Жизненный путь бунина. Бунин и

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.) "Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение "дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", "На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света" (1894 г.) автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе "Антоновские яблоки" (1900 г.) показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон ("Мелитон"), которого прогнали плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда", "Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы ("Туман", "Тишина"). По этому поводу ("О листопаде") Горький писал: "Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и нет приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу..."

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, — к повести о деревне (рассказ "Деревня"). Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон — крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением. У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали".

"Деревня" — одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства ("Суходол", "Последнее свидание"), и уродливость мещанского быта ("Хорошая жизнь", "Чаша жизни"), и тему любви, которая часто бывает пагубной ("Игнат", "При дороге"). В обширном цикле рассказов о крестьянстве ("Веселый двор", "Будни", "Жертва" и другие) писатель продолжает тему "Деревни".

В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских гнезд". Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести "Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах "Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" (написан после поездки на Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого "туземца" — рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско ("новый человек со старым сердцем", по выражению Бунина) принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе "Братья".

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви — единой и непреходящий ценности ("Грамматика любви"). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель ("Сын", "Сны Ганга", "Легкое дыхание"). После 1917 года Бунин оказался в эмиграции.

В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны женские образы. Любовь — высочайшее счартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной ("Холодная осень", "Париж", "На чужбине").

Роман "Жизнь Арсеньева" (1924-28 гг.) написан на автобиографическом материале (тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть). 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России.

Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа.

Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90-х гг. любимой темой стихов была природа ("Листопад"). Вот образ осени, "тихой вдовой" вступающей в лесные хоромы:

Лес, тoчнo терем расписной,
Лиловый, золотой, бaгpяный,
Веселой пестрою толпой
Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи "Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей ("Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"). Бунин был превосходным переводчиком ("Каин" и "Манфред" Байрона, "Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате" Лонгфелло; переводы из Шевченко — "Завещание"). Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Первые произведения И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга— юношеский сборник лирики — в 1891 г. Бунину предстоял более чем шестидесятилетний путь в литературе, который окажется поделенным на две хронологически примерно равные части — дооктябрьскую и эмигрантскую. Но хотя жизненная судьба писателя после катастрофических событий 1917 г. драматически осложнится, его творчество сохранит высочайшую степень единства. О Бунине уже при его жизни заговорят как о блестящем мастере не только российского, но и мирового масштаба. Именно ему в 1933 г. первому из русских писателей будет присуждена Нобелевская премия по литературе.

Бунин родился 22 (10 по старому стилю) октября 1870 г. в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместьях Буниных Бутырки и Озерки Елецкого уезда Орловской губернии. Получив домашнее начальное образование, он в 1881-1886 гг. учился в Елецкой гимназии, которую не закончил. Проходил курс гимназии дома под руководством старшего брата Юлия. Сложные материальные условия в семье побудили Бунина рано начать самостоятельно работать. В 1889-1895 гг. он был журналистом в орловской периодике, служащим земской управы в Полтаве, где жил его старший брат; посылал свои первые литературные опыты — стихи и рассказы в столичные газеты и журналы. В эти годы Бунин испытал серьезное воздействие этического учения Л.Н.Толстого, который позднее станет для писателя главным художественным авторитетом.

Переломным в судьбе начинающего писателя стал 1895 г., когда он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву, где у него образовался широкий круг знакомств среди писателей. Особенно важными были знакомство с А.П.Чеховым и сближение с участниками московского литературного кружка «Среда» (в конце века в кружок входили М.Горький, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, Н.Д.Телешов и другие молодые писатели-дебютанты 1890-х гг.). Со второй половины 1890-х гг. Бунин активно печатается, постепенно создавая себе репутацию первостепенного писателя-реалиста. В 1900-е гг. большая часть бунинских стихотворений и рассказов публиковалась в изданиях издательства «Знание», которым руководил М.Горький, дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он считал, талантом своего писательского поколения. Одним из первых предсказал Бунину неординарную литературную судьбу А.П.Чехов. Чеховское дружеское участие очень многое дало молодому писателю, а предсказание скоро стало подтверждаться: вышедший в 1901 г. поэтический сборник Бунина «Листопад» был отмечен академической премией имени Пушкина, появление его новых произведений одобрительно встречалось большей частью влиятельных критиков, а в 1909 г. писатель удостоился чести быть избранным почетным членом Российской Академии наук.

В характере Бунина — нелюбовь к домоседству, настойчивая тяга к перемене мест, стремление постоянно разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. Едва ли не главная жизненная страсть Бунина — любовь к путешествиям. Уже в 1880-е — 1890-е гг. он много путешествовал по России, а в начале нового века объездил Европу, странствовал по Ближнему Востоку, побывал во многих странах Азии. Не удивительно, что в качестве материала для своих произведений Бунин нередко использовал не только впечатления о жизни русской глубинки (эту жизнь он знал и понимал исключительно глубоко), но и свои зарубежные наблюдения.

Расширение тематики при этом не мешало, а скорее помогало зоркости взгляда на жизнь России, способствовало росту исторической и философской масштабности этого взгляда. На фоне русского реализма начала XX в. позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам писатель казался невозмутимым «олимпийцем» — «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории — слишком отстраненными, внешними. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности русской культуре, «роду отцов своих», переживании древности и величия Руси, Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своем дореволюционном творчестве публицистичности (что заметно отличало его от М.Горького, А.И.Куприна, Л.Н.Андреева и от некоторых поэтов-символистов). При взгляде на Россию Бунину всегда была нужна дистанция — хронологическая, а иногда и географическая. Интересно, например, что в Италии, на Капри, Бунин создавал рассказы и повести о русской деревне, а находясь в России, писал об Индии, Цейлоне, Ближнем Востоке.

Заметная особенность творчества Бунина — его универсализм. Писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Переводческая работа сопутствовала писательскому росту: еще до публикации своих первых стихов и рассказов он в 1886-1887 гг. с увлечением переводил шекспировского «Гамлета», в последующие годы — Петрарку, Гейне, Верхарна, Мицкевича, Теннисона, Байрона, Мюссе и многих других зарубежных классиков. Главной переводческой работой Бунина стала «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло, опубликованная в 1896 г. Школа поэтического перевода с ее поиском единственно возможного слова — один из источников бунинского исключительного словесного мастерства. Работа над стихотворными переводами помогла Бунину в совершенстве овладеть и формой классического русского стиха.

В жизни писатель чрезвычайно ценил личную независимость. Поэтому, даже сотрудничая с М.Горьким (а в начальную пору своего писательства — и с символистами В.Я. Брюсовым и К.Д.Бальмонтом), он избегал участия в коллективных писательских акциях и сохранял независимость своих художественных принципов. Свойственна была ему и жажда первенства: он мог согласиться в литературе только на роль солиста, зачастую резковато отзываясь о достоинствах своих коллег-писателей, а в эмигрантские годы ревниво относясь к возможным претендентам на место «первого» русского писателя.

В 1910-е гг. Бунин вступил сложившимся художником с устойчивой репутацией одного из лучших в России мастеров слова. Если в 1890-1900-е гг. главное место в творчестве Бунина занимало поэтическое творчество, то позднее на первый план вышла проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Предреволюционное десятилетие — время создания таких бунинских шедевров, как повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Захар Воробьев», «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и др. К этому времени окончательно определяются важнейшие принципы его мировоззрения и творчества, достигают отточенности «фирменные» стилевые приемы.

Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в 1918 г. покинуть Москву, а в 1920 г. окончательно расстаться с родиной. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. Его дневник революционных лет, опубликованный в эмиграции под заголовком «Окаянные дни», лучше всего объясняет причины, заставившие писателя эмигрировать: заметки Бунина отличаются высокой концентрацией страстной неприязни к большевизму. Эмигрантский период жизни и творчества Бунина связан с Францией. Большую часть эмигрантских лет писатель провел в городе Грасс недалеко от Ниццы. В отличие от других русских эмигрантов, Бунин не считал, что художник не может полноценно творить в отрыве от родины. Почти все, что он написал в эмиграции, принадлежит к его лучшим созданиям. Интересно, что если перед революцией он многие рассказы создавал на «зарубежном» материале, то в эмиграции почти все произведения — о России. Шедеврами эмигрантского периода творчества стали повесть «Митина любовь», автобиографическая книга «Жизнь Арсеньева» (одно из самых «бунинских» произведений), сборник рассказов о любви «Темные аллеи» и художественно-философский трактат «Освобождение Толстого». Последняя книга, над которой работал Бунин и которую ему не удалось завершить, — «О Чехове».

Писателя не стало 8 ноября 1953 г. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, поэт, публицист, литературный критик и прозаик-переводчик. Именно эти слова отображают деятельность, достижения и творчество Бунина. Вся жизнь этого писателя была многогранна и интересна, он всегда выбирал свой путь и не слушал тех, кто пытался «перестроить» его взгляды на жизнь, он не состоял ни в каком литературном обществе, а уж тем более политической партии. Его можно отнести к тем личностям, которые были уникальны в своем творчестве.

Самое раннее детство

10 октября (по ст. стилю) 1870 года в городе Воронеже родился маленький мальчик Иван и творчество которого в будущем оставят яркий след в русской и мировой литературе.

Несмотря на то что Иван Бунин происходил из древнего дворянского рода, его детство проходило вовсе не в большом городе, а в одном из родовых поместий (это был небольшой хутор). Родители могли себе позволить нанять домашнего учителя. О том времени, когда Бунин рос и учился дома, писатель в течение жизни вспоминал не раз. Об этом «золотом» периоде своей жизни он отзывался только позитивно. С благодарностью и уважением вспоминал этого студента Московского университета, который, по мнению писателя, и пробудил в нем страсть к литературе, ведь, несмотря на столь юный возраст, которые читал маленький Иван, были «Одиссея» и «Английские поэты». Даже сам Бунин позднее говорил, что это был тот самый первый толчок к стихотворству и вообще писательской деятельности. Достаточно рано проявил артистизм Иван Бунин. Творчество поэта находило самовыражение в его таланте чтеца. Он превосходно читал собственные произведения и заинтересовывал самых унылых слушателей.

Учеба в гимназии

Когда Ване исполнилось десять лет, родители решили, что он достиг того возраста, когда уже можно отдавать его в гимназию. Так Иван начал учиться в Елецкой гимназии. В этот период он жил вдали от родителей, у своих родственников в Ельце. Поступление в гимназию и сама учеба стали для него неким переломным моментом, ведь мальчику, который всю свою жизнь до этого жил с родителями и практически не имел каких-то ограничений, было действительно сложно привыкнуть к новой городской жизни. Новые правила, строгости и запреты вошли в его жизнь. Позднее он жил на съемных квартирах, но тоже не чувствовал себя уютно в этих домах. Учеба в гимназии продлилась относительно недолго, потому что уже через 4 года его исключили. Причиной была неуплата за обучение и неявка с каникул.

Путь экстерна

После всего пережитого Иван Бунин поселяется в имении своей умершей бабушки в Озерках. Руководствуясь указаниями старшего брата Юлия, он достаточно быстро проходит курс гимназии. Некоторые предметы он учил более усердно. И по ним прошел даже курс университета. Юлий, старший брат Ивана Бунина, всегда отличался образованностью. Поэтому именно он и помогал младшему брату в учебе. У Юлия с Иваном были достаточно доверительные отношения. По этой причине именно он и становился первым читателем, а также критиком самого раннего творчества Ивана Бунина.

Первые строки

По словам самого писателя, его будущий талант сформировался под влиянием рассказов родных и знакомых, которые он слышал в том месте, где прошло его детство. Именно там он и познавал первые тонкости и особенности родного языка, заслушивался рассказами и песнями, которые в будущем помогли писателю находить неповторимые сравнения в своих произведениях. Всё это наилучшим образом повлияло на талант Бунина.

Стихи он начал писать в очень раннем возрасте. Творчество Бунина родилось, можно сказать, когда будущему писателю исполнилось всего семь лет. Когда все остальные дети только учились грамоте, маленький Иван уже начал писать стихи. Он очень хотел достичь успеха, мысленно сравнивал себя с Пушкиным, Лермонтовым. С увлечением читал произведения Майкова, Толстого, Фета.

В самом начале профессионального творчества

Впервые выступил в печати Иван Бунин тоже в достаточно юном возрасте, а именно в 16 лет. Жизнь и творчество Бунина вообще всегда тесно переплетались между собой. Ну а начиналось все, конечно, с малого, когда были опубликованы два его стихотворения: «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий». В течение года были напечатаны десять лучших его стихотворений и первые рассказы «Два странника» и «Нефедка». Эти события и стали началом литературной и писательской деятельности великого поэта и прозаика. Впервые обозначилась главная тема его сочинений - человек. В творчестве Бунина тема психологии, загадок души останется ключевой до последней строчки.

В 1889 году молодой Бунин, под влиянием революционно-демократического движения интеллигенции - народников, переезжает к своему брату в Харьков. Но в скором времени он разочаровывается в этом движении и достаточно быстро отходит от него. Вместо сотрудничества с народниками он уезжает в город Орел и там начинает свою работу в «Орловском вестнике». В 1891 году издается первый сборник его стихотворений.

Первая любовь

Несмотря на то что на протяжении жизни темы творчества Бунина были разнообразны, практически весь первый стихотворный сборник пропитан переживаниями молодого Ивана. Как раз в это время у писателя была первая любовь. Он жил в гражданском браке с Варварой Пащенко, которая и стала музой автора. Так впервые проявилась любовь в творчестве Бунина. Молодые часто ссорились, не находили общего языка. Всё, что происходило в их совместной жизни, каждый раз заставляло его разочаровываться и задумываться, а стоит ли любовь таких переживаний? Иногда казалось, что кто-то свыше просто не хочет, чтобы они были вместе. Сначала это был запрет отца Варвары на свадьбу молодых людей, потом, когда они всё-таки решили жить в гражданском браке, Иван Бунин неожиданно для себя находит массу минусов в их совместной жизни, а затем и вовсе разочаровывается в ней. Позднее Бунин делает для себя выводы, что они с Варварой не подходят друг другу по характеру, и в скором времени молодые люди просто расстаются. Практически сразу Варвара Пащенко выходит замуж за друга Бунина. Это принесло множество переживаний юному писателю. Он разочаровывается в жизни и любви окончательно.

Плодотворная работа

В это время жизнь и творчество Бунина уже не столь похожи. Писатель решает поступиться личным счастьем, весь отдается работе. В этот период все ярче проступает трагическая любовь в творчестве Бунина.

Практически в то же время, спасаясь от одиночества, он перебирается к своему брату Юлию в Полтаву. На литературном поприще происходит подъем. Его рассказы печатают в ведущих журналах, в писательской деятельности он приобретает популярность. Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и самоотверженной любви.

После того как в 1895 году Бунин побывал в Петербурге и в Москве, он постепенно начал входить в большую литературную среду, в которою он очень органично вписался. Здесь он познакомился с Брюсовым, Сологубом, Куприным, Чеховым, Бальмонтом, Григоровичем.

Позже Иван начинает вести переписку с Чеховым. Именно Антон Павлович предсказывал Бунину, что из него выйдет «большой писатель». Позже, увлекшись нравственными проповедями делает из него своего кумира и даже определенное время пытается жить по его советам. Бунин просил у Толстого аудиенции и удостоился того, чтобы встретиться с великим писателем лично.

Новая ступень на творческом пути

В 1896 году Бунин пробует себя в роли переводчика художественных произведений. В том же году выходит его перевод произведения Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В этом переводе творчество Бунина все увидели с другой стороны. Его современники признали по достоинству его талант, высоко оценили труд писателя. Иван Бунин получил за этот перевод Пушкинскую премию первой степени, которая дала повод писателю, а теперь ещё и переводчику, гордиться ещё больше своими достижениями. Для получения столь высокой похвалы Бунин провел буквально титаническую работу. Ведь сам перевод подобных произведений требует усидчивости и таланта, а писателю для этого пришлось ещё и выучить самостоятельно английский язык. Как показал результат перевода, ему это удалось.

Вторая попытка жениться

Оставаясь столько времени свободным, Бунин снова решил жениться. В этот раз его выбор пал на гречанку, дочь богатого эмигранта А. Н. Цакни. Но этот брак, как и прошлый, не принес радости писателю. Через год семейной жизни жена его бросила. В браке у них родился сын. Маленький Коля умер совсем маленьким, в возрасте 5 лет, от менингита. Иван Бунин очень переживал потерю единственного ребенка. Так сложилась дальнейшая жизнь писателя, что больше детей у него не было.

Зрелые годы

Первая книга рассказов под названием «На край света» выходит в 1897 году. Практически все критики оценили её содержание очень позитивно. Через год выходит очередной стихотворный сборник «Под открытым небом». Именно эти произведения и принесли писателю популярность в российской литературе того времени. Творчество Бунина кратко, но в то же время емко, представилось на суд общественности, которая высоко оценила и приняла талант автора.

А вот действительно большую популярность проза Бунина получила в 1900 году, когда был опубликован рассказ «Антоновские яблоки». Создавалось это произведение на основе воспоминаний писателя о его деревенском детстве. Впервые ярко изображена природа в творчестве Бунина. Именно беззаботное время детства и пробуждало в нем самые наилучшие чувства и воспоминания. Читатель с головой погружается в ту прекрасную раннюю осень, которая манит прозаика, как раз во время сбора антоновских яблок. Для Бунина это, по его признанию, были самые дорогие и незабываемые воспоминания. Это была радость, настоящая жизнь и беззаботность. А исчезновение неповторимого запаха яблок - это как бы угасание всего того, что приносило писателю массу наслаждений.

Упреки в дворянском происхождении

Многие неоднозначно расценивали значение аллегории «запах яблок» в произведении «Антоновские яблоки», поскольку этот символ очень тесно переплетался с символом дворянства, которое, ввиду происхождения Бунина, было ему вовсе не чуждо. Эти факты стали причиной того, что многие его современники, например М. Горький, подвергали произведение Бунина критике, сказав, что хорошо пахнут антоновские яблоки, но пахнут они вовсе не демократично. Однако тот же Горький отметил изящество словесности в произведении и талант Бунина.

Интересно, что для Бунина упреки в его дворянском происхождении ничего не значили. Ему было чуждо чванство или высокомерие. Очень многие в то время искали подтексты в произведениях Бунина, желая доказать, что писатель сожалеет об исчезновении крепостного права и о нивелировании дворянства как такового. Но Бунин в своем творчестве преследовал совершенно другую идею. Ему было не жаль смены системы, а жаль того, что вся жизнь проходит, и того, что все мы любили когда-то полным сердцем, но и это уходит в прошлое... Он грустил о том, что больше не наслаждается и его красотой.

Странствования писателя

Иван Бунин всю жизнь был в душе Наверное, это и стало причиной того, что надолго он нигде не задерживался, любил путешествовать по разным городам, где часто черпал идеи для своих произведений.

Начиная с октября он путешествовал с Куровским по странам Европы. Посетил Германию, Швейцарию, Францию. Буквально через 3 года уже с другим своим другом - драматургом Найденовым - он был снова во Франции, посетил Италию. В 1904 году, заинтересовавшись природой Кавказа, он решает туда съездить. Путешествие не оказалось напрасным. Эта поездка через много лет вдохновила Бунина на целый цикл рассказов «Тень птицы», которые связаны с Кавказом. Эти рассказы мир увидел в 1907-1911 гг., и уже намного позже появился рассказ 1925 года «Воды многие», также навеянный дивной природой этого края.

В это время ярче всего отражается природа в творчестве Бунина. Это была ещё одна грань таланта писателя - путевые очерки.

«Нашедший свою любовь, храни ее…»

Жизнь сводила Ивана Бунина со многими людьми. Некоторые проходили и уходили из жизни, другие оставались надолго. Примером тому была Муромцева. Бунин познакомился с ней в ноябре 1906 года, в доме товарища. Умная и образованная во многих отраслях, женщина действительно была его лучшим другом, и даже после смерти писателя готовила к изданию его рукописи. Написала книгу «Жизнь Бунина», в которую поместила самые важные и интересные факты из жизни писателя. Он не раз говорил ей: «Без тебя я ничего не написал бы. Пропал бы!»

Здесь любовь и творчество в жизни Бунина снова находят друг друга. Наверное, именно в тот момент к Бунину пришло осознание того, что он нашел ту, которую искал долгие годы. Он нашел в этой женщине свою любимую, человека, который всегда его поддержит в трудную минуту, товарища, который не предаст. С тех пор как его спутницей жизни стала Муромцева, писателю с новой силой захотелось творить и сочинять что-то новое, интересное, безумное, это давало ему жизненные силы. Именно в тот момент в нем снова просыпается путешественник, и с 1907 года Бунин объездил половину Азии и Африки.

Мировое признание

В период с 1907 по 1912 год Бунин не прекращал творить. И в 1909 году удостоился второй Пушкинской премии за свои «Стихотворения 1903-1906». Здесь вспоминается о человеке в творчестве Бунина и о сути человеческих поступков, которые писатель старался понять. Также отмечены были многие переводы, которые он делал не менее блистательно, чем сочинял новые произведения.

09.11.1933 г. случилось событие, которое стало вершиной писательской деятельности писателя. Ему пришло письмо, извещавшее, что Бунину присуждается Нобелевская премия. Иван Бунин - первый русский писатель, который был удостоен этой высокой награды и премии. Его творчество достигло своего пика - он получил мировую известность. С этих пор его начали признавать как лучшего из лучших в своей области. Но Бунин не прекращал своей деятельности и, как действительно знаменитый писатель, работал с удвоенной энергией.

Тема природы в творчестве Бунина продолжает занимать одно из главных мест. Много писатель пишет и о любви. Это стало поводом для критиков сравнить творчество Куприна и Бунина. Действительно, есть много общих черт в их произведениях. Они написаны простым и искренним языком, полны лирики, непринужденности и естественности. Характеры героев прописаны очень тонко (с психологической точки зрения.) Здесь в меру чувственности, много человечности и естественности.

Сравнение творчества Куприна и Бунина дает повод выделить такие общие черты их произведений, как трагичность судьбы главного героя, утверждение, что за любое счастье будет расплата, превозношение любви над всеми другими чувствами человека. Оба писателя своим творчеством утверждают, что смысл жизни в любви, и что человек, наделенный талантом любить, достоин поклонения.

Заключение

Жизнь великого писателя прервалась 8 ноября в 1953 в Париже, куда они с женой эмигрировали после начала в СССР. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Творчество Бунина кратко описать просто невозможно. Создал за свою жизнь очень много, и каждое его произведение достойно внимания.

Сложно переоценить его вклад не только в русскую литературу, но и в литературу мировую. Его произведения популярны и в наше время как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Это действительно та литература, которая не имеет возраста и всегда актуальна и трогательна. И теперь популярен Иван Бунин. Биография и творчество писателя вызывают у многих интерес и искреннее почитание.

Бунин - крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Его литературная деятельность началась в конце 80-х годов XIX столетия. В своих первых рассказах (“Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других) молодой писатель рисует безысходную нищету крестьянства.

В 90-х годах Бунин знакомится с Чеховым, Горьким. В эти годы он пытается сочетать в своем творчестве реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе “Антоновские яблоки” показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако здесь не только тоска по запустелым “дворянским гнездам”. На страницах произведения возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждается счастье слияния человека с природой.

Но социальные проблемы по-прежнему не отпускают Бунина. Вот перед нами бывший николаевский солдат Мелитон (“Мелитон”), которого прогнали плетьми “сквозь строй”, В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают картины голода, нищеты и разорения деревни.

В 1911-1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В своих произведениях этих лет он поднимает следующие темы: вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), уродливость мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), тему любви, которая часто бывает пагубной (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о крестьянстве (“Веселый двор”, “Будни”, “Жертва” и другие) писатель продолжает “деревенскую” тему.

В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих “дворянских гнезд”. Идея кровного единения поместного дворянства и народа здесь сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали звучит в рассказах “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”. В первом произведении, написанном Буниным после поездки на Цейлон, даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца-рикши, влюбленного в девушку-туземку. Финал трагичен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы, говорит читателям автор, несут с собой разрушение и смерть.

В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь проведший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой отправляют обратно на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско, этот “новый человек со старым сердцем”, - один из тех, кто сколачивал свое состояние, идя по трупам других людей. Да, теперь он и ему подобные пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. И “только один капитан корабля знал, что это “нанятые влюбленные”, за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и бедных. Образы последних овеяны теплотой и любовью. Это и коридорный Луиджи, и лодочник Лоренцо, и горцы-волынщики, противостоящие аморальному и лживому миру сытых.

После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже он пишет цикл рассказов “Темные аллеи”. Особенно привлекательны в этих рассказах женские образы. Любовь, утверждает автор, - высочайшее счастье, но и она бывает недолговечной и непрочной, одинокой и горькой (“Холодная осень”, “Париж”, “На чужбине”).

Роман “Жизнь Арсеньева” написан на автобиографическом материале. В нем затронуты темы родины, природы, любви, жизни и смерти. Автор порой поэтизирует прошлое монархической России.

Мне кажется, Бунин близок Чехову. Иван Алексеевич был замечательным новеллистом, мастером детали, великолепным пейзажистом. В отличие от Куприна, он не стремился к острозанимательным сюжетам, его творчество отличает глубокий лиризм.

Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. Вот образ осени (стихотворение “Листопад”), “тихой вдовой” вступающей в лесные хоромы:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою толпой

Стоит над светлою поляной.

Особенно мне нравятся стихотворения Бунина “Джордано Бруно”, “Пустошь”, “Пахарь”, “Сенокос”, “На Плющихе”, “Песня” и другие.

Кроме того, Бунин был превосходным переводчиком (“Каин” и “Манфред” Байрона, “Крымские сонеты” Мицкевича, “Песнь о Гайавате” Лонгфелло и другие).

Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Сочинение

Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в семье орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных. Через четыре года его родители вместе с детьми переехали в свое поместье Озерки на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где прошло детство будущего писателя. Первоначальное образование Бунин получил дома - его учителем был студент Московского университета. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик поступил в первый класс Елецкой гимназии, но в 1886 году был отчислен из нее за неуспеваемость. Следующие четыре года Бунин провел в имении Озерки. Гимназический курс он успешно прошел дома, под руководством любимого старшего брата Юлия. Привязанностью к брату был вызван и приезд Бунина в 1889 году в Харьков, где он ненадолго сблизился с народниками. Осенью того же года он возвращается в Орел, сотрудничает с газетой «Орловский вестник».

В это же время происходит его знакомство с Варварой Владимировной Пащенко, любовь к которой оставила глубокий след в творчестве писателя. Молодые люди прожили вместе до 1894 года, однако их гражданский брак распался, В. В. Пащенко уехала и вскоре вышла замуж. Бунин тяжело переживал разрыв с возлюбленной, его отчаяние доходило до мыслей о самоубийстве. Раннее и столь глубокое страдание не прошло бесследно для его творчества: каждое воспетое им прекрасное мгновение земного бытия всегда наполнено и предельной радостью, и бесконечной мукой. Литературная деятельность Бунина началась с публикации стихов. Первый его поэтический сборник был издан как приложение к «Орловскому вестнику» в 1891 году, а уже в 1903 году один из следующих поэтических циклов - «Листопад»- - был отмечен Пушкинской премией Российской Академии наук. К тому времени писатель уже приобрел известность и как автор рассказов, публикуемых в ведущих российских журналах, и как переводчик «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. Конец 1890-х годов ознаменован в жизни Бунина его дружбой с А. П. Чеховым, верность которой он пронес через всю свою писательскую судьбу. В доме А. П. Чехова состоялось и знакомство Бунина с Максимом Горьким, который ввел его в круг писателей-реалистов, группировавшихся при издательстве «Знание». Годы близкой творческой и человеческой дружбы этих двух писателей завершились взаимным охлаждением и разрывом: слишком разным было отношение Бунина и Горького к событиям общественной и политической жизни России.

В 1898 году Бунин женился на актрисе Анне Николаевне Цакни, ставшей матерью его единственного сына. Однако этот брак не был удачным: супруги расстались через год, а их ребенок умер в раннем детстве. Новый этап творческой биографии писателя начался в 1900 году с выхода рассказа «Антоновские яблоки», признанного вершинным достижением прозы начала века. Следующие несколько лег Бунин много путешествовал по Европе, совершил поездку на Кавказ. Его неудержимо привлекал Восток, и в 1907 году он едет в Египет, посещает Сирию и Палестину. Творческим итогом этого путешествия стал цикл путевых очерков «Тень птицы» (1907-1911). Паломничеству Бунина в страны Востока предшествовала его женитьба на Вере Николаевне Муромцевой (этот брак был освящен церковью лишь в 1922 году). К концу первого десятилетия века имя Бунина приобрело широкую известность. В горьковском издательстве «Знание» выходит первое собрание сочинений Бунина в пяти томах. Ему присуждают вторую Пушкинскую премию, писателя избирают почетным академиком Российской Академии наук. 1910 год можно считать началом периода творческой зрелости Бунина. Издается его первая крупная прозаическая вещь - «Деревня». Повесть вызвала большой интерес читателей и бурные споры критиков: в ней впервые были затронуты темы, которых почти не касалась литература предшествующей поры. Совершив вместе с женой поездку во Францию, Алжир, на Капри, путешествие в Египет и на Цейлон, он по возвращении публикует повесть «Суходол». В последнее предоктябрьское десятилетие Буниным созданы такие шедевры русской прозы, как «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга». Событием в культурной жизни России стал выход в издательстве А. Ф. Маркса Полного собрания сочинений Бунина (1915).

Октябрьский переворот Бунин пережил трагически. Предчувствие близкой и неминуемой катастрофы вылилось в духовный и творческий кризис. В 1920 году Бунин навсегда покинул Россию, унося в сердце бесконечно любимую и утраченную родину.

Говоря об эмигрантском периоде жизни Бунина, необходимо помнить, что на чужбину он попал уже сложившимся художником с определившимися вкусами и пристрастиями. В предреволюционной прозе писателя, как и в его поэтических произведениях, вполне отчетливо прослеживались основные темы и мотивы, особенности письма и формы всего его творчества. Давно сформировалась и сама его личность, страстность натуры совмещалась в нем с аристократической сдержанностью, с удивительным чувством меры, нетерпимостью к любого рода позе и наигранности. Бунин обладал сильным характером и одновременно отличался своевольной изменчивостью настроений. В русскую зарубежную культуру он внес уникальную ауру последнего «деревенского» дворянства с его повышенной приверженностью роду, с его памятью о жизни предшествующих поколений, органическим чувством единства человека и природы. Вместе с тем мироощущение Бунина практически всегда было проникнуто переживанием близкого и неминуемого распада этого уклада, его конца. Отсюда извечное бу-нинское стремление к преодолению границ круга жизни, выход за предначертанные ею пределы. Потребность духовного освобождения сделала самого писателя вечным скитальцем, а его художественный мир наполнила «легким дыханием» самовозрождающейся жизни.

Вся вторая половина жизни Бунина прошла во Франции. В марте 1920 года писатель и его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, оказались в Париже. Главные путешествия и связанные с ними внешние впечатления жизни остались в прошлом. Следующие три десятилетия Бунин провел в кропотливой и взыскательной работе за письменным столом. В эмиграции им были написаны десять книг, что, впрочем, мало помогало бороться с бедностью. Даже сотрудничество писателя с ведущим «толстым» журналом русского зарубежья - «Современными записками» - не избавляло семью Буниных от постоянного безденежья. Поселившись в Грассе, на юге Франции, писатель обрел некое подобие собственного дома. На его скромной вилле «Жаннетта» завязывалась литературная дружба с новыми людьми, в том числе с молодыми писателями М. Алдановым и Л. Зуровым. Несколько лет «Жаннетта» была пристанищем для Г. Н. Кузнецовой, любовь к которой вдохновила Бунина на создание его лучшей, как он сам неоднократно высказывался, книги «Темные аллеи». В 1920-1930 годах возобновились старинные знакомства Буниных - с писателями Б. Зайцевым, В. Ходасевичем, Г. Адамовичем, философами Ф. Степуном, Л. Шестовым, Г. Федотовым. Из тех выдающихся современников, что оказались во Франции, Бунину не были близки Д. Мережковский, 3. Гиппиус и А. Ремизов. В 1926 году Грасс посетил один из самых дорогих Бунину друзей - С. Рахманинов, великий русский композитор, пианист и дирижер, духовное родство с которым писатель особенно ценил.

В 1933 году Бунин становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы - «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Столь высокое признание писатель получил после публикации книги «Жизнь Арсеньева», которая явилась значительной вехой литературного процесса XX столетия. Недолгий период материального благополучия был омрачен для Бунина предчувствием новой исторической катастрофы - мировой войны. Широко известен факт задержания и унизительного обыска писателя во время его поездки через Германию. В 1940 году, после немецкой оккупации Франции, Бунины пытались бежать из Грасса, но вскоре вернулись. Во время Второй мировой войны, живя в нужде, в постоянной тревоге за судьбу России, писатель обратился к теме любви, написав свою «Книгу итогов» - «Темные аллеи». Первым изданием она вышла в 1943 году в Нью-Йорке, а через три года появилось ее расширенное парижское издание, признанное окончательным вариантом.

В конце 1940-х годов Бунин переехал из Грасса в Париж. На некоторое время он сблизился с советскими представителями во Франции, обсуждалась возможность издания произведений Бунина в СССР и даже его возвращения. Однако вернуться на родину Бунин в конце концов отказался. Последние годы творчества писатель посвятил работе над книгой «Воспоминания» и над так и оставшейся незавершенной книгой о Чехове. 8 ноября 1953 года Бунин скончался в своей парижской квартире и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.