План конспект урока на тему портрет. План конспект по изо на тему "картина-портрет"

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект

урока изобразительного искусства во 2 класс б

Тема: Портрет.

Планируемыерезультаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к художественно -творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя ;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и

замыслом художественной работы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- расширять свои представления об искусстве;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

-анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о портрете, о маме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения

живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- выполнять работу со сверстниками;

- договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет.

- рисовать женский портрет, его характерные черты; владеть практическими умениями и

навыками.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, аккуратность

при выполнении работы; потребность учащихся в «общении» с произведениями

искусства, формировать способностьвоспринимать прекрасное;

Развивающая:развивать творческий потенциал учащегося средствами

художественной деятельности, развитие воображения и фантазии; совершенствовать

эмоционально- образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;

Образовательная:

Изобразительная: учить рисовать женский портрет по алгоритму;

Техническая: совершенствовать навыки рисования портрета методом

геометретизации с основой на вспомогательные линии карандашом,

совершенствовать навыки рисования кистью (№6 при закрашивании лица, причёски,

Композиционная: учить при рисовании располагать части лица симметрично в

соответствии с алгоритмом рисования портрета;

Цветовая: учить смешивать краски при подборе цвета в соответствии с цветом

лица человека.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация урока, репродукции картин;

альбом, простой карандаш, ластик.

План урока

1.Организационный момент (2 -3 мин)

2.Мотивация к учебной деятельности (1 -2 мин)

3.Постановка темы и целей урока.

4.Изучение нового материала. (15 мин)

5.Практическая работа. (20 мин)

6.Выставка детских работ. (2 -3 мин)

7.Итог. Рефлексия. (2 -3 мин)

Ход урока

I.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит музыка (В.А.Моцарт) Представьте, что вы в картинной галерее.Как вести себя надо

(не шуметь)

Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Какое литературное произведение мы недавно изучали о жанрах живописи? Кто помнит

Кто вспомнит и расскажет строки о пейзаже, о натюрморте, о портрете?

Мне бы хотелось проверить сможете ли вы точно определить жанры художествен ных

произведений.

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

1-ый ряд определяет номера картин натюрмортов. Дайте определение натюрморту

2 ой ряд определяет номера картин пейзажей. Дайте определение пейзажу

3-ый ряд определяет номера картин портретов. Дайте определение портрету

Отчитывается один человек - мы считаем .....

- Рассмотрите репродукции картин. Обратите внимание, что общего на всех картинах.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, внимательно послушайте загадки. - Итак,

первая загадка:

1) Кто вас, дети, больше любит,кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,не смыкая ночью глаз? (Мама)

2) Если, дети, вы ленивы,непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда?-«Всё она, родная». (Мама)

3) Кто пришёл ко мне с утра?Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?Чаю -в кружечку налить?

Кто косички мне заплёл?Целый дом один подмёл?

Кто цветов в садунарвал?Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?Кто на свете лучше всех? (Мама)

- Какая общая тема объединяет эти загадки? (мама)

- Итак, все загадки о маме.

3. Постановка цели и задач урока.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Совершенно верно. Тема нашего урока «Портрет мамы».

-Какая будет цель урока? (учиться рисовать портрет мамы, узнаем больше о том, какие

бывают портреты.)

4. Изучение нового материала.

Ребята, что такое портрет? (варианты детей)

изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только

передать внешнее сходство, но и характер, настроение человека.

-О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)

1. Костюм и окружающая обстановка могут дать представление о том времени, когда жил

человек (эпоха ).

2. Композиция, колорит, окружающая обстановка, внешний облик человека могут дать

представление о его положении в обществе.

3. Одежда, окружающая обстановка, характерные предметы и детали интерьера могут дать

представление о профессии человека.

4. Внешний облик человека дает представление о возрасте человека.

5. Колорит, поза, мимика, характерные предметы и детали интерьера могут дать

представление об увлечениях человека.

6. Композиция, колорит, поза, мимика, особенно выражение глаз, могут рассказать

о характере , о настроении человека.

-Какие части лица помогают создать настроение ?

НАСТРОЕНИЕ в портрете слайд

-Рассмотрите иллюстрации и скажите, какое настроение выражено у каждого человека,

нарисованного в портрете? (Радость, плач, удивление, злость, смех, страх)

Как известно у человека бывает разное настроение. Приведите примеры.

Игра ЭМОЦИИ . Повернитесь лицом друг к другу. Я называю вам эмоцию, а вы ее

показываете. Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

По жанру портреты бывают:

Индивидуальный портрет –портрет, включающий одного персонажа.

По формату:в полный рост, по бёдра, поясной, погрудный, портрет головы.

Групповой портрет –портрет, на котором изображено не менее трех персонажей,

находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.

Есть еще один вид портрета… Узнать о нем вам поможет ответ на загадку:

«Есть в комнате портрет, во всемна вас похожий.

Засмейтесь - и в ответ он засмеется тоже.

Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет...» (зеркало)

изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

необычно. При изображении сказочных персонажей художники не редко изображают

отдельные части лица, увеличено, условно, иногда комично.

Литературный портрет - описание словами внешнего вида героя, его костюма, манер

поведения, речи, жестов, его жилища, интерьера.

ВСПОМНИМ ,ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТКАКОГО ГЕРОЯ МЫ СОСТАВЛЯЛИ? Что это такое?

опишите героя?

- Как вы думаете, достаточно ли полученных сегодня знаний для того, чтобы приступить к

работе? (Нет) Что ещё нужно нам узнать?

-Хотели бы вы нарисовать портрет мамы?

-Посмотрите как это сделали другие дети. (показ детских рисунков)

кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на

правильный путь.

-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «мама»? - Так,

хорошо.… Еще что?

- Мама, мамочка.… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого

близкого, родного человека! Слово "мама" - особое слово. Оно рождается как бы вместе с

нами, сопровождая нас всю жизнь.

-Чему учит нас мама? Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас,

оберегает нас.

1. Поэтапное рисование портрета

-Ребята, сейчас я вам объясню приемы работы рисования портрета.

Изображение человека с разных точек зрения.

-В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.

-Как вы понимаете, что значит в анфас? В анфас значит лицом к смотрящему.

В профиль?В профиль значит вид лица сбоку.

Может быть ещё полупрофиль.

1 этап. Делаем эскиз

- Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции. Какую форму

имеет голова? (овальную).

1.Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине

пересекает его.

2 .Овал делим на четыре равные части горизонтальной линией. И сейчас каждую часть

линия рта. Лицо рисовать довольно сложно. Вспомогательные линии рисуем сильно не

нажимая на карандаш, чтобы потом их было легко стереть.

3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца - сами открываются.

Переходим к прорисовке глаз.

Намечаем линию глаз –горизонтально посередине. Делим её на 5 равных частей.

Расстояние между глазами –равно ширине одного глаза.

Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти

внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут нужно учесть важный

фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще

одного глаза. На рисунке это показано красной стрелкой. В середине глаза рисуем радужку

и зрачок.Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на

верхнем веке, там и на нижнем.

Он бывает самым разным: длинным, гордым, важным, маленьким, горбатым,

толстым, тонким, конопатым. Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

4. Прорисовываем части лица. Рисуем нос.

Намечаем линию носа –вертикально посередине. Рисуем ее плавной дугообразной линией.

Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет. То куда- то вдруг уйдет,

то внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится. (улыбка)

5.Прорисовываем рот.

Краевой педагогический фестиваль

«Инновационный поиск – 2013.Компетентностныйподход на уроках и во внеурочной деятельности».

Развернутый план-конспект урока

« К артина – портрет»

Учитель изобразительного искусства

МБОУ НОШ №12 «Гармония»

Ст. Каневской Каневского района

Серга Елена Серафимовна

2013 год

Тема урока «Картина – портрет». 3 класс.

Курс «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 год. Автор программы народный художник России, академик, член РАО и РАХ, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, ряда международных премий Б.М. Неменский.

Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.

Тип урока - учебный диалог.

Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Цели урока:

образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

воспитательные : формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;

развивающие : развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.

Планируемые результаты:

предметные

  1. сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,
  1. сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,
  1. сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

личностные

  1. сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
  1. сформировать осознание своей ответственности за общее дело,
  2. сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,
  3. сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,
  4. сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

коммуникативные

  1. сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,
  2. сформировать умение принимать участие в диалоге,
  3. сформировать умение принимать участие в работах группами,
  4. сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

познавательные

  1. сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,
  2. сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),
  3. сформировать умение аргументировать свою точку зрения,
  4. сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
  1. сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

регулятивные

сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы работы на уроке. Фронтальная . Работа в группах . Самостоятельная.

Ресурсы урока: интерактивная доска

  1. экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;
  1. дидактический раздаточный материал: опорные карточки;
  2. книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, пособие для учащихся «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А. Горяева, Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.
  3. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.
  4. Подведение итогов.

Развёрнутый план-конспект урока .

  1. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

  1. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Саша: - Это музеи.

Дети: - Это здание Эрмитажа...

Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве.

Дети: - Русского музея...

Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района!

Учитель: - У кого какие еще мнения?

Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.

(Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).

Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?

Дети: - Нет!

Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...

(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").

Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей!

Дети: - Разных людей.

Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол.

Дети: - Разный рост. Высокие и низкие.

Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена...

Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные.

Дети: - Настроение разное и профессия!

Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)

Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?

Дети: - Человек!

Витя: - Портрет!

Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет.

Учитель: - Молодцы!

(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).

3.Работа по теме урока.

Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

Портрет графини О. Орловой.

Портрет императора Николая II.

Портрет В. Мамонтовой.

Девочка с персиками.

Портрет М.Я. Симонович.

Девушка, освещенная солнцем.

Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.

Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!

Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?

Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!

У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет!

Учитель – Ребята, а что делает Мика сейчас?

Дети – Он сидит в кресле.

Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?

Дети – Да! Трудно!

Учитель – Почему вы так решили?

Дети - …

Учитель - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

Автопортрет. И.Е. Репин.

И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам!

Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.

Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…

Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.

(На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?

Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».

Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно!

Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.

Учитель - Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым 300, 400, 500 и более лет.

(На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (около 1485 г.))

«Дама с горностаем» - портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой

В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов - наших прославленных земляков - тружеников.

(На экране - портреты народной картинной галереи станицы Привольной. Учитель обращает внимание детей на портрет птичницы Александры Ильиничны Кононец кубанского художника Крысина Виктора Михайловича).

Учитель: - Рассмотрите картину - портрет. Что хотел рассказать художник о нашей землячке? Давайте вспомним, как художник выражает свое отношение к герою полотна? Какие детали особенно ярко передают настроение, характер изображенного человека?

(Дети обычно быстро называют внешние способы характеристики человека: костюм, позу, прическу, окружающие предметы. Обращаю внимание детей на такие детали, как руки, выражение глаз, уголки губ).

Учитель: - Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором. Давайте на

минутку представим, что Виктор Михайлович Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диало г.

(Вопросы дети задают самые разные, порой неожиданные).

Дети: - Виктор Михайлович, где Вы живете?

Дети: - У Вас есть внуки?

Дети: - Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы?

Дети: - А какие картины Вы ещё написали?

Дети: - За какой срок был написан портрет?

Дети: - Скажите, а самой героине портрет понравился?

Дети: - Виктор Михайлович, а почему птичницу Вы написали не за работой?

Учитель: - Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны ?

(Дети обычно правильно выделяют вопросы).

А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи.

(На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.

  1. Художник, живописец, портретист.
  2. Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
  3. Полотно, холст, картина, портрет.
  4. Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).

(Группы намечают построение текста.

Класс слушает «экскурсоводов»).

Учитель: - Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям?

Саша: - Я думаю, что птичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица.

Лиза: - Я соглашусь с Сашей. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз.

Аня: - У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо...

Учитель: Что вы можете сказать о позе птичницы?

Саша: - Твердо стоит она посреди птичьего двора.

Соня: - По-хозяйски!

Лена: - Уверенно стоит!

Света: - У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек.

Учитель: - Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона?

Света: - Я думаю художник, таким образом, рассказал о профессии своей героини. Показал ее рабочее место.

Таня: - Света, я с тобой не согласна. Моя бабушка называет наших 6 уточек "беспокойным хозяйством". У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник.

Учитель: - Ваши мнения?

Саша: - Я соглашусь с обеими девочками...

Учитель: - Хорошо!

Катя: - Птичница одета в выгоревшее платье, передник, косынка на голове укрывает от палящего солнца - приходится работать и в жару и в холод.

Лиза: - У неё натруженные сильные руки.

Аня: - Лиза, ты очень точно сказала, но дополню: руки работящие и щедрые. Думаю, они кормят не только птиц, но и выпекают вкуснейшие пироги, щедро одаряя ими родных и близких.

Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

4. Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся .

Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.

Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта

В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет».

(Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)

5 . При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.


Предлагаю вам конспект урока по изобразительному искусству для детей 5 класса по теме «Четыре разных портрета». Данный конспект представлен по сингапурской системе, в которой ученики должны работать в командах. Данная работа будет полезной учителям изобразительного искусства. Вашему вниманию предлагается , который научит детей показывать на листе бумаги портреты людей с разными эмоциональными состояниями.

Конспект урока по изобразительному искусству

На уроках по сингапурской системе работают в командах. Одна команда - 4 человека, но может быть и 5, все зависит от количества учеников в классе. Одна команда сидит на двух соединенных между собой партах. У каждой команды свой номер стола - 1, 2, 3, 4, 5. Эти номера должны стоять на столах. У каждой команды есть Менедж мет. Он лежит на середине стола каждой команды. При этом он должен правильно лежать на столе. У каждого ученика свой номер, смотря где он сидит (1, 2, 3, 4). В команде может быть 4-5 партнеров - партнеры по лицу, партнеры по плечу. Ученик под номером 1 - отличник, 2 - троечник, 3 - двоечник, 4 - ударник. В одной команде должны сидеть дети, которые хорошо общаются друг с другом, которые как одна команда.

Цели и задачи урока:

  • изучение пропорций и мимики лица;
  • развитие графических навыков и умений;
  • развитие умения найти координатные точки лица;
  • развитие творческого склада ума; фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование для учащихся:

  • рисунки лица,
  • альбомы,
  • простой карандаш

Для учителя:

  • доска,
  • мел,
  • интерактивная доска,
  • бумага,
  • графические материалы,
  • презентация.

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы с вами будем работать в командах. Для начала мы должны поприветствовать друг друга. Тема сегодняшнего урока «Четыре разных портрета» является продолжением прошлого урока «Портрет». И прежде чем перейти к новой теме, я проверю как вы освоили материал прошлого урока. Для этого мы воспользуемся Моделью Фрейер. Для изготовления модели Фрейер необходимо взять лист А4, согнуть его пополам, потом еще раз пополам, затем угол где листочки не расходятся загнуть в треугольник и лист развернуть. У нас посередине получится ромб и около него 4 столбца. В ромбе мы должны записать тему, которую мы должны разобрать.

В левом верхнем столбце - обязательные характеристики, в правом верхнем -необязательные характеристики, в левом нижнем - примеры, в правом нижнем - противоположные примеры. Модель Фрейер мы изготовим заранее. Партнер под номером 1 берет и раздает всем партнерам по одному листочку, которые заранее подготовлены на каждом столе. Тема, которую мы с вами разберем: «Рисование портрета». Мы с вами должны разобрать обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры для рисования портрета. Модель Фрейер переплетается с такой структурой как Континиус Раунд Робин.

Рассказываю об этой структуре. Сначала все пишем обязательные характеристики, т.е. то, что нужно обязательно для рисования портрета . Пишем кратко. В сингапурской системе все идет по времени. На каждое задание отводится определенное количество времени, в независимости от того успел ученик или нет. Ученики должны приучаться работать быстро, не отвлекаясь ни на что. Дается 30 сек. Далее отвечает ученик 1 - 10сек, уч. 2 - 10сек, 3 - 10 сек, 4 - 10сек по очереди в своей команде.

Далее необязательные характеристики. Дается 30 сек. Затем отвечает ученик под номером 1 - 10сек, 2 - 10сек, 3 - 10сек, 4 - 10сек. Таким же образом примеры и противоположные примеры. Далее я спрашиваю любого ученика, что он написал. При этом не надо называть фамилию и имя ученика, а нужно говорить так, например: «Отвечать будет ученик стола №1, партнер под номером 2. Остальные дополняют. Если что-то не дописали, дописываем. Затем все хлопаем друг другу.

Слово портрет произошло от латинского «извлечение сущности», т.е выявление внутреннего содержания. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Давайте все посмотрим друг на друга. Похожи ли мы друг на друга? Ответ учеников: конечно, нет. Как удивительно не похожи люди друг на друга. Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности. Портрет - образ определенного человека.

Смысл в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. И вот, когда мы рисуем портрет определенного человека, к какому результату мы должны прийти? Ответы учеников: чтобы был похож. Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит похож или не похож?

Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица - достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведения, манеру держать себя, темперамент. Еще глубже лежит внутреннее сходство, т.е. характер человека-властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Сейчас мы с вами будем работать в структуре Микс Пэа Шэа.

Вспомним ее. Ученики отвечают, используя Релли Робин или Таймд Пэа Шэа. В данном случае мы будем использовать Таймд Пэа Шэа, объясняю эту структуру. Все тихонько встают, задвигают стулья. Я включаю музыку. Музыку необходимо включать подвижную, веселую. Все смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Танцуем. Далее музыка останавливается. Образуем пары, которые дают пять друг другу. У кого нет пары, поднимите руку вверх, чтобы найти друг друга.

Поприветствуем друг друга (здравствуй тот-то). Я показываю картины художников. Вы должны ответить. Картина какого художника здесь представлена, как она называется и что можно сказать о характере персонажей? Сразу сначала отвечает 1 минуту один ученик, затем 1 минуту другой ученик. Начинает тот, у кого темнее волосы. Затем я кого-то из них спрашиваю. Остальные дополняют. И так 2 вопроса. Но прежде чем танцевать дальше, необходимо поблагодарить друг друга за ответы и попрощаться со своим партнером. , которые мы разберем: А.Венецианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками».

А.Венецианов «Захарка»

В.Серов «Девочка с персиками»

Садимся на свои места. По картинам художников мы увидели, что у людей бывает разное эмоциональное состояние. То или иное эмоциональное состояние нам помогают показывать мимические мышцы лица. Мышцы лица расположены главным образом в области лица.

Их можно разделить на 2 группы:

  • мимические мышцы - изменяют выражение лица
  • жевательные мышцы-передвигают нижнюю челюсть.

Мимические мышцы находятся вокруг глаз, рта, ноздрей. Чем эластичнее кожа, тем скорее складки кожи, возникающие при движении этих мышц, сглаживаются. К старости потеря эластичности кожи приводит к тому, что складки приобретают привычный характер и остаются на коже даже тогда, когда действие мышц прекращается. Так возникают морщины.

Сдвиг кожных покровов и изменения очертания рта, носа, глаз производят на лице мимические изменения, придают различные выражения, соответствующие различным эмоциям: боли, печали, веселья, гневу. Мимические мышцы подчиняются волевым импульсам, поэтому они могут и не выражать внутреннее состояние человека. Таким образом, мимические мышцы лица являются выразителями внутренней жизни человека. По необходимости они могут скрыть внутреннее состояние (шпион), и даже создавать видимость другого (актер, клоун). На доске представлена схема изменения, производимых действием отдельных мимических мышц. Разберем их.

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: «Портрет. Виды портрета»

Составила:

Учитель ИЗО,

Сурсякова Любовь Ивановна

Цель: п ознакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Задачи:

    познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета

    развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства

    формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;

Оборудование: презентация PowerPoint , рабочая тетрадь, принадлежности для рисования

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вводная беседа

1.Определение темы урока

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как... (портрет)

2.Формулировка целей и задач урока

3.Изучение нового материала

Портретный жанр возник раньше других - известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики (слайд 2).

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

«Я заканчиваю ваш портрет» - сказал Пикассо человеку, которого рисовал. - «А теперь постарайтесь быть похожим на него»

Пабло Пикассо (слайд 1)

Как вы понимаете это высказывание?

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3) -Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета , абсолютизма . Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства , но и возвеличивание заказчика , уподобление изображенной персоныбожеству ( в случае портретирования монарха ) или монарху ( в случае

портрет ирования аристократа ) (слайд 4).

http://www.art-spb.ru