Литературный вечер на тему "Звезда, в которую он верил" (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова)

Цели урока: знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: выставка книг драматургов, портрет А. Вампилова.

Ход урока

I. Знакомство с текстом.

Кустарь - ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.

Благообразный - приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.

Интеллигентность - от «интеллигентный» - принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» - в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х - начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу. «Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.

II. Ученики читают сцену по ролям.

III. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

В чем особенность построения драматических произведений?

Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог .)

Что проявляется в диалогах?

(Борьба, напряженное взаимодействие героев - конфликт.)

Конфликт 1 - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Определение конфликта записывается в словарик.

К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?

Над чем смеется здесь зритель?

Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

IV. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А. С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Что хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок?

При необходимости использовать более подробный анализ.

Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь - 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком - в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

V. Творческие задания.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Домашнее задание.

1. Прочитайте сцену из киноповести А. Володина «Старшая сестра». (Пособие «Читаем, думаем, спорим...» С. 205.) Напишите краткую рецензию на этот отрывок.

2. Подготовьте выразительное чтение «Сцены из нерыцарских времен» по ролям.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Александр Вампилов
Свидание
Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты – все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.


СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции…

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги… Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная…

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки – по три раза в сутки… И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки – тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо… Среднее арифметическое между десятью и тридцатью – двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди… Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!


Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.


ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель…

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права… Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте… то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю… Поймите, меня ждут…

СТУДЕНТ. Очень рад за вас… (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились…

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы… (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо… Я прошу вас, вы понимаете, прошу… Я даже признаюсь вам… мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье…

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места – и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: «Уступите мне свое счастье!» С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите – вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах…

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы – хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы… Вы самый наглый хам…

СТУДЕНТ (бледнея). Вы… Вы – Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы… Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!… Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней…

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дышать в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил… Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание…

САПОЖНИК. Хе-хе… Феодал рвет струны…

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.


Сидорова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ№31
Номинация Конкурса: Лучшая методическая разработка
1.03.2017г.Сценарий внеклассного мероприятия в 9-11 классах.
Литературный квест. «Театр А. Вампилова «Будут слова его людям светить…»»
Цели мероприятия:
активизация интереса к личности и творчеству А.В. Вампилова, писателя, драматурга;
развитие драматургических и творческих способностей учащихся;
эстетическое воспитание учащихся.
Задачи мероприятия:
1. пробудить желание прочитать произведения А.В. Вампилова;
2. показать, что литература очень тесно связана с жизнью, заставляет задуматься о человеческих отношениях;
3. развивать речь и память;
4. воспитывать любовь к слову и творчеству драматурга.
Оборудование: портрет А.В. Вампилова, выставка книг драматурга, мультимедиа проектор, эмблемы команд, театральные афиши, карточки-задания, (пазлы, на которых написаны слова фразы В.Распутина (2 одинаковых набора.)
Данное мероприятие предназначено для старшеклассников, изучающих драматургию Вампилова или для факультативных занятий по Литературе Сибири. Можно провести как итоговое занятие. Литературный квест предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 6-10 человек.
Ход мероприятия
Он был талантлив вдвойне –
и как человек, и как писатель.
В.Распутин
Слово учителя: В 2017 году в литературе знаменательная дата - 80лет со дня рождения Александра Вампилова. Великий писатель и драматург оставил чудесное литературное наследство.
Его произведения удивительно богаты и многогранны по своему душевному выражению, искренности чувств и живописности образов.
Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.
Команды выходят для приветствия. Организованно показывают эмблемы и произносят девизы.
Представление главных контролёров квеста.
1 Станция «Биография А. Вампилова»
Музыка. П. И. Чайковский «Август».
Ведущий. Все мы родом из детства. И эта истина вдвое верна по отношению к Александру Вампилову.
В 1-ом конкурсе предлагаются вопросы о жизни и творчестве драматурга. Отвечает тот, кто первым поднял руку или сигнальный флажок, та команда и получает пазл за правильный ответ.
1. Назовите годы жизни А.Вампилова? (1937-1972)
2.Почему Вампилову было дано имя Александр? (Мальчика назвали Александром в честь А.С.Пушкина).
3.Назовите фамилию, имя, отчество матери А.Вампилова. (Анастасия Прокопьевна Копылова).
4. Сколько детей было в семье Вампиловых? (4: старший, Миша, близнецы, Галя и Володя, Саша)
5. Где прошло детство и школьные годы А.Вампилова? (с. Кутулик)
6. На каких музыкальных инструментах играл Саша? (На мандолине, домре, гитаре)
7. Какой спортивной игрой увлекался в детстве А.Вампилов? (Футбол)
8. Почему А.Вампилов не смог поступить в ИГУ в 1954г? (Не сдал экзамен по немецкому языку)
9. В каком году Вампилов все же поступил в ИГУ на историко-филологический факультет? (1955г.)
10. Кто являлся руководителем студенческого литобъединения в 50-ег, в котором участвовал и Вампилов? (В.П.Трушкин)
11. В 1958г в печати появилось десять рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом. Каким? (А.Санин, студент госуниверситета)
12. Как называлась первая книга А.Вампилова, появившаяся в 1961г в Иркутске? («Стечение обстоятельств»)
13. В каком году состоялся дебют А.Вампилова-драматурга? (В 1964г пьеса «Дом окнами в поле»)
14. Где и когда состоялась первая постановка пьесы «Прощание в июне»? (В 1966г в драматическом театре г. Клайпеды)
Команда, набравшая большее количество правильных ответов получает пазл.
2. Станция «Творчество драматурга»
Ведущая. Драматургия Вампилова обозначила собою явление, именуемое «Театром Вампилова», о котором В. Распутин сказал: «Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и, которая, долго продолжается после спектакля – в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта…»
Задание. 1.По авторским ремаркам участники должны узнать пьесу, написать ее название на листках и передать жюри.
«... большая опрятная комната - печь, стол, скамья. На столе букет из июньских цветов, термос, на стене ковер с изображением оленей, на другой стене висит большой холст, здесь же несколько цветных фотографий из журнала «Огонёк». («Дом окнами в поле»)
«Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно... На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок.
На переднем плане тахта...У изголовья столик с телефоном...» («Утиная охота»)
«Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше-сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска... Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев». («Прошлым летом в Чулимске»)
2. В этом конкурсе участникам предлагается соотнести потерянные предметы (можно их нарисовать) и пьесы, в которых они встречаются.

Нож, патронтаж, несколько деревянных птиц «Старший сын»
Серебряная табакерка, венок «Утиная охота»
Ружьё, сорока, кларнет, гитара «Дом окнами в поле»
Клумба с пионами, гладиолусами, галантусом. Ключ от дверей. «Прощание в июне»

3 Станция «Афиша».
Ведущий. Давайте представим, что мы находимся в театре, учащиеся 9 класса – актеры, а вы зрители. Они приготовили презентацию (просмотр презентаци). И, конечно, есть произведение, которое будет ставиться на сцене нашего театра.
Какое это произведение, чье, мы узнаем из афиши.
Чтение афиши (презентация спектакля)
Слайд 1. Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)
Слайд 2. «В воспоминаниях»
Слайд 3. В кругу товарищей – друзей.
Слайд 4. Афиша
Театр юного зрителя им. А.Вампилова.
Пьеса «Свидание».
Пьеса «Несравненный Наконечников»
Автор – А.В. Вампилов.
Художники - авторы афиш, защищают свои проекты (домашнее задание) и получают пазлы.
4. Станция «Театрализация».
Ведущая. Подготовка инсценировки пьесы (домашнее задание).
Инсценировка пьесы «Свидание».
Действующие лица:
Девушка
Сапожник
Студент
Роли исполняли:
Голос за сценой – Лосюк Дарья
Девушка – Забоева Алина
Студент – Полянский Владислав
Сапожник – Моисеев Кирилл
Ведущий. Хорошие манеры должны быть постоянными, иначе манеры могут покинуть человека в ответственный момент.
«Свидание» заставляет задуматься о многом: как мы относимся к своим родителям, знакомым и незнакомым людям.
Ведущая. Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, совестливость должны быть внутренней сутью человека. Они свидетельства живой души.
Ведущий. Поведение человека – это своего рода нравственное испытание. Это тот выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев Вампилова. В этом выборе наша оценка и наши представления, и наши убеждения.
Инсценировка «Несравненный Наконечников»
(Действие первое. Картина вторая.)
Действующие лица:
Наконечников – парихмахерПолина Матвеевна – теща
Капиталина – жена.
Роли исполняли:
Наконечников (парихмахер) - Абдулаев Кирилл
Полина Матвеевна (теща) – Гладышева Александра
Капиталина (жена)-Аутко Алекандра.
Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (зрителя)?
Ответ: Оставаться человеком надо всегда, в любых обстоятельствах.
Команды за выступление получают пазлы.
5. Станция «Кино».
Ведущий. Драматург обращается к материалу острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых. «Среда – это мы сами, а значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда» (Вампилов).
Пьесы А.Вампилова приобретают «второе дыхание» в кино.
-Назовите произведения А. Вампилова, которые были экранизированы.
«Дом окнами в поле»
«Прощание в июне».
«Старший сын»
«Утиная охота»
«Прошлым летом в Чулимске»
«Провинциальные анекдоты»
«Свидание в предместье»
Команды за правильный ответ получают пазлы.
(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Валентина».)
6. Станция «Угадай мелодию».
Ведущая. В юности А. Вампилов зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А.Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»
(Звучит романс- аудиозапись).
Задание. Прослушайте романс и ответьте на поставленные вопросы. (Звучит музыка без слов любимый романс А.В. Вампилова «Гори, гори моя звезда» - аудиозапись, 1 куплет).
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная.
Ты у меня одна заветная;
Других не будет никогда.
Ответьте на вопросы:
-Назовите название романса.
- Объясните выбор именно этого романса.
Команды за правильный ответ получают пазлы.
7.Станция «Творческая мастерская».
Ведущий. «Человек должен ходить по земле гордо и легко» - таков девиз Вампилова. 17 августа, за два дня до своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов погиб на озере Байкал. Жизнь оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого, а Саня поплыл к берегу. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.
Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.
А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.
С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.
Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами -
Великий, бронзовый, живой.
2003г.
Задание. Напишите синквейн о А. Вампилове. (Оценивание - один пазл)
8. Станция конечная.
Подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.
Обучающийся выразительно читает стихотворение.
«Вспоминайте меня весело» П. Реутский (1972)
Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание В. Распутина об А. Вампилове, недостающие фрагменты по смыслу попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.
«...Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же необходимые для нашего существования и для искусства...» (В.Распутин)
Рефлексия. Приём «Газета мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от мероприятия.
Например,«Он был талантлив вдвойне – как человек, и как писатель». (В.Распутин)
Используемая литература:
Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и сцены; Вступ.ст. В.Лакшина. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
Венок Вампилову: Сб./ Сост. Л.В. Иоффе. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1997.
Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост. Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов; Вступ.ст. В.Я.Курбатова. – Иркутск: Изд. ГП “Икутская областная типография № 1”, 2000.
Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерки жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Изд-во журнала “Сибирь”, 1997.


Приложенные файлы

Сценарий
кино­квеста
«Вспоминайте меня весело…»,
посвящённого 80­летию со дня рождения А. Вампилова
МБОУ г. Иркутска СОШ № 5
13.00­13.30 Интерактив в фойе
Видеоролик «Александр Вампилов и Иркутск».
В фойе расположена выставка книг, посвящённая 80­летию со дня рождения А. Вампилова
(школьная библиотека). Заведующая библиотеки № 14 проводит викторину на любую тему,
связанную с жизнью и творчеством драматурга.
1. В каком районном центре Иркутской области родился Александр Валентинович
Вампилов?
а) Тулун
б) Куйтун
с) Кутулик
д) Култук
Ответ: с) Кутулик (по ­ бурятски ­ сумка)
2. Как назывался первый сборник рассказов Вампилова?
а) «Стечение событий»
б) «Стечение обстоятельств»
с) «Принятие обязательств»
д) «Использование доказательств»
Ответ: б) «Стечение обстоятельств»
3. На семинар драматургов ­ одноактников Вампилов представил однажды свою пьесу под
названием:
а) «Двадцать минут с чертом»
б) «Двадцать минут с дьяволом»
с) «Двадцать минут черт знает с кем»
д) «Двадцать минут с ангелом»
Ответ: д) «Двадцать минут с ангелом»
4. Под каким псевдонимом публикует Вампилов свои первые рассказы и очерки?
а) Ванин
б) Валин
с) Санин
д) Томин
Ответ: с) Санин
5. Как называется очерк, посвященный родному поселку, родной школе, друзьям?
а) «Как там наши тополя?»
б) «Как там наши березки?»
с) «Как там наши акации?»
д) «Как там все наши?»
Ответ: в) «Как там наши акации?»
6. Главную роль в фильме режиссера Мельникова «Старший сын», снятого по одноименной
пьесе, сыграл народный артист России:
а) Андрей Миронов
б) Вячеслав Тихонов
1

с) Евгений Леонов
д) Юрий Никулин
Ответ: с) Евгений Леонов
7. Героиня пьесы «Прошлым летом в Чулимске», по имени Валентина, на протяжении всего
действия чинит:
а) забор
б) крышу
с) ворота
д) калитку
Ответ: д) калитку, на вопрос, зачем она это делает, Валентина отвечает: «Чтобы
целая была»
8. Первая одноактная комедия Вампилова называлась
а) «Дом окнами в поле»
б) «Дом окнами в лес»
с) «Поле около дома»
д) «Крыша дома твоего»
Ответ: а) «Дом окнами в поле»
9. Известный в советском кино артист Олег Даль сыграл в фильме, снятом по «Утиной
охоте» Вампилова:
а) Официанта
б) Кузакова
с) Саянина
д) Зилова
Ответ: д) Зилова, главного героя пьесы
Победителю вручают приз в завершении всего мероприятия (на сцене зала). Приз вручает
заведующая школьной библиотеки (или библиотеки № 14).

Волонтёры проводят тестирование среди зрителей по биографии А. Вампилова (из трёх
вариантов в каждом вопросе выбрать правильный ответ).
Вопросы теста:
1. Год рождения А. Вампилова
А. 1927 г.
Б. 1931 г.
В. 1937 г.
2. В честь кого А. Вампилов назван Александром
А. Пушкина
Б. Грина
Б. Блока
3. В каком высшем учебном заведении Иркутска учился А. Вампилов?
А. Иркутский государственный университет
Б. Байкальский государственный университет экономики и права
В. Иркутский государственный университет путей и сообщения
4. Какой фильм по произведениям А. Вампилова вышел первым на экраны?
А. «Старший сын»
Б. «Прощание в июне»
В. «Отпуск в сентябре»
2

5. Какой театр в Иркутске носит имя А. Вампилова
А. музыкальный
Б. драматический
В. Театр юного зрителя
6. Где прошло детство Вампилова?
А. Иркутск
Б. Кутулик
В. Усть – Илимск
7. Что преподавали родители Вампилова в школе?
А. Русский язык и литературу
Б. Историю
В. Математику
8. Какое хобби имел Вампилов?
А. Охота
Б. Нумизматика
В. Рыболовство
9.О чём мечтал Вампилов?
А.О том, чтобы, его пьесы поняли и поставили на сцене
Б. Найти любовь всей своей жизни
В. Прославиться
10. Сколько детей было в семье Вампилова?
А. Один
Б. Три
В. Четыре
11. Кем мечтал увидеть отец своего сына?
А. Поэтом
Б. Писателем
В. Учёным
12. Расставьте произведения Вампилова по хронологии:
А. «Утиная охота»
Б. «Провинциальные анекдоты»
В. «Старший сын»
Г. «Прощание в июне»
Д. «Прошлым летом в Чулимске»
Е. «Дом, окнами в поле»
13. Назовите псевдоним Вампилова, которым он подписывался в первых своих
произведениях?
А. Лыжин
Б. Коньков
В. Санин
14. На каком факультете учился Вампилов?
А. Историко­филологическом
Б. Историческом
В. Филологическом
15. С каким из иркутских писателей на одном факультете учился Вампилов?
А. Б. Шугаев
3

Б. В. Распутин
В. П. Реутский
16. Какое здание было видно из окон общежития, где жил Вампилов (сейчас это улица
Чкалова)?
А. Детский сад
Б. Церковь
В. Планетарий
17. В каком городе продолжалось обучение Вампилова?
А. Прага
Б. Москва
В. Париж
18. Как литературоведы называли Вампилова?
«Великий писатель 20 века»
«Великий драматург 20 века»
«Великий актёр 20 века»
19. В каком году погиб А. Вампилов?
А.1962
Б.1972
В.1980
ПРОЛОГ
13.30­14.30 Кино – квест по творчеству А. Вампилова в актовом зале школы.
13.30 – 13.32. Звучит музыка Е. Крылатова из к/ф «И это всё о нём», и в это время на
экране видео плывущего в лодке Вампилова, в это время параллельно звучит
стихотворение Николая Рубцова, посвящённое Александру Вампилову (исполняет
учащийся 6 А класса Якутов Игорь):
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чем­то вроде
Потом верхом,
Потом пешком
Пойду по улице с мешком
И буду жить в своём народе…
Далее на экране слайд – шоу фотографий разных лет.
В завершении номера на сцену выходят ведущие (Алёшин­Анпилогов Фёдор и Кардова
Ангелина).
На экране фотография А. Вампилова
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые слушатели. Мы рады приветствовать вас в актовом
зале нашей школы. И сегодня мы с вами являемся участниками очень значимого события
для всех жителей Приангарья. В этом году мы широко отмечаем 80­летие Иркутской
области, 80 –летие со дня рождения выдающегося писателя Валентина Распутина и ещё
один важный юбилей – 80 лет со дня рождения ещё одного нашего прославленного земляка
– драматурга Александра Вампилова.
А сейчас со стихотворением Баяра Жигматова «Постоим на ангарской земле»
4

выступает учащаяся 5 Б класса Шинкарева Анастасия.
Сегодняшний кино – квест посвящён творчеству Александра Вампилова.
И мне приятно сообщить вам, что сегодня в зале находятся почётные гости:
библиотека № 14
Аплодисменты
В истории русской литературы Вампилов по праву занимает место в одном ряду с такими
драматургами как Гоголь, Островский и Чехов.
Ведущая. И сегодняшняя наша с вами встреча пройдёт в форме диалога и путь к нему мы
выбрали через проведения викторин, конкурсов, тестирований, чтобы как можно больше
именно от вас услышать о жизни и творчестве нашего земляка. В связи с этим в фойе была
организованна книжная выставка силами школьной библиотеки. Все желающие могли
поучаствовать в викторине и ответить на вопросы по творчеству Вампилова.
В фойе также проходило тестирование на знание главных событий в жизни и творчестве
Александра Вампилова. И нам приятно сообщить, что победителей Этих конкурсов и
дальнейших туров ждёт вознаграждение.
А сейчас мы посмотрим отрывок сценки из нерыцарских времен А. Вампилова под
названием «Свидание». Исполняют учащиеся 7 В класса Захаренко Петр, Карабутов
Кирилл, Овсянникова Валерия.
1ТУР
Ведущий. И продолжая разговор о творчестве Александра Вампилова, я думаю вы все со
мной согласитесь, что большинство из нас впервые познакомились с его творчеством
благодаря экранизациям его пьес.
И так. вашему вниманию представляем кино – квест, в котором вы станете
непосредственными участниками игровой программы на знание самых знаменитых фильмов
и внимание первый вопрос. Какая пьеса Вампилова начинается с эпизода: «На улице, у
автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая
афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса, молодой
человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой
девушкой. Таня заинтригована, но всё же отказывает составить Коле компанию». Кто
скажет название фильма?.. Совершенно верно. Эта пьеса «Прощание в июне»…
Инсценировку эпизода по данной пьесе исполняют учащиеся 10 А класса Медведева
Виктория, Колесов Юрий, Алешин­Анпилогов Фёдор, Михаль Екатерина.
Я прошу подняться тех, кто дал правильный ответ…
На сцену поднимаются участники первого блока кино­квеста
На экране заставка – афиша фильма «Прощание в июне»
Ведущая В 2003 году по мотивам пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне»
режиссёр Сергей Ломкин снимает фильм под одноимённым названием. Сама пьеса была
написана в 1964 году, а впервые опубликована в 1966­м. События фильма перенесены из
5

60­х годов в наши дни, что говорит об актуальность произведения. Герой фильма, молодой
человек, которого зовут… Подскажите мне пожалуйста:
А. Василий Букин
Б. Николай Колесов
В. Григорий Фролов
Ведущая Совершенно верно, главного героя зовут Николай Колесов. По сюжету Николай,
столкнувшись со сложными жизненными обстоятельствами, должен сделать выбор, от
которого будет зависеть его судьба и судьба близкого человека.
А теперь вопрос:
какой выбор должен был сделать герой фильма:
а. жениться
б. развестись
в. отказаться от любимого человека
Участники 1 тура отвечают на вопрос
Ведущая А теперь внимание на экран.
На экране видеоролик из фильма «Прощание в июне» ­ 3 мин. 4 сек.
Ведущая Правильный ответ ­ отказаться от любимого человека во имя карьеры.
Этот фильм об умении прощать, умении смирять свой эгоизм и о самопожертвовании. И к
нашему глубокому удовлетворению Герой делает правильный выбор.
Вручение приза победителю 1 тура
На экране – афиша квеста
Ведущий В самом наследии писателя – его ранних рассказах, публицистике, пьесах можно
обнаружить лишь косвенную связь с музыкой – она проявляется в ремарках, репликах,
беглых заметках или характеристике некоторых образов и носит, на первый взгляд,
формальный, случайный характер. В ремарках пьесы «Утиная охота», где траурная музыка
трансформируется в легкомысленную или причудливо чередуется с ней, ­ явное отражение
одного из известных и любимых Вампиловым произведений Берлиоза – его
«Фантастической симфонии», точнее – главной, сквозной темы, темы возлюбленной,
которая предстаёт сначала как лирический образ, а в финале приобретает гротескные
черты. Таких примеров можно привести очень немного.
Инсценировку из пьесы А. Вампилова «Утиная охота» исполняют учащиеся 11 класса
Ильин Андрей и Шишкина Екатерина.
2 ТУР
Заставка – афиша фильма «Отпуск в сентябре» по пьесе «Утиная охота»
Ведущая Кстати, фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная
охота» ­ один из шедевров режиссёра Виталия Мельникова. Снятый в 1979 году он восемь
лет, до самой перестройки пролежал на полке. И хочется так же отметить, что и для актёра
Олега Даля это была лучшая роль и очень жаль, что фильм вышел на экраны уже после
смерти актёра.
Образ героя фильма не вписывался в советскую конъюнктуру. Разве может герой быть
циником, выпивающим по причине «неудавшейся жизни» в кавычках, регулярно
изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине. К тому
6

же Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в
этот момент? Ведь звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.
Кто из присутствующих скажет, а как начинается эта история?
В зале отвечают и на вопрос и их приглашают на сцену.
Ведущий А теперь внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Отпуск в сентябре» ­ 3. 30
Ведущий Итак, Зилову приносят траурный венок. Кто предложил отправить Зилову венок?
А. Саяпин.
Б. Кузаков.
В. Кушак.
, тому кто правильно ответил на вопрос
вручается жетон.
Ведущая Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании.
Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой
работе. Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными,
меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную
основу жизни, без которой все – ничто. Что это?
А. Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
Б. Откровенный цинизм.
В. Раскаяние
Участники 2 тура отвечают
Ведущая Небесталанный Зилов - человек аморальный, потерявший ориентиры и от этого
бесконечно страдающий, непонимающий, что же с ним происходит. Не имея возможности
разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает
побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.
Так что же больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
А. Осмысление роли человека в обществе.
Б. Процесс нравственного разрушения человека.
В. Душевный идеализм героев.
Участники 2 тура отвечают на вопрос. Победителю 2 тура вручают приз.

Ведущий Репертуар серьёзных пьес у Вампилова составляли в основном переложения для
гитары, издававшиеся в популярной «Библиотечке гитариста» и других массовых изданиях.
Среди них особое место занимала испанская музыка. Многие сокурсники Вампилова
впервые именно от него услышали пьесы и имена малоизвестных в те годы композиторов и
исполнителей, таких как И. Альбенис, М. де Фалья, П. Сарасате, Ф. Таррега, А. Сиговия, Э.
Гранадос.Он мечтал овладеть хотя бы некоторыми элементами «фламенко» ­ стиля
характерного для испанской музыки. Вообще испанская тема – загадка Вампилова,
действительно, «откуда у парня испанская грусть?». Скорей всего её истоки – в ранней
юности, когда впервые в его руках ожила гитара, а нотные строки самоучителя и
популярных сборников, где печатались пьесы испанских авторов, превращались в
колоритные мелодии и причудливые ритмы. Первый творческий опыт не только приносит
радость, но и формирует пристрастия…
7

И сейчас прозвучит романс «Калитка» на стихи Александра Вампилова. Исполняет
учащийся 10 класса Воробьев Владислав.
Ведущая Прежде чем мы продолжим кино – квест, я хочу объявить победителей теста и
викторин, которые проходили в фойе.
Победителем конкурса на приз школьной библиотеки стал ___________________.
Победителем теста по биографии Вампилова стал ______________________.

3 ТУР
Ведущий (читая книгу). «Время действия 1970 год. Само действие происходит в таежном
райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет
восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает
палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет
доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего
действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему­то предпочитают
ходить напрямик, по газону, минуя калитку». Я уверено, что многим из вас знакома пьеса.
Это… Совершенно верно – это пьеса «Прошлым летом в Чулимске».
На экране заставка – афиша из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске)
Ведущая Что ответила героиня пьесы, когда ей сказали, что это напрасное занятие. Что на
это ответила Валентина?
А. Мне всё равно нечем заняться
Б. Мне отец наказал
В. Когда­нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару
Участники тура отвечают
Ведущий Валентина тайно влюблена и совершенно случайно признаётся в своих чувствах
человеку, который даже не мог и предположить… Что там предположить! Ему в это
трудно поверить! Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она
вдруг становится для него, как он говорит случайно подслушавшей их беседу аптекарше
Кашкиной, что она для него стала, внимание:
А. «лучом света из­за туч»
Б. «лучом света в тёмном царстве»
В. «лучиком надежды»
Участники отвечают на вопрос
Ведущая И отсюда вытекает следующий вопрос. Как звали персонаж, для которого вдруг
Валентина стала «лучом света из­за туч»:
А. Пашка
Б. Шаманов
В. Мечеткин
Участники отвечают на вопрос
Ведущий Пашка тоже испытывает чувства к Валентине, как ему кажется он её любит и
хочет на ней женится. Для него серьёзным соперником является Шаманов. Явившемуся с
угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается
8

ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно
дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что
любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок
пистолета. И что происходит дальше?
А. Осечка
Б. Пашка ранит Шаманова
В. Шаманов убивает Пашку
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущая А правильный ответ на вопрос мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» – 3
мин. 28 сек.
Ведущая Это был фрагмент из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске» режиссера Глеба Панфилова, в роли Шаманова – Радион Нахапетов и как вы
все уже поняли правильный ответ ­ осечка.
Победителю 3 тура вручается приз.
Стихотворение народного поэта Бурятии Андрея Румянцева «Я скачу на коне…»
читает ученица 5 Б класса Юдашева Наргиза
4 ТУР
Заставка – афиша фильма «Старший сын»
Ведущая Фильм "Старший сын" по одноимённой пьесе А. Вампилова – стал шедевром
мирового кинематографа, кто впервые увидит этот фильм уже никогда не забудет
фантастическую игру Евгения Леонова. Я думаю, что именно поэтому с 1975 года никто из
кинорежиссёров не пытался что называется переснять сюжет.
А скажите мне, пожалуйста, “Старший сын” ­ это по жанру
А. Случай,
Б. Парадокс.
В. Анекдот.
В зрительном зале отвечают на вопрос. Те, кто правильно ответил поднимаются на
сцену
Ведущий Напоминаю, в чём заключается анекдотичность ситуации.
Двое незадачливых молодых людей - студент Владимир Бусыгин и его случайный
приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва - провожают двух девушек, с которыми
только что познакомились в кафе, домой в пригород, в надежде на продолжение
отношений. Получив отказ, бегом возвращаются на вокзал - и опаздывают на последнюю
электричку. Оказавшись холодной осенней ночью в чужом городке, они пытаются
напроситься к кому­нибудь переночевать, но безуспешно. В одном из окон они видят отца и
сына, бурно выясняющих отношения. Владимиру, случайно подслушавшему разговор,
приходит в голову авантюрная идея - назваться внебрачным сыном хозяина квартиры и,
таким образом, решить проблему с ужином и ночлегом.
9

А теперь внимание – вопрос: кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов ­
отец Бусыгина?
А. Бусыгин.
Б. Сильва.
В. Сарафанов.
Участники тура отвечают, получает жетон тот, кто правильно ответил
Ведущая Сарафанов ­ это...
А. Сохранивший детскую душу человек.
Б. Неудачник.
В. Состоявшийся музыкант.
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущий Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант­кларнетист (играет в клубе на танцах
и в кинотеатре перед сеансом), добрейшей души человек, воспитавший без жены своих
двоих детей, признаёт в неожиданном госте своего внебрачного сына. Реакция его так
искренна и трогательна, что во Владимире пробуждается совесть. Кроме того, сам он рос
без отца, и отношение Сарафанова заставляет его невольно проникнуться взаимными
чувствами. Он не может обманом отвечать на столь безграничное доверие и неожиданно
понимает, что проблемы этой семьи, о существовании которой он вчера ещё и не
подозревал, ему небезразличны.
Но всё же Владимир вынужден во всём сознаться. Однако искренне полюбив своего
«старшего сына», Андрей Григорьевич прощает обман: «Вы все мои дети, потому что я
люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это - главное». На прощание Андрей
Гаврилович дарит подарок своему «старшему сыну». Что это за подарок?
Участники отвечают
Ведущая. Внимание на экран.
Видеоролик из х/ф «Старший сын» ­ 5 мин.30 сек.
Ведущая (на реплике Сарафанова «Надо распахнуть окна») Победителем 4 тура кино –
квеста стал(ла) участник, который сказал шкатулка.
Награждение победителя 4 тура
Ведущий Наш вечер, посвященный 80­летию А. Вампилова подходит к концу. И мы хотели
бы подытожить его стихотворением автора многих книг об Иркутске и иркутских
писателях.
Стихотворение Петра Реутского «Вспоминайте меня весело» исполняет учащийся 7 В
класса Захаренко Петр.
Ведущая Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей программе. За неоценимую
помощь в создании сценария к мероприятию отдельную благодарность мы выражаем
филармонии г. Иркутска. А также говорим «спасибо» нашим друзьям и помощникам,
библиотеке № 14.
Ведущий Читайте и перечитывайте Александра Вампилова… До свидания, до новых
встреч!
10

Награждение грамотами участников вечера.
11