Учимся рисовать для детей 6 лет поэтапно. Уроки рисования для детей

В этой статье мы хотим рассказать о рисовании с детьми от трех до четырех лет. О чем нужно помнить, когда занимаешься с детьми рисованием? Как сделать занятие веселым и увлекательным? Как и чем можно рисовать?

Давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Как организовать урок рисования для детей 3-4 лет?

  • Продумайте занятие. Проиграйте в уме всю последовательность того, что вы и ребенок будете делать. Запаситесь влажными салфетками, тряпочками, чтобы в случае необходимости они были под рукой.
  • Сделайте пример того, что должно получиться в результате занятия. Это может очень облегчить объяснение материала.
  • Возьмите куклу, животное или героя мультфильма и проведите занятие с его помощью. Дети с удовольствием будут поддерживать кукольного учителя и помогать ему.
  • Продумайте, какие фотографии, картинки, видео и аудио материалы вы можете использовать на занятии. Это сделает ваш урок веселым и интересным.

Лучшие техники рисования в 3-4 года

Давайте рассмотрим некоторые техники рисования для детей 3-4 лет.

Штриховки

Смысл этой техники в том, чтобы закрасить какую-либо область, не вылезая за границы рисунка. Штриховки лучше делать карандашом или ручкой.

Предложите ребенку раскрасить зайчика в серый цвет.

раскраска «зайчик»

раскраска «рыбка»

Лисичку раскрашиваем в рыжий.

Закраска

Закраска похожа на штриховку, но выполнятся красками. Смысл тот же – закрасить определенную область. Например, очень интересно нарисовать разноцветные круги с помощью пластиковых стаканчиков, а потом раскрасить их в подходящий цвет.

Линии

Прямые, волнистые, прерывающиеся, по спирали и т.д. Вот пример того, как можно нарисовать разными линиями небо, травку и солнышко.

Точки

Это одна из первых техник, которые осваивают дети и наиболее любимая. Детки могут рисовать этой техникой песок, дождик, снег, мух и др. Например, можно украсить точками ананас с помощью кисточки.

Или нарисовать клевер ватными палочками.

Брызги и кляксы

Если обычно за брызги и кляксы считается чем-то не аккуратными, то в этой технике все как раз наоборот. Вот пример красивой бабочки из кляксы. Мы нанесли кляксу разными красками на бумагу, а потом просто сложили ее вдвое. Однако, чтобы получился узор бабочки, надо немного потренироваться в нанесении краски.

А вот такого монстра можно сделать, если нанести краску с большим количеством воды на лист бумаги, а затем подуть на капли краски в трубочку. Под давлением воздуха капля потечет, оставляя след на листе бумаги.

Интересная картина-размазня получается, если нанести пальчиковые краски или гуашь на лист бумаги.

Потом прижимаем их прозрачной пленкой.

Надавливая на краски пленкой, можно увидеть, как краски растекаются и смешиваются. А в результате у нас получается интересный узор!

Акварель поверх рисунка из мелка

Смысл техники в том, чтобы нарисовать рисунок белым восковым мелком или свечой на белой бумаге. Его видно не будет. Затем, когда сверху наноситься слой акварели, то рисунок начинает волшебным образом «проявляться».

Малышам наверняка будет под силу нарисовать горизонтальными линиями дождик.

Рисунок мелками «Дождь»

Настоящее чудо, когда нарисованные мелком спиральки начнут проявляться.

Рисунок мелками «Спиральки»

Можно таким же образом нарисовать рыбок, а затем вырезать их.

Рисунок мелками «Рыбки»

Печати и штампы как техника рисования

Смысл техники в том, что рисунок на лист бумаги наноситься не кисточкой, а печатью. Давайте посмотрим из чего можно сделать печать для ребенка: Изумительный цветок может получиться, если для его нанесения будут использоваться сложенные листья сельдерея.

Из отпечатка сельдерея получается очень красивая роза.

Из картошки можно вырезать удобный штамп, например, в форме листочка.

Природа сама подсказывает нам идеи. Если нанести на веточку цветной капусты зеленую и коричневую краски, то отпечаток цветной капусты очень похож на раскидистое дерево.

Штамп с помощью губки для мытья посуды. Для этого обмакиваем губку в краску и наносим рисунок на бумагу.

Отпечаток резинового мячика с колючками. Так же, как и при работе с губкой, опускаем мячик в краску и проводим им по листу бумаги, получая забавный точечный отпечаток.

Оживить наш рисунок помогут ротик, глазки и ушки из бумаги.

Рисунки пальчиками

Пальчиками можно наносить точки, линии, замазывать определенную область. Вот мы украсили точечными движениями осеннее дерево.

Пальчиками краску можно просто размазывать, заполняя выбранный контур.

Рисунок из отпечатка ручки

Смысл техники в том, чтобы из отпечатка ручки сделать удивительную картину, добавив к отпечатку несколько дополнительных штрихов. Например, мы можем сделать зеленые отпечатки и дорисовать к ним оранжевые прямоугольники – получиться морковка.

Рисунок из отпечатков «Морковка»

Или же приклеить к отпечатку игрушечные глазки и дорисовать ротик – получается настоящая золотая рыбка.

Рисунок из отпечатка «Рыбка»

Очень трогательная картинка, нарисованная ладошками и пальчиками «гнездо». Детки смогут нарисовать птичек, а так же узнать с какой любовью мама-птица высиживает яички и кормит своих деток.

Рисунок ладошками и руками «гнездо»

Очень интересный способ рисования – это рисовать что-нибудь объемное на большом плакате или обратной стороне ненужных обоев. Так можно выполнить групповую работу.

Мы рассмотрели несколько техник рисования для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Однако, все может пойти не так. Может разлиться краска, перевернуться вода, испачкаться одежда. Постарайтесь не расстраиваться и не расстраивать ребенка. Верьте – в следующий раз все обязательно получиться! Многое просто приходит с опытом.

Посмотрите, как можно нарисовать с ребенком ежика:

Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку порисовать, мы стимулируем его познавательный интерес, умственное развитие, мелкую моторику, творческое мышление. Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют простые способы обучения рисованию для малышей.

Виды рисования

Обучение рисованию - это образовательная деятельность, посредством которой ребёнок может усовершенствовать свои врождённые навыки умения рисовать. А помочь ему овладеть нужными навыками должны взрослые - родители или педагогические работники. Способы обучения изобразительному искусству должны преследовать цель не только научить правильно удерживать в руке карандаш или кисточку, но и, прежде всего, воспитывать эстетические чувства, а именно уметь видеть красоту и создавать её самостоятельно, изображать свои мысли, воплощать свои замыслы в жизнь.

Обучая рисованию, учитывайте возрастные особенности ребёнка

«Совет. При обучении детей рисованию следует подбирать методы, которые возбуждали бы интерес к рисованию и вызывали бы эмоциональный отклик в душе малыша».

Начиная заниматься рисованием с малышами, нужно учитывать их возрастные особенности, и подбирать соответствующие виды рисования. У маленьких детей ещё на развиты многие навыки. Младшие дошкольники ещё не могут правильно удерживать в руке карандаш и кисть, следить за силой давления ими на лист бумаги, правильно располагать изображения на листе бумаги, не выходить за контуры при закрашивании нарисованного и пр. Исходя из этих причин, лучше всего начинать занятия по рисованию для малышей простейших видов, навыков и приёмов.

Чему нужно научить ребёнка делать в первую очередь:

  • правильно удерживать в руке карандаш (кисть, фломастер)
  • изображать самые простые линии и формы, «палочки» и «дорожки»
  • не выходить за контуры рисунка при раскрашивании его

Когда кроха освоит этот первоначальный арсенал умений рисовать, он получит возможность воплощать на бумаге свои идеи, чувствуя при этом себя более уверенно.

Легко воплощать идеи, если овладеть простейшими видами рисования

Покажите малышу простейшие виды рисования:

  1. «Рисование в воздухе». Одним из первых уроков рисования может условное изображение линий и геометрических фигур рукой в воздухе. Делать это можно с помощью указательного пальчика или всей ладошки. Этот вид первоначальный вид рисования готовит ребёнка к тому, чтобы начать изображать что-то не бумаге. Это же движения можно делать на прямой гладкой поверхности, например, на столе.
  2. «Совместное рисование». Следующий этап в обучении детей рисованию - это когда взрослый водит рукой ребёнка с карандашом по бумаге. Малыш видит, как создаётся изображений, а взрослый комментирует то, что получается. С помощью этого вида рисования ребёнок учится правильно держать карандашик, надавливать им на бумагу и, в конце концов, рисовать простейшие линии, фигуры.
  3. «Дорисовывание деталей». Это рисование на основе заготовки, где нарисована часть рисунка (по типу зеркального отображения) или точки для соединения. Малыш должен дорисовать детали, которых не хватает на рисунке по аналогии с изображением справа или слева или же соединить точки, получив, таким образом, рисунок. Лучше, когда картинка сюжетная и взрослый что-то увлекательно рассказывает в соответствии с задуманным сюжетом.
  4. «Рисую сам». Поупражнявшись во всех начальных видах рисования, малыш будет готов нарисовать что-то сам. А взрослый может помочь ему тем, что подскажет сюжет для рисунка, даст задание.

Приёмы изображения

Знакомьте малыша с теми приёмами изображения, которыми несложно овладеть

Если вы продолжите показывать малышу приёмы рисования, которыми несложно овладеть, это значительно обогатит его изобразительную деятельность. Так ребёнок овладеет тем, что он раньше не мог делать. Убедитесь, что рука малыша окрепла, он может достаточно твёрдо держать карандаш, вполне осознанно повторять увиденные штрихи. После этого покажите ему несколько приёмов изображения:

  • рисование линий (прямых, волнистых)
  • штрихование короткими прямыми штрихами
  • штрихование длинными вертикальными и горизонтальными штрихами
  • штрихование наклонными отрывными и неотрывными штрихами
  • штрихование с помощью удлиняющихся штрихов
  • изображение круглых и прямоугольных предметов
  • примакивание (кистью)
  • закрашивание (карандашом, кистью).

Хорошо, когда взрослый не просто показывает малышу, как водить по бумаге карандашом или кисточкой, а сопровождает творческий процесс понятными ему рассказами. Например, рисуя разные линии, взрослый предлагает изобразить дорожку, палочку и т. д. А волнистая линия – это уже речка или море, дымок из трубы домика, лесная тропинка. Важно, чтобы образы были знакомы ребёнку.

Смотрите видео, в котором педагог по ИЗО рассказывает о том, с чего следует начинать при обучении малышей рисованию

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

Если вы решили научить ребёнка рисовать, будьте готовы к тому, что заниматься придётся много и регулярно. Именно так отрабатываются навыки. Родителям и самим придётся изображать картинки, ведь малышу нужно же на что-то ориентироваться. Ребёнок будет смотреть на рисунки, сделанные вами, и пытаться повторять их.

«Совет. Не нужно слишком упрощать задачу, рисуя предметы для ребёнка схематически. Если вы рисуете домик – то пусть он будет окружён густым лесом, цветами, забавными зверюшками. Рисунок должен быть ярким и привлекать ребёнка».

В поэтапном обучении рисованию важно озвучивание сюжета изображение. В этом случае хорошо подходят не только сказочные истории, но и стихи. Так вы ещё и поспособствуете развитию речевых навыков малыша.

Показывая, как рисуются простейшие линии и геометрические фигуры, постепенно преобразовывайте их на глазах у ребёнка. Так из круга будет получаться солнышко, из треугольника – крыша домика, а короткие вертикальные линии станут травой. Это основной принцип поэтапного рисования.

Смотрите, как можно легко показать ребёнку, как рисовать цыплёнка:

Знайте, что простое рисование быстро надоедает детям. Не ленитесь подсказывать и показывать ребёнку новые приёмы, предлагать новые образы для закрепления навыка поэтапного рисования. У заинтересованного ребёнка рисовать будет получаться всё лучше и лучше.

Возьмите в руки карандаш

Научите ребёнка правильной работе с карандашом

Чтобы правильно организовать обучение ребёнка рисованию карандашом, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Научите малыша сначала держать карандаш в руке в правильном положении, а потом уже непосредственно к обучению рисованию.
  2. Сначала помогайте: водите руку малыша своей рукой.
  3. Начните обучение с прямых и волнистых линий, простых фигур, постепенно «оживляя» нарисованное.
  4. Как только малыш овладеет изображением простых крупных форм, постепенно усложняйте задания, предлагая ему заниматься рисованием мелких деталей: человечка возле дома или фрукты на дереве.

«Совет. Занимаясь рисованием, учите малыша узнавать цвета, правильно подбирать и комбинировать их».

Помните, что для закрепления навыка нужно регулярное повторение упражнений с карандашом.

Рисуем красками

Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь

Советы родителям по обучению ребёнка работе с красками:

  1. Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь. Эти краски безопасны для детей и легко отстирываются.
  2. Снабдите малыша кисточками разного размера, которые должны быть изготовлены из мягкого ворса. Хороши кисточки из шерсти пони и белки – они мягкие и недорогие.
  3. Запаситесь плотной бумагой для рисования. Формат листов А-3 идеально подойдёт для творчества дошкольников.
  4. Приобретите малышу специальный стаканчик-непроливайку для промывания кисточек. Такой стаканчик не запачкает ваш красивый ковёр, если малыш случайно столкнёт его со стола.
  5. Хорошо, когда есть палитра для смешивания красок. А в первое время сгодится обычная пластиковая тарелка.
  6. Первое занятие начните с рассказа о красках и кисточках. Лучше, если это будет сказка или даже небольшое театральное действо.
  7. Поведайте о цветах, подкрепив рассказ наглядными материалами (красочными картинками). Расскажите доступно, что каким цветом принято рисовать.
  8. Научите малыша удерживать кисть и пользоваться ею: держать в руке, набирать краску, наносить её на бумагу, ополаскивать кисть, промакивать её. Пусть сначала кроха поводит сухой кисточкой по бумаге, потренирует степень нажима и верность движений.
  9. Начните рисовать, используя поначалу один цвет. Пусть малыш нарисует линии – прямые и волнистые, штрихи, простые фигуры с замкнутыми контурами, которые можно раскрасить. Покажите, как делать примакивание.
  10. Учите поэтапно. Когда кроха овладеет рисованием одним цветом, добавьте ещё один, потом ещё один.

Постепенно ребёнок научится рисовать гораздо аккуратнее

Когда ребёнок будет рисовать уже двумя цветами, вы увидите, что рисунки не отличаются чёткостью и аккуратностью. Ничего страшного, ведь маленький художник ещё не совсем закрепил навык изображения чётких и аккуратных линий. Многозадачность ещё не под силу малышу: надо научиться работать двумя красками, не мазать, не выходить за контур, вовремя мыть кисточку, не лить воды. Постепенно ребёнок научится всё делать гораздо аккуратнее.

«Если обучением рисованию руководит опытный педагог, то он поспособствует развитию у малыша наблюдательности, творческого воображения, аккуратности».

Рисунки трёхлеток – хаотичны, так как предметное рисование им ещё не под силу. Не требуйте аккуратности рисования и максимальной схожести с реальными предметами: всё это будет постепенно сформировано, если малыш будет регулярно упражняться. Чтобы сохранить у ребёнка интерес к рисованию, нужно всячески поддерживать его и создавать позитивные ситуации, связанные с рисованием. Не ругайте малыша, если он испачкал красками одежду или ковёр. Устраните беспорядок вместе.

Хорошо, когда кроха посещает детский сад либо центр детского развития, где его научат рисовать простые предметы, замкнутые линии, раскрашивать контур.

«Важно, чтобы малыш не огорчался, если задуманный рисунок не получился. Отметьте то, что хорошо получилось на рисунке, похвалите ребёнка, утешьте при необходимости. Предложите порисовать на эту тему ещё раз».

Теперь вам известны простые способы обучения детей рисованию. Заинтересуйте малыша рисованием и создайте ему условия для творческого развития. Так вы подкрепите интерес малыша к рисованию позитивными эмоциями, и вскоре он порадует вас своими шедеврами.

С какого возраста можно учить ребенка рисовать, почему не стоит бояться черного цвета в детских рисунках, бывают ли бесталанные дети, и не поздно ли становиться художником после 30-ти? Мы беседуем с Людмилой Зымалевой - художником, поэтом, журналистом, фотографом, мастером художественной куклы как арт-объекта, преподавателем изобразительного искусства, автором множества публикаций о методике преподавания и истории искусств.

Людмила Зымалева с маленькими учениками

Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в мир изобразительного искусства и в преподавание?

Среди тех, кто становится художниками, есть люди двух типов: одни выразительно рисуют с самого детства, другие обнаруживают в себе талант в более сознательном возрасте, лет в 11–12 (вовсе не случайно именно в этом возрасте происходит прием в художественные школы). Я из вторых. Рисовала я всегда, но, как и многие дети, на общем фоне особенно не выделялась ни результатами, ни интересом к этому процессу. А в возрасте тринадцати лет вдруг прорисовала все лето подряд и потом поступила в хорошую художественную школу.

Где ты преподаешь? Кто в наше время приходит учиться рисованию?

Я преподаю ученикам разных возрастов и в разных учебных заведениях. Пару лет назад из МПГУ, от студентов, некоторые из которых были старше меня, я ехала в художественную студию к 3-5-летним малышам, на следующий день вела уроки в начальных классах школы, а вечером - занятия в студии на базе школы, с детьми, у которых выраженные художественные способности. Таким образом, я преподаю и у маленьких, и у взрослых, по программам как общеобразовательных учреждений, так и профессиональных. Все это очень интересно, везде своя специфика, которую обязательно нужно знать, иначе неизбежны проблемы.

Ты преподаешь рисование совсем маленьким детям, бывает, эти детишки еще и говорить хорошо не умеют. В чем особенность этой работы? С какого возраста можно учить ребенка рисовать?

По своему опыту могу сказать, что развивать ребенка с помощью средств искусства можно начиная с трехлетнего возраста. Именно «развивать», поскольку обучение - это процесс, который ведется в художественных школах примерно с 11–12 лет. Тонкая разница между «развитием изобразительным искусством» и «обучением изобразительному искусству» заключается в цели этих процессов. Для малышей эта цель одна, для школьников - другая, для учеников художественных школ - третья. Но в любом случае, если ребенка развивали средствами искусства, это полезно и важно, даже если он впоследствии не станет художником.

А нужно ли вообще всем учиться рисовать? Зачем? Может, ну его, это рисование, есть более важные вещи - программирование, иностранные языки…

Детство ребенка иногда сравнивают с детством народов: у каждого народа есть народные танцы, песни и изобразительное искусство. Люди издавна тянулись к прекрасному, и нормально развивающийся ребенок тоже в той или иной степени хочет танцевать, петь и рисовать. Эти занятия позволяют ему лучше познать мир и проявить себя. Не дать ребенку рисовать - отнять у него часть детства, часть красоты. Изобразительное искусство имеет прекрасные возможности для развития абстрактного мышления - типа мышления, свойственного, по мнению ученых, только человеку. Кроме того, рисуют для развития фантазии, моторики. Без развитой моторики нет развитого человека, все прекрасно знают, как это важно, и тут занятия изобразительным искусством подходят как нельзя лучше.

Если говорить об уроках рисования в школе, не стоит забывать, что они позволяют ребенку без отрыва от полноценного учебного процесса расслабиться, погрузиться в себя, выразить себя и благодаря этому быть готовым снова изучать предметы, более психофизически затратные.

В жизни роль изобразительного искусства все-таки, на мой взгляд, в красоте, причем далеко не всегда внешней. Ребенок, знакомый с богатейшим миром изобразительного искусства, его различными направлениями и стилями, будет более гибким, терпимым, внимательным и понимающим членом общества.

Талантливые дети идут в художественные школы, но, бывает, их бросают. Почему? Что-то нужно менять?

Музыкальную школу и спортивную действительно бросают многие, не выдержав значительных физических нагрузок. В раннем возрасте сложно совершить осознанный выбор. А вот художественная школа - меньшая физическая нагрузка и обычно осознанный выбор, и почти все поступившие ее оканчивают. Некоторый процесс отсева, конечно, идет, но это нормально, кто-то понимает, что он хочет заниматься чем-то другим, кто-то не справляется с программой, и его могут отчислить.

Ты часто выступаешь в роли члена жюри детских конкурсов рисования. Как думаешь, насколько мировосприятие нынешнего поколения детей формируется под воздействием современных мультфильмов и компьютерных технологий?

Наверное, я удивлю ответом. Никак. Те, кто участвуют в таких конкурсах, обычно дети с определенным уровнем общего и художественного развития, их знакомство с богатствами изобразительного искусства предыдущих поколений велико, и в окружающем мире они также видят его разнообразные образцы, в том числе в виде современных мультфильмов, которых очень много и художественное качество которых серьезно разнится. Очень редко кто-то использует при создании творческих заданий ярко выраженную стилистику, принятую в мультипликации того или иного направления, например, в аниме-стиле или диснеевском стиле. Такие рисунки чаще встречаются у детей, которые не имеют еще определенного опыта в изобразительной деятельности, но при этом пытаются срисовывать любимых героев.

Компьютерные технологии, 3D-графика на рукотворное рисование никак не влияют, а интернет такими детьми используется, как правило, лишь как средство для достижения цели. Например, в интернете легко найти нужную визуальную информацию по конкурсной теме, если знаешь, в каком направлении искать.

Насколько развивают художественные способности раскраски и рисование по шаблонам, копирование?

В определенной мере развивают. Раскраски и рисование по шаблону редко используется учителями изобразительного искусства, так как у них в арсенале есть более эффективные методы. Однако раскраски могут развивать в некоторой степени технику штриха, колористическое видение, а рисование по шаблону - умение обыгрывать одну и ту же форму по-разному. Копирование при грамотном подходе - полноценный метод обучения, известный еще с древних времен. Другое дело, что он обязательно должен идти в комплексе с другими методами и не занимать при обучении ведущей роли.

Бывают ли какие-то распространенные штампы или заблуждения о занятиях изобразительным искусством?

Если кратко, то не стоит бояться черного цвета в детских работах - обычно это вызвано тягой к графическому контрасту, а не психологическими проблемами. Художественные материалы всегда необходимо подбирать качественные и в верном сочетании, принцип «малыш только начинает, ему и это сгодится» - неверный и опасный подход .

Цель у разных уроков рисования разная, «красивая картинка», «похожесть» (даже в классическом реализме) не могут являться критерием оценки. Прежде чем делать выводы относительно способностей ребенка, успешности процесса обучения и профессионализма педагога, необходимо внимательно побеседовать с самим педагогом, чтобы узнать, какие именно цели ставятся на разных уроках, и почему тот или иной результат по-разному может оцениваться педагогом и родителем.

Вот часто говорят: у ребенка нет таланта. Такое бывает?

Если так говорят о ребенке старше 14-ти, которого с детства развивали средствами искусства и который затем пробовал обучаться в профессиональной школе, то эта формулировка вполне приемлема. Если о ребенке младше 14-ти, или о ребенке, который просто не имел возможности заниматься, тогда, конечно, это ошибочная формулировка.

Необходимо заметить, что до 12 лет интерес к рисованию и (в меньшей степени), успехи на этом поприще следует рассматривать как показатели нормального развития ребенка, а не как «наличие таланта».

У художников-педагогов существуют такие ненаучные термины, как «взрослый талант» и «детский талант». Нормально, что первый есть не у всех, и нормально, что второй есть почти у всех.

А когда можно начинать рисовать? В 30 или 40 лет уже поздно?

Важно скорее понимать, для чего начинать. Изобразительное искусство - не «возрастное занятие», как спорт, и не требует таких наработанных годами технических навыков, как определенные сферы музыки. Начинать «для себя», как хобби, не поздно никогда. И это может потом перейти и в нечто большее, чем просто увлечение, но как и когда - у каждого все очень индивидуально. Тут я очень хочу сделать акцент на том, что важнее, не КОГДА начинать, а КАК.

В юном возрасте начать «неправильно» практически невозможно, особенно если речь идет о начинаниях в художественной школе с определенным статусом. У взрослого же человека мало свободного времени, зато много представлений о том, «как надо», ожиданий и амбиций. Нужно очень четко сформулировать для себя, чего именно ты хочешь, или попросить помощи в этом вопросе у опытного художника-педагога.

Иначе выйдет как с одной моей знакомой, которая решила наконец осуществить свою мечту «рисовать», записалась на серьезные курсы академического рисунка с нуля в довольно больших группах. В итоге после первых 6-10 часов рисования геометрических предметов и драпировок, она, получив определенный стресс, не добилась ожидаемого результата и сделала неверный вывод, что «для нее уже поздно», затем бросила студию и дальше не принимала попыток искать другую. Кто-то может возмутиться, почему же преподаватель на курсах не выявил этих проблем. Но это выявление не входило в сферу его деятельности, он осуществлял работу по преподаванию академического рисунка, пусть и с нуля. То, что к нему на групповое занятие пришел человек, не готовый к такой нагрузке, и, возможно, не нуждающийся в ней, на двух-трех занятиях по этой дисциплине не заметишь, а с вопросами к нему никто не обращался.

Поэтому если вы решили заняться рисованием, вам обязательно нужно обсудить с педагогом свои ожидания, рассказать, что бы вы хотели получить в итоге, сколько у вас есть на это времени и прочие нюансы.

В чем разница между художественной школой и студией?

Художественная студия - часть системы дополнительного образования, цели могут быть разнообразными, в основном - развитие средствами искусства. В студии практически никогда нет экзаменов, оценок, отсева. Возможен максимально индивидуальный подход, работа с детьми и взрослыми разных возрастов.

Художественная школа - первая ступень профессионального художественного образования. Прием в 11 12 лет по результатам вступительных испытаний, работа в классах по академическим программам, оценочная система, отсев неуспевающих. Цель - выявить максимально одаренных детей и дать им базу для дальнейшего продолжения профессионального образования.

Почему в художественную школу берут только с 11–12 лет? Ведь музыке начинают учить гораздо раньше.

Этот момент напрямую связан с психофизическими особенностями организма и особенностями изучаемого предмета. В спорте и музыке очень важна роль физиологии: если тело не будет готовиться к ожидающей его нагрузке с раннего возраста, оно не будет способно выдерживать ее в будущем. Заниматься спортом и музыкой надо с самого раннего возраста, часть маленьких спортсменов и музыкантов продолжит свое профессиональное образование, часть нет, но в силу особенностей формирования мышечной памяти, тренировки мышц и строения тела в 12-летнем возрасте лишь изрядно одаренные дети могут включиться в процесс.

Несмотря на то что обучение изобразительному искусству также предполагает «работу с телом», чисто физическая подготовка не так важна, необходим более сформированный разум. Именно поэтому отбор в художественные школы производится примерно в двенадцатилетнем возрасте, когда мозг ребенка и его зрение уже сформировались определенным образом и когда уже можно определить выраженность художественных способностей.

Скажи, пожалуйста, как ты относишься к индивидуальному обучению изобразительному искусству?

Индивидуальные занятия с учеником без преувеличения каждый раз становятся даже для опытного художника-педагога откровением. Только в общении один на один с юным художником возможны потрясающие взаимные открытия, глубочайшее проникновение ученика в личный мир учителя и учителя - в личный мир ученика. Групповая форма занятий не хуже и не лучше, она просто другая, и положительных моментов в ней не больше и не меньше. Идеальное сочетание ­- работа юного художника с учителем и в группе, и индивидуально.

Ты преподаешь в школе и студии, рисуешь, занимаешься фотографией, пишешь стихи, учишь китайский язык. Всего не перечислить. Поделись секретом - как ты все успеваешь?

Во-первых, у каждого своя скорость реакции и умение планировать. У меня и то, и другое в моей области достаточно хорошо развито, поэтому я могу выполнить довольно много работы в сжатые сроки. Кроме того, я всегда аккуратно собираю и храню разные материалы, статьи, заметки, программы, другие данные (кстати, это касается не только профессиональной деятельности), - этот запас очень важен и часто помогает при возникновении внеплановых ситуациях.

А еще раньше у меня был страшный секрет, который позволял мне работать не просто много, а очень много, и я думаю, он многим знаком - за счет своего сна. Бывало, я спала по 3-4 часа. Это хорошо работает у людей определенного типа, в основном в молодости, и обычно, если с этим перебарщивать, плохо сказывается на здоровье и дальнейшей работоспособности. Поэтому лучше с этой секретной информацией быть очень аккуратным.

А вот настоящий секрет, который опять-таки ни для кого не секрет, но не все работают в этом направлении, плюс бывают еще разные жизненные обстоятельства и везение, - я стараюсь заниматься тем, что люблю делать. Таким образом, работа приятна, есть позитив, и это помогает работать больше и качественнее.

Беседовала Александра Матрусова

Фото детских рисунков из личного архива автора

Теги:

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Многие психологи могут с легкостью определить состояние человека по тому, что и как он рисует. При помощи рисунка маленькие дети выражают свои знания, умения, закрепляют в памяти все, что увидели. Тяга к художеству просыпается у ребенка в возрасте от 1 до 1,5 лет.

Как помочь крохе выразить свои мысли и эмоции на бумаге? Как научить малыша 1, 2, 3 лет рисовать и что для этого нужно? Чем полезны такие занятия? Мы разузнаем обо всем.

Польза рисования для детей

Все таланты и возможности малыша находятся на кончиках его пальцев. Чем лучше развиты у ребенка мелкие движения вроде застегивания и расстегивания пуговичек, кнопок, держания цветного мелка, проведения ровных и кривых линий и т. п., тем умнее малыш. Учить детей рисованию рекомендуют с того момента, как его заинтересовало, что это вы там такое ручкой по бумаге делаете.

Рисование – это комплексное занятие, которое поможет малышу:

  • развить мелкую моторику;
  • развить речь;
  • развить воображение;
  • научиться выражать чувства и эмоции;
  • развить понятие эстетики;
  • заложить базовые понятия о гармоничном сочетании цветов;
  • заложить понятие о приложенных усилиях и результате.

Рисуя, малыш хорошо разминает пальчики, а всем давно известно, как мелкая моторика влияет на формирование речи ребенка. Для создания рисунка малыш придумывает, что и как нарисовать, какие инструменты для этого использовать. Для лучшей стимуляции творческого и логического мышления можно и нужно предлагать малышу дорисовывать недостающие части картинки, украшать их узорами на его вкус и цвет


В плохом настроении рисунки ребенка будут бледными, темными, серыми. В хорошем – яркими и красочными. Это отличная подсказка эмоционального состояния малыша для родителей.

Со временем дети понимают, что есть разные тоновые палитры, и начинают разукрашивать шаблоны для рисования, подбирая:

  • для листьев оттенки зеленого;
  • для тучек – голубые, синие, фиолетовые краски;
  • цветы разукрашивают в красных, желтых, розовых тонах.

Это помогает им во взрослой жизни сочетать цвета в одежде, интерьере, девушкам – в макияже.

Но самое главное, ребенок прилагает определенные усилия и свое старание, создавая рисунок. И когда он видит мамину улыбку и свои рисунки, бережно развешенные на стене, он понимает, что трудиться и стараться – это хорошо, это ценят родители, значит нужно продолжать в том же духе, а лучше – нарисовать все еще красивее, так, чтоб в рамку взяли и застеклили. Ну, именно так 2-3-летние дети еще не думают, но направление мысли вы поняли.

А пока до картинной галереи далеко и ребенок еще совсем кроха, рассмотрим разные техники, при помощи которых научить ребенка рисовать карандашом, мелком или красками – как два пальца об асфальт.

Техники рисования для детей

Простой способ научить рисовать ребенка в 1 год, что и как предложить для рисования детям с 2 лет, какую технику освоить малышу в 3 года, рисовать пальцами, по точкам или при помощи цифр – обо всем по порядку.

Рисуем пальчиками

Это самый доступный способ рисования для малышей 1 года и отличное развлечение для ребят 2-3 лет. Разберемся в таком рисовании для детей пошагово:

  1. Подготовьте рабочее место. Лучше осветить участок на ничем не застеленном полу – легче будет убирать после творческих поисков малыша. Или используйте клеенку. Можно рисовать и за столиком, но это уже для деток постарше.
  2. Расстелите на полу ватман А1 (это такой формат бумаги, по размеру – как 8 альбомных листков) – творчеству нужно пространство.
  3. Приготовьте баночки с красками для пальчикового рисования.
  4. Разденьте малыша до трусиков. Поверьте, он весь будет в краске, и после рисования его нужно выкупать.
  5. Усадите малыша на край ватмана, выдайте краски и покажите, как можно рисовать.


А рисовать можно по-всякому:

  • Нанесите краску на губку. Пусть малыш нажимает на нее пальцем и делает оттиски на бумаге. Такие оттиски можно превратить в забавные рожицы.
  • Если нанести на губку несколько цветов, оттиски получатся цветными.
  • Вот как можно обыграть разные оттиски:


  • Можно создать настоящую лесную поляну из пальцев:


  • Можно нарисовать львы:


Когда оттиски хорошо получаются и для малышей уже не интересны, можно использовать разные шаблоны для пальчикового рисования. Можно зарисовывать пальцами пространство внутри контура и украшать его узорами.

Мы выбрали простые шаблоны:

  • рукавичка;

  • кошка;

  • птичка;

  • рыбка;

  • бабочка.

Старайтесь не брать для рисования шаблоны из разрисовок для детей. Они предполагают прорисованные детали, а ребенку для развития творческого мышления достаточно общего силуэта, детали пусть придумает сам.

Рисуем по точкам

Кто из вас не помнит, как соединял точки в альбоме, получая рисунки цветов и животных? Так ребенок научится проводить прямы и кривые линии, объединять их в картинку.

Вот некоторые примеры «точечных» рисунков:

  • слоник;

  • овечка;

  • сова;

  • лошадка.

Соединив точки, ребенок с удовольствием будет разукрашивать полученный рисунок.

Рисуем при помощи цифр

Кто не помнит, как из цифры 2 нарисовать настоящего лебедя? Это вчерашний день. Сегодня из цифр и чисел можно рисовать кого угодно. Например:

  • кролик из 6 и 0;


  • собака из 6 и 1;


  • акула из двух 2;


  • коала из 1 и 9;


  • спящая уточка из 2 и 9.


Рисование по цифрам актуально для детей в 3 года, так малыш лучше запомнит начертание цифр.

Как поэтапно научить ребенка рисовать деревья

Когда малыш справится с простыми приемами в рисовании, можно будет приступить к созданию настоящих картинок на чистом листе бумаги. Проще всего начать с поэтапного рисования деревьев, используя для этого следующие простые поэтапные примеры рисунков для детей:

  • дерево из кружочков и прямых;


  • дерево из прямых линий с кроной;


  • дерево из прямых линий с отдельными листочками;


  • ель из прямых линий;


  • березка (для детей от 3 лет).


С возрастом малыш не будет нуждаться в таких этапах прорисовки, как:

  • создание базового каркаса;
  • придание каркасу формы;
  • разукрашивание контура.

Он вполне самостоятельно будет рисовать ствол, ветви, листву. А потом догадается, или вы подскажите, что дерево растет на земле, возле него могут быть кусты и цветочки, а над деревом светит солнышко.

Как поэтапно научить ребенка рисовать животных

Когда малыш освоит растительность, можно перейти к более сложным биологическим объектам – животным. Для детей 2-3 лет выполнить рисунок животного легче всего будет поэтапно:


Как поэтапно научить ребенка рисовать человека

Рисовать человека немножко сложнее. Начните с палочных человечков, вроде тех, что нарисованы на дорожных знаках. Получилось? Попробуйте изобразить настоящего мальчика:

  • начните с геометрических фигур;


  • добавьте немного деталей.


Вот какой мальчонка вышел! А теперь нарисуем ему подружку (или сестричку) по такому же принципу:

А теперь нарисуем папу:

  • начнем с геометрических фигур;


  • оденем человечка и сделаем ему прическу;


  • дорисуем ворот свитера и лицо.



Если ваш папа бородат – дорисуйте бороду.
Если получается рисовать статичного человечка, можно попробовать изобразить его в движении, используя поэтапное руководство для детей 3 лет. Заодно можно уделить внимание прорисовке лица.


  • Не ждите от ребенка шедевров. Главное, чтоб занятие приносило положительные эмоции.
  • Не исправляйте рисунки малыша, чтоб похвастать перед родственниками и подругами. Это обижает детей, и они забрасывают рисование вовсе.
  • Не называйте непонятные рисунки «каляками-маляками». Лучше попросите его рассказать вам, «что это ты такое необычное нарисовал»?
  • Если ребенок 3 лет хорошо рисует, попробуйте взять для него образцы из —рисования для детей 4-6 лет—, пускай развивается, а не топчется на месте.
  • Учим детей рисовать – видео

    На этом видео показаны уроки пальчикового рисования для деток 1-2 лет.

    На этом ролике показано, как мама с ребенком рисуют эмоции. Видео актуально для детей 2-3 лет.

    На следующих видео папа рисует дом, зонт и кошку. Такое видео пригодится трехлетним малышам.

    Очень важно научить рисовать малыша в возрасте 1,5-2 лет. Это поможет ему развить моторику пальцев, фантазию, творческий подход, память, он быстрее сможет освоить письмо. Рисование – важная часть образовательного процесса малыша.

    Важно все: в каком состоянии рабочее место, что и как ребенок рисует, как к его трудам относятся родители. Не упускайте эти моменты, и ваш ребенок будет счастливым и благодарным!

    А в каком возрасте ваш ребенок заинтересовался рисованием? Вы с малышом часто рисуете? Что малыш любит рисовать больше всего? Если у вас есть идеи для детских рисунков или опыт, как учить малыша рисовать, поделитесь им с нами в комментариях!

    Пошаговые инструкции. Как научить детей рисовать. Часть 1.

    Как нарисовать Божую коровку.

    Обыденные для мира взрослых вещи, в понимании и представлении ребенка, кажутся совсем иными. Когда порой гуляешь в парке и вдруг малыш видит на скамейке божью коровку красного цвета с черными необычными пятнышками - это же целое открытие для него. Ему хочется потрогать, прикоснуться, рассмотреть детали. Важно поддержать эту детскую любознательность и помочь в стремлении увидеть все краски мира природы. В этом процессе очень помогают совместные занятия рисованием. Ведь всегда с легкостью можно и рассказать о чем-то и показать как это выглядит. Предлагаем сегодня совершить путешествие в мир окружающей природы и нарисовать маленькую и улыбчивую божью коровку. Думаю ваш малыш, да и вы сами, будете рады такой увлекательной затее, а мы поможем вам сделать этот процесс доступным и интересным. Смотрите на наши поэтапные подсказки и у вас все получится!

    Как нарисовать козу.

    Рисовать козу несложно, если вы профессионал, но ведь не все мы художники по призванию. А дети любят рисовать разных животных и они не понимают, что взрослые могут не уметь этого делать. Как правильно поступить в этом случае? Тут вам поможет данная инструкция. В ней поэтапно все описано. Для начала понадобятся лишь чистый лист, карандаш и ластик. Попробуйте, наверняка вы и ваш ребенок будете довольны результатом.

    Как нарисовать льва.

    Многие дети хотят быть сильными, смелыми, красивыми, пребывать в центре внимания. Эти качества часто присущи льву как царю зверей. Поэтому выбирая именно льва как объект для рисования с ребенком - вы никогда не прогадаете. Осталось обзавестись элементарными канцелярскими принадлежностями в виде карандаша, бумаги и ластика. Немного стараний - и у вас получится восхитительный лев, а точнее львенок для начала. Так что смело за вдохновением и приступайте к рисованию. А наши пошаговые картинки помогут справиться с этим заданием легко и без особых усилий.

    Как нарисовать страуса.

    Ваш ребенок сегодня уже перепробовал играть со всеми своими игрушками, но ничто его так и не развлекло. Что делать? Достаньте бумагу и карандашики и попробуйте нарисовать что-то необычное, вот хотя бы симпатичненького страуса. И не проблема, что вы совсем не умеете и не знаете, как правильно это делать, не волнуйтесь - у вас есть поэтапная инструкция, с которой вы без сложностей сделаете все легко и просто, а главное - все получится. И так, берем бумагу, карандаши, ластики и садимся за роботу. Лучше всего будет, если вы с ребенком будете рисовать отдельно, то есть каждый будет занят своим творением, ну и понятное дело - надо помогать друг другу, если что-то не получается. Вперед, смотрим на монитор и начинаем!

    Как нарисовать улитку.

    Простая и легкая пошаговая инструкция, как нарисовать улитку самостоятельно карандашом, поможет вам за считанные минуты постичь азы рисования и пополнить свою коллекцию или же побаловать своего ребенка новой зарисовкой.

    Как нарисовать сову.

    Чтобы научиться хорошо рисовать сову не нужно много времени и усилий. Наша простая поэтапная инструкция с картинками, как нарисовать сову поможет вам в этой затее. Вам нужно просто набраться терпения и взять в руки карандаш. Следуйте нашим шагам и вы постигните основы искусства рисования.

    Как нарисовать тигра.

    Хотите быстро и просто овладеть искусством рисования? Тогда наша пошаговая инструкция с картинками, как нарисовать тигренка именно для вас. Все. Что вам понадобится это чистый лист бумаги и карандаш.

    Как нарисовать рыбку.

    Как нарисовать динозавра.

    Бывает спрашиваешь ребенка - что тебе нарисовать? И мысленно уже выводишь карандашом смешных человечков, котика или собачку. А в ответ звучит неожиданное - хочу динозавра. Задача усложняется, но это только на первый взгляд. Если разобраться, то это те же четыре лапки, туловище, голова и хвост. Так что смело берите карандаш, бумагу, ластик и вперед удивлять себя и ребенка. А мы поможем сделать это занятие простым и увлекательным. В любом случае, всегда можно сказать, что у вас получился особый вид динозавра, которого еще никто не видел.

    Как нарисовать кота.

    Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда к ним подбегает их ребенок с листом бумаги и карандашом и умоляюще просит нарисовать зверька. А вы далеко не заканчивали художественных курсов, но разочаровать ребенка не можете. Предлагаем вам простую пошаговою инструкцию в картинках, как нарисовать котенка самостоятельно.