Потери Англии (Соединенного Королевства Англии, Шотландии и Северной Ирландии). Англия во Второй мировой войне (кратко)

Все знатоки истории Второй мировой войны знают историю английского крейсера «Эдинбург» перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году.Сейчас очень часто пишут, что это была оплата за поставки по Ленд- лизу за которую якобы СССР расплатился золотом.

Любой не предвзятый специалист занимающийся этим вопросом знает,что золотом расплачивались только за поставки пре-ленд- лиза 1941 года, а за остальные годы поставки оплате не подлежали.

СССР расплачивался золотом за поставки до заключения соглашения о Ленд-лизе а также за товары и материалы, закупленные у союзников кроме ленд-лиза.

На Эдинбурге были 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные в Мурманске в апреле 1942 года и они были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд- лизе перечня.

Но, и это золото до Англии не доплыло. Крейсер «Эдинбург» получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов. Для сравнения общая стоимость поставленного в СССР по Ленд-лизу составляет 11,3 млрд долларов.

Однако на этом история золота Эдинбурга не закончилась. В 1981 году английская кладоискательская фирма «Джессон Марин Рикавериз» заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. «Эдинбург» лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, Таким образом, мало того, что перевозимое Эдинбургом золото не было платой за ленд-лиз и, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Еще раз повторим,СССР не расплачивался золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году так как соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа или вообще бесплатно.

На СССР было распространено действие закона США о Ленд-Лиз основанного на следующих принципах:
- все расчеты за поставленные материалы производятся после окончания войны
- материалы, которые будут уничтожены, не подлежат никакой оплате
- материалы, которые останутся пригодными для гражданских потребностей,
оплачиваются не ранее, чем через 5 лет после окончания войны, в порядке
предоставления долгосрочных кредитов
- доля США в ленд-лизе составляла - 96,4% .

Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:
Пре-ленд- лиз - с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом)
Первый протокол - с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941)
Второй протокол - с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942)
Третий протокол - с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943)
Четвёртый протокол - с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально
завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны
с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания
войны в Европе (то есть 8 августа 1945).

Историю с Эдинбургом знают многие,а вот историю другого британского крейсера «Эмеральд» мало кто знает. А ведь этому крейсеру пришлось возить золота не сравнимо в больших объемах чем «Эдинбургу» Только в своем первом плавании в Канаду в 1939 году «Эмеральд» перевез груз 650 миллионов долларов в золоте и ценных бумагах,а таких рейсов у него было несколько.

Начало Второй Мировой войны для Англии складывалось крайне неудачно и после эвакуации войск с Континента судьба острова зависела от флота и авиации,так как только они могли препятствовать возможной высадке немцев. В тоже время в случаи падения Англии, правительство Черчилля планировала перебраться в Канаду и отсюда продолжать борьбу с Германией. Для этого в Канаду были переправлен английский золотой запас, всего около 1500 тонн золота и около 300 миллиардов,долларов в ценных бумагах и валюты в современных ценах.

Среди этого золота была и часть золота бывшей Российской империи. Как попало это золото в Англию, а потом в Канаду мало кто знает.

До Первой Мировой войны золотой запас России был самым крупным в мире и составлял 1 миллиард 695 миллионов рублей (1311 тонн золота) В начале Первой мировой войны значительные суммы золотом были отправлены в Англию в качестве гарантии военных кредитов. В 1914 году через Архангельск в Лондон было отправлено 75 млн рублей золотом (8 млн фунтов). В пути корабли конвоя (крейсер Drake и транспорт Mantois) получили повреждения на минах и этот путь был признан опасным. В 1915-1916 375 млн рублей золотом (40 млн фунтов) было отправлено по железной дороге во Владивосток, а затем на японских военных кораблях перевезено в Канаду и помещено в хранилища Банка Англии в Оттаве. В феврале 1917 тем же путем через Владивосток было отправлено ещё 187 миллионов рублей золотом (20 млн фунтов). Эти суммы золотом стали гарантией английских кредитов России для закупки военного снаряжения на сумму соответственно 300 и 150 млн фунтов стерлингов. Известно, что с начала войны до октября 1917 года Россия всего перевела в Банк Англии 498 т золота; 58 т вскоре были проданы, а остальные 440 т лежали в сейфах Банка Англии в качестве обеспечения кредитов.

Кроме того в Англию попала и часть золота, заплаченного большевиками немцам, после заключения Брест-Литовского мира в 1918 году. Представители Советской России обязались отправить в Германию в качестве контрибуции 250 тонн золота и успели отправить два эшелона с 98 тоннами золота. После капитуляции Германии, все это золото досталось в качестве контрибуции странам победительницам Франции, Англии и США.

С началом Второй Мировой войны уже в сентябре 1939 года британское правительство постановило, что владельцы вкладов,имеющие в банках Великобритании ценные бумаги должны задекларировать их Королевскому казначейству. Кроме того все вклады физических и юридических лиц стран противников Великобритании и стран оккупированных Германией и ее союзниками были заморожены.

Еще до операции перевозки ценностей банка Англии в Канаду, были переведены миллионы фунтов в золоте и ценных бумагах на покупку оружия у американцев.

Один из первых кораблей перевозивших эти ценности и был крейсер «Эмеральд» под командованием Августа Уиллингтона Шелтона Агара. 3 октября 1939 HMS Emerald бросил якорь в Плимуте, Англия, где Агар получил приказ следовать в Галифакс в Канаду.

7 октября 1939 года крейсер отплыл из Плимута с золотыми слитками от Банка Англии, направленных в Монреаль. Поскольку это плавание было под строжайшим секретом, экипаж был одет в тропические "белых мундиры, чтобы запутать немецких агентов. В качестве эскорта. Эмеральд сопровождали линкоры, HMS Revenge и HMS Resolution и, и крейсера HMS Enterprise, HMS Caradoc.

Опасаясь высадки немцев в Англии, правительство Черчилля разработало план позволяющий Великобритании продолжать войну, даже если остров будет захвачен. Для этого все золотой запас и ценные бумаги были переправлены в Канаду. Используя свои полномочия в военное время правительство Черчилля конфисковало все ценные бумаги, находящиеся в банках Англии и под покровом секретности переместили их в порт Гринок в Шотландии.

В течение десяти дней, - вспоминал один из участников этой операции, - все отобранные для перемещения вклады в банках Соединённого Королевства были собраны, сложены в тысячи коробок размером с ящики от апельсинов и свезены в региональные центры сбора. Всё это были богатства, принесённые Великобритании поколениями её торговцев и мореплавателей. Теперь вместе с накопленными тоннами золота Британской империи им предстояло переправиться через океан.

Для перевозки первой партии секретного груза был снова выбран крейсер «Эмеральд», которым теперь командовал капитан Френсис Сирилл Флинн, 24 июня он должен был выйти из гавани Гринок в Шотландии.

23 июня поездом до Глазго из Лондона выехали четыре лучших специалиста по финансовым вопросам из Английского банка с Александером Крейгом во главе. Тем временем усиленно охраняемый специальный поезд привёз в Гринок последнюю партию золота и ценных бумаг для погрузки на стоявший в заливе Клайд крейсер. Ночью пришёл эсминец «Коссак», чтобы присоединиться к эскорту «Эмеральда».

К шести часам вечера 24-го крейсер был загружен ценностями так, как ещё ни один корабль до него. Его артиллерийские погреба были наполнены 2229 тяжёлыми ящиками, в каждом из которых лежало четыре золотых бруска. (Груз золота оказался таким тяжёлым, что по окончании плавания были обнаружены погнутыми угольники полов этих погребов.) Тут же лежали коробки с ценными бумагами, всего их было 488 на общую сумму более 400 миллионов долларов.

Таким образом, уже в первой перевозке оказались ценности на сумму более полумиллиарда долларов. Корабль покинул порт 24 июня 1940 года и в сопровождении нескольких эсминцев отплыл в Канаду.

Погода не очень благоприятствовала плаванию. С усилением шторма стала падать скорость эсминцев сопровождения, и капитан Вайан, командовавший эскортом, просигналил капитану Флинну идти противолодочным зигзагом, чтобы «Эмеральд» сохранял свою более высокую и, значит, более безопасную скорость. Но океан бушевал всё сильнее и сильнее, и в конце концов эсминцы отстали так, что капитан Флинн решил дальше плыть в одиночку. На четвёртый день погода улучшилась, а вскоре, 1 июля, где-то после 5 часов утра, на горизонте появились берега Новой Шотландии. Теперь по спокойной воде «Эмеральд» шёл к Галифаксу, делая 28 узлов, и в 7.35 1 июля благополучно встал в док.

В Галифаксе груз был перегружен в специальный поезд, который уже стоял в ожидании и на подходящей к доку железнодорожной ветке. Тут же находились представители Канадского банка и железнодорожной компании «Кэнэдиэн нэшнл экспресс». Перед началом разгрузки были приняты чрезвычайные меры предосторожности, причал тщательно перекрыт. Каждый ящик при выносе с крейсера регистрировался как сданный, после чего заносился в список при погрузке в вагон, причём всё это происходило в ускоренном темпе. В семь часов вечера состав с золотом отправился.

2 июля 1940, в 5 часов вечера поезд прибыл на станцию Бонавентур в Монреале. В Монреале вагоны с ценными бумагами были отцеплены, а золото поехало дальше, в Оттаву На перроне груз встречали Дэвид Мансур, исполняющий обязанности управляющего Канадским банком, и Сидни Перкинз из отдела валютного контроля. Оба эти человека были осведомлены, что поезд привёз секретный груз, имеющий кодовое название «Fish». Но лишь один Мансур знал, что им предстоит принять участие в крупнейшей финансовой операции, когда-либо осуществляемой государствами в мирное или военное время.
Как только состав остановился, из вагонов вышла вооружённая охрана и оцепила его. Мансура и Перкинза провели в один из вагонов, где их ожидал худощавый невысокий человек в очках - Александер Крейг из Английского банка, сопровождаемый тремя помощниками.

Теперь ценности переходили под их ответственность, и им предстояло куда-то поместить эти тысячи упаковок. Дэвид Мансур уже сообразил куда.
24-этажное гранитное здание страховой компании «Сан лайф», занимавшее целый квартал в Монреале, было самым удобным для этих целей Оно имело три подземных этажа, и самый нижний из них в военное время предполагалось как раз отводить под хранилище ценностей типа этого «Вклада ценными бумагами Соединённого Королевства», как его назвали.

Вскоре после часа ночи, когда движение на улицах Монреаля стихло, полиция оцепила несколько кварталов между сортировочной станцией и «Сан лайфа». После этого между вагонами и задним въездом в здание начали курсировать грузовики, сопровождаемые вооружёнными охранниками «Кэнэдиэн нэшнл экспресс». Когда последняя коробка упокоилась на своём месте - что было соответствующим образом зарегистрировано, - ответственный за депозит Крейг от лица Английского банка взял у Дэвида Мансура расписку в получении от лица Канадского банка.

Теперь предстояло быстро оборудовать надёжное хранилище. Но изготовление камеры 60-футовой длины и ширины и 11-футовой высоты требовало огромного количества стали. Где её взять в военное время? Кто-то вспомнил о неиспользуемой, заброшенной железнодорожной ветке, две мили путей которой имели 870 рельсов. Из них-то и были изготовлены стены и потолок толщиной в три фута. В потолке установили сверхчувствительные микрофоны звукоулавливающих приборов, фиксирующих даже слабейшие щелчки выдвигаемых из железного шкафа ящиков. Для того чтобы открыть двери хранилища, требовалось набрать две различные цифровые комбинации на запирающем устройстве. Двум банковским служащим сообщили одну комбинацию, двум другим - вторую. «Другая комбинация мне была неизвестна, - вспоминал один из них, - и каждый раз, когда требовалось войти в камеру, мы должны были собираться парами».

Поход «Эмеральда» был только первым в череде «золотых» трансатлантических переходов британских кораблей. 8 июля из портов Великобритании вышли пять судов, которые везли самый большой комбинированный груз ценностей, когда-либо транспортировавшийся по воде или по земле. В полночь из залива Клайд вышли линкор «Рэвендж» и крейсер «Бонавентур». На рассвете в Северном проливе к ним присоединились три бывших лайнера «Монарх Бермудов», «Собеский» и «Баторий» (два последних были судами «Свободной Польши»). Эскорт составляли четыре эскадренных миноносца. Этот конвой, которым командовал адмирал сэр Эрнест Расселл Арчер, вёз золотые слитки примерно на 773 миллиона долларов и 229 коробок ценных бумаг общей ценностью приблизительно в 1 750 000 000 долларов.

На всём протяжении перехода через Атлантику восемь 15-дюймовых и двенадцать 6-дюймовых орудий и батареи 4-дюймовых зениток находились в постоянной боевой готовности. 13 июля первые три судна вошли в гавань Галифакса. Вскоре после этого появился «Бонавентур», а потом и «Баторий». Для перевозки золотых слитков в Оттаву потребовалось пять специальных поездов. Груз был таким тяжёлым, что в каждый вагон складывали не больше 200 ящиков, чтобы выдержал пол. Каждый состав вёз от 10 до 14 таких грузовых вагонов. В каждом вагоне было заперто двое охранников, которые сменяли друг друга через каждые четыре часа.

Всё это золото перевозилось без страховки. Кто мог бы или хотя бы захотел страховать слитки на сотни миллионов долларов, особенно в военное время? Доставленный конвоем «Рэвенджа» золотой груз привёл к ещё одному рекорду: расходы «Кэнэдиэн нэшнл экспресс» по его перевозке оказались самыми высокими в его истории - что-то около миллиона долларов.

В Оттаве «Кэнэдиэн нэшнл рэйлроуд» организовывала прибытие специальных поездов так, чтобы их разгрузка и перевозка золота в Канадский банк на Веллингтон-стрит проходили ночью. Кто бы мог подумать ещё совсем недавно, что это пятиэтажное здание, в котором располагался банк, высотой всего 140 футов станет подобным Форту Нокс, самому крупному вместилищу ценностей в мире? Три дня груз конвоя «Рэвенджа» золотым потоком лился в хранилище банка, имевшее размеры 60 на 100 футов. Грузовики разгружались, и 27-фунтовые чушки, точно большие куски жёлтого мыла в проволочных упаковках, аккуратно складывались в хранилище ряд за рядом, слой за слоем в огромный, до самого потолка, штабель из десятков тысяч слитков тяжёлого золота.
В течение трёх летних месяцев по железной дороге в Монреаль прибыло три дюжины грузов ценных бумаг.

Для размещения всех сертификатов потребовалось почти 900 четырёхстворчатых шкафов. Спрятанные под землёй ценности круглосуточно охраняли 24 полицейских, которые там же ели и спали.

Просторное высокое помещение рядом с набитым ценными бумагами хранилищем оборудовалось под офис для работы с депозитами. В штат Мансур пригласил 120 человек - бывших банковских служащих, специалистов из брокерских фирм и стенографисток из инвестиционных банков, - которые дали присягу на соблюдение секретности.

Офис, конечно, был исключительным. На третий этаж спускал только один лифт, и каждый сотрудник должен был предъявлять специальный пропуск (которые менялись каждый месяц) - сначала перед заходом в него, а потом внизу - охранникам из Конной полиции и ежедневно расписываться в своём приходе и уходе. У столов охранников имелись кнопки, которые включали сигнал тревоги прямо в управлениях Монреальской и Королевской канадской конной полиций, а также в службе Электрической защиты доминиона. Всё лето, за которое общее количество коробок с ценными бумагами достигло почти двух тысяч, сотрудники Крейга работали по десять часов ежедневно с одним выходным в неделю. Все эти ценные бумаги,принадлежавших тысячам разных владельцев,надо было распаковывать, разбирать и рассортировывать. В итоге было установлено наличие примерно двух тысяч разных типов акций и облигаций, включая все внесённые в отдельный список акции компаний, выплачивающих высокие дивиденды. К сентябрю ответственный за депозит Крейг, который знал всё, что у него должно было иметься, знал, что всё это у него действительно имелось. Каждый сертификат был учтён и внесён в картотеку.

Золото, как и ценные бумаги, прибывало непрерывно. Как показывают имеющиеся в Адмиралтействе документы, за период с июня по август британские корабли (вместе с несколькими канадскими и польскими) перевезли в Канаду и Соединённые Штаты золота более чем на 2 556 000 000 долларов.

Всего за период операции «Fish» было перевезено более 1500 тонн золота и учитывая золото полученное Англией от России в период Первой Мировой,каждый третий золотой слиток складированный в Оттаве был российского происхождения.
В современных ценах на золото, переправленные сокровища соответствуют примерно $230 миллиардов долларов,а стоимость ценных бумаг хранившихся в здании Сан лайф», оценивается в более чем 300 миллиардов в современных ценах.

Несмотря на то, в перевозку были вовлечены тысячи людей, спецслужбы Оси никогда не узнали об этой операции. Об этом говорит совершенно невероятный факт, что за эти три месяца в течении которых производились перевозки, в Северной Атлантике было потоплено 134 союзных и нейтральных судна - и среди них ни одного, перевозившего золотой груз.

Свое золото хранили в Канаде такие страны как оккупированные Германией, Бельгия, Голландия, Франция, Норвегия и Польша.

По информации опубликованной Центральным банком Канады 27 ноября 1997, всего за период Второй мировой войны в Канаду, между 1938 и 1945 годами, было отправлено на хранение различными государствами и частными лицами 2586 тонн золота.

Интересно,что в настоящее время, Канада вообще распродала весь свой золотой запас,причем совсем не по причине экстренной нужды в деньгах.

Уже многие десятилетия Канада входит в первую десятку стран с наивысшим уровнем жизни и даже как то была на первом месте.Правительство, обьяснила этот шаг тем, что ликвидность ценных бумаг гораздо выше чем золота и золото давно уже не является гарантом стабильности национальной валюты, так как обьемы золотого запаса,в денежном выражении, даже самые значительные, составляют лишь ничтожную долю в общем обьеме циркулирующей денежной массы в товарном обороте развитых стран.

После Второй мировой войны Англия еще долго испытывала на себе последствия участия в вооруженных конфликтах. Результаты ее вмешательства были крайне неоднозначными. Это государство после печальных событий оставалось независимым. Страна сумела внести вклад в борьбу с фашизмом, но развитие Англии после Второй мировой войны пошло по наклонной - она утратила мировое лидерство, почти потеряла колониальный статус.

О политических играх

Несмотря на то, что история войны, рассказанная английским школьникам, отмечает, что именно пакт Молотова-Риббентропа в 1939 году дал зеленый свет фашистским войскам, нельзя не учитывать, что Мюнхенское соглашение, которое Англия подписала на год раньше в составе других стран с Германией, разделило Чехословакию. И, согласно многочисленным исследованиям, это была прелюдия к грядущим масштабным военным действиям.

В сентябре 1938 года было подписано соглашение между Англией и Германией о взаимном ненападении. Это была кульминация британской политики «умиротворения». Гитлер с легкостью убедил премьера на Туманном Альбионе в том, что соглашения в Мюнхене будут гарантировать безопасность в европейских государствах.

По мнению специалистов, Англия надеялась до последнего на дипломатию, посредством которой хотела перестраивать Версальскую систему. Однако еще в 1938 году многие эксперты подчеркивали, что наличие уступок Германии только подтолкнет ее к агрессивным действиям.

Когда в Лондон вернулся Чемберлен, он сказал, что «привез мир нашему поколению». На это однажды Уинстон Черчилль отметил, что: «Англии предложили выбор - война или бесчестие. Она выбрала бесчестие и получит войну». Эти слова оказались пророческими.

О «странной войне»

В сентябре 1939 года Германия начала вторжение в Польшу. В тот же день, накануне Второй мировой войны, Англия Германии направляет ноту протеста. И тогда же государство Туманного Альбиона, как гарант независимости Польши, объявляет фашистам войну. По истечению 10 последующих дней так же поступает Британское Содружество.

В октябре английская армия высаживает на континент четыре дивизии, которые остаются у франко-бельгийских границ. Это было в отдалении от эпицентра военных действий. Тут союзники создают более 40 аэродромов, но вместо того, чтобы бомбардировать немецкие позиции, английская авиация начала разбрасывать агитационные листовки, которые взывали к нравственности фашистов. Через еще несколько месяцев во Франции высаживается еще 6 английских дивизий, но никто из них не приступает к войне. Так продолжалась «странная война».

Генштаб Англии в годы Второй мировой войны объяснял это тем, что были «тревоги и волнения». Французский писатель Ролан Доржелес описывал, как войска союзников со спокойствием смотрели, как переезжают фашистские поезда с боеприпасами. Будто бы руководство больше всего боялось побеспокоить врага.

Специалисты утверждают, что подобное поведение Англии во время Второй мировой войны объясняется занятием ею выжидательных позиций. Союзники пытались понять, куда подастся Германия, захватив Польшу. И не исключено, что, если бы вермахт сразу после Польши пошел в СССР, то они бы поддержали Гитлера.

Чудо у Дюнкерка

10 мая 1940 года, по плану «Гельб», Германия вторглась в Голландию, Бельгию, Францию. Тогда и кончилась игра в политике. Черчилль начал оценивать силу врага трезво. Он издал решение об эвакуации британских частей под Дюнкерком вместе с остатками французских и бельгийских войск. Военные эксперты не верили в то, что операция под названием «Динамо» будет успешной.

Ничего не стоило немцам, находившимся рядом, разгромить деморализованных союзников. Но произошло чудо, и около 350 000 солдат сумели достичь противоположных берегом. Внезапно Гитлер принял решение остановить войска, и Гудериан называл это решение политическим. Есть версия о том, что была тайная договоренность между немцами и англичанами.

После Дюнкерка стало понятно, что Англия, вступив во Вторую мировую войну, оставалась единственной страной, которой удалось избежать полной капитуляции перед фашистами. Положение ее ухудшилось к лету 1940 года. Тогда сторону Германии приняла фашистская Италия.

Битва за Англию

В вермахте оставались планы по захвату Туманного Альбиона, и битва за Англию во Второй мировой войне была неизбежной. В июле 1940 года начались бомбардировки немцами прибрежных конвоев и морских баз Британии. В августе атакам подверглись аэродромы, авиационные заводы, Лондон.

Английские ВВС дали ответ - спустя сутки к Берлину выдвинулся 81 бомбардировщик. Несмотря на то, что к цели добралось лишь более 10 самолетов, Гитлер был в ярости. Он принял решение всю мощь люфтваффе обрушить на Британию, и над ней небо в буквальном смысле начало «кипеть». На данном этапе потери Англии во Второй мировой войне мирных граждан составляли 1000 человек. Но вскоре интенсивность атак снизилась благодаря эффективному противодействию британской авиации.

О цифрах

В воздушных сражениях над страной участвовало 2913 британских самолетов и 4549 машин люфтваффе. Сбито было 1547 королевских истребителей и 1887 немецких. Таким образом, британские ВВС показали эффективную работу.

Владычица морей

После бомбардировок вермахт планировал операцию «Морской лев» для вторжения в Британию. Но победить на воздухе не удалось. И тогда руководство рейха скептически оценивало десантную операцию. Немецкие генералы утверждали, что сила немцев сосредотачивалась на суше, а не на море. Сухопутная армия Туманного Альбиона была не сильнее поверженных французов, и наземная операция против британцев могла быть удачной.

Английский военный историк утверждал, что в битве за Англию во Второй мировой войне стране удалось выстоять благодаря водной преграде. Берлин отдавал себе отчет в том, что его флот слабее британского. Так, у ВМС Англии имелось 7 действующих авианосцев и 6 на стапеле, а Германия не была в состоянии оснастить один свой авианосец. На воде такое соотношение предрешило бы исход любой битвы.

Лишь немецкие подлодки могли серьезно ударить по торговым судам Англии. Но, заручившись поддержкой США, Англия во Второй мировой войне потопила 783 немецких подводных лодок. И тогда английские ВМС победили в битве за Атлантику.

До зимы 1942 года Гитлер лелеял надежду взять Британию с моря. Но адмирал Эрих Редер убедил его забыть об этом.

О колониальных интересах

Поскольку одной из важных задач еще перед Второй мировой войной у Англии было защитить Египет с Суэцким каналом, много внимания Британия обращала на Средиземноморский театр военных действий. Но там британцы воевали в пустынях. И это было позорное поражение, которое прогремело в июне 1942 года. Британцы вдвое превосходили африканский корпус по силе и технике, но проиграли. И лишь в октябре 1942 года англичане переломили ход сражений у Эль-Аламейна, опять обладая значительные перевесом (так, в авиации он составил 1200:120).

В мае 1943 года британцы и американцы добились капитуляции 250 000 итало-германцев в Тунисе, и путь для союзнических войск в Италии был открыт. В Северной Африке Англия во Второй мировой войне потеряла 220 000 солдат и офицеров. Вторым шансом на реабилитацию после стыдного бегства с континента четыре года назад стало для Англии открытие 6 июня 1944 года Второго фронта.

Тогда союзники тотально превосходили немцев. Однако в декабре 1944 года под Арденнами немецкой бронетанковой группировке удалось продавить рубеж американских войск. Тогда американцы потеряли 19000 солдат, а британцы - около 200. Такое соотношение потерь вызвало разногласия у союзников. Лишь вмешательство в конфликт Дуайта Эйзенхауэра позволило уладить его.

Большое беспокойство у Англии во Второй мировой войне вызвал тот факт, что СССР освободил в конце 1944 года большую часть Балкан. Черчилль не желал терять контроль над Средиземноморьем и разделил со Сталиным сферу влияний.

Молчаливое согласие Советского Союза и США привело к подавлению Англией коммунистического сопротивления в Греции, и в январе 1945 года она начала контролировать Аттику. И тогда советская угроза для Британии стала большой.

Взгляд на причины

По большому счету, главный повод для участия Англии в войне - вторжение немцев в Польшу в 1939 году. Британцы должны были помогать Варшаве, но они провели лишь небольшую операцию на западе Германии. Англия рассчитывала на то, что Гитлер повернет войска на Москву. Так и вышло, но с одной оговоркой: за год до этого он оккупировал 70 % французской территории и планировал высадить войска в Великобритании.

О виновных

Ответственность за начало этой войны страны перекладывают друг на друга, и этот вопрос актуален до сих пор. Нельзя не учесть, что свою роль сыграл целый комплекс факторов. Пока Запад винит Советский Союз за сговор с немцами в 1939 году с подписанием пакта Молотова-Риббентропа, российские историки обвиняют Англию и Францию в возвышении Германии. Так, Лондон и Париж пытались задобрить нацистский режим, позволяя ему удовлетворять аппетит в странах Восточной Европы.

Но на один факт взгляд историков совпадает: нацисты набрали мощь благодаря событиям, которые в корне поменяли национальное самосознание немецкого народа. Все дело в том, что в немецком обществе после поражения в Первой мировой войне росли реваншистские настроения.

Ведь в 1919 году на Германию наложили веские ограничения - она должна была и выплачивать миллиардные суммы странам-победительницам, и отдать богатую на уголь Эльзас-Лотарингию Франции, и свои земли Польше, и Саарскую область на 15 лет передать Лиге Наций.

Были ограничения и на количество вооруженных сил Германии, потерян был военно-морской флот. Все эти условия были кабальными. Главной сторонницей жестоких санкций в адрес поверженной страны была Франция, которая хотела избавления от конкурента и потенциального военного врага.

Англия же соглашалась с инициативами французов. И тогда, сыграв на глубоком желании немцев вернуться к достойной жизни, в 1933 году на авансцене страны появился Адольф Гитлер.

О меньшем зле

Помимо этого, в результате Версальского мира из политических игр были вычеркнуты два крупнейших игрока - Германия и молодые Советы. Благодаря изоляции эти два государства в 1920-е годы сблизились.

Когда была установлена нацистская диктатура, отношения между ними охладились. В 1936 году Германия и Япония заключают Антикоминтерновский пакт, который должен был противодействовать распространению коммунистической идеологии.

Крепнущий Советский Союз вызывал множество опасений у западных государств. И, способствуя укреплению Германии, Англия вместе с Францией рассчитывали сдерживать таким образом «коммунистическую угрозу».

И этим страхом воспользовался Гитлер. В 1938 году, получив согласие Англии и Франции, он вернул Австрию и Судетскую область Чехословакии. В 1939 году он начал требовать у Польши вернуть «Польский коридор». Заключив соглашения с Францией и Англией, Варшава рассчитывала на их помощь.

Гитлер понимал, что, оккупировав Польшу, он столкнется с Францией и Англией, а может, и с СССР, который стремился вернуть себе восточные польские территории, отобранные в 1921 году.

И тогда, весной 1939 года, Берлин начал смягчать риторику в адрес Москвы. И в итоге был заключен пакт Молотова-Риббентропа.

О роковой паузе

В польском социуме господствует убеждение, согласно которому в 1939 году раздела Польши можно было избежать. Тогда войска французов и британцев сумели бы ударить по западной Германии, принудив Гитлера вернуть войска в казарму.

И Польша полагалась на факты: ведь в 1939 году соотношение сил было в пользу Франции и Англии. Так, в авиации соотношение сил было 3300 самолетов против 1200, и это только при сравнении Франции и Третьего рейха. А в этот период еще и Англия вступила во Вторую мировую войну.

В сентябре 1939 года французы пересекли немецкие границы, захватив больше 10 населенных пунктов. Но за 5 суток они прорвались лишь на 32 км вглубь немецких территорий. 12 сентября французы отменили наступление.

Вермахт заминировал приграничные полосы еще до французского вторжения. И, пока французы продвигались вглубь, немцы наносили внезапные контрудары. 17 сентября рейх вернул все утраченные территории.

Англия отказалась помогать Польше. И королевские силы появились на немецких границах лишь в октябре 1939 года, когда в Варшаве уже были нацистские войска.

Это нежелание Англии «беспокоить врага» удивляло множество современников. Это и было названо прессой «странной войной». Когда французы укрылись за линией Мажино, они наблюдали за подкреплениями немецкой армии новыми силами.

Таким образом, все эти факты указывают на то, что возвышение режима Гитлера стало следствием недальновидности в политике Англии и Франции после Первой мировой войны. Их действия подогрели радикальный настрой немецкого общества. Появился комплекс униженной нации, который и стал благодатной почвой для социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера.

Заключение

Если говорить кратко, Англия после Второй мировой войны по своим долгам рассчиталась лишь в 2006 году. Ее потери составили 450 000 человек. Расходы на ведение боевых действий составляли большую часть иностранных капиталовложений.

Великобритания принимала участие во Второй Мировой войне с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945, т.е. практически с первого до последнего дня. Хотя страна избежала войны на своей территории и оккупации, в конечном итоге участие в конфликте лишило её статуса сверхдержавы.

После победы в Первой Мировой войне Британская империя была фактически сильнейшей европейской и мировой державой. Её колониальные интересы распространялись по всему миру. Для поддержания своего положения Великобритания попеременно помогала различным континентальным странам, сохраняя их паритет между собой. Однако приход к власти в Германии нацистов разрушил стройную систему британской внешней политики.

Во второй половине 30-х годов XX века Великобритания активно шла на уступки Германии, считая, что немцы смогут служить противовесом все возрастающей "советской угрозе", оставаясь подконтрольными западным союзникам. Результатом этой политики стало подписание Мюнхенского соглашения 1938 года, которое касалось передачи Чехословакией Судетской области Германии. Однако Гитлер уже играл в свои игры и не ограничился Судетской областью. В марте 1939 года им была разделена и захвачена Чехословакия, а в августе того же года подписан Договор о ненападении между Германией и СССР. Великобритания стремительно теряла контроль над ситуацией. 3 сентября 1939 года, после нападения на Польшу Великобритания объявила войну Германии. Во многом объявление войны было сделано под давлением США, которые требовали от Британии исполнения обещанных договорённостей.

Могущество Британии строилось на мощном военно-морском флоте, в войнах на континенте она привыкла полагаться на союзников, обладающих сухопутной армией. Войска Великобритании к началу войны насчитывали около 900 тысяч человек без учёта колоний или 1260 тысяч с колониальными войсками. В метрополии имелось 9 регулярных дивизий, 16 территориальных, 6 пехотных, 2 кавалерийские и 9 танковых бригад. Стратегическим резервом служила англо-индийская армия из 7 регулярных дивизий и большого количества отдельных бригад.

С 1938 года особое внимание уделяется развитию авиации, которая должна решать задачи обороны острова с воздуха. За год с небольшим число эскадрилий было доведено до 78. Количество боевых самолётов составляло 1456 единиц, из которых 536 - бомбардировщики. По большей части это были новые и современные машины. Основу военно-морского флота составляли линкоры времён Первой Мировой войны, а так же более современные линкоры поздних проектов. Однако новой войны показали с позиций основной ударной силы флота. Помимо линкоров Великобритания обладала значительным авианесущим флотом.

За время Второй Мировой Британия принимала участие в боях на многих фронтах войны:

  • Странная война - нерешительные действия англо-французских войск против гитлеровской Германии во время захвата Польши.
  • Битва за Атлантику - защита своей международной торговли и поддержка импорта необходимых ресурсов.
  • Сражение за Скандинавию - поражение союзнических войск при захвате Германией Дании и Норвегии.
  • - тяжёлое поражение англо-французских сил в 1940 году во Франции.
  • Битва за Британию - воздушное сражение при обороне острова, когда англичанам удалось предотвратить высадку немецких войск в Британию.
  • Война на Среднем Востоке - защита своих владений в Африке и акватории Средиземного моря.
  • Битва в Индийском океане - защита от Японского вторжения, в этом регионе Британский флот потерпел серьёзные потери.
  • Высадка англо-американских войск в Италии.
  • Освобождение Франции - долгожданный второй фронт.

Итоги Второй Мировой для Великобритании оказались не однозначны. С одной стороны была сохранена независимость страны и фактически одержана победа над противником. С другой - Британия лишилась статуса сверх державы в пользу набирающей силу . Экономика страны понесла огромные потери всвязи с утерей торговых рынков. Большая часть колоний обрела независимость, хотя многие из них сохранили связи с Центром. Восстановить производство до довоенного уровня удалось лишь в 1948 году. Внутри страны была введена карточная система, которая сохранялась вплоть до 1953 года. Однако развитие высокотехнологичного производства позволило стране вернуть некоторые позиции в мире.

Итоги участия Великобритании во Второй мировой войне были неоднозначными. Страна сохранила свою независимость и внесла заметный вклад в победу над фашизмом, в тоже время она утратила роль мирового лидера и вплотную приблизилась к потере колониального статуса.

Политические игры

Британская военная историография часто любит напоминать, что пакт Молотова-Риббентропа 1939 года фактически развязал руки германской военной машине. При этом на Туманном Альбионе обходят стороной Мюнхенское соглашение, подписанное Англией совместно с Францией, Италией и Германией годом раньше. Результатом этого сговора стал раздел Чехословакии, который по мнению многих исследователей, и был прелюдией ко Второй мировой войне.

30 сентября 1938 года в Мюнхене Великобритания и Германия подписали еще одно соглашение – декларацию о взаимном ненападении, что явилось кульминацией английской «политики умиротворения». Гитлеру довольно легко удалось убедить британского премьера Артура Чемберлена, что Мюнхенские договоренности будут гарантией безопасности в Европе.

Историки считают, что Британия возлагала большие надежды на дипломатию, с помощью которой рассчитывала перестроить испытывающую кризис Версальскую систему, хотя уже в 1938 году многие политики предостерегали миротворцев: «уступки Германии лишь подстегнут агрессора!».

Вернувшись в Лондон у трапа самолета Чемберлен произнес: «Я привёз мир нашему поколению». На что Уинстон Черчилль, в то время парламентарий, пророчески заметил: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну».

«Странная война»

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. В этот же день правительство Чемберлена направляет Берлину ноту протеста, а 3 сентября Великобритания как гарант независимости Польши объявляют Германии войну. В течение последующих десяти дней к ней присоединяется всё Британское Содружество.

К середине октября англичане переправляют на континент четыре дивизии и занимают позиции вдоль франко-бельгийской границы. Впрочем, участок между городами Мольд и Байель, являющийся продолжением линии Мажино, находился далеко от эпицентра военных действий. Здесь союзниками было создано более 40 аэродромов, однако вместо бомбардировок германских позиций английская авиации занялась разбрасыванием агитационных листовок, взывающих к нравственности немцев.

В последующие месяцы во Францию прибывает еще шесть британских дивизий, но к активным действиям ни англичане, ни французы приступать не спешат. Так велась «странная война». Руководитель британского Генштаба Эдмунд Айронсайд следующим образом охарактеризовал ситуацию: «пассивное ожидание со всеми волнениями и тревогами, которые из этого вытекают».

Французский писатель Ролан Доржелес вспоминал, как союзники спокойно наблюдали за перемещением немецких поездов с боеприпасами: «очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Историки не сомневаются, что «странная война» объясняется выжидательной позицией союзников. И Великобритания, и Франция должны были понять, куда обратится Германская агрессия после захвата Польши. Не исключено, если бы вермахт после Польской кампании сразу начал вторжение в СССР, то союзники могли поддержать Гитлера.

Чудо у Дюнкерка

10 мая 1940 года согласно плану «Гельб» Германия начала вторжение в Голландию, Бельгию и Францию. Политические игры закончились. Вступивший в должность премьера Соединенного Королевства Черчилль трезво оценил силы противника. Как только немецкие войска взяли контроль над Булонью и Кале он принял решение эвакуировать оказавшиеся в котле под Дюнкерком части британского экспедиционного корпуса, а вместе с ними остатки французских и бельгийских дивизий. 693 английских и около 250 французских кораблей под командованием английского контр-адмирала Бертрама Рамсея планировали переправить через Ла-Манш около 350 000 солдат коалиции.

Военные эксперты слабо верили в успех операции под звучным называнием «Динамо». Передовой отряд 19-го танкового корпуса Гудериана находился в считанных километрах от Дюнкерка и при желании без труда мог разгромить деморализованных союзников. Но случилось чудо: 337 131 солдат, большинство из которых были англичанами, практически без помех добрались до противоположного берега.

Гитлер неожиданно для всех остановил наступление немецких войск. Гудериан назвал это решение чисто политическим. Историки разошлись в оценке спорного эпизода войны. Кто-то считает, что фюрер хотел поберечь силы, но кто-то уверен в тайной договоренности между британским и германским правительством.

Так или иначе, после Дюнкеркской катастрофы Британия оставалась единственной страной избежавшей полного поражения и способной противостоять, казалось бы, непобедимой немецкой машине. 10 июня 1940 года положение Англии стало угрожающим, когда на стороне нацистской Германии в войну вступила фашистская Италия.

Битва за Англию

Планы Германии по принуждению Великобритании к капитуляции никто не отменил. В июле 1940 года массированной бомбардировке германских ВВС подверглись прибрежные конвои и морские базы Британии, в августе люфтваффе переключились на аэродромы и авиационные заводы.

24 августа немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по центру Лондона. По некоторому мнению, ошибочно. Ответная атака не заставила себя ждать. Через сутки к Берлину вылетел 81 бомбардировщик британских ВВС. До цели добрались не более десятка, однако и этого хватило чтобы привести Гитлера в ярость. На совещании немецкого командования в Голландии было решено всю мощь люфтваффе обрушить на Британские острова.

В течение нескольких недель небо над британскими городами превратилось в кипящий котел. Досталось Бирмингему, Ливерпулю, Бристолю, Кардиффу, Ковентри, Белфасту. За весь август погибло не менее 1000 британских граждан. Однако с середины сентября интенсивность бомбардировок стала снижаться, в связи с эффективным противодействием британской истребительной авиации.

Битву за Англию лучше характеризуют цифры. Всего в воздушных сражениях было задействовано 2913 самолетов британских ВВС и 4549 машин люфтваффе. Потери сторон историками оцениваются в 1547 сбитых истребителей королевских ВВС и 1887 немецких самолетов.

Владычица морей

Известно, что после результативной бомбардировки Англии Гитлер намеревался начать операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова. Однако желаемого превосходства в воздухе достигнуто не было. В свою очередь военное командование рейха скептически отнеслось к десантной операции. По мнению немецких генералов, сила германской армии заключалась именно на суше, а не на море.

Военные эксперты были уверены, что сухопутная армия Британии была ничем не сильнее сломленных вооруженных сил Франции, и у Германии были все шансы взять верх над войсками Соединенного Королевства в наземной операции. Английский военный историк Лиддел Гарт отмечал, что Англии удалось удержаться только за счет водной преграды.

В Берлине осознавали, что немецкий флот заметно уступал английскому. К примеру, ВМС Британии к началу войны имели семь действующих авианосцев и еще шесть на стапеле, тогда как Германия так и не смогла оснастить хотя бы один свой авианосец. В морских просторах наличие палубной авиации могло предрешить исход любого сражения.

Немецкий подводный флот смог нанести серьезный урон только торговым судам Британии. Однако потопив при поддержке США 783 немецкие подлодки, британские ВМС выиграла битву за Атлантику. Вплоть до февраля 1942 года фюрер надеялся покорить Англию с моря, пока командующий кригсмарине адмирал Эрих Редер окончательно не убедил его оставить эту затею.

Колониальные интересы

Еще в начале 1939 года комитет начальников штабов Великобритании стратегически одной из важнейших задач признал защиту Египта с его Суэцким каналом. Отсюда особое внимание вооруженных сил Королевства к Средиземноморскому театру военных действий.

К сожалению, воевать англичанам пришлось не на море, а в пустыне. Май-июнь 1942 года обернулся для Англии, со слов историков, «позорным поражением» под Тобруком от африканского корпуса Эрвина Роммеля. И это при двукратном превосходстве британцев в силе и технике!

Переломить ход Североафриканской кампании англичане смогли лишь в октябре 1942 года в битве у Эль-Аламейна. Снова имея значительный перевес (к примеру, в авиации 1200:120) британский экспедиционный корпус генерала Монтгомери сумел разгромить группировку из 4 немецких и 8 итальянских дивизий под командованием уже знакомого Роммеля.

Черчилль по поводу этого сражения заметил: «До Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения». К маю 1943 британские и американские войска заставили капитулировать 250-тысячную итало-германскую группировку в Тунисе, что открывало путь союзникам в Италию. В Северной Африке англичане потеряли около 220 тысяч солдат и офицеров.

И снова Европа

6 июня 1944 года с открытием Второго фронта британским войскам представилась возможность реабилитироваться за постыдное бегство с континента четыре года назад. Общее руководство союзными сухопутными войсками было возложено на опытного Монтгомери. Тотальное превосходство союзников уже к концу августа подавило сопротивление немцев во Франции.

В ином ключе разворачивались события в декабре 1944 года под Арденнами, когда немецкая бронетанковая группировка буквально продавила рубежи американских войск. В арденнской мясорубке армия США потеряла свыше 19 тысяч солдат, британцы не более двух сот.

Подобное соотношение потерь привело в стане союзников к разногласиям. Американские генералы Брэдли и Паттон угрожали уйти в отставку, если Монтгомери не оставит руководство армией. Самоуверенное заявление Монтгомери на пресс-конференции 7 января 1945 года, что именно британские войска спасли американцев от перспективы окружения, поставили под угрозу проведение дальнейшей совместной операции. Только благодаря вмешательству главнокомандующего союзными силами Дуайта Эйзенхауэра конфликт был улажен.

К концу 1944 года Советский Союз освободил значительную часть Балканского полуострова, что вызвало в Британии серьезную обеспокоенность. Черчилль не желавший терять контроль над важным Средиземноморским регионом предложил Сталину раздел сферы влияний, в результате чего Москве досталась Румыния, Лондону – Греция.

Фактически с молчаливого согласия СССР и США Великобритания подавила сопротивление греческих коммунистических сил и 11 января 1945 года установила полный контроль над Аттикой. Именно тогда на горизонте британской внешней политики отчетливо замаячил новый противник. «В моих глазах советская угроза уже заменила нацистского врага», – вспоминал Черчилль в мемуарах.

Согласно 12-томной «Истории Второй мировой войны», Великобритания вместе с колониями потеряла во Второй мировой войне 450 000 человек. Расходы Британии на ведение войны составили более половины иностранных капиталовложений, внешний долг Королевства к концу войны достиг 3 млрд. фунтов стерлингов. По всем долгам Великобритания рассчиталась только к 2006 году.

По мнению Эдварда Р. Марроу, американского корреспондента, работавшего в Лондоне в те суровые годы, самым главным успехом Черчилля во Второй мировой войне было то, что он «послал на передовую английский язык». Часто повторяемая им формула «We shall never surrender» — «Мы никогда не покоримся» — стала предметом национальной гордости; многие признавались, что стоило произнести или услышать эти слова, как на глаза наворачивались слезы.

В этом есть что-то мистическое, что во главе великих наций в самые драматичные моменты история ставит великих лидеров: в Великобритании — Черчилль, во Франции — Шарль де Голль, в послевоенной Германии — Конрад Аденауэр, в послевоенной Италии — Альчиде Де Гаспери.

Центральный эпизод конфликта, известный под названием «Битва за Англию», начался, возможно, по ошибке, в ночь с 24 на 25 августа 1940 года, когда пилоты немецкого бомбардировщика потеряли ориентацию и, сбросив бомбы практически наугад, угодили в Сити. Город уже подвергался бомбардировкам, но обходилось без попаданий в самый центр. Черчилль воспользовался случаем и приказал нанести ответный воздушный удар по Берлину. В ночь на воскресенье 25 августа восемьдесят один бомбардировщик британских ВВС поднялся в воздух, чтобы атаковать столицу Третьего рейха. До цели добрались менее десятка самолетов, но и этого было достаточно, чтобы повергнуть Гитлера в ярость. На совещании, состоявшемся несколько дней спустя в Голландии, Герман Геринг передал приказ фюрера: все силы люфтваффе бросить на Лондон. Маршал Кессельринг, руководитель 2-го воздушного флота, с энтузиазмом подчинился приказу.

Идея Гитлера, с воодушевлением подхваченная его генералами, заключалась в том, чтобы после месяца атак по разным целям немецкие бомбардировщики сконцентрировались на одном, самом важном объекте — Лондоне, что должно было морально добить противника. С подачи Геринга операция получила название «Логе», по имени бога огня из эпоса о Нибе- лунгах, приказавшего выковать меч Зигфриду. В тот момент никто не увидел (или не захотел увидеть) в этом решении фюрера серьезного стратегического просчета. В 1945 году, оказавшись в плену, Геринг якобы признался, что лично он предпочел бы атаковать британские воздушные базы, но не посмел ослушаться своего хозяина.

Документальных подтверждений этому заявлению не найдено. Однако доподлинно известно, что в день начала операции Геринг, командовавший германскими военно-воздушными силами, находился на мысе Белый Нос во Франции и с удовольствием наблюдал, как на Англию движется смертоносная армада. Более тысячи самолетов, оглушительно гудя моторами, поднимались над континентом, чтобы пересечь Ла-Манш. Очевидцы рассказывали, что они были похожи на огромную грозовую тучу, растянувшуюся почти на две тысячи квадратных километров. Английские радиолокационные станции на основании траектории, зафиксированной береговыми радарами, установили, что бомбардировщики направляются на восток от Лондона. Только после того, как основные силы начали сбрасывать бомбы, диспетчеры ВВС осознали, что целью является сама столица, и бросили в бой все имеющиеся истребители.

Почему Гитлер отдал приказ об этой операции, так и не достигшей, впрочем, своей главной цели — деморализовать противника? В конце тридцатых годов Лондон был крупнейшим городом мира. Если не брать в расчет пригороды, то на его территории проживало до восьми миллионов человек, пятая часть населения страны. Для сравнения скажу, что вторым по численности городом мира после Лондона был Нью-Йорк, насчитывающий примерно семь миллионов жителей. Лондон был не только мегаполисом, но и столицей огромной Империи; через его порт ежегодно проходило больше товаров, чем через любой другой порт планеты. Лондонская биржа, банки, страховые компании управляли капиталами и торговлей во всех частях света. Палата лордов по-прежнему являлась верховным апелляционным судом для всех территорий Империи. С Соединенными Штатами было иначе: вплоть до начала Второй мировой войны безграничная мощь этой державы оставалась замкнутой в границах континента, отделенного от остального мира двумя океанами.

С точки зрения Гитлера, все перечисленное выше давало веские основания к тому, чтобы попытаться сломить город, победа над которым поставила бы на колени не только Англию, но и другие, сопряженные с ней страны. Имелись и сугубо практические соображения. Например, инженеры метрополитена с ужасом признавали, что даже одного попадания бомбы в туннель между Черинг-Кросс и Ватерлоо было бы достаточно, чтобы половину станций затопило водами Темзы. Никто не решился строить предположения, сработают ли поезда в качестве заглушки или их просто смоет волной. Как бы то ни было, в кратчайшие сроки лондонские строители поставили двадцать пять мощных затворов, призванных в случае необходимости перекрыть ток воды. Лишь в сентябре 1944 года взрывом был разрушен один из туннелей, но, к счастью, это не повлекло за собой серьезных последствий.

Первая бомбардировка, 7 сентября 1940 года, была ужасной. Небо превратилось в бурлящий котел, «вертящееся колесо безумного фейерверка, в котором невозможно было отличить наших от чужих», как рассказывал один английский пилот. Каждые двадцать минут на город методично сбрасывались тонны бомб.

Хотя соотношение сил противников трудно измерить одной лишь арифметикой, следует уточнить, что всего в сражении было задействовано 2913 самолетов британских ВВС и 4549 самолетов люфтваффе. Важно также сравнить производительные мощности воюющих сторон. Германия выпускала по сто сорок знаменитых истребителей «Messerschmitt Bf 109» в месяц, но Британия ее опередила, и намного: ежемесячно с конвейера сходило по пятьсот штук не менее прославленных истребителей «Hurricane» и «Spitfire». В конечном счете благодаря этому разрыву, а также человеческому фактору перевес оказался на стороне англичан.

В книге «Битва за Британию» Лен Дейтон приводит драматичное описание воздушной дуэли над Ла-Маншем, сделанное новозеландским летчиком на службе в британских ВВС Элом Диром.

«Вскоре я увидел новую цель. Примерно в трех тысячах метров впереди меня, на той же высоте, фриц заканчивал вираж, чтобы вернуться в бой. Он увидел меня почти сразу и, сделав „бочку", вышел из виража, направляясь в мою сторону. Лобовая атака была неизбежна. Схватившись обеими руками за штурвал, чтобы сохранить курс и попытаться поймать цель, я посмотрел в прицел на быстро приближавшуюся вражескую машину. Мы одновременно открыли огонь, и сразу же град свинца застучал по моему „спитфайру". На мгновение „мессер" показался достаточно отчетливо, его крылья хорошо виднелись в круге моего прицела, но мгновение спустя он был надо мной — страшная тень, заслонившая собой все небо у меня над головой. Затем мы столкнулись».

Мощный удар вырвал штурвал из рук пилота, мотор задымился, винт застопорился, столкновение было столь сильным, что лопасти выгнуло назад. Тогда Дир решился на единственно возможный шаг: с трудом заглушив двигатель, он направил самолет в сторону английского берега, который, к счастью, был не очень далеко. Благодаря редкой сноровке (и везению, конечно) он сумел посадить самолет на поле, вблизи от военной базы в Мэнстоне. Поскольку погнутый «фонарь» не открывался, Дир пробил его кулаками. «Лупил голыми руками, со всей силой отчаяния», — как он сказал.

Выбравшись наружу, летчик отбежал от горящего самолета, в котором начали взрываться баки с горючим и боеприпасы. И тут произошла сцена настолько невероятная, что кажется, будто ее выдумали (а может, и нет), обыгрывая самые заезженные стереотипы об англичанах. Судите сами: парень бежит что есть духу подальше от самолета, и тут из расположенной рядом фермы выходит женщина и спрашивает: «Не хотите ли выпить чашку чаю, сэр?» — «Да, спасибо, — отвечает, задыхаясь, Дир, — но хорошо бы у вас нашлось что-нибудь покрепче».

В тот же вечер Эл Дир, надеявшийся передохнуть хотя бы пару дней, снова вылетел на задание, уже на другом самолете.

Еще одного летчика-аса звали Питер Таунсенд (впоследствии он станет оруженосцем короля). Таунсенд командовал эскадрильей «хурриканов». Однажды ему довелось драться один на один с немецким бомбардировщиком, отставшим от своего звена. В тот день небо было серое от дождя, и летчику приходилось откидывать крышку кабины, чтобы хоть что-то разглядеть. Заметив самолет противника, Таунсенд дал по нему несколько коротких очередей, но бомбардировщик, одетый в прочную броню, продолжил полет, несмотря на пробоины. Типично немецкая предусмотрительность — кроме обшивки из брони, они оснащали свои самолеты резервными механическими узлами, для того чтобы сохранить способность к полету даже в случае прямого попадания.

Улетая, немец последний раз дал залп по самолету Таун- сенда — и попал. Из строя была выведена система охлаждения двигателя. Мотор заглох в сорока километрах от английского берега; Таунсенд прыгнул с парашютом и был спасен капитаном рыбацкого судна, который, увидев парашютиста, вошел в заминированную зону, чтобы подобрать летчика.

Официальной датой начала «Битвы за Англию» считается 24 августа, однако единого мнения о дне фактического начала боевых действий нет. Известно, что «День Орла», как Гитлер окрестил дату первого воздушного налета, был назначен на 5 августа. За четыре недели предстояло полностью уничтожить британскую авиацию; далее должна была последовать операция «Морской лев», в ходе которой предусматривалось форсировать Ла-Манш и высадить на южном побережье Англии 25 дивизий вермахта. Разгром Англии завершил бы триумф Третьего рейха в Европе. Однако 5 августа погода оказалась нелетной: низкая облачность, дожди, грозы... «День Орла» был перенесен на 13-е, хотя сражение тем временем началось.