Микеланджело картины. Самые известные работы микеланджело

Кто такой Микеланджело, знают, так или иначе, все. Сикстинская капелла, Давид, Пьета – вот, с чем прочно ассоциируется этот гений эпохи Возрождения. Меж тем, копни чуть глубже, и большинство вряд ли сможет внятно ответить, чем еще запомнился миру своенравный итальянец. Расширяем границы познаний.

Микеланджело зарабатывал подделками

Известно, что Микеланджело начинал со скульптурных фальсификаций, которые приносили ему немалые деньги. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру.

Микеланджело изучал умерших

Микеланджело известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе. Столь кропотливая работа обязывала безупречно знать анатомию, меж тем, в начале своей карьеры Микеланджело понятия не имел, о том, как стоится человеческое тело. Чтобы восполнить недостающие знания, Микеланджело много времени проводил в монастырском морге, где осматривал мертвых людей, пытаясь понять все тонкости человеческого тела.

Эскиз для Сикстинской капеллы (16 век).

Зенобия (1533)

Микеланджело ненавидел живопись

Говорят, Микеланджело искренне не любил живопись, которая, по его мнению, значительно уступала скульптуре. Тратой времени он называл написание пейзажей и натюрмортов, считая их «бесполезными картинками для дам».

Учитель Микеланджело сломал ему нос из зависти

Подростком Микеланджело отправили обучаться в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи. Юный талант проявлял большое усердие и прилежность в учебе и быстро достиг не только успехов на школьном поприще, но и завоевал покровительство Медичи. Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей. Так, согласно сочинению Джорджо Вазари, итальянский скульптор эпохи Возрождения и один из преподавателей Микеланджело, Пьетро Торриджано, из зависти к таланту своего ученика сломал ему нос.

Микеланджело тяжело болел

Письмо Микеланджело своему отцу (июнь, 1508).

Последние 15 лет своей жизни Микеланджело страдал от остеоартрита, заболевания, приводящего к деформации суставов и болям в конечностях. Полностью не потерять трудоспособность ему помогала работа. Считается, что первые симптомы появились во время работы над Флорентиийской Пьетой.

Также многие исследователи творчества и жизни великого скульптора утверждают, что Микеланджело страдал депрессией и головокружениями, которые могли появится в следствии работы с красителями и растворителями, которые вызвали отравление организма и все дальнейшие сопутствующие симптомы.

Тайные автопортреты Микеланджело

Микеланджело редко подписывал свои работы и так и не оставил после себя формального автопортрета. Однако свое лицо он все-таки успел запечатлеть на некоторых картинках и скульптурах. Наиболее известным из этих тайных автопортретов является часть фрески «Страшный суд», которую вы можете разыскать в Сикстинской капелле. Там изображен Святой Варфоломей, который держит содранный кусок кожи, представляющий собой лицо никого иного, как Микеланджело.

Портрет Микеланджело руки итальянского художника Jacopino del Conte (1535)

Рисунок из итальянской книги по искусству (1895).

Микеланджело был поэтом

Мы знаем Микеланджело как скульптора и художника, а он был еще и опытным поэтом. В его портфолио можно найти сотни мадригалов и сонетов, которые, не были опубликованы при жизни. Однако, несмотря на то, что современники не смогли оценить по достоинству поэтический талант Микеланджело, спустя много лет его творчество нашло своего слушателя, так в Риме 16 века поэзия скульптора была крайне популярна, особенно среди певцов, которые перекладывали стихи о душевных ранах и физических недостатках на музыку.

Главные работы Микеланджело

В мире немного произведений искусства, которые могли бы вызывать столько восхищения, как эти работы великого итальянского мастера. Предлагаем посмотреть на несколько самых знаменитых работ Микеланджело и проникнуться их величием.

Битва кентавров, 1492

Пьета, 1499

Давид, 1501-1504

Давид, 1501-1504

Возможно один из самых влиятельных мастеров эпохи Возрождения и барокко. Человек, который прожил весь период от Высокого Возрождения до Контрреформации. Первый репрезентант западного творчества чья история жизни была написана пока он был жив.

Детские годы

Будущий гений был рожден на территории Тосканы в небольшом поселке Капрезе в семье разорившегося аристократа. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. Но отец мальчика, не обладая талантом в ведении финансовых дел очень скоро накопил много задолженностей и вынужден был закрыть бизнес. О родной матери художника известно очень мало так как она умерла, когда мальчику исполнилось всего шесть лет, от истощения. Не имея возможности воспитывать многочисленное потомство Людовико Буонарроти вынужден был отдать сына кормилице. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. Проявляя способности к скульптуре навык лепки Микеланджело освоил быстрее чем письмо или чтение. Вскоре его отец женился повторно, и было принято решение отдать мальчика в школу Франческо Галатеа да Урбино. Обучение шло очень медленно и большую часть своего времени юный художник проводил за срисовыванием икон и фресок.

Понимая, что обучения мальчика результатов не принесет его отец отдал Микеланджело в мастерскую к Доменико Гирландайо. Здесь он ознакомился с основными материалами и техниками исполнения. Его скульптурное виденье окружающей среды четко можно увидеть в его карандашных работах. Через год талант был замечен Лоренцо де Медичи, и он взял юного гения под свою опеку.

Успехи в творчестве

Пребывая при дворе Медичи, скульптор знакомится с известными мыслителями и художниками того времени. Создавая статуи по многочисленным прошениям, он остается придворным скульптором до кончины Медичи. В 1494 году он переезжает в Болонье и занимается разработкой фигур для Арки святого Доминика. Через год его статую «Спящий купидон» купил кардинал Рафаэль Риарио и предлагает архитектору переехать в Рим. За период пребывания в культурной столице Микеланджело создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. Чистота красок, гладкость кожи, четкие изгибы складок все это словно выдавливает картину на поверхность делая ее объёмной.

Вернувшись в Рим следуя приказу папы Юлия II в 1505 году, архитектор начинает работу над усыпальницей. Процесс создания был многообразным и деликатным и требовал соответствующей заказу материи, Буонарроти понадобилось восемь месяцев что бы найти идеально подходящий мрамор. Делая недолгие перерывы в создании усыпальницы, Микеланджело приехал с визитом во Флоренцию. Будучи в ссоре с папой Юлием II, он принимает решение примирится в ним и сразу же принимает от него заказ. Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена.

По настоянию Юлия II он отправляется в Рим для создания фресок на потолке Сикстинской капеллы. Мастер немногим больше четырех лет трудился над созданием фрески которая включала в себя большую часть истории из библии. Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. Пластика и грациозность устрашали зрителя, а сюжеты, которые использовал мастер были поистине устрашающими. Спустя двадцать пять лет он вернется что бы расписать стену этой же капеллы, фреской которая полна драматизма, величия и грандиозности. «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа, именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения.

Архитектурные ценности

Начало 1513 года предзнаменовало смерть Юлия II и восхождения на папский престол, Джованни Медичи, который становится папой Львом Х. Это событие стало толчком для возобновления работ над усыпальницей почившего папы. Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». В 1516 году Медичи вызвал архитектора снова во Флоренцию где тот должен был спроектировать фасад для собора Сан-Лоренцо. Вариант предложенный скульптором был отклонен, но его привлекли к оформлению других частей церкви. Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи. Подбор мрамора для этого заказа отнял у скульптора около года, и в будущем поездки в Каррару за материалом происходили довольно часто. Отвлекаясь от создания усыпальницы для папы Юлия II, Микеланджело пришлось в третий раз подписать контракт на ее создание.

Ближе к началу 1530 года он создает знаменитую Библиотеку Лауренцина которая строилась исключительно для хранения единственных в своем роде и античных книг и манускриптов семьи Медичи. Самый значимый для Буонарроти проект был заказан в 1546 году для папы Павла III. Плаццо Фарнезе было усовершенствовано архитектором, он завершил внутренний фасад и выступ здания. Так же им был создан фасад Капитолийского холма, который был выполнен в прекрасной, но не свойственной манере для Рима.

Последние годы

Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. Скульптор изменил всеобщее представление о создании фигур и представил монументальные формы в гибком и невесомом виде. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде. Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Большое доверие, которое показал папа и его окружение подтолкнуло скульптора к написанию в указе на исполнение заказа, пункта об абсолютно бесплатной работе над проектом.

18 февраля 1564 года скульптор ушел из жизни, его последними словами стало завещание. Кратко, но довольно ясно он объяснил свою последнюю волю: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». С начало прах Микеланджело намеревались захоронить в Риме, но позже он был секретно переправлен во Флоренцию и захоронен в стенах церкви Санта-Кроче.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 13.12.2016 14:46 Просмотров: 2695

По характеру своего дарования Микеланджело ощущал себя прежде всего скульптором.

Известно более 50 скульптурных произведений Микеланджело, но некоторые из них утрачены, авторство некоторых под вопросом, а одну из них («Флорентийская пьета») разбил сам автор, но его ученик Тиберио Кальканьи восстановил её по предварительной модели.

Микеланджело «Флорентийская пьета» (около 1555). Мрамор, 226 см. Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Микеланджело «Битва кентавров», или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)

Мраморный барельеф со сценой кентавромахии относится к первым известным независимым произведениям Микеланджело (наряду с «Мадонной у лестницы»), в котором он проявил себя в качестве скульптора. Вазари писал, что, глядя на эту работу, невозможно поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера.

Микеланджело «Битва кентавров». Дом Буонарроти во Флоренции

Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия . А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Предположительно, сцена изображает бой кентавров с лапифами (полумифическое-полуисторическое племя). Это был последний бой, происходивший на свадьбе, поэтому в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу).
Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу.
Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей.

Фрагмент барельефа «Умирающий воин»

Этот барельеф вырезан на куске каррарского мрамора.

Микеланджело «Пьета» (1499)

Пьета́ (от итал. pietà – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией.
Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. Копии «Пьеты» находятся во многих католических храмах по всему миру.

Микеланджело «Пьета». Мрамор. Высота 174 см. Собор святого Петра (Ватикан)

«Пьета» Микеланджело – скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна изображена совсем юной, скорбящей об утрате Сына.
Искусствоведы считают композицию «Пьеты» безупречной. Фигуры являют собой единое целое, но скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)

Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Второй вариант включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе гробницы. Микеланджело успел закончить 2 из них, и начать 4, но работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.
Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».

Микеланджело «Умирающий раб». Мрамор. Высота 2, 28 м. Лувр (Париж)

В «Восставшем рабе» видели олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» – живописи, так как у ног фигуры видно незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae (крылатое латинское выражение «искусство – обезьяна природы».

Микеланджело «Моисей» (1515)

Мрамор. Высота 235 см. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим)

Моисей – ветхозаветный пророк. Скульптура Моисея занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Гробница папы Юлия II

По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера.
«Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика.
Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с ро́жками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». С иврита слово можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, всю фразу можно перевести как «потому что излучала [лучи] кожа его лица».
Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.

Микеланджело. Тондо Таддеи (около 1504)

Мрамор, 109х109 см. Королевская академия художеств (Лондон)

Круглый мраморный барельеф изображает сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем. Иисус вытянулся на коленях матери и оглядывается через правое плечо на Иоанна, который протягивает ему птичку. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). В данной скульптуре фигурка Иисуса наиболее проработана, а фигуры Марии и Иоанна Крестителя едва проступают на фоне.

Микеланджело. Цикл статуй-аллегорий (1524-1534)

Эти статуи входят в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».

Микеланджело «Утро» (1526-1531). Мрамор. Высота 155 см. Капелла Медичи (Флоренция)

Скульптура изображает ещё не проснувшуюся женщину. Она полулежит на саркофаге, опираясь на правую руку. Глаза её полузакрыты, рот приоткрыт. Повернутая к зрителю голова склонена на правое плечо. Под грудью у неё завязана лента, которая является символом рабства.

Микеланджело «День» (1520-1534). Мрамор. Высота 160 см. Капелла Медичи (Флоренция)

Скульптура изображает мощную мужскую фигуру, познавшую все радости и горести жизни.

Микеланджело «Вечер» (1524-1534). Мрамор. Высота 155 см. Капелла Медичи (Флоренция)

«Вечер» олицетворяет пожилой мужчина атлетического телосложения. Его лицо едва намечено, как и у «Дня». Он засыпает, его левая рука уже едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, небрежно заброшенная, через несколько мгновений выпрямится... «Голова не завершена, но гнетущая атмосфера пожилого возраста и ностальгии переданы безошибочно» (Айнем).

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве - итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.

Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело - мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 - 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета - единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре .

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле - Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра - заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу - на самом деле сам художник. Таким образом - Распятие Святого Петра в Ватикане - это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана .

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удаюсь ярко выразить движение и страстность юного существа.

Две работы — статуя «Вакх» и группа «Пьета» — созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. В первой он смог поразительно тонко передать состояние легкого опьянения, неустойчивого равновесия. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Обе фигуры слиты в единое целое. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Отходя от традиции. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.

Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя «Давид», которую он рискнул изваять из валявшейся без употребления и уже испорченной глыбы мрамора. Скульптура очень высока — 5,5 м. Однако эта особенность остается практически незаметной. Идеальные пропорции, совершенная пластика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу.

К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. созданные для гробницы папы Юлия II — «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Над этой гробницей ваятель трудился с перерывом около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Однако то. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. По мнению специалистов, в этих произведениях Микеланджело удалось достичь высшего совершенства, идеального единства и соответствия внутреннего смысла и внешней формы.

Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры — «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Именно такие чувства испытывал сам Микеланджело, поскольку его Флоренция была захвачена испанцами. Что касается фигур самих герцогов, то при их изображении Микеланджело не стремился к портретному сходству. Он представил их как обобщенные образы двух типов людей: мужественный и энергичный Джулиано и меланхоличный и задумчивый Лоренцо.

Из последних скульптурных работ Микеланджело заслуживает внимания группа «Положение во гроб», которую художник предназначал для своей гробницы. Ее судьба оказалось трагичной: Микеланджело разбил ее. Однако она была восстановлена одним из его учеников.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Он принимался за них дважды. Сначала по заказу папы Юлия II расписал плафон Сикстинской капеллы, затратив на это четыре года (1508-1512) и проделав фантастически трудную и огромную работу. Ему пришлось покрыть фресками более 600 квадратных метров. На огромных поверхностях плафона Микеланджело изобразил ветхозаветные сюжеты — от Сотворения мира до Потопа, а также сцены из повседневной жизни — мать, играющая с детьми, погруженный в глубокое раздумье старик, читающий юноша и т.д.

Во второй раз (1535-1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стене Сикстинской капеллы. В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку. Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Все изображенное на полотне приведено в круговое движение, которое начинается внизу.

елевой стороны, где изображены восстающие из могил мертвецы. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними — праведники. Самую верхнюю часть фрески занимают ангелы. В нижней части правой стороны находится ладья с Хароном, который гонит грешников в ад. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще.

В последние годы жизни Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.