Верстовский краткая биография. А

В историю музыки Верстовский вошел как автор одной оперы – Аскольдовой могилы, которая постоянно шла на российских сценах в течение столетия и до сих пор изредка появляется в репертуаре.

Русский композитор и театральный деятель. Родился в имении Селиверстово (Тамбовская губерния) 18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье. С 1808 жил в Уфе, в 1816–1817 учился в Петербурге в Институте корпуса инженеров путей сообщения, частным образом занимался музыкой – по фортепиано у Даниеля Штейбельта (1765–1823) и Джона Филда (1782–1837), по скрипке у Людвига Маурера (1789–1878), брал также уроки композиции и пения. В 1833 экстерном окончил Московский университет. С ранней молодости был увлечен театром: писал и переводил либретто водевилей, участвовал в любительских спектаклях, сочинял музыку к театральным представлениям. В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского Бабушкины попугаи по пьесе Н.И.Хмельницкого (1789–1845); всего же им в течение жизни была написана музыка более чем к тридцати спектаклям, в том числе к 25 операм-водевилям, оригинальным и переводным. В 1823 переехал в Москву, в 1825 был назначен инспектором музыки, в 1830 – инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848–1860 – управляющим конторой дирекции. Умер Верстовский в Москве 5 (17) сентября 1862.

В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись друг от друга. Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со славянофильским кружком (С.Т.Аксаков, М.Н.Загоскин, С.П.Шевырев и другие).

Многочисленные служебные обязанности он совмещал с постоянной композиторской деятельностью: кроме музыки к драматическим спектаклям и водевилям, Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные произведения – романсы, баллады, кантаты и проч., среди которых выделяются кантата Певцы во стане русских воинов на стихи Жуковского (1827) и весьма популярная в свое время баллада для голоса с оркестром Черная шаль на стихи Пушкина (1824). Первая опера Верстовского, Пан Твардовский на либретто Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828; за ней последовали Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по балладе Жуковского, 1832), Аскольдова могила (по Загоскину, 1835), Тоска по родине (по Загоскину, 1839), Чурова долина, или Сон наяву (по пьесе В.И.Даля, 1844), Громобой (по балладе Жуковского, 1857). Все они пользовались успехом, и отдельные номера из них становились популярными, но в историю музыки Верстовский вошел как автор одной оперы – Аскольдовой могилы, которая постоянно шла на российских сценах в течение столетия и до сих пор изредка появляется в репертуаре. Все оперы Верстовского написаны по типу зингшпиля – формы, в которой музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в городской фольклор.

Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.

Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские годы он провел в родительской усадьбе, где очень часто силами крепостных музыкантов устраивались концерты, на которых звучала музыка Гайдна, Моцарта, а также произведения русских композиторов и обработки народных песен. В такой обстановке, в буквальном смысле насыщенной музыкой, быстро развивались музыкальные способности мальчика.

В молодые годы Верстовский некоторое время учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, после чего посвятил себя искусству. Он становится учеником замечательного пианиста Дж. Фильда. Кроме того, прилежно изучает теорию музыки, пробует свои силы в пении и игре на скрипке. В то же время будущий композитор знакомится с кружком литераторов, актеров и музыкантов, признанным лидером которого являлся А. Шаховский. Связь Верстовского с группой передовых людей той эпохи отразилась на его собственной творческой деятельности: он начал выступать как переводчик пьес, певец и актер в любительских спектаклях, а главное – как автор музыки к театральным постановкам. Вскоре он приобрел популярность как водевильный композитор.

Алексей Николаевич Верстовский

В 1823 году Верстовский, служивший чиновником в одном из петербургских департаментов, был переведен в Москву. Здесь он познакомился с рядом известных деятелей русского искусства, написал музыку к водевилю Грибоедова и Вяземского «Кто брат, кто сестра», в содружестве с Алябьевым и другими композиторами сочинил музыку к водевилям А. Писарева.

В 1825 году Верстовский поступил на работу в один из московских театров в качестве инспектора музыки. Непосредственная близость к театру натолкнула его на мысль о создании оперы, тем более что его желание было горячо поддержано кружком друзей – московских литераторов, в число которых входили такие известные писатели, как С. Аксаков и М. Загоскин.

Несколько лет упорного труда завершились наконец постановкой в 1828 году на сцене Московского Большого театра первой оперы Верстовского под названием «Пан Твардовский», созданной по мотивам старинной польской легенды. А вскоре состоялась премьера и другой оперы – «Вадим», основанной на фантастическом сюжете известной баллады Жуковского.

В 1835 году была поставлена «Аскольдова могила» – лучшая опера Верстовского, написанная на сюжет одноименного романа М. Загоскина и на долгие годы завоевавшая симпатии слушателей. Действие оперы происходит в Древней Руси, но реальные исторические события, как и в романе Загоскина, переплетаются с вымыслом, а бытовые сцены чередуются с фантастическими эпизодами. Краткое содержание оперы «Аскольдова могила» таково: от Неизвестного юный Всеслав узнает, что он – потомок Аскольда, который в свое время был убит предками ныне правящего князя Святослава. Неизвестный призывает Всеслава к мести и к борьбе за княжеский престол. Чтобы вызвать у него ненависть к Святославу, Неизвестный помогает людям князя похитить Надежду, возлюбленную Всеслава. С помощью своего друга, песельника Торопа, Всеслав освобождает Надежду и бежит вместе с ней. Колдунья Вахромеевна обнаруживает убежище беглецов, после чего начинается их преследование. Однако вскоре приходит весть о милости князя, который разрешает Все-славу и Надежде вступить в законный брак. Всеслав мирится со Святославом, а Неизвестный тонет в волнах Днепра.

Как видно, сюжет оперы не отличается особой замысловатостью, но занимательность интриги, романтическая таинственность и драматизм отдельных сцен сделали ее одним из любимейших репертуарных произведений русской сцены. Основная же причина популярности оперы кроется в особенностях музыкальной драматургии. Выдающийся русский критик Серов писал: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие, ловкость распоряжаться сценой».

Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского

Воспроизводя отдаленную эпоху, Верстовский не стремился придать музыке оттенок древности. Напротив, он целиком опирался на современные виды музыкального искусства. В «Аскольдовой могиле» звучат и лирический романс, и баллада, и застольная песня.

Это произведение знаменует собой значительный шаг вперед по сравнению с комическими операми XVIII века. Несмотря на то что здесь еще сохранен принцип чередования музыкальных номеров с разговорными диалогами, сами музыкальные номера под влиянием тех изменений, которые произошли в русской музыке со времени появления первых опер, стали уже другими. Встречаются не только большие, развернутые арии и ансамбли, но и целые музыкальные сцены со сквозным действием. Возросла и роль оркестра. Умелое использование разнообразных инструментальных красок дало возможность Верстовскому создать несколько ярких образов и усилить выразительность музыки.

В первом действии оперы наибольшее внимание привлекает к себе хор рыбаков «Гой ты, Днепр», написанный композитором a capella. Здесь сочетаются широкий распев и мерная маршевая поступь, элементы народного многоголосья и суровые унисонные ходы с аккордовым складом.

Второй хор рыбаков «Ну-те, братцы, поскорее» (также из первого действия) звучит энергично, в равномерном ритме. При этом мелодия верхнего голоса напоминает протяжную песню.

Первое действие содержит также народно-игровую сцену, хоры которой отличаются легкостью, живостью, изяществом мелодической линии. Основаны они на трехдольных танцевальных ритмах, часто встречающихся в польской музыке.

Александр Николаевич Серов

Примечательна ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный» из второго действия, т. к. она является одним из самых ранних примеров большой драматической арии в русской опере. Оркестровая и хоровая звучность помогают композитору нарисовать яркую картину обстановки, в которой происходит действие. Вторая часть арии – стремительное аллегро, заканчивающееся развернутой кодой, – резко противостоит суровой сосредоточенности вступления.

Хор девушек «Ах, подруженьки» (третье действие) интересен сочетанием русских и польских национальных элементов. В вокальной партии звучат интонации городского романса, в то время как аккомпанемент выдержан в ритме полонеза.

Из действующих лиц оперы в первую очередь необходимо обратить внимание на песельника Торопа, наделенного замечательной музыкальной характеристикой. Например, его песня «Близко города Славянска» из третьего действия представляет собой балладу, написанную в сквозной форме. Начинается она в спокойно-повествовательном тоне, но после двукратного повторения основного куплета мажор сменяется минором, а широкая, плавная мелодия – речитативом. В аккомпанементе возникает ритм конского топота и другие изобразительные элементы. Кульминацию сценического действия композитор отмечает «мелодрамой», т. е. говором на фоне инструментального сопровождения. Возвращение вслед за тем основной мелодии дает понять, что музыкальное повествование окончено.

Антракт и хор «Варись, зелье» из четвертого действия созданы в традиции романтической оперы. Музыке антракта композитор старался придать жутковато-фантастический колорит. Сумрачна тональность си-бемоль-минор. Мощное нарастание звучности приводит к тремоло. Неоднократно происходит сопоставление различных регистров, то и дело появляются причудливо звучащие гармонии.

У хора, олицетворяющего нечистую силу, отсутствует самостоятельная партия, и его фактура состоит сплошь из аккордов, дублирующих оркестровые голоса. Каждой фразе хора соответствует мелодия оркестра. При этом отмечается непрерывное нарастание звучности.

Музыка «Аскольдовой могилы» типична для музыкальной практики того времени. Но так как широко распространенный в быту музыкальный материал стал здесь основой для оперных форм нового типа, оперу можно рассматривать как принципиально новый этап в развитии русской оперной драматургии.

После 1835 года Верстовский создал еще три оперы, но они не идут ни в какое сравнение с «Аскольдовой могилой». Появившиеся уже после гениальных творений Глинки, в период расцвета русской классической оперы, они не оказали большого влияния на жизнь русского театра.

Верстовский проявил себя не только как талантливый композитор, но и как театральный деятель, фактически осуществлявший руководство музыкально-театральной жизнью Москвы, а также как режиссер и педагог. Благодаря его усилиям при дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, где готовили музыкантов для оркестра. Верстовский умер в 1862 году. Он внес неоценимый вклад в развитие национального театра.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бах Алексей Николаевич Бах Алексей Николаевич , советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Основатель школы советских биохимиков. Родился в семье техника. С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Алексей Николаевич Верстовский Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бекетов Алексей Николаевич (род. в 1862 г. - ум. в 1941 г.)Архитектор. Создатель ряда зданий, определяющих лицо Харькова.Не потому ли в Харькове не установлен памятник самому, пожалуй, известному зодчему города, что монументальных напоминаний о его делах и так хватает. Что

Из книги автора

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги автора

АПУХТИН, Алексей Николаевич (1840–1893), поэт 250 День ли царит, тишина ли ночная. «День ли царит, тишина ли ночная…» (1880?); муз. П. И. Чайковского (1880) ? Апухтин, с. 217 251 Всё для тебя! «День ли царит, тишина ли ночная…» ? Апухтин, с. 217 252 Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные,

Из книги автора

БУДИЩЕВ, Алексей Николаевич (1866–1916), поэт 1392 * Отвори потихоньку калитку И войди в тихий садик, как тень, Не забудь потемнее накидку, Кружева на головку надень. «Калитка», муз. Бюкли (1909) Это песенный вариант стихотворения Будищева «Только вечер затеплится синий…» (1897). В

Алексей Николаевич (18.02.1799, имение Селивёрстово, близ с. Мезинец Козловского у. Тамбовской губ.- 5.11.1862, Москва), рус. композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки В. был регент из с. Мезинец, бывш. придворный певчий Левит Шафранов. В 1816-1817 гг. В. учился в С.-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. инспектор музыки, с 1830 г. инспектор репертуара московских имп. театров, в 1848-1860 гг. управляющий конторой дирекции московских имп. театров. В.- автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 30-х гг. В. создал 3 духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста). По данным Н. Ф. Финдейзена , эти произведения исполнялись в ц. Вознесения у Никитских ворот и в университетской ц. мц. Татианы (Финдейзен . С. 115-116). Положительную оценку «Обедни» дал А. А. Алябьев в своем письме 1834 г. (Штейнпресс Б . С . Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956. С. 267). В. принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, возможно, в поздний период творчества композитора.

К произведениям духовного содержания можно отнести гимн «Велик Господь» (на слова Н. М. Языкова) для хора и оркестра, сочиненный В. в пользу сирот, оставшихся после смерти родителей в эпидемию холеры (был исполнен в 1831 в зале московского Благородного собрания).

Духовно-муз. сочинения отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки оперному и романсовому творчеству В. Все концерты написаны в 3-частной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приемы имитационной полифонии. В рамках раннеромантической гармонии В. широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов. Большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает нек-рые песнопения «Преждеосвященной обедни».

Произведения В. на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в С.-Петербург директору Придворной певческой капеллы Ф. П. Львову , о чем сообщал в письме В. Ф. Одоевскому в 1836 г. (Автобиография композитора Верстовского / Cообщ. Б. Модзалевский // Бирюч Петроградских гос. акад. театров: Сб. ст. [Пг.], 1920. Вып. 2. С. 236). В этом письме В. упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для 4 голосов (в наст. время не найден). «Обедня» и духовные концерты В. вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве прот. Димитрия Разумовского .

Соч.: «Обедня» (Литургия св. Иоанна Златоуста), концерты: «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах». Для муж. хора (2 тенора и 2 баса): Ркп. // Собр. соч. / МГК. Т. 9. С. 167-187, 189-225; Преждеосвященная Обедня // РГБ ОР. Ф. 380. К. 21. № 4.

Н. Ю. Плотникова

Русский композитор и театральный деятель. С детства обучался музыке. Переехав с семьёй в Уфу (1808), выступал в концертах (по нек-рым сведениям, его учителем был местный музыкант П. И. Протопопов). В 1816-17 учился в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения (Петербург), служил в разл. гражданских учреждениях, продолжая заниматься музыкой; брал уроки у Д. Штейбельта и Дж. Филда (фп.), Ф. Бёме и Л. Маурера (скрипка), Брандта, Цейнера и М. Миллера (теория композиции), Тарквини (пение). Сблизился с А. А. Алябьевым, с драматургами H. M. Хмельницким, А. А. Шаховским и др. В. увлекался т-ром: писал и переводил на русский язык (с франц.) либр. водевилей, участвовал в любит. спектаклях, сочинял музыку к театр. представлениям. В 1819 в петерб. Большом т-ре была пост. опера-водевиль В. "Бабушкины попугаи". В 1823 переехал в Москву (служил в канцелярии генерал-губернатора Д. В. Голицына). С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара Моск. имп. т-ров, в 1848-60 управляющий конторой Дирекции Моск. имп. т-ров. В 1833 В. экстерном окончил Моск. ун-т. Был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. Ф. Одоевским, А. И. Писаревым, а также с литераторами славянофильского направления - С. Т. Аксаковым, M. H. Загоскиным и С. П. Шевырёвым, оказавшими на него большое воздействие.

В. занимал ведущее положение в артистич. кругах Москвы. Он был учителем-воспитателем единой в то время оперной и драм. труппы. Превосходный музыкант, знаток сцены, В. способствовал поднятию художеств. уровня спектаклей, обогащению репертуара, улучшению работы театр. школы, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров (привлёк в т-р тенора А. О. Бантышева, драм. артистку Л. П. Никулину-Косицкую). 35-летний период работы В. в моск. т-рах часто наз. "эпохой Верстовского". Его театр. деятельность была высоко оценена A. Н. Островским.

Творчество В. в основном связано с театром. Один из основоположников жанра рус. оперы-водевиля, B. создал более 30 произв. этого жанра (частично с др. композиторами), в т. ч. "Хлопотун, или Дело мастера боится" (совм. с А. А. Алябьевым, текст Писарева, 1824), "Средство выдавать дочерей замуж" (текст Писарева, 1828) и др.

В. был также автором многочисл. вок. сочинений, среди к-рых выделяются полные драматизма и романтич. страстности баллады - развёрнутые композиции, изобилующие контрастными эпизодами ("Чёрная шаль" на сл. Пушкина, "Бедный певец", "Ночной смотр" и "Три песни барда" на сл. В. А. Жуковского, и др.). Этот типичный для романтизма жанр получил в России наиболее яркое выражение в творчестве В. Популярность завоевала "Чёрная шаль" (1823, исп. 1824). Для лучших баллад В. (названных автором "кантатами") характерна театральность, мн. из них исполнялись на сцене в декорациях, костюмах, с соответствующей сценич. игрой, в сопр. оркестра.

Приобретя опыт в сочинении театр. музыки, В. в кон. 20-х гг. обратился к опере. Ему принадлежит 6 опер, среди к-рых выделяется "Аскольдова могила" (либр. M. H. Загоскина по его повести, 1835). В операх В. нар. нац.-рус. начало сочетается с романтизированной фантастикой. Для них характерно правдивое, поэтичное отражение рус. быта. Композитор считал важнейшим достижением своего оперного творчества наличие "русской характеристики". Яркость муз.-сценич. образов, доходчивость музыки, основанной на бытовом материале (использование романсово-песенных мелодий), отличают "Аскольдову могилу" - одно из крупнейших произв. рус. оперы доглинкинского периода. Но с появлением опер М. И. Глинки и A. С. Даргомыжского сочинения В. оказались устаревшими, они уже не отвечали требованиям времени. Почти все оперы В. содержат разговорные диалоги (в опере "Вадим" роль гл. действующего лица, чисто речевая, поручена драм. актёру). В. использует также приём мелодрамы: сцены ужасов (заклинания, появления злых духов и проч.) обычно строятся в виде речевой декламации на фоне оркестрового сопровождения.

Суждения В. об опере изложены в статье "Отрывки из истории драматической музыки" (опубл. в 1-й ч. "Драматического альбома для любителей театра и музыки на 1826 год", изд. совм. с А. И. Писаревым). B. издал также 2 "Музыкальных альбома" (на 1827 и 1828). В 1860 В. вышел в отставку, но связь с т-ром сохранил до последних дней.

Сочинения: оперы - Пан Твардовский (1828, Большой т-р, Москва), Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по 2-й ч. баллады В. А. Жуковского "Громобой, или Двенадцать спящих дев", 1832, там же), Аскольдова могила (по Загоскину, 1835, там же), Тоска по родине (по Загоскину, 1839, там же), Чурова долина, или Сон на яву (1844, там же), Громобой (по 1-й ч. одноименной баллады Жуковского, 1854, пост. 1857, там же); оперы-водевили и комедии-водевили (св. 30) - Сентиментальный помещик в степной деревне (пер. с франц. В., 1817), Бабушкины попугаи (1819), Карантин (совм. с Л. В. Маурером, 1820), Сюрпризы (совм. с К. А. Кавосом, Корсаковым, Леброком, по Э. Скрибу, 1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. А. Алябьевым и Маурером, 1822), Дом сумасшедших, или Странная свадьба (пер. с франц. В., 1822), Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (совм. с Алябьевым и Ф. Е. Шольцем, текст Писарева, 1824), Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1824), Проситель (совм. с Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Шольцем, текст Писарева, 1824), Встреча дилижансов (совм. с Алябьевым, 1825), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Алябьевым и Шольцем, текст Писарева, 1825), Волшебный нос, или Талисманы и финики (совм. с др. авторами, текст Писарева, 1825), Опыт артистов, или Авось удастся (совм. с Виельгорским и И. И. Геништой, 1825), Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери (текст Писарева, 1825), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1825), Притчи, или Эзоп у Ксанфа (совм. с др. авторами, 1826), Две записки, или Без вины виноват (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых (текст Писарева, 1827), Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (совм. с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит (текст Загоскина, 1827), Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам (совм. с Алябьевым и Шольцем, 1827), Вечер под Новый год (совм. с др. авторами, текст Писарева, 1827), Пять лет в два часа, или Как дороги утки (текст Писарева, 1828), Средство выдавать дочерей замуж (текст Писарева, 1828), Утро после бала (водевиль из пьесы "Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы" Писарева, 1828), Новый Парис (совм. с Алябьевым и Маурером, 1829), Станислав, или Не всякий так сделает (1829), Дипломат (1829), Муж и жена (совм с Алябьевым, Маурером, Шольцем, 1830), Старый гусар, или Пажи Фридриха 11-го (совм. с Алябьевым и Геништой, 1831) и др.; для орк. - Торжественная увертюра на открытие Малого т-ра в Москве, Вариации на две темы (для англ. рожка с орк.) и др.; кантаты и др. вок.-симф. произв. - Певцы во стане русских воинов (сл. Жуковского, 1827), Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией (1829), Кантата к 100-летию Московского ун-та (1855), кантата Пир Петра I (сл. Пушкина, кон. 1850-х гг.), Военный гимн для праздника Донского казачества, и др.; для фп. - Два вальса, Четыре мазурки и др.; для голоса с фп. - баллады (фп. и орк. варианты) Черная шаль (сл. Пушкина), Три песни Скальда, Бедный певец, Пустынник, Ночной смотр (все на сл. Жуковского); романсы - Гишпанская песня, Два ворона, Певец, Цыганская песня Земфиры, Тоска по милом, Колокольчик (Вот мчится тройка удалая) и др.; обр. нар. песен (для солистов, хора и орк.) - Не одна во поле дороженька, У ворот девки стоят, Мой соловей, За долами и горами и др.; духовная музыка - Обедня и два концерта, Духовный концерт и др.; музыка к драм. спектаклям (в т. ч. отд. номера) - Любопытная, или Догадки невпопад (1825), пролог Торжество муз (совм. с Алябьевым, Шольцем, текст M. A. Дмитриева, 1825, исп. на открытии моск. Большого т-ра), Выкуп Барда, или Сила песнопения (драм. картина Дмитриева, 1827), Школа супругов (1827), День падения Миссолонги (героич. мелодрама, 1829), Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829), Цыганы (инсц. В. А. Каратыгина одноим. поэмы Пушкина, 1832), Рославлев (романтич. представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832), Кремнев, русский солдат (нар. драм. представление, текст И. H. Скобелева, 1839), Параша-сибирячка (рус. быль H. A. Полевого, 1840) и др.

Письма: "Русская старина", 1889, февраль; там же, 1904, апрель; "РМГ", 1899, No 7; Щукинский сборник, вып. 9, M., 1910, с. 363-76; "Библиотека театра и искусства", 1912, кн. 2, с. 29-32; "Музыкальная старина", 1911, вып. 6, с. 104-15; "ЕИТ", 1912, вып. 7, с. 51-66; там же, 1913 вып. 1-2, 4-5; там же, 1914, вып. 1, 3, 4; "Бирюч Петрогр. Гос. академических театров", сб. 2, P., 1920 (на обложке, 1921), с. 227-41.

Литература: Серов A. H., Верстовский и его значение для русского искусства, "Иллюстрация", 1862, No 250; то же, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Pиндейзен H. P., Алексей Николаевич Верстовский, "ЕИТ". Сезон 1896-1897. Приложение, кн. 2, СПБ, 1898 (есть отд. оттиск); Глумов А., Пушкин, Верстовский и Виельгор-ский, "СМ", 1934, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре, M., 1956; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 151-160, 166-73, Левашева О., A. H. Верстовский, "СМ", 1949, No 6, Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, M. - Л., 1949; его же, А. Верстовский и его опера "Аскольдова могила", M., 1962; Штейнпресс Б. С., Глинка. Верстовский и др., в кн.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л. - M., 1450; Асафьев Б. В., Композитор из плеяды славяно-российских бардов - Алексей Николаевич Верстовский, в его кн.: Избр. труды, т. 4, M., 1955; Ливанова T. H., Протопопов В. В., Оперная критика в России, вып. 1, M., 1966; Ливанова T. H., то же, вып. 2, M., 1967; Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века (1836-1856), Л., 1969, с. 257-91; Войнова А. В., Предисловие и коммент., в нотном изд.: Верстовский А., Романсы, песни и куплеты из музыки к водевилям и пьесам, M., 1971.

Б. В. Доброхотов

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) - русский композитор и театральный деятель.

Биография

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать - Анна Васильевна (урождённая Волкова) - происходила из военной среды. С детства Верстовский был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой Верстовский обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

В 1816 переехал в Санкт-Петербург. Там он был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем продолжал своё музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано), Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. В. Маурера (скрипка), Брандта, К. Т. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы он начал страстно увлекаться театром, среди его петербургских друзей были выдающиеся деятели театра: князь Шаховской, П. Н. Арапов, А. А. Алябьев, Н. В. Всеволожский, П. Е. Мансуров, Ф. Ф. Юрьев. Кроме того, Верстовский активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам. Его первые три оперы-водевили «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Петербурге и имели большой успех. Тексты этих произведений создал друг Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург Н. И. Хмельницкий.

С 1823 года до конца жизни судьба композитора оказалась связана с Москвой. Поначалу он был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 он занимает должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 инспектор репертуара, а с 1842 по 1859 он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет скитания по наёмным домам с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 они купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили, до переезда в Хлебный переулок в 1860. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесён в 1971 году.

Годы жизни в Москве были наполнены для Верстовского активнейшей музыкально-общественной деятельностью. Период, когда Верстовский был фактическим руководителем театральной жизни города современники назвали «эпохой Верстовского». Он показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра, педагога. Он всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 совместно с А. И. Писаревым он издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном он закончил Императорский Московский университет. Параллельно с этим шла интенсивная композиторская деятельность.

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер - «Пан Твердовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».