Проект по изо портрет. Учебный проект портрет в изобразительном искусстве

Проект по литературе на тему « Портрет слова лошадь» Подготовила: Чусова Саша Ученица 6 Г класса Преподаватель: Багинская Елена Ивановна

Откуда пришло к нам слово лошадь? Слово "лошадь" одно из немногих, которое пришло в русский (древнерусский) язык из тюркских языков в домонгольский период. Слово "лошадь" произошло от тюркского слова "алаша", что в переводе означает "мерин" кастрированный жеребец. Цепочка трансформации может быть такой "алаша" -"лаша"-"лоша"+"ат" (одно из значений слова "ат" тоже лошадь)- лошадь.

Интересные факты - Самое короткое слов, обозначающее лошадь, это - «Ук» - в языке кочевников внутренней Монголии. Самое длинное «Оквилаупаракламарукоаллунакланата» - использовали индейцы Перуанского племени Мицран. Оно примерно обозначает - «Лысый гуанако белого человека, пришедшего с моря» - У новозеландских лошадей водоотталкивающая шерсть; - Максимальное зарегистрированное количество жеребят родившихся у одной лошади - 19; - По статистике смертность от удара некованым копытом коня выше, чем от подкованного копыта; - Лошади видят цветные сны; - У негров племени масаи, убитый лошадью (да и любым копытным животным, например, антилопой) автоматически попадал в рай; - Если поставить перед лошадью ведро с кофе и ведро с какао, лошади в четырех случаях из пяти предпочтут кофе; - Воины суахили ездили на лошадях сидя спиной вперед и глядя через плечо. - Рекордный прыжок был зарегистрирован 5 -го февраля 1949 капитаном конной артиллерии Альберто Морали. Высота прыжка была - 2 м 47 см. - У негров племени масаи, убитый лошадью (да и любым копытным животным, например, антилопой) автоматически попадал в рай; - Если поставить перед лошадью ведро с кофе и ведро с какао, лошади в четырех случаях из пяти предпочтут кофе; - Арабские скакуны имеют на один позвонок меньше, чем лошади других

В каких сказках встречается слово лошадь? Баба-яга и Заморышек Арбатская сказка (Н. Пучкина) (А. Н. Афанасьев)

Значения слова «лошадь» в словарях Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. конь Шахматная фигура с изображением головы лошади на высокой изогнутой шее. Толковый словарь Ожегова. конь В шахматах: фигура, изображающая конскую голову на высоко на изогнутой шеи. Пример: Ход конем (также перен. : о смелом, решительном действии). Толковый словарь Даля Лошадь - ж. лошадка, -душка; лошаденка, вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. По употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, выносная

Половицы и поговорки со словом конь КУДА КОНЬ ХОЧЕТ, ТУДА ОН СКАЧЕТ. : : БЕЗ СПОТЫЧКИ И КОНЬ НЕ ПРОБЕЖИТ. : : БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. : : ГДЕ КОНЬ ЛОЖИТСЯ, ТУТ И ШЕРСТЬ ВАЛИТСЯ. : : ВЫШЕ МЕРЫ И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. : : БЕЗ ДЛИННЫХ ДОРОГ - КТО ЗНАЕТ, ХОРОШ ЛИ КОНЬ. : : ЧЕРЕЗ ЧУР И КОНЬ НЕ СТУПИТ. : : ЧЕРЕЗ СИЛУ И КОНЬ НЕ ВЕЗЕТ. : : ЧЕЙ КОНЬ, ТОГО И ДЕНЬГИ. : : ЧЕЙ КОНЬ, ТОГО И ВОЗ. : : ЦЕНУ ДОРОГИ ЗНАЕТ КОНЬ, ЦЕНУ ПРАВДЫ - ЧЕЛОВЕК. : : ХОРОШЕЕ СЛОВО ЧТО ДОБРЫЙ КОНЬ. : : КТО СЯДЕТ НА ЧУЖУЮ ЛОШАДЬ, МОЖЕТ СКОРО ОКАЗАТЬСЯ ПЕШИМ. : : ГДЕ СЛОН МЕРНОЙ ПОСТУПЬЮ, ТАМ ЛОШАДЬ ГАЛОПОМ. : : ВОРОЧАЕТ КАК ЛОШАДЬ.

: : Я НЕ Я, И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ, И Я НЕ ИЗВОЗЧИК. : : ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ О СВОЕМ УРОДСТВЕ, ЛОШАДЬ НЕ ПЕЧАЛИТСЯ О ВЫТЯНУТОЙ МОРДЕ. : : ВЗЯЛИ ЛОШАДЬ - ВОЗЬМИТЕ И ОБРОТЬ. : : ТАКИЕ ВОРЫ, ЧТО ИЗ-ПОД ТЕБЯ ЛОШАДЬ УКРАДУТ. : : СЧАСТЬЕ НЕ ЛОШАДЬ; ЕГО НЕ ЗАПРЯЖЕШЬ. : : СЧАСТЬЕ НЕ ЛОШАДЬ: НЕ ВЕЗЕТ ПО ПРЯМОЙ ДОРОЖКЕ, НЕ СЛУШАЕТСЯ ВОЖЖЕЙ. : : ГОРА ЛОШАДЬ МУЧАЕТ, ЗЛОБА - ЧЕЛОВЕКА. : : ДОБРАЯ ЛОШАДЬ ОТ ЕДЫ СОГРЕВАЕТСЯ. : : ЕСЛИ КАПЛЯ НИКОТИНА УБИВАЕТ ЛОШАДЬ, ТО КТО ЖЕ - МЫ! : : КТО НА ЧУЖУЮ ЛОШАДЬ СЯДЕТ, БЫСТРО ИЗ СИЛ ВЫБЬЕТСЯ. : : КРАСНА ЛОЖКА ЕДОКОМ, А ЛОШАДЬ - ЕЗДОКОМ. : : КОРМНА ЛОШАДЬ, ТАК И ДОБРА; БОГАТ МУЖИК, ТАК И УМЕН.

Фразеологизмы со словом Лошадь v устал как лошадь, v укатали сивку крутые горки- Говорится о человеке, который когда-то имел силу, здоровье или высокое положение и теперь, с годами, всё это потерял. v старый конь борозды не испортит- Говорится чаще, когда за дело наравне с молодыми берется старый, опытный, знающий человек. v бред сивой кобылы- обозначающий явную бессмыслицу, ложь v не пришей кобыле хвост- Так говорят о том, что не имеет никакого отношения к делу. v "Конь не валялся" - работа еще и не начиналась, т. е. ничего еще не сделано.

v “Поставить не на ту лошадь” - опять выражение родом из скачек, означает проигрыш. v "Бред сивой кобылы" - ерунда, глупость, нелепица. v "Ход конём" - шахматная тематика, решительный поступок, который идёт в ход в крайнем случае. v Троянский конь" - хитрая ловушка.

Цитаты Ø Надобно знать, что во время тревоги, произведенной нападением разбойников, он побежал в конюшню, где стояла Швабрина лошадь, оседлал ее, вывел тихонько и, благодаря суматохе, незаметным образом поскакал к перевозу. (Пушкин А. С. Капитанская дочка) Ø Выборный, услыша, что я требую лошадей, принял было меня довольно грубо, но мой вожатый сказал ему тихо несколько слов, и его суровость тотчас обратилась в торопливую услужливость. (Пушкин А. С. Капитанская дочка) Ø А пока ёлочка жила в лесу, пока скрипел снег по лесу «частному» и бежали всякие «лошадки мокроногие» , мышиные лошади незаметно, шаг за шагом переходили на колбасную сторону. (Успенский Э. Н. Гарантийные человечки)

Ø По милости Пугачева, я имел добрую лошадь, с которой делился скудной пищею и на которой ежедневно выезжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (Пушкин А. С. Капитанская дочка) Ø Я сказал, что тулуп и лошадь, правда, не посовестился я принять от самозванца; но что Белогорскую крепость защищал я противу злодея до последней крайности. (Пушкин А. С. Капитанская дочка) Ø Те прыскают во все стороны, как зайцы, но у лошадей подгибаются ноги, люди соскакивают, и сделав два-три шага, валятся на землю как подкошенные. (Шумилов П. Р. Слово о драконе)

Синонимы к слову « Лошадь» тяжеловоз кобыла пони жеребец мустанг скакун жеребенок мерин шайр рысак клеппер пегас иноходец голштинец ганноверан кобылка конь лошадка орловец

Загадки Не мой бы труд, не мой бы век, Ты плохо жил бы, человек. Но в век машины и мотора. Боюсь, в отставке буду скоро. Ответ: Лошадь В эту живность, как ни странно, Гвоздь забить совсем легко Но она не деревянна, И гарцует: «И-го-го!» Ответ: Лошадь

Два брата впереди бегут, два сзади догоняют. Ответ: Ноги лошади На крайчике, на сарайчике две куколки сидят, обе врозь глядят. Ответ: Уши лошади Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. Ответ: Лошадь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Участники проекта: Дети подготовительной группы компенсирующего назначения (ОНР).

Цель: Познакомить детей с портретной живописью Задачи: Формировать у детей интерес к живописному портрету и такому его жанру, как автопортрет. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ. Познакомить с некоторыми средствами выразительности портрета: рисунок, колорит, композиция. Обучить детей техническим приёмам изображения портрета. Обогащать детско – родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми. Развивать творческое воображение детей. Стимулировать творчество детей к импровизации с различными материалами.

Проблема: Поможем Незнайке научиться рисовать портрет Предполагаемый результат: Создание альбома «Давайте познакомимся» * Выставка «Необычный портрет»

Алгоритм осуществления проекта: Подготовительный этап Подбор наглядного иллюстративного материала; Взаимодействие с семьёй – выполнение совместных творческих заданий «Необычный портрет» (из разных материалов).

Мероприятия: Основной этап:

Постановка проблемы – чтение рассказа Н.Носова «Как Незнайка был художником»

Художественный салон: Знакомство с портретом

Просмотр мультимедийных презентаций: * «Если видишь на картине…» * «Виды портретов»

Развлечение «Давайте поиграем» (с использованием художественно-развивающих игр) «Фоторобот»

«Узнай портрет по пиктограмме»

«Кто быстрее определит настроение героя»

Фотовыставка «Смотрите, это я»

« В мастерской художника» (учимся рисовать автопортрет)

Создание альбома «Давайте познакомимся»

Домашнее задание: «Необычный автопортрет» и Презентация автопортретов

Автопортрет Жени Сорокина (выполнен с помощью мукосоли)

Автопортрет Джавы Аншукова (выполнен с помощью гороха и пластилина)

Автопортрет Сережи Недоступова (выполнен с помощью пластилина)

Автопортрет Дениса Капустина (выполнен с помощью аппликации)

Автопортрет Владика Кулешова (выполнен с помощью простого карандаша)

Автопортрет Сёмы Журавлёва (выполнен в технике граттаж)

Автопортрет Ромы Сенчукова (выполнен с помощью мятой бумаги)

Автопортрет Сони Сынковой (выполнен с помощью акварели)

Автопортрет Кати Пахарь (выполнен с помощью пластилина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки"

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки". Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Художествееное творчество"Для подготовительной к школе группы....

Презентация "Жанры живописи.Портрет."

В доступной форме знакомим дошкольников с жанрами живописи,подробно рассказываем о жанре портрет....

Портреты

Слайдов: 13 Слов: 31 Звуков: 0 Эффектов: 2

Виктор Астафьев. Борис Валентинович Ширшов. Евгений Андреевич Пермяк. Лев Иванович Кузьмин. Бианки Виталий Валентинович. Валентина Телегина. Тумбасов Анатолий Николаевич. Трутнева Евгения Фёдоровна. Лев Иванович Давыдычев. Ирина Петровна Христолюбова. Домнин Алексей Михайлович. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Владимир Иванович Воробьёв. - Портрет.ppt

Портрет ИЗО

Слайдов: 14 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерный портрет. Урок изобразительного искусства 6 класс. Давайте вспомним, что такое портрет? Джоконда Леонардо да Винчи. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Карл Брюллов - И. Крылова. Валентин Серов – портрет Мусоргского. Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Уильям Хогарт – Девушка с креветками. Посмотрите, как с помощью цвета передаем выразительность глаза человека. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… - Портрет изо.ppt

Жанр портрет

Слайдов: 18 Слов: 458 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ человека – главная тема искусства. А. С. Пушкин. Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Из истории возникновения портрета. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. И. Н. Крамской «Мина Моисеев». - Жанр портрет.pptx

Портрет человека

Слайдов: 19 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 68

Портрет. Художественное изображение человека. Поясной портрет. Погрудный портрет. Портрет в рост. Характер портрета. Автопортрет. Групповой портрет. Семейный портрет. Дорогой человек. Античное искусство. Уголки губ. Спокойствие. Попробуйте и вы. Портрет мамы. Нарисовала подругу. Рисуем портрет. - Портрет человека.ppt

«Портрет» 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 95

Портрет в изобразительном искусстве. Академия художеств. Знаменитые портреты великих художников. Определите вид портрета. Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Владимир Лукич Боровиковский. В.Л. Боровиковский. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Валентин Серов. «Портрет Юсупова». В. Серов. Выражение лица. - «Портрет» 6 класс.ppt

Искусство портрета

Слайдов: 41 Слов: 1373 Звуков: 1 Эффектов: 41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Портрет. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). или группы людей, Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Основные принципы развития портретного жанра. История портрета. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Самый древний портрет. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. - Искусство портрета.pptx

Портрет в живописи

Слайдов: 14 Слов: 1613 Звуков: 0 Эффектов: 0

Портрет. Средний Возраст. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. О ком рассказывает портрет. Развивать воображение и образное мышление. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов. - Портрет в живописи.ppt

Виды портретов

Слайдов: 12 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 67

Виды портрета человека. Виды портрета. Парадный портрет. Камерный портрет. Социальный портрет. Психологический портрет. Портреты различаются по формату. Портреты различаются по формату (скульптурные). Пропорции изображения головы человека. Проверь себя. - Виды портретов.ppt

Разновидности портретов

Слайдов: 29 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 39

Портрет- зеркало души. Отношение к портрету. Великие умы человечества. Разновидности портрета. Виды портрета. Из истории развития портретного жанра. Древний Египет. Идеалы женственности. Фаюмские портреты. Древняя Греция. Римский скульптурный портрет. Леонардо да Винчи. Западная Европа. Россия. Портрет неизвестной крестьянки. Боровиковский Владимир Лукич. Николай Заболоцкий. Христос в пустыне. Михаил врубель. Сходство изображения с моделью. Черты. Наблюдательный глаз художника-портретиста. Подготовительный рисунок. Лица. Пастель. - Разновидности портретов.pptx

Парадный портрет

Слайдов: 19 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое «парадный портрет». Что мы хотим выяснить. Наши предположения. Гипотеза. Что означает понятие «парадный портрет». План наших действий. Что удалось выяснить. Изображение людей в картинах художников 18 века. Иван Петрович Аргунов. Картины В.Л.Боровиковского. Портрет Д.Г. Левицкого. Портрет Е.А. Нарышкиной. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Картины А.П.Антропова. Кто рисовал портреты знатных людей. Портрет был достоянием в основном придворных кругов. Портрет Екатерины второй. Картины Д.Г. Левицкого. Искусство портрета. - Парадный портрет.ppt

Фаюмский портрет

Слайдов: 20 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 84

Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море». В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. - Фаюмский портрет.ppt

Портрет автора

Слайдов: 9 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 4

Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. А. Моруа. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. Дагерротипные портреты Л. Толстого. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. Н. Ге. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. К. Сомов А. Блок 1907 г. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Иннокентий Анненский. - Портрет автора.ppt

Изображение головы человека

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 44

Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Н. Заболоцкий. Цели урока: Лицо и эмоции человека. Пропорции лица человека. Рисунок головы человека. Изображение черт лица. Изображение черт лица человека. - Изображение головы человека.ppt

Художники-портретисты

Слайдов: 15 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 14

Портрет. Цели и задачи. Что такое портрет. Портрет есть во всех видах изо искусства. Русские художники-портретисты. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Григорий Кириллович. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Тропинин Василий Андреевич. Кипренский Орест Адамович. Брюллов Карл Павлович. Репин Илья Ефимович. Крамской И.Н. Серов Валентин Александрович. Скульптурный портрет. -

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Как и положено в проекте, идею подсказали сами дети. Они стали играть с рамкой от картины: строили рожицы, пугали друг друга, изображали сценки за рамой. Я пришла к мысли, что это можно использовать в работе над темой «Портрет». Но тема оказалось столь обширной, что в рамки ни занятия, ни игры не вписывалась. Только проектная деятельность могла вместить в себя все многообразие жанров, видов и техник исполнения.

Рамка позволила остановить момент и сконцентрировать внимание ребенка на отдельных предметах, явлениях (снег за окном в рамке смотрится как картина, т.е. пейзаж; лежащие на столе фрукты и овощи через рамку превращаются в натюрморт; любимый воспитатель через рамку превращается в портрет).

Современные дети, воспитанные техногенным миром, в какой-то мере обделены вниманием и любовью, и как следствие, у них не сформировано правильное, адекватное отношение к себе. Из-за этого наблюдается плохая адаптация в коллективе, отсутствие правильной самооценки. Страх неодобрения блокирует продуктивную деятельность (именно созидание, т.е. перевод переживаний, ощущений в продукт), дети лучше вообще ничего не будут делать. Что они делают? Пассивно смотрят фильмы, бездумно играют в компьютерные игры, или шумно выплескивают эмоции и чувства в движении. Разнообразная деятельность в ходе проекта позволяет им реализовать себя, по-новому взглянуть на себя, увидеть себя с разных сторон, объяснить, почему я делаю именно так, а не иначе. В процессе деятельности в рамках данного проекта один мальчик восторженно заявил: «Вот теперь я знаю, чем занять себя дома».

Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта внимание детей будет привлечено к их внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; будут созданы оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, физрук, родители.

Цель : изучение себя через портрет.

Задачи :

  • расширить и углубить знания детей о портрете, познакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.);
  • знакомить детей с разными техниками выполнения портрета;
  • учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник;
  • обогатить чувственный багаж детей;
  • стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
  • научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику;
  • учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения;
  • учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение;
  • развивать речь через описание созданных работ.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный:

  • обозначение проблемы.выбор темы;
  • определение цели и задач проекта;
  • обсуждение с участниками;
  • составление плана работы над проектом;
  • сбор материалов.

Второй этап - практический:

  • проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта;
  • оформление и подбор нелбходимых материалов для исследований.

Третий этап - завершающий:

  • итоговое НОД "В мастерской художника";
  • проведение выставок;
  • планирование новых проектов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • расширение знаний детей о себе;
  • развитие речи;
  • умение детей классифицировать портрет по видам (живописный, графический, фотопортрет и т. д.).
  • развитие навыков изобразительной деятельности.

Итоги проекта:

1. Детинаучились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляли инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментировали с различными материалами, создавая образы.

2. Был сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства и различным его жанрам, сформировался стойкий познавательный интерес к своему внутреннему миру и красоте окружающей природы.

3. Развились творческие способности, в частности ручная умелость, были приобретены новые умения в различных техниках (пластилиновая графика, акватипия, фотографирование и др.).

4. Приобретены знания о различных портретах и техниках их исполнения.

5. Научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи эпитеты, сравнения, метафоры.

6. Сформированы навыки рационального дыхания, координации движения, осмысленной моторики.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Рябинушка»,

общеразвивающего вида

г.Улан – Удэ

Воспитатель Чеботарева О.Ю.

Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Портрет человека»

Актуальность: " Рисование человека" является центральной темой в изобразительном искусстве. И это понятно: человек, его труд, его преобразующая природу и мир деятельность, всегда определяли общественное, социально - историческое значение произведений изобразительного искусства. Не случайно в первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои.

Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом и это не случайно, ведь человек является самым сложным объектом изображения и необходим значительный художественный опыт, чтобы грамотно и выразительно его изобразить.

Проблема: дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются не использовать этот вид художественного творчества в самостоятельной деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей способам и приемам изображения человека.

Цель: научить детей разнообразным способам изображения человека. Задачи:

1. Познакомить с видами портрета, его особенностями.

2. Научить детей передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение, помочь освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

3. Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, его характер, настроение.

4. Закрепить понятие «автопортрет», продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь.

5. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы.

Предполагаемый результат: дети должны научиться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Длительность проекта: 2 -3 месяца.

Реализация проекта:

1-2 неделя: знакомство с живописью, техникой рисования портрета, изобразительными методами и приемами. Прежде всего необходимо познакомить детей с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

Затем могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов.

Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: "Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?". При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: "О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?". Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: "Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую "тайну" в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?".

Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): "Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?".

Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием "вхождения" в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая раз ные по настроению произведения, дети обращают внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.

Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у дете й чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.

Используя прием "вхождения" в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.

Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета ("Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем"; "Определи, к какому портрету подходит эта музыка"; "Придумай свое название портрету"; "Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)

Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Методы и приемы: рассматривание репродукций картин художников портретного жанра, выделение особенностей изображения (стиль, позы, временные промежутки в создании портрета, свет, цвет), смешивание красок до нужного оттенка, создание шаблонов и трафаретов – головы, прически (мужских и женских); подбор различных художественных материалов.

3 –4 неделя: практическая работа по освоению работы с шаблонами и трафаретами, фоном, средствами изображения.

5 - 6 неделя – рисование портретов папы, дедушки, братьев (ко Дню защитников Отчества).

7-8 неделя – рисование портретов мамы, бабушки, сестер (к Международному Женскому дню).

Примерный конспект занятия по рисованию в старшей группе

"Портрет мамы".

Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке черты её облика (цвет глаз, волос). Продолжать учить правильно располагать части лица. Воспитывать любовь и нежное отношение к маме.

Словарная работа: Портрет, погрудный, жизнерадостная, доброжелательная длинноволосая, круглолицая, чернобровая, большеглазая.

Материал: Плакат с женским погрудным портретом, мел. У детей лист бумаги (А-4), простой карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание разных портретов, рисование простым карандашом портретов.

Дидактические игры: " Какая", " Скажи ласково".

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет мамы, самого любимого для вас человека.

Будто бирюза, мамины глаза-

Ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звёздочки все вокруг, и со мною говорят.

Мама - мой любимый друг!

Прежде, чем рисовать, мы с детьми вспоминаем, какой формы голова? (обводим пальцами голову), вспоминаем, где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба, и они овальной формы с острыми уголками).

Рисую мелом на доске овал и посередине его глаза. Затем объясняю детям, что надо рисовать только кончик носа, а от кончика носа до конца лица находятся губы. Напоминаю, что шея уже, чем лицо, а плечи шире, чем голова.

Дидактическая игра "Какая?"

Если мама радуется жизни, то она - какая? - жизнерадостная;

Если мама желает добра, то она - доброжелательная;

Если у мамы длинные волосы - длинноволосая;

Если у мамы круглое лицо - круглолицая;

Если у мамы большие глаза - большеглазая;

Если у мамы чёрные брови - чернобровая;

Дидактическая игра "Скажи ласково".

Мама- мамочка, нос- носик, губы- губки, глаза - глазки, брови- бровки, щека - щёчки, лоб- лобик.

А теперь, ребята, вспоминайте мамины глаза, мамин цвет волос, мамин взгляд, мамину улыбку, мамины любимые бусы и начинайте рисовать. Звучит детская песня про "Мамонтенка".

Кто затрудняется , оказываю помощь.

В конце занятия выставляю все детские рисунки на доске и дети анализируют свои рисунки.

Работа с родителями: организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета.

8-9 неделя – изготовление рамок для портретов, организация выставки.

Итог проекта: выставка детских работ «Наши любимые, родные, близкие»

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательных школ. М., "Педагогика", 1994.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.

6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. -- М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2007. - 208 с.

7. И. Селютин "Как нарисовать фигуру человека", из серии "Волшебный карандаш", - М., АСТ-издательство, 2007.

8. Казакова Т.Г. "Детское изобразительное творчество" Москва, Карапуз - Дидактика, 2006.

9. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1996.

10. Казакова Т.Г. Развив айте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.

11. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др. М.: Изд-во: "В. Шевчук", 2006. -- 208 с.ил.

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 2000. -- 242 с.

14. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М., "Просвещение", 1978.

15. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Педагогика, 1965.

16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

17. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 "Преподавание черчение и изобразит. искусства". - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.: ил.