Сообщение о балете петрушка композитора стравинского. Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе! Вопросы и задания

..Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...
Д.Шостакович

Балет «Петрушка» - один из самых ярких балетов И.Ф. Стравинского. Эта музыка настолько жива и выразительна, что можно не смотреть на сцену - воображение само рисует образы Петрушки, Арапа, Балерины, масляничных гуляний. Вообще музыка Стравинского похожа на яркие цветные пятна, переливающиеся друг в друга,это сочетание несочетаемого. Много мелодий, ритмов из музыки Стравинского (и в том числе балета Петрушка) легло в основу современного музыкального искусства.

Фрагмент передачи"Абсолютный слух "

Музыка к балету, как известно началась с того, что Стравинский сочинил небольшую концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем: причем оркестр и рояль, в ожесточенном споре изощряясь друг перед другом в техническом мастерстве, не просто борются за главенство - они борются по-разному: и виртуозный рояль оказывается беспомощен перед примитивной, но целенаправленно сокрушающей силой коллектива исполнителей. Оркестр подавляет рояль своей «массой», чудовищной силой «низов» - и в этом проявляется философская символичность общественных строев. Толпа и Художник. В коллективе единомышленников таланты не нужны, они обречены и уничтожаются - целенаправленно, обычно мерзко и подло, враньем и ханжескими самооправданиями.
Собственно, за эту идею, воплощенную музыкой, и уцепился моментально С.Дягилев, мгновенно перенеся на потом все другие планы и занявшись разработкой балета по этому сюжету. Символом одинокого таланта и стал народный герой Петрушка - сначала затравленный, а после смерти - или убийства - вознесенный этим же самым народом.
Такова основная идея произведения.
Но к ней требовалось и соответствующее музыкальное воплощение.
Его композитор нашел в использовании народной фольклористики.
Большое значение Стравинский придал массовым сценам, они сразу заняли главенствующее положение (народ, оркестр, коллектив, совместная травля, - где каждый - один - вроде бы ни за что и не отвечает). Их воплощением стали вплетенные в музыку привычные напевы русских народных песен и городской, и сельской фольклористики: «А снег тает», «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «Далалынь, далалынь», «Ай, во поле липонька» и др. И все это перемешано с масляничными удалыми гуляниями, хороводами, плясами, каруселями, разнузданностью, пьянью, жанровыми бытовыми сценками - то гуляет народ.
И на этом фоне - легкие и чистые звуки - мотивы любви и страданий; любви и страданий куклы Петрушки, так похожей на беззащитного затравленного человека. Этот образ тоже формирован фольклористикой, но совсем иными музыкальными символами.
Такое решение музыки в народных тонах и напевах определило и общих характер сюжета.



"Петрушка" (фильм-балет)
Зажигательный шедевр! В нем широкая русская душа, русская удаль! Музыка абсолютно известная, изначально народная, но в какую искусную форму она облачена! Как писал сам Стравинский «перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна.» Премьера балета «Петрушка» состоялась 13 июня 1911 года в Париже.
Сюжет
«Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы.
Магия Фокусника сообщила куклам все чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем Балерина и Арап. Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины, и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного, являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей наконец удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.

Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение» (И. Стравинский).

Музыка «Петрушки» представляет собой новое слово в музыкальном искусстве. Она соткана из остроумно использованных популярнейших интонаций русского городского фольклора. Музыкальная форма «Петрушки» очень своеобразна. Четыре его картины соответствуют частям симфонии: первая - Allegro, вторая медленная, третья аналогична симфоническому скерцо, четвертая - финал. В широко выписанных жанровых сценах звучат мотивы народных песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», плясовой «А снег тает» и собственных мелодий композитора, выдержанных в народном духе.
Балет «Петрушка» неоднократно входил и продолжает входить в репертуары множества балетных трупп.

Музыка к «Петрушке» И. Стравинского существует и как балетная, и как оркестровая

И.Стравинский с оркестром. Запись 1948г.

Петрушка один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка это кукла перчатка. Происхождение этой куклы, появившейся в России… … Википедия

Петрушка один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка это кукла перчатка. Происхождение этой куклы, появившейся в России… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Петрушка. Петрушка. Музей Театра кукол имени Образцова. 2008 … Википедия

Петрушка: Петрушка растение, листья и корнеплоды которого используются в качестве приправы к блюдам; Петрушка кукла, театральный персонаж; «Петрушка» кукольный театр; «Петрушка» балет И. Ф. Стравинского;… … Википедия

С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

"Петрушка" - ПЕТРУ́ШКА, балет (потешные сцены) в 4 картинах. Комп. И. Ф. Стравинский, сцен. Стравинский и А. Н. Бенуа. 13.6.1911, Русский балет Дягилева, т р Шатле, Париж, балетм. М. М. Фокин, худ. Бенуа, дирижёр П. Монтё; Петрушка – В. Ф. Нижинский,… … Балет. Энциклопедия

Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. Содержание 1 История 2 Современность … Википедия

Книги

  • Балет. 15 либретто (конволют) , . В представленном конволюте собрано 15 либретто знаменитых балетов. Также в книге представлены очерки, посвященные месту балета в истории музыкального театра, истории создания балета,…
  • Сказки балета , Гольцер Н.. Чтобы сказочный балетный мир ожил, каждый раз требуются усилия самых разных людей. Главный из них - композитор: он создаёт музыку. Либреттист сочиняет либретто - краткую сюжетную основу того,…

Петрушка

    Либретто А. Бенуа и И. Стравинского.Балетмейстер М. Фокин.
    Автор - Игорь Федорович Стравинский,

    Действующие лица

    Петрушка. Балерина. Арап. Фокусник. Уличные танцовщицы. Шарманщик. Ухарь-купец. Две цыганки. Кучера, извозчики. Кормилицы. Купцы. Ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар, Поваренок. Мастеровые. Гуляющие.

    Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все нее начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.

    Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.

    Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.

    Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.

    Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

    Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

    Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.

    Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

    Дробь гренадерских барабанов.

    Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

    Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.

Творческие принципы И.Ф. Стравинского

на примере балета «Петрушка»

Творчество И.Ф. Стравинского (1882-1971) – это, можно сказать, живая эстетика и композиторская практика ХХ века.

Стр. – чрезвычайно противоречивая фигура как в русск., так и в европ. музыке. Его творчество впитало и отразило множество стилистич. признаков отеч. и заруб. музыки прошлого и ХХ века (в этом плане Стр. – типично русский композитор, восприимчивый ко всему «иноземному»). Сам Стр. всю жизнь считал себя русским, говорил, мыслил и сочинял по-русски.

В целом Стр. – представитель антиромантической линии в европейской музыке : он избегал чрезмерной эмоциональной открытости, лиричности, субъективности. Его музыка часто бывает «холодновата», сдержанна. Здесь он – явный антипод Чайк. и Рахманинова. Не случайно героями произведений Стр-го иногда бывают неодушевленные или «не вполне одушевленные» персонажи – куклы, карты, маски, ожившие герои картин, гравюр, мифов. Огромную роль у Стр-го играет рациональный, конструктивный момент творчества.

Стр. – один из самых ярких новаторов в музыке ХХ века. Он совершил выдающиеся открытия в области:

    Метроритма – создал т. наз. нерегулярную акцентную ритмику;

    Методов тематического развития – широко использовал т. наз попевочный метод, состоящий в многократном повторении и варьировании кратких мотивов (т. наз. ротация);

    Оркестровки – отразил тенденцию музыки ХХ века к камерности и вариабельности составов.

С другой стороны, он никак не отреагировал на крайности 2-й волны европейского авангарда – никогда не применял таких техник, как алеаторика, сонористика, конкретная и электронная музыка.

В творчестве Стр-го выделяются 3 периода: русский (1908-1922), неоклассический (1923-53), поздний, или додекафонный (1954-1968).

Ведущее значение среди творч. принципов Стр-го имеет игра . Ее смысл может быть различен:

    Свобода, раскованность, удовольствие от самого процесса музицирования;

    Неожиданность, эксцентрика («вдохновенная насмешка»);

    Условность, «правила игры»;

    Театральность, маска, за которыми скрывается авторское лицо (обилие творческих манер).

    Виртуозная композиторская техника.

В европейской музыке Стр-го наряду с Бартоком относят к течению неофольклоризма: оба они по-особому использовали элементы музыкального фольклора своих стран, сочетая их с достижениями музыки ХХ века.

Стр. – представитель эстетики «чистого искусства», «искусства для искусства», далекого от политики и злободневности. В этом – одна из причин сложности восприятия музыки Стр.

Стр. – композитор универсального склада. Его творческое наследие – огромное по объему и худож. ценности. Он писал музыку во всех жанрах (кроме, разве что, киномузыки), но, пожалуй, ведущую роль у него играет театральность и сценические жанры – опера, балет.

Задание: Выпишите важнейшие произв. Стр-го вместе с датами создания (можно ориентироваться на учебник «Русская муз. лит.», вып. 4, и на статью в Муз. энциклопедии или Музыкально-энцикл. словаре).

Прочесть биографию Стр-го в учебнике, обратить внимание на то, что он не учился в консерватории , покинул Россию до революции , а также на круг его знакомств.

«ПЕТРУШКА»

В русский период творчества появились 3 первых балета Стр. – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). Их создание связано с деятельностью труппы Дягилева, распознавшего огромный талант Стр-го. Большое влияние оказала и группа художников «Мир искусства» (Бакст, Бенуа, Сомов, Добужинский, Н.Рерих и др.). Главные области творчества – книжная графика, театральные эскизы и декорации. Подлинным соавтором «Петрушки» стал Александр Бенуа, «Весны священной» – Николай Рерих.

Задание: Прочесть в учебнике краткую характеристику балетов «Жар-птица», «Весна священная».

«Петрушка» – одновременно и характерное для Стр., и уникальное произведение. Это одно из последних произведений, связанный с эстетикой XIX века, и одно из первых, отражающих эстетику ХХ века. В замысле балета есть явные отголоски романтизма, что не типично (или мало типично) для Стр. Первоначально произведение мыслилось как концертная пьеса для ф-но с орк. Ф-но напоминало здесь «канатного плясуна». Эти признаки остались в музыке балета (найдите их!).

Подзаголовок – «потешные сцены в 4-х картинах». Можно по-разному объяснять смысл балета, что связано как с его исключ. богатством , так и с преднамеренной недосказанностью, загадочностью . Точность «попадания в жизнь» здесь поистине удивительна: это действительно угаданная, услышанная, вспоминаемая музыка, чрезвычайно ярко воспроизводящая маленький эпизод жизни. В фиксации быстрых впечатлений есть нечто от импрессионизма, но отличие в том, что абсолютно нет поэтизации : все подчеркнуто обыденно, иногда банально. Общее с Дебюсси – также в мастерском использовании пространства, объемности: музыка балета – «стереофонична», содержит наложения, сочетания нескольких разных «музык». Единство зрительного и слышимого здесь замечательно, но после просмотра видео нужно сосредоточиться на самой музыке – исключительно сложной и богатой .

Первое, что предстает в балете – жизнь улицы, картина масленичного гуляния. Бенуа и Стр. чувствовали, что эта часть русской жизни скоро навсегда исчезнет. (Вопрос: когда, т.е. в каком веке и в какие десятилетия происходит действие балета? Какой в этом смысл? Уточните также, кому посвящен балет. Почему именно этому человеку?)

«Петрушка» – своеобразная «симфония улицы» (А. Бенуа). Здесь возникает прежде всего толпа , мало напоминающая образ народа у Глинки и кучкистов. Социально-критич. элемент полностью отсутствует. Из толпы выделяются отд. персонажи, но индивид. характеристик нет. Музыка, посвященная толпе, занимает почти половину балета – 1-ю и 4-ю картины. «Фон» драмы интересует автора ничуть не меньше, чем сама драма. Материал организован очень просто, четко, стройно, и возникающее впечатл-е некоторой «размытости» контуров здесь достигнуто намеренно.

Необычен подлинный фольклорный материал, взятый Стр-ским. Он чрезвычайно популярный, в основном городской, отчасти банальный (выпишите названия мелодий и песен) . Исключение – цитата русской волочебной (выясните, что это значит!) песни «Далалынь, реченька», рисующая толпу подвыпивших гуляк. Кроме того, использованы интонации рожечных и гармошечных наигрышей, выкриков разносчиков.

Строение 1-й картины (до Русской пляски) связано с рондообразностью, где рефрен – тема улицы; строение 4-й картины близко сюите. Тональный центр 1-й карт. – ре минор, 4-й – ре мажор (гуляние близится к апогею). Широко используются полифонические сочетания, «наплывы» одной музыки на другую. Это создает особый эффект многослойности и пространственности.

В «Русской» материал организуется иначе. Музыка гораздо более динамична, есть элемент автоматизма, так как танцуют куклы. Сюжетный мотив оживающих кукол напоминает о «Щелкунчике». Форма «Русской пляски» – рондо. В музыке есть и бесконечность, с вращением, кружением, и нагнетание динамики, заметное в окончании. В оркестре выделяются инструменты, словно соревнующиеся друг с другом. Ф-но соло – один из таких тембров Петрушки. Яркий контраст вносит медленное умиротворенное проведение рефрена на фоне хроматизмов.

В 4-й картине аналогичный материал подан ярче и рельефнее. Здесь музыкально характеризуются образы: кормилиц, мужика с медведем, ухаря-купца с цыганочками, кучеров и конюхов, ряженых. Нагнетание и эффект приближения усиливают контраст, связанный с появлением Петрушки, Арапа, Балерины, с развязкой балета.

В центральных картинах – 2-й и 3-й – даны индивидуальные характеристики, хотя это и куклы. Косвенно раскрыт образ Фокусника (напоминающего Звездочета из «Золотого петушка»; возникают также явные ассоциации с «русским востоком» – напр., с Арабским танцем из «Щелкунчика»). Из трех главных героев – Петрушки, Арапа, Балерины – ярче всех раскрыт образ Петрушки. Он – самый «живой» из кукол, глубже чувствующий. Это актер, виртуоз, потешающий публику, но в его образе есть и трагедия, боль, отпечаток романтической коллизии (конфликт тонко чувствующего художника и равнодушной толпы, мечты и действительности).

В конце балета Петрушка погибает, но Стр. воскрешает его дух: он грозит и показывает Фокуснику длинный нос. Как бы Вы объяснили этот поворот сюжета?

Образ Петрушки раскрыт во 2-й карт. Это тем более интересно, что позже Стр. отойдет от характеристик отдельных личностей, хотя здесь он делает это блистательно.

В музыке 2-й карт много пантомимы, жестикуляции: танец здесь – т.наз. характерный, неклассический, не связанный с квадратностью муз.построений. Партия оркестра – очень сложна.

Основа характеристики Петрушки – его лейтмотив, политональное сочетание трезвучий до мажора и фа-диез мажора. Выразительные возможности этого – удивительны. Исток мотива – фанфара, звучащая то грозно, то жалобно, фальшиво (приведите примеры разных вариантов ее звучания). Линии, составляющие политональный лейтмотив, сходны, но не тождественны, могут тяготеть к слиянию и к самостоятельности, выстраиваться в одну мелодическую линию. Отсюда же образуется музыка «речитативов», «монологов» Петрушки. Инструменты Петрушки – рояль, кларнеты, иногда – труба, скрипка соло. Мечты Петрушки о Балерине, его грезы – образец лирики Стр-го. Образ Петрушки развивается в 3-й (драка с Арапом) и в 4-й картинах. В эпизоде смерти Петрушки – реприза его мечтаний из 2-й карт.

Характеристика др. персонажей (Арап, Балерина) – гораздо проще, оттеняет образ Петрушки. Арап – типичный персонаж «русского востока», он либо загадочный и таинственный (пусть чисто внешне), либо злой и жестокий. У него 2 тематич. эл-та: один – краткий, резкий и грубый, с триолью, медные духовые, другой – более протяженный, в натуральном миноре.

У Балерины даже нет своего лейтмотива: она – изящная, привлекательная кукла, исправно и четко действующий механизм, не более. Здесь вспоминается кукла – героиня балета Л.Делиба «Коппелия» (по новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек»). Для характеристики Балерины Стр. выбирает самые избитые жанры – старые вальсы (комически преображенные цитаты из вальсов Йозефа Ланнера, популярного венского автора XIX века) и военный марш (танец Балерины в костюме гусара с корнетом в руках). Наиболее гротесковый номер – вальс Балерины и Арапа, в 3-частной форме. Обратите внимание на контрастность их характеристик: кто как показан? В музыке – блестящие по остроумию политональные и полиметрические сочетания тем вальса и Арапа.

Основное задание: постарайтесь на основе разбора музыки балета «Петрушка» раскрыть черты композиторской индивидуальности Стравинского, приведенные в начальном разделе данной лекции.

О возможных трактовках смысла “Петрушки” Стравинского.

Балет «Петрушка» – как уже говорилось, произведение удивительно ёмкое, неоднозначное по смыслу. Вот несколько возможных вариантов «расшифровки» его содержания:

    Выражение социального конфликта (жестокого Фокусника и притесняемых им кукол, прежде всего – самого Петрушки): трактовка в духе социалистического реализма.

    Романтический конфликт между художником и обществом (тонко чувствующий Петрушка и равнодушная толпа зрителей).

    Проявление эстетики «искусства для искусства» (в частности, столь важных для Стравинского принципов маски, игры).

    Замысел балета несет черты преднамеренной загадочности, неоднозначности, как в “Золотом петушке” (NB: вспомните о признаках русск. музыки XIX века в содержании данного балета, а также «Жар-птицы» и «Весны священной»).

    «Балет-улица» (А.Бенуа) – сочный, реалистичный показ уличного масленичного гулянья 1830-х гг., которое, как чувствовал Стравинский, уже исчезает.

Следует иметь в виду и тот факт, что сначала возник замысел не балета, а пьесы для ф-но с оркестром , признаки которой вошли в музыку балета.

Петрушка Стравинский содержание балета и основные моменты. О чем этот балет, что в нем гениального и стоит ли его смотреть? Кто написал либретто?

Это произведение является одним из выдающихся и ярких творений дореволюционного периода. Итак, каким был задуман Петрушка Стравинский содержание балета основные моменты этого гениального произведения, впервые продемонстрированного во Франции в 1911 году.

Либретто к музыке Стравинского написал Александр Бенуа. По задумке автора Петрушка, который является набитой опилками балаганный куклой, вдруг обретает человеческие чувства, способность любить, чувствовать одиночество и страсть.

Балет начинается с гуляния на Масленицу, которую постановщики изобразили очень точно и красиво, в образе сочетаются весь дух русской культуры дореволюционного периода. Начальная сцена, где присутствует главный герой, начинается с балагана, где, помимо Петрушки, танцует Балерина и Арап. Петрушка приревновал Балерину к Арапу и ушатал его палкой. За это Петрушку кинули в год в кутузку менты, где он придается одиноким фантазия и грусти. Балерина уходит к Арапу, в камере появляется Чародей, который периодически отвешивает Петрушке пинков.

В итоге, Петрушка, отложив кирпичей, убегает из камеры, прибегает к Арапу, но тот лишь опять издевается над ним, еще больше влюбляя в себя Балерину.

Далее идет сцена Масленицы, с пьяным купцом. Все гуляют и веселятся, но тут выбегает Петрушка, а за ним – Арап, который его убивает. Появляется Чародей, который показывает всем, что Петрушка кукла и ничего более. Но в финальной сцене Петрушка оживает и как бы намекает, что он все-таки человек.

Балет Стравинского Петрушка является золотой серединой, которая демонстрирует всю ничтожность сентиментальных неудачников и торжество капитализма. Посмотрев этот балет, можно не читать про Акакия Акакиевича в гоголевской «Шинели» и не слушать песню Аллы Пугачевой «Арлекино».

Но если серьезно, то Петрушка Стравинского – действительно замечательное произведение. Оно очень человечно, хотя содержание балета способны оценить далеко немногие. Сюжет периодически прерывается балаганными сценами, поэтому без либретто довольно сложно понять, что к чему.

Посмотреть балет Стравинского Петрушка можно в Большом театре или Мариинском театре. К сожалению, ставят его довольно редко, да и билеты дорогие. Послушать и посмотреть можно на Ютубе – там есть даже видео с Нуреевым. Словом, всем рекомендуем. Еще более интересен балет будет тем, кто побольше узнает что за Петрушка персонаж и откуда он появился. Но даже музыка у балета исключительная — Стравинский постарался.