Что такое культура в географии.  География культуры

Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим названием "география культуры", так и ядра ГК - собственно культурной географии. Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е. собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-культурной географией.

В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии - природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то, например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-культурных комплексов чаще используется экологический подход, а аксиологический (ценностной) подход становится всё более популярным в исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх названных выше формирующихся субдисциплин КГ. Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей, в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом.

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е. традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.

Рис. 1.

Социально-культурная география, по всей видимости, должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ). Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений), напрямую входящих в комплекс "географии культуры" (рис. 1).

Каждая из субдисциплин КГ имеет свой "аналог" в пределах всего комплекса дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления, образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией, политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих "аналогов" в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям (и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных общностей людей).

С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в комплекс "географии культуры". Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за "свой" сектор в пределах всего комплекса ГК.

В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов субдисциплин КГ, "открытых" географами (которые, кстати, пока ещё сохраняют лидирующие позиции в формировании этих разделов).

В хозяйственно-культурной географии можно выделить два направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам. Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее, землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение этнохозяйственных комплексов. Другая географическая школа в области изучения традиций этнического природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения устойчивости этноценозов Российского Севера.

В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного направления культурно-географических исследований - географии городской культуры. Очевидно, что географическое изучение городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел) социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и других пециалистов.

Также следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных направлений, работающих "на полставки" в культурной географии, которые можно рассматривать в качестве новых "стыковых" отраслей ГК (с двойным, тройным и т.д. "научным гражданством"). И наконец, междисциплинарная область исследований, которая в отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная география или поведенческая (бихевиористская) география, география восприятия (перцепционная география), география образов (имажинальная география), сакральная география. Развитие этого комплекса направлений, с одной стороны, напрямую зависит от достижений теоретического ядра культурной географии, но с другой стороны, имеет колоссальное значение для всей ГК, т.к. создаёт "почву" для применения аксиологического и личностного подходов в культурно-географических исследованиях.

география культура научный

Вариант 1.

2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.

5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:

А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.

Б. Ислам. 2. Мьянма.

В. Буддизм. 3.Армения.

« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:

А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:

А. Принцип коллективизма;

В. Частная собственность, рыночные отношения.

Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».

Вариант 2.

1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.

2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

В. общность форм материальной культуры.

3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:

А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.

5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:

А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:

А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Монголия.

Б. Ислам. 2. Швеция.

В. Буддизм. 3.Турция.

8. Определите, о какой цивилизации идет речь:

« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:

А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:

А. Принцип коллективизма;

Б. Индивидуализм, приоритет личности;

В. Верховный собственник – государство.

Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют

задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим

названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии.

Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания

предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому

можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е.

собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей

КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать

этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-

культурной географией.

В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в

этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной

географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии -

природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной

географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или

аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то,

например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-

культурных комплексов чаще используется экологический подход, а

аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в

исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх

названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии.

Этнокультурная география – научное направление в рамках географии



культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической

культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование.

География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не

совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит

набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью.

В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в

пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют

сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена

внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а

также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают

влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного

поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества,

уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы.

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением

пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е.

традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в

различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а

также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением

природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в

ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной

культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в

экологической культуре населения.

Социально-культурная география , по всей видимости, должна изучать

процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е.

территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и

поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в

специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в

геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает

обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ).

Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в

перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве

самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений),

напрямую входящих в комплекс «географии культуры».

Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса

дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления,

образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией,

политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и

смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих

«аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям

(и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог

этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое

ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные

направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение

хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных

общностей людей).

С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения

междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в

комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за

«свой» сектор в пределах всего комплекса ГК.

В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только

в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов

субдисциплин КГ, «открытых» географами.

В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать

изучение этноконтактных зон , а также географию этнических меньшинств и

диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в

МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части

СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими

специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник

«Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в

1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным

этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…,

1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в

пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона

настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995).

Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии

исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств),

в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела

этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также

приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению

еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985;

Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом

СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики

русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в

положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое

положение…, 2000).

В хозяйственно-культурной географии можно выделить два

направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам.

Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению

территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее,

землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение

этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997,

1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического

природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием

идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения

устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов,

Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998).

В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных

ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного

наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного

наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996;

Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того

же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела -

географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников

монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой

культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина

«Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей

(Лавренова, 1996, 1998а, 1998б).

В социально-культурной географии , которая сама находится в стадии

становления, происходит формирование раздела на стыке с политической

географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в

рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то

исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов,

1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной

географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих

политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно

региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999;

Региональное самосознание…, 1999 и др.).

В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного

направления культурно-географических исследований - географии городской

культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение

городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел)

социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в

геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому

следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные

исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные

совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов

(Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как

социокультурное..., 1995 и др.).

Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных

направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно

рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и

т.д. «научным гражданством»).

Традиционно звучит название научного направления география религий

(конфессиональная география) , однако оформление этой отрасли в отечественной

ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили

единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного

мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых

конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992;

Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.).

География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление,

находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992).

Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление

геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие

принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев,

1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное

направление исследований опирается на экологическую модель и может быть

рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989;

Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую

очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995;

Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной

дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию.

И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в

отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на

стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная

Вариант 1.

1 . Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.

5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:

А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.

Б. Ислам. 2. Мьянма.

В. Буддизм. 3.Армения.

« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:

А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:

А. Принцип коллективизма;

В. Частная собственность, рыночные отношения.

Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».

Вариант 2.

1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.

2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

В. общность форм материальной культуры.

3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:

А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.

5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:

А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:

А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Монголия.

Б. Ислам. 2. Швеция.

В. Буддизм. 3.Турция.

8. Определите, о какой цивилизации идет речь:

« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:

А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:

А. Принцип коллективизма;

Б. Индивидуализм, приоритет личности;

В. Верховный собственник – государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Учебный проект по географии "Культура народов России-единство или многообразие?"

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0...

1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением?

Согласен, цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры.

Цивилизация древних греков, является родоначальником современной западной цивилизации. Именно античная традиция обеспечила взлет Гуманизма и Реформации, становление современного института науки.

3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие этому.

В качестве одного из факторов, позволивших выдвинуться вперед странам Западной Европы, можно назвать влияние христианства, когда власть политическая была легитимизована свыше от Бога. Взлету европейской цивилизации также способствовала эпоха великих географических открытий. Европейцы стали монополистами на море, что позволило им найти торговые пути в Индию и наладить эффективную торговлю с аборигенами. Эпоха колониализма только закрепила лидерство Европы над Азией. Приток рабов, ограбление индейских цивилизаций в Америке способствовали экономическому процветанию стран Европы.

4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация».

Тип общества, в котором преобладают патриархальные формы быта, культ предков, враждебное отношение ко всему новому, интеграция с другими типами культур происходит очень медленно и избирательно, темп модернизации, обновления социальных институтов, очень низкий.

5.Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации?

Под осевыми линиями понимаются переломные этапы развития общества, когда происходит ломка старой модели отношений и общество переходит на новый качественный уровень развития.

6. Известно ли вам какие объекты России внесены в список культурного и природного наследия человечества, утверждённый ЮНЕСКО?

1 - Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения 2 – Архитектурный ансамбль Кижского погоста 3 – Московский Кремль и Красная площадь 4 - Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестнос 5 - Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» 6 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и церковь Бориса и Глеба в Кидекше 7 - Церковь Вознесения в Коломенском 8 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры 9-Девственные леса Коми 10 - Озеро Байкал 11 - Вулканы Камчатки 12-Горный хребет Сихотэ-Алинь 13 - Алтайские горы 14 - Бассейн Убсу-Нура 15 - Западный Кавказ 16 - Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» 17 - Ансамбль Ферапонтова монастыря 18 - Куршская коса 19 - Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента 20 - Остров Врангеля 21 - Ансамбль Новодевичьего монастыря 22 - Исторический центр города Ярославль 23 - Геодезическая дуга Струве

7.Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»?

Число представителей ассоциирующих себя с западноевропейской цивилизацией падает, тогда как исламская и негро-африканская цивилизация стремительно прогрессирует.

8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание русского философа В.С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение... должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чуждых воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей...»?

Взаимодействие культур неизбежно и ему не надо сопротивляться. Культура, как и растение, должна принимать некоторые изменения, которые неизбежны с течением времени.

9.Выдающийся русский философ и географ Л.И.Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис.

Это действительно так. В качестве примера можно привести российский этнос, который сформировался из множества различных народов, среди которых можно назвать татаро-монгол и финно-угров, растворившихся в русской народности.

10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?

Русским, гражданином Российской Федерации.