Матренин двор – анализ произведения. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор Что отличало матрену от односельчан

Разделы: Литература

Цели урока:

  • на примере сопоставительного анализа показать судьбы главных героинь, ответить на проблемные вопросы произведений, поставленные авторами;
  • в процессе сопоставления и противопоставления произведений понять значение вечных ценностей (праведность, простота, человечность, смирение);
  • определить нравственные приоритеты и духовные ценности человека;
  • воспитание у учащихся вечных истин, составляющих ценность жизни

Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Н.А. Некрасов

Учитель: судьба русской женщины волновала и волнует писателей. Как сохранить доброту, не озлобиться, если мир так жесток и несправедлив, если некому защитить и приходится выживать, надеясь только на себя? Примером того, какие дороги выбирают простые женщины-крестьянки, которых тысячи в нашей стране, служат произведения “Матренин двор” и “Пелагея”.

Кто такая Матрена?

Учащийся:

Матрена Васильевна, героиня рассказа А. Солженицына “Матренин двор” – простая, одинокая старая женщина. Жизнь её была тяжелой, много забот и печалей выпало ей на долю: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Матрена ничего не жалела для своих родственников, соседей и даже для чужих людей. Если в колхозе нужно вывезти навоз, если нужно помочь соседям в пахоте или уборке урожая, все шли к ней, зная, что она не откажет. И Матрена не отказывала, бескорыстно помогала и не брала за работу платы.

Учитель: - Pасскажите о Пелагее

Учащийся:

Пелагея Аносова, героиня повести Ф. Абрамова “Пелагея”, – пекарша, от зари до зари работающая на своей пекарне. Кроме того, она должна и по дому управиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем больным успеть поухаживать. Вся жизнь – это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Даже отдохнуть она не может себе позволить: вся работа держится на ней. Жизнь Пелагеи не менее тяжела.

Учитель: - для женщины очень важно иметь дом, семью, в которой царили бы любовь, уважение друг к другу, забота, важно, чтоб росли дети. В чем трагизм жизни и женской судьбы Матрены?

Ученик:

В юности судьба круто обошлась с Матреной. Одна-единственная любовь была у неё к Фаддею. “В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть. Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили её...Без малого не вышла..” - рассказывает она свою историю Игнатьичу. Но Фаддей ушел на войну и пропал без вести на три года. Сватовство младшего брата Фаддея, Ефима, определило её дальнейшую судьбу. Она решила войти в их дом и не из корыстных побуждений: “Мать у них умерла... Рук у них не хватало”. Внезапно вернувшийся из венгерского плена Фаддей хотел было “порубать” обоих: “Если б не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!”.

Жизнь Фаддея складывается нелепо: вот, кажется, и женился (взял в жены тоже Матрену из Липовки), отстроил себе дом. Вроде и жалеть ему не о чем: родила ему та Матрена шестерых детей. Но зверствуетФаддей, бьет свою жену. Не было счастья и у Ефима с Матреной: у них дети не выживали.

После того как Ефим не вернулся с войны, выпросила Матрена у той, забитой Матрены, жены Фаддея, младшую их девочку, Киру, и воспитывала её десять лет как родную.

Учитель:

Ученик :

Пелагея еще в молодости отличалась сильным и решительным характером. Муж, Павел, сразу ей подчинился, был слаб характером. Провожая мужа на войну, Пелагея сказала: “На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. Как сказала, так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба. Но особого уважения к мужу Пелагея не испытывала. Каким на самом деле был её Павел, она поняла только тогда, когда его хоронила: “Безотказно, как лошадь, как машина, работал Павел в колхозе. И заболел тоже на колхозной работе. С молотилки домой на санях привезли. А кто ценил его работу при жизни?”. Она понимает, что и сама не ценила его работу, потому что за неё не платили. И только на похоронах односельчане по-доброму отзываются о Павле, но он уже ничего не может слышать. Дочь Алька, в которой души не чаяла Пелагея, сбежала с офицером в город. Выросла она неблагодарной и легкомысленной.

В произведениях художественной литературы неоднократно подчеркивалось, что труд – это основа жизни. В отношении к труду ярко проявляется характер человека. Каково отношение Матрены к труду?

Ученик :

Ни одна пахота не обходилась без Матрены, вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Никому не могла отказать в совершенно бескорыстной помощи, будь то близкий человек или совсем чужой. Часто оставляя свои неотложные дела, несмотря на то что плохо себя чувствует, шла помогать соседям или колхозу. Она искренне радуется чужому хорошему урожаю, тогда как у нее на песке никогда ничего не родится: “Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!”. В пять пудов мешки поднимала Матрена. Работа освобождает её от злости, не дает копиться в душе ничему дурному.

Учитель :

Расскажите о труде Пелагеи.

Ученик :

Поначалу Пелагея работала на скотном дворе: грязь страшная, до колена. В отличие от Матрены, Пелагея идет на сделку с совестью: “Не для услады, не для потехи переспала она с чужим мужиком”. От нужды, от тяжести решилась на это и получила-таки место в пекарне. Работала она на совесть, в полную силу. И сила эта была от работы, от отношения Пелагеи к ней. В пекарне у Пелагеи чистота. Как старалась она, чтобы хлеб был “духовитее” – воду брала на пробу из разных колодцев, дрова выбирала смоляные, чтоб без сажи! Муку требовала первый сорт, а свежеиспеченную буханку смазывала постным маслом на сахаре, тогда буханку любо в руки взять: “Смеется да ластится. Сама в рот просится”. Она растапливает печь, поднимает тридцать ведер воды, наливает сто буханок черного и семьдесят белого. Поэтому так тяжело Пелагее видеть новую неопрятную пекарихуУльянку, от одного вида едва не стошнило: “Потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она век в бане не бывала”. Невыносимо смотреть на нечищеный самовар и рукомойник, на небеленую печь, потому что привыкла Пелагея работать на совесть.

Учитель :

Обе героини много трудились в своей жизни. Есть в русском языке выражение – нажить непосильным трудом. Что “нажили” Матрена и Пелагея?

Ученик :

Проработав всю жизнь в колхозе не за деньги, а за “палочки”, Матрена не получила пенсии, не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы – вот то, что она имела. К одежде Матрена вовсе равнодушна: “ Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.

Ученик :

Пелагея треть своей жизни голодала. В 1933 году у неё “померли отец и брат с голодухи”. В войну было не лучше. А после войны на её глазах зачах её сын, первенец, потому что “начисто пересохли груди” у Пелагеи. С той поры поняла Пелагея цену “тряпки” - это товар, на который можно было обменять кусок хлеба. И начала она загребать мануфактуру обеими руками, потому что знала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь. Сытные дни про запас для дочери, для мужа, для себя.

Учитель :

Государство обязано заботиться о своих гражданах, о людях, которые честно отработали на него, отдали здоровье, силы. Как отражена роль государства в том и другом произведении?

Ученик :

С горечью следует ответить, что государство будто забыло труженицу Матрену: она не получает от него никакой помощи. Чтобы как-то прожить, ей приходится вместе с другими женщинами ходить на станцию воровать торф.

Ученик :

Пелагея не надеется ни на кого, кроме себя. Всю свою жизнь она пыталась копить: вроде и живет не хуже других. Однако Абрамову удалось показать, как духовно нищает деревня. Пелагея тоже вынуждена воровать. Она носит ведра с помоями из пекарни для поросенка: по-другому, не выкручиваясь, не заводя знакомства, не воруя, не приспосабливаясь, даже таким каторжным трудом не обеспечить себе сносную жизнь. Перед смертью она спрашивает себя: чего достигла, чего добилась, чего так мучилась? И не находит ответов на все эти вопросы. Крепкая, трудолюбивая женщина теряется в мире, где нет ничего привычного для неё: нет мужа, нет дочери, нет работы, а значит, нет счастья.

Каково отношение односельчан к Матрене?

Ученик :

Все отзывы о Матрене со стороны односельчан неодобрительные: “..и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Золовка рассказала автору, что и муж, Ефим, её не любил, потому что одеваться она не умеет “культурно”, что завел он себе в городе “сударку”, когда ездил на заработки”

Кто сумел оценить нравственную чистоту и красоту главной героини, “непонятой и брошенной даже мужем своим, схоронившей шестерых детей, ...чужой сестрам, золовкам, смешной, по-глупому работающей на других бесплатно?”

Ученик :

А. Солженицын, автор(он же герой рассказа, так как от лица автора ведется повествование), считает Матрену праведницей, без которой “..не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Это женщина с безмерно доброй душой. Такие, как она, не дают деревне умереть духовно. Она не ропщет на судьбу, не завидует, никого не осуждает, не держит в сердце злобы. Автору, не беспокоясь об этом специально, она вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.

Каково отношение односельчан к Пелагее?

Ученик :

Пелагею, в отличие от Матрены, вряд ли можно назвать праведницей. Всю жизнь она тянулась к “хорошим людям”, заводила нужные знакомства. Есть в ней такие качества, как зависть, злость, жестокость и честолюбие. Пелагея не пошла поздравлять золовку с днем ангела, так как та не относится к кругу избранных, зато пошла, несмотря на усталость в гости к Петру Ивановичу, где много нужных людей. В годы работы на пекарне она привыкла быть на виду, так как отношение к хлебу и к пекарихе было уважительным. Многие даже завидовали ей: “Шикарно. Шикарно живешь!”. Действительно, на дом было любо- дорого взглянуть: новая шиферная крыша, крылечко стеклом заделано. Баня, погреб, колодец и огород – все под рукой. Многие её осуждали: “Кулачиха! Дом родительский разорила!”.

Учитель зачитывает отрывки из повести “Алька”:

Абрамов написал продолжение повести “Пелагея”, называется произведение “Алька”. Речь идет о единственной дочери Пелагеи, Альке, которая сбежала с военным в город, дочери, которая не приехала ни на похороны отца, ни на похороны матери. Но она возвращается в деревню и с удивлением слышит слова Христофоровны: “У меня две девушки из города жили – больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали”. Паладьина межа – межа родной матери. Как редко бывает, когда тропу называют именем родной матери! Паладья – это деревенское, домашнее имя Пелагеи. Так звал её покойный отец. Значит, сохранили жители деревни добрую память о Пелагее. Значит, не зря она жила, значит, оценили её труд, помнят!

Учитель :

Мы проследили судьбы двух русских женщин – Матрены и Пелагеи. Узнали, что общего между ними и в чем разница? Невольно вспоминается судьба ещё одной Матрёны, Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Это представительницы разных эпох. По вашему мнению, изменилась ли судьба русской женщины? Подготовьте к следующему уроку письменный ответ на вопрос.

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Здесь искали:

  • характер матрены
  • черты характера матрены
  • черты характера матрены матренин двор

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

>Характеристики героев Матрёнин двор

Матрена

Григорьева Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Вскоре у нее появился постоялец – новый учитель математики в селе, Игнатич . После чего ей выделили пенсию в восемьдесят рублей, да и школа стала платить по сто рублей за квартиранта, а также дала машину торфа на зиму.

Соседки стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись, объявились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена по натуре была очень добрым, работящим и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и разные недуги, она шла на помощь соседям, колхозу, оставив свои насущные дела. В молодости она любила Фаддея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив не весточки от него, Матрена была выдана замуж за брата Фаддея – Ефима. А через несколько месяцев воротился и сам Фаддей, хотел молодых зарубить топором, но одумался, все-таки брат родной. Он тоже любил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена нарожала ему шестерых детей, а у Матрены Васильевны ни один ребенок не выжил. В селе говорили, что «порча» на ней. В итоге она удочерила и воспитала младшую дочь Фаддея и «второй» Матрены – Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехала в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей в приданое часть своей избы. Но Фаддей не стал дожидаться, пока Матрена умрет и стал требовать обещанный сруб горницы. Оказалось, что молодым выдали земельный участок под дом и сруб как раз не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать избу и перетаскивать через железную дорогу. Матрена и в этом им помогала. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она умерла на рельсах под колесами поезда, перенося свою же избу. Такая нелепая и трагичная смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах только и думали, как разделить имущество несчастной. А рассказчик Игнатич искреннее восхищался ею и считал, что именно на таких как она держатся села, города и вся наша земля.

Есть она тот самый праведник,

без которого... не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

А. Солженицын. Матренин двор

В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских клас-сиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, турге-невская Лукерья).

Главная героиня рассказа — простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было «не положено» (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапож-ники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: «Зимой салазки на себе, летом вязан-ки на себе...»

Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васи-льевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по- прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жа-лея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже бла-годарности.

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным правед-ником, на котором держался поселок, была Матрена Васи-льевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. «Не понятая и брошенная даже мужем своим», «смешная, по-глупому ра-ботающая на других бесплатно», Матрена никогда не бу-дет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнс-кую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспо-коясь о том специально, вернула веру в человеческое бла-городство, добро, чистоту.

Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском