Кто такие гопники? Использование слова в качестве политического клише.

На сегодняшний день никого не удивляют фразы вроде: «гопники», «гопари», «гопье». Реже употребляют понятия «гоп-компании», «гопотень», «гопстер». Различные названия скрывают одну и ту же семантику. Это человек определенного социального статуса, с определенной внешностью, поведенческими и речевыми привычками.

При этом для разных граждан значение слова «гопник» будет несколько разнится в зависимости от опыта опрашиваемого. Чтобы не теряться в заблуждениях и понять существуют ли гопари на самом деле, предлагаю рассмотреть данную статью.

Когда и почему появилось гопничество?

Точная дата появления гоп-группировки незафиксированная. Однако в 1980 году встречалось явление достаточно часто. Компании представляли собой людей с отсутствием моральных качеств, агрессивно настроенных к обществу.

Что характерно, проявлялась агрессия не ко всем гражданам, а лишь тем, что социальное положение или черты были противоположными ихним.

Под эту категорию попадали предприниматели, представители так называемых «белых воротничков», высоко образованная часть населения. Другими словами, целевой аудиторией гопника являются все, кто, по его мнению, имеет более высокий статус.

В 1990 году положение несколько переменилось. Название «гопники» заменили на «гопы». Понятие характеризовало людей с устойчивой жизненной философией , основанной на неспособности положительно себя зарекомендовать. Процент жителей, подходящий под данную характеристику на 1/3 больше предыдущего.

На сегодня в России гопничеством занимается около 25% молодежи. Под «гопничеством» понимается отсутствие отдаленные целей, смысла жизни и, как следствие, нахождение себя только в кругу подобных. В 85% случае гопник не видит себя без таких же, как он. Так как его идентичность сформирована слабо, она подкрепляется внешне.

Кто становится гопником?

В 1975-1980 г. большую часть представителей субкультуры составляли лица криминального контингента, ведь к тому времени, когда осужденные покидали зону, у них был сформирован набор соответствующих стандартов поведения.

Даже находясь в атмосфере городской жизни, они продолжали делать все то же, что делали в период заключения. Чтобы избежать повторного наказания, гопники ограничивались мелкими грабежами. В страхе, что об их нарушениях доложат, гопари запугивали жителей.

По этой причине за относительно короткий срок у граждан возникла боязнь перед образом гопника.

В наши дни основную аудиторию гоп-компаний составляет молодежь возрастом от 13 до 25 лет. Причиной существования данных группировок считается негативизм, вызванный чрезмерным давлением на личность, которая еще недостаточно развита.

Классический пример, когда родители проявляют чрезмерную озабоченность моральным воспитанием подростка. Если он не может соответствовать требуемым стандартам, то начинает их отвергать. Так, появляется группа людей, которая принимает молодого человека и способна высоко оценить его личность.

В таком случае, целью создания криминального образа является не избежание наказание путем запугивания, а сам процесс, предполагающий ощущение власти над кем-либо . Здесь для гопника будет важно правильно выбрать жертву. Это скорее будет человек, достигший того положения, которого сам гопник воображаемо достичь не способен.

Зачастую гоп-молодежь со временем поглощается собственным образом и действительно попадает за решетку , однако это только повышает их уровень статуса.

Кем себя определяют гопники?

Учитывая, что окружение воспринимает статус представителей субкультуры крайне негативно , для них чрезвычайно важен высокий авторитет. Себя они воспринимают как более крутых и подчеркивают это всевозможными способами, начиная от одежды и заканчивая побоями.

Противопоставляют себя гопники так называемым «лохам». Что интересно, зачастую гопник не может дать точного определения этому понятию. По сути, «лохами» являются все, кто не есть гопником.

Зеркальная ситуация с бытовым восприятием гопников гражданами, ведь в 1990-2000 г. Гопниками считались все, чья мораль несколько отличается от распространенных взглядов. Четкого определения субкультуры не было, несмотря на это к гопью приписывалось 38% граждан.

Что ставится в ценность?

Хотя и считается, что мораль у гопников развита слабо , у них также есть множество поведенческих критериев, позволяющих определить статус. Допустим, для гопника важно чтобы жертва имела высокое положение. Это может быть высокий достаток, престижная должность, уважение в обществе – то есть все положения, которые могут спровоцировать ощущение ущербности.

Если жертвой махинаций гопника становится человек с низким, по их мнению, положением, гопарь опускается до его уровня . Поэтому большинство представителей опасаются любых видов контакта с обладателями статуса гомосексуалиста.


Футбольные хулиганы
НС-скинхеды

Характеристика

В социальном отношении представители субкультуры главным образом родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из неблагополучных, бедных семей. Им чужды такие моральные ценности как честность, преданность, уважение, вежливость, трудолюбие. Они, как правило, ушлые и меркантильные, плутоваты, склонны к подлостям, предательству, заискиванию, лицемерию и пакостности. Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России и иных странах СНГ. Чёрная кожаная куртка и спортивный костюм также были переняты подростками от них. Гопники занимались мелким воровством, вымогательством денег, грабежами и избиениями случайных прохожих, особенно в ночное время.

Сами себя «гопниками» не называют и обычно охарактеризовывают себя самоназваниями «нормальные пацаны», «реальные пацаны», «четкие пацаны», «правильные пацаны», «ровные пацаны». Слово «гопник» в отношении себя считают унизительным. Себе гопники противопоставляют т. н. «лохов», однако в среде гопников чёткого определения «лоха» не существует. В связи с этим название «лох» используется гопниками в зависимости от того, выгодно это гопнику или нет, и может применяться даже по отношению к другим гопникам. Помимо этого, представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, имеющих более высокое социальное положение по сравнению с гопниками, а также против других представителей общества, чье мировоззрение ориентировано на прогрессивный образ жизни, интеллигентность и т. н. «западные ценности » (например, против ориентированных на западную культуру «неформалов », «оппозиционеров »).

Слово получило широкое распространение в конце 1980-х годов по отношению к тем представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета» . По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе» . Однако, Бессонова отмечает, что, в отличие от уголовников, «для современного гопа, по преимуществу, важнее попытка напугать и унизить человека, постараться испытать над ним свою власть, а потом уже - присвоить его деньги » . Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.

В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи , панков , рокеров), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную от остального населения группу , из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру .

Исследователь Елена Бессонова отмечает, что в начале Перестройки гопники были единственными из субкультур молодёжной среды, кто не увлекался никакой музыкой . Позже представители субкультуры стали склонны к блатной музыке, русскому шансону (Михаил Круг , группа «Бутырка» , Сергей Наговицын). Также многие предпочитают «попсу » (поп-музыку), «памп » (pumping house) и «русский рэп ».

У подавляющего большинства неформальных движений существует неприязненное отношение к гопникам, доходящее до крайнего антагонизма . Так например, в начале 2000-х, в среде неформалов словом «Гопник» называли и тех людей, кто был неразборчив в музыке, от чего имел крайне поверхностные и довольно смутные музыкальные вкусы.

Как отмечает кандидат социологических наук Рамиль Ханипов, «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“ и включает их в раздел „агрессивы“. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источники подчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: „Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь и сигареты“» .

Доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение » Лариса Паутова в 2009 году считала, что «гопота» - это не менее 25 процентов современной молодёжи. Социолог подразумевает под этим словом ни к чему не стремящихся людей, без каких-либо моральных ценностей, находящих себя в массе себе подобных .

Глава московского отделения ЛДПР О. Лавров заявлял, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:

Мы считаем, что гопники - самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют.

Характерные черты

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге, было организовано Государственное общество призора (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата для тех же целей. Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки. Появилось выражение «количество гопников измеряется в лигах», а среди жителей Петрограда , затем и Ленинграда было принято спрашивать невоспитанных людей: «Вы что, на Лиговке живёте?» .

Хотелось бы добавить, что происхождение слова гопник от ГОП (то ли государственное общество призрения, то ли общежитие пролетариата) больше похоже на советский миф, так как само слово существовало задолго до 1863 года, но не в русском языке (в словаре Даля 1863 года издания этого слова нет - не знали русские о таком слове), а в идише в среде евреев. Евреям это слово знакомо по -крайней мере с 1834 года, именно с этого года согласно "Положению о евреях" проводилась полное установление фамилий евреям в Российской Империи. С тех пор фамилия Гопник среди евреев встречается достаточно часто, например в Нью-Йорке (Адам Гопник), есть даже герой Советского Союза Хаскель Гопник 1917 года рождения, у которого папу звали Моисей Гопник. Позднее приобретение такой фамилии было крайне сомнительно, потому что фамилию до февральской революции нельзя было сменить по своему произволу (тем более такую вряд ли кто-то захочет сам). Среди русских такая фамилия не встречается.

  1. агрессивно настроенный подросток
  2. примитивный, необразованный молодой человек
  3. ученик класса «Г» (на жаргоне школьников)

С ней согласна филолог Е. Н. Калугина, отмечающая, что словом «гопник» могут называть «примитивного, малообразованного молодого человека » . Социолог Альбина Гарифзянова характеризует гопников как «необразованных людей, культурно отсталых, абсолютно не толерантных » . Российскими социологами В. И. Добреньковым и А. И. Кравченко отмечено, что слово «гопник» является производным от слова гоп - жаргонного слова нищих , впитавших в себя элементы криминальной культуры, и обозначавшим «пребывание в ночлежке» .

А. А. Сидоров отмечает, что слово «гопник» используется также для обозначения «нищих, бродяг, бомжей » . По мнению Сидорова, это значение возникло ещё до революции 1917 года, когда в России существовали «приказы общественного призрения» - губернские комитеты, в ведении которых находилась забота о «нищих, калеках, больных, сиротах и т. д.», которые содержались в специальных домах призрения за счёт земских средств. В этом значении слово «гопник» происходит от слова ГОП , которое расшифровывается как «Городское общество призора» (от слова призор - забота, попечение). В связи с тем, что выделяемых средств на помощь неимущим и бездомным не хватало, обитатели домов призора занимались бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством . Поэтому словом «гопник» вскоре стали называть «бродяг, оборванцев и нищих». Это значение сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка » (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник - «человек из социальных низов; босяк » . Филолог Т. Ф. Ефремова , словом «гопник» обозначает «опустившегося человека, бродягу » .

Близкие по значению понятия: урла, хулиганы , шпана, дворовые банды, люмпены . [ ]

У слова «гопник» имеется аналог в английском языке: «чав » (анг. - chav) - широко используемое уничижительное сленговое слово, обозначающее молодого человека с низким социальным статусом , который обычно носит «брендовую » спортивную одежду , что также характерно для гопников на постсоветском пространстве.

Кроме того, существует версия, что слово «гопники» взято из культовой для самиздата фантастической повести «Путешествие на Чёрную Ухуру» , в которой описывается «планета гопников» как олицетворение мирового зла. Популяризатор этого слова в конце XX века Майк Науменко в одном из интервью прямо сказал, что почерпнул это слово из произведения А. Старцева и А. Дидейкина. [ ]

Использование слова в качестве политического клише

С конца первой декады XXI века в СМИ в выступлениях российских журналистов, писателей, а также оппозиционных политиков стало звучать новое идеологическое клише «ликующая гопота». При помощи этого эпитета они характеризовали участников различных молодёжных массовых организаций, поддерживающих политический курс властей. Впервые оно появилось 29 января 2008 года в газете «Коммерсантъ » в статье о движении «Наши » .

2 февраля 2008 года писатель и теле- и радиоведущий Виктор Шендерович в своей авторской радиопрограмме «Плавленый сырок», в ироническом ключе обыгрывает новый эпитет :

Активисты «Гринпис » всерьез озабочены ситуацией в российской глубинке, - информирует читателей журнал «Хомячки на марше». Одомашненные, но выброшенные бывшими хозяевами на улицу так называемые «Наши » бродят теперь по лесам и окраинам городов, сбиваются в стаи и проводят шумные митинги на опушках. Отлов бродячей гопоты и последующие попытки приучить их к чтению, письму и полезному труду результатов пока не принесли

Словосочетание активно использовалось позднее СМИ, политиками и блогерами, причем, если первоначально оно употреблялось лишь в негативном ключе в отношении движения «Наши», то затем стало употребляться шире.

19 сентября 2009 года в статье колумниста Павла Святенкова под «ликующей гопотой» подразумевается «реакционная сила, стоящая на пути переворота» .

10 октября 2009 года на ряде региональных порталов появляется статья, посвященная конфликту редакции калининградского информационного сайта с бывшим руководителем местного отделения молодёжного движения «Идущие вместе » и участником форума «Селигер 2009» Константином Миничем, которая была озаглавлена как «Контроль над „Калининград. Ru“ пытается получить „ликующая гопота“» .

Отражение в массовой культуре

В фильмах

  • «Пацаны » - фильм 1983 года.
  • «Страшные игры молодых» - документальный фильм 1987 года о гопниках города Казани.
  • «ПТУ не с парадного подъезда» - документальный фильм 1989, также снятый в Казани.
  • «Американка » - фильм 1997 года.
  • «Меня зовут Арлекино » - фильм 1988 года .
  • «Одиссея 1989 » - фильм 2003 года .
  • «Бумер. Фильм второй » 2006 года.
  • «Парни из стали» - российский сериал 2004 года.
  • «Рэкетир » - фильм 2007 года.
  • «Чужая » - фильм 2010 года.
  • «Реальные пацаны » - российский телесериал 2010 года. Данный сериал вызывает большое количество споров касательно того, был ли он снят для гопников или же является сатирой на их жизнь. Создатели сериала заняли нейтральную позицию, заявив, что «реальные пацаны» являются «реальными», потому что «живут по реальным, а не вымышленным, жизненным сценариям».
  • «Даёшь молодёжь! » - российское скетч-шоу (персонажи Башка и Ржавый).
  • «Гоп-стоп » - фильм 2010 года.
  • «Универ. Новая общага » - сериал 2011 года (персонажи Иваныч (Максим Иванов) и Кисель (Алексей Киселёв)).
  • «Зимний путь » - фильм 2013 года.
  • «Закон каменных джунглей » - российский криминальный телесериал 2015 года .
  • «Всё и сразу» - фильм 2014.
  • «Пацаны с Дыбенко» - это сериал 2016 года, в котором происходят реальные разборки в одном из районов Санкт-Петербурга под названием Дыбенко. Сериал снят Никитой Гридиным (Кузьма)
  • Документальный фильм из цикла «Следствие вели… » под названием «Жажда смерти», посвященный бойцу, который убивал хулиганов и гопников.
  • «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов » - фильм 2017 года. Главный герой Витька является представителем гоп-культуры.
  • «Гопник Димчик: Мало патронов, много проблем» - интернет-фильм от студии Eiswolf 2017 года. Главный герой, Дмитрий «Димчик» Димченко и его лучший друг «Лом», являются гопниками.
  • "Притяжение", русский фильм, в котором фигурирует банда гопников.

В литературе

  • «Гопники» - книга (повесть и 6 рассказов) белорусского писателя Владимира Козлова.

В музыке

Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников отмечено в песне Леонида Утёсова «Гоп со смыком » из его репертуара 1929-1933 годов.

Широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк » (). Один из куплетов песни описывает поведение гопников:

Среди повествующих о гопниках песен:

  • «Гоп-стоп» группы «Сектор газовой атаки»;
  • «Родители меня назвали Коля..» исполнителя «Трофим» (Сергей Трофимов);
  • «Гопник» группы «Бен Ганн »;
  • «Гопники» группы «Зоопарк »;
  • «Гопница» исполнительницы «одесских» песен Вики Чинской;
  • «Долой Гопоту» группы «Бригадный подряд »;
  • «Реппер Гоня и гопник Личинка» группы «Красная Плесень »;
  • «Местные» группы «Сектор газа »;
  • «Блюз бродячих собак» группы «Секрет »;
  • «Раскачаем этот мир» группы «Ария »;
  • «Хищники» группы Пилигрим;
  • «Пацаны» группы «Chiliбомберс»;
  • «Слободки» Михаила Круга ;
  • «Иди в отмах» группы «Lumen »;
  • «Гопники» группы «АзЪ »;
  • «Гопота» группы « Двойной Смысл»
  • «Дети Сатаны» группы «Bad Balance »;
  • «Разбуди зверя» группы «Виконт »;
  • «Гопники» группы «Разные люди »;
  • «Бум!» группы «ТТ-34 »;
  • «Финки» группы «ЯйцЫ Фаберже »;
  • «Вампиры (Страх в спальных районах)» группы «I.F.K. »;
  • «Районы-кварталы» группы «ЯйцЫ Фаберже »;

«Гопота» - название музыкальной группы из Санкт-Петербурга.

Иностранные аналоги

См. также

Примечания

  1. , Гопота, -ы, ж., собир. Агрессивно настроенные подростки, с. 55.
  2. , Гопник, -а, м. 1. чаще мн. Агрессивно настроенный подросток. 2. Примитивный, необразованный молодой человек. 3. Шк. Ученик класса „Г“, с. 55.
  3. , с. 114.
  4. Елена Бессонова. Не говори «гоп», пока его не перепрыгнешь… Архивная копия от 28 октября 2012 на Wayback Machine // www.rasklad.ru
  5. Павел Каныгин. Гопники Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine // Новая Газета , № 33, 12 Мая 2008 г.
  6. Ханипов Р. А. «Гопники» - значение понятия, и элементы репрезентации субкультуры «гопников» в России Архивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine // «Social Identities in Transforming Societies» Архивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine

Каждый русский человек хоть раз в жизни встречался с гопниками. Однако не каждый житель России может сказать, в чем суть этого слова.

Субъект гоп-стопа

Лингвисты, изучающие воровские традиции, уверены, что «гопник» - это человек, который совершает «гоп-стоп». Что это такое? Так на «фене» называют молниеносный уличный грабеж, когда жертву «берут на испуг» . Отсюда «блатная» идиома – «взять на гоп-стоп». Интересно, что «гоп-стоп» еще в XIX веке назывался «гоп со смыком». «Гоп» - означает прыжок, неожиданный удар, а «смык» происходит от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть») – «быстро двигаться». Иными словами, тактика «гопника» заключается неожиданном налете на жертву и быстром уходе

Опустившейся пьяница или бутлегер

Однако есть факты того, что в некоторых воровских сообществах еще в 20-30 годы прошлого столетия гопниками называли вовсе не уличных грабителей, а опустившихся пьяниц. Сторонники этой версии утверждают, что слово “гопник” происходит от слова “гоп”, которое имитирует щелчок по шее. Этот жест знает каждый русский – он означает “заложить за воротник”. Интересно, что этот жест использовали спекулянты алкогольными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году. Ряд лингвистов уверены, что изначально “гопниками” называли именно их, а потом слово распространилось на их “клиентов”.

Это аббревиатура

Ряд исследователей уверены, что родословную «гопников» следует искать в аббревиатуре ГОП («Городское Общество Призрения» или «Государственное Общежитие Пролетариата»). Якобы еще в конце XIX века в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте было создано Государственное Общество Призрения, в котором содержались беспризорники и малолетние преступники. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное Общежитие Пролетариата, которое имело такие же функции. Обитателей ГОПа с Лиговки питерцы стали «гопниками». Появилось даже выражение «количество гопников измеряется в лигах».

Читайте также: выбор редакции "Русской Cемёрки "