Как играется гамма на гитаре. В помощь начинающим гитаристам: как играть гамму До мажор

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 19

Для чего нужны гаммы на гитаре

Гамма до мажор (C dur) самая простая гамма на гитаре, но с аппликатурой она принесёт конкретную пользу начинающим гитаристам. К сожалению многие плохо себе представляют полезные действие столь нудного занятия, как игра гамм на гитаре. Гитарист не желающий играть гаммы напоминает ползущего малыша не желающего ходить, полагая что передвигаться на четвереньках быстрее и удобнее, но ведь кто встал на ноги научится не только ходить, но быстро бегать.
1. Гамма до мажор по всему грифу даст Вам более полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм Вас появится синхронность в работе правой и левой руки.
3. Гамма поможет поймать ощущение грифа и тем самым разовьёт точность при смене позиций левой руки.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев правой и особенно левой руки.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма.

Как правильно играть гаммы на гитаре

Первое что надо сделать для правильного исполнения гаммы это запомнить переходы со струны на струну и точную последовательность пальцев левой руки. Не думайте, что гаммы это просто восходящие и нисходящие звуки и ваша задача заключается в том, что надо исполнять их как можно быстрее таким способом наращивая технику. Такое видение задачи изначально обречено на провал. Гаммы — прежде всего это пассажи играемых вами музыкальных произведений. Вы уже знаете, что музыка это не хаотичная смена пассажей и аккордов — все звуки объединены тональностью и ритмической основой позволяющими называть её МУЗЫКОЙ. Итак, гамма в тональности до мажор должна при исполнении иметь определённый размер. Прежде всего это нужно для того чтобы при игре держаться в определённом темпе без каких либо замедлений и ускорений. Точное ритмичное исполнение в определённом размере придаёт пассажам красоту и блеск. Именно поэтому гаммы играют в разных размерах (две, три четверти, четыре четверти). Так и надо поступать играя гамму немного выделяя каждую первую долю первого такта выбранного Вами размера. Например, играя в двух дольном считайте раз и два и отмечая лёгким акцентом каждую ноту выпадающую на «раз», в трёх дольном считайте раз и два и три и также отмечая ноты выпадающие на «раз».

Как играть гамму до мажор на гитаре

Старайтесь как можно меньше поднимать (задирать) пальцы левой руки над струнами. Движения должны быть максимально экономными и эта экономность позволит Вам играть более бегло в будущем. Особенно это касается вашего мизинца. Постоянно задирающийся мизинец при игре гамм и пассажей является прекрасным «предателем» указывающим на неправильное положение кисти и предплечья левой руки по отношению к грифу гитары. Подумайте в чём причина таких движений мизинца — вполне возможно изменение угла кисти и руки относительно грифа (смена посадки) даст положительный результат.

Игра гаммы до мажор вверх

Поставьте второй палец на пятую струну и сыграйте первую ноту до, не отрывайте второй палец от струны ставьте четвёртый и играйте ноту ре. Вы сыграли две ноты, но оба пальца продолжают прижимать пятую струну, при этом ставьте первый палец на II лад четвёртой струны и играйте ноту ми. Только сыграв ми на четвёртой струне, оторвите пальцы от пятой, чтобы сыграть фа и соль удерживая при этом первый палец на ноте ми. После сыгранной ноты соль оторвите первый палец от четвёртой струны и поставив его на II лад третьей струны сыграйте ноту ля и далее оторвав второй и четвёртый пальцы от четвёртой струны третьим пальцем сыграйте ноту си продолжая удерживать первый палец на ноте ля (II лад). Только сыграв ноты си приподнимите третий палец при этом первый палец начинает легко скользить по третьей струне, чтобы занять своё место на V ладу. Обратите особое внимание на эту смену позиции на третьей струне стараясь, чтобы при переходе первого пальца на пятый лад не было не контролируемого прерывания звука. Я думаю, что Вам уже стал понятен принцип исполнения гаммы вверх и можно перейти к следующему этапу.

Игра гаммы до мажор вниз

Вы доиграли гамму на первой струне до ноты до, при этом пальцы левой руки продолжают стоять на своих местах (1й на V, 3й на VII, 4й на VIII ладах). Принцип игры гаммы в обратном направлении остаётся прежним — как можно меньше лишних движений пальцами, но теперь по порядку отрываем пальцы от струны и после сыгранной ноты ля на V ладу оторвём удерживающий её палец только после того как сыграем ноту соль четвёртым пальцем на VIII ладу второй струны.

Правая рука при исполнении гамм

Играйте гаммы разными пальцами правой руки сначала (i m) потом (m a) и даже (i a). Не забывайте делать небольшие акценты при попадании на сильные доли такта. Играйте плотным, громким звуком приёмом «апояндо» (с опорой). Исполняйте гамму на крещендо и диминуэндо (усиливая и ослабляя звучность), отрабатывая оттенки звуковой палитры.


Можно выучить гамму до мажор по написанной ниже табулатуре, но главное соблюдать аппликатуру пальцев написанную в нотах.

Научившись играть гамму до мажор играйте до диез, ре и ре диез мажор. То есть, если гамма до мажор начиналась с третьего лада, то до диез с четвёртого, ре с пятого, ре диез с шестого лада пятой струны. Структура и аппликатура этих гамм одинакова, но при игре с другого лада ощущение на грифе меняется, давая возможность привыкнуть пальцам левой руки к этим изменениям и почувствовать гриф гитары.

В этой статье мы продолжим рассматривать наиболее популярные гаммы, на этот раз – это будет натуральный и гармонический минор.

Натуральный минор

Натуральный минор, один из наиболее распространенных мелодических ладов. Но, не смотря на распространенность и популярность, он не так прост, как пентатоника или хроматика о которых подробно мы говорили в статье: , для его изучения потребуется время и достаточная усидчивость.

На схеме ниже мы приведем аппликатуру первой позиции минорной гамы в тональности ля:

Черным отмечена тоника данной гамы, арабские цифры как обычно отмечают номера пальцев левой руки, а римские цифры внизу схемы — номера ладов.

Как вы видите, данная гамма является достаточно сложной для освоения. Для начала попробуйте сыграть простые восходящие и нисходящие пассажи, что б сориентироваться в гамме и почувствовать ее тактильно. Только хорошо разучив эту позицию можно переходить к следующей.

Как вы видите, на схеме выше представлена вторая позиция ля-минорной гаммы, она так же достаточно сложная и требует время на освоение.

В третьей позиции вам понадобится хорошая растяжка у пальцев, используйте ее так же как возможность развития левой руки.

Четвертая позиция, достаточно простая, однако не следует спешить, уделите ей достаточно времени.


Если вы уже разучили первые четыре позиции, то с пятой у вас не должно возникнуть никаких проблем, однако обратите внимание на то, что она находится в районе 12-ого лада и понадобится достаточная аккуратность для чистого исполнения.

Оборотите внимание на то, что шестая позиция находится в начале грифа.

Гармонический минор

Ознакомившись с натуральным минором, можно перейти к еще одной его вариации – гармоническому минору.

Позиции гармонического минора, схожи с позициями натурального. Поэтому с их освоением не должно возникнуть проблем. Ниже мы приведем их аппликатуры в тональности ля.

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Черными кружками на данной схеме отмечены основные ноты гаммы, а кружками со звездочкой тоники.

Как мы видим основным отличием гармонического минора является повышенная седьмая ступень, сделано это для того что бы разрешение неустоя в устой было наиболее незаметно. А вот почитать о дополнительных ступенях в других гаммах вы можете в статье:

Данная гамма одна из наиболее распространенных, в современной музыке, и выучить ее нужно в обязательном порядке. Однако что б это было не скучно, давайте немного усложним восходящие и нисходящие пассажи.

Разучиваем гамму гармонического минора

Пример 1

Данный пример основан на нисходящем и восходящем движении в гамме, однако от обычных пассажей его отличает джазовое звучание, в такой манере можно играть в любой позиции гаммы.

Пример 2

Данный пример так же основан на нисходящих и восходящих движениях, однако он сложнее первого и имеет ярко выраженный джазовый окрас, играться так же может во всех позициях.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями. А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи:

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.

Эта статья предназначена для начинающих соло-гитаристов, которые начали покорять только первые лады грифа и задумываются с чего бы начать обучение, чтобы побыстрей развить беглость пальцев, выучить расположение нот, добиться правильного звукоизвлечения и наконец-то таки сыграть «соляки» своих кумиров - крутых шредеров и блюзменов.

Итак, с чего начать? Первый шаг - гамма до мажор, на гитаре, конечно же, её можно сыграть в пределах всего грифа и в любой позиции. Но, как говорится, всему свой черёд. Начнём с первых - то есть с первой позиции. И не важно, акустика или электрогитара у вас, не важно какое вы музыкальное направление предпочитаете, изучение гамм это грамотный, правильный старт - для импровизации, сочинения и проигрывания мелодий. От простого - к сложному; от простеньких четырёхтактных мелодий - к рок-симфониям.

Берите в руки гитару, «вооружайтесь» медиатором - начинаем заниматься!

Стоит отметить, что проигрывание гаммы (будь какой, в том числе и этой) позволяет избавиться от зубрёжки расположения нот на грифе гитары - где нота До, где Ми, где Фа и т.д. Запоминание будет происходить в процессе занятий, естественно и не принуждённо. Главное - нужно осмысленно играть каждую ноту.

Познакомьтесь, это гамма До мажор на гитаре в одну октаву: начинается от До малой октавы (пятая струна, 3 лад) и заканчивается До первой октавы (вторая струна, 1 лад).

Звучит она так:

Обозначения

Гамма записана двумя способами: верхняя запись (где изображён скрипичный ключ и размер 4/4) - это ноты; нижняя (цифры на линиях) - это табулатура (указывает на какой струне и на каком ладу необходимо прижать ноту).

Ноты

В рамках это статьи мы не будем вдаваться изучение чтения нот с листа, и в большей степени сконцентрируемся на сугубо практическом вопросе - как играть. Но, так или иначе, если вы не знакомы с этой наукой, имеет смысл заиметь учебник по нотной грамоте и восполнить пробел недостающих знаний (азов на первом этапе будет вполне достаточно - где какая нота, длительности нот, что такое размер и ритм).

Возле каждой ноты цифра указывает на то, каким пальцем левой руки играть её (1 — указательный; 2 — средний; 3 — безымянный; 4 — мизинец).

Табы

Шесть линий - это струны гитары: верхняя - первая струна (самая тонкая); нижняя - шестая. Цифры - это лады; ноль - значит открытая струна, то есть она не прижимается на грифе. Например, цифра 2 на третьей линии - это значит, что третью струну необходимо прижать на втором ладу. Все цифры (лады), записанные в табах, соответствуют нотам, расположенным на нотном стане (зрительно они параллельны им).

Как играть?

Для начала, вам необходимо скачать ноты/табы гаммы До мажор для гитары - < >. В архиве есть запись в виде изображения, а также файл gtp для программы Guitar Pro; какой вариант лучше решать вам.

Откройте гамму, чтобы она была на виду, перед глазами, когда вы будете осваивать её на гитаре.

Звукоизвлечение

Извлекаются ноты переменным штрихом - то есть поочерёдно: первая нота - удар вниз (обозначение «скобочка» под нотой), вторая нота - удар вверх («галочка»). Следите за правой рукой: в данном случае повторения штриха недопустимы (2 раза вверх или 2 раза вниз).

Разбор табулатуры

Первая нота гаммы - нота До: как указано в табах прижмите её безымянным пальцем на третьем ладу пятой струны. Удар медиатора - вниз.

Вторая нота - Ре: это открытая четвёртая струна. В табах - ноль на четвёртой линии Значит струну прижимать не нужно; пальцы левой руки только слегка приподнимите, чтобы они не мешали звукоизвлечению, но не убирайте совсем с грифа. Извлекайте звук ударом медиатора - вверх (переменный штрих обязательно!)

Таким же образом анализируйте/разбирайте расположение каждой ноты , и, соответственно, затем извлекайте её. Дойдя до самой высокой ноты данной мажорной гаммы (до первой октавы), двигайтесь в обратном, нисходящем, направлении (так как это записано в нотах - к самой низкой, первой, ноте).

Следите за действиями правой руки (штрих!) и левой (аппликатура!). Очень важно, брать ноты теми пальцами, которые указаны возле каждой ноты. Не стоит стараться играть быстро. Ваша задача сейчас - запомнить расположение звуков на грифе, их последовательность, и каким пальцем какую ноту прижимать.

Проигрывание в темпе

После разбора нот/табов можно приступать к ритмичному проигрыванию гаммы - в заданном темпе, выдерживая соответствующую длительность каждого звука.

Вам понадобится метроном; сгодится любой - механический, электронный, онлайн (размещённый на веб-странице) либо в виде компьютерной программы.

Установите в метрономе темп 30-40 ударов в минуту (BPM), а затем включите его. Играйте звуки гаммы синхронно с ударами; каждый удар метронома - это нота (удар по струне). Добивайтесь ровного звучания - не спеша и не запаздывая.

Если не успеваете, путаетесь, ноты звучат не чётко (приглушённо либо с призвуками), уменьшите темп.

Ну а если играете До мажор на гитаре - чисто, ровно, без ошибок, можно увеличить темп (но не намного!) Например, попробуйте сыграть синхронно с аудиопримером (см. выше) - 50 BPM. Скачать его можно - < >.

Упражняйтесь в проигрывании гаммы 15-30 минут в день. Давайте пальцам отдых: не допускайте болевых ощущений и переутомления в кистях рук. Каждый звук играйте осознано, то есть анализируйте - какую ноту извлекаете (До, Ре, Ми…), запоминайте её визуально на грифе и на слух.

Практика

Добейтесь уверенного исполнения гаммы в темпе 50 BMP. С этим минимумом исполнительской техники можно переходить на следующую ступеньку - проигрыванию несложных мелодий в До мажоре.

ТЕГИ

Твоя скорость игры на электрогитаре достигла восьмидесяти ударов в минуту. Нет? Вернись к предыдущему уроку. Если же это так, тогда вперед!

Что такое гаммы? Если очень сильно упростить, то гаммой можно назвать ряд звуков, расположенных в строго определенной последовательности полутонов, тонов, а иногда и больших интервалов. О гаммах в контексте аппликатурного мышления очень подробно рассматриваются . В этом уроке мы будем их использовать как еще одну разновидность упражнений. Чем хороши гаммы? Во-первых , в них встречаются как внешний, так и внутренний штрихи. Во-вторых , боксы гамм перекрывают все шесть струн. В-третьих , они, как правило, являются зацикленными, что дает возможность играть одну гамму в течение продолжительного времени.

Гамм существует огромное количество. Но все они нам не понадобятся, так как этот урок направлен на развитие скорости, а не музыкального мышления. Я приведу только некоторые из тех, что можно использовать в своих песнях, оставив за бортом мелодические лады, гармонический минор, мажорную пентатонику, блюзовую гамму и многие другие.

Но в первую очередь я бы хотел немного рассказать о том как необходимо их играть и что представляют собой те аппликатуры, что ты видишь чуть ниже. Я получил немало вопросов на эту тему и осознал, что большинство новичков имеют весьма скудное представление о том что такое гаммы в принципе. Итак, горизонтальные линейки это струны, как ты понимаешь, вертикальные – лады. Кружки – соответственно ноты, которые следует играть. Ни в коем случае не следует принимать гамму за аккорд и пытаться взять все ноты одновременно. Начинай играть из нижнего левого угла слева направо (т.е. с самой толстой струны, из того места где лады шире). Затем поднимайся к более высоким струнам, заканчивая играть гамму в верхнем правом углу. Затем ты можешь вернуться к исходной ноте в строго противоположной последовательности. Если все еще непонятно – в конце урока ты можешь скачать Guitar Pro табулатуры всех гамм, которые здесь встретишь. Но помни, что данные аппликатуры можно с легкостью двигать вдоль грифа и гамма при этом не изменится, изменится лишь ее тональность. Так же не забывай о том, что все гаммы необходимо играть ПЕРЕМЕННЫМ ШТРИХОМ. Вниз-вверх-вниз-вверх! Да и о других правилах, рассмотренных в предыдущих уроках не забывай!

МИНОРНАЯ ПЕНТАТОНИКА

С минорной пентатоникой ты уже знаком из предыдущего урока. Здесь я приведу пять боксов этой гаммы в различных позициях. если ты присмотришься, то заметишь, что их можно сложить, как кусочки мозаики. В конечно счете это, то что ты должен видеть, глядя на гриф гитары - ноты, входящие в конкретную гамму, ее тонику на различных струнах и ладах, многовариантность того, как можно сыграть любой пассаж, который только может прийти тебе в голову. Над этими боксами тебе придется работать... всю твой жизнь. Не больше, не меньше. Ну, или по крайней мере, столько, сколько ты собираешься играть на гитаре.

Никогда не ограничивай себя игрой в одной позиции. Ты когда-нибудь видел, чтобы Зак Уайлд сыграл все соло, не перемещая руку вдоль грифа? Я тоже нет:)

ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

Дальше - больше! Ниже представлены пять боксов диатонических семиступенных ладов. Первый - миксолидийский мажор , часто используемый Джоном Петруччи в его прогрессивных темах. Далее идет минорная гамма (эолийский минор) . Среди роковых и металюжных соляков она по праву занимает второе место. Прочувствуй ее мрачную, средневековую атмосферу.

На третьем рисунке - локрийский лад . Если сыграть его от второй ступени, получится ионийский (натуральный мажор) мажор . Хочешь сочинить нечто бодрящее, веселое. Возможно эпическое или пафосное? Тогда используй именно его. Старайся играть по правилу один палец - один лад (в случае с боксом натурального мажора это не сложно). На четвертом боксе ты видишь дорийский минор - еще один фаворит олдскульных рок гитаристов. И, наконец, на пятом боксе изображен фригийский минор , отличающийся от обычного всего одной ступень - второй пониженной, но зато какую атмосферу придает она ему! Сыграв его от этой самой второй ступени, мы получим лидийский мажор . Эту гамму ты мог слышать в произведениях Джо Сатриани.

Еще раз перечислю гаммы и способ их получения на основе натурального мажора. Итак!

1. Ионийский мажор строится на первой ступени натурального и, соответственно, идентичен ему.

2. Дорийский минор строится на второй ступени натурального мажора.

3. Фригийский минор - на третьей ступени натурального.

4. Лидийский мажор - на четвертой.

5. Миксолидийский мажор - на пятой.

6. Эолийский (натуральный минор) - на шестой

7. Локрийский лад строится на седьмой ступени натурального мажора.

Вот она, аппликатурная сетка, на которой ты можешь видеть все гаммы одновременно. Черной точкой обозначена тоника ионийского мажора. Присмотрись и отыщи для себя визуально приведенные выше боксы.

На приведенном выше рисунке подписаны четыре ступени ионийского мажора - седьмая, первая, третья и четвертая. Остальные отыскать, как ты понимаешь, совсем не трудно. Но это уже тема совсем другого раздела .

До этого ты играл все упражнения шестнадцатыми. По четыре ноты на каждый удар метронома. Но необходимо учиться играть также и триолями. Для этого мы будем использовать гаммы, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс это бокс фригийского минора, следующий - бокс лидийского мажора, затем - бокс миксолидийского и т.д. Для расчета скорости пользуйся следующей формулой. Скорость на которой ты собирался играть раздели на три и умножь на четыре . Ты получишь скорость для восьмых триолей. Скажем, ты собирался играть на скорости в 60 УВМ. 60:3*4=80 УВМ - искомая скорость для игры триолями. Играй по три ноты на каждый удар метронома.

Как видишь, первый бокс затрагивает открытые струны. Просто сдвинь его вправо. Я уже говорил, что гамма при этом не меняется, меняется лишь тоника. Этих последних гамм "по три ноты на струне" нет в табах, я уверен, ты понял принцип. А если нет - еще раз присмотрись к тем гаммам, что есть, сравни табы и рисунок, проанализируй. Развитие невозможно без этого. Ни одно пособие и ни один учитель не научит тебя играть, если ты не будешь учиться сам.

Здесь, пожалуй, пришла пора остановиться. Включай метроном, разучивай один из вариантов какой-либо гаммы и начинай заниматься. В следующем уроке жду тебя после того как ты сможешь играть ВСЕ гаммы на скорости 100 УВМ. Удачи!

Гамма - это последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Теперь пояснение.

Октава - это часть звукового ряда, состоящая из 7 основных и 5 альтерированных нот.

Основной тон - это главная нота гаммы, от которой строится гамма и которой она заканчивается.

Интервалы - имеется ввиду интервалы в тон или полутон. На гитарном грифе 1 лад - это полутон.

Повышение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону корпуса гитары.

Понижение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону головки грифа.

Для чего нужны гаммы? Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы - без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

  1. Развивают растяжку пальцев левой руки
  2. Развивают чувство грифа у левой руки
  3. Развивают в правой руке независимость действий пальцев
  4. Развивают слух
  5. Развивают чувство ритма

Особенности игры гамм

Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

  • в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой, когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше струну;
  • играть нужно громко и чётко;
  • между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые промежутки;
  • пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к ладовым порожкам, так как это развивает растяжку;
  • палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того как поставили палец на лад;
  • нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску, как будто это простое музыкальное произведение;

Как играть гамму

Гамму можно играть по-разному. Можно играть медленно, продумывая каждое действие левой и правой рук, можно играть её на скорость. Можно играть гамму триолями. Как вы уже читали, нужно всё время чередовать удары указательным и средним пальцем правой руки. Каждый третий удар можно выделять, то есть будет так: ТАМ-там-там-ТАМ-там-там... Это очень хорошо развивает независимость действий пальцев правой руки, ведь каждый третий удар приходится на разные пальцы. Но при этом важно следить за скоростью игры - она не должна меняться.

Какие бывают гаммы и как их построить

Каждая гамма имеет свое название. Называется она по имени ноты, от которой строится. Например есть гамма СОЛЬ мажор или к примеру ДО минор. Если гамма начинается с ноты СОЛЬ, то она и должна закончиться нотой СОЛЬ и никак иначе.

Мажорные гаммы строятся по такому принципу: берётся начальная нота, пусть будет нота СОЛЬ, и затем от неё по закону построения мажорной гаммы строится гамма. Закон построения - это определённая последовательность промежутков между нотами гаммы.

Минорные гаммы строятся по такому же принципу, что и мажорные, только закон построения для них будет выглядеть уже иначе.