Порядок ввода в эксплуатацию основных средств. Существует ли срок постановки на учет основных средств и если существует, то каким нормативным актом это регламентировано (для государственных учреждений и некоммерческих организаций)

Различных имущественных активов сопровождается их постановкой на учет в качестве основных средств. После этой процедуры, для использования имущества в текущей хозяйственной деятельности, необходимо ввести основные средства в эксплуатацию по правилам бухучета.

Что такое ввод в эксплуатацию основных средств

Далеко не каждый актив можно и нужно признавать основным средством компании. Ключевые характеристики объектов и иным материальных ценностей, которые могут рассматриваться в качестве основного средства, регламентированы в Правилах бухучета ПБУ 6/01 и ст. 256 НК РФ:

  • целевое назначение актива должно заключаться в его использовании для собственных производственных или управленческих функций, а также для передачи его третьим лицам на платной основе во временное пользование;
  • предполагаемый срок эксплуатации должен составлять не менее одного года;
  • активы не приобретались с целью последующей ;
  • материальные ценности будут приносить компании прямой или опосредованный доход в процессе текущей деятельности.

Помимо этого, на необходимость постановки активов на учет влияют их стоимостные показатели. ПБУ 6/01 определяют, что для бухучета основное средство должно обладать ценовой характеристикой свыше 40 000 рублей (при меньшей стоимости актива его включение в основные средства для целей бухучета должно сопровождаться изменением в учетной политике).

Для признания актива основным средством не имеет значения способ его приобретения. Компания может получать материальные ценности в виде взноса в уставный капитал, по итогам совершения гражданских сделок, в результате создания нового объекта (например, возведение нового здания) и т.д.

После постановки на учет, для дальнейшего использования активов, их необходимо официально ввести в эксплуатацию. Эта процедура оформляется внутренними документами фирмы – распорядительным актом руководителя и .

Ввод в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов — тема видео ниже:

Акт ввода в эксплуатацию

Для целей бухучета, издания приказа о вводе основного средства в эксплуатацию недостаточно, необходимо оформить акт приема-передачи. Указанные акты будут различаться по форме для недвижимых объектов (строения, здания и т.д.), для остальных видов активов, а также для ввода в эксплуатацию одновременно группы объектов.

Что это такое

Правила составления актов приема-передачи для целей бухучета регламентированы в ПБУ 6/01. Указанный документ будет являться основанием для передачи материальных ценностей и активов компании для дальнейшего использования. Если принятый на учет объект не планируется использовать, компания не обязана составлять указанные акты, активы могут неограниченное время оставаться вне эксплуатации при условии своевременного расчета амортизационных показателей.

Основной перечень требований к форме и содержанию актов можно найти в ПБУ 6/01, либо типовой образец указанных документов. Составлять акт должна внутренняя Комиссией по вводе в эксплуатацию, состав которой утверждается руководством компании.

Правила составления

При составлении акта нужно соблюдать определенный алгоритм действий и правила заполнения документа.

  1. Юридическим основанием для ввода основных средств в эксплуатацию будет являться приказ начальника фирмы, после чего соответствующая отметка проставляется в акте ОС-1.
  2. Еще одним вариантом действий будет составление самостоятельного акта ввода основных средств или приказа аналогичного содержания, в этих документах должны поставить подписи все члены Комиссии.

В содержании акта указываются основные параметры передаваемого объекта, дата его постановки на учет, а также перечень лиц, ответственных за сохранность объекта в процессе эксплуатации. До момента передачи объекта в эксплуатацию он отражается в сведениях бухучета по счету 08 (внеоборотные активы), а после составления акта – по счету 01 (Основные средства). Одновременно с составлением акта определяется передаваемого объекта, которая необходима для последующих амортизационных расчетов.

Образец

Типовой образец акта, предложенный на нашем сайте, необходимо заполнять с учетом характеристик объекта, водимого в эксплуатацию. Хотя указанный документ составляется в произвольной форме, целесообразно детально ознакомиться с требованиями ПБУ 6/01, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Пример акта ввода в эксплуатацию

Процедура ввода

Непосредственно с момента постановки имущественных активов на учет в качестве основных средств, предприятие может приступать к процедуре ввода его в эксплуатацию. Это процесс начинается с издания распорядительного документа руководителя компании.

Приказ

Во многих случаях издание приказа по предприятию позволит избежать составления отдельного самостоятельного акта для ввода активов в эксплуатацию.

Дело в том, что положения ПБУ 6/01 позволяют дополнить форму ОС-1 сведениями о начале эксплуатации объекта. Для этого в приказе необходимо указать точную дату, с которой материальные ценности будут использоваться в текущей деятельности.

Образец приказа о вводе ОС в эксплуатацию

Что понадобится

Ключевыми параметрами, которые необходимо учесть в приказе и акте приема-передачи, будут являться дата ввода основных средств в эксплуатацию и исходная стоимость активов. На основании этих показателей в сведениях бухучета будут осуществляться амортизационные начисления.

Определение первоначальной стоимости происходит с учетом следующих нюансов:

  • если активы внесены , их по решению собственников компании;
  • для ценностей, полученных по безвозмездным сделкам, используется показатель рыночной стоимости на момент постановки на учет;
  • для расчета стоимостных показателей продукции собственного производства принимаются во внимание совокупный размер фактических затрат.

Эти данные проводятся по сведениям бухучета согласно требованиям ПБУ 6/01.

Процедура

Одновременно с отражением в данных бухучета, ввод активов в эксплуатацию фиксируется в по форме ОС-6, а для группы основных средств по форме ОС-6а. Фактическая эксплуатация начинается с даты, указанной в приказе руководителя и акте приема-передачи.

Срок введения

Законодательные акты не устанавливают регламентированных сроков для ввода в эксплуатацию основных средств, это решение вправе принимать сама компания. Если активы поставлены на учет, но фактически не используются в текущей деятельности, он будет амортизироваться только по данным бухучета. Амортизация для целей налогового учета будет осуществляться только с даты фактической эксплуатации.

Нюансы отражения в 1С

При , для надлежащего оформления процедуры ввода в эксплуатацию необходимо выполнить следующие действия:

  • оприходовать поступление материальных активов путем заполнения бланка «Поступление оборудования» с одновременным определением первоначальной стоимости;
  • фактически ввод учтенного актива в эксплуатацию оформляется путем заполнения документа «Принятие к учету ОС»;
  • для учета амортизационных данных в налоговом учете заполняется документ «Амортизационная премия».

При заполнении каждого документа необходимо точно указывать даты совершения операций с активами и основания для таких действий.

Ввод в эксплуатацию основных средств в 1С показан в видео ниже:

Основные средства (ОС) могут поступать в организацию различными способами. От этого зависит не только порядок определения первоначальной стоимости объекта ОС, но и формируемые бухгалтерские записи. О различных вариантах поступления объектов ОС расскажем в нашей консультации и приведем примеры соответствующих проводок.

Все начинается со счета 08

Независимо от способа поступления объектов основных средств в организацию их первоначальная стоимость формируется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». С этого счета в момент ввода объекта ОС в эксплуатацию сформированная стоимость объекта ОС списывается, т. е. делается такая бухгалтерская запись ():

Дебет счета 01 «Основные средства» — Кредит счета 08

Основные средства приобретаются за плату

Типичный случай поступления объектов ОС - их приобретение за плату, например, по договору купли-продажи.

В этих случаях первоначальная стоимость ОС складывается из фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление имущества, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Это означает, что в стоимость объекта ОС включаются, в частности (п. 8 ПБУ 6/01):

  • суммы, которые уплачиваются в соответствии с договором продавцу;
  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта ОС и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям по договору строительного подряда;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлина, уплачиваемые при приобретении объекта ОС;
  • вознаграждения посредническим организациям.

При приобретении объекта ОС за плату проводки по формированию его первоначальной стоимости обычно такие:

Дебет счета 08 - Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Пример. По договору купли-продажи приобретен объект ОС стоимостью 238 950 рублей (в т.ч. НДС 18% — 36 450 рублей). Дополнительно организация оплатила услуги транспортной компании по доставке объекта ОС на склад организации в сумме 29 000 рублей (НДС не облагается).

Бухгалтерские записи по приобретению объекта ОС будут такие:

К этому же варианту поступления можно отнести создание объекта ОС собственными силами. Тогда, помимо расчетов с поставщиками, подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами обычно отражаются иные расходы, связанные с формированием первоначальной стоимости ОС (к примеру, материалы, зарплата работников и отчисления с нее, амортизация объектов ОС, занятых созданием новых внеоборотных активов, и т.д.):

Дебет счета 08 - Кредит счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

В отдельных случаях в первоначальную стоимость объектов ОС могут быть включены проценты по кредитам и займам (п.п.7-14 ПБУ 15/2008 , Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 08 - Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

ОС как вклад в уставный капитал

Если объект ОС был получен организацией в качестве вклада в уставный капитал, первоначальная стоимость такого имущества определяется как денежная оценка, согласованная учредителями (п. 9 ПБУ 6/01). Напомним при этом, что, например, в ООО такая оценка не может превышать стоимость, присвоенную объекту независимым оценщиком, учитывая что его привлечение при внесении неденежного вклада в ООО является обязательным (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Бухгалтерская запись по получению объекта ОС в качестве вклада в уставный капитал обычно такая (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 08 - Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Напомним, что при получении объекта ОС в качестве вклада от организации-плательщика НДС, получатель сможет принять к вычету предъявленный ему НДС, который ранее был восстановлен передающей стороной (пп. 1 п. 3 ст. 170 , п. 11 ст. 171 НК РФ).

Например. Организация-ООО получает в качестве вклада в свой уставный капитал оборудование, которое было оценено участниками в сумму 160 000 рублей. Данная величина соответствует стоимости, определенной независимым оценщиком. НДС, восстановленный участником и предъявленный организации, составляет 23 000 рублей.

У ООО, получившего оборудование, бухгалтерские записи будут такие (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н , Письма Минфина от 19.12.2006 № 07-05-06/302 , УФНС по г. Москве от 04.07.2007 № 19-11/063175):

Объект ОС получен безвозмездно

При получении объекта основных средств по договору дарения первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость имущества на дату принятия к бухучету на счет 08 (п. 10 ПБУ 6/01). Проводка при этом будет такая:

Дебет счета 08 - Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»

Напомним, что доходы будущих периодов будут относиться на прочие доходы по мере начисления амортизации безвозмездно полученного объекта основных средств (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 98 - Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»

Например, организация получила безвозмездно станок, который планируется использовать в основном производстве. Его рыночная стоимость определена в размере 218 300 рублей. Срок полезного использования установлен равным 37 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом.

Отразим сказанное выше в бухгалтерском учете:

Основное средство получено по договору мены

Если объект ОС получен организацией по договору, который предусматривает его исполнение неденежными средствами, первоначальной стоимостью будет считаться стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость равна цене, по которой организация обычно продает такие ценности. Если их стоимость установить нельзя, стоимость ОС будет равна рыночной стоимости аналогичных объектов ОС.

Сама проводка по принятию ОС по договору мену не будет отличаться от обычного приобретения за плату:

Дебет счета 08 - Кредит счета 60

Однако этой проводке будет сопутствовать комплекс бухгалтерских записей по продаже передаваемого в обмен имущества, а также по зачету взаимной задолженности.

Покажем сказанное на примере.

Организация на ОСНО в обмен на свою готовую продукцию стоимостью 312 000 рублей (кроме того НДС 18% — 56 160 рублей), получила оборудование от организации на УСН. Обмен признан равноценным. Себестоимость готовой продукции составляет 298 000 рублей.

Бухгалтерские записи по операции мены у организации-получателя оборудования представим в таблице:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Отражена выручка от продажи готовой продукции (312 000 + 56 160) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90 «Продажи», субсчет «Выручка» 368 160
Списана себестоимость готовой продукции 90, субсчет «Себестоимость продаж» 43 «Готовая продукция» 298 000
Начислен НДС с продажи готовой продукции 90, субсчет «НДС» 68, субсчет «НДС» 56 160
Получено оборудование в обмен на товары 08 60 368 160
Отражен зачет задолженности по договору мены 60 62 368 160
Оборудование принято к учету в составе основных средств 01 08 368 160

О том, как учитывается выбытие объектов основных средств, мы рассказывали в нашем отдельном .

Сразу стоит оговориться. Согласно действующим нормативно-правовым актам, учет основных средств по ПБУ 6/01 ведут только юридические лица.
Источниками формирования имущественных активов любой организации являются:

  • Внесение в уставный капитал организации учредителями и/или акционерами;
  • Изготовление (постройка) подрядным или хозяйственным способами;
  • Приобретение за счет собственных или заемных средств;
  • Прочие – мена или дарение.

Несмотря на некоторые различия, все способы поступления основных средств ведут к одному – принятию ОС к учету – и подчиняются единому алгоритму, который мы и рассмотрим, представив его для удобства в виде последовательности нескольких шагов. Итак,

Шаг первый. Признание поступающего имущества основным средством

Признаки, по которым капитальное вложение в имущество может быть признано основным средством рассматривались нами подробно в статье . Поэтому сейчас перечислим лишь нормативно-законодательные акты, в которых эти признаки установлены.
В первую очередь это ПБУ 6/01, регулирующее, в числе прочего, и учет поступления основных средств.

Признаки отнесения к категории основных средств, перечисленные в ПБУ, должны применяться только совокупно. Так же следует руководствоваться нормами, прописанными в ОКОФ ОК 013-94, где расшифрованы уточняющие исключения для имущества, которое должно быть отнесено к ОС в обязательном порядке, даже если по остальным признакам соответствие отсутствует.

Хотим ещё раз заострить внимание на том, что каждый имущественный объект, представляющий собой конструктивно обособленную единицу или дополненный неким набором приспособлений, для отнесения к основным средствам должен быть функционально самостоятельным. Именно на этом уровне совершается большинство ошибок, которые впоследствии приводят к искажению учетных данных.

Рассмотрим самый простой пример:
Предприятием приобретены по отдельности процессорный блок за 22 700 руб., монитор за 8 200 руб., клавиатура за 960 руб., МФУ за 11 970 руб. с и мышь за 640 руб. Приобретенное имущество предназначено для организации автоматизированного рабочего места бухгалтера. Следует ли учитывать эти объекты по отдельности или собрать их в единый объект учета? Что обязательно должно быть в составе объекта «персональный компьютер», а что следует сразу списать на статью расходов?

Ни процессорный блок, ни монитор не могут использоваться в работе автономно. То же касается клавиатуры и мыши. Следовательно, они должны быть включены в состав объекта, несмотря на то, что по отдельности каждый из них не отвечает ценовому признаку и явно имеют различный срок службы.

Сложнее определиться с МФУ. Многие устройства этого типа могут выполнять некоторые функции самостоятельно и в определенных ситуациях учитываются в качестве отдельного имущественного объекта. Однако в данном случае нужно опираться на то, что без этого устройства бухгалтер не сможет полноценно выполнять свою работу. Значит МФУ тоже должно быть включено в состав объекта.

Итак, собрав в Дт счета 08 затраты на их приобретение, мы получаем объект стоимостью 44 470 руб., годный для полноценного выполнения любых необходимых в работе бухгалтера операций в течение продолжительного срока.

Иными словами:

  • Стоимость выше 40000 руб.;
  • срок использования более года;
  • Не предназначен для перепродажи;
  • Используется в целях получения выгод.

Указанные признаки свидетельствуют о том, что данный объект может быть принят к учету в качестве основного средства.

Шаг второй. Определение первоначальной стоимости объекта

Правильное определение стоимости не менее важный этап учета в отношении поступающих основных средств. Рассмотренный выше случай представляет самый простой пример формирования первоначальной стоимости имущественного объекта. Однако это скорее исключение, чем правило. В действительности размер первоначальной стоимости зависит и от способа поступления имущества (т. е. характера капитальных вложений) и от сопутствовавших этому поступлению затрат, не входящих в непосредственную стоимость объекта.

ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется на дату ввода в эксплуатацию. Из чего же складывается первоначальная стоимость при разных способах поступления имущества?

Покупка или изготовление основных средств

Первоначальная стоимость имущества, приобретенного организацией за плату, либо изготовленного (построенного) хозяйственным или подрядным способом, складывается из фактических затрат на его изготовление, строительство, приобретение, доставку и приведение в готовое к эксплуатации состояние, за вычетом налога на добавленную стоимость.
Суммарная стоимость всех затрат и является капитальным вложением.

Помимо сумм, непосредственно уплаченных продавцу за сам объект, к фактическим затратам относятся госпошлины, таможенные пошлины, оплата услуг посредников и консультантов и прочие затраты, связанные с приобретением или строительством имущества.

Иные расходы, не связанные напрямую с приобретением имущества, в первоначальную стоимость объекта не включаются, а списываются в соответствующую статью затрат.

Приобретенные за плату объекты оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Содержание Проводка
Дебет Кредит
Не требующие монтажа
Задолженность перед поставщиком 08 60
Учет расходов на доставку 08 60, 76, 23 …
Ввод в эксплуатацию ОС 01 08
Требующие монтажа
Задолженность перед поставщиком за оборудование 07 60
Передача ОС в монтаж 08 07
Списание затрат на монтаж ОС 08 70,69,10
Ввод в эксплуатацию ОС 01 08

Бухгалтерские проводки при строительстве ОС подрядным способом выглядят следующим образом:

Содержание Проводка
Дебет Кредит
Стоимость работ, выполненных подрядчиком 08-3 60, 76
Стоимость оборудования, переданного подрядчику для монтажа в строящемся объекте ОС 08-3 07
Материалы, переданные подрядчику для строительства ОС 10-7 10-8
Израсходованные подрядчиком материалы в стоимости ОС 08-3 10-7
Затраты, которые связаны с доведением объекта ОС 08-3 23,25,26,70,76
Учтен созданный объект 01 08-3
НДС по затратам и НДС, который предъявил подрядчик 19 60,76

В случае, если объект был изготовлен (построен) хозяйственным способом, составляется следующая последовательность проводок:

Содержание Примечание Проводка
Дебет Кредит
Списание материалов на постройку ОС 08-3 10
Зарплата работникам, занятым в постройке, включая НДФЛ и страховые взносы Допускается списание зарплаты АУП, если во время строительства организация не вела другой деятельности 08-3 70 (68,69)
Прочие затраты 08-3 23,25,26,60,76
НДС по затратам 19 60,76
Ввод в эксплуатацию 01 08-3
Принят к вычету НДС по стройматериалам 68 19

Внесение объекта в качестве вклада в уставной капитал

При поступлении имущества, вносимого в уставный капитал организации, его первоначальной стоимостью признается оценочная стоимость, определенная соглашением учредителей с учетом затрат на доставку и работы по приведению объекта в состояние, в котором он пригоден к эксплуатации.

Кроме этого, порядок определения стоимости таких объектов регулирует и Налоговый Кодекс. Статей 277 установлено, что для целей налогового учета первоначальная стоимость имущества, переданного в уставный капитал, определяется в следующем порядке:

  • При получении от российской организации, определение производится по данным налогового учета передающей организации.
  • В случае отсутствия документов, подтверждающих его стоимость, её размер признается нулевым;

  • При получении имущества от физических лиц или организаций-нерезидентов, первоначальная стоимость определяется по сумме документально подтвержденных расходов за вычетом амортизации. В любом случае эта стоимость не может превышать рыночную стоимость объекта, определенную на основании независимой оценки.

При поступлении имущества в виде вклада в уставный капитал составляются следующие бухгалтерские проводки для оформления ввода в эксплуатацию:

Безвозмездное получение имущества или получение по договору мены

Первоначальная стоимость имущества, полученного в безвозмездном порядке, определяется суммированием его рыночной цены на момент поступления и расходов, связанных с доставкой и приведением в готовое к эксплуатации состояние.
В тех случаях, когда имущество принимается по договору мены, то есть расчет за него ведется иными, чем денежные, средствами, первоначальная стоимость рассчитывается по стоимости тех ценностей, которые организация отдает взамен получаемого имущества.

Если же точную стоимость таких ценностей определить нельзя, первоначальная стоимость принимаемого объекта устанавливается в размере, который соответствует обычной стоимости такого имущества при его покупке.

Операция Проводка
Дебет Кредит
При безвозмездной передаче
Стоимость полученного объекта 08 98-2
Затраты на доведение имущества пригодности к использованию 08 23,26,60,76
НДС поступившему имуществу 19 60,76
Принятие к учету объекта 01 08
Амортизация по полученным объектам 20,23,25 02
Доход в размере амортизационных отчислений 98 91-1
При получении по договору мены
Передача материалов (МПЗ) 62 91
Списание стоимости материалов 91 10
Зачет материалов и объекта ОС 60 62
Оприходование имущества 08 60
Затраты, которые будут учитываться в составе ОС 08 23,26,70,76
НДС по затратам, учтенным в составе ОС 19 60,76
Ввод в эксплуатацию 01 (03) 08

Шаг третий. Установление срока эксплуатации основного средства

Эксплуатационный срок или, как он трактуется в нормативной документации, « срок полезного использования» (далее С.П.И.) — это период времени, в течение которого основное средство способно выполнять свои функции. Этот срок исчисляется в месяцах и устанавливается на момент ввода объекта в эксплуатацию.

Порядок установления срока полезного использования должен быть отражен во внутренних нормативных документах организации. При этом этот порядок не должен противоречить нормам, установленным ОКОФ и НК. Для приближения друг к другу данных бухгалтерского учета к данным налогового рекомендуется установить точный порядок определения срока полезного использования, поскольку в ОКОФ определяет только границы сроков в пределах каждой группы.

Если к учету принимается полученное или приобретенное имущество, побывавшее в употреблении до его приобретения, при определении его срока полезного использования следует руководствоваться ожидаемыми условными параметрами накопления износа, интенсивности эксплуатации и возможного срока службы.

Как правило, для этого создается комиссия или приглашаются сторонние специалисты.
Срок полезного использования объекта основных средств может быть впоследствии пересмотрен в случаях модернизации или реконструкции – внесения изменений, существенно улучшающих состояние и конструктивные показатели объекта.

Шаг четвертый. Документальное оформление принятия к учету

Любой способ поступления имущества, принимаемого к учету в качестве основного средства, и его ввод в эксплуатацию оформляется следующими документами, являющимися обязательными:

  • ОС-14 Помещение на хранение до момента ввода в эксплуатацию
  • ОС-1 Акт приема-передачи объекта, кроме сооружений и зданий
  • ОС-1а Акт приема-передачи сооружений или зданий
  • ОС-16 Акт приема-передачи групп объектов, кроме сооружений и зданий

Эти документы составляются бухгалтерией организации после поступления:

  • Документов, подтверждающих завершение создания объекта хозяйственным или подрядным способом;
  • Акта о завершении строительства и наличии подтверждения подачи документов на госрегистрацию, если таковая необходима;
  • Акта приема-передачи имущества и наличии подтверждения подачи документов на госрегистрацию, если таковая необходима;
  • Требования М-11, если объект перед вводом в эксплуатацию находился на складе;
  • Служебной записки с уведомлением об окончании работ по объектам, не сдаваемым на склад.

Все документы формы ОС подписываются членами постоянно действующей комиссии, которая создается приказом руководителя. На их основании ведется инвентарный, бухгалтерский и налоговый учет основных средств организации. Для этого каждому объекту ОС присваивается инвентарный номер, который должен быть маркирован объект.

Также заводится инвентарная карточка формы ОС-6 для индивидуального учета или ОС-6а для группового учета объектов.
В ней отражаются не только данные об объекте на момент его ввода в эксплуатацию, сроке полезного использования, но и в дальнейшем вносятся все изменения, касающиеся его состояния, перемещения внутри организации, проведения капитальных ремонтов. Если же количество объектов основных средств невелико, допускается ведение вместо карточек единой инвентарной книги по форме ОС-66.

Затраты, сопутствующие поступлению. Что учитывается, а что не учитывается в первоначальной стоимости

Четыре шага сделаны. Поступившее на предприятие имущество оценено, изучено и принято к учету как объект основных средств. Во всех случаях поступления имущества тем или иным способом, в определениях формирования первоначальной стоимости фигурируют «расходы, связанные с … приведением в готовое к эксплуатации состояние».

Эта весьма расплывчатая формулировка и является основным камнем преткновения. В реальной хозяйственной деятельности часто возникают нестандартные ситуации, когда трудно, основываясь только на теории, сразу определить точный состав затрат на приобретение и подготовку имущества к вводу в эксплуатацию.

Нормативные акты тоже не всегда могут дать однозначный ответ, можно или нет включить конкретный вид расходов в расчет первоначальной стоимости.

В таких случаях следует опираться исключительно на логику, здравый смысл и знание требований контролирующих органов. Впрочем, следует признать, что по сложившейся практике проверяющие чаще всего требуют избыточного включения затрат в первоначальную стоимость, даже в тех случаях, когда нормативные акты напрямую относят такие расходы к категории прочих.

Приведем несколько примеров таких затрат, которые рекомендуется включать в первоначальную стоимость, так как по ним официальные органы высказали свою позицию.

  • Уплата госпошлины за государственную регистрацию объектов недвижимости и транспортных средств — письма Минфина РФ № 03-03-06/1/113 от 04.03.2010 и № 03-03-06/1/89 от 11.02.2011.
  • Уплата таможенных сборов и пошлин — письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/413 от 08.07.2011.
  • Лицензионные программные средства для ЭВМ — письмо ФНС РФ № КЕ-4-3/7756 от 13.05.2011.
  • Затраты на проектирование — письмо ФНС РФ № КЕ-4-3/6494 от 21.04.2011.
  • Зарплата строителей с отчислениями — письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/135 от 15.03.2010.

А вот проценты по кредиту, взятому с целью приобретения объекта или финансирования его строительства, включать в первоначальную стоимость объекта нельзя. Об этом четко сказано в письме Минфина РФ № 03-03-06/1/398 от 05.07.2011.
Случается и так, что однотипные расходы в разных ситуациях могут быть либо включены в первоначальную стоимость, либо списаны сразу.

Так, например, если организация привлекала специалистов-консультантов в процессе подготовки объекта к вводу в эксплуатацию, расходы на оплату их услуг будут включены в первоначальную стоимость. Если же их услуги потребовались вторично по поводу того же объекта, но при этом объект был уже введен в эксплуатацию, расходы на оплату их услуг должны быть списаны в составе прочих затрат.

Вообще следует помнить, что любые расходы, связанные с поступлением и подготовкой объектов ОС, но произведенные после ввода этих объектов в эксплуатацию, проверяющими органами, как правило, в первоначальную стоимость не принимаются.

В этой статье мы сознательно не заостряем внимание на такой нетривиальной ситуации, когда основные средства поступают в результате выявления излишков по инвентаризации. Каждый такой случай требует особого пристального рассмотрения, так как это может повлечь за собой серьезные последствия для предприятия, связанные с тем, что их выявление одновременно выявляет и искажения в бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности прошлых периодов. Помимо стандартных бухгалтерских проводок по таким объектам требуется провести отдельные организационные мероприятия для определения причин их возникновения и выявления виновных.

После покупки основного средства его необходимо ввести в эксплуатацию. Пока это не сделано, амортизация начисляться не будет. В данной статье мы рассмотрим пошагово всю цепочку действий от приобретения токарного станка до при закрытии месяца.

Для отражения в программе покупку токарного станка воспользуемся поступлением с видом операции « ». Вы можете найти его в разделе «ОС и НМА».

В заполнении данного документа нет совершенно ничего сложного. В шапке укажем, что наша организация ООО «Рога» произвела покупку у ООО «Копыта» по основному договору. Табличная часть в нашем случае будет иметь всего одну строку с токарным станком. Там так же указывается цена, НДС и счета.

После проведения документ отнес токарный станок стоимостью 350 000 рублей на соответствующий счет.

Принятие к учету

Для того, чтобы ввести токарный станок в эксплуатацию и начать начислять амортизацию, нам необходимо отразить это в документе « ». Он расположен в разделе «ОС и НМА».

Первым делом заполним шапку созданного нами документа. Вид операции в нашей ситуации «Оборудование в связи с тем, что токарный станок им и является. Далее укажите событие ОС и, если нужно, материально ответственное лицо и местонахождение станка.

На первой вкладке документа – «Внеоборотный актив» выбирается позиция справочника «Номенклатура». В нашем случае это токарный станок. Если нужно, можно указать способ его поступления, например, за плату.

Нам осталось указать только подразделение, хотя это поле не является обязательным к заполнению и счет. Токарный станок будет числиться на 08.04.01.

На вкладке «Основное средство» в табличную часть мы добавили всего одну позицию, которую выбрали из одноименного справочника. Данный справочник имеет свою специфику заполнения. Мы указали там, что наш токарный станок стоит 350 000 рублей, некоторые данные по амортизации и прочее.

Для простоты примера токарный станок имеет срок полезного использования 60 месяцев. Амортизация будет начисляться линейным способом. В итоге, равными частями вся сумма будет ежемесячно списываться в течение пяти лет при закрытии месяца. Эти расходы будут отражены на сч. 20.01.

Вернемся к заполнению документа ввода в эксплуатацию. На вкладке «Бухгалтерский учет» уточним счета, способ начисления амортизации и срок полезного использования. По сути, эти данные и содержатся в карточке самого ОС – токарного станка.

Последняя вкладка содержит данные об амортизационной премии. Процент указывается на основании группы, в которую входит ОС по сроку использования. Для нашего станка она составила 30%.

После того, как вы заполнили все необходимые данные, проведите документ. Как мы видим, сформировались две бухгалтерские проводки.

Первой идет само принятие токарного станка к учету с указанием суммы, равной 350 000 рублей. Во второй строке движений отражена амортизационная премия. Она равна 105 тыс. руб., что является 30% от цены станка.

Смотрите также видеоурок по оприходованию ОС в 1С 8.3:

Закрытие месяца

Токарный станок был введен в эксплуатацию в июле 2017 г., значит, при закрытии августа 2017 г. программа уже будет учитывать эти данные.

Закрывать месяц мы будем при помощи специального одноименного помощника, который располагается в разделе «Операции». Здесь достаточно указать организацию и сам месяц, а так же перепровести за него документы автоматически при необходимости.

В рамках нашего примера нас интересует именно пункт «Амортизация и износ основных средств». Месяц уже закрыт, о чем свидетельствует зеленый цвет пунктов. Перейдем к проводкам по амортизации.

Как можно увидеть в движениях, операция сформировала проводки и по амортизации и по амортизационной премии.