Гюго виктор мари. Великие произведения виктора гюго

В мае 1885 года жители Парижа провожали в последний путь знаменитого писателя, драматурга и поэта. По пути шествия траурной процессии, начиная от Триумфальной арки и до Пантеона, выстроились толпы людей. Они пришли проститься с человеком-легендой, который создал Квазимодо, Жана Вальжана, Козетту, Гуимплена, автором с благородной душой, ораторским пафосом и со старомодными манерами, Виктором Мари Гюго.


Романы Виктора Гюго

В 1831 году вышло в свет первое полноценное произведение Виктора Гюго , которое оказалось невероятно успешным и очень быстро разлетелось по всему миру. Один из приемов, использованных автором, было привлечение внимание к забытому на то время собору. После выхода книги памятка стала пользоваться большой популярностью у туристов.

Лучшие книги Виктора Гюго онлайн:

Писатель принес много новых деталей во французскую литературу, он смог объединить в своем творчестве романтические и реалистические элементы. Вскоре такой подход переняли многие писатели, что повлекло за собой создание нового течения в литературе. Критики отмечали его влияние на литературу как «беспредельное» и считали Гюго учителем для будущих поколений.


Краткая биография Виктора Гюго

Родился писатель в 1802 году в городе Безасон, Франция в семье военного. В его первые годы жизни семья постоянно переезжала из города в город. Образование получил в лицее Людовика великого. Свой первый рассказ написал в 14 лет, с того времени стал участвовать в литературных конкурсах, где получал призовые места. В 1822 году женился.

Первая книга Гюго «Ган Исландец» была издана в 1823 году. В то время он основал литературный кружок и начал издавать собственный журнал. В 1824 был опубликован сборник стихов «Новые оды». Еще через год писатель был удостоен ордена Поточного легиона и вошел в число участников кружка романтиков. В 1841 году стал членом Французской академии.

В 1845 году за преданность королю Гюго получил титул графа и стал пэром. В 1848 году вошел в состав Национального собрания, однако после переворота Наполеона переехал в Брюссель, где начал публиковать антинаполеоновские рассказы. После путешествовал, жил на острове Джерси (пролив Ла-Манш). В 1870 году вернулся во Францию. Последние годы своей жизни посвятил творчеству, отдал свои последние силы роману «Девяносто третий год», где подробно описал Великую революцию и ее последствия для Франции. В 1885 году Виктора Гюго не стало.

26 февраля 1881 года, семьдесят девятый день рождения Виктора Гюго, Париж и вся Франция отметили как национальный праздник. На авеню Эйлау воздвигли триумфальную арку. Сквозь нее, мимо дома Гюго, прошествовало шестьсот тысяч парижан и провинциалов. Великий человек, стоя с внуками у окна, кланялся и благодарил своих почитателей. Через полгода авеню Эйлау переименовали в авеню Виктор-Гюго. На своей собственной улице Гюго прожил еще четыре года. 1 июня 1885 года несметная толпа проводила его гроб от площади Звезды до Пантеона. В почетном карауле у черного катафалка, не украшенного ничем, кроме двух венков из белых роз, стояли двенадцать молодых поэтов. В своем завещании Гюго написал: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго».

Он родился в Безансоне, по французскому революционному календарю - 7 вантоза X года Республики. Его родителями были наполеоновский офицер Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго и госпожа Гюго, урожденная Софи Франсуаз Требюше де ла Ренодьер. Вскоре супруги Гюго стали жить врозь.
Виктор Мари с двумя старшими братьями находился то при отце, то при матери, переезжая из одного города в другой, из Франции в Италию и Испанию. С пяти лет Виктор был приписан к отцовскому полку и считал себя солдатом. На самом деле, в таком нежном возрасте ему довелось увидеть явления войны и смерти - на пути в Мадрид, через всю отчаянно сопротивляющуюся наполеоновскому вторжению Испанию.
В отрочестве Виктор Гюго заполнил стихами и переводами латинских поэтов десять тетрадок, которые сжег, в следующей сделал примечание: «Мне пятнадцать лет, написано плохо, я мог бы написать лучше». В то ремя он учился и воспитывался в Париже, в пансионе на улице Св.Маргариты, и мечтал о литературной славе. Одна из его пасторалей, вдохновленных произведениями Шатобриана, называлась «Индианка Канады, подвешивающая к ветвям пальмы колыбель своего ребенка». Впрочем, на конкурсе, объявленном Французской академией, юный Гюго получил почетный диплом за поэму в триста тридцать четыре строки. Тулузская Академия цветочных игр наградила его Золотой лилией за оду «Восстановление статуи Генриха IV».
Братья Гюго попробовали издавать журнал - «Литературный консерватор». За полтора года Виктор под одиннадцатью псевдонимами напечатал в нем 112 статей и 22 стихотворения. Старший из братьев, Абель, издал на свои средства первую книгу Виктора - «Оды и другие стихотворения». Двадцатилетний поэт был убежден, что для поэзии необходимы «ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа».
В третье десятилетие жизни Гюго стал автором стихотворных сборников «Восточные мотивы» и «Осенние листья», романа «Ган Исландец» (в манере В.Скотта и под влиянием английского готического романа), повести «Последний день приговоренного к смерти», драм «Кромвель» (предисловие к ней считается манифестом романтизма), «Марион Делорм» (запрещенной к постановке цензурой) и «Эрнани» (ее премьера превратилась в битву романтиков с классицистами).
Суть романтизма Гюго объяснил как «странное смятение души, никогда не знающей покоя, то ликующей, то стенающей». В начале 1831 года он завершил роман «Собор Парижской Богоматери». Гюго говорил, что эта книга, прежде всего, «плод воображения, причуды и фантазии», хотя материалы о Париже XV века собирал в течение трех лет. Рукопись романа он сдал издателю в крайний назначенный срок. Гюго уже имел дом и семью и надеялся зарабатывать литературным трудом, самое меньшее, пятнадцать тысяч франков в год. Скоро он начал зарабатывать значительно больше, но каждый вечер неуклонно подсчитывал все расходы, вплоть до сантима.
Между двумя французскими революциями - июльской 1830 года и февральской 1848 года - Гюго написал несколько новых поэтических циклов, драму в стихах «Король забавляется», три драмы в прозе, книгу очерков о Германии («Рейн») и приступил к созданию романа «Нищета», позже переименованного в «Отверженные».
7 января 1841 года Виктор Гюго был избран в Академию «бессмертных», а королевским ордонансом от 13 апреля 1845 года возведен в пэры Франции.
В 1848 году, после февральских событий, это звание оказалось отменено. Гюго стал мэром VIII парижского округа. В Законодательном собрании он выступил с речью против президента республики принца Луи Бонапарта. Когда Луи Бонапарт совершил государственный переворот с целью присвоить императорскую власть, Гюго, под угрозой ареста, с чужим паспортом уехал из Парижа в Брюссель, а затем удалился в многолетнее изгнание.
«Если на свете существуют очаровательные места изгнания, то Джерси надо отнести к их числу... Я поселился здесь в белой хижине на берегу моря. Из своего окна я вижу Францию», - на Джерси, острове Нормандского архипелага, на вилле Марин-Террас, образно именуемой в этом письме хижиной, Гюго прожил три года. Будучи выслан с Джерси вместе с другими французскими эмигрантами, он поселился на соседнем острове Гернси, где на сумму гонорара за поэтический сборник «Созерцания» купил, перестроил и обставил по своему вкусу дом, Отвиль-Хауз.
Гюго придерживался строгого распорядка дня: вставал на заре, обливался ледяной водой, пил черный кофе, при солнечном свете работал над рукописями в стеклянном бельведере, в полдень завтракал, потом гулял по острову, работал до сумерек, обедал с семьей и гостями, в десять вечера неукоснительно ложился спать. Каждый понедельник приглашал на обед сорок детей местных бедняков.
В Отвиль-Хаузе Гюго закончил роман «Отверженные», написал множество стихотворений и поэм для задуманной грандиозной эпопеи «Легенда веков» и два новых романа - «Труженики моря» (о рыбаках Гернси) и «Человек, который смеется» («драма и история одновременно»).
5 сентября 1870 года, как только во Франции была провозглашена Республика, Гюго выехал в Париж. На Северном вокзале его встретила толпа с пением «Марсельезы» и криками «Да здравствует Франция! Да здравствует Гюго!» Он был избран депутатом Национального собрания и выступал за Республику и Цивилизацию, но против Коммуны и революционного террора.
Свой последний роман - «Девяносто третий год» - он писал по-прежнему в «хрустальной комнате», возвратившись для этого на Гернси, а после издания романа снял в Париже квартиру для себя, снохи и внуков. К этому времени он пережил жену, сыновей и старшую дочь. Его младшая дочь находилась в клинике для душевнобольных. Гюго был очень нежен с внуками - Жоржем и Жанной - и посвятил им сборник стихов «Искусство быть дедом».
По свидетельству близких, лежа на смертном одре, он произнес:
«Идет борьба меж светом дня и мраком ночи», - а перед самым концом: «Я вижу черный свет».

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.ГЮГО

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 15 т. - М.: Гослитиздат, 1953-1956.
Кроме широкоизвестных романов, в собрание сочинений вошли восемь драм и публицистические произведения; стихотворениям отведены два с половиной тома.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / [Под. ред. Н.Любимова; Ил. П.Пинкисевича]. - М.: Правда, 1988. - (Б-ка «Огонек»).
Это собрание сочинений составляют романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Девяносто третий год» и избранные стихотворения.

ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД: Роман / [Пер. с фр. Н.Жарковой; Ил. И.Кускова]. - М.: Правда, 1988. - 396 с.: ил. - (Б-ка зарубеж. классики).
Роман из истории Великой Французской революции, точнее - из истории гражданской войны в Бретани, когда девизом вандейских мятежников было: «Пощады не давать», - а девизом республиканцев: «Не миловать».

ОТВЕРЖЕННЫЕ: [Роман]: В 2 т.: Пер. с фр. / Вступ. ст. Л.Андреева. - М.: Худож. лит., 1988. - (Б-ка классики: Зарубеж. лит.).
Роман в полторы тысячи страниц - история жизни Жана Вальжана, бывшего сначала подрезальщиком деревьев, затем каторжником, мэром города Монрейль-Приморский, снова каторжником и, наконец, великодушным приемным отцом сироты Козетты. Фамилия Вальжан, пишет Гюго, происходит от слов «voila Jean» - «вот Жан». Вот Жан, вот Козетта, вот Мариус, вот Гаврош - вот они все и еще многие люди, драматичные истории которых, переплетаясь, создают широкое и суровое полотно романа. В первом предисловии к нему Гюго объяснял: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к Богу».

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ: [Роман] / Пер. с фр. [Н.Коган; Ил. Бриона; Грав. Де Йона, Перришо]. - М.: СП «Лексика», 1992. - 429 с.: ил. - (Книга поколений: Б-ка избр. худож. произведений мировой лит.: В 55 т.).
Трудно вообразить двух человек, менее похожих друг на друга, чем архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло и звонарь того же собора горбун Квазимодо. Первый полюбил в Соборе его скрытый смысл, второй сам толком не понимал, за что, но любил Собор благоговейно. И другое чувство поразило обоих: любовь к цыганской танцовщице Эсмеральде. Но над каждым тяготел рок.

Это слово, глубоко врезанное в камень и будто бы однажды виденное автором романа на стене в одной из башен собора Нотр-Дам, «породило настоящую книгу».

СТИХОТВОРЕНИЯ: Пер. с фр. / Сост., авт. предисл. и коммент. С.Зенкин. - М.: Дет. лит., 1990. - 223 с.: ил.

Коварна бездна, тверд утес, волна лукава,
Но ты от бурных вод берешь рожденье, Слава!


В.Гюго. Реки и поэты (пер. Вс.Рождественского)

Русскому читателю Виктор Гюго известен прежде всего как великий романист, французскому читателю - как великий поэт, автор стихотворных циклов «Восточные мотивы», «Осенние листья», «Внутренние голоса», «Созерцания», «Легенда веков», «Грозный год», «Песни улиц и лесов», «Искусство быть дедом». Поэзия Гюго чеканна и возвышенна.

ТРУЖЕНИКИ МОРЯ: Роман / [Пер. с фр. А.Худадовой; Ил. Н.Кривова]. - М.: Правда, 1982. - 464 с.: ил.
Роман «Труженики моря», сначала названный по имени главного героя «Моряк Жильят», Гюго посвятил острову Гернси, его маленькому и гордому приморскому народу: «Море - это великая опасность, великий труд, великая необходимость. Вы отдаете ему все, а от него получаете мучительную тревогу - исчезновение берегов: ведь всякий раз, когда отплываешь, перед тобой встает печальный вопрос: «Увижу ли я вновь тех, кого люблю?»

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ: Роман / [Пер. с фр. Б.Лившица; Худож. В.Фролов]. - Л.: Лениздат, 1992. - 589 с.: ил.
«Компрачикосы» - почти забытое уже в XVIII веке испанское слово, означающее «скупщики детей». Компрачикосы покупали детей, делали из них уродов и продавали тем, кто нуждался в подобной забаве. Так они поступили и с главным героем этого романа, после чего вся его жизнь обернулась мрачной насмешкой судьбы.

Романы В.Гюго, или главы из его романов, неоднократно издавались в переложениях для детей:

Гюго В. Гаврош: [Отрывок из романа «Отверженные»] / [Пер. с фр. и обраб. для детей Н.Касаткиной]; Рис. Д.Дубинского. - [Переизд.] - М.: Дет. лит., 1983. - 46 с.

Гюго В. Девяносто третий год: Роман / [Пер. с фр. М.Шишмаревой]. - [Сокр. изд.]. - СПб.: Лениздат, 1992. - 226 с.: ил.

Гюго В. Козетта: Отрывок из романа «Отверженные» / Пер. с фр. [и обраб. для детей Н.Шер]; Рис. В. и Л.Петровых. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1984. - 32 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Гюго В. Отверженные / [Сокращение и ред. пер. Э.Выгодской]. - [Л.]: Лениздат, 1949. - 768 с.: ил.

Гюго В. Отверженные: Роман / Пересказ с фр. под ред. А.Виноградова; Худож. Л.Токмаков. - М.: БИМПА, 1995. - 487 с.: ил.

Гюго В. Труженики моря: Роман В.Гюго, приспособленный для детей М.Стебницким. - СПб. - М.: М.О.Вольф, . - 441 с.

Толстой Л.Н. Епископ Мириель: По В.Гюго: [Пер. отрывка из романа «Отверженные»]. - [М.]: Посредник, . - 16 с.

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.ГЮГО

Гюго, Адель. Виктор Гюго и его время, по его запискам, воспоминаниям и рассказам близких свидетелей его жизни. - М.: К.Одарченко и Н.К......ий, 1887. - 638 с.
(Эта книга написана женой В.Гюго в 1863 г.)

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н.Немчиновой, М.Трескунова. - М.: Россия: ТПО «Кириллица», 1993. - 526 с.
Муравьева Н.И. Гюго. - М.: Мол. гвардия, 1961. - 383 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
Роллан Р. «Старый Орфей» - Виктор Гюго // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. - М.: Худож. лит., 1958. - Т.14. С.580-597.
Сафронова Н.Н. Виктор Гюго: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.: ил. - (Биогр. писателя).
Сержент Ж. Рисунки Виктора Гюго / Сокр. пер. с фр. В.Финикова. - М.: Искусство, 1970. - 71 с.: ил.
Толмачев М. Свидетель века Виктор Гюго (1802-1885) // Гюго В. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1988. - Т. 1. - С. 3-52.

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.ГЮГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Горбун собора Богоматери. Реж. В.Дитерле. США, 1939. В роли Квазимодо - Ч.Лоутон.

Жизнь Жана Вальжана. Реж. Л.Майлстоун. США, 1952.

Отверженные. Реж. Р.Болеславский. США, 1935. В роли Жана Вальжана - Ч.Лоутон.

Отверженные. Реж. Ж.П.Ле Шануа. Франция-Италия-ГДР, 1958. В роли Жана Вальжана - Жан Габен; в остальных ролях: С.Монфор, Ф.Леду, Бурвиль и др.

Отверженные. Реж. Р.Оссейн. Теле- и киновариант. Франция. 1982. В роли Жана Вальжана - Лино Вентура.

Отверженные. Реж. Б.Огэст. Комп. Б.Поледурис. США, 1998. В ролях: Л.Нисон, Дж.Раш, У.Турман и др.

Рюи Блаз (в отечественном прокате - "Опасное сходство"). Сцен. Ж.Кокто. Франция, 1948. В гл. ролях: Ж.Маре, Д.Дарье.

Собор Парижской Богоматери. Реж. Ж.Деланнуа. Франция. 1956.

Человек, который смеется. Реж. П.Лени. США. 1928. В гл. роли - К.Фейдт.


- ТЕАТРАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ -


Мария Тюдор. Реж. Ж.Вилар. Народный Национальный театр (TNP). IX Авиньонский фестиваль, 1955. В гл. роли - М.Казарес.

Рюи Блаз. Реж. Ж.Вилар. TNP. Авиньон, 1953/1954. В гл. роли - Ж.Филип.

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo); Безансон, Франция; 26.02.1802 – 22.05.1885

Виктор Гюго – популярный писатель, драматург и публицист, классик французской литературы. Активно занимался гражданской и политической деятельностью (заседал в сенате, был членом Французской академии). По мотивам Виктора Гюго книг было снято множество художественных фильмов. Последней в 2012 году свет увидела британская картина «Отверженные» по одноименному роману автора.

Биография Виктора Гюго

Виктор Гюго родился в многодетной семье и был самым младшим ребенком. Отец будущего писателя Леопольд был генералом в армии Наполеона Бонапарта. С самого детства Виктор был довольно слабым и постоянно болел. Семья будущего писателя была довольно богатой и проживала в большом особняке. Несмотря на то, что Леопольд происходил из небогатого рода и вырос в семье крестьян, с началом Французской революции у него было много возможностей проявить себя с лучшей стороны и добиться достойного жалования.

По долгу службы Леопольд Гюго редко находился дома, а вместе с ним путешествовала и вся его семья. Так с самого раннего возраста Виктору удалось побывать в Италии, на островах Средиземного моря и в Испании. Впечатления от путешествий легли в основу многих рассказов Виктора Гюго. Несмотря на благосостояние, родители будущего писателя редко находились в согласии. В первую очередь из-за кардинально разных политических взглядов. Кроме того, со временем мать Виктора Софи завела себе любовника. Три брата часто становились частью родительских ссор. Мальчики проживали то у Леопольда, то у Софи.

В 1813 году супруги Гюго оформили развод, и Софи забрала Виктора в Париж. В двенадцать лет будущий писатель поступает в парижский лицей. Уже через два года он начинает писать свои первые произведения. Также юноша занимается переводами (преимущественно Вергилия). За свое поэтическое творчество в 1817 году Гюго получает похвалу на одном из конкурсов. Спустя два года писатель становится обладателем еще двух премий. Под воздействием политических взглядов своей матери он высказывает свою роялистическую позицию. Публикуется несколько Виктора Гюго произведений сатирического характера. Также он занимается созданием приложения к журналу «Литературный консерватор».

В 1822 году Виктор Гюго заключает брак с девушкой по имени Адель. За все время существования их союза супруги воспитали четырех детей. Их первенец Леопольд скончался через несколько дней после рождения. Спустя год после женитьбы публикуется первое крупное произведение писателя – роман «Ган исландец». На работу Виктора Гюго отзывы критиков практически не поступали. Но все же произведение познакомило писателя с библиофилом Шарлем Нодье. Их дружба продлилась до 1830 года, когда Нодье слишком агрессивно высказался в адрес произведений Виктора.

О Викторе Гюго читать можем, что в двадцатых годах он решает наладить отношения со своим отцом. В результате этого публикуются несколько поэм писателя («Два острова», «Ода моему отцу»), которые посвящаются Леопольду. В 1828 году отец писателя скончался.

Гюго понимает, что для того, чтобы пробиться в круг писателей, необходимо налаживать контакты. К счастью, сделать это довольно просто. В доме писателя то и дело происходят торжественные приемы, на которых присутствуют французские литературоведы, публицисты, владельцы периодических изданий и т.д. В начале тридцатых годов Виктор вместе со своей семьей часто проживает на севере Франции, где знакомиться с Гектором Берлиозом, Франсуа Рене де Шатобрианом и многими другими французскими писателями. Там же Виктор составляет сборники поэм («Восточные мотивы», «Осенние листья»), а также дописывает повесть «Последний день приговоренного к смерти». В 1831 году публикуется, пожалуй, самый популярный роман Виктора Гюго – «Собор парижской богоматери».

На протяжении тридцатых годов Виктор Гюго активно пишет для театра. В 1841 году он попадает во французскую академию где спустя четыре года получает звания пэра. В пятидесятых годах Виктора Гюго биография приобретает неожиданный поворот. Поскольку писатель, как и чуть позже , был ярым противником Наполеона III, который как раз пришел к власти, он был тут же отправлен в изгнание. На протяжении восемнадцати лет писатель живет возле океана и активно работает над новыми произведениями. Кроме того, он активно выражает свои политические взгляды – помогает Гарибальди, ведет активную переписку с Герценом, собирает деньги нуждающимся.

Во Францию Гюго смог вернуться только в 1870 году. В изгнании он написал еще одно популярное произведение под названием «Отверженные», которое впервые увидело свет в 1862 году. Книгу Виктора Гюго купить сегодня можно во многих странах мира – произведение переведено на более, чем тридцать языков. На семьдесят четвертом году жизни Виктор становится сенатором, однако сам писатель уже не хочет вести активную политическую деятельность. В конце мая 1885 года Гюго скончался от пневмонии.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.