и решения в общую, но измеримую цель. Кратко изложите миссию, которая выражает ваши идеи, задачи и желаемый результат. Убедитесь, что она короткая, простая, ясная, и в ней не используется профессиональный жаргон, язык должен быть вдохновляющим, не стоит увлекаться сложными оборотами.

Видение организации – это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится.

Формирование видения – это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдалённости во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет.

Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния организации и должно быть сформулировано вновь.

Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Формирование стратегического видения начинается с создания трёх основных её компонентов:

  • Миссия компании, определяющая положение и бизнес компании в настоящий момент.
  • Долгосрочный курс, вырабатываемый на основе миссии и определяющий стратегический путь компании.
  • Чёткая формулировка стратегического видения для получения широкой поддержки всех сотрудников компании.

Примеры видения:

  • Amazon (розничные онлайн-продажи) – «Наша миссия заключается в том, чтобы стать наиболее клиенто-ориентированной компанией на Земли. У нас люди находят и открывают для себя все, что они хотят купить онлайн... по самым низким ценам».
  • Amnesty International (некоммерческая организация) – «Наше миссия - строительство мира, в котором каждый человек – независимо от возраста, религии, этнической принадлежности, сексуальной ориентации или половой идентификации – наслаждается всеми правами человека, заложенными во всеобщей декларации прав человека и в других всемирно признанных стандартах прав человека».
  • IKEA (розничные продажи) – «Улучшить повседневную жизнь многих людей».

Как сформулировать видение?

Шаг 1: Найдите ценность для людей.

Вам необходимо раскрыть реальную ценность для людей. Например, как ваша организация улучшит жизни людей? Как вы сможете улучшить весь мир?

Шаг 2: Рассмотрите преимущества.

Затем, рассмотрите эти желания в разрезе преимуществ, которые можно извлечь из их удовлетворения.

Примеры ценностей: превосходство, целостность, работа в команде, оригинальность, равенство, честность, свобода, обслуживание и сила.

Шаг 3: Объедините миссию и ценность.

Объедините все полученные мысли в одну грамотную формулировку. Возможно, на это уйдет много времени, но необходимо тщательно отточить предложение, ведь это вопрос получения клиентов, а значит и прибыли.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цели – конечный результат, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели должны быть реально достижимыми и отвечать на вопросы: что мы хотим добиться? Кто это будет делать? Когда мы получим результат? Зачем нам это надо?

Постановка целей переводит теоретическую часть – выработку стратегического видения и направления развития компании – в плоскость практического применения.

Ориентирами в деятельности компании служат лишь цели, определяемые в количественных или измеримых показателях и содержащие конкретные значения, которых необходимо достичь.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определённое место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.

Семь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет долгосрочные цели:

  1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определённом сегменте рынка, увеличение доли рынка организации до определённого размера.
  2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
  3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определённого товара, создание определённого имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
  4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
  5. Финансы. Общая цель – сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
  6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
  7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.

Цели организации должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

Основные характеристики (критерии) цели:

  • Конкретность и измеримость. Выражая цели в чётких измеримых формах, руководство создаёт базу для принятия решений и оценки хода работ.
  • Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель.
  • Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.
  • Непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Недостаточное же внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб организации.

Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения компании на рынке в долгосрочной перспективе.

В заключение отметим, что для формирования миссии, видения и целей компании используйте формат совместной работы, при котором все решения вырабатываются при активном участии, полном понимании и поддержке ключевых менеджеров, которым предстоит эти решения реализовывать, что позволит произвести требуемые изменения быстрее и эффективнее.

Обращайтесь в «Академию продаж» и мы проведём для вас стратегическую сессию, где вместе с вами сформулируем миссию и видение, разработаем эффективную стратегию вашей компании.

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он хорошо понимал, что миссия компании должна быть нацелена на потребителя и решать прежде всего проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации, такие как обеспечение прибыли, расширение рынка, рост объема продаж и др.

Миссия известной компании Eastman Kodak звучит так: «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении». Здесь мы видим, что в заявлении прослеживается основная долгосрочная цель компании - «стать мировым лидером», но также конкретизируется в какой отрасли. В то же время, несмотря на то, что мы знаем эту компанию больше как производителя фотопродукции, руководство компании не ограничивает себя только этой продукцией.

Фирма Matsushita Electric видит свою миссию в том, чтобы «способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода, электробытовыми приборами».

Рассматривая данную миссию, мы видим, что, с одной стороны, она довольно конкретна, потому что:

названа сфера деятельности компании - производство электробытовых приборов;

прорисована глобальная цель - улучшение качества жизни общества;

ясно, каким путем фирма собирается достичь поставленную цель - снабжение общества дешевыми электробытовыми приборами.

Но при этом

устремление фирмы Matsushita Electric сформулировано очень широко и подразумевает наличие самых разных проектов, подводящих к одному глобальному результату;

направление развития также сформулировано широко и дает большую свободу в выборе конкретных путей достижения поставленной цели.

Формулировка миссии «Сан Бэнкс», одного из крупнейших финансовых учреждений мира, является ярким примером, когда миссия является продуктом тщательной и серьезной проработки. Миссия компании «Сан Бэнкс» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.

Еще один пример удачной (по мнению автора) миссии - миссия компании Reyter. Она звучит так: «Предоставление услуг тем, кто стремится совершенствовать систему управления своей фирмой, является нашим единственным бизнесом, удовлетворение потребностей клиентов - наша основная цель». В утверждении миссии компания не ограничивает себя определенным набором клиентов, а готова предоставлять свои услуги всем тем, кто в этом нуждается, с максимальной пользой для потребителя.

Несмотря на то, что российские компании только начинают осознавать значимость миссии для функционирования организаций, многие компании все же имеют заявление о миссии. В качестве примера приведем несколько выдержек из миссий российских компаний.

Корпорация «Довгань» - «защищенное качество, защищенное здоровье».

Миссия консультационного центра менеджмента и маркетинга состоит в «содействии экономическому подъему России и завоевании ею достойного места на мировом рынке путем развития российского предпринимательства».

Компания «Радиан» - «обеспечение региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения доступа в помещения, а также кондиционирование и освещение».

Примером дифференцирующей миссии может служить миссия компании Nokia: "Соединяя людей, мы помогаем удовлетворению фундаментальной человеческой потребности в связи и социальном контакте. Nokia возводит мосты между людьми – находятся они врозь или лицом к лицу – и помогает людям получать необходимую информацию." Казалось бы, чего из перечисленного в миссии Nokia не делают другие компании-производители мобильных средств связи? Абсолютно все то же самое предлагают Motorola, Sony-Ericsson, LG, Panasonic и прочие игроки этого рынка.

Например, российская промышленная компания ОАО "Северсталь", входящая в список журнала Forbes, использует свою миссию для сообщения сотрудникам ключевых приоритетов компании и ее отношения к ним и другим заинтересованным группам. В итоге, если у сотрудника компании возникает вопрос, как поступить в той или иной ситуации, стоит ли искать нестандартные решения или довольствоваться давно принятыми подходами к работе, миссия дает ответы на эти вопросы.

К тому же, являясь крупной компанией с разветвленной структурой, ОАО "Северсталь" вкладывает средства в развитие инфраструктуры регионов, в которых расположено производство компании, что отражено в ее миссии и ценностях. Такие вложения не только способствуют развитию бизнеса, но и положительно влияют на преданность сотрудников компании - таким образом они имеют возможность почувствовать себя частью чего-то важного и большего, чем просто производства стальной продукции, с которой они даже не имеют дела в жизни.

Миссия ОАО "Северсталь": "Являться лучшим партнером для всех заинтересованных сторон: создавать конкурентные преимущества для своих потребителей, генерировать растущий и надежный спрос для поставщиков, гарантировать привлекательный доход для акционеров и достойный уровень оплаты труда работникам компании, способствовать раскрытию творческого потенциала работников. Наиболее значимые и приоритетные стандарты поведения в компании отражены в стратегических ценностях ОАО "Северсталь": постоянное улучшение путем раскрытия творческого потенциала работников, ориентация на результат, командный дух, доверие и честность, готовность принять вызов, лидерство, ориентация на потребителя, социальная ответственность."

Миссия Citibank: Мы помогаем людям эффективно управлять своими деньгами.

Миссия EBay: Предоставить глобальную торговую площадку, где кто угодно может продать или купить практически что угодно.

Миссия Ford Motor: Мы – глобальная семья и гордимся своим наследием, предоставляя персональную свободу передвижения людям по всему миру.

Миссия Mary Kay: Украшать жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией Мэри Кэй смогли реализовать себя.

концентрация внимания заинтересованных лиц на конкретных аспектах своей стратегии и определенных видах продукции, группах клиентов, рынках, географических регионах или путях достижения целей бизнеса. Узкий подход особенно активно используется компаниями, которые в свое время первыми представили на рынке некую инновацию, поскольку именно она и является их главным конкурентным преимуществом и стратегическим ориентиром. Или же, миссия формулируется узко, если для успеха деятельности компании необходимо абсолютно четкое понимание каждого аспекта ее деятельности.

Примерами узкого подхода к формулировке миссии могут служить, среди прочих, такие компании и организации, как IBM, Polaroid, Starbucks, ЦРУ

Миссия IBM: Мы стремимся быть лидерами в изобретении, развитии и производстве наиболее передовых в индустрии информационных технологий, включая компьютерные системы, программное обеспечение, системы хранения данных и микроэлектронику. Мы превращаем эти технологии в ценность для клиентов с помощью профессиональных решений, сервиса и консалтинговых услуг по всему миру.

Миссия Polaroid: Совершенствование рынка мгновенной фотографии и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлевать лица друзей и родных, дорогие сердцу места и смешные моменты жизни.

Миссия Starbucks: Стать ведущим поставщиком лучших сортов кофе в мире, соблюдая в ходе роста компании наши непоколебимые принципы (место работы, где уважают сотрудников; культурное разнообразие; высшие стандарты работы с кофе, удовлетворение клиентов; вклад в местное сообщество; прибыльность).

Миссия ЦРУ: Мы – глаза и уши нации, а иногда – и ее невидимая рука. Мы достигаем миссии следующим образом:

Собирая только необходимые разведданные.

Предоставляя актуальный, объективный и исчерпывающий анализ – вовремя.

Выполняя защитные действия в адрес президента США для предотвращения угроз или для достижения политических целей США.

В статье вы узнаете, что такое миссия компании и для чего она нужна вам. Примеры миссий наиболее преуспевающих компаний и пошаговую схему по созданию миссии своей компании.

Что такое миссия и для чего она нужна

«Если ваша единственная цель стать богатым, вы не достигните ее»

Джон Рокфеллер

Для того чтобы построить великую компанию вам нужно что-то еще, своего рода путеводную звезду как у моряков к которой вы будете вести свою компанию.

Для начала вы выбираете направление куда желаете привести свою кампанию и после прописываете путь. В этом и заключается суть миссии.

Миссия компании – это своеобразный смысл всех действий, которые проводит компания в социальной жизни общества.

Понимаю, как-то запутанно получилось, давайте попробую простыми словами.

Миссия – это то что дает вам силы не бросить бизнес на полпути в рутине повседневных проблем. Это то, что не даст вам сдаться. Это то что притянет в ваш коллектив единомышленников с которыми вы и добьётесь цели. Это то что будет тянуть, как магнитом клиентов в вашу компанию.

Только не нужно думать, что миссия – лекарство от всех хвороб бизнеса, но, когда она есть у компании это огромный плюс, чем, когда ее нет.

Прежде чем продолжать чтение ответьте на один вопрос: — «Вы в бизнес пришли надолго или так тут «куснуть», там понемногу «рубануть» деньжат?»

Надеюсь ваш ответ – да, надолго.

В таком случае вам нужно задуматься над стратегией развития бизнеса, чтобы вашу компанию не шкивало из стороны в сторону как фрегат во время бури. И миссия компании неотъемлемая часть этой стратегии.

Вы можете рассказать о миссии своей компании как в одном предложении, так и в программе развития организации в целом.

Главное: миссию должны принять все члены вашей команды, в противном случае или перепишите миссию, или набирайте новую команду.

Преимущества миссии компании

Когда создадите миссию компании, и ваша команда поддержит ее полностью, вы в полной мере ощутите на себе все преимущества миссии:

  1. Компания станет понятной и привлекательной для инвесторов и партнеров на всех уровнях;
  2. Управление компанией будет более прозрачным;
  3. Руководящему составу на всех уровнях будет понятна роль и вклад каждого в общее дело. Таким образом у вас не будет срывов плана и сроков по непонятным причинам;
  4. У вас появятся свои евангелисты как среди сотрудников, так и клиентов;
  5. Ваши сотрудники почувствуют свою причастность к великому делу и … будут стараться соответствовать;
  6. Вы сможете определить корпоративные ценности компании;
  7. Весь процесс стратегического развития станет понятным даже пятикласснику;
  8. У вашей компании появится своя культура поведения и общения в бизнесе;
  9. Вы принесете более ощутимую пользу своей стране, людям и обществу в целом!

Миссия компании — примеры

Для удобства я поделил миссии компаний по отраслям.

Электроника и высокие технологии

IBM – превратим технологии в ценность для клиентов с помощью профессионального выполнения решений, сервиса и консультаций по всему миру. Стремимся стать лидером в изобретении, развитии и производстве информационных технологий: компьютерных систем, систем хранения данных, микроэлектронику и программного обеспечения.

XEROX – распространяем знания с помощью документов.

Sony – группа молодых людей с достаточной энергией для бесконечного творческого поиска.

Samsung – Осуществляем свой вклад в улучшение глобального состояния общества, используя человеческие и технологические ресурсы для создания товаров и услуг превосходящего качества. Lenovo – станем одной из величайших мировых технологических компаний создавая персональные устройства и вдохновляемые собственной культурой, благодаря которым мы строим бизнес, пользующийся уважением во всем мире.

Apple – производим лучшие персональные компьютеры в мире Mac наряду с профессиональным программным обеспечением OS X, iLife, iWork. Продолжаем революцию в мире цифровой музыки с iPod и iTunes. Заново открываем мобильные телефоны с iPhone и App Store и определяем будущее мобильных средств с iPad. В начале деятельности миссия звучала несколько проще – предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире.

Microsoft – помогаем людям и бизнес организациям по всему миру реализовать свой полный потенциал.

Ростелеком – создаем больше возможностей для людей, как через свои услуги, так и через реализацию проектов и инициатив, затрагивающие важные для общества темы.

Уралвагонзавод – укрепляем обороноспособность и развиваем транспортную инфраструктуру Российской Федерации созданием высокотехнологичных инновационных продуктов военного, специального и гражданского назначения.

(производитель танка АРМАТА): Укрепление обороноспособности и развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации путем создания высокотехнологичных инновационных продуктов военного, специального и гражданского назначения.

Телекоммуникации и IT-компании

Яндекс – помогаем людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.

Google – организовываем информацию мира и делаем ее доступной и полезной повсеместно

Билайн – помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве.

Мегафон — объединим Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого. Создавем условия для общения людей, без учетов границ и расстояний.

МТС — работаем, чтобы сделать МТС лучшим оператором для своих клиентов. Желаем, чтобы каждому человеку, который приходит в салон МТС, звонит в наш call-центр, пользуется услугами компании, нравилось быть нашим клиентом. Благодаря надежной связи предоставляем клиентам возможность строить и улучшать свою жизнь, постоянно развиваться. Все наши ресурсы нацелены на то, чтобы благодаря услугам компании жизнь клиентов МТС становилась более насыщенной, интересной и наполненной новыми возможностями.

Yota — будем ведущим разработчиком и поставщиком инновационных мобильных сервисов, которые хотя бы на йоту изменят представления и опыт людей в области общения, развлечений и потребления информации.

Tele2 — бросаем вызов, действуем оперативно и предлагаем широкий спектр действующих на основе интернета услуг по доступной цене.

Связной — работаем с людьми и для людей. Создаем увлекательный мир мобильных коммуникаций и новых предложений, которые понятны и доступны каждому. Обеспечиваем простоту, удобство и возможность привлекательного выбора.

Youtube — предоставляем быстрый и простой видео доступ и возможность часто делиться видео.

Facebook — даем людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым.

Twitter — даем каждому возможность обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров.

Нефтегазодобывающая отрасль

Газпром — максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Роснефть — инновационное, экологически безопасное и экономически эффективное удовлетворение потребности общества в энерго-ресурсах. Благодаря уникальной ресурсной базе, высокому технологическому уровню и команде профессионалов, приверженных своему делу, обеспечиваем устойчивый рост бизнеса и повышение доходов акционеров. Способствуем социальной стабильности, процветанию и прогрессу регионов.

Лукойл — созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека.

Банки

Сбербанк — даем людям уверенность и надежность, делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.

Банк Открытие — помогаем нашим клиентам, сотрудникам, контрагентам и даже конкурентам реализовывать их финансовые возможности.

The Bank of New York — стремимся быть признанным мировым лидером и предпочтительным партнером, помогая нашим клиентам добиваться успехов в мире быстро развивающихся финансовых рынков.

Citibank -надежный партнер для наших клиентов, с должной ответственностью предоставляя им финансовые услуги, которые способствуют устойчивому развитию и экономическому прогрессу. В интересах клиентов инвестируем в надежные активы, предоставляем заемные средства, проводим платежи и обеспечиваем доступ к рынкам капитала. Помогаем нашим клиентам решать сложнейшие задачи и наилучшим образом использовать открывающиеся возможности. Соединяем миллионы людей в сотнях стран и городов.

Государственные учреждения и некоммерческие организации

Миссия Службы волонтеров государственного Эрмитажа — воспитываем чувство ответственности за сохранение культурного наследия.

ЦРУ — глаза и уши нации, а иногда – и ее невидимая рука. Достигаем миссии следующим образом:

— Собирая только необходимые разведданные.

— Предоставляя актуальный, объективный и исчерпывающий анализ вовремя.

— Выполнять защитные действия в адрес президента США для предотвращения угроз или для достижения политических целей США.

Сфера услуг

Аэрофлот – работаем для того, чтобы наши клиенты могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, а значит – быть мобильными, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии. Даем клиентам возможность выбора благодаря обширной маршрутной сети и различным авиаперевозчикам Группы: от лоукостера до авиакомпании премиального уровня.

РЖД — работаем для клиентов, способствуем объединению народов, интегрируем Россию в единое экономическое пространство. Наши решения опираются на уникальную инфраструктуру, мастерство команды профессионалов высокого уровня и инновационные технологии.

Первая грузовая компания — обеспечиваем лучшее на рынке качество транспортных и логистических услуг. Сделаем железнодорожные перевозки грузов доступными и привлекательными для клиента.

Диснейленд — работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе.

Сеть отелей Ritz-Carlton — неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю.

Публичная библиотека Нью-Йорка — вдохновляем на непрерывное обучение, распространение знаний и укрепление нашего общества.

Консалтинговые компании

Решение консалтинг — способствуем росту отечественных компаний, помогая внедрять действенные методы развития.

McKinsey & Company — помогаем клиентам сделать индивидуальные, длительные и существенные улучшения в их деятельности и построить большую фирму привлекая, вдохновляя и сохраняя исключительных людей.

The Boston Consulting Group — анализируем, познаём и затем действуем. Сводим вместе людей, способных бросить вызов сложившимся представлениям и осуществить именно те преобразования, которые необходимы. Помогаем клиентам развивать нужные компетенции и добиваться долгосрочных преимуществ. И формируем будущее. Вместе.

Металлургическая отрасль

РУСАЛ — станем самой эффективной алюминиевой компанией в мире, которой сможем гордиться мы и наши дети. Через успех РУСАЛа – к процветанию каждого из нас и общества.

Металлоинвест — обеспечим покупателя металлом высокого качества с предоставлением максимально высокого уровня сервиса.

Череповецкий металлургический комбинат — лидер в созидании.

Объединенная Металлургическая Компания — производим металлургическую продукцию и продукты для топливно-энергетического комплекса, которые наилучшим образом удовлетворяют потребности клиентов благодаря оптимальному соотношению цены и потребительских свойств.

Дистрибьюторы, сети и предприятия торговли и электронной коммерции

РОСПЕЧАТЬ — связующее звено между издателями и читателями.

Лента — работаем для того, чтобы люди в России жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день.

Спортмастер — делаем спорт доступным! Развиваем успешный и эффективный бизнес, предлагая клиентам оптимальный ассортимент качественных товаров для спорта и активного отдыха при оптимальном уровне сервиса. Способствуем оздоровлению населения в странах нашего присутствия, продвигая ценности здорового образа жизни, спорта и активного отдыха, улучшая качество жизни наших клиентов.

Zappos — обеспечиваем для клиентов самый лучший сервис, который только возможен.

СНС — будем безоговорочным лидером в области дистрибуции товаров FMCG в странах СНГ, предоставляя клиентам высококачественные товары и идеальный сервис, действуя в интересах общества и потребителей, сотрудников и акционеров.

Протек — заботимся о красоте и здоровье людей. Дорожим экономическими, социальными и этическими ценностями общества, честно выполняя свои обязательства перед людьми, партнерами, инвесторами и государством и тем самым задавая стандарты ведения бизнеса.

Дикси — удовлетворяем ежедневные потребности большинства жителей России с лучшим соотношением цены и качества – Просто, Рядом, По-соседски

ТЕРВОЛИНА — качественную, комфортную обувь и отличное обслуживание – каждому покупателю!

Walmart — экономим людям деньги, чтобы они могли жить лучше.

АШАН — предлагаем все большему количеству покупателей более широкий ассортимент качественных товаров по низким ценам.

Леруа Мерлен Восток — сделаем доступным для каждого ремонт и обустройство своего дома

Castorama — помогаем покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение.

ИКЕА — изменим к лучшему повседневную жизнь простых людей.

Amazon — станем самой заботящейся о клиенте компанией на Земле.

EBay — предоставим глобальную торговую площадку, где кто угодно может продать или купить практически что угодно.

Alibaba — убираем все барьеры между покупателем и продавцом.

Производители товаров народного потребления

Балтика — создаем качественный продукт, который дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее.

Coca-Cola — освежаем мир, тело, разум и дух. Пробуждаем оптимизм с помощью наших напитков и наших дел. Привносим смысл во все, что мы делаем. Наше видение задач основано на пяти словах, которые отражают наши ценности — Персонал, Планета, Продукция, Партнеры, Прибыль!

Дарья — освобождаем время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления.

Wrigley – создаем простые удовольствия, чтобы украсить каждый день.

Luxlite — лидерство на рынке зажигалок России для долгосрочного партнерства.

JTI — создаем мощную международную табачную компанию, которая бы действовала с максимальной выгодой для своих акционеров, сотрудников, потребителей и общества в целом и стремилась занять лидирующие позиции в своей отрасли.

Unilever — придаем жизни энергию. Удовлетворяем повседневные потребности людей в продуктах питания и гигиены. Наши торговые марки помогают отлично себя чувствовать, прекрасно выглядеть и получать от жизни больше удовольствия.

Mary Kay — украшаем жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию. Открываем новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляем им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, которые сталкиваются с компанией Mary Kay, смогли реализовать себя.

Levi-Strauss — поставляем на рынок самую красивую и популярную в мире повседневную одежду. Оденем весь мир.

Nike — Доносим вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире.

Adidas — будем лидером среди мировых спортивных брендов. Достигаем лидерства, опираясь на наше видение — наша страсть к спорту делает мир лучше. Вся наша работа вдохновлена страстью к спорту, которая движет нами, позволяя совершенствовать себя и окружающий мир.

Canon — помогаем людям реализовать весь потенциал изображения.

Polaroid — совершенствуем рынок мгновенной фотографии и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлевать лица друзей и родных, дорогие сердцу места и смешные моменты жизни.

Gillette — каждый день, более 800 миллионов людей по всему миру доверяют свои лица и кожу инновационным бритвам Gillette и средствам для бритья. Стремимся давать людям самые лучшие средства для личной гигиены, в том числе дезодоранты и средства для мытья тела. Все они предназначены для уникальных потребностей людей, помогая им отлично выглядеть, чувствовать хорошо себя и быть на высоте каждый день.

Сфера общественного питания

Теремок — создаём национальную сеть общественного питания. Будем любимы покупателями, предлагая национальные блюда нового поколения: блины, каши, похлёбки и квас, с наилучшими вкусовыми качествами в России. Наша продукция станет доступна большей части населения России. Всегда рады видеть у нас людей всех возрастов. Дарим людям радость и удовольствие.

McDonald’s — Быть любимым местом наших клиентов для того чтобы поесть или попить. А формула для достижения этой цели – одна давняя формула «Макдоналдс»: ККЧ и Д, что означает Качество, Культура обслуживания, Чистота и Доступность.

KFC – Привносим радость в жизнь.

Автомобилестроительная отрасль

АвтоВАЗ — создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества.

ГАЗ — Производим коммерческую автомобильную технику, гарантирующую клиенту выгоды от приобретения благодаря бескомпромиссному качеству и надежному безупречному сервису, обеспеченными высочайшей компетенцией персонала, поставщиков-партнеров, инновациями в производство и продукты.

УРАЛ — удовлетворяем потребности общества в автотехнике полной массой от 12 до 44 тонн и создание условий поддержания работоспособности автомобилей в процессе эксплуатации.

КамАЗ — поставляем автомобильную технику и фирменный сервис, помогая клиентам достигать вдохновляющие цели.

Ford — Мы – глобальная семья и гордимся своим наследием, предоставляя персональную свободу передвижения людям по всему миру.

Toyota – максимальное удовлетворение потребностей клиентов посредством обеспечения надежными и безопасными продуктами TOYOTA и предоставление сети высококачественного сервиса и квалифицированного обслуживания.

BMW — BMW Group является ведущим поставщиком в мире премиальных продуктов и премиальных услуг для индивидуальной мобильности.

Harley-Davidson — осуществляем мечты людей, используя наш опыт создания самых лучших мотоциклов!

В статье мы хотим предложить для вас выборку миссий больших узнаваемых компании на ведущих глобальных рынках. Приведенные примеры миссий организация и производственных компаний посодействуют для вас вполне осознать значение и смысл этого понятия и посодействуют составить правильное видение бизнеса.

Все примеры миссий разбиты по главным товарным группам и рынкам.

  1. Миссии IT и Social брендов
  2. Миссии брендов товаров питания и напитков

Миссии брендов розничной торговли

Миссия Wallmart: «Мы помогаем нашим покупателям сберечь средства, чтоб сделать их жизнь лучше»

Миссия Target: «Стать желаемым местом для совершения покупок благодаря инноваторским решениям, исключительным предложениям, превосходя все ожидания покупателя.»

Миссия The Home Depot: «Предоставить каждому покупателю высочайший уровень сервиса, широкий ассортимент и конкурентноспособные цены»

Миссия IKEA: «Улучшение ежедневной жизни каждого»

Миссия Amazon : «Сделать место, в каком каждый может приобрести онлайн все, что пожелает»

Миссия CVS: «Посодействовать людям сделать лучше свое здоровье»

Миссия Best Buy: «Мы решаем неудовлетворенные потребности наших покупателей при помощи находчивости наших служащих»

Миссии IT и Social брендов

Миссия Гугл: «Комфортно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому»

Миссия Microsoft: «Предоставить каждому возможность на сто процентов воплотить собственный потенциал»

Миссия Skype: «Стать платформой для общения людей в реальном времени»

Миссия YouTube: «Обеспечить резвый и обычный доступ к видео-контенту и предоставить возможность обмениваться видео вместе»

Миссия Twitter: «Одномоментно соединять людей всюду»

Миссия Apple: «Обеспечить студентов, преподавателей, творческих экспертов по всему миру наилучшими компьютерами благодаря использованию инноваторских решений»

Миссии брендов спортивной одежки

Миссия Adidas: «Стать наилучшим спортивным брендом в мире. никогда не ассоциировать количество с качеством. Спортсмен всегда на первом месте».

Миссия Nike: «Даровать вдохновение и инноваторские решения каждому атлету в мире»

Миссия Umbro: «Возбуждать и побуждать. Позволить каждому полюбить умопомрачительный мир футбола»

Миссия Asics: «Стать номером один для энтузиастов спорта. Для заслуги этого мы обещаем создавать наилучший продукт, делая упор на наши технологические заслуги, и раздвигать границы способностей тела»

Миссии брендов товаров питания и напитков

Миссия Coca-cola: «Освежать мир, тело, разум и дух; Пробуждать оптимизм при помощи наших напитков и наших дел; Привносить смысл во все, что мы делаем.»

Миссия Pepsi: «Быть наилучшей в мире компанией-производителем товаров питания, сфокусированной на готовых продуктах и напитках. Во всем, что мы делаем, управляться 3-мя принципами – честность, последовательность и справедливость.»

Миссия Nestle: «Мы верим, что исследования и разработки посодействуют сделать продукты питания лучше, тем сделать лучше жизнь людей»

Миссия Danone: «Обеспечить максимально большее количество людей бодрствующими продуктами питания»

Миссии B2B брендов

Миссия Cisco: «Программное обеспечение, оборудование и услуги компании употребляются для сотворения надежных сетей, обеспечивающих легкий доступ к инфы в любом месте, в хоть какое время.»

Миссия IBM: «Лидировать в изобретении, развитии и производстве информационных технологий, в том числе программного обеспечения, компов, систем хранения инфы и микроэлектроники. И помогать при помощи ведущих технологий облагораживать бизнес наших клиентов по всему миру»

Миссия Intel: «Создавать и облагораживать компьютерные технологии для соединения и улучшения жизни каждого человека на земле»

Миссия General Electric: «Мы существуем, чтоб решать препядствия каждого на земле, будь то компания либо отдельный человек»

Миссия British Petroleum: «Содействие людскому прогрессу через проявление последующих свойств: честность, открытость сделок»