Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения зязева лидия константиновна. Русская традиционная культура в современном пространстве общеобразовательной школы Что культура русского народа находится

«Русская традиционная культура в современном пространстве общеобразовательной школы.» МБОУ Лицей №22 «Надежда Сибири» 1 «а» класс.

Асеева Валентина Ивановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах Добра и Зла. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новое.

Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Её уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах передачи, хранения, распространения. Мудрое народное слово, отточенное веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – все это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как частицы природы и общества. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость – качества, которые пестует каждый народ в детях. И это основа, это «киты» в народной педагогике. Начиная с глубокой древности народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к хозяйственно-практической деятельности.

В процессе воспитания детей на народных традициях развивается национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Данная программа основывается на мнениях, что основной путь развития общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре.

Пояснительная записка

Важную роль в воспитании дошкольников и школьников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Номинация- методические статьи с описанием педагогического опыта в области русской традиционной культуры в современном образовательном пространстве.

Цель программы:

Воспитать свободную, творчески активную, разносторонне развитую личность на опыте и материалах многовековой русской национальной культуры на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, технологии, изобразительного искусства.

Задачи:

    познакомить детей с многовековой национальной культурой на уроках и внеурочной деятельности;

    различать предметы и произведения культуры;

    сравнивать древние и современные способы хранения и передачи культуры, находить общее и различное;

    делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы и культуры;

1.Познавательные :

    Находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий;

    Дать представления о народном календаре;

    Строить рассуждение по теме занятия, урока в соответствии с возрастными нормами;

    Изучить традиционные жанры фольклора: колядки, заклички, масленичные, хороводно-игровые песни, частушки и т.д., а также жанры фольклорной прозы (сказки, загадки, пословицы, поговорки); танец;

    Познакомить детей с народным театром;

    Дать представление о народном костюме;

2. Регулятивные:

    Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

    Планировать свои действия на отдельных этапах урока, мероприятия;

    Фиксировать в конце занятия удовлетворенность/неудовлетворенность на уроках, мероприятиях, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

    Формировать эстетическое сознание;

    Развивать физическое здоровье: ловкость, силу, координацию, быстроту реакции;

    Развивать память, творческую фантазию, внимание, смекалку, наблюдательность;

    Умение работать в коллективе, общаться с людьми;

3. Коммуникативные:

    Формировать любовь к родной земле и уважение к традициям своего народа;

    Прививать уважение к народной песне, танцу, загадке, частушке, сказке, игре;

    Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

    Формулировать ответы на вопросы;

    Слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, что говорит собеседник;

    Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий на уроке и мероприятии;

4.Личностные:

    Прививать чувство любви к ближнему, доброты, взаимопомощи, сердечность;

    Способствовать развитию творческих способностей учащихся;

    Сформировать первоначальные исполнительские навыки;

    Эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма

    Этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий

Организация учебного процесса:

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-8 лет.

Занятия с детьми должны проходить в форме беседы и игры, проведение уроков, праздников и концертных программ.

Занятие-праздник проходит 1 раз в месяц от 45 минут-1 часа.

Состав группы один класс 25-30 человек.

Особенность организации системы занятий в том, что они строятся по народному календарю.

Занятие-праздник строятся по двум принципам:

    От простого к сложному

    Динамическая пульсация: быстрое – медленное, простое – сложное, речевое – музыкальное.

Условия реализации программы:

    Помещение – зал или класс, для проведения занятий.

  1. Музыкальные инструменты: балалайка, свистульки, бубны, ложки, рубель, трещетки, колокольчики.

    Аппаратура воспроизводящая МР3, аудио, DVD и CDформаты.

Формы проведения контроля:

    Проведение праздников

    Участие в праздниках школы

Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям: занятия познавательного цикла, совместная деятельность (занятия праздники для детей), самостоятельная деятельность детей (занятия праздники для родителей).

Первое направление – занятия познавательного цикла. Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, пословицами, поговорками, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности преподавателя с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если вместе с детьми устраивать праздники, на котором и дело сделать, и повеселиться.

Третье направление – самостоятельная деятельность детей. Преподаватель создает специальные условия. Обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной преподавателем познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной художественной деятельности и для проведения открытых праздничных занятий для родителей.

Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию народной культуры. Особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физкультурой, изобразительной деятельностью и т.п.

Народный календарь : Что такое календарь. Народные приметы каждого месяца. Народный месяцеслов. Поздравление именинников каждого месяца.

Календарные праздники : Отметить наиболее значимые и интересные праздники. Изучение различных жанров фольклора к каждому выбранному празднику.

Хороводно -игровой и танцевальный фольклор : Познакомить детей с играми, хороводами, танцами. Дать представление и развить навыки театрального искусства, с помощью хороводно-игрового фольклора.

Малые жанры фольклора и народный театр : Дать представление и развивать навыки театрального искусства, с помощью таких жанров, как пословицы, скороговорки, поговорки, считалки, прибаутки, сказки, инсценировки.

Инструментальная народная музыка : знакомство, освоение и применение доступных традиционных инструментов. Ансамблевое исполнение народной музыки.

Работа с коллективом : подготовка праздников, репетиции отдельных номеров для выступлений, проведение праздников закрытого и открытого типа (праздники только для детей, или с приглашением родителей).

Значение русского народного календаря и принципы работы с ним.

Знакомство с русским народным календарем – один из важных путей приобщения детей к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков.

Народный календарь – явление чрезвычайно объемное и насыщенное. Он охватывает весь годовой круг и различные события жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Русский народный календарь дает полную «картину мира», как ее представляли наши предки. Он вобрал в себя различные стороны мироустройства, ежегодного обновления природы и включенности в нее человека.

Каждый сезон год, месяц, дата представлены краткими характеристиками, как бы маленькими картинками, вводящими детей в годовой цикл жизни природы и человека. Здесь пословицы, поговорки, приметы, обычаи, загадки. Все это является полем для творческой деятельности детей, знакомящихся с древней культурой наших предков, с ее народным календарем.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:

7-8 лет

    Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Покров, Кузьминки, Святки, Масленица, Сороки, Пасха).

    Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

    Знать название инструментов (рубель, трещетка, балалайка) и различать их по звучанию.

    Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

    Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

    Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

    Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.

    Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку».

    Уметь рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиции народного календаря.

    Оказывать помощь сверстникам и взрослым.

    Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

    Проявлять внимание и заботу к близким.

Программа по месяцам и тематическому направлению занятий-праздников

Месяц, название праздника.

Особенности

Сентябрь. «Осенины. Оспожинки» Осенняя тема.

считалки,

поговорки,

хороводы о урожае и о его сборе.

Активные игры.

Лесные и домашние животные.

Изготовление куклы Осенницы.

Стимуляция умственной активности;

Развитие сенсорной сферы.

Развитие памяти

Развитие чувства ритма.

Развитие логики

Постановка правильной речи

Умение сосредотачиваться

Укрепление памяти

Знакомство со всеми этапами выращивания и сбора льна

Ритмизация тела

Усидчивость

Внимание

Октябрь. «Батюшка Покров». Ярмарочная и Семейная тема.

Покровские забавы. Ярмарка.

Приметы и загадки октября.

Умственное и физическое развитие

Воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, к родному краю.

Воспитание художественного вкуса,

Воспитание чувства гармонии,

Развитие интереса к традициям

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Пестования детей.

Родственные отношения.

Кукольная свадьба.

Ноябрь. «Кузьминки. Кузьма и Демьян – ремесленники знатные». Рукодельная тема.

Именины Косьмы и Дамиана – рукомесленник

Куриный праздник.

Народные игры.

Обобщение коллектива в одно целое

Воспитание организованности, коллективизма

Развитие навыков движения под музыку

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Ритмизация тела

Развитие интонационной выразительности речи

Развитие двигательной способности, музыкальности,

Развитие быстроты реакции,

координация движений,

Развитие фантазии,

Развитие способности к снижению боязни, страха, тревожности

Улучшение настроения

Повышение самооценку

Январь. «Пришли Святки – веселись ребятки». Святочная и Рождественская тема.

Колядование. Посевание.

Святочные игры и забавы, хороводы.

Приготовление традиционного блюда – Кутья.

Развитие общительность,

Развитие желания участвовать в театральных играх,

Развитие эмоциональной отзывчивости,

Умение соотносить слова с движением,

Умение импровизировать в диалогах

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Март. «Широкая Масленка».
Масленичная тема.

Активный праздник со всеми обрядами масленичной недели в сопровождении настоящих масленичных персонажей и самой госпожи Честной Масленки!

Сжигание масленичного чучела.

Обогащение музыкального впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Способствование дальнейшему формированию певческого голоса и развитию навыков движения под музыку

Воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, к родному краю

Обобщение коллектива в одно целое

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Воспитание организованности, коллективизма

Развитие навыков движения под музыку

Ритмизация тела

Апрель. «Встреча весны».

Весенняя, птичья тема.

Птичий праздник.

Жаворонки.

Заклички.

Изготовление птичек.

Развивать интонационную выразительность речи.

Стимуляция умственной активности

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

Развитие памяти

Развитие чувства ритма.

Развитие логики

Умение сосредотачиваться

Укрепление памяти

Развитие мелкой моторики рук

Усидчивость

Внимание

Умение работать с лоскутными тканями

Воспитание эстетического вкуса

Май. «ПАСХАльный колобок».
Пасхальная тема.

Беседа о празднике.

Театрализованная интерактивная сказка.

Убранство русской избы.

Пасхальные игры и
забавы.

Воспитание организованности, коллективизма, умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры.

Воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви к родному краю, к своей малой родине.

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Развитие памяти

Развитие логики

Постановка правильной речи

Умение сосредотачиваться

Укрепление памяти

организованности, коллективизма

Развитие навыков движения под музыку

Ритмизация тела

Развитие мелкой моторики рук

Воспитание эстетического вкуса

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

Наиболее многочисленно в России русское население — оно составляет 111 миллионов человек. Замыкают тройку наиболее многочисленных национальностей татары и украинцы.

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье

Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.

Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека. Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной. Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Отмечаются и религиозные, и светские праздники.

Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.

Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне , Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Украинская культура

Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.

Традиционное украинское жилье

Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.

Встречаются такие хаты в России, например, в Оренбургской области, в западных и центральных областях Украины, в Казахстане, однако почти всегда соломенная крыша заменена на шифер или покрыта рубероидом.

Украинский народный костюм

Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.

Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.

Самым известным элементом традиционной украинской одежды является вышиванка — мужская или женская рубаха, отличающаяся сложной и разнообразной вышивкой.

Украинские народные костюмы уже не носят, но их можно увидеть в музеях и на фестивалях украинской народной культуры. А вот вышиванки до сих пор в ходу и даже набирают все большую популярность — их любят носить украинцы всех возрастов, и в качестве праздничного наряда, и как элемент повседневного гардероба.

Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.

Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.

Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.

Украинская кухня любима и популярна не только среди украинцев, но и среди многих других жителей России — встретить ресторан украинской кухни в крупных городах не составит труда.

Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.

Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.

Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар

Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью.

Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.

Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно.

Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.

Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

Чижова Анна,
преподаватель Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны.

« Русская народная традиционная культура как путь воспитания ребенка. (Опыт работы дошкольной группы при православной Школе Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны)» .

Помимо первой и наиважнейшей — духовной высокой цели, которую ставит перед собой педагог, проживая вместе с ребенком и окунаясь в традиционную народную культуру, есть и другая цель, возможно для кого-то более очевидная (по сравнению с первой) – воспитание здорового человека. Уже неоспоримо доказано благотворное влияние русской народной традиционной культуры на физическое здоровье человека; от предков нам досталась «естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой» .

На протяжении 7 лет я работаю в Школе Народного Искусства императрицы Александры Федоровны в качестве педагога доп. образования в группе «Светелка» — группе подготовки детей к школе. Занятия в группе проходят каждый день (с понедельника по пятницу), с 9 ч. до 15ч. Возрастной состав дошкольников разный – от трех до семи лет, количество варьируется от 7 до 12 человек. Весь наш год построен на основе календарей церковного и народного года, в соответствии с ними выстроены все занятия, расписание.

Трудно выделить что-то одно – какое-то одно занятие, праздник, событие, что можно описать как «использование народной культуры в работе», потому что в нашей Школе созданы все условия для того, что действительно ПРОЖИВАТЬ, а не знакомиться поверхностно с народной культурой, мы – часть её, она — часть нас. Она ежедневно присутствует во всей жизни Школы, будь то школьная программа, предусматривающая включение таких предметов как ремесла (глина, ткачество, вязание, обработка дерева и т. п.); школьные правила (обязательное наличие школьной формы и др.); общие праздники или взаимоотношения детей и взрослых, детей друг с другом. В Школе есть Храм (Храм Покрова Пресвятой Богородицы), таким образом, все Церковные праздники мы имеем возможность проживать собравшись всей Школой на праздничную Литургию. Народная культура и Православная культура в жизни нашей Школы – неразрывно связаны, что и должно быть, ведь эти две культуры – на самом деле одно, не могут быть одно без другого, они как два крыла одной птицы.

Что касается подготовительной группы, мы живем в режиме всей Школы, при этом имея свой план, учитывающий возраст детей, их физическую и эмоциональную специфику. Занятия по подготовке ребенка к школе подразумевают обычное развитие дошкольника, но с приоритетом духовного развития. Мы стараемся подготовить ребенка к школе, а что важнее — к жизни, и не «использовать» богатство традиционной народной культуры в этом процессе – просто невозможно. Каковы «параметры» подготовки ребенка к школе? В нашей Школе, это не знание английского языка, не беглое чтение, не счет до 100 и обратно; показатель готовности ребенка к школе – физическое и эмоциональное здоровье, умение держаться за руки в хороводе, умение вместе петь, играть, взаимодействовать друг с другом раскрывая свои творческие возможности, умение следовать правилам в игре; желание познавать, которое проявляется как в физической активности, так в умении слушать, задавать вопросы, разгадывать и загадывать загадки. Многие педагоги пишут о том, насколько порой деструктивно на ребенке сказывается так называемое и очень популярное сегодня «раннее развитие» ребенка, в котором в первую очередь развивают интеллект ребенка, тем самым зачастую ущемляя его в другом, в более важном – развитии души. Есть такое мнение: чем выше у ребенка интеллект, тем ниже у него способность к сорадованию . Жизнеутверждающий, радостный настрой народной культуры, включенной в школьную жизнь дает ребенку самое главное, что нужно ему, вступающему на новый уровень социального положения – становящемуся первоклассником – базовое доверие к миру, желание жить, наполненность радостью, которой невозможно не делиться с ближним.

Каждый день «Светёлки» — жизнь «внутри» календаря народного и церковного. Каждый день начинается с молитвы, в красном углу комнаты всегда горит лампада. Начало дня – обычная гимнастика – зарядка перетекает в пальчиковые игры в потешки, пестования — где могут быть использованы и куклы (как самодельные, так и зверята) – дети сажают своих куколок на коленки и пропевая разные пестушки, делают массажик, поглаживают, умывают личико, а также катают кукол на коленках (используется материал учебного издания «Народные традиции в воспитании детей» и другие). Могут и старшие дети сажать младших на коленки – играть с ними, пропевая тоже самое. Далее играем в русские народные игры – разные в течение дня – подвижные, подражательные, календарные, тихие, громкие, «на лавочке» и другие (в зависимости от запланированного воспитателем и от желания детей). Обязательно в течение дня поем песни – часто во время рукоделия, иногда специально выделяя время для выучивания. Неоднократно в течение дня используются детьми считалки, которые также являются малой формой народного творчества и помогают избежать конфликтных ситуаций, а так же развивают речь ребенка, чувство ритма; учат чувствовать слоги.

Интерьер в помещении, где находится группа, включает в себя такие «зоны», попадая в которые во время свободный игры ребенок впитывает в себя правильные модели устройства мира: это и красный угол, где находятся иконы и теплится лампада; и колыбелька, в которую, конечно же, хочется уложить и убаюкать малыша; и русская печка, в которой для всей семьи готовятся щи и каша. Игрушкам в группе предается большое значение – как одному из важнейших объектов влияния на внутренний мир ребенка; в большинстве своем игрушки из природного материала. В игрушке важно все: и форма, и раскраска, и, конечно же, сам материал; пластик и резина в натуральном виде нигде не встречаются. Чудо чудное – народная игрушка. «Народная игрушка, — пишет о. Андрей Кононов, — всегда единокровна с миром. Для её изготовления используются природные материалы: глина, песок, лед, снег, камень, хлопок, лен, шерсть тесто, дерево, береста, стекло, медь и т. д. Поэтому она является прекрасным игровым познавательным средством» . Отдельным важным еженедельным событием является для нас выпечка «Александровского» хлеба вместе с детьми каждую пятницу. Дети сами замешивают тесто (приносят из дома различные семена: мака, тыквы, подсолнуха и добавляют в тесто) потом лепят из него хлебушки и относят родителям в расписанных детьми для этого бумажных пакетиках.

В течение года мы в большей или меньшей степени готовимся и проживаем такие Праздники, как Покров Божьей Матери, день Рождения Школы (день св. Иоанна Златоустого), Введение во храм Пресвятой Богородицы, День св. Николая Чудотворца, Рождество Христово (устраиваем вертепное действие, ходим колядовать, расписываем козули), Масленица, Пасха, Сороки (22 марта)

В своей педагогической деятельности я встречаюсь с совершенно разными детьми, у всех детей есть какие-то психологические, возрастные, поведенческие, физические особенности, с которыми мы сталкиваемся, живем, работаем. Мне трудно с точностью тестов, цифр проследить динамику решения конкретной проблемы; конкретно сказать: была у ребенка проблема, стал он петь – проблема исчезла. Иногда результата как будто бы и нет, бывает так — кажется, ребенок – пассивен, не воспринимает происходящее (танец, хоровод, песню…). Но вдруг через какое-то время он запевает колыбельную своей кукле – и это так радует. Одна трехлетняя девочка, когда мы с группой ставили вертеп – не участвовала с нами в «общем делании», занималась чем-то своим, было непонятно, понимает ли она вообще что-то, но вот придя домой и увидев деревянный вертеп, малышка выдала весь сюжет вертепа наизусть (без перерыва, со своими вставками, со всеми песнями) – на удивление всем… Очень радует, когда вдруг видишь в школе детей – без учителя – они сами водят хоровод – это дорогого стоит.

Я твердо уверена в том, что проживание вместе с детьми жизни – полноценной, осознанной, в лоне русской традиционной народной культуры, дает нам неиссякаемый источник радости, помогает не только решить проблемы здоровой нации, но и стать полноценными личностями с правильно расставленными духовными ориентирами.

В. В. Зеньковский «Психология детства»1995, С 43

В. В. Зеньковский «Психология детства»1995С.44

М. М. Громыко «Мир русской деревни», С. 7.

Назарова Л. Д. «Фольклорная арттерапия», С. 9

Абраменкова В. В.Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка

Прот. Андрей Кононов «Духовный смысл современной и народной игрушки», С.63

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.