Василий ян биография. Василий Ян: биография писателя

Василий Григорьевич Ян (настоящая фамилия - Янчевецкий; 23 декабря 1874 (4 января 1875), Киев - 5 августа 1954, Звенигород Московской области) - русский советский писатель. Родился в семье учителя, директора ревельской гимназии, Григория Андреевича Янчевецкого: его отец происходил из семьи волынских священников, после семинарии и университета преподавал в гимназии латинский и греческий языки.
В 1897 году Василий Ян окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Впечатления от двухлетнего путешествия по России легли в основу книги "Записки пешехода" (1901). В 1901-1904 годах служил инспектором колодцев в Туркестане, где изучал восточные языки и жизнь местного населения. Во время русско-японской войны - военный корреспондент Санкт-Петербургского телеграфного агентства (СПТА). После чего, в 1906-1913 годах, преподавал латинский язык в Первой петербургской гимназии (угол Кабинетской (ныне - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической)), где из числа гимназистов в 1910 году создал один из первых скаутских отрядов "Легион юных разведчиков". Как организатор скаутов встречался с приезжавшим в Россию в 1910 году полковником Робертом Бейден-Пауэллом.
С осени 1910 года выпускал журнал "Ученик". В 1913 году работал корреспондентом СПТА в Турции, в 1914, с началом Первой мировой войны, - военный корреспондент СПТА в Румынии. В 1918-1919 годах работал в походной типографии армии Колчака в Сибири. После восстановления в Ачинске Советской власти работал учителем, корреспондентом, директором школы в Урянхае (Тува), затем редактором и заведущим редакцией газеты "Власть труда" в Минусинске. Именно тогда он впервые стал подписываться псевдонимом Ян. В 1923 году приехал в Москву.
В 1920-х публиковал в основном исторические и приключенческие рассказы. С 1927 года под псевдонимом "В.Ян" публиковал историко-краеведческие статьи о Туркестане в журнале "Всемирный следопыт". Главное сочинение писателя - историческая трилогия "Нашествие монголов", в которую входят романы "Чингисхан" (1939), "Батый" (1942), "К последнему морю" (вышел в 1955, после смерти писателя). Также популярностью пользовались исторические повести "Финикийский корабль" (1931), "Огни на курганах" (1932), "Молотобойцы" (1933).
Сочинения:
* "Записки пешехода", 1901
* рассказ "Рассказ капитана", 1907
* рассказ "Душа", 1910
* "Воспитание сверхчеловека", 1910
* "Что нужно сделать для петербургских детей", 1911
* роман "Афганский изумруд"
* повесть "Финикийский корабль", 1931
* повесть "Огни на курганах", 1932
* повесть "Спартак", 1933
* повесть "Молотобойцы" 1933
* Трилогия "Нашествие монголов":
- повесть "Чингисхан", 1939 (Государственная премия СССР 1942 года)
- повесть "Батый", 1942
- повесть "К последнему морю", издана 1955
* "Юность полководца"
* "Загадка озера Кара-нор"
* "Поход Ермака"
* "На крыльях мужества"
* "Плавильщики Ванджа"
* "В песках Каракума"
* Голубые дали Азии

Ян Василий - известный отечественный писатель, общеизвестное имя которого на самом деле было псевдонимом. Его настоящая фамилия - Янчевецкий. Этот талантливый человек - автор исторических романов, обладатель Сталинской премии.

Биография писателя

Ян Василий родился в Киеве в 1874 году. Его отец был преподавателем в киевской гимназии. Затем работал в Ревеле и Риге. Василий у него учился греческому и латинскому языкам. У него также был старший брат, который в будущем стал востоковедом и журналистом.

Ян Василий в 1897 году окончил Петербургский университет. Он учился на историко-филологическом факультете. После этого отправился на два года в путешествие по стране, чтобы лучше узнать Россию. Увиденное стало основой для его первой книги под названием "Записки пешехода", которая была опубликована в 1901 году.

После этого он на некоторое время переехал в Великобританию, где трудился при библиотеке Британского музея.

Знакомство с Востоком

В 1901 году Ян Василий впервые приехал в Ашхабад. С востоком была тесно связана его писательская биография. Он начал работать в канцелярии руководителя Закаспийской области. Параллельно изучал местные языки и жизнь аборигенов. Посетил пустыню Каракумы, побывал в экспедиции на границе Персии и Афганистана. После этого он регулярно возвращался в Среднюю Азию, написал множество книг, посвященных этим краям.

В 1905 году он отправился на Русско-японскую войну. Был военным корреспондентом, писал с Дальнего Востока для телеграфного агентства, которое базировалось в Петербурге.

В 1907 году продолжил карьеру журналиста в газете "Россия". Часто отправлялся в дальние командировки. В то же время преподавал латынь в первой петербургской гимназии. В его классе была немало известных в будущем людей - поэт Всеволод Рождественский и известный драматург Всеволод Вишневский.

В 1910 году герой этой статьи организовал один из первых в нашей стране отряд скаутов. Встречался с основателем этого движения англичанином Баден-Пауэллом.

В 1913 году Василий Янчевецкий вместе со всей семьей на время уехал за границу. Он жил в Турции, работая там для телеграфного агентства. После того, как началась Первая мировая война, перебрался в Румынию.

Возвращение в Россию

В Россию Ян Василий Григорьевич вернулся в 1918 году. Свою супругу он оставил в Румынии, а сам, забрав детей, проехал через весь белогвардейский Крым.

Служил вместе с Колчаком в Сибири. Работал в походной типографии и даже получил звание полковника. Издавал прифронтовую газету "Вперед". Интересно, что редакция этого издания была передвижной. Она размещалась в двух вагонах железнодорожного состава. Объем газеты был небольшим, поэтому редакция старалась давать минимум официальной информации - только сводки с фронтов и оперативные сведения. Большую часть занимали рассказы, фельетоны и агитационные материалы, которые писались примитивным языком, понятным человеку даже с начальным образованием.

Когда установилась советская власть, Янчевецкий находился в Ачинске. Он принял новый строй, стал работать учителем. Вскоре переехал в Минусинск, где начал публиковать очерки и пьесы для местного театра. Тогда он впервые начал использовать псевдоним Ян. Василий Григорьевич в 1923 году переехал в Москву.

Исторические романы

Главным образом Ян прославился как автор исторических романов. Первыми его повестями стали "Финикийский корабль", посвященный плаванию финикийцев, "Огни на курганах" о противостоянии согдийцев Александра Македонского и скифов, а также "Спартак" про восстание древнеримских рабов и "Молотобойцы" о зарождении в России мануфактур, который увидел свет в 1934 году.

После начала Великой Отечественной войны он записался добровольцем на фронт, но его не взяли по старости. Писателю на тот момент было 67 лет. Тогда Ян отправился в эвакуацию в Ташкент.

Там и продолжил свою главную трилогию Василий Ян - "Нашествие монголов". В нее вошли романы "Чингисхан", посвященный завоеванию этим военачальником Средней Азии, "Батый" о покорении татаро-монголами Северо-Восточной Руси, а также "К последнему морю" о походе азиатов на Южную Русь, а также на запад до самого Адриатического моря.

Книги Василия Яна были весьма популярны среди советских читателей, они выпускались огромными тиражами. В годы войны тема борьбы предков монголами в XIII веке стала одной из самых востребованных. Яну даже вручили Сталинскую премию в 1942 году.

Последние произведения

Следующими его произведениями стали повесть-сказка "На крыльях мужества, сюжет которой был параллелен "Чингисхану". Она вышла не только на русском, но и на туркменском и узбекском языках. Существовала радиопостановка данного произведения.

После войны Василий Ян дописывал начатые еще в Ташкенте "Рассказы "старого закаспийца". В то время он жил в Подмосковье, в последний год - непосредственно в Звенигороде. Писатель еще строил обширные творческие планы, но им не суждено было сбыться. Его сразила тяжелая болезнь, из-за которой он скоропостижно скончался.

Василий Ян умер в 1954 году. Его похоронили в Москве на Армянском кладбище. Позже тело было перезахоронено на Ваганьковском погосте.

Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности: Годы творчества: Жанр:

проза на историческую тематику

Язык произведений: Премии:

Васи́лий Григо́рьевич Ян (настоящая фамилия - Янчеве́цкий ) (1874/75-1954), русский советский писатель, прославившийся как автор исторических романов . Лауреат Сталинской премии первой степени ().

Биография

Василий Григорьевич Янчевецкий родился 23 декабря 1874 (4 января ) года в семье учителя, преподававшего в киевской , а затем в рижской и ревельской гимназиях латинский и греческий языки (где Василий и учился). В 1897 году окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Два года путешествовал по России, впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901), затем около года жил в Англии - работал в библиотеке Британского музея и путешествовал.

Василий Ян как публицист был приглашён к сотрудничеству со средствами массовой информации, как среднеазиатскими, так и центральными, главы из ещё недописанной повести-сказки «На крыльях мужества» (с сюжетом, параллельным «Чингиз-хану») печатались на русском, узбекском и туркменском, передавались по радио, по мотивам книг планировалось поставить оперу «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» и снять два фильма - «Чингиз-хан» и «Джелаль-эд-Дин».

Вернувшись из эвакуации, Ян дописывал, начатые в Ташкенте и «На крыльях мужества», перерабатывает «Огни на курганах», строит новые планы, которым не суждено было сбыться из-за тяжёлой болезни и последующей смерти. Писатель умер 5 августа 1954 года . Был похоронен на Армянском кладбище в Москве, но недавно [когда? ] перезахоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Могила В.Г. Янчевецкого на Ваганьковском кладбище

Создавая свои произведения Ян, зачастую следовал убеждению, что героические личности «должны быть не такими, какими они были в действительности, а какими они должны быть, чтобы стать идеалом », должны возвышаться над остальными, показанными реалистично. Писателю удаётся показать сложность человеческой судьбы и отсутствие деления на своих и чужих. Интерес к его произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1942) - за роман «Чингиз-хан» (1939)

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1907-1913 - угол Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической) , Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия
  • 1909-1912 - доходный дом Лыткина - Набережная реки Фонтанки , 53.

Сочинения

Повести (романы)

  • «Афганский изумруд» (незаконченная повесть), 1912
  • «Финикийский корабль», 1931
  • «Огни на курганах », 1932-1952
  • «Спартак», 1933
  • «Молотобойцы» 1934
  • «Нашествие монголов » (трилогия):
    • «Чингиз-хан» («Чингисхан») (1939)
    • «Батый», 1942 (сокращённый вариант для детей - «Нашествие Батыя», 1941)
    • «К „последнему“ морю», 1955
  • «На крыльях мужества» (повесть-сказка), 1940-е
  • «Юность полководца», 1952
  • «Поход Ермака», ?

Пьесы и сценарии

  • «Невеста красного партизана», 1921-1923
  • «Колчаковщина», 1921-1923
  • «Деревня, проснись», 1921-1923
  • «Нота лорда Керзона», 1921-1923
  • «Красноармейская звезда», 1921-1923
  • комедия «Худжум», 1925-1927
  • «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» (либретто непоставленной оперы), 1944
  • «Чингиз-хан» (либретто неснятого фильма), 1944
  • «Джелаль-эд-Дин» (либретто неснятого фильма), 1944

Рассказы

  • «Рассказы о необычайном»
    • «Что лучше?», 1944
    • «Голубая сойка Заратустры», 1945
    • «Овидий в изгнании», начало 1930-х
    • «Трюм и палуба», 1929
    • «Возвращение мечты», конец 1940-х
    • «В Орлином гнезде „Старца горы“», конец 1940-х
    • «Скоморошья потеха», конец 1940-х
    • «Партизанская выдержка (Валенки летом)», 1922
    • «Загадка озера Кара-нор», конец 1920-х
    • «В песках Каракума», конец 1920-х
    • «Плавильщики Ванджа», начало 1930-х
  • «Рассказы „старого закаспийца“»
    • «Колокол пустыни», 1906
    • «Тач-Гюль (В горах Персии)», 1910
    • «Демон Горы», 1943-1944
    • «Ватан („Родина“)», 1936
    • «Афганские привидения», конец 1906
    • «Письмо из скифского стана», конец 1920-х
    • «Видения дурмана (Душа)», 1910
    • «Рогатая змейка (Рассказ капитана)», 1907
    • «Три счастливейших дня Бухары», 1944
  • путевые заметки «Голубые дали Азии», 1947-1948

Очерки и статьи

  • сборник очерков «Записки пешехода», 1901
  • сборник статей «Воспитание сверхчеловека», 1908
  • брошюра «Что нужно сделать для петербургских детей», 1911
  • «В Чёрном море», 1907-1912
  • «В Босфоре», 1907-1912
  • «В Афинах», 1907-1912
  • «Записки русского путешественника», 1907-1912
  • «На русском Севере», 1907-1912
  • «В защиту Приамурья», 1907-1912
  • «Япония и Корея», 1907-1912
  • «Неиспользованные богатства Сахалина», 1907-1912
  • «Самарканд», 1925-1927
  • «Пляски женщин Узбекистана», 1925-1927
  • «Узбекский народный театр», 1925-1927
  • «Узбекская драма», 1925-1927
  • «О 1-й мастерской хореографии», 1925-1927
  • «Александр и Спитамен», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «Как я работал над своими книгами», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «Историческая достоверность и творческая интуиция», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «Завоевание Средней Азии Александром Македонским», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «У горы Фархада», 1941-1944
  • «Новый узбекский народный театр», 1941-1944
  • «Муканна», 1941-1944
  • «Проблема исторического романа», 1941-1944
  • «Красноармеец», 1941-1944

Литература

  • Разгон Л. Э. В. Ян Критико-биографический очерк . - М., 1969; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 2. - М., 1969.
  • Янчевецкий М. В. В. Ян и Средняя Азия // В. Ян. Огни на курганах: Повести, рассказы. - М.: Советский писатель, 1985. - С. 677-702.
  • Ян В. Г. Голубые дали Азии: путевые заметки // Огни на курганах: Повести, рассказы. - М.: Советский писатель, 1985. - С. 597-677.

Василий Григорьевич Янчевецкий родился 23 декабря 1874 (4 января 1875) года в семье учителя, преподававшего в киевской, а затем в рижской и ревельской гимназиях латинский и греческий языки (где Василий и учился). В 1897 году окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Два года путешествовал по России, впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901), затем около года жил в Англии - работал в библиотеке Британского музея и путешествовал.
В 1901 году впервые приехал в Асхабад, на службу в канцелярию начальника Закаспийской области, куда был взят по рекомендации старшего брата. Активно изучал восточные языки и жизнь местного населения. В 1902 году ездил через пустыню с научно-статистическими целями в Хиву (проверял состояние колодцев на караванной тропе), был на приёме у хивинского хана и его наследника. Участвовал в исследовательской экспедиции вдоль персидско-афганской границы. В Среднюю Азию он возвращался потом не раз, а среднеазиатская тематика заняла центральное положение в его творчестве.
Во время Русско-японской войны в 1905-1906 годах военный корреспондент Санкт-Петербургского телеграфного агентства на Дальнем Востоке. В 1906-1907 годах работал в Ташкенте статистиком в Переселенческом управлении Туркестана. В 1907-1912 годах служил в редакции газеты «Россия» (много ездил в дальние командировки), преподавал латинский язык в 1-й петербургской гимназии, среди его учеников были драматург В. Вишневский и поэт В. Рождественский. Из числа гимназистов в 1910 году создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Робертом Бейден-Поуэллом. С осени 1910 года по июль 1914 выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.
В 1913-1918 годах вместе с семьей жил за границей, работая корреспондентом телеграфного агентства: в Турции, а с началом Первой мировой войны - в Румынии. В 1918 году вернулся с детьми через белогвардейский Крым в Россию, оставив в Румынии жену, оперную певицу, а впоследствии известную югославскую исполнительницу русских романсов Ольгу Янчевецкую . В 1918-1919 годах работал в походной типографии армии Колчака в Сибири. После установления в Ачинске Советской власти работал учителем, корреспондентом, директором школы в селе Уюк Урянхайского края, затем редактором и заведующим редакцией газеты «Власть труда» в Минусинске, куда также размещал свои очерки, писал пьесы для городского театра (в том числе для детей). Именно тогда он впервые стал подписываться псевдонимом Ян. В 1923 году ненадолго приехал в Москву.
В 1925-1927 служит в Самарканде экономистом узбекских банков, где также много пишет в журнал «Всемирный следопыт» статей и очерков о культуре Узбекистана. Его пьеса о переменах в жизни восточных женщин «Худжум» (с узбекского - раскрепощение) шла на многих сценах Средней Азии.
Вернувшись в 1928 году в Москву приступает к написанию исторических рассказов и повестей. Первыми повестями были «Финикийский корабль» о плаваниях финикийцев (1931), «Огни на курганах» о сопротивлении скифов и согдов Александру Македонскому (1932), «Спартак» о восстании рабов в Риме (1933) и «Молотобойцы» о появлении мануфактур в России (1934).
В июне 1941 года Василий Ян просился на фронт, но не был взят по старости. До 1944 года был в эвакуации в Ташкенте. Главное сочинение писателя - историческая трилогия «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингиз-хан» о завоевании Центральной Азии (1939), «Батый» о завоевании Северо-Восточной Руси (1942) и «К „последнему морю“» о завоевании Южной Руси и походе дальше на запад до Адриатического моря (1955, после смерти писателя). Тема борьбы предков народов СССР с монгольскими завоевателями в XIII веке оказалась очень актуальной в годы Великой Отечественной войны. Книги получили множество положительных отзывов как от населения, так и от историков, востоковедов, критиков и литературоведов и стали популярны. Эта эпопея «основана на тщательном изучении источников и выполнена с большой добросовестностью; трилогия захватывает читателя увлекательностью действия».
Василий Ян как публицист был приглашён к сотрудничеству со средствами массовой информации, как среднеазиатскими, так и центральными, главы из ещё недописанной повести-сказки «На крыльях мужества» (с сюжетом, параллельным «Чингиз-хану») печатались на русском, узбекском и туркменском, передавались по радио, по мотивам книг планировалось поставить оперу «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» и снять два фильма - «Чингиз-хан» и «Джелаль-эд-Дин».
Вернувшись из эвакуации, Ян дописывал, начатые в Ташкенте «Рассказы „старого закаспийца“» и «На крыльях мужества», перерабатывает «Огни на курганах», строит новые планы, которым не суждено было сбыться из-за тяжёлой болезни и последующей смерти. Писатель умер 5 августа 1954 года. Был похоронен на Армянском кладбище в Москве, но недавно перезахоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Могила В.Г. Янчевецкого на Ваганьковском кладбище
Создавая свои произведения Ян, зачастую следовал убеждению, что героические личности «должны быть не такими, какими они были в действительности, а какими они должны быть, чтобы стать идеалом», должны возвышаться над остальными, показанными реалистично. Писателю удаётся показать сложность человеческой судьбы и отсутствие деления на своих и чужих. Интерес к его произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.

Васи́лий Григо́рьевич Ян (настоящая фамилия - Янчеве́цкий ; 23 декабря 1874 (4 января ), Киев - 5 августа , Звенигород) - русский советский писатель, автор исторических романов . Лауреат Сталинской премии первой степени (1942).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился в Киеве в семье Григория Андреевича Янчевецкого - учителя, преподававшего в киевской , а затем в рижской и ревельской гимназиях (где Василий и учился) латинский и греческий языки . Старший брат Василия, Дмитрий Янчевецкий , стал журналистом и востоковедом.

    В 1907-1912 годах служил в редакции газеты «Россия» (много ездил в дальние командировки), преподавал латынь в 1-й петербургской гимназии , среди его учеников были будущий драматург Всеволод Вишневский и будущий поэт Всеволод Рождественский . Последний вспоминал :

    Из числа гимназистов в 1910 году Янчевецкий создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Баден-Пауэллом . С осени 1910 года по июль 1914 выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.

    В 1913-1918 годах Янчевецкий вместе с семьёй жил за границей, работая корреспондентом телеграфного агентства: в Турции , а с началом Первой мировой войны - в Румынии .

    В 1918 году вернулся с детьми через белогвардейский Крым в Россию, оставив в Румынии жену, оперную певицу, а впоследствии известную югославскую исполнительницу русских романсов Ольгу Янчевецкую .

    В 1918-1919 годах работал в походной типографии Русской армии адмирала Колчака в Сибири , в звании полковника . Был редактором и издателем фронтовой ежедневной газеты «Вперёд» (1919). Это издание стало выходить в первых числах (нов. ст.) марта 1919 года. Редакция не имела собственного здания - размещалась она в двух вагонах, стоявших на городской ветке. В одном из них помещались передвижная типография, в которой и печаталась газета. Девизом этого двухполосного издания (формата А-3) были слова «Верьте в Россию». Один номер в пределах города стоил 35 коп., а на станциях железной дороги на пять копеек дороже. Судя по всему, при подготовке номеров редакция придерживалась следующего правила: ввиду небольшого объёма газеты давать лишь минимум официальной информации (как правило, к ней относились известия о положении дел на фронте и оперативные сводки). Большая часть того или иного номера отводилась под последние новости, небольшие фельетоны, рассказы, а также под агитационные статьи, написанные простым языком, понятным каждому «разумеющему грамоте» солдату. Если верить «сводному каталогу периодики Западной Сибири», то выпуск этой газеты (№ 102 за 30 июля 1919 года), хранящийся в библиотеке ГАОО, единственный дошедший до нас номер данного периодического издания , однако неполные комплекты имеются в библиотеке ГАРФ и (микрофильм) в отделе РЗ РГБ.

    Создавая свои произведения Янчевецкий, зачастую следовал убеждению, что героические личности «должны быть не такими, какими они были в действительности, а какими они должны быть, чтобы стать идеалом», должны возвышаться над остальными, показанными реалистично. Писателю удаётся показать сложность человеческой судьбы и отсутствие деления на своих и чужих. Интерес к его произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.

    Награды и премии

    • Сталинская премия первой степени (1942) - за роман «Чингиз-хан» (1939)
    • медали

    Адреса в Санкт-Петербурге

    (трилогия):
    • «Чингиз-хан» («Чингисхан») (1939)
    • «Батый», 1942 (сокращённый вариант для детей - «Нашествие Батыя», 1941)
    • «К „последнему“ морю», 1955
  • «На крыльях мужества» (повесть-сказка), 1940-е
  • «Юность полководца», 1952
  • После фальсификации, сделанной в 2011 году «Ленинградским издательством» , по интернету разошёлся текст романа «Поход Ермака», якобы написанный Яном. На самом деле под видом сочинения Яна был издан роман Лидии Чарской «Грозная дружина», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1909 году (переиздавался в 2006 и 2008 годах в собраниях сочинений Чарской). Хотя заявленный тираж подделки «Лениздата» составлял всего 7000 экз., фальсификация удалась, и на неё ссылаются как на реальное произведение Яна.

    Пьесы и сценарии

    • «Невеста красного партизана», 1921-1923
    • «Колчаковщина», 1921-1923
    • «Деревня, проснись», 1921-1923
    • «Нота лорда Керзона», 1921-1923
    • «Красноармейская звезда», 1921-1923
    • комедия «Худжум», 1925-1927
    • «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» (либретто непоставленной оперы), 1944
    • «Чингиз-хан» (либретто неснятого фильма), 1944
    • «Джелаль-эд-Дин» (либретто неснятого фильма), 1944

    Рассказы

    • «Рассказы о необычайном»
      • «Что лучше?», 1944
      • «Голубая сойка Заратустры», 1945
      • «Овидий в изгнании», начало 1930-х
      • «Трюм и палуба», 1929
      • «Возвращение мечты», конец 1940-х
      • «В Орлином гнезде „Старца горы“», конец 1940-х
      • «Скоморошья потеха», конец 1940-х
      • «Партизанская выдержка (Валенки летом)», 1922
      • «Загадка озера Кара-нор», конец 1920-х
      • «В песках Каракума», конец 1920-х
      • «Плавильщики Ванджа», начало 1930-х
    • «Рассказы „старого закаспийца“»
      • «Колокол пустыни», 1906
      • «Тач-Гюль (В горах Персии)», 1910
      • «Демон Горы», 1943-1944
      • «Ватан („Родина“)», 1936
      • «Афганские привидения», конец 1906
      • «Письмо из скифского стана», конец 1920-х
      • «Видения дурмана (Душа)», 1910
      • «Рогатая змейка (Рассказ капитана)», 1907
      • «Три счастливейших дня Бухары», 1944
    • путевые заметки «Голубые дали Азии», 1947-1948

    Очерки и статьи

    • сборник очерков «Записки пешехода», 1901
    • сборник статей «Воспитание сверхчеловека», 1908
    • брошюра «Что нужно сделать для петербургских детей», 1911
    • «В Чёрном море», 1907-1912
    • «В Босфоре», 1907-1912
    • «В Афинах», 1907-1912
    • «Записки русского путешественника», 1907-1912
    • «На русском Севере», 1907-1912
    • «В защиту Приамурья», 1907-1912
    • «Япония и Корея», 1907-1912
    • «Неиспользованные богатства Сахалина», 1907-1912
    • «Самарканд», 1925-1927
    • «Пляски женщин Узбекистана», 1925-1927
    • «Узбекский народный театр», 1925-1927
    • «Узбекская драма», 1925-1927
    • «О 1-й мастерской хореографии», 1925-1927
    • «Александр и Спитамен», конец 1920-х - начало 1930-х
    • «Как я работал над своими книгами», конец 1920-х - начало 1930-х
    • «Историческая достоверность и творческая интуиция», конец 1920-х - начало 1930-х
    • «Завоевание Средней Азии Александром Македонским», конец 1920-х - начало 1930-х
    • «У горы Фархада», 1941-1944
    • «Новый узбекский народный театр», 1941-1944
    • «Муканна», 1941-1944
    • «Проблема исторического романа», 1941-1944
    • «Красноармеец», 1941-1944
    // Аргументы и факты. - 2009. - № 27 от 1 июля .