Чтение сказки медведь и солнце н сладкова. Медведь и солнце" технологическая карта к уроку

Медведь и солнце

Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.

– Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас.

– Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять. Воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

– А, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

– Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

– Ах, так это Солнце мне штаны намочило! – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать.

Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Из книги Русские заветные сказки автора Афанасьев Александр Николаевич

Мужик, медведь, лиса и слепень И не знает, что ему делать. Да потом надумался мужик, схватил в охапку свою жену и повалил ее на полосу. Она кричит, а мужик говорит: «Молчи!» - да все свое. Задрал ей сарафан и рубаху и поднял ноги кверху как можно выше.Медведь увидал, что

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

Медведь и баба Пахала баба в поле; увидал ее медведь и думает себе: «Что я ни разу не боролся с бабами? Сильнее она мужика или нет? Мужиков довольно-таки я поломал, а с бабами не доводилось повозиться». Вот подошел он к бабе и говорит:- Давай-ка поборемся!- А если ты, Михайла

Из книги Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие автора Брюсов Валерий Яковлевич

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

Из книги Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon автора Стерлинг Брюс

«Раннее солнце за красною шторой…» Раннее солнце за красною шторой. Солнечный луч проникает в окно в противоречии с жизнью, в которой холодно, тесно, темно. В противоречии с ним – неизбежность гибели близкой, разлуки, конца… В противоречии – страстная нежность с

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Медведь на коньках Рассказ, написанный в такой вычурной, заумной или вымученной манере, что впечатляет сам труд, вложенный в это сочинение, но который как рассказ ничего из себя не представляет. Он подобен медведю на коньках: удивительно, конечно, что зверюга может на них

Из книги Художественный символ в «Слове о полку игореве» автора Косоруков Александр Александрович

МЕДВЕДЬ-КАМЕНЬ Ни уголька на месте Становья Ермака, А был он тут, известно, Хоть минули века. В шеломе и кольчуге, Держа булатный меч, Он слушал свист пичуги, Лесов смурную речь. Из ермаковых далей Узри-ка наши дни! Ковши с уральской сталью, Тагильские огни! И мог ли он

Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов

13. Светлое и Тресветлое Солнце На Дунае - на берегу ли, над рекой ли или близ неё - «слышится голос Ярославны», но её самой не видно. Плачет–кричит речная чайка, - кто узнает в ней княгиню? Над просторами Дуная кто?то причитает человеческим голосом: «Полечу я чайкой по

Из книги Страус - птица русская [сборник] автора

Уильям Фолкнер William Faulkner 1897 – 1962 МЕДВЕДЬ THE BEAR 1942 Русский перевод О. Сороки

Из книги Люблю и ненавижу автора Москвина Татьяна Владимировна

Когда солнце было за нас Итак, друзья, мы переносимся в октябрь 1983 года, на Исаакиевскую площадь, дом пять. Здесь расположен научно-исследовательский отдел Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Я – аспирантка сектора

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Ветер и солнце Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.– Посмотри, – сказал Ветер, – как я

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Учёный медведь – Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.– А ну-ка, Миша, – говорит

Из книги автора

Пришёл медведь к броду Пришёл медведь к броду, Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис, вылез, высох. Встал на колоду - Бултых в воду! Уж он мок, мок,

Из книги автора

«Мы на солнце смотрели с кургана…» Вере Мы на солнце смотрели с кургана Из-за сосен, что нас обступили, Как колонны в готическом храме, Как бойцы на священной могиле. Мы смотрели, как солнце скользило За убогие, черные хаты, Расстилая по снежной равнине Все пыланье и славу

Из книги автора

«Греет солнце, как прежде…» Греет солнце, как прежде В бестревожные годы. Всюду вешние всходы В изумрудной одежде. Шумно бегают дети, Реют птицы в лазури, Будто не было бури, Будто мирно на свете. Только то стало ново В каждый миг этой жизни, Что к небесной

Цель : продолжать обучать последовательному и подробному пересказу прослушанного текста с опорой на модели.

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать учить пересказывать сказку близко к тексту, используя в речи слова и обороты из авторского текста.
  2. Расширять и активизировать в речи детей словарь на тему «Весна».
  3. Продолжать учить детей логической последовательности при пересказе текста с опорой на модели.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать память, внимание, творческие способности.
  3. Развивать интонационную выразительность.

Воспитательные:

Продолжать формировать умение слушать сверстников и педагога.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы : сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи весенних звуков.

Словарная работа : названия весенних признаков, природных явлений (слякоть, просочилось и т.д.), покосолапил.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, театрализованная, музыкальная.

Методические приемы :

Наглядные методы: рассматривание иллюстрации к сказке, опорные модели;

Словесные методы: чтение стихотворения Ф. Тютчева, чтение сказки «Медведь и солнце», воспроизводящая беседа по сказке, лексико- грамматические упражнения «Скажи иначе», чтение отдельных фрагментов из сказки;

Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.

Предварительная работа : знакомство с лексической темой «Весна», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказа Н. Сладкова «Чья проталина», наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.

Ход занятия :

Воспитатель: Друзья, наш разговор я хочу начать с чтения стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима не даром злиться». Послушайте и ответьте: Почему именно это стихотворение было мною выбрано для прочтения?

Воспитатель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Воспитатель:

Как вы думаете почему я прочитала это стихотворение? Ответы детей.

Какие еще приметы весны вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру « Скажи по-другому»

Речевое упражнение «Скажи по-другому» :

Воспитатель: СОЛНЦЕ СИЯЕТ, как можно еще сказать?

Ответы детей: СВЕРКАЕТ, ЛАСКАЕТ, ПРИПЕКАЕТ, РАДУЕТ, ПРИЖИГАЕТ.

Воспитатель: СНЕГ ПРОСЕДАЕТ.

Дети: ЧЕРНЕЕТ, ТАЕТ, ОСЕДАЕТ.

Воспитатель: ВОДА БЕЖИТ.

Дети: ТЕЧЕТ, ЖУРЧИТ, КАПАЕТ, СОЧИТСЯ.

Воспитатель: ПТИЦЫ - ПОЮТ.

Дети: ЧИРИКАЮТ, ЩЕБЕЧУТ.

Воспитатель: Что такое СЛЯКОТЬ? Объясните высказывание: СЛЯКОТЬ СОЧИТСЯ.

Воспитатель: Весной просыпаются в берлогах медведи. Я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Медведь и солнце». Мы с вами будем ее пересказывать, используя модели.

Воспитатель: Я хочу рассказать немного об этом замечательном писателе. Посмотрите на его портрет. Еще со второго класса Николай, который тогда жил в области города Санкт -Петербурга, любил ходить по самым дальним уголкам лесных парков. Наблюдать за жизнью леса и его обитателей. Читал много книг о животных и записывал свои наблюдения и впечатления в дневник. Потом, используя эти записи, он написал более 60 книг о природе и ее обитателях. Предлагаю вам вспомнить сказки о животных. Поможет нам вспомнить наша выставка книг.

Какие же произведения о животных можно назвать сказами?

Ответы детей.

И сейчас мы начнем слушать сказку и будем ее пересказывать, используя модели, рассмотрите их и определите какие подходят к образам главных героев. Ответы детей.

Чтение сказки:

Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.

− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!

− Не я, Медведюшко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.

− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!

− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Беседа по прочитанной сказке. Вопросы воспитателя с расстановкой моделей:

Кто главные герои, и какими моделями мы их обозначим? ответы детей

Отчего проснулся медведь?

Кого ругал медведь?

Что отвечала вода?

Как разговаривал со снегом?

Как отвечал снег?

Как ругал солнце?

Какими словами заканчивается сказка?

После каждого ответа детей воспитателем зачитывается фрагмент из сказки.

Динамическая пауза: упражнение в интонационной выразительности (изображение мимикой снега, воды, медведя, солнца: заругался, испугалась, зажурчала, сияет, покосолапил).


Повторное чтение с установкой на запоминание.

Драматизация сказки.


Итог занятия.

Воспитатель: Чем мы занимались на занятии? Понравилась вам игра актеров? Поблагодарим наших юных актеров за интересный маленький спектакль.

Выслушать ответы детей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: « Медведь и солнце» Н.И.Сладков.

Пересказ сказки.

Цель: Познакомить детей с новым произведением. Развивать связную речь детей, мышление, память. Продолжать учить детей пересказывать сказки близко к тексту. Закреплять умение детей строить правильно предложения при пересказе. Воспитывать любовь к художественной литературе, интерес и любовь к природе, чувство юмора. Воспитывать культуру общения, умение внимательно слушать товарищей.

Словарная работа: берлога, слякоть.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку: «На лице цветёт – от радости растёт»

Давайте улыбнёмся и начнём наше занятие.

Скажите мне, какое сейчас время года?

Светает рано по утрам

Весь снег растаял тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?

После холодной зимы пришла к нам долгожданная весна. Сегодня мы поговорим об этом красивом времени года.

А хорошо ли вы знаете приметы весны?

Давайте проверим.

Что весной капает и звенит? (капель)

Что весной бежит и журчит? (ручей)

Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Что весной лёгкое, белое, пушистое? (облака)

Что весной светит, греет и припекает? (солнце)

Да, действительно, весной солнышко уже не только светит, но и греет.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Медведь и солнце». Написал её известный детский писатель Николай Иванович Сладков. Он писал рассказы и сказки о природе, о животных.

Н.И.Сладков очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые мы с вами читаем. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

1.Чтение рассказа.

Сейчас я прочитаю сказку Н.Сладкова « Медведь и солнце».

2. Словарная работа :

берлога- место зимней лежки медведя.

слякоть -жидкая грязь на земле, дороге от дождя или мокрого снега.

3. Беседа по прочитанному.

Понравилась вам сказка?

Эта сказка грустная или смешная? Почему?(Медведь штаны промочил и сердиться)

Каким вы представляете себе медведя?(Лохматый, большой, косолапый, сердитый, голодный, ворчливый, мокрый).

Что случилось в берлоге у медведя?

Как медведь сердился на воду?

Как она оправдывалась?

Как снег оправдывался?

Почему медведь не смог наказать солнце?

4. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Чтение сказки второй раз.

6. Инсценировка сказки.

7. Игра « Скажи ласково».

Весна- это радостное время. Весной хочется говорить только ласковые слова. Сейчас мы поиграем в игру.

Я говорю солнце , а вы ласково - солнышко.

Тема: Н. Сладкова «Медведь и солнце».

Цель: познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова «Медведь и солнце», познакомить с биографией писателя, составлять план произведения.

УУД: развивать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию, выразительного чтения, речь учащихся, учить выражать чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой. Воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе и в группе.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Давайте не будем лениться на этом уроке.

II . Сообщение темы урока.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно дружным хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на доске: СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА

Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне, ведь она уже наступила. Познакомимся с новым произведением.

Какие признаки весны вы знаете?

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег.

А сегодня на уроке мы узнаем хорошо это или плохо для героя произведения, с которым будем знакомиться.

1)Подготовительная работа.

Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Медведь и солнце».

Предположите, о чём оно?

Как вы думаете, какое это произведение по жанру? (сказка )

А) Первичное восприятие текста. Читает учитель .

Б) Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Назовите героев этой сказки.

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

Что произошло в берлоге?

В) Подготовка к чтению учащихся.

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ СОХ ЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ РУГАЛ СЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ РЕВ ЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП СКРИП ЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III . Самостоятельное чтение учащихся

Работа над выразительностью чтения

Восстановите последовательность событий сказки (картинный план)

Сколько же частей в этой сказке?

О чём говорится в 1 части?

Прочитайте эту часть сказки.

Придумайте название этой части.

О чём говорится во 2 части сказки?

Прочитайте эту часть.

Придумайте название.

Прочитайте их выразительно.

О чём идёт речь в 3 части сказки?

Прочитайте её.

Придумайте название.

Итак, ребята, мы только что смогли составить план этой сказки: картинный и словесный.

План – это определённая последовательность частей в произведении. План произведения вам поможет в подготовке пересказа.

Как составить план любого произведения? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть )

Прочитайте выделенные в тексте слова. ЗАРУГАЛСЯ ВЗРЕВЕЛ РЯВКНУЛ

Каким, одним словом можно заменить любое из слов?

А как лучше – везде слово «сказал» Медведь или как в сказке? Почему?

Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.)

Почему медведь повел себя именно таким образом? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.)

Что можете сказать о характере медведя?

Поработайте вчетвером и обсудите какой Медведь в этой сказке.

Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа в группах.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, а сейчас мы поработаем группами. 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

Каждой группе я даю задание. Работать надо четко и быстро.

2 группа – придумать и распределить между собой 3-5вопросов к сказке.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

Скажите, ребята, почему Медведь ничего не сделал Солнцу?

Почему покорился? (против законов природы ничего сделать нельзя )

Правильно, Солнце это самая большая и горячая звезда. Раскалённый шар. Без него не было бы ничего живого на Земле. А весной оно особенно пригревает, чтобы таял снег, бежали ручьи, зеленела первая весенняя травка и оживала природа.

IV . Итог урока.

Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

Домашнее задание.

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку.

3. Придумать продолжение этой сказки.

Рефлексия.

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

Оценивание учащихся.

Спасибо за работу.

УМК «Гармония»

Урок литературного чтения. 2 класс.

Подготовила Базаева Людмила Васильевна.

Дата . 14.03.2016.

Тема урока . Н. Сладков «медведь и солнце».

Задачи

Образовательные: научить определять характер и настроение героя произведения, выявлять их мотивацию; работать с иллюстрацией, передавать содержание сказки в рисунке; дать возможность научиться делать элементарный анализ текста, при помощи средств художественной вырази­тельности; работать с иллюстрацией в книге и осознание ее роли в понимании произведения.

Развивающие: познавательные – находить нужную информацию в тексте; анализировать художественное произведение с опорой на художественное слово автора; регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; развивать умение выразительного чтения и чтения по ролям, развивать речь учащихся, учить выражать чувства, развивать слуховое восприятие, внутреннее зрение, творческое воображение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, развивать умение формировать собственное мнение и позицию.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающему миру, доброе отношение к природе, любовь к чтению, умение работать в коллективе и в группе.

Формируемые УУД

Личностные:

Метапредметные:

Р. )

П1.

– Составлять план текста.(П-1. )

П-2. )

К. )

К. )

Предметные:

Составлять план.(П)

Методы и формы обучения :

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа индивидуальная и фронтальная, метод дискуссии или конструктивного диалога.

Наглядные методы: наблюдение, образно-иллюстративный.

Практические методы: устные упражнения, работа с учебником, работа в тетрадях,работа в парах, в группах.

Технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная.

Оборудование :

Учебник «Литературное чтение» О. В. Кубасова, 2 кл. 3 часть, «Тетрадь по литературному чтению» О. В. Кубасова, 2 кл., изд. «Ассоциация XXI век» 2012 г. УМК «Гармония»;

презентация по теме урока;

портрет Н. Сладкова;

телевизор;

компьютер;

магнитная доска;

иллюстрации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Настрой на урок

Приветствуют.

Желают друг другу добра

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Загадки:

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без … (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Слова появляются на магнитной доске.

Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните.

СНЕГ (зимой выпал снег) СОЛНЦЕ (весной пригрело солнце) ВОДА (снег растаял и превратился в воду)

Весна - это пробуждение жизненных сил, настроение радости и веселья.

Перед вами репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. «Март», « Большая вода».

Какие признаки весны вы увидели на иллюстрациях?

Какая из картин соответствует нашему сегодняшнему состоянию природы? (Художник изобразил весеннюю природу, выразил своё отношение к ней. Левитан учит нас наблюдать за природой.)

Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Оглашает тему урока

Читают стихотворение В. Рахманова «Одуванчики»

Отвечают

один ученик у доски

Отвечают

– Развивать эстетический вкус;(Л)

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р. )

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Открытие новых знаний.

Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Медведь и солнце». Предположите, о чём оно?

Как вы думаете какое это произведение по жанру?

    Первичное восприятие текста. .

    Проверка первичного восприятия.

Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?

Назовите героев этой сказки.

Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

Что произошло в берлоге?

Отвечают

Высказывают свои предположения

Отвечают

Отвечают на вопросы

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р. )

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Подготовка к чтению учащихся вслух . (учебник, стр. 3)

Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ

Словарная работа.

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ СОХ ЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ РУГАЛ СЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ РЕВ ЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ - ИСПУГ АЛА – ИСПУГАЛА СЬ

СКРИП СКРИП ЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

Словарная работа.

Заскрипел – начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

Словарная работа.

От каких слов произошло слово «Покосолапил»? (косые лапы).

Читай правильно. НЕЧЕГО

Чтение по цепочке

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Х

Характеристика образов произведения

(на доске слова на полосках: добрый, грубый, ворчливый, задиристый, ласковый, спокойный, сердитый)

Ребята, на доске развешены слова, прочитайте их.

Какой медведь по характеру, выберите нужные слова.

Каким одним словом их можно заменить?

Что они вам помогают понять?

А на кого сердит медведь?

Расположите их в том порядке, как в сказке встречается с ними медведь.

Каким вы представили себе медведя?

Почему медведь повел себя именно таким образом?

Что можете сказать о характере медведя?

Поработайте в парах и обсудите какой Медведь в этой сказке.

Почему вода и снег испугались медведя?

Учащиеся читают, выбирают

Заругался, взревел,

рявкнул, проворчал

Отвечают

Настроение

Медведь не рад весне, недоволен, сердит.

Сердито, громко

Вода, снег, солнце

Выполняют задание. Один ребёнок у доски.

Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.

Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.

Отвечают

– Ставить и реализовывать исполнительскую задачу. (Р. )

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1. )

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2. )

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Выборочное чтение.Работа в тетради.

Найдите в тексте разговор медведя с водой.

Какие слова помогают это понять?

Отметьте слова Воды в тетради.(написать букву В)

На кого медведь взревел?

Почему вы так думаете?

А как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого?

Почему вода и снег испугались медведя?

На что указывают выделенные слова в тексте?

Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?

Отметьте карандашом реплики Медведя (написать букву М)

Посмотрите, слова и картинки расположены по порядку, вы рассказывали, опираясь на слова, иными словами - пересказывали по плану.

План – это определённая последовательность частей в произведении.

Опираясь на картинки, лежащие на парте можно сказать, что это план.

Опираясь на картинки и опорные слова, текст можно пересказывать?

Пересказ - изложение содержания текста.

Виновато, негромко

Испугался, побелел, заскрипел с перепугу

Испугались Медведя

Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно.

Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее.

Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.

Пересказывают текст

– Ориентироваться в тексте произведения. П1.

– Составлять план текста.(П-1. )

– Анализировать особенности языкового оформления текста.(П-2. )

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

– Аргументировать высказывания. (К. )

Совершенствовать технику чтения, прежде всего выразительность.(П)

Совершенствовать поисковый способ чтения.(П)

Составлять план.(П)

Наблюдать за точностью выбора языковых средств писателем.(П)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я подготовила выставку книг с произведениями Н. И. Сладкова. На перемене вы можете с ней познакомиться и если какая-то книга вас заинтересует, вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.

Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

У вас на партах лежат картинки: солнышко, тучка и капелька. Поднимите вверх одну из них:

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

Отвечают

-– Развивать способность к рефлексии. (Л)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К. )

Домашнее задание

Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:

2. Пересказать сказку.(Повышенный уровень)

3. Придумать продолжение этой сказки.(Творческий уровень)

(карточки с домашним заданием раздаются на карточках каждому обучающемуся)

Ребята, благодарю вас за урок.

Мне было очень приятно с вами работать!!!