Герои в сказке тимур и его команда. «Тимур и его команда» главные герои

Главные герои рассказа : Тимур, Женя, сестра Жени Ольга, доктор Колокольчиков, Мишка Квакин, Симаков Гейка, Георгий Гараев, отец Жени и Ольги.

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагая им провести остаток лета на даче. Восемнадцатилетняя Ольга едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю убрать в квартире. Ольга - будущий инженер, занимается музыкой, поет. Это строгая, серьезная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждет Женю, но сестры все нет. Женя в это время приехала в дачный поселок, ищет почту, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись утром, видит, что собаки нет, а рядом ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура. Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут веревочные провода. Женя, сама того не зная, подает кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (племянник Георгия Гараева) . Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают заняться особо Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.Ольга думает, что Тимур - хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну.Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки, бабушки бойкой девочки Нюрки, находят её пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе.Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне.Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старого партизана. Его суровый и страшный грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер).Тимуровцам удается освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что пленники - яблочные воры.
В парке шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против нее, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей.Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми.А к Жене на дачу приходит знакомая вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. На помощь ей пришёл Тимур. Он на мотоцикле довёз Женю в Москву - и она успела повидаться с отцом.
Тимур - хороший, надёжный, воспитанный мальчик. Его уважали товарищи за честность, искренность, умение в нужную минуту прийти на помощь, организаторские способности (поэтому и выбрали командиром).

Благодаря произведению Гайдара «Тимур и его команда», в нашей стране возникло тимуровское движение. Сотни девчонок и мальчишек брали пример с главного героя Тимура и его команды, помогали пожилым, больным и нуждающимся людям. Герои повести учат патриотизму и любви к людям, ответственности и внимательности, собранности и дисциплине. В «Тимуре и его команде» герои являются не только образцом порядка, но и образцом настоящего человека. Гайдар является одним из известных писателей, чьи книги изучали в советских школах.

Характеристика героев «Тимур и его команда»

Главные герои

Тимур

Смелый, решительный, отважный герой рассказа Гайдара, настоящий пионер. Создал свой отряд, который помогает местным жителям в хозяйственных делах. Ребята берут под свою защиту семьи военных. Следят за порядком. Тимур - ответственный человек, верный и надежный друг, хороший товарищ. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан.

Женя

Девчонка лет тринадцати, одна из дочерей командира Красной армии. Вместе со старшей сестрой приехала на дачу. Бойкая и смелая девчонка, познакомившись с Тимуром, проникается сознанием того, какую полезную деятельность развернула команда ребят. Становится членом их команды, помогает во всех делах. Очень сильно любит своего отца и сестру Ольгу. Дружит с Тимуром.

Гараев

Приходится дядей Тимура. Молодой, талантливый человек, ответственный и решительный. Воспитывает Тимура. Инженер Гараев хорошо поет, играет в местном театре. Веселый, общительный молодой человек, катает Ольгу на мотоцикле. Влюбился в Ольгу, сестру Жени. Он ждет повестку, и получив ее, капитаном танковых войск уходит на фронт.

Ольга

Старшая дочь полковника Александрова. По решению отца, вместе с Женей отправилась на подмосковную дачу. Строгая сестра, старается воспитывать Женю. Ольге 18 лет, и она пытается казаться взрослой и самостоятельной девушкой. Часто ругает Женю за ее проделки и шалости, но на самом деле, горячо и искренне любит свою младшую сестренку. Честная и справедливая, объясняет Георгию Гараеву, что она ошиблась в своем суждении об его племяннике Тимуре. Провожает Гараева на фронт вместе с командой Тимура, и присоединившимися к ним местными жителями.

Михаил Квакин

Местный атаман хулиганов. В отличие от команды Тимура, его шайка приносит лишь неприятности местным жителям. Они опустошают сады, огороды, занимаются хулиганством. По сравнению со своими хулиганами, Квакин - умный и думающий парень, где-то даже справедливый и честный. Со временем к нему приходит понимание того, что он и его шайка делают некрасивые поступки, что они, фактически, постепенно становятся противниками Советской власти. Есть надежда, что Квакин Михаил станет настоящим человеком.

Второстепенные персонажи

Это краткая характеристика персонажей повести Гайдара «Тимур и его команда», которая может быть использована на уроке литературы.

Тест по произведению

Урок по теме: Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»

Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время.

А. П. Гайдар Цели урока:

    формирование нравственных идеалов;

    сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;

    формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма.

1. Сегодня у нас с вами обобщающий урок по творчеству А. Гайдара, по его произведению «Тимур и его команда».Это произведение было опубликовано в 1940 году, но и сегодня в 2015 году, когда прошло 75 лет, нам было интересно читать его.
Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал. Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

2. Давайте обратимся к повести.


    Кто является главными героями повести (Женя и Тимур)


    Давайте вспомним, как они познакомились?


    Кто в повести противопоставлен Тимуру и его команде? (Мишка Квакин и его шайка)


    Почему мы противопоставляем этих героев? (они совершают разные поступки)


    Какие проблемы волнуют, беспокоят Тимура и его команду? (Воруют яблоки, коза пропала, девочка плачет)


    Что они делают для решения этих проблем? (помогают)


    Кому помогают Тимур и его команда? (Всем, кто нуждался)


    Давайте вспомним по очереди, кому они помогают? (Носят воду, складывают дрова)


    А как они определяют, кому нужна помощь? (у кого родные были на фронте)


    Как они отмечали тех, кому нужна помощь? (На воротах, калитке рисовали звезду)


    Давайте определим, какими качествами обладали главные герои


Женя – упрямая

честная,

дружелюбная,

жизнерадостная

Тимур – храбрый

Ответственный,

Отважный

Мы отметили с вами те качества, которыми обладают наши герои, но есть еще одно качество, которое можно отнести и к Жене, и к Тимуру. Но для того, чтобы назвать это качество, вам необходимо решить кроссворд.


    Какое слово у вас получилось (БЛАГОРОДСТВО)


    Давайте проверим, как вы отгадали кроссворд.


    А теперь давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, который объясняет это слово следующим образом:

БЛАГОРО́ДСТВО, -а, ср. 2. Высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Проявить благородство в чём-нибудь.
Синонимы:
великодушие, достоинство, честность; величие души, нравственность, возвышенность, бескорыстность, нравственное величие, благородность


    А теперь вспомним, а кому из героев повести чуть-чуть не хватало благородства? (Коле Колокольчикову: он съел 4 мороженых, не поделившись с младшей сестрой)

Викторина
1
. Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт? (В 14 лет.)

2. В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком? (В 17 лет.)

3. В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)

4. Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)

5 Назовите фамилию Жени и Ольги. (Александровы.)

6. Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени.

(Полковник, командир бронедивизиона.)

7. Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)

8. На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга?

(На аккордеоне.)

9. С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода?

(С Колей Колокольчиковым.)

10. Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)

11. Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)

12. Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)

13. Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум? (В часовне.)

14. Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина?

(В будке на краю базарной площади.)

15. На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом?

(На мотоцикле с Тимуром.)

16. Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)

17. Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)

III. Беседа по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». «Новое пишу.Одну тут вещь.Смешно у меня там получается,-сказал неожиданно Гайдар во время разговора,который велся до той минуты совсем на другую тему.-Там у меня это…понимаешь,полковник,отец,уезжает.едет на вокзал.а дочка его спрашивает: «В мягком вагоне едешь ? » Тот говорит: «В мягком…» .А едет он у меня,по-правде-то,в бронепоезде…».Так рассказал Л.Кассиль о начале создания повести. 1. Повесть начинается с того, что дочери полковника Александрова

приезжают на отдых в дачный поселок близ Москвы.

Что произошло с Женей до того, пока она добиралась к себе на дачу?

2. Женя находит на чердаке старого сарая «штаб».

Что делала Женя на чердаке и что случилось потом?

3. Женя знакомится с Тимуром и его друзьями, узнает об их добрых делах. Команда образовалась не сегодня и не вчера, у мальчишек все отлажено до мелочей. Мы же можем только догадываться, сколько добрых дел они совершили совершенно бескорыстно, слаженно, дружно. Гайдар нам в повести показывает один день команды, который начинается рано утром.

Расскажите о заданиях, которые выполняют ребята.

а) помощь старухе молочнице;

б) складывание дров;

в) поимка козы;

г) игра с маленькой девочкой.

4. Юмор в повести.

Расскажите об эпизодах, которые вызвали у вас улыбку (возврат козы с прикрепленным к рогам фанерным плакатом; старуха молочница решила наполнить бочку, с сонного джентльмена Колокольчикова стянули одеяло).

Тимуровцы делают добрые дела не для себя и не для своей славы. Вспомните, как они делали свои дела? (так, чтобы никто не видел. Тайно. Они не хотели, чтобы о них знали, они не искали себе славы.)

Да, тимуровское движение останется, потому что всегда есть люди, кому нужна помощь, и есть люди, которые помогают. И в нашей школе были ребята, которые помогала старшим: они убирали снег, кололи дрова, складывали их.

В России увековечена память А. Гайдара., есть музеи Гайдара, его имя носят улицы городов

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе на тему: «Нужны ли сейчас тимуровцы?».

Дети советского времени в обязательном порядке изучали в школе повесть Аркадия Гайдара (Голикова) «Тимур и его команда». По этому сюжету снимались фильмы, ставились спектакли. Но теперь дети стали меньше читать. Многие современные ребята, к сожалению, никогда даже не слышали о книге «Тимур и его команда». Краткое содержание, отзыв о данной повести помогут детям составить своё представление об этом произведении, а их родителям - вспомнить любимых героев.

Начало

Книга была написана до Великой отечественной войны, в 1940 году. В то время ещё не знали, что грядут такие испытания для советского народа. Но Гайдар будто бы предчувствовал, что стране скоро будет угрожать опасность - действие повествования разворачивается во время войны, но с неназванным противником.

В центре сюжета - подростки. Женя и Ольга - дочери Александрова, советского командира - приезжают летом на дачу. Однажды 13-летняя Женя забрела на чердак дома и нашла там целый штаб. Увлекшись, девочка стала подавать сигналы, сама того не зная. На них сбежались ребята из тайной молодёжной организации.

Это были Тимур и его команда. Краткое содержание (отзывы о повести в большинстве своем положительны) расскажет о главной сюжетной линии. Тимур был ровесником Евгении. Он рассказал девочке, что они с ребятами помогают пожилым, одиноким и нуждающимся людям. Особенно тем, у кого на войну из семьи кто-то ушёл. Для этого ребята рисуют звездочки на домах красноармейцев.

Хулиган Квакин

В противовес смелой команде Тимура Гайдар ставит банду Квакина. Эти ребята промышляли мелким воровством фруктов и ягод с чужих огородов и хулиганили. По стечению обстоятельств старшая сестра Жени, 18-летняя Ольга, видит Тимура рядом с Квакиным и решает, что тот - такой же хулиган. Она запрещает младшей сестре дружить с ним. Вот такой интересный сюжет придумал Гайдар. Тимур и его команда, наоборот, помогали пожилым людям, прибирая в домах, на участке, и др.

Помог юноша и Жене. Однажды отец позвонил дочерям и сказал, что он будет проездом в городской квартире. Ольга успела поехать на встречу к отцу, а Жени в это время не было дома. Она поздно прочла записку, оставленную сестрой. Евгения очень хотела увидеть отца, но не знала, как с дачи добраться к нему. Наступила ночь, и электрички уже не ходили. Тогда Тимур ей помог. Несмотря на запрет своего старшего брата, он взял его мотоцикл и домчал девочку до места встречи.

Добро побеждает, как и Тимур и его команда. Краткое содержание, отзыв, резонанс повести

В конце повести герои - Тимур и его команда - вывели банду Квакина на чистую воду. Они придумали умный план, в результате которого хулиганы попались в ловушку - их заперли на базарной площади в будке, и все увидели, кто ворует фрукты из садов. Тимур выпустил главу хулиганов, несмотря на то что тот не хотел этого. Так благородный герой и его друзья победили, а хулиганы были повержены, но больше - в моральном плане.

Вот такова основная сюжетная линия повести «Тимур и его команда» - краткое содержание. Отзывы, резонанс после того, как книга увидела свет, были впечатляющими. В стране начало образовываться множество «тимуровских» отрядов. Дети помогали тем, кто нуждается в их помощи, собирали металлолом, макулатуру. Во время войны, которая началась через год после выхода книги, многие пионеры проявляли чудеса героизма. И их тоже называли «тимуровцами».

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен-дованных школьникам мини-стер-ством образова-ния для само-стоя-тельного чтения, хотя историче-ская ситуация, в которой созда-вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу--лярных и востре-бо-ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам-ках школь-ной програм-мы, и совершенно доброволь-но; героям подражали, в течение мно-гих лет в честь Тимура называли маль-чи-ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес-нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав-ли-ка Морозова и на-дол-го завоевал симпатии читателей. По мнению британ-ского антрополога и ис-то-рика культуры дет-ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри-ти-ковали другие аспекты советской жизни, сохра-нили теплое чувство к это-му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш--них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.

Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.


«Союздетфильм»

Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют. . Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. .

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи-льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938-1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра-вительству Чехословакии перед оккупа-цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен-тября 1939 года, после нападе-ния Гер-ма-нии на Польшу, Великобритания адре-со-вала свой ультиматум стране-агрессору. .

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти-мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со-вер-шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло-ма-тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима-тум, дает этому дипло-матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе-режной Украины отправили письмо турецко-му султану, требовавшему прекратить на-беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи-на принадлежала тогда Речи Посполи-той, ко-торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга-тельств. Сцена создания этого письма запе-чатлена в знаме-нитой картине Репина и ре-продуцировалась во всех советских школь-ных учебниках исто-рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред-ставлены как носители свободолюби-вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по-мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав-ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по-следовала война Руси с Речью Посполи-той. Присоеди-нение Западной Украины и Западной Бело-руссии в 1939 году было частью очередно-го раздела Польши, осуществленного Герма-нией и СССР. . Таким обра-зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра-ждеб-ных наро--дов», но по- сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель-ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове-ство-вание начинается с того, что полковник Александров, не при-ехав-ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при-слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да-чу.

Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото-рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани-це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе Бои на Халхин-Голе — вооруженный кон-фликт весны — осени 1939 года у реки Хал-хин-Гол на территории Монго-лии, где сра-жались с одной стороны совет-ские войска и армия Монгольской Народной Республики, а с дру-гой — армия Японской им-перии. Кон-фликт закончился победой со-ветско-мон-голь-ской группировки. .

Последний день действия опреде-ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре-мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан Хасанские бои — вооруженный кон-ф-ликт между Красной ар-мией и армией Японской империи, случив-шийся летом 1938 года из-за территории во-круг озера Хасан и реки Туман-ная. Верх одер-жала советская военная груп-пировка. закончились 11 авгу-ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре-чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра-не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис-локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви-ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа-лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя-бря.

Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско-рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Устройство отряда Тимура — не про-сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове-сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле-меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два-дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь-мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.

В 1938-1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо-вания школьников и обу-чаю-щих военных игр. Следы этих интересов отрази-лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940-1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро-ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел-ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).

Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра-та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль-ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз-раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили-таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя-зы-ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра-ждан-ской. Анта-гонисты--- Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис-саром и атаманом, и эти прозвища отсы-лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли-вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич-ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже-ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра-ны и общества. Гайдар показы-вает, что многие деструктивные силы Гра-жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.

Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль-ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста-навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио-нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен-ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про-тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко-манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша-ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно-стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре-шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука-ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту-пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор------ректиру-ют другие.

Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай-дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя-тель--ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль-ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь-зо--вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу-дарства, уже фак-тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти-вы и обу-сло----вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.