Интервью с викой цыгановой. Вика Цыганова

Красивая и харизматичная женщина. С ярким темпераментом и сильным именем - Виктория. Певица, искреннняя в своих песнях, не предназначеннных для какой-то определенной публики. Их любят самые разные люди, часто не имеющие ничего общего, кроме того, что они - поклонники Виктории Цыгановой, певицы, которая честно относится к своему делу и любит его. А главное - уважает зрителей и свой талант.

С Викторией мы встретились в Москве и поехали в деревню Мышецкое, где она живет и о которой говорит с гордостью. О себе -очень просто и не без иронии и взахлеб - о муже Вадиме. Разговаривать с Викторией легко -ни позы ни образа, ни снисходительности.

- Виктория, вы капитанская дочка?

Получается, что так. Родилась я 28 октября 1963 года в Хабаровске. оттуда же моя мама, а папа у меня родом из-под Ленинграда. Получив военное образование, он отправился служить на Дальний Восток, на Тихоокеанский флот. Детство у меня было совершенно беззаботным, я выросла в большой, очень дружной семье. У моей бабушки было восемь детей, а у меня - три тети, четыре дяди и много двоюродных братьев. Мои бабушка с дедушкой строили Комсомольск-на-Амуре, а потом переехали в Хабаровск, и улицу, которую они застраивали сами, назвали улица Победы.

День Победы был самый их любимый праздник, существовала добрая традиция: 9 Мая около нашего дома, под огромной развесистой черемухой накрывали стол. Собирались все родственники, соседи, приносили еду. Любой человек, проходивший в это время по улице, мог сесть за наш стол, выпить и закусить.

- У вас в семье любили музыку?

У нас семья была очень музыкальная. Бабушка играла на ложках, на балалайке. Дед - на гармошке, на баяне. и они музицировали дуэтом. Я раньше считала, что все должны так уметь. Мы раскладывали народные песни на голоса и пели. Мне всегда это казалось совершенно обычным делом. Это сегодня я понимаю, что заметь петь, иметь слух - дар Божий.

- Как познакомились ваши родители?

Мама тогда еще училась в школе, а папа приехал в Хабаровск в отпуск, и они познакомились на танцах. Папа рассказывал поэтичную историю их встречи. Мама покупала билетик на танцплощадку, и тут папа ее и увидел. «Она нагнулась к окошечку кассы, а из него светил свет, я увидел белоснежное лицо этой девушки и был сразу покорен», - вспоминал он. Мама действительно у меня была очень красивой женщиной. И папа целый год ухаживал, ходил к родителям, писал письма, стихи. И когда мама окончила школу, они сразу поженились.

Правда, перед этим она поступила в педагогическое училище. Это было родительским условием. Но бабушка с дедушкой моего папу сразу приняли и любили его до конца дней. Папа у меня был очень веселый, компанейский человек. Очень добрый и рукастый - сам шил нам шубы, шапки, делал мебель. Мог солить рыбу, выделывать шкуры. Было много и других талантов. Папа замечательно рисовал, у него был абсолютный музыкальный слух, он играл на пианино, на гитаре. Причем в джаз-банде на соло-гитаре.

Его брали в Санкт-Петербургскую Академию художеств без экзаменов, но дедушка, его отец, был очень строгим человеком и заядлым коммунистом. Он сказал: «Юрка, все эти композиторы, художники - они пьяницы. Ты пойдешь в военное училище». И папа пошел. Хотя пьяницы, конечно, есть везде.

А дома у нас висели картины, которые рисовал папа, у него удивительно получались пейзажи и портреты. У меня над кроватью висел перерисованный папой портрет Бетховена . Я засыпала под его строгим взглядом. Потом, когда я училась в музыкальной школе, все время на него смотрела и он меня вдохновлял.

- Вам нравилось учиться?

Мне все давалось очень легко. Меня не надо было заставлять учиться. Конечно, любимым предметом была литература. Я всегда писала очень хорошие сочинения. И до сих пор иногда пишу эссе, рассказы, путевые заметки.

У меня всегда блокнот под рукой, и, бывает, сяду, чего-нибудь напишу. Стараюсь тренировать себя, не лениться. Вообще, родители дали мне хорошую внутреннюю дисциплину.

- Первая любовь не отвлекала от учебы?

Она у меня случилась достаточно поздно, на втором курсе института. Я была уже взрослой барышней. У всех уже женихи были, даже дети рождались. А у меня - только первая любовь. Он учился в нашем институте, сейчас стал известным актером, играет в очень популярном театре. На тот момент уже был женат, и у него родился ребенок. Конечно, я долго боролась со своей любовью, плакала, переживала. Разбить семью не могла - не в моих правилах. Но нас Господь развел, он институт окончил, а я еще училась. Потом мы переписывались, но недолго.

Раньше второго курса с первой любовью как-то не складывалось. Мальчишки, с которыми я училась в школе, были мне неинтересны. В музыкальной группе, где я пела, были хорошие ребята, одержимые музыкой, но сказать, что я была в кого-то из них влюблена, - нет. Это были больше дружеские увлечения.

- Какую музыку вы исполняли в ансамбле?

Первые песни, которые я пела, принадлежали перу Александра Морозова. Спустя тридцать лет я с ним встретилась и записала альбом «Синие мои цветы...». А моей дебютной песней, которую я пела в восьмом классе, была «Старый костер» на слова Леонида Дербенева, с которым позднее я тоже познакомилась.

- По образованию вы актриса?

Я окончила Дальневосточный институт искусств, по диплому - актриса драматического театра и кино.

- Правда, что при поступлении вы три раза исполнили первый куплет песни «Ах ты, степь широкая»?

Просто я второго куплета не знала. А мне студенты, работавшие в деканате, сказали, что обычно дальше первого куплета не слушают, останавливают. Ну, я и пошла успокоенная. Пою «Ах ты, степь широкая». Спела первый куплет - не останавливают. Думаю про себя: «Ну, еще раз спою». Еще раз спела. Не останавливают! Пою третий раз и уже сама замолкаю. Спрашиваю: «Еще петь?» Декан завозмущался: «Я же вас не останавливал, значит, пойте». Я как-то испугалась, говорю: «Ну, я уже три раза спела одно и то же». Они слегка смутились: «Ну ладно, тогда хватит».

В принципе. в институт меня взяли только за высокие оценки в аттестате и за второй тур. Но дело в том, что на момент поступления я страдала жуткими дефектами речи - сильно шепелявила и не выговаривала половину шипящих. У меня от природы неправильный, очень глубокий прикус. Поэтому в институт меня взяли, в общем-то, вопреки. И это было серьезное мое достижение. И когда позже я уже пела, слова слушателей «Какая у нее безупречная дикция!» были для меня большой похвалой.

- Как вы добились такой дикции?

Полгода ходила к логопеду. Причем на визиты к врачу надо было зарабатывать. И пока все девчонки-однокурсницы еще спали, я просыпалась рано утром и шла в театр, где подрабатывала уборщицей. Помню, иногда идешь, ветер такой, холодно. .. Один раз я поскользнулась, упала, отбила себе пятую точку, сижу на асфальте и плачу. Если я не успевала утром, то приходила убирать кабинеты вечером, после спектакля. Было достаточно поздно, спектакль заканчивался в начале одиннадцатого.

И было страшно - театр пустой, казалось, что из каждой кулисы появится оборотень или чудовище. А самое неприятное было то, что, когда театр покидали люди, выходили крысы. Вот тут и начинался настоящий ужас. Город морской, и крыс - полчища. И как только становилось тихо, они носились по моим свежевымытым полам - жирные. откормленные, А я орала от страха на весь театр и убегала.

- Тогда вы хотели быть именно актрисой, не певицей?

Я считала, что петь и так умею, учить меня уже нечему. В нашем институте были и вокальный, и музыкальный факультеты, и художники учились. И все мы между собой общались. Позировали художникам, могли в оперетте попеть, в хоре у вокалистов - подрабатывали.

К музыкантам ходили на сейшен. Разностороннее было образование. И театр был прямо рядом с институтом. Но самое замечательное, что наш институт находился в одном здании с краевым комитетом партии и у нас был совместный буфет. Поэтому кормили нас очень вкусно. Но, когда я уже училась на последнем курсе, этот крайком переехал, а с ним, соответственно, уехал и буфет, и нам пришлось ходить через дорогу, в столовую «Дальрыбы» - дальневосточного управления.

- Как вы все-таки начали выступать как певица?

Когда я получила диплом. нужно было куда-то устраиваться на работу. А тут как раз к нам приехал один мальчик. Он был из Москвы и после консерватории проходил службу в дальневосточном оркестре. Он пришел к ребятам и говорит: «Могу устроить в музыкальный театр, я дружу с режиссером, знаю Хачатуряна...» Еще он знал одного из руководителей Еврейского камерного музыкального театра. Я за это ухватилась, потому что театр относился К дальневосточному управлению культуры, находился в Биробиджане, а артисты жили в Москве.

И на четвертом курсе на зимние каникулы я решила поехать в столицу. Думаю, найду-ка я этого парня, вдруг что-нибудь да получится? Я часто бывала в Москве и Санкт-Петербурге, смотрела новые постановки, у нас так было заведено. Мы зарабатывали деньги на новогодних елках и ездили смотреть премьеры.

Купила билет, приехала в столицу, позвонила этому товарищу. Мы встретились, он меня привел на Таганскую площадь в Еврейский камерный музыкальный театр. Показалась на художественном совете, они долго совещались: как-то я непрофессионально пою. но такая харизма, такой темперамент, так убедительно все. И меня взяли. Я, естественно, ликовала. О том, что ни жилья, ни прописки у меня нет, даже не думала. Все - дорога в Москву открыта, считала я. Летом приехала, сняла квартирку, начала работать в этом театре, и счастью моему не было предела.

Но тут ситуация поменялась: рухнул железный занавес, театр начали приглашать в другие страны. Коллектив наш был очень маленький: человек 25 вместе с руководством. Первые гастроли в Германии - и половина труппы не возвратилась. Потом - Венгрия. Югославия, и театр практически распался, а я осталась без работы.

Потом был Молодежный музыкальный театр. который относился к Магаданской филармонии. Я работала ведущей артисткой. Хорошо пела я одна, а в спектаклях было очень много вокальных партий. И я везде срывала аплодисменты, мне даже цветы дарили. Первые мои гастроли были по Колымской трассе. И когда меня сейчас пугают Колымой, Магаданом. я говорю: «Ну-у, ребята!». Тогда мы объездили всю Колыму, выступали на золотых приисках для старателей. Я очень хорошо помню эти гастроли. Холод был собачий, мы передвигались в «ПАЗике» или «УАЗике», спали на железных сиденьях, промерзали насквозь.

А сценой у нас было что-то вроде сарая с лавками. Занавес, похожий на занавеску, за ним - гримерки. туалет - на улице. Но зато нам хорошо платили. Когда мы после Колымы приехали в Магадан, он мне показался просто земным раем. В номере было тепло, лилась горячая вода. А так - одни сопки. Мы выступали для старателей и ездили от прииска до прииска - подъехали к столовке для старателей, значит, останавливаемся на стоянку. А прилавки в магазинах выглядели так: лежит какой-нибудь кусок жира, маргарин, замороженная рыба и золото - ювелирные изделия. На золото у тебя денег нет, и есть нечего. Романтика!

- В то время вы и встретили будущего супруга?

Впервые я услышала о Вадиме в одной из таких гастрольных поездок, в Сочи. Помню, с утра вдруг в коллективе началось оживление: «Ой, Вадим приедет!.. Цыганов приедет!» А я-то его не знала, думала: «Ну приедет - и ладно». В труппе были в основном ребята из ГИТИСа. И нас всего было человек восемь-девять - «бременские» музыканты. А директором был очень ушлый дяденька. Я работала одновременно и актрисой, и костюмером, и этот директор благополучно складывал мою зарплату костюмера себе в карман, а мне платил только актерскую ставку.

И вот приехал Вадим и всех повел есть шашлыки. Он всегда был мужчиной состоятельным. С детства умел зарабатывать деньги. Когда потом он мне рассказывал, как, будучи подростком, нырял за рыбой под ГЭС в Волгодонске, доставал каких-то невероятных сомов весом в сто килограммов, у меня сердце кровью обливалось.

Я же могла никогда не увидеть своего мужа.

Так вот: времени до вечернего спектакля оставалось много, и Вадим всех повел гулять по Сочи. А мне надо было гладить костюмчики, начесывать парички. Стояла жара, костюмы после каждого выступления становились насквозь мокрыми, и их приходилось просто реанимировать. А коллеги гуляли, отдыхали. И вот все наплавались, наелись, возвращаются. И этот самый Вадим кидает свое мокрое полотенце на мои поглаженные костюмы... Я его задушить хотела. Но не смогла, потому что расстроилась и плакала. Мне уже пора гримироваться, а тут опять пришлось гладить костюмы.

Вечером, после спектакля, опять было застолье, Вадик всех угощал пивом, вином, шашлыками. Помню, что у меня был маленький бумажный стаканчик, в который я его попросила налить мне пива. Вот таким и было наше знакомство.

Потом наш директор уехал в Америку, бросив нас на произвол судьбы. Наверное, я очень много денег ему заработала как костюмер. (Смеется.) Наш театр распался. Вадим в моей жизни возник чуть позже. До этого еще много чего произошло... Одно время я работала в Иваново, и так случилось, что у меня все стало рушиться: карьера, работа, любовь. Земля из-под ног уходила. С любимым человеком я поругалась и поняла, что уже навсегда. Он совершил предательство, которое я не захотела и не смогла простить.

Я сильно переживала, и в тот момент мне повезло познакомиться и работать с Евгением Павловичем Леоновым . Это очень яркая страница в моей жизни. Раньше были такие «халтурки», когда известные артисты приезжали в провинцию, устраивали вечера, творческие встречи. Да и сейчас такое существует. И вот мы с Евгением Павловичем тоже ездили по колхозам Ивановской области, выступали. Люди сидели в телогрейках, в шапках, в валенках, и залы всегда были полные -такого великого артиста принимали «на ура». Я с ним играла два отрывка, и очень этим горжусь.

Еще пела песню из «Белорусского вокзала», и ему очень нравилось мое исполнение. Леонов все время меня подбадривал. Лет через шесть мы случайно встретились с Евгением Павловичем во время концерта, и он окликнул меня голосом Винни-Пуха, обратившись по девичьей фамилии: «Жукова, куда идешь?» Я так обрадовалась: «Вы меня помните?» - «Ну а как же? Ты же мой партнер!»

С Евгением Павловичем мы работали дней пять, по три выступления в сутки. Потом он уехал, а я поняла, что в театре мне делать нечего. С главным режиссером контакта не было. В театр я пришла, когда там был другой режиссер - Ефим Давыдович Табачников, - человек, у которого я училась. Он отлично разбирался в русской литературе, драматургии, был по-настоящему творческой личностью. А когда он ушел, новый руководитель стал вводить свои законы. Интересным режиссером он не был и после Ефима Давыдовича казался мне белой молью.

Кроме того, не совсем порядочно вел себя по отношению ко мне. В то время я дружила с Татьяной - художником по костюмам, она была цыганкой. Цыган я боялась с детства. Меня ими пугала бабушка, она говорила: «Вот приедет цыганская кибитка, тебя украдут, заставят петь и воровать». Я думала: петь-то я еще смогу, а воровать - это и непонятно, и страшно. Как буду воровать, если я не умею?

И когда я оставалась одна, то выглядывала из-под ворот и запиралась на засов, чтоб цыгане не украли. Но Татьяна мои представления о цыганах разрушила. Она мне сказала: «Вика, сходи в храм, помолись и поставь свечку Николаю Чудотворцу». Для меня тогда это было не совсем понятно, но я пошла.

В храме никого не было, служба уже закончилась. В этот день как раз был праздник Николая Чудотворца. И я долго-долго плакала, жаловалась на свою тяжелую судьбу. Деваться мне было некуда. Домой вернуться не позволяли гордыня и тщеславие. Я же уехала Москву покорять и должна быть первой. Испытание гордыней, амбициями - очень сложное. А в храме было так тепло, уютно, и в какой-то момент я почувствовала, что мне стало легче. Ушла утешенной и спокойной. В театре написала заявление и уехала в Москву.

-И тут в вашей жизни опять появился Вадим?

Помню, это было перед Новым годом. Через два дня после моего возвращения из Иванова мне позвонил его друг, Игорь: «Вика, это такой парень! Он известный менеджер. Ты должна срочно приехать». Тогда еще не было слова «продюсер», но уже появилось слово «менеджер», которое, правда, тоже мне мало о чем говорило. Но привело меня в легкую эйфорию и страх одновременно. Я сказала: «Игорек, а ты знаешь, сколько сейчас времени? Половина третьего утpa. Давай завтра созвонимся с этим менеджером, и я приеду». Весь следующий день ждала звонка. Он раздался достаточно поздно.

Меня собирали всей коммуналкой. Прибарахлили - дали новую кофточку, брызнули на меня две капли духов. Местные алкоголики сунули мне пять рублей. И я поехала с улицы Лесной возле Белорусского вокзала, где тогда жила, к Вадиму в Медведково. А на пять рублей можно было доехать только днем. Я хорошо помню, что меня везла темно-синяя восьмерка и водитель очень возбужденно со мной разговаривал.

Видимо, он за пятерку ехать не особо хотел, но имел на меня какие-то виды. И я стала ему рассказывать, что еду к известному менеджеру... Тут-то и поняла, что водитель - пьян. Всю дорогу сдерживала его, чтобы он не въехал куда-нибудь и не кинулся на меня. На улицу Полярную мы все-таки прибыли, там и состоялась встреча с Вадимом.

-Каким он вам показался?

Очень деловым, активным, напористым и интересным мужчиной. И меня поразили его стихи. В первый же вечер, когда мы познакомились, я ему пела русские народные и казачьи песни. И видела, что на него это производит впечатление. Я почувствовала родственную душу, он не играл, не притворялся. Если люди любят джаз, западную музыку, ну что бы им казачьи песни? Их душа на них не откликнется, а Вадиму это очень нравилось.

Он в ответ стал читать мне свои стихи. Вот уже 25 лет мы вместе, скоро «серебрянзгю» свадьбу отмечать будем, и я сейчас понимаю, что тогда в Медведково это был момент откровения. Вадик, действительно, талантлив и очень искренен в творчестве, но свои стихи он далеко не всем читал, а тут - впервые увидел девушку... Я слушала его и плакала.

Домой я тогда не поехала, была уже поздняя ночь, и Вадим предложил остаться у него. Он снимал однокомнатную квартиру и, что привело меня в полный восторг, достал из шкафа крахмальные простыни, постелил мне чистую постель и сказал: «Я лягу на диване, а ты -здесь. Не бойся, никто тебя не обидит». И ни с какими любезностями ко мне не приставал.

- Как развивались ваши отношения?

Сначала вопрос о любви не стоял. Только работа. Вадим хотел меня куда-нибудь пристроить. Водил в разные коллективы, к продюсерам. Как-то привел меня к одному очень известному человеку, и тот слишком уж заинтересовался моей личной жизнью. Что моего будущего мужа задело, хотя у нас тогда были братско-сестринские отношения. И Вадим решил: «Я буду сам все делать». Ну. видимо, так рассудил, что и девка вроде видная, и поет хорошо. и всем нравится - такое самому пригодится. (Смеется.)

А однажды мы с Вадимом пришли в Театр на Малой Бронной к композитору Юрию Прялкину. Юрию я очень понравилась, он сказал: «Хорошая девчонка, давай попробуем ей что-то написать». И Вадим стал писать для меня. Возникла группа «Море». С композицией «Каравелла любви» мы попали на «Песню года-89». Здесь нам помогло радио. На «Маяке» была передача, что-то вроде «Стола заказов», куда люди писали письма с просьбами, чтобы прозвучала их любимая песня.

И «Каравелла любви» заняла первое место. Мы тогда обошли Аллу Пугачеву с «Озером надежды». Интересно. что мы даже ездили в Болгарию на рок-фестиваль. Хотя группа у нас была совершенно попсовая. Принимали нас очень хорошо. По дороге мы попали в серьезную аварию. На следующий день я вышла на сцену с забинтованной рукой, перевязанной ногой, но в куртке «косухе», и так зажигала, что рокеры сидели, боялись пикнуть.

Постепенно наши профессиональные отношения с Вадимом переросли в личные. Мы с ним познакомились поближе, и оказалось, что он, как и я, в тот момент переживал личную трагедию. Вадима как раз в то время оставила любимая девушка. Он с ней учился в одной школе. Вадик был очень способный, талантливый, его брали во все вузы, а ее - никуда, И он помогал ей поступать в театральный институт, везде носился с ней, устраивал ее, пока она ему однажды не объявила, что уходит к одному известному театральному администратору.

А я тогда хоть и рассталась с возлюбленным, но уйти мне пока было некуда, приходилось делить с ним одну жилплощадь в коммуналке. И Вадим предложил: «Если тебе негде жить, пока ты не нашла квартиру, можешь у меня...» И мы с ним стали жить в этой квартире, а потом -и присматриваться друг к другу. Я, естественно, начала ему готовить, подкармливать. Не то чтобы я использовала какие-то хитрости, чтобы завладеть его сердцем, просто мама научила меня очень вкусно готовить, и я это делала с легкостью.

Его прежняя девушка ему не готовила. Я привела квартиру в порядок, поклеила новые обои, и, наверное, ему это понравилось, он оценил и решил сделать мне предложение. А я сразу, как только его увидела, почувствовала в нем надежность. Мужчину, который умеет принимать решения, брать на себя ответственность. И потом, Вадим - это мое любимое имя. Тоже некий знак. Через какое-то время Вадим предложил мне руку и сердце, и я стала Цыгановой.

- И началась сольная карьера?

Фактически группа «Море» уже была моим сольным проектом. Ведь пела только я, остальные - музыканты, которые работают со мной до сих пор.

- Вы с Вадимом 25 лет вместе. Как вам это удалось?

Главнoe - любовь и терпение. И я, и Вадим -мы оба творческие люди. Иногда нам достаточно сложно, бывают просто батальные сцены выяснения отношений. Он хочет так, а я -иначе. Но я научилась уступать ему, смиряться. А он в свою очередь сразу просит прощения и уже готов рассмотреть мое предложение, выслушать и мою точку зрения. И потом, мы же с ним венчаны, а значит, есть Божья поддержка. Бог всегда дает человеку знаки, помогающие не сбиться с пути.

Кроме того, Вадим - увлеченный своим делом и весьма неординарный человек. Во всем, за что он берется, проявляется его талант. Мои чувства к мужу с годами становятся только глубже. Вадим мне бесконечно интересен, он меня восхищает и не перестает удивлять. Для меня абсолютно невозможно представить, что моим мужем мог быть кто-то другой. У нас с Вадимом есть духовное родство. Это самый близкий для меня человек и истинный мужчина, рядом с которым мне ничего не страшно.

- Почему в последнее время вас редко можно увидеть по телевидению?

Я этим давно уже переболела. Что тут можно сделать? Только ударить талантом по бездарности. Как я сказала своим балалаечникам: «Давайте ударим балалайками по гламуру!» Я своей профессии училась, оценку своего мастерства я слышала от великих людей: Изабеллы Юрьевой , Евгения Леонова , Юрия Любимова .

И для меня руководители телеканалов - не самые высокие арбитры. Когда я на концерте пою романсы, на которые меня благословила Изабелла Юрьева, у меня зал стоит. Я знаю цену деньгам и не хочу платить за бездарные эфиры, в которых сидят люди с резиновыми лицами и хлопают друг дpугy. Мне это неинтересно. Я - за творческий кипеж. У меня был концерт, где я работала с оркестром «Душа России», с замечательным дирижером Владимиром Шкуровским. Я не ходила, а как на крыльях летала и получала от работы колоссальное удовольствие.

- Зато вас тянет выступать в «горячих точках», в Чечне.

Я же дочь офицера. И всегда пела для военных. У меня в первом же альбоме была песня «Андреевский флаг», потом «Золотые погоны». Некоторые люди просто придумывают себе имидж и создают под него репертуар. Мои песни - это часть моей души, это не придуманный образ. Поэтому, когда началась война, я должна была туда поехать. Мне нужно было понять, что это такое, необходимо было поддержать ребят, которые там проливали кровь. Кавказ - это рана, которая не утихает, из которой все время хлещет кровь. И война просто перекалечила мою душу. Я даже хотела оставить сцену, уйти.

-Почему?

Побывав на войне, поняла, что в мире нет справедливости. А Бог - не в силе. Бог -в правде. Огорчала меня и ситуация в шоу-бизнесе. Платить деньги, чтобы иметь возможность демонстрировать талант, данный мне Богом, я не хотела. И при этом видела в первых рядах совершенно бездарных людей. Тяжелый был момент. Я не хотела больше петь. Но приехала в Оптину пустынь на службу и познакомилась со старцем Илией. Он не знал, кто я. Да я и не рассказывала, просто каялась в грехах, говорила о том, что у меня сильно болит душа, что я не хочу жить по законам, которые диктует мир.

Каждый человек проходит свои испытания. Один - потому что совершает смертные грехи -грабит, убивает. А другой - мучается, как я, потому что отчаялся. Отчаяние - тоже смертный грех. Батюшка меня утешал и спросил, чем я занимаюсь в жизни. Я рассказала, что пою. Он спросил, о чем мои песни. Я сказала: о России, об офицерах, о простых людях, о жизни - разные песни. Мне жизнь интересна во всех своих проявлениях, И батюшка сказал: «Нет, нет, ты еще послужи, продолжай петь, потому что талант - это от Бога, его надо честно отрабатывать». И вот по прошествии десяти лет я понимаю, насколько старец был прозорлив.

Ничего другого в жизни я не умею. И если то, что делаю, находит отклик - значит, я занимаюсь своим делом. Так что грех жаловаться на мои залы, они всегда полны. И я батюшке очень благодарна за то благословение и за его мудрость. Работа мне приносит радость, удовлетворение. Выходя на сцену, я стараюсь эту радость аккумулировать, подарить людям надежду, веру, любовь. Для этого Бог и дает талант, а через него - возможность обратиться к людям. Как сказал мне батюшка: «Делай все, как для Бога».

-Помимо пения, вы еще увлекаетесь дизайном одежды.

Меховой верхней одежды, эксклюзивной женской, детской и мужской. Наверное, от папы талант перешел. Вообще, у меня еще дедушка шил верхнюю одежду. И не просто, а на заказ для высокопоставленных чиновников. И поскольку детство было хоть и счастливое, но малоденежное, все шили сами. А я еще и в театральную студию ходила, и в музыкальном ансамбле пела, естественно, мне хотелось интересно выглядеть, придумывать на каждый вечер новенькие наряды.

А мех - потому что я выросла на Дальнем Востоке, там все время холодно. Нас кутали в десять шаровар, в валенки, в шубы, мы ходили, как снеговики. И мне все время хотелось сделать что-то теплое, но вместе с тем удобное и очень красивое.

Я люблю наряжать своих клиентов. И мне нравится втягивать их в творческий процесс. Мои клиенты - люди состоятельные, они могут шить любую брендовую вещь, и мне очень приятно, что они приходят ко мне. Авторские вещи интересны, их создание -процесс больше творческий, хотя достаточно прибыльный. Я со своими покупателями всегда обговариваю, что часть денег обязательно идет на благотворительные цели, и людям это нравится.

-Кому вы помогаете деньгами?

Я уже много лет дружу с Валаамским подворьем, там, в самых нищих районах Ярославской области, есть детские дома - им я перевожу деньги. На мебель, на лекарства, на подарки. Еще мы строим уже не первый храм. Деревня Мышецкое, где я проживаю, - это усадьба Дениса Давыдова . В 1947 году там был взорван храм Покрова Пресвятой Богородицы, и вот мы сейчас его возводим заново. Он очень светлый, просторный, в нем уже идут службы. Вадим является старостой, и на строительство храма идут достаточно крупные средства.

-Как вы решили жить за городом?

Еще в юности у меня была мечта - поселиться на самой центральной улице Москвы, на Тверской. И она сбылась, мы там жили. А потом решили строить дом. Выбрали Ленинградку, тут рядом Фирсановка, где мы снимали клип на песню «Любовь и смерть». Здесь же располагалась усадьба родственников Лермонтова . А еще в свое время в этих местах были остановлены фашистские захватчики. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день святителя Николая Чудотворца посетил строящийся храм и сказал, что это место уникальное. Мы все здесь делаем с любовью и верой.

Беседовала Ольга Булгакова 1394

Побеседовать с Викой Цыгановой нам удалось по телефону за несколько дней до её концерта в Кирове. В интервью Первоисточнику певица рассказала, с чем у неё ассоциируется наш город, поделилась впечатлением о своей недавней поездке в Крым и раскрыла секреты крепких семейных отношений.Виктория, в Киров вы впервые приедете?


Я была в Кирове очень много лет назад. Хочется увидеть, как изменился этот русский город, что нового произошло. Интересно посмотреть, как он выглядит сейчас.

С чем у вас ассоциируется город?
Прежде всего, с дымковской игрушкой. Она мне очень нравится. В природе аналогов вятской дымковской игрушки я не видела. Они такие добрые, веют детством и праздником. Они сказочные. Это очень приятно, что они родились именно на вашей вятской земле. Ещё знаю, что Вятка была центром пушного производства Руси.

Недавно вы вернулись из Крыма...
Да, я приехала в Севастополь ещё до референдума. Моё первое выступление было 26 февраля. В это время там выбирали мэра Алексея Чалова. В три часа ночи из Москвы мы связались с руководством города. А утром уже были там. Даже моя мама не знала о поездке. Я не стала ей ничего рассказывать, чтобы её не напугать. Концерт проходил на площади Нахимова. Несмотря на то, что был дождь на концерт пришло более 25 тысяч человек. А после Севастополя я выступала в Феодосии, Евпатории и в Симферополе. Находясь в Крыму, я чувствовала невероятное единение душ. Люди 23 года ждали это событие.

Кстати, на днях также из Крыма вернулось руководство Кировской области...
Это здорово, что руководство вашей области налаживает связи с руководством Крыма. Там необходимо культурную жизнь восстанавливать, нужно развивать туризм. И, конечно, ваши дымковские игрушки там должны обязательно быть. Это сувенир и своеобразное представление России. Может быть это кажется смешным, но на самом деле, сувениры - это то, что даёт представление о стране. Сейчас нужно обязательно поддерживать Крым. Главное, чтобы было желание и доброе сердце. Со мной часто общается Зюганов и говорит в мой адрес доброе и хорошее. Я ему сказала: «Если вы поменяете коммунистические лозунги, я сразу встану в ваши ряды». Коммунизм и фашизм - это равные понятия. Это нашему народу ещё предстоит понять. Геннадий Андреевич очень часто говорит мудрые вещи, но прикрывается коммунистической вывеской. Коммунисты уничтожали храмы, уничтожали весь свет нации. Ленин был сатанистом. Он ненавидел всё русское и православное. Это нужно аккуратно до людей доносить. Может быть и в замечательном Кирове начнётся изменение названий улиц. Мы должны знать имена настоящих героев. Я всегда себя хорошо чувствую, когда мой народ чувствует себя прекрасно. Людям нужно открывать глаза на правду. Бог не в силе, а в правде.

Виктория, вы всегда были верующей или это пришло с годами?
Вера - она тоже передаётся по наследству. Человек не может жить без веры. Моя прабабушка была староверка. Бабушка тоже была очень верующей. Казаки все были крещёные. Конечно, в юность нашу советскую мы были далеки от этого. Но у человека есть дух. Он должен этот дух в себе чувствовать. Идеология и дух - разные вещи. Когда люди живут по совести, они сопричастны святой вести. Значит они живут по Евангелии, они живут по заповедям. Моя семья жила по заповедям. Она была очень дружная и трудолюбивая. В ней царила любовь. В этом плане я очень счастливый человек. Семья у меня очень большая. Но она вся практически на Дальнем Востоке. Здесь у меня только мама, сестра, мои крестники и племянники.

Поскольку мы беседуем во время Великого поста, не могу не спросить. Виктория, соблюдаете ли вы пост?
Стараюсь по мере сил. Сейчас соединила пост с диетой. Скоро я начну есть гречневую кашу. А сейчас пока только вода. У меня были нервные и напряжённые поездки. Приходилось и кушать что дадут, я нарушала распорядок.

Как восстанавливаете силы в перерывах между поездками и выступлениями?
Я меня есть хобби. Я давно занимаюсь модой, одеждой. Шью меховые изделия. Я сама отчасти их и демонстрирую, люблю красиво одеваться. Артист должен выглядеть красиво. Сейчас на сцену выходят и в майках, и шортах, и в трусах - непонятно как. Это связано с бедностью и скудостью личности.
А ещё у меня прекрасный дом. Мы с мужем баню построили. У нас есть прекрасный бассейн. Вот перед нашей беседой я вышла из бани. Прекрасно поплавала. Отдых бывает разный. Обязательно встречаемся с друзьями. Иногда я не могу ни с кем общаться, устаю.

Один из ваших хитов - «Русская водка, черный хлеб, селедка». А вы сами любите застолья и весёлые компании?
Раньше как и все любила. Сейчас всё реже получается. Но я люблю устраивать мероприятия, девичники, встречи со своим фан-клубом. Также в семье мы всегда отмечаем Рождество и Пасху. В пасхальную неделю мы приглашаем гостей. Кушаем, иногда объедаемся. Яйца всегда вместе красим на Пасху. Ещё мы ежегодно собираемся на субботники. Сейчас весна. Скоро мы будем чистить свой огород. Племянники и крестники мне всегда помогают. Людмила Михайловна, моя матушка, тоже мне помогает. Кстати, сейчас она пишет книгу обо мне. Я не всё знаю относительно нашей семьи. Мне будет интересно её прочесть.

Виктория, а вы кем хотели стать в детстве?
Не поверите, но я хотела стать матерью-героиней. Каждый ребёнок ориентируется на то, что видит. У моей бабушки было восемь детей. А я хотела, чтобы у меня было десять. Я мечтала их воспитать. Потом я хотела стать врачом. Когда я закончила школу, то пошла подавать заявление и сдавать экзамены в медицинский институт. Но почему-то в конце-концов я развернулась и ушла. Помню, пришла и сказала маме, что я еду в театральный институт поступать.

Помните ли ваше первое выступление на большой сцене?
Первый мой сольный концерт состоялся в Москве в театре эстрады. А еще помню своё выступление на «Песне года» в 1989 году. Я выступала под своей девичьей фамилией Жукова и пела песню «Каравелла любви». В итоге я заняла первое место по письмам радиослушателей и обошла саму Аллу Пугачёву, которая пела песню «Озеро надежды». Помню, что я выступала в шортах и тельняшке. Этим я вызвала недоразумение у ведущих. На тот момент я была самоуверенная девушка, можно даже сказать, наглая.

В прошлом году вы с Вадимом Борисовичем отмечали серебряную свадьбу. Поделитесь секретом крепких отношений?
Главное - это терпенье, смирение и любовь. Этому надо учиться. Мы всё прошли и теснее стали. Надеюсь, Господь подарит ещё 25 лет прожить.

Что напоследок пожелаете читателям газеты?
Веры, надежды и любви!

Несмотря на то, что эту певицу не так часто показывают по телевизору, она всегда собирает полные залы, а ее песни популярны на протяжении десятилетий. Ее хиты знают миллионы людей по всей стране. Зрители всегда встречают бурными овациями поистине народную артистку - Вику Цыганову!

Известный шлягер «Приходите в мой дом», исполненный вместе с легендой шансона Михаилом Кругом, принес ей большую популярность и народную любовь. Но звездой певица себя не считает, и ее творчество в первую очередь - это служение Богу, своему народу и родной стране. Любовь к Родине и вера - ключевые темы ее творчества, что, конечно, основано на православном мировоззрении. О музыке и русской патриотической песне, своих новых проектах и непростом пути к Церкви Вика Цыганова рассказала в эксклюзивном интервью «Православному Симбирску».

СПРАВКА РЕДАКЦИИ


Вика Цыганова - певица, актриса, композитор, дизайнер - основатель бренда «TSIGANOVA». Родилась 28 октября 1963 года в Хабаровске в семье морского офицера. После окончания Дальневосточного института искусств работала в театре и снималась в кино. Широкому кругу зрителей известна как исполнительница хитов «Андреевский флаг», «Любовь и смерть», «Офицеры России», «Приходите в мой дом», «Калина красная» и многих других. Первый сольный альбом вышел в 1991 году. Всего Вика Цыганова выпустила более 25 альбомов, сняла десятки клипов. Замужем, проживает в подмосковной деревне. Супруг - поэт, продюсер и художник Вадим Цыганов.

Певица не раз давала сольные концерты в горячих точках. За благотворительные выступления перед солдатами внутренних войск, детьми-сиротами и инвалидами, участие в акциях помощи матерям, чьи сыновья погибли в Афганистане, а также неоднократные поездки в Чечню была отмечена множеством грамот и благодарственных писем за заслуги перед Отечеством. Имеет боевые и государственные награды: медаль «За ратную службу», благодарность от Главнокомандующего Вооруженными силами России В.В. Путина за проявленную отвагу и мужество в защите Отечества; является кавалером ордена «За возрождение России. XXI век» и «Меценаты столетия».



- Виктория Юрьевна, Вы - одна из немногих певиц, чье творчество стоит на позициях Православия. Кто пишет песни для Вас?
- Тексты песен пишет мой муж - поэт Вадим Цыганов. Он же является моим продюсером. Мы всегда вместе - и в жизни, и на сцене. А пою я о Родине и любви, о душе и мужестве… Большое значение придаю текстам. Те песни, которые мне нравятся, - они сразу же ложатся на сердце. Я люблю Россию, пою о ней и буду петь, прославляя свою культуру, свой народ и его лучшие традиции. Через музыку можно говорить о Православии, душе и о том, что ведет ее ко спасению… Знаете, ничто так сильно этому не способствует, как молитва и голос.

- Ваши песни, которые были написаны 10 и более лет назад, актуальны и сейчас: «Крым», «Андреевский флаг», «Любовь и смерть» и другие. Чем Вы это объясняете?
- Я чувствую, что сегодня как никогда люди нуждаются в такой музыке, призывающей думать и наполненной глубоким смыслом. Наша страна проживает непростые времена... Я, как певица, должна поддерживать свой народ, пробуждать наши русские гены, любовь к нашей великой Отчизне! И дух патриотизма сегодня только крепнет - знаю это, путешествуя по стране и видя полные залы на своих концертах, когда и стар и млад поет вместе со мной: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

- Как Вы пришли к духовно-патриотическому направлению в своем творчестве?

- А почему Вас запрещали по ТВ?

Телевидение по большому счету антирусское, и там мой репертуар мало кому нужен. А поскольку мои убеждения ярко патриотические, национальные, то где-то сверху решили, что моей личности на экране быть не должно. Там другие сказки и другие герои. Но на протяжении многих лет у меня есть свой любимый зритель, несмотря на то, что мои песни не крутятся постоянно в эфире. И, кстати, моя аудитория заметно молодеет. Радостно, что молодежь наша приходит к вере Православной, любит Россию! Просто они наелись равнодушия и безучастия, хотят тепла и правды. И хорошо, что они уже осознают все то, о чем я только после 30 лет задумалась... Сейчас я понимаю, что талант мне дарован Богом. Мне это все не принадлежит, и свой дар я должна отработать. С Божией помощью будем и дальше трудиться, укреплять веру в своей душе и в сердцах людей, для которых пишем песни и творим.

- Обычно приход к вере бывает болезненным... Как было у Вас?
- Так и было. Болезненно. Работала в драматическом театре, жизнь и карьера у меня как-то не складывались, родители были далеко, в Хабаровске, я была совсем одна. 1987 год - ужасно холодная зима, в магазинах ничего не было, голод. Я не уживалась в коллективе с руководством, с главным режиссером. Мне некому было пожаловаться, никто не мог помочь и утешить меня. Моя приятельница и коллега Татьяна - она работала художником по костюмам и была цыганка по происхождению - сказала: «Вика, ты не отчаивайся, сходи в храм и помолись Николаю Чудотворцу». И я пришла в церковь, долго-долго стояла на коленях перед иконой святителя Николая, молилась, плакала, просила помощи… И вдруг почувствовала, как на душе легчает, внутри светлеет, тучи рассеиваются и приходит такой правильный покой и уверенность, что все будет хорошо!

- А Ваша семья была верующей?
- Я пришла в церковь в сознательном возрасте - мне было 25 лет. До этого, конечно, бывала в храме, бабушка меня водила на праздники. Традиции мы всегда соблюдали - яйца красили, куличи пекли, но молиться нас никто не учил. В нашей семье было много репрессированных и вопросы о вере тщательно маскировались. Мои бабушка с дедушкой были верующие люди - жили по заповедям, по совести. За 70 лет безверия и надругательства над религией и нашими людьми было посеяно много страха. И сегодня мы этот страх с Божией помощью преодолеваем и возвращаемся к своим истокам. Слава Богу, сегодня у нашего народа есть осознание, что без веры Православной нам на этой земле не удержаться и не удержать нам такую огромную территорию, которую наши прадеды и деды отвоевали...

- Вы много раз летали в Чечню, именно после этих поездок решили оставить музыкальную карьеру. Почему?

Да, было такое. Я просто поняла, что шоу-бизнес и весь этот гламур - совсем не мое. Я не приживалась в эстрадной среде. Меня стали запрещать. И передо мной встал серьезный выбор - заниматься сценой или оставить профессию. Решила поехать в Оптину Пустынь к старцу Илию. Рассказала ему о себе, он спросил о том, какие песни пою. В моем репертуаре было много песен про Россию, в том числе «Андреевский флаг», с которой ездила в Чечню, выступала перед нашими ребятами. Признаюсь, было страшно туда летать, но есть это чувство долга и ответственности, мы должны поддерживать своих, быть рядом. И однажды летела с ранеными и убитыми солдатами, самолет вез груз 200. А потом, вернувшись в столицу, видела эти светские тусовки, где спиртное льется рекой и люди просто бесятся от жира… Я находилась почти в отчаянии, очень долго плакала и говорила батюшке, что не могу так и вообще не хочу заниматься музыкой. Он поплакал вместе со мной и сказал: «Надо еще попеть, надо потрудиться. Пой про Россию!» Поэтому я и пою до сих пор, по послушанию. Если бы не его прозорливость, не его любовь Божия и благословение, не знаю, что бы было сейчас со мной.

- Духовную жизнь и творчество удается совмещать?
- А для меня это неделимо и взаимосвязано. В начале моего воцерковления я в течение нескольких месяцев ходила в церковь на ежедневную Литургию. Душа звала. И сейчас, если хотя бы раз в неделю не побываю в храме, мне становится не по себе. Когда приезжаю на гастроли в новые города, то сразу ищу глазами купола церквей. Так радостно, когда их вижу, - значит, я дома. Мое творчество - это возможность и потрудиться для Бога, и принести покаяние, подтвердив веру скромными делами… Ведь с чем зачастую мы приходим к Господу? С жизнью, изуродованной грехами. Господь начинает очищать нас, утешая боль, помогая бороться со страстями и пороками. И тогда душа обновляется, появляется свет и чистота. Приходит облегчение, исцеление. Те, кто живет церковной жизнью, исповедуется и причащается, поймет, о чем я говорю.

- Какое счастье, что Вы с супругом - единомышленники. Как Вы познакомились?
- С Вадимом я познакомилась в Москве. И эта встреча была судьбоносной для меня... Нас познакомили общие друзья. Я искала работу в столице, и мне рекомендовали Вадима, сказав, что он может помочь. Мы стали работать вместе. Мой муж - тоже творческий человек, мы прекрасно понимаем друг друга, в одну сторону смотрим! Даже покрестились в один день в храме Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище. Потом повенчались и вот уже более 26 лет вместе и в горе, и в радости. Наше знакомство было промыслительно. С того самого времени моя жизнь поделилась на два периода: до и после моего прихода к Богу и встречи с Вадимом.

- Расскажите о Вашем супруге, чем он занимается? Читала, что он, по благословению старца Илия, поставил памятник Андрею Первозванному в Крыму.

Да, этот памятник стоит на мысе Фиолент, крайней точке России. Также его трудами сделан поклонный крест на Ганиной яме и часовня - все с Божией помощью. Вадим удивительный человек, бесконечно талантливый, и не только в музыкальном плане. Он спроектировал и установил памятник Михаилу Кругу в Твери. У нас дома вся мебель сделана его руками. Он даже делал кресло для президента. Кресло из мореного дуба, обтянутое шкурой медведя, ему заказали на один из дней рождений Владимира Путина. Говорят, Владимиру Владимировичу очень понравился этот подарок! Для реализации своих дизайнерских идей Вадим находит уникальные материалы, из которых творит настоящие шедевры. Он со всего мира привозит дивные вещи, антиквариат и очень бережно относится к истории. Также мой муж помогает детским домам, строит храмы, реализуют яркие православные проекты, и я стараюсь во всем ему помогать! Сейчас он занимается реконструкцией красивейшего монастыря преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде. А в этом году специально к Дню Крещения Руси мой супруг изготовил крест из двухтысячелетнего дуба с иконой князя Владимира, которая несколько раз облетела земной шар. Его мы принесли в дар Владимирскому храму в Херсонесе.

- Вы живете в своем доме? Правда, что у Вас большое хозяйство?
- Да, у нас частный дом, своя земля, живность. Мы ведем натуральное хозяйство: есть козы, куры, собаки и даже пруд, где мы разводим рыбу, а также огород и красивейший сад. Консервируем продукты на зиму и готовим в настоящей русской печи! Низкий поклон моей мамочке, которая живет с нами и помогает справляться с большим хозяйством. Вообще я убеждена, что надо заниматься сельским хозяйством, привыкать к земле! И с введением санкций против России настал момент истины - даст Бог, начнем поднимать село. В 1913 году мы были впереди планеты по всем показателям сельского хозяйства. И сейчас надо к этому стремиться - выращивать все свое, родное, натуральное. Да, сегодня наука активно развивается: нанотехнологии, генная инженерия, которая вмешивается в установленный Богом закон. В продукты внедряют непонятно что, и мы привыкаем к искусственной еде - нас кормят заморским суррогатом. Мы забываем вкус Родины, вкус родной земли. Но Россию под «евростандарт» все равно не загнать, как бы мы ни старались. Русь - особенная, драгоценная и благодатная. У нее другое предназначение… И сила ее, и спасение только в Православии!

- Виктория Юрьевна, Вы с мужем организуете морские походы. Чему был посвящен ваш недавний поход в Крым на легендарной бригантине «Святая Виктория»?
- Наш поход был посвящен великому событию Крещения Руси и тому, что полуостров Крым со своим легендарным Севастополем вошел в свою родную гавань - воссоединился с Россией. Для меня большим открытием стало, что Крещение Руси, по сути, произошло в Херсонесе! Ведь именно здесь, на Крымском полуострове, князь Владимир крестился сам и крестил свою дружину. И только потом он отправился в Киев крестить весь остальной люд в Днепре. В Крыму на берегу Русского моря остался отпечаток стопы апостола Андрея Первозванного и был построен первый православный храм! Здесь же равноапостольный Кирилл увидел Евангелие, написанное «русскими буквами», и эти символы легли в основу славянской азбуки. Крым - удивительное духовное место, и отрадно, что сегодня началось воссоединение исконно русских земель, чему мы и посвятили наш поход. И для меня лично это было настоящее испытание на преодоление себя, своих страхов, маловерия, малодушия. Ведь когда ты находишься один на один со стихией, тебе открываются совсем новые ощущения: более сложные и более глубокие, но в то же время более простые: или ты борешься со страхом, или радуешься благодати. После такого похода ты лучше понимаешь себя, лучше понимаешь свою душу. Слава Богу, мои духовные силы и вера окрепли. Каждому желаю такое испытать…

- Как Вы получили благословение старца Илия на этот поход?

Все наши начинания благословляются отцом Илием и творятся по его святым молитвам. И в этот раз старец сказал про Крым: «Отсюда начинается земля Русская» - и благословил наш поход, который с 16 по 28 июля 2014 года организовала «Творческая мастерская Вадима Цыганова». На судне вместе с нами был наш добрый друг - знаменитый путешественник отец Феодор Конюхов. Мы отправились из Черногории, где находится десница Иоанна Крестителя, на остров Корфу, где воевал Федор Ушаков, а потом в город Патры, где находятся мощи и крест Андрея Первозванного. Плыли через Средиземноморье, Эгейское, Адриатическое море, потом через Дарданеллы и Мраморное море - в сегодняшнюю Турцию, а в прошлом Византию, и наконец пришли к родным берегам Черного моря. А завершился наш маршрут праздничным концертом!

- Какое настроение сейчас у жителей Крыма?
- Не могу передать словами, какой там дух у людей, насколько мы едины! Зрители подходили ко мне после концерта, благодарили за поддержку, которая так важна для них, так как служит духовному объединению России! Мы много раз и раньше прилетали в Крым, в том числе в феврале-марте этого года, чтобы поддержать севастопольцев в непростые для них дни. Что касается настроения крымчан, то скажу, что переходные периоды всегда непростые. 23 года ожидания жителей Крыма - это чаяния, мечты, надежды, а ведь реальность бывает другой… Перестройка в Крыму, возможно, для простых людей проходит болезненно. На чужбине жить - одно, но когда ты возвращаешься в родной дом, то понимаешь, что и тут далеко не все в порядке. Поэтому я желаю жителям Крыма крепкой веры, смирения и силы духа. Крым - уникальная земля, и люди здесь уникальные. И именно крымчане призваны укреплять всех россиян в вере в победу добра над злом! И сегодня это крайне важно: закрепить в сознании русского человека, что мать городов русских - это не Киев, а Севастополь и Херсонес, где и есть духовное начало, место, откуда пошло Крещение всей Руси. Мы должны показать всему миру мощь и глубину нашей веры, единство великой России!

- Расскажите о Вашем новом альбоме. Будут ли там премьерные песни после таких ярких событий?
- Да, уже сейчас мы работаем с уникальным композитором Нинославом Адемовичем - аранжировщиком Горана Бреговича и Gipsy Kings. Вместе с ним записываем новый альбом в Италии на студии Адриано Челентано. Мы создаем новую русскую песенную культуру, для чего привлекаем лучшие силы музыкального мира, притягиваем их в Россию. Сегодня важно возродить патриотическую песню, которая и жить помогает, и веру укрепляет! И я благодарна Богу, что Он послал нам соратника - такого музыканта, как Нинослав, который просто одержим русской культурой. Он знает всего Чайковского, знает всю русскую классику, а как понимает казачьи русские песни - это словами не передать… Даст Бог, совсем скоро Вы услышите плоды нашего сотрудничества. Мы порадуем зрителей новыми песнями во славу Божию, во славу родной страны!

- На своих концертах, кроме песен, Вы еще говорите со зрителями о Православии, затрагиваете важные духовно-нравственные темы. Это своего рода проповедь?

Если мы приняли Крещение и стали христианами, то должны быть воинами. Мы должны гореть светом души, быть пламенными, чтобы зажигать и воспламенять сердца людей. Каждый на своем месте, своим талантом и возможностями призван проповедовать Христа! Надо крепить свою веру и не быть равнодушными. Нужно идти к своим истокам, возрастать духовно и ставить перед собой высокие цели. Народ наш прозревает, приходит к смыслу своего существования. Безбожие ушло в прошлое. Люди понимают, что без веры нет спасения, нет жизни. «Русский человек без веры - дрянь», - писал Достоевский. Весь мир не хочет жить по совести, а мы умеем и будем! Иначе погибнем. Мне просто очень жалко неверующих людей, которые мучаются в своем одиночестве, так как живут без Бога. Я могу привести немало примеров, когда у людей есть все, но нет Бога. Это несчастные люди. Да, по благословению своего духовника я действительно пользуюсь любой возможностью и случаем рассказать людям о вере, о Христе, заинтересовать их Православием. И поверьте: это большая радость - исповедовать Христа!

- 28 ноября в Москве в Храме Христа Спасителя пройдет Ваш сольный концерт! Чему он будет посвящен?
- Я счастлива, что этот концерт благословил старец Илий, который дал мне наставление, чтобы я занималась своей родной землей, душой и детьми. Просто петь песни мне неинтересно, мне всегда нужна цель. Долго думала, кому и чему посвятить этот концерт. И словно с небес пришло решение. Я родилась в день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и в свете последних событий подумала, а почему бы нам не начать славить наших дорогих тружеников села, наших фермеров и всех людей, кто не покладая рук занимается тяжелой работой и возрождает сельское хозяйство в нашей стране? Они делают все, чтобы мы с вами не были голодными, и это особая категория людей! В программе нашего благотворительного концерта будут самые добрые, светлые и сердечные песни, которые я с благодарностью посвящаю этим удивительным людям! И я уделяю особое внимание духовно-нравственной стороне данного концерта - ведь это та основа, которая ведет к возрождению лучших качеств души русского человека, любви к Родине и своей земле.

- Виктория, а была ли в Вашей жизни ситуация, которая особенно утвердила Вас в вере?
- Многое в моей жизни было... И шторм десятибалльный переживали, и пираты сомалийские на нас нападали, и аварии, и болезни тяжкие. Остались живы. Слава Богу! Каждый раз убеждаюсь в силе молитвы и уверена, что уповать надо только на Бога. А все обстоятельства, даже самые скорбные и страшные, по Божией воле происходят и полезны для нашей души. Бог ведет нас ко спасению. Я пережила очень тяжелую болезнь. Ту боль просто невозможно передать. И когда несколько дней лежала в жару, с температурой 40, под капельницей, как никогда чувствовала мощную духовную поддержку всех, кто за меня молился… Десятки тысяч человек в эти дни заходили на мой сайт, поддерживали, подавали записки в храмы и монастыри по всей России! И я чувствовала, что вот-вот должна встать, и встала. Меня вымолили! Никакими деньгами это не купить, ничем не измерить это великое чудо. Как же не верить после этого?


Беседовала Надежда ЗЕМСКОВА.

Газета Симбирской митрополии "Православный Симбирск"

Зрительская любовь к Вике Цыгановой уже многие годы остается величиной безграничной и постоянной. Каждый человек, слушая ее песни, может взглянуть на самого себя с неожиданной стороны. Ее творчество заставляет задуматься о жизни. Ее песни – это всегда разговор по душам, очень личный и честный. Такой же откровенной и честной получилась наша с ней беседа в преддверии большого сольного концерта, который пройдет в Петербурге 3 октября в БКЗ «Октябрьский».
Виктория Юрьевна, вы человек, который имеет свою гражданскую позицию. Насколько сегодня артисту важно иметь точку зрения на происходящие события в стране?
— Еще Пушкин ответил на этот вопрос: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Артисту дан талант от бога, а сцена — его трибуна. Свое поведение артист проецирует на публику, поклонники формируются под воздействием таланта кумира. А потому человек, выходящий на сцену, должен быть воспитан в правильном понимании добра, зла, о духовном представлении жизни. Патриотизм — это искреннее убеждение, отношение человека к своему государству, родине, народу, культуре. И артист должен демонстрировать и транслировать это публике, воздействовать на нее своим творчеством, песнями, поведением — всем в совокупности.
Министерство культуры России собирается создать реестр патриотической музыки. Как вы думаете, это будет способствовать «продвижению отечественного и российского музыкального искусства в мировом масштабе» и повышать «культурно-образовательный уровень населения»?
— При условии, если это будет сделано с любовью. У нас в стране есть много всяческих «союзов писателей, журналистов, композиторов». Но я как человек, который находится вне этих рамок, могу сказать, что «союзы» есть, министерство культуры есть, а культуры в стране нет. И если это будет сделано без любви, без души и только за деньги и с выгодой, то будет не нужно ни нашему русскому народу, ни никаким другим. Это должно быть искренним желанием сохранить дух народа. Творческое патриотическое движение должно помогать подниматься к высоким духовным ценностям. А если к этому будут привлечены люди, которые будут пилить деньги, то ничего хорошего из этого не выйдет. Получится псевдо культура. Можно ведь сочинять песни о родине и при этом не любить ее. Это мое убеждение человека, не принадлежащего никакому лагерю и, который сам заработал право иметь в этой жизни свою точку зрения, позицию и свободу.
Есть ли в вашей жизни поступок, которым вы гордитесь? Расскажите о нем.
— Мой концерт на площади Нахимова в Севастополе, который состоялся 25 февраля 2014 года в честь возвращения Крыма. И мое посещение Одессы на юбилейную годовщину освобождения города от фашистов. Я горжусь тем, что приехала туда. В моей жизни было много таких событий. Как говорится «человек предполагает, а Бог располагает». И если тобой движут высокие намерения, искренность и любовь, то все в твоей жизни устраивается так, что можно проявить себя. А если у человека нет никаких внутренних высоких установок, то он никогда ничего особенного и не совершит. Я много раз была на войне. Ездила туда для того, чтобы разделить участь ребят: солдат и офицеров, которые там были. Мне необходимо было понять военные тяготы, пройти через сильные эмоциональные всплески, напряжение на грани жизни и смерти, чтобы родились песни. Можно, конечно, просто сесть и написать. Но самое ценное, когда человек, который умеет писать музыку и стихи, может еще и разделить эти мощные эмоции с близкими ему людьми, в первую очередь я говорю об офицерах, солдатах, которым пою. Вот тогда-то и рождаются настоящие песни. Может быть, сегодня они не настолько востребованы, но они похожи на тех людей, которые несут службу, выполняют свой долг, их не видно, но они есть. Эти песни необходимы людям. Я получаю много искренних слов благодарности, после них хочется жить и работать дальше. Особенно, когда эти слова говорит тебе человек, который служит на атомной подводной лодке, ее командир, ты понимаешь, чего они стоят. Эти люди слова просто так на ветер не бросают и в благодарности не рассыпаются.
За время своего творческого пути вы несколько раз меняли свой сценический образ. Это были поиски себя? Какую Вику увидит Петербург 3 октября?
— Настоящую, такую, какая есть и какой была всегда. В человеке же много граней и в жизни тоже. И если ты живой человек, то ты воспринимаешь эту жизнь полноценно и с разных сторон. Мне свойственно все, что свойственно русской душе и характеру. И погружение в себя с одной стороны, и дерзость с другой, и смирение. И все это есть в моих песнях, и отображается в моих образах. Самое главное, что я в себе ценю и берегу, это то, что я не обманываю себя. И когда у меня бывают моменты падения и расстройства, и недовольства, я стараюсь быть честной перед собой. Слава богу, что для этого есть храм, тайна исповеди и просто связь с богом. Можно помолиться, покаяться и очиститься. К зрителю надо выходить с хорошими чувствами и эмоциями, но я — живой человек, и ничто человеческое мне не чуждо. И борьба страстей и уныние – все это во мне есть и все отображается в моих образах.
Расскажите о вашей совместной работе с известным сербским композитором Нинославом Адемовичем, с которым вы записали альбом «Далеко-далёко». Что нового и необычного было в создании альбома и чем удивите поклонников?
— Поклонники, которые меня любят, я думаю, искренне порадуются этому союзу, потому что главным как раз является сама наша с ним встреча. Нинослав Адемович – патриот русской культуры, страстный поклонник живописи, музыки, истории России, православной религии. С таким человеком очень приятно работать. Не надо ничего вымучивать. Ты просто даешь ему творческий импульс, и человек его расшифровывает, доносит и добавляет к нему еще и свой. И в итоге получается очень мощный результат. Его песни «Русский паровоз» или «Далеко-далёко», «Капля» мне очень нравятся, я считаю, что это вещи мирового уровня. У этих произведений будет долгая жизнь, они постепенно будут доходить до публики. И займут достойное место в душе человека. Эти песни очень живые, яркие, сочные, красочные, эмоциональные и честные. Наше сотрудничество с Нинославом продолжается. И сейчас мы свои ряды обогатили итальянцем маэстро Фио Дзаноти и надеемся, что наш союз принесет хорошие и добрые плоды. Во всяком случае, я ждала этого более 20-ти лет. Как говорит наш друг Валентин Гафт: «Выигрывает тот, кто умеет ждать».
Виктория Юрьевна, что вызывает у вас чувство радости и восторга? Что вас вдохновляет?
— Гениальные люди вызывают радость и восторг. Меня вдохновляет природа, встречи и, конечно, творческие муки. Иногда я не сплю ночами, потому что настолько возбуждаюсь от своих идей, от того, что в жизни есть столько всего интересного, но расстраиваюсь от понимания того, что жизнь летит неумолимо. Хотя после 50-ти, я считаю, жизнь только начинается, потому что приходит вкус к жизни и ее понимание, смысл точно выкристаллизовывается и определяется. Но при этом время сжимается и летит стремительно. А идей и желаний для воплощения еще очень много. Я радуюсь каждому дню, который дарит новые встречи и эмоции. Без эмоций творческий человек не может жить. Новый день несет информацию, которая меня возбуждает на положительную или отрицательную реакцию. Организм живет полноценно, а порой и чрезмерно.
На мой вопрос, будет ли концерт в БКЗ «Октябрьский» чем-то отличаться от выступлений на других площадках, Виктория Юрьевна честно ответила, что все будет как всегда. Для нее не важно на какой сцене она поет: в городах Ивантеевка или в Приозерске. Везде нужно работать честно и нести людям радость.

Беседовала Майя Павлова.