Логистика что это такое своими словами. Профессия логист

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Сейчас вряд ли найдется человек, который ничего не слышал о профессии логиста. Эти специалисты в настоящее время довольно высоко востребованы. Их деятельность связана с перемещением грузов.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Суть работы логиста заключается в организации доставки товаров из одного пункта в другой. Многим может показаться, что в этом нет ничего сложного. Однако на самом деле все далеко не так. При доставке товара из одной точки в другую важно учитывать множество факторов. Сюда следует отнести выбор способа доставки, разработку маршрута, определение временных рамок, поиск путей сокращения финансовых расходов на транспортировку продукции. Особенно все это важно при организации международных перевозок.

История

Профессия логиста появилась достаточно давно. Если говорить о ее зарождении, логисты существовали во времена Византии. В то время логисты помогали разрабатывать планы оптимального перемещения армии. По сути, логист - это специалист, который занимается организацией действий в тех или иных областях. Он разрабатывает оптимальный план реализации процесса для наиболее выгодного решения поставленной задачи. Сейчас профессия логиста довольно высоко востребована в производстве и торговле. Этих специалистов ценят.

Описание

От профессионализма логиста зависит успешная деятельность многих компаний. Торгово-рыночные отношения развиваются стремительными темпами, а потому такие специалисты высоко востребованы. «Логистика» переводится с греческого языка, как «счетное искусство». Так что данный специалист выполняет очень важную работу.

Что входит в обязанности логиста? Цель его работы - разработка оптимальных решений в сфере доставки продукции из одного пункта в другой. Здесь важно учитывать каждую мелочь: от выбора вида транспорта и маршрута до расчета расходов на бензин, зарплату водителя.

На каких специальностях учиться?

Во многих высших учебных заведениях предлагают получить образование логиста. Если вы решили связать свою жизнь с данной профессией, то вы можете поступить на факультет «Менеджмент и Логистика». Выбирайте специализацию «Логистика». В этом случае у вас будет возможность получить диплом бакалавра или специалиста.

Где учиться?

Если вы твердо решили стать логистом, предельно серьезно отнеситесь к выбору высшего учебного заведения, в котором вы будете осваивать данную профессию. Образование логиста предлагают многие вузы России. Давайте рассмотрим высшие учебные заведения, образование в которых ценится превыше всего.

  • Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова.
  • Московский государственный институт международных отношений.
  • Международный центр логистики «Государственный университет внешнеэкономической деятельности».
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.
  • Государственный университет управления.

Если у вас уже есть высшее образование (бакалавриат), для получения специализации можно выбрать . Здесь тоже дают достойное профильное образование.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Обязанности логистов зависят от сфер деятельности, в которых они будут работать. Такой специалист может устроиться в логистическую компанию, на производственное предприятие. Также вакансии для логистов предоставляют экспедиторские и торговые фирмы, компании, предоставляющие складские услуги. Логист, который будет работать в отделе производства, должен выполнять следующие обязанности: организация процесса растаможки, складирования, транспортировок, курьерской доставки. Если же специалист выбирает сферу продаж, то в этой случае он будет заниматься обслуживанием старых и привлечением новых клиентов.

Кому подходит данная профессия

Профессия логиста подходит людям, которые отличаются настойчивостью, имеют аналитический склад ума, трудолюбивы, успешно справляются с трудностями. Для того чтобы стать хорошим специалистом, необходимо быть уверенным переговорщиком, в совершенстве знать различные виды перевозок, иметь опыт общения с поставщиками. Кроме того, для успешной работы потребуются хорошие знания в сфере складской и закупочной логистики, обязательно знание современных технологий, хотя бы одного иностранного языка, но лучше нескольких.

Востребованность

В связи с тем, что на данный момент торгово-рыночные отношения между разными странами мира развиваются стремительными темпами, профессию логиста можно назвать востребованной. Получив диплом логиста, вы можете не сомневаться, что найдете хорошую работу и со временем сможете сделать успешную карьеру.

Сколько получают логисты?

Заработная плата специалиста в сфере логистики зависит от сферы, в которой он будет работать, и от самой компании. В компаниях международного формата логисты получают довольно большие деньги. Минимальная заработная плата логиста составляет 15 тысяч рублей, средняя 20-25 тысяч рублей. В области логистики можно зарабатывать 40-50 тысяч рублей. Гонорар зависит еще и объема продаж компании, в которой работает специалист.

Легко ли устроиться на работу?

Если вы получили образование логиста, обладаете неплохими знаниями в этой сфере, то у вас не возникнет проблем с трудоустройством. Сейчас большое количество компаний заинтересовано в поиске хороших специалистов.

Как обычно строится карьера

У логистов есть все шансы сделать успешную карьеру. Однако для этого потребуется не только диплом о получении высшего образования. Важно проявлять инициативу, постоянно повышать уровень своих знаний, владеть несколькими языками. Одним словом делать все, чтобы стать лучшим специалистом. Если хотите сделать успешную карьеру, старайтесь устроиться в коммерческую организацию международного формата.

Перспективы

Логистика - перспективное направление. Так что смело изучайте и совершенствуйте знания в этой сфере деятельности. Эта профессия будет актуальная всегда. Логисты - высоко востребованные специалисты в настоящее время, а потому без работы вы не останетесь. Главное, желание работать в этой сфере и сильная воля к победе.

До внедрения американизмов в речь простого русского человека, слово «логистика» обозначало лишь отрасль математической логики и все, связанное с ней. Нынешняя логистика: что это такое? В мире современного бизнеса данным словом обозначается целая область, обеспечивающая насущные нужды любого функционирующего предприятия.

Задачи логистики

Основная обязанность логистики - обеспечить все потребности потребителей путем поддержания нормальной работы производства, маркетинга и остальных отраслей деятельности предприятия. Другими словами, логистика обеспечивает нас свежим хлебом в магазине, свежими газетами и клубникой на рынке. А как вспомогательный момент, она обеспечивает поступление муки на хлебозавод, удобрений и рассад к фермерским угодьям. Логистика: что это такое, каковы ее главные характеристики? Скорость, доступность товаров, бесперебойность поставок, а также гибкость процессов - главные задачи данной области развития любого бизнеса.

Функциональные области

Прежде чем появился термин «цепочка поставок», логистика позволяла минимизировать затраты с помощью функциональных областей. Изменение параметров в любой такой области предприятия может повлиять на его работу в целом.

Логистическая инфраструктура - комплекс связанных между собой объектов, обладающих различными характеристиками и имеющих определенное географическое месторасположение. Например, завод может находиться вблизи источников сырья, а склад (их может быть несколько) может быть расположен совершенно в другом месте. Все объекты данной инфраструктуры связаны между собой определенным образом.

  1. Транспортировка - осуществление связи между отдельными объектами инфраструктуры. Массовые перевозки осуществляются с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. В случае дальних расстояний используется водный, воздушный и трубопроводный (для транспорта нефти и газа).
  2. Грузопереработка и складирование. Первый процесс подразумевает погрузку-разгрузку, перемещение продукции и материалов по складу. Склады могут быть привязанными к производству или самостоятельными.
  3. Управление заказами - правильный расчет необходимого количества запасов в каждой точке инфраструктуры в зависимости от потребностей всей цепочки.
  4. Логистика: обеспечение - самая важная часть всей ее рабочей системы. Информационные технологии превратили отдельные функциональные области в единую интегрированную систему, которая позволяет минимизировать общие расходы всей цепочки поставок. Именно они обеспечивают основное развитие логистики.

Самый перспективный способ организации логистики - привлечение специализированных логистических фирм. Они имеют полное представление и знания о том, что собой представляет логистика, что это такое в мире бизнеса и какую роль она сегодня играет. Компании помогут грамотно организовать всю логистическую цепочку для клиента. Удачи в вашем бизнесе!

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Данный термин широко используемый в сферах бизнеса, военного искусства, экологии и повседневной жизни.

Но если говорить просто, то логистика – это наука о минимизации затрат человеческих и материальных ресурсов за счет оптимизации всех процессов.

На практике логистику чаще всего применяют для построения маршрутов перевозок, планирования размещения складов и грамотного использования ресурсов. Поскольку другие области применения узкоспециализированны, в статье будут подробно рассмотрены именно транспортная, складская и ресурсная логистика.

Что это такое простыми словами

Перед рассмотрением конкретных примеров стоит ознакомиться с двумя «правилами», которые помогут понять что такое логистика в целом:

Транспортная логистика

Транспортная логистика – эта система , по которой перевозчики осуществляют доставку товаров. Она состоит из нескольких этапов:

  1. Составление маршрута;
  2. Подбор транспортных средств;
  3. Подбор рабочего персонала;
  4. Финансовые расчёты и организация перевозки.

Чтобы вникнуть в смысл процесса, рассмотрим организацию перевозки на практике.

Процесс перевозки

Предположим, что компания «Хороший перевозчик» получила заказ на перевозку 3 тонн щебня на расстояние 70 километров от завода до стройки. Начальник компании извещает логиста, и тот приступает к работе.

Подбор транспортного средства

Первым делом логист оценивает массу, объём и текстуру перевозимого товара. В данном случае щебень:

  1. Масса: 3 тонны. В мире перевозок это немного.
  2. Объём: 3 тонны щебня – это приблизительно 2 кубических метра, кузов среднего грузовика.
  3. Текстура: щебень сыпучий и относительно просто принимает форму сосуда, в который он насыпан. При этом он имеет свойство просыпаться.

Соответственно логист решает, что уместно использовать грузовую машину (а не цистерну или поезд) с открытым кузовом (сыпучий материал неудобно загружать и выгружать из закрытого), который должен быть закрыт плотным тентом.

На этом этапе логист также сопоставляет идеальную машину для перевозки с автопарком компании. В случае со щебнем подойдёт обычный КАМАЗ, однако если бы поступил заказ на перевоз сорока тысяч тонн метанола, то компании пришлось бы арендовать цистерны со специальной маркировкой или отказываться от работы.

Составление маршрута

Предположим, что от завода до стройки ведут две дороги: ухабистая длиной 60 километров и ровная, длиной 70. С одной стороны, если выбрать ухабистую, то сократятся расходы на топливо, с другой – если она сильно ухабистая, то щебень может рассыпаться и при конечном взвешивании будет недовес.

В этом случае логист предусмотрел плотный тент, который будет защищать груз от просыпания, поэтому он выбирает более короткую дорогу.

Подбор рабочего персонала

В этом случае понадобятся: бригада для загрузки щебня на заводе, водитель и экспедитор. Экспедитор – это человек, который везет документы и следит за тем, чтобы по дороге груз оставался в сохранности. Поскольку груз не особенно ценный, логист, скорее всего, сам выступит в роли экспедитора. Однако если бы везли, скажем, золото, то было бы нанято несколько экспедиторов из разных независимых организаций и охранная команда.

Финансовые расчёты и организация перевозки

Тут все зависит от контроля начальства и добросовестности организатора логистического процесса. Предположим, что этот конкретный логист нечист на руку. Он берёт в руки лопату сам, агитирует водителя и пару друзей, и грузит щебень своими силами. При этом в расходы он вписывает работу бригады, оставляя деньги себе. Опять же, действия могут варьироваться в зависимости от количества перевозимого груза.

Стоит отметить, что чем крупнее компания, тем сильнее разделение труда. То есть в крупной финансовой компании, или при заключении больших сделок логист будет заниматься исключительно подбором транспорта и составлением маршрутов.

Интересный факт: несмотря на значительное развитие воздушного транспорта, более 40 процентов всего перевозимого товара все ещё транспортируется по воде. Просто это значительно дешевле.

Складская логистика

Обычно люди не углубляются в термин, думая, что это понятие относится только к транспорту. На самом деле это не так. Например, человек, работающий с логистикой складов, по-простому называется товаровед. В обязанности товароведа входит:

  1. Наблюдать за наличием товаров на складе. В случае необходимости сообщать о дефиците или избытке.
  2. Следить за тем, чтобы продукция на складе имела товарный вид, не портилась, не слеживалась.
  3. Организовывать поставки и отгрузки продукции, следить за правильностью выполнения процесса.
  4. Вовремя проводить учёт.

Работа логиста склада на практическом примере

Простая ситуация: на складе есть 300 кг яблок, 300 кг груш, и 300 кг помидоров.

Разобранная ситуация упрощена и служит лишь моделью.

Сверху поступает директива:

  1. Отгружать яблоки в штатном режиме по 50 кг в день;
  2. Отгружать груши в усиленном режиме по 100 кг в день;
  3. Проверить сохранность помидоров и, в случае просрочки, избавиться от них.

Первым делом логист проверяет потенциально испорченный товар. Он обнаруживает, что 100 кг помидоров безнадёжно сгнили, а оставшиеся 200 продержатся максимум неделю.

После он отгружает груши и яблоки, делает соответствующие пометки и составляет отчётность следующего содержания:

  1. Яблок осталось 250 кг, хватит на 5 дней.
  2. Груш осталось 200 кг, хватит на 3 дня, требуется подвоз.
  3. 100 кг помидоров сгнили, еще 200 кг требуется немедленно продать.

Выглядит нехитро, но если товаров хотя бы 15, то работы реально хватает на целый день

Интересный факт: по оценкам независимых экспертов, товаровед – одна из профессий, в которых в ближайшие 20 лет компьютеры точно не заменят людей.

Ресурсная логистика

Логист, занимающийся ресурсами, обычно встречается на крупных производствах. В его обязанности входит:

  1. Составлять планы расходования материалов и производства товара;
  2. Координация работы складов;
  3. Распределение человеческих ресурсов.

Если обратиться к языку мира игр, то логист-ресурсник – это логист-складовик, но на один уровень повыше. Его рабочий день выглядит примерно следующим образом:

Рабочий процесс логиста-ресурсника

В отличие от своих коллег, которые не так далеко продвинулись по карьерной лестнице, ресурсник получает более обобщенные задания, например:

Разобранная ситуация упрощена и служит лишь моделью.

  1. К концу года увеличить выплавку металлических труб на 5 процентов;
  2. К концу года сократить штат разнорабочих на 5 процентов.

Получив такое указание, он приступает к составлению плана, а именно:

  1. Определяет количество и разновидность необходимых для увеличения производства материалов.
  2. Отправляет на склад запрос о наличии материалов;
  3. Прикидывает в каких сферах можно сократить количество рабочих;
  4. Составляет первичный отчёт и отправляет наверх.

Эта работа, как и другие в сфере логистики, требует хороших математических способностей, умения аналитически мыслить и принимать быстрые решения.

Интересно: по данным независимых исследований, логистика ресурсов входит в десятку самых стрессовых профессий.

Подводя итоги

Закончим статью подытоживанием фактов простыми словами:

  1. Логистика изучает оптимальное распределение ресурсов. Используя этот термин в обиходе, люди чаще всего имеют ввиду ее транспортную разновидность (как в старой доброй игре «Дальнобойщики»).
  2. Самые распространенные виды после транспортной: складская, ресурсная и военная.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Аутсорсинг - что это такое простыми словами Что такое рентабельность и как это связано с эффективностью - формула расчета рентабельности продаж Что такое офшор простыми словами Дивиденды - это доля прибыли, которую выплачивают акционерам Как создать или удалить группу, либо страницу во вконтакте - как удалить паблик в ВК

Кто такой логист? В чем состоит его работа? Где он работает? Как выглядит его карьера и на какие доходы он может рассчитывать? Обо всем этом корреспонденту «ПрофГида» рассказала профессионал в области логистики Елена Викторовна Коробкина.

ПрофГид: Елена Викторовна, уточните, пожалуйста, название своей профессии: логист или логистик?

Елена Коробкина: Наверное, правильно будет назвать «логист» или «логистический менеджер», по крайне мере именно такую квалификацию присваивают специалистам по окончании вуза или профессиональных курсов… Логист - новая профессия в нашей жизни, одна из самых молодых. Всего-то и истории в России с 2000 г. А ранее - всем нам знакомые «завскладом», знаменитые «начальники транспортного цеха», не менее одиозные «завхозы» - все это тоже логисты, только периода Союза. Конечно же, с развитием бизнеса в России функциональное наполнение этих профессий значительно расширилось и обросло новым «инструментарием»…

ПрофГид: В чем суть этой профессии? Что делает логист?

Е.К.: Если попробовать обозначить суть профессии максимально просто, то все, что касается движения любого материального ресурса или готового товара - с момента его возникновения и до момента поступления к конечному потребителю - это и есть содержание деятельности логиста.

Соответственно, из сути вытекает и задача логистики: управление материальными, информационными, финансовыми потоками с оптимальными издержками.

ПрофГид: А что за название такое - «логист»? При чем здесь логика?

Е.К.: Вопросы о том, какое отношение имеет логистика к логике, очень часто задают мне знакомые, и каждый раз я отшучиваюсь, что логика, в принципе, должна бы присутствовать в действиях человека. Но в данном случае семантика слова «логистика», как считают большинство исследователей, восходит к Древней Греции, где «логистика» обозначала «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

ПрофГид: Где логисты обычно работают и сколько они зарабатывают?

Е.К.: Работа для логиста есть везде, где существует товарный поток, где необходимо регулировать его и иметь информацию о движении данного потока. Любая торгово-промышленная структура, производство, логистический оператор, транспортно-экспедиционная компания - это место работы логиста. Конечно, в зависимости от масштаба, структуры и задач того или иного предприятия функционал логиста может сильно отличаться своим наполнением и широтой полномочий.

Хотя, наверное, для более правильного ответа на вопрос «где работает логист?» надо обозначить области его компетенции. Везде, где нужны транспортировка, экспедирование, складирование, грузопереработка, управление запасами, внешнеэкономическая деятельность, есть работа для логиста. Говоря о зарплате, можно обозначить следующую вилку: от 25 000 рублей до вполне достойной 80 000 - 210 000 рублей, то есть в начале своей карьеры (например, работая помощником логиста) человек будет получать не огромные деньги, но, несомненно, эта специальность дает большие просторы для профессионального, карьерного роста, а, соответственно, и роста благосостояния человека.

ПрофГид: Как выглядит карьера логиста?

Е.К.: Дипломированные специалисты по логистике появились только четыре - пять лет назад, поэтому сложно сказать, как в идеале выглядит карьерное продвижение современного логиста, но, если говорить о ныне действующих топ-менеджерах и директорах по логистике, то я специально сделала небольшой опрос среди людей, работающих на подобных должностях в совершенно различных компаниях. Могу сказать, что среди них больше, конечно, людей с экономическим или техническим образованием.

Что касается меня, то, имея высшее инженерно-экономическое образование, я начинала свою карьеру в не очень большой торговой фирме с позиции секретаря. Я росла вместе с компанией и уже через семь лет моя должность называлась «начальник отдела логистики». Да и компания уже была в десятке лидеров в своем сегменте рынка. В должности начальника отдела я проработала там три года, и в моей компетенции были аспекты как транспортной, так и складской логистики. Естественно, мой карьерный рост основывался не только на, так сказать, трудовом опыте. В какой-то момент, я почувствовала необходимость не только в чтении профессиональной литературы, но и в получении образования, надо было расширить свои теоретические знания и свой профессиональный «инструментарий». В результате я окончила курсы повышения квалификации при Высшей школе экономики и могу сказать, что получила ощутимую поддержку, расширила свой профессиональный кругозор.

В настоящий момент мой взгляд на логистический процесс поменял свой ракурс: я работаю в должности начальника отдела перевозок в дочерней немецкой транспортно-экспедиционной компании. И мои профессиональные знания пополнились пониманием специфики внутрироссийских и международных перевозок, работы с таможенными брокерами и т.д. и т.п.

Таким образом, резюмируя, можно сказать, что карьера логиста - дело рук человека и его стремлений к совершенствованию и обогащению своих навыков и умений. Те, кто уже сейчас имеет диплом логиста, скорее всего, находится в более выгодном положении, в смысле старта карьеры. Наверное, он может проскочить стадию помощника логиста и стать сразу либо логистом, либо начальником отдела логистики (транспортного, закупок, складского, ВЭД).

ПрофГид: Кому подчиняется директор по логистике? До какой степени его решения самостоятельны? В торговой или транспортной компании логистик важный человек или так... сбоку припека?

Е.К.: Говоря о директоре по логистике, например, в торговой организации или на производстве, с моей точки зрения, трудно недооценить значимость и ценность данного человека. Сегодня, при огромном разнообразии и количестве предложений на рынке товаров и услуг, все сложнее зарабатывать только за счет развития производства и маркетинга - как никогда становится актуальна эффективная логистика. Она позволяет, прежде всего, повышать рентабельность компании за счет снижения себестоимости и издержек. И особенно приятно в данном случае говорить языком цифр: как показывает опыт, сокращение совокупных логистических издержек на 1% равно 10%-ному увеличению продаж.

Что касается подчиненности. Директор по логистике чаще всего подчиняется директору компании. О его самостоятельности и пределах компетенции говорить сложно, это зависит от политики руководства или владельца компании, от степени его доверия к человеку на данной позиции, от веры в его профессионализм. Приходится учитывать, что как ни странно, есть еще директора предприятий и фирм, которые не до конца понимают важность логистики.

ПрофГид: Если имеется отдел логистики, кто в этом отделе работает? Есть транспортная, есть складская логистика, а есть ВЭД, есть еще товарная, таможенная логистика. В двух словах дайте их описания.

Е.К.: Обязанности различных логистических менеджеров зависит от специфики работы. Причем она зависит не только от направления (транспортировка, закупки, склад, ВЭД), но и от рода деятельности предприятия.

Транспортный логист (начальник транспортного отдела) . Взаимодействует с транспортно-экспедиторскими компаниями, соблюдая рентабельность перевозок (машинами, авиа- или железнодорожными, морскими путями и т.д.). Транспортный логист занимается поиском перевозчиков, удовлетворяющих компанию в соотношении цена/качество, ведет переговоры, работу по претензиям, согласовывает и отслеживает сроки выполнения перевозки, оформляет необходимую документацию для транспортировки. Если у фирмы есть собственный транспорт, логист контролирует его рациональное использование в соответствии с установленными нормами, руководит работниками отдела.

Логист на складе (начальник склада). В его задачи входит руководство работами по приему, рациональному размещению, хранению, упаковке, отпуску товарно-материальных ценностей на складе. Он организует погрузо-разгрузочных работы на складе с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Оформляет документы, необходимые для работы склада и для взаимодействия с другими подразделениями компании.

Товарный логист (закупки, формироваине запасов) . Размещает заказы у поставщиков (на основе плана продаж), контролирует готовность к отгрузке, сопроводительную документацию (инвойсы, упаковочные листы, экспортные декларации, сертификаты на продукцию), сверяет данные в документах с условиями контрактов, следит за поступлением товара (контроль качества и количества). Так же в обязанности может входить аналитическая работа: анализируя возможные схемы и сроки поставок, менеджер выбирает оптимальный вариант. Также он анализирует предложения потенциальных и имеющихся поставщиков по выбранным критериям, ведет переговоры, заключает договора. Товарный логист, если необходимо, занимается составлением претензий к поставщикам, компаниям-перевозчикам. Кроме того, он ведет весь сопроводительный документооборот (расчеты с поставщиками, контроль сроков расчета), ведение базы данных.

Менеджер ВЭД (внешняя экономическая деятельность). Контролирует выполнение договоров с внешнеторговыми организациями по поставкам продукции за рубеж (экспорт) и из-за рубежа (импорт). Организует и контролирует прохождение товара через таможню, организует взаимозачеты между собственником перемещаемых товаров и таможенными органами, консультирует собственников по вопросам таможенного оформления товаров. Ведет делопроизводство и отчетность по всем вопросам внешнеэкономических связей и таможенного оформления документов.

ПрофГид: В чем радость профессии логиста лично для вас? В чем ее проклятье?

Е.К.: В чем радость данной профессии? Для меня однозначно - в ее бешенном темпе, в постоянной загруженности и многоплановости задач. В необходимости быть «трехглавым драконом», а еще лучше - обладать способностью к клонированию и почкованию одновременно. В вечной необходимости держать в голове несколько задач, совершенно равных по своей важности, в необходимости быстро и адекватно реагировать на форс-мажор.

ПрофГид: Можно ли работать логистом всю жизнь? Каких качеств она требует от человека?

Е.К.: При наличии крепко организованной нервной системы и неравнодушия в профессии можно оставаться до старости. Единственное условие - вы должны любить ее, эту работу, вам должно быть интересно всегда находиться в курсе последних новостей во многих областях жизни. Разбираться в экономической мировой ситуации, в дорожной ситуации по всей стране, в ценах на топливо, в новинках на рынке логистических программ, складского оборудовании и т.д., и т.п. Еще хорошо бы, что бы вы были хорошим психологом, потому что работа логиста помимо непосредственно технической стороны - это постоянное общение с людьми. С людьми совершенно разными и по своему уровню образованности, и по ментальности: с рабочими на складе и с генеральными директорами корпораций, с россиянами и с жителями солнечных республик бывшего СССР, с людьми совершенно разной степени адекватности, лояльности и скорости реакций.

Вы со временем станете отличным «продажником» (он же sales manager), если ваша деятельность начнется в компании логистического оператора или в транспортной экспедиции. Станете волшебником, потому что всегда вам будет казаться, что удалось совершить чудо и сделать для клиента невозможное. Особенное если вы возьметесь «доставить груз ВЧЕРА, забрав его сегодня»… и у вас вдруг получится.

ПрофГид: Кто лучше в логистике - мужчина или женщина?

Е.К.: Не знаю. Кто в логистике лучше, выше, быстрее и сильнее, мужчина или женщина? Не могу сказать, никогда не смотрела с гендерной позиции на данную профессию. Мне всегда казалось, что если человек обладает высокой степенью профессионализма, если у него скоростные реакции, если он умеет и любит постоянно решать несколько задач, если он хочет видеть результаты своего труда как здесь и сейчас, так и в итогах, то это, несомненно - логист. А кто он - женщина или мужчина, - это совершенно не важно.

ПрофГид: Скажите слово предостережения тому, кто хочет пойти в эту профессию.

Е.К.: Мне кажется, не стоит думать о профессии логиста людям, мечтающим просто «работать в офисе», перебирать бумаги с девяти до шести, а выйдя за порог, забыть о работе. Если вы в этой профессии, то на работе вы всегда, двадцать четыре часа в сутки. И, неважно, что бытует мнение, если не успел сделать все до 18:00, то ты неправильно спланировал свой рабочий день. Вполне возможно, это так, но не в нашей профессии.

Не стоит идти в логисты интровертам, так как это общение, общение и еще раз общение с людьми. До такой степени, что даже если вы экстраверт, вполне возможно, вам будет не хватать сил на близких людей, а им будет не хватать вас, вашего внимания, разговоров с вами.

ПрофГид: Этому учат и в вузе, и на курсах. Достаточно ли курсов?

Е.К.: Несомненно, если вы молоды и только выбираете свой профессиональный путь, то хорошо бы получить логистическое образование в вузе. Различные курсы по профессии - это скорее повышение квалификации, систематизация уже имеющихся навыков и умений, расширение кругозора и, так сказать, методологическая поддержка.