Лирические миниатюры. Романность в лирике Ахматовой Жанр лирической миниатюры с обрубленным пространством

Исаак Бабель

Миниатюры

I. Линия и цвет.
(Истинное происшествие.)
Александра Федоровича Керенского я увидел впервые двадцатого декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года в обеденной зале санатории Олила. Нас познакомил присяжный поверенный Зацареный из Туркестана. О Зацареном я знал, что он сделал себе обрезание на сороковом году жизни. Великий князь Петр Николаевич, опальный безумец, сосланный в Ташкент, дорожил дружбой Зацареного. Великий князь этот ходил по улицам Ташкента нагишом...


Миниатюры, включенные в настоящее издание, представляют собой галерею портретов ярких исторических личностей XVI-XIX веков.

Исторические миниатюры Валентина Пикуля – уникальное явление в современной отечественной литературе, ярко демонстрирующее непревзойденный талант писателя. Каждая из миниатюр, по словам автора, “то же исторический роман, только спрессованный до малого количества”.

Миниатюры, включенные в настоящее издание, представляют собой галерею портретов ярких исторических личностей XIX – начала XX веков.

Исторические миниатюры Валентина Пикуля – уникальное явление в современной отечественной литературе, ярко демонстрирующее непревзойденный талант писателя. Каждая из миниатюр, по словам автора, “то же исторический роман, только спрессованный до малого количества”.
Миниатюры, включенные в настоящее издание, представляют собой галерею портретов ярких исторических личностей XIX веков.

Разные стихотворения. Помимо лирического цикла сонетов перу Шекспира принадлежат две поэмы "Венера и Адонис" (1592) и "Лукреция" (1593). Кроме того, в ткань пьес, трагедий и комедий им вводились песни - своего рода лирический комментарий к тому, что происходит на сцене или за сценой. Песни эти, веселые и грустные, насмешливые или нарочито-нелепые, как бы откликаются на все события, действия, определяют настроения и оценивают обстановку. Особенно в этом смысле интересны песенки шутов. Как писал...

Цикл стихотворений Гимны к ночи был создан после смерти Софи Кюн, возлюбленной Новалиса, и наполнен воспоминаниями о ней. Это лирические стихотворения в прозе, которые необычны по тематике и образной системе. Первый абзац одного из гимнов передает привычное восприятие времени суток: день полон «всеотрадным светом». Но не день, любимый всеми, славит поэт, а ночь, «священную, неизглаголанную», которая «с силой незримой за сердце хватает». Только она дарит возможность увидеть давно ушедших из мира...

После: рабски подражал природе: а потому, что он не овладел предметом своей работы, что, напротив, этот предмет победил его своей эстетической неразрешимостью (л. 13). В автографе часть III начинается: «Позвольте, - скажет мне читатель, я уже и ранее заприметил у вас страсть к аналогиям и метафорам. Но здесь вы увлеклись непростительно» (л. 25).
После: …создания поистине просветленные… в автографе: …маяки нашей словесности, если вы уж так любите описат выраж… (л. 26). После: оживляющим душу...

Граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875) остался бы в истории русской поэзии и литературы благодаря одному только лирическому шедевру «Средь шумного бала…». А ведь им создано могучее историческое полотно «Князь Серебряный», знаменитая драматургическая трилогия о русских царях, неувядаемая сатира «История государства Российского…», злободневная и по сей день. Бесценен его вклад в сочинения небезызвестного Козьмы Пруткова. Благородный талант А.К. Толстого, его творчество до сих пор остаются...

Тулкина Т. В., канд. филол.наук

В русской прозе неоднократно проявлялась тенденция к минимализму, причем, под минимализмом следует понимать эстетику малого, «минимума». Одно из частных проявлений этой тенденции - расцвет малой прозы во всем многообразии её форм и вариантов. Особую популярность в современной литературе приобрел жанр прозаической миниатюры и её разновидности. В частности, лирическая миниатюра, являющаяся традиционным жанром для русской литературы. В XIX - нач. XX вв. к нему обращались И. С. Тургенев, И. Бунин, многие писатели серебряного века. В советский период развития русской литературы миниатюра, как и все прочие неканонические формы, надолго исчезает из книг и журналов и вновь появляется лишь в 60-80 гг., становясь неизменно популярной. В этот период выходят в свет многообразные сборники миниатюр: «Бухтины Вологодские» В. Белова, «Камешки на ладони» В. Солоухина, «Крупинки» В. Крупина, «Крохотки» А. Солженицына, «Трава-мурава» Ф. Абрамова, «Мгновения» Ю. Бондарева, «Затеси» В. Астафьева и др. В 90-е появляются миниатюры Г. Сапгира, К. Победина, В. Тучкова, И. Холина и многих других писателей и поэтов.

Виктор Гадаев в 1970-80 гг. в своем творчестве также обращается к малой прозе (эссе, статьи, очерки, миниатюры, литературные портреты, воспоминания), широко представленной в книге с поэтическим названием «В этот мир я пришёл», и в частности к лирической миниатюре , отличающейся лаконичностью повествования, четкостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали. Поток сознания, внутренний монолог, условно-ассоциативное мышление свободно сосуществуют в миниатюрах. Все это автор тонко сочетает с обостренным интересом к философско-этическим, так называемым, вечным проблемам, что позволяет достигать в небольших по объему и очень лаконичных произведениях высокой степени художественных обобщений.

Лирическая миниатюра В. Гадаева представляет собой некий сплав воспоминаний и лирико-философских раздумий, ориентированных на какие-либо факты из жизни самого писателя. Они, как правило, лиричны, наполнены субъективным восприятием окружающего мира, отличаются особой искренностью, раскрывают внутренний мир человека, который обладает глубиной мысли, собственным взглядом на жизнь. Это своеобразные лирические медитации в прозе на самые разнообразные темы.

Объективный мир зачастую входит в повествование лишь как повод для переживания или как его своеобразный оттиск, так, например, в миниатюре «Радость» описывается обычный факт - рыбная ловля: «В Рудне, за селом, ловил я плетюхой рыбу. К берегу, заросшему ивняком и осокой, поставлю плетюху и мотаю ногой, шумлю. Выну её из воды, а в ней ничего нет. И это вызывает ощущение пустоты. Зато какой радостью засветится, забурлит душа, когда в плетюхе запрыгает, засеребрится бойкая плотва или затрепыхается красноперый ерш» » . Но этот факт важен для писателя, так как он созвучен с самой жизнью. Рыбная ловля сравнивается с тем, как разворачивается жизненный путь: «Вот так и жизнь. К чему стремишься – не сбывается. О чем мечтаешь – мешают преграды. И волей-неволей ощущаешь пустоту и разочарование. Зато, когда придет удача, весь ты засияешь, радость запрыгает в тебе, как серебристая плотва или красноперый ерш» . Или простая бытовая деревенская сцена - доение коровы: «что-то символическое для меня было в этой сельской картине. Что-то земное - такое знакомое и близкое. А надо мной, над мамой, коровой нависало огромное, сияющее мироздание «… Я ел молоко, как светом лакомился, и чувствовал себя легко» . В миниатюре «Медные колокола» В. Гадаев описывает старинные бубенцы, покрытые пылью колокола, хранящиеся в старом амбаре, которые рождают у автора сложные переживания, так как это свидетели жизни большой семьи, передававшиеся из поколения в поколение «..Эти колокола особенные….Они излучают свет старины, свет истории» . Вообще воспоминания, а в особенности воспоминания о детстве, занимают значительное место в лирической прозе поэта. Лирический герой пытается вспомнить, воскресить смутные образы, чувства, ощущения детской поры. Поводом, толчком для таких воспоминаний может стать знакомый с детства запах, звук, или мимолетное, внезапно повторившееся, особое настроение, или неуловимо знакомое сочетание света и тени, обстановки в доме, или жизненная ситуация, как в миниатюрах «Голос кукушки», «Мастер», «Плачет пигалица», «Ярмарка»: «Ярмарку я видел ещё с пелёнок, на руках у мамы. … Живая, яркая - виделась она мне в детстве, в юности - вошла в меня на всю жизнь. При слове «ярмарка» разноцветная лампа вспыхивает во мне. Такое слово-образ должно быть у поэта обязательно» . Таким образом сказывается отчетливо выраженное личностное, субъективное начало, субъект повествования является композиционным центром произведения, общая установка таких миниатюр - на выражение субъективного впечатления, переживания.

Во многих зарисовках у писателя возникают размышления о своей стране, народе, русской земле («Русские народные песни», «На Николу», «Чувство народа», «Идут мокшанки», «Шумит базар», «На Родине» и др.). Так, знакомые звуки русской песни вызывают у него глубокие раздумья об односельчанах: «…Что за прелесть наши русские народные песни!.. Ведь это душа народа. А душа - бессмертна» . И он стремится передать субъективное восприятие мира через простые, всем знакомые предметы и явления, заставить вглядеться в них, по-новому осознать окружающий мир. Интересны миниатюры, в которых В. Гадаев делится своими впечатлениями о тех или иных произведениях искусства. Комедия Данте, например, впечатляюще воздействует на писателя, она словно открывает ему совершенно иной мир, до боли знакомый, но в то же время новый: «она излучала утро. Неимоверно расширились мои горизонты. Сельский мир мой, ограниченный домом, палисадником, Рудней за бугром и деревушкой, синей полосой леса на горизонте, вырос, расширился до громадного мирозданья. И мысли мои приподнялись над землей, стали просторнее, шире. И сам я стал капелькой мирозданья, подернутого золотой дымкой» .

Отдельные миниатюры представляют собой философские размышления о жизни, о себе, о родине. Писатель в своих ранних миниатюрах делает попытку очертить свою гражданскую позицию, свой жизненный путь. Идеи, проводимые в произведениях, весьма значимы. В миниатюре «В этот мир я пришел» он пытается найти ответ на вопросы «Что ждёт меня? Что мне нужно в этом мире? Что я должен делать в этом мире?» . Жизнь еще только начинается, но автор твердо уверен, что «Жизнь в этом мире - не только цветы, улыбки и любовь. Это еще и грязь, слезы, ненависть, переживания и страдания. Сколько разных людей я встречал и сколько еще встречу. Я не знаю, какие события потрясут меня. Но я знаю несомненно одно, что человек приходит в этот мир делать добро» .

Несомненно, миниатюрам В. Гадаева свойственна глубокая лиричность, философичность и автобиографичность. Факт из жизни становится для писателя отправной точкой того или иного произведения. В его произведениях личное, струящееся из интимных глубин души, широко разливается в запоминающиеся строки. Он зорко подмечает и верно передаёт порой даже еле уловимые грани характера современника, замысловатые перипетии бытия. Завораживает в них реальность событий, жизненная правда, изображение истинных чувств и мыслей писателя и людей, его окружавших. На какую бы тему, и в какой бы манере В. Гадаев ни писал, в его произведениях никогда не увидишь лжи, лукавства, фальши.

Таким образом, в лирических миниатюрах В. Гадаева, в зависимости от конкретной художественной задачи субъект повествования по-разному организует пространственно-временной мир произведения. Основным стилевым приемом становится выявление нового субъекта повествования, который вносит иную атмосферу, идею, представления. Взаимодействие двух художественных миров на одном текстовом пространстве не только определяет творческую индивидуальность писателя, но и способствует выражению авторской идеи.

Литература.

1.Гадаев, В. В этот мир я пришел: Миниатюры. Эссе. Лит. портр. Воспоминания. Статьи. / В. Гадаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 304 с.

Письма…Эти исписанные листки бумаги в конвертах… Их можно читать и перечитывать, над ними можно смеяться и плакать, их можно скомкать и отдать идущему навстречу ветру, их можно сунуть в томик Чехова и забыть…
А можно просто прижать к сердцу, и тогда в этом безумном мире станет теплее и светлее…
И жёлтый фон на картине художницы-осени не покажется больше цветом уныния, а хмурое серое небо разгладит морщины и скорчит что-то наподобие улыбки…
И капля воды, стекающая по окну, будет не слезой безнадёжности, а всего лишь дождинкой, прилетевшей сверху…
Это я о твоих письмах…
Между нами триста километров. Много это или мало? Это ничто, пока ты мне пишешь такие письма!
сентябрь 1999

Когда наступает время и над городом сгущаются ранние зимние сумерки, приходит Разлука…
И цокот её каблуков совпадает со стуком колёс поезда, увозящего от тебя любимого человека… И ты уже не можешь согреть своим дыханием даже себя: пальцы рук сводит от холода, горло – от слёз.
Медленно темнеет пустое небо.
Бездушно нависают над тобой дома.
Холодным светом горят фонари.
Куда-то идут люди. Но что с того? Ведь ты знаешь, что сейчас и здесь ты ОДНА…
28.01.2000

Белое с жёлтым – странное сочетание, не правда ли?
Когда падает мокрый белый снег на озябшие пожелтевшие листья, иногда кажется, что это безнадёжность покрывает твои мечты до следующих вспышек надежды – до следующей весны. Кажется, что всё пропало и ждать нечего…
Этот человек далёк не в расстоянии – он далёк так… Неизмеримо далёк, потому что я для него случайная прохожая, он же для меня…
И хочется ворваться вихрем в его жизнь, растопить этот холодный белый снег и закружить листья в радостном хороводе. Именно так. Иначе не стоит и врываться!..
сентябрь 1999

Я боюсь нелюбви, но зачем мне любовь?
Она не спасёт от однообразия повседневности, не уведёт в заоблачные дали, не перевернёт мир, не бросит слишком ярких красок на палитру жизни и не склеит осколки розовых очков…
Мир содрогнулся: вчера во мне родился циник… Родился, нахмурил брови и вопросил: « А смысл?»
И вправду: где смысл?
в чём смысл?
чего смысл?
зачем смысл?
а смысл смысла?

В конце концов всё просто:
радуга – не более, чем семь разноцветных полосок
море – это просто большой объём солёной воды
звёзды –это горячая плазма
глаза – да почитайте вы в самом деле анатомию глаза!
дружба – завуалированная форма использования человека человеком
а любовь – это всего лишь ненависть циника к самому себе…

Я боюсь любви, но зачем мне НЕлюбовь?!.
04.11.2001

Зачем мне свобода, если у меня была любовь?
Зачем мне опыт о мире, если у меня был сам мир?
Зачем мне я, если у меня был Ты?
Зачем ты позволил любви раствориться в этой мелочности наших с тобой сознаний? Зачем ты позволил пустоте занять её место? Она теперь забивает время и пространство, сворачивает в жгут мою душу, насилует меня… эта пустота…
Мы с тобой играли в шахматы на красно-чёрной доске моей любви-боли, и ты ставил мне шах за шахом, забирая все мои фигуры… По крайней мере, тогда всё было настоящим. Тогда всё было осязаемым, как солоноватый привкус крови на обкусанных губах, как соль слезы, разъедающая нежную кожу на щеке…
Помнишь, уезжая, ты сказал мне: «Смотри на Марс…»? Где теперь эта маленькая красная планета? Почему же ты позволил ей закатиться за горизонт?

Так скажи же мне, что не любишь меня – пусть эта пустота будет обоюдна… Тогда я буду отомщена…
8.07.2002

МИНИАТЮ́РА - (от итал. ) - небольшое прозаическое, стихотворное или драматическое (скетч, интермедия) произведение строго законченной формы. Термин широко употребляется в живописи и музыке. В русской прозе миниатюры часто носят название "картинок", "зарисовок", "набросков", "заметок", "записей" и т.п. Вот одна из многочисленных лирических заметок, вошедшая в книгу миниатюр В.А. Солоухина "Камешки на ладони": "Существует много попыток определять поэзию. Наверно, ее определяет еще и то, что нельзя пересказать словами стихотворение, строфу или строку, не затратив на пересказ гораздо больше слов, чем содержится в стихотворении, строфе, строке". Стихотворные миниатюры, являющиеся труднейшей формой лирики, доступной только подлинным мастерам, встречаются у многих русских поэтов. Примеры лирической миниатюры:

Из полутемной залы, вдруг, Ты выскользнула в легкой шали - Мы никому не помешали, Мы не будили спящих слуг... (О.Э. Мандельштам) Неслыханный голос в молчанье живет - о радости зов! Безмолвное древо в сознанье растет на кладбище слов. Незримого мира невидимый пост огнем утвержден. Всеобщее благо встает во весь рост - и счастлив закон! (Э.В. Балашов)

К поэтическим миниатюрам относятся философские четверостишия Омара Хайяма, японские танки, русские частушки.

Литература 8 класс. Занятие от 29.01.2011
«Поэзия Фета – сама природа,
зеркально

Глядящая

Через
человеческую душу…»
(К.Д. Бальмонт)
Ребята, на сегодняшнем занятии мы рассмотрим стихотворения Фета о
природе.
Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром
лирической миниатюры .
Лирическая миниатюра – это произведение малой формы, в котором
чувства, переживания господствуют над рассудочным началом. (т.е.
поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы.)
Запишите у себя в тетрадях определение жанра лирическая миниатюра.
Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые
русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность,
в то же время, сохраняя поразительную точность при передаче конкретных
деталей.
В конце ХІХ века во Франции – в живописи - стал популярен импрессионизм.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети ХІХ – начала ХХ
века, представители которого стремились наиболее естественно и
непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передать
свои мимолётные впечатления. Наиболее известны французские
импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега. Среди русских
живописцев можно назвать К.А. Коровина, И.Э. Грабаря.
Основные черты импрессионизма:
Выражение частного впечатления автора;
Отказ от объективной картины реальности;
Изображение каждого мгновения;
Отсутствие сюжета;
Замена мысли восприятием, а рассудка – инстинктом.
Запишите у себя в тетрадях определение и особенности литературного
направления импрессионизм.

Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда
стремился передать мгновенное впечатление от картин природы. Фет
1
отмечал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже
самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Пейзажи в его стихотворениях выражают состояние человеческой души.
Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную
душу природы. Это счастье – чувство единства с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца – символ духовного соединения с природой. Человек
глядится в природу и познает ее законы и возможности. Природа – мудрый
советчик человека и лучший его наставник.
На основе вышеизложенного проанализируйте предложенные стихотворения,
отвечая на вопросы.

«Какая ночь! Как воздух чист…»
* * *
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
1840-1892
1. Каким размером написано данное стихотворение?
2. Какая стилистическая фигура используется в первой строфе?
3. Какие слова задают ритм стихотворения?
4. В стихотворении господствует, казалось бы, противопоставление
темноты и света, но это не есть действительное противоречие. Это
соединение и взаимообогащение двух противоположных качеств.
Проиллюстрируйте данную мысль словами из стихотворения.
5. Какое ощущение создает ритмический строй стихотворения?
«Это утро, радость эта…»
2
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1. Какой тип односоставных предложений преобладает в данном
стихотворении?
2. В какое время начинается стихотворение и когда заканчивается? Какой
временной промежуток оно охватывает?
3. Какие явления жизни впитывает в себя поэт, что он видит, слышит.
Ощущает?
4. Что поэт говорит в заключении стихотворения? Какова интонация?
5. Какое ощущение, настроение создает лирическая миниатюра «Это утро,
радость эта…»
«Какая грусть! Конец аллеи…»
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
3
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
4
1. Какая картина представлена в данном стихотворении? Какое явление
природы описано?
2. Кто пытается противостоять ветру?
3. «Опять серебряные змеи/ Через сугробы поползли…» - какой это троп?
4. Каково состояние лирического героя?
5. Как в данном контексте выглядит надежда ? («А все надежда в сердце
тлеет…) В чем она заключается? На что надеется лирический герой?
6. Каким предстает родной край в данном стихотворении? Всем ли
доступен вход в этот край?
Напишите сочинение на тему: «Основные мотивы лирики Фета о природе».
Ответы на представленные задания присылайте по электронному адресу:
[email protected]