Эссе образ медработника в русской литературе. Проектная работа по литературе "образ врача в русской литературе" Медицинская тема в русской литературе

Образ врача в отечественной литературе

Корсак В.О., Хроменкова Ю.Ю.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра гуманитарных наук, философии и психологии

Врачи - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека. Наиболее ярко сущность профессии врача раскрывается в произведениях классической литературы. Писатели разных эпох нередко делали героями своих произведений врачей. Более того, немало талантливейших писателей пришло в литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача.

С древнейших времен главная заповедь врача - «не навреди». Вспомним произведение Астафьева «Людочка». В одном из эпизодов мы встречаемся с парнем, умирающим в больнице. Паренёк простудился на лесосеке, и на виске у него появился фурункул. Неопытная фельдшерица отругала его за то, что обращается по пустякам, брезгливо помяла пальцами гнойник, а через день она же сопровождала парня, впавшего в беспамятство, в районную больницу. Возможно, при осмотре фельдшерица сама спровоцировала прорыв гнойника, и тот начал оказывать свое разрушительное действие. В медицине такое явление носит название «ятрогения» - негативное воздействие медицинского работника на пациента, приводящее к неблагоприятным последствиям.

Для сравнения приведем рассказ Булгакова «Полотенце с петухом». В провинциальной больнице после медицинского университета оказался молодой врач. Его беспокоит отсутствие профессионального опыта, однако он ругает себя за свой страх, ведь медицинский персонал больницы не должен сомневаться в его врачебной состоятельности. Он испытывает настоящее потрясение, когда на операционном столе оказывается умирающая девушка с раздробленной ногой. Он никогда не проводил ампутаций, но помочь девушке больше некому. Несмотря на то что герою рассказа не чужды человеческие слабости, все личные переживания отступают перед сознанием врачебного долга. Именно благодаря этому он спасает человеческую жизнь.

Проведя анализ данных произведений, выявим качества, которыми должен обладать настоящий врач: самоотверженность, преданность делу, гуманность. Необходимо быть настоящим профессионалом, ответственно относиться к работе, иначе последствия могут оказаться трагическими. В любых условиях для врача главное - спасать человеческую жизнь, преодолевая усталость и страх. Именно об этом - великие слова клятвы Гиппократа.

Ивченко Карина

Образ врача в русской литературе – мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.

Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором? Какие черты характерны для чеховских, булгаковских или вересаевских врачей? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья", "Ионыч", "Палата №6", произведения Булгакова: "Записки юного врача", "Морфий", "Собачье сердце" - и, наконец, "Без дороги" и "Записки врача" Вересаева. Помимо этих произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА - Север»

Научное направление (секция):

Литература

Образ врача в русской литературе

(на примере произведений Чехова, Вересаева и Булгакова)

Ивченко Карина

МОУ СОШ № 12

Г. Выборг

Руководитель проекта: Анисимова О.Н.

Введение ………………………………………………………………………………………..-3-

Глава I Антон Павлович Чехов

1.1 Доктор Чехов…………………………………………………………………………...-4-

1.2 В нём что-то есть…………………………………………………………………….…-4-

1.3 Старимся, полнеем, опускаемся………………………………………………………-5-

1.4 Жизнь есть досадная ловушка………………………………………………………...-6-

1.5 Врач глазами Чехова …………………………………………………………………..-8-

Глава III Викентий Викентьевич Вересаев

2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим…………….-9-

2.2 Истина, истина, где же ты? …………………………………………………………...-9-

2.3 Для чего эта игра в жмурки, для чего обман общества, думающего, что у нас есть какая-то "медицинская наука"?………………………………………………………………-11-

2.4 Вересаевский тип врача………………………………………………………………-13-

Глава II Михаил Афанасьевич Булгаков

3.1 Лекарь с отличием………………………………………………………………….…-15-

3.2 Вы, доктор, так моложавы……………………………………………………………-15-

3.3 Счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь……………………..-16-

3.4 Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей……………….……..…..…-17-

3.5 Каким видится врач Булгакова……………………………………….……….…..…-19-

Заключение ………………………………………………………………………..………….-21-

Использованные материалы ……………………………………………………………….-22-

Введение

"Профессия врача - подвиг. Она требует самоотверженности,

чистоты духа и чистоты помыслов".

А. П. Чехов

Литературный герой может быть графом или князем, рабочим или крестьянином, ботаником или учителем - всё это не будет играть важной роли, но если он - врач, то это уже другое дело. Профессия врача не просто содержательна, но и символична. Врач по должности неразрывно связан со всей нашей сущностью: рождение, жизнь, страдание, воскрешение, наконец, сама смерть - врач всегда находится рядом.

Образ врача в русской литературе - мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.

Самым известным писателем, обратившимся к своей профессии, является Антон Павлович Чехов. Первая профессия широко отражена и у таких замечательных писателей, как Викентий Викентьевич Вересаев и Михаил Афанасьевич Булгаков. В своих произведениях они рассказали нам о слабых и сильных сторонах медицины, показали врачебную среду, врачей, которые использовали свою благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. На примере их некоторых произведений, где большое внимание уделяется герою-врачу, я постараюсь рассмотреть образ представителей данной профессии.

Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором, передали создатели часть своей биографии, какие-либо качества персонажам? Какие черты характерны именно чеховским, булгаковским или вересаевским врачам? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья" (Дымов), "Ионыч" (Старцев), "Палата №6" (Рагин), произведения Булгакова: "Записки юного врача" и "Морфий" (Бомгард), "Собачье сердце" (Преображенский) - и, наконец, "Без дороги" (Чеканов) и "Записки врача" Вересаева. Помимо собственно произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.

Глава I Антон Павлович Чехов

"Медицина - моя законная жена, а литература - любовница.

Когда надоест одна, ночую у другой".

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Почему Чехов выбрал именно медицину? Сам будущий писатель не помнит, но в своей краткой автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, с удовольствием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы А. П. Чехов устраивал себе "производственную практику" и принимал больных в Чикинской больнице, находившейся в двух километрах от Воскресенска.

В ноябре 1884 года Чехов получил свидетельство, что он определением университетского совета утверждён в звании уездного лекаря. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью "доктор А. П. Чехов" .

Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице, некоторое время он заведовал Звенигородской больницей . В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. Знакомство с новыми людьми, интересные истории из жизни пациентов заготавливали почву для литературной деятельности. Писатель почерпнул сюжеты для рассказов " Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма". Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову - писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня".

В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова - писателя, врача, гражданина. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных.

Антон Павлович почти всю жизнь отдал практической медицине. Даже будучи знаменитым писателем, Чехов продолжал оставаться и врачом-практиком.

Мешала ли медицина Чехову-писателю? И мешала, и помогала. Мешала потому, что отнимала драгоценное время и силы от писательства. Но медицина и помогала Чехову, обогащала его научным пониманием психологии человека и интимных сторон его внутреннего мира.

Знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова. Во многих его произведениях затрагиваются вопросы медицины, он создаёт целую галерею образов врачей.

Чехов-художник с большой глубиной раскрывал психологию своих героев, их чувства и переживания, с такой научной вероятностью показывал психопатологию человека, что это граничило с точностью клинического описания. Однако изображение больной и здоровой психики никогда не было для Чехова самоцелью: оно давало ему материал для художественного творчества и больших социальных обобщений, для беспощадного разоблачения уродливых явлений современной ему действительности ("Припадок", "Палата", "Дуэль", "Чёрный монах", пьеса "Иванов").

1.2 В нём что-то есть

В рассказе "Попрыгунья", написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. И пусть он не главный герой произведения, но его образ представляет собой яркое звено в цепочке чеховских персонажей-врачей, и как заметила Ольга Ивановна, жена персонажа, "в нём что-то есть".

Каждый гость, бывавший в доме врача, "был чем-нибудь замечателен и немножко известен", каждый "подавал блестящие надежды", в этом просто была уверенна его жена, не менее талантливая художница и певица. Один Дымов, небогатый врач, несмотря на яркую внешность "казался чужим, лишним и маленьким" в этой необыкновенной компании. Он не мог поддержать разговор с этими людьми да и не пытался этого сделать. Дымов не понимал пейзажей и опер, потому что "всю жизнь занимался естественными науками и медициной", "искусствами" ему некогда было интересоваться. Преданный своему делу, настоящий врач за копейки лечил больных, рискуя своей жизнью.

Зато своим характером, чертами свойственными врачам, он нравился многим своим коллегам, приводил жену "в умиление и восторг". Он был прост и добродушен, имел здравый смысл, ум и благородство. Он был хорошим и любящим мужем, но Ольга Ивановна этого не ценила, не могла ценить, потому что несмотря на свои "таланты", была пустой попрыгуньей, ищущей неординарности и веселья. "Для него простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил", - думала Ольга Ивановна.

Казалось, очевидная нелюбовь жены, её безрассудное поведение и поступки, о которых знали многие, давно бы разозлили любого супруга, выбили из колеи, задушили ревностью. Но только не Дымова. Он ночами сидел в кабинете, работал, врачевал. Он по-прежнему "радостно смотрел жене прямо в глаза", виновато улыбаясь, оставаясь преданным и заботливым. Вот где проявились терпение и выдержка врача.

"Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты" - это одна сторона Дымова, очевидная для всех знакомых жены, в обществе которых он был какой-то старой занозой, которая уже прижилась, но по-прежнему оставалась инородной. Для коллег, в особенности для друга Коростелева, он был потерей для науки, "великим, необыкновенным человеком", дарованием, "доброй, чистой, любящей душой", молодым учёным, не щадящим себя.

1.3 Старимся, полнеем, опускаемся

"Нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле", - так считал Чехов, поэтому его сюжеты - это история из жизни обычного человека, в судьбу которого писатель пристально вглядывался. Рассказ "Ионыч" окунает читателей с головой в будничную жизнь города С., семьи Туркиных и главного героя произведения - доктора Дмитрия Старцева .

Первое впечатление при знакомстве с доктором очень приятное. И оно неошибочно. В начале рассказа, Дмитрий Ионыч - "необыкновенный, удивительный доктор", замечательный человек, любящий жить и работать. Привлекает и его трудолюбие: у Дмитрий Ионыч всегда "в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа"; и его привычка ходить пешком, гулять по саду. Всё для него было интересно, ново, приятно, он "мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно". А самое главное, на мой взгляд, герой мог размышлять, давать оценку происходящему, мечтать. Всё это было…

Выдалась однажды свободная минутка, и "он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что за люди". Туркины представляют собой "самую образованную и талантливую" семью в городе. Глава семейства - Иван Петрович - "всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку"; его жена Вера Иосифовна "писала повести и романы и охотно читала их вслух", "читала о том, чего никогда не бывает в жизни"; а их дочка "Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам". И это была самая талантливая семья! Не удивительно, что остальные жители города считали своим долгом посетить эту интеллигентную семью, где "искусство" сочетается со стуками ножей по столу и запахом жареного лука. Можно себе представить каким было остальное общество, не имеющее талантов!

Удивительно, что Старцеву, явно отличавшемуся от недалёких, заевшихся гостей, также понравилась "талантливая" семья. "Прекрасно! превосходно!" - восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку. "Прекрасно! - скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?" Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется "весельем", "сердечной простотой", "культурой". "Недурственно", - вспомнил он, засыпая, и засмеялся".

Неужели и Старцев станет таким же? Искусственным, подобием на духовно развитого человека? Надеждой на спасение души, спасательным кругом в море обывательщины кажется влюблённость героя. Если он ещё может чувствовать что-то возвышенное, то, значит, не всё потеряно. Но, к сожалению, и любовь Старцева является лишь имитацией. То его посещают расчётливые мысли: "А приданого они дадут, должно быть, немало", то не даёт ему "оторваться" от земли кто-то прямой, честный, но жёсткий и резкий внутри него: "Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов..." - "Ну, что ж. И пусть". - "… её родня заставит тебя бросить земскую службу…" - "… Дадут приданое, заведём обстановку".

Ни настоящего искусства, ни искренней любви нет в рассказе. Получая отказ от Котика, молодой доктор вздыхая произносит: "Сколько хлопот, однако!"

С этого момента и происходит полное омертвение души, Старцев тонет в болоте повседневности. Через четыре года, он ещё сохраняет индивидуальность, черты настоящего человека. "В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью" - вот черты настоящего врача. Все кажутся ему глупыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь. Единственное увлечение Старцева - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой" - отталкивает читателей, перечёркивает представление о некорыстном служении медицине.

Очень интересной выглядит встреча уже немолодого доктора и уже Екатерины Ивановны. Произошло некоторое переосмысление жизни у героини, она поняла, что не так уж и талантлива, а настоящая деятельность земского врача видится ей благородной: "Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу". Резко противопоставлен ей почти Ионыч, в душе которого "затеплился огонёк", а потом погас. "Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей".

Прошло ещё несколько лет. "Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад". Неслучайно жители города устами Чехова называет его именно Ионычом, "языческим богом". "У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там".

Прежде интересный, вдохновлённый жизнью, весёлый молодой Дмитрий Старцев превратился в резкого, раздражительный, нетерпеливого Ионыча, которому живётся "скучно, ничто его не интересует". И уже добрые, мягкие и простые Туркины не кажутся такими ужасными на его фоне.

1.4 Жизнь есть досадная ловушка

"В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли…" - так открывает Чехов перед нами новый мир старой России, постепенно погружая нас в жизнь палаты №6.

Повесть "Палата №6" знакомит нас с психически больными людьми, с их "образом существования" в земской больнице. "Первый от двери, высокий худощавый мещанин", за ним жид Мойсейка, единственный, кому разрешено выходить из флигеля, паралитик, "неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное" и "Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трёх, из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования". Медленно и однообразно тянулись здесь дни и годы, окружённые врачебным равнодушием и тиранией со стороны "простодушного, положительного и тупого" сторожа Никиты.

Как-то "распустили слух, что палату №6 будто бы стал посещать доктор <…>Андрей Ефимыч Рагин - замечательный человек в своём роде". С самого начала повествования этот герой кажется инородным в медицинской среде. Во-первых, это его внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук. Во-вторых, Андрей Ефимыч - доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом. Даже сам факт того, что он не смог определить свою судьбу по собственному желанию, говорит о его нерешимости, некотором равнодушии к себе. В-третьих, его разочарование в медицине. Если в первое время Рагин усердно работал, оперировал, принимал толпы больных, то потом всё "прискучило ему своим однообразием и очевидною бесполезностью". В-четвёртых, что скорее является определяющим, равнодушие к больным. Он прекрасно знал, что "в большом корпусе томятся люди в болезнях и физической нечистоте; <…> Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню", но оставался не только равнодушным ко всему происходящему, а даже оправдывал себя. Ему просто не хватает характера и веры всё изменить, всё равно люди рано или поздно умирают, вся это "нечистота" сама выветрится, во всём виновато время, вот если он родился в другой момент…

Вся его жалкая жизнь так бы и тянулась серо и однообразно, и умер бы он однажды за кружкой пива, только встреча с Громовым прервала сон Рагина, заставила на несколько дней окунуться в реальность. В один из весенних вечеров Андрей Ефимыч, проходя мимо палаты №6, услышал: "…Господа, поздравляю, доктор удостаивает нас своим визитом! Проклятая гадина!". Это произнёс Иван Громов, единственный в палате человек, сохранивший свой разум, желающий выбраться на свободу. Его дальнейшие размышления заинтересовали доктора, рассуждения о жизни стали "ложечкой мёда" для Рагина.

Громов резко противопоставляется Рагину своей активной жизненной позицией, правильным пониманием реальности, жаждой жизни. Они разговаривают и о будущем, и о современном обществе, и о человеческих страданиях. Эти "больничные" беседы всё большее склоняют читателя на сторону "сумасшедшего", нежели доктора. Чего стоит верная характеристика Рагина, сделанная Громовым: "Во всю вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем <…> вы человек ленивый, рыхлый и потому старались складывать свою жизнь так, чтобы вас ничто не беспокоило и не двигало с места <…> Одним слово, жизни вы не видели, не знаете её совершенно, а с действительностью знакомы только теоретически <…> Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь".

Итогом философствования с больным стало заключения Рагина в палату №6. Что же произошло? Неужели и доктор сошёл с ума? Нет, просто он на миг открыл глаза на всё происходящее, а беседы с пациентом, которые покажутся совершенно естественными настоящим врачам, явились признаком нездоровья. Герой произведения умирает от руки Никиты. Но стоит ли винить кого-то в смерти Андрей Ефимыч, кроме него самого? Он сам "вырыл" равнодушием себе эту яму, своей пассивностью, беспомощными размышлениями о жизни, которой не понимал. "Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом <…> Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят".

Чехов с большим реалистическим мастерством нарисовал картины жизни городка, больницы, палаты №6. Знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю подробно изображать психический мир человека. Повесть привлекает своей правдивостью, естественностью, эмоциональностью. Антон Павлович указал на пороки общества и на их неразрешённость. Но надежда на то, что "настанут лучшие времена", и "восторжествует правда", остаётся. "Помогай вам бог, друзья!" .

1.5 Врач глазами Чехова

Антон Павлович Чехов создал целую галерею врачей, естественно, что в этом помогли ему собственные знания и любовь к профессии. Есть и множество больных, заболевания которых всего несколькими штрихами, без научной терминологии, описаны прозаиком.

Врачи Чехова чаще всего простые, добрые, даже мягкие люди. Они не отличаются талантами в будничной жизни, скорее остаются в тени, чем являются центром компании. Их жизнь проходит ровно, без каких-либо приключений, забавных историй, неприятностей. Они крепко не опутаны семейными узами: их любовь или прошла мимо, повернувшись спиной; либо герою всё-таки удалось жениться, но супружеская жизнь не приносит ему счастья.

Но если личная жизнь героев-врачей неудачная, то в профессиональной деятельности они достигают некоторых успехов, хоть это только в молодости. Пока врачи начинают свою практику, они полны энтузиазма, энергии, им нравится работа, они уверенны, что необходимы обществу. Но уже в зрелом возрасте любовь к профессии проходит, и нет уже такого темпа, усердия в работе. Да и отношение к пациентам уже холодное, перерастающее в равнодушие, что, пожалуй, является самым страшным для врача, спасителя жизней. Лишь "избранные", такие как доктор Дымов, могут продолжать работать, несмотря на внешнее давление. И не просто работать, а трудиться по ночам, бескорыстно, терпеливо, с интересом. Пожалуй, именно такие персонажи были близки Чехову, который не жалел себя, лечил бедных, занимался благотворительностью и являлся активным деятелем.

Однако чеховские врачи не повторяют путь писателя, они не имеют прототипов. Антон Павлович пользуется знанием психопатологии человека, многолетним анализом людей, потерявших душевное равновесие. Именно поэтому внутренний мир врачей и больных изображён с исключительным реализмом, и умирают его герои сначала внутренне, а уже потом от болезни или физического насилия.

Язык чеховских произведений доступен, понятен, но в то же время красив и является результатом глубокого жизненного опыта. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно. Он не говорит нового, но то, что он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...» .

Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев. Медицина для Чехова - это средоточие истины, причем истины о самом сущностном, о жизни и смерти, способность творить жизнь.

Глава II Викентий Викентьевич Вересаев

"Моей мечтою было стать писателем;

а для этого представлялось необходимым

Знание биологической стороны человека".

2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим

Современник Чехова, писатель Викентий Викентьевич Вересаев в 1888 году, уже кандидатом исторических наук, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. Здесь, в Дерпте, вдали от революционных центров, будущий писатель провёл шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством. В своих "Воспоминаниях" Вересаев объясняет стремление изучать медицину желанием стать писателем, а писатель, по его мнению, должен хорошо знать человека, как в здоровом состоянии, так и во время болезни.

Когда-то Вересаев сказал: "Трудное и запутанное дело — писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри <…> Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой <…> Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска, — отвечу я.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно… "

Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. М., 1955.

Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.

Аникин А. Образ врача в русской классике

http://apchekhov.ru/books

http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w

Сов. Энциклопедия, 1989 — серия биографических словарей.

Фохт - Бабушкин Ю. О творчестве В. В. Вересаева // Вступительная статья.

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Детство писателя, учеба в Таганрогской гимназии. Обучение на медицинском факультете Московского университета. Первые сатирические рассказы. Особенности языка и поэтики раннего Чехова. Воспоминания о Сахалине, их отображение в творчестве. Рассказы Чехова.

    презентация , добавлен 24.03.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

    доклад , добавлен 23.11.2006

    Биография и особенности формирования личности А.П. Чехова (1860-1904), место его творчества в мировой литературе. Общая характеристика сюжетов произведений Чехова, а также прототипов их героев. Анализ основных высказываний выдающихся литераторов о Чехове.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы о творчестве писателя. Анализ прозаических произведений М. Булгакова, связанных со Смоленской землёй.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сущность темы "маленького человека", направления и особенности ее развития в творчестве Чехова. Смысл и содержание "Маленькой трагедии" данного автора. Идеалы героев, протест писателя против их взглядов и образа жизни. Новаторство Чехова в развитии темы.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Отражение в творчестве Вересаева основных этапов в развитии русской интеллигенции. Стилистический, лексический, морфологический и синтаксический анализ критического этюда В.В. Вересаева "Художник жизни". Публицистический и художественный стиль этюда.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".

Образ врача - не самая популярная тема в отечественном литературоведении. И хотя литературоведы и культурологи не раз отмечали наличие большого потенциала в изучении данного вопроса, все же, в основном, об образах врачей в русской литературе говорится как об «имеющих большое значение» без пояснения данной формулировки.

Можно согласиться, что образ врача чаще всего является одним из самых интересных, глубоких и важных не только потому, что указанный период времени богат произведениями, которые могут послужить примерами связи медицины с литературой. В 1924 г. М. Горький высказался о русской литературе весьма саркастически: «Русская литература - самая пессимистичная литература Европы; у нас все книги пишутся на одну и ту же тему: о том, как мы страдаем». Таким образом, можно сказать, что изображения врачей и их взаимоотношений с пациентами, как правило, является лишь частью общей картины «тотального заболевания общества».

В традиционные романтические произведения образ врача проникает вместе со свойственной им эстетикой жизни как страдания, упадка, разрушения, муки, которая заканчивается только со смертью. Литераторы эпохи романтизма не скупятся на физиологические подробности, чтобы подчеркнуть разрыв с традицией сентиментализма. Появляется своеобразный мотив любви к смерти и жажды смерти. Смерть воспринимается как лекарство от всех мирских горестей и болезней. В эстетику романтизма входят сочинение эпитафий, присутствие на похоронах, на кладбищах, разглядывание мертвых тел и т. п. Возникает мотив надежды на «потустороннее выздоровление».

В связи с этим особенно интересным представляется образ доктора Вернера из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который является отчасти романтическим и отчасти реалистическим героем. С одной стороны, «он скептик и материалист, как все почти медики», а с другой - «неровности его черепа поразили бы любого френолога странным сплетением противоположных наклонностей». В этом персонаже одинаково легко обнаружить как демонические черты, так и его необыкновенную человечность и даже наивность. Например, Вернер прекрасно разбирался в людях, в свойствах их характера, но «никогда не умел воспользоваться своим знанием», «насмехался над своими больными», но «плакал над умирающим солдатом». врач литературоведение лермонтов тургенев

В эпоху великих открытий в медицине медицинской этике уделялось намного меньше внимания. Медики этого периода чаще всего изображаются в литературе нигилистами или материалистами, разочаровавшимися в человеческой природе. Если в литературе второй половины XIX века и встречается положительный образ врача, то, по замечанию Е. С. Неклюдовой, он, как правило, чудаковат, одинок и несчастлив в семейной жизни. Занимаясь по роду своей профессии человеческим телом, он не разбирается в человеческой душе. Помогая людям жить, он, тем не менее, сам глубоко разочарован в жизни. Так, в русской литературе появляется образ врача, ответственного не только за здоровье человека, но и за смысл его существования. Например, доктор Крупов из одноименной повести А. И. Герцена, который начал свою карьеру врача, движимый желанием помогать людям. Он верил, что человеческое существо устроено разумно и по подобию Божьему, но, перейдя, однако, от теории к практике, обнаружил, что болезнь и патология также являются частью человеческой природы. По роду своей профессии имеющий дело, в основном, с болезнями, Крупов приходит к выводу, что ходом истории правит не разум, а безумие, что человеческое сознание больно, что не существует здорового человеческого мозга, как не существует в природе «чистого математического маятника». В романе «Кто виноват?» Крупов уже «не столько лечит, сколько размышляет о житейском и устраивает судьбы Круциферских, Бельтова и др.». Вообще во всем романе, в отличие от повести «Доктор Крупов», сделан акцент на социальную природу болезни. А. И. Герцен говорит, скорее, о «болезни общества», поэтому здесь профессия Крупова приобретает символическое значение.

Другой известный образ врача второй половины XIX в. - образ студента-медика Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Принадлежность Базарова к врачам не имеет такого глубоко символического значения, как у Герцена. Надо отметить, что профессия Базарова на протяжении романа остается как бы на периферии, на первый же план выходят его уверенность в собственном знании жизни и людей, на деле же - его полная неспособность разрешить даже собственные житейские и мировоззренческие противоречия, он плохо знает и плохо разбирается даже в себе, поэтому многие его мысли, чувства, поступки оказываются такими неожиданными для него самого. Однако тема связи болезней и устройства общества не обойдена стороной и в этом произведении. Склонный к упрощениям Базаров говорит: «Нравственные болезни... от безобразного состояния общества. Исправьте общество - и болезней не будет». Многие высказывания Базарова звучат достаточно смело, однако это скорее намеки на поступки, чем сама деятельность.

В «Смерти Ивана Ильича» Л. Н. Толстой демонстрирует, насколько велика пропасть между пациентом и врачом, понимающим болезнь чисто материалистически. «Для Ивана Ильича был важен только один вопрос: опасно ли его положение или нет? Но доктор игнорировал его. С точки зрения доктора, вопрос этот праздный и не подлежал обсуждению; существенно только взвешиванье вероятностей - блуждающей почки, хронического катара и болезни слепой кишки. Не было вопроса о жизни Ивана Ильича, а был спор между блуждающей почкой и слепой кишкой...».

Связь литературы и медицины, пожалуй, никогда не проявляла себя так полно и разнообразно, как в творчестве А. П. Чехова, с одной стороны, вобравшего в себя опыт предыдущих поколений, с другой - придав ему новую глубину и достоверность. В рассказе «Палата № 6» врач Андрей Ефимович Рагин сломлен именно бесполезностью медицины перед лицом смерти, неспособностью медицины подарить людям вечную жизнь, что превращает все усилия врача в «трагическое заблуждение», оттягивание неизбежного. В одном из самых известных произведений Чехова о враче, рассказе «Ионыч», главный герой не столько погряз в мелочах жизни, сколько отказался понимать смысл бытия, если смерть «кладет предел жизни», если «в мире нет ничего, кроме телесности». После осознания неустойчивости всего прекрасного и духовного этот персонаж начинает вести жизнь земную, телесную, постепенно обрастать деньгами, недвижимостью. Теперь его интересуют только самые приземленные вещи. Причиной этого является именно разочарование в прежних ценностях и идеалах, осознание собственного бессилия.

Подводя итоги, можно сказать, что В русской литературе образ врача прошел длинный и интересный путь от шарлатана к романтическому герою, от романтического героя к приземленному материалисту и от материалиста к носителю морали, герою ведающему истиной, знающему все о жизни и смерти, несущему ответственность за других в самом широком смысле.

Транскрипт

1 «Образ врача в художественной литературе» Обзор литературы Составили: Серпухова В.М. Озеркина О.В. НБ ХНМУ 2013

2 Предлагаемый обзор «Образ врача в художественной литературе» предназначен для студентов-медиков младших курсов. Его задача ознакомление будущих врачей с наиболее интересными произведениями, раскрывающими профессию врача и имеющихся в фонде Научной библиотеки ХНМУ. С давних времен к медицинской теме обращались как отечественные, так и зарубежные писатели и не только писатели. Неоднократно за перо брались сами врачи, чтобы из «первых уст передать свои боли, переживания, надежды, радости, юмор...», так как ежедневная практика давала им огромный материал, как для научного, так и для художественного осмысления. В связи с этим хочется привести слова известного французского писателя Андре Моруа: «Оба они, врач и писатель, страстно интересуются людьми, оба они стараются разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью. Оба забывают о себе и собственной жизни, всматриваясь в жизнь других». В фонде библиотеки нашего университета достаточно много художественных произведений, раскрывающих тему сегодняшнего обзора литературы. Хочется лишь обратить внимание на небольшую часть произведений, которые заслуживают особого внимания. Первый раздел нашего обзора носит название «Рыцари пера и милосердия». Он посвящен художественным произведениям, созданным профессиональными медиками. Заметная активность врачей в литературе началась не сегодня, и не вчера. Если перелистать историю мировой литературы, то первого профессионального врача мы встретим в античной древнегреческой литературе. Из тройки великих афинских драматургов, кроме Эсхила и

3 Еврипида, был Софокл. По легенде он был прямым потомком Асклепия, бога врачевания, а также жрецом храма в честь Асклепия в Афинах. Интересно, что в раскопках этого храма были найдены отрывки из произведений Софокла (за всю свою жизнь он написал 123 драматических и поэтических произведения). Предлагаю вашему вниманию книгу Софокла «Драмы» (Москва,1990 год). Когда мы говорим о медицине средневековья, то в первую очередь вспоминаем о выдающемся враче и поэте Абу Али Ибн-Сине (Авиценне), стихотворения и поэмы которого являются классикой в арабоязычном мире. Он, обладая энциклопедическими познаниями в различных науках того времени, обращался ко всем молодым, ставшим на путь служения своей профессии: «Улучшай душу науками, чтобы двигаться вперед». В нашей библиотеке отсутствуют произведения Авиценны, но есть книги о нем: автор Борис Петров «Ибн Сина (Авиценна)», изданная в Москве в 1980 году и приуроченная к тысячелетнему юбилею со дня рождения великого ученого, а также «Повесть об Авиценне», написанная Верой Смирновой- Ракитиной (Москва, 1955 год). Теперь хочется подойти ближе к нашему времени, и поговорить об известном английском писателе Артуре Конан Дойле. О своей творческой судьбе он сказал так: «После обучения медицине, магистерскую степень по которой я получил в Эдинбурге, я прошел долгий путь в литературе». Стоит вспомнить его «Записки о Шерлоке Холмсе». Не себя ли изобразил писатель в образе доктора Ватсона? Герой, также как и автор записок, был военным врачом и участвовал в военных кампаниях. Здесь он выступает в роли хроникера жизни и деятельности главного героя и консультирует сыщика по медицинским вопросам в ходе расследования преступлений, а также оказывает медицинскую помощь всем нуждающимся в ней. Доктор Ватсон симпатичен читателям не только преданностью Холмсу, но и своей надежностью и порядочностью.

4 Одним из известных русских писателей-медиков второй половины 19 века, отразивших профессию врача в своем литературном творчестве, был А.П. Чехов. Благодаря своему собственному опыту уездного врача он впервые в русской литературе полно раскрыл образ медика, его подвижничество, его трагизм и т.д. Об этом вам расскажут его произведения: «Попрыгунья», «Палата 6» (полное собрание сочинений, том 8), «Неприятность», «Хирургия» (пол. собр. соч., том 3), «Ионыч» (Чехов «Избранное») и т.д. Хочу остановиться на рассказе «Ионыч», в котором автор поведал историю молодого доктора, приехавшего работать в провинцию, и спустя годы превратившегося в обывателя, живущего одиноко и скучно. Он очерствел и стал равнодушен к своим больным. Образ Ионыча предостережение всем молодым врачам, вступающим на путь служения людям: не стать равнодушными, не очерстветь, не остановиться в своем профессиональном развитии, преданно и бескорыстно служить людям. О своей первой и главной профессии Чехов писал: «Медицина это так же просто и так же сложно, как и жизнь». Профессия врача широко отражена и у таких замечательных русских писателей, как Викентий Викентьевич Вересаев и Михаил Афанасьевич Булгаков. Если Чехов вначале выбрал профессию медика, а затем стал писателем, то Вересаев сразу занялся литературой, а затем пришел в медицину, не прекращая заниматься литературой. Его «Записки врача» стали по-настоящему знаменитыми, интерес к которым не иссякает до настоящего времени. Произведение посвящено сложным нравственным, социальным и профессиональным проблемам, возникающим перед молодым врачом. Повествование начинается воспоминаниями первокурсника и заканчивается зрелыми суждениями доктора. Иллюстрацией к сказанному могут быть слова самого писателя: «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала».

5 Литературная карьера выдающегося русского писателя ХХ столетия Михаила Афанасьевича Булгакова началась в 1919 году, когда он отказался от места земского врача и полностью посвятил себя творчеству. Однако именно благодаря опыту, приобретенному в прифронтовых госпиталях, а затем в сельской больнице и сформировался Булгаков-писатель, с его особым чувством юмора и особым взглядом на зарождающуюся советскую действительность. Сборник рассказов «Записки юного врача» стал неким переходом для Булгакова от медицины к литературе. Также в сборник включены известная повесть «Морфий», в которой Булгаков с жестокой откровенностью описал все муки молодого доктора, пристрастившегося к пагубному средству и примыкающий к «медицинскому» циклу произведений М. Булгакова рассказ «Необыкновенные приключения доктора». Все произведения во многом носят автобиографический характер. Нет сомнения, что объем медицинских знаний, полученных писателем в Киевском университете, сказался на появлении таких произведений, как «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». Известный английский писатель Сомерсет Моэм, врач по профессии, всю свою жизнь посвятил литературному творчеству. Профессия врача помогла ему лучше понимать природу человека и его поступков, о чем свидетельствуют его слова: «Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача». Влияние медицинских знаний можно проследить во многих его произведениях, но я бы хотела перечислить его книги, в которых мы можем встретить героя-врача: «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», «Острие бритвы». В фонде нашей библиотеки есть также сборник новелл Моэма и два вышеперечисленных романа, кроме «Бремени страстей человеческих». Далее мне хотелось бы остановиться на произведениях авторов, достигших немалых высот в области медицины и одновременно

6 занимавшихся литературным творчеством, широко отразив в нем профессию врача. Также их объединяет еще одно обстоятельство: все они прошли Великую Отечественную войну, исполняя свой профессиональный долг. И это, конечно же, в первую очередь, знаменитый украинский кардиохирург, ученый-медик, а также литератор, Николай Михайлович Амосов. Испытав на себе все тяготы профессии военного хирурга, автор рассказывает о пережитом в книге «ППГ-2266» («Записки военного хирурга»), которые он вел всю Великую Отечественную войну во время затишья на фронте. Эту книгу вы можете найти в фонде нашей библиотеки. Талантливый хирург и известный писатель, Федор Углов, знавший о войне не понаслышке, все время блокады Ленинграда проработал начальником хирургического отделения одного из госпиталей города, пионер сердечной хирургии в СССР, написал помимо научных, ряд художественных произведений: «Человек среди людей» (1982), «Живём ли мы свой век» (1983), «Под белой мантией» (1984) и др. В фонде нашей библиотеки есть его автобиографическая повесть «Сердце хирурга», изданная в Ленинграде. Это реальный дневник хирурга, в котором правда все - от первого до последнего слова. Захватывающее описание операций, сложных случаев, загадочных диагнозов. Оторваться от историй из практики знаменитого хирурга невозможно. Особенно поражают воображение описания операций во время бомбежек и артобстрелов в блокадном Ленинграде: «Однажды, в самый разгар операции раздался сигнал воздушной тревоги. Но разве отойдешь от такого раненого! И мы продолжали работать...». Книга получила мировое признание и переведена на многие языки. Искренним восхищением проникнуты слова знаменитого врача, когда он пишет о силе художественного слова: «И сколько раз... убеждался я в великой облагораживающей силе литературы: даже самые, казалось бы, черствые, загрубевшие сердца сдаются перед истинной поэзией!».

8 «Записки из будущего», «ППГ-2266», «Книга о счастье и несчастьях» и «Голоса времен». Следующий известный врач-писатель, Павел Бейлин, свою любовь к жизни, свои желания и готовность защитить жизнь, достоинство, здоровье человека, воплощает в своей книге «Поговори со мною, доктор», которая вышла в 1980 году в Киеве. Основная тема, объединяющая все произведения данной книги это отношения между лечащим врачом и больными. Одним из решающих факторов медицинской профессии, по мнению автора, остается человечность, определяющая авторитет медика и медицины в обществе. В последнем разделе «Мои учителя» («Штрихи к портретам»), автор с большой любовью рассказывает о своих наставникахврачах: Алексее Крымове, Александре Пхакадзе, Михаиле Коломийченко. В 1981 году в Москве была издана первая книга врача-педиатра Сергея Иванова «Я лечу детей» (Повесть в форме записок молодого человека студента, а затем врача). Во время написания этой повести автором уже был накоплен некоторый опыт работы с маленькими пациентами: после окончания Ленинградского Педиатрического медицинского института он три года работал по распределению на Западном Урале в маленькой участковой больнице, был врачом детского дома. Одновременно был внештатным корреспондентом ряда районных и областных газет. Автор книги перед нами предстает как человек искренний, правдиво пишущий, влюбленный в свою профессию. И за честность, особенно за сострадание к детям, веришь автору, даже ловишь себя на мысли вот бы к кому водить детей, когда они, не дай бог, заболеют. О первой встрече со своими пациентами автор пишет: «Нас учили врачевать ребенка понимать его нам предоставили научиться самим. А он, больной, оторванный от мамы, растерянный и напуганный, ждал понимания и только потом лечения». На сегодняшний день Сергей Иванов является автором множества публикаций в различных СМИ, а также книг, посвященных труду детского врача, новому подходу к лечению травами и фантастических книг.

9 В 50-х годах прошлого века известным австрийским публицистом и общественным деятелем, военным врачом по образованию, Гуго Глязером была написана научно-популярная книга «Драматическая медицина». Она посвящена врачам, проводившим медицинские опыты на самих себе. Рассмотрены различные области медицинской науки, в каждой из которых на определенном этапе требовалось пойти на испытания новых методов, связанные с риском для здоровья и жизни. «Медицина слагается из науки и искусства, а над ними простирается покров героизма», утверждает автор в своей книге. Если говорить о врачах-писателях, наших современниках, нельзя не упомянуть имя Владимира Андреевича Берсенева, врача-невропатолога высшей категории, основателя и руководителя Института проблем боли, члена Национального союза писателей Украины. В Документальной повести «Сохраняю самообладание», опубликованной в журнале «Радуга» за 2004 год в 9 и 10, автор рассказывает о своих пациентах, среди которых было немало известных людей и размышляет о врачебном долге и профессионализме: «Убежден, профессионализм без дисциплины невозможен. Иначе, ни за что не окажешься в нужное время в нужном месте. Начинать с дисциплины, без нее профессионалом не стать». Наш современник, Евгений Черняховский, врач-терапевт, киевлянин, в свободное от работы время пишет рассказы, юмористические миниатюры. Их можно прочитать в журналах: «Фонтан» (Одесса), «Вокруг смеха» (Санкт-Петербург), «Радуга» (Киев). Кроме того, он автор книги иронической прозы «Записки немолодого врача», отсутствующей в нашем фонде. Мы же можем предложить вам рассказ «Счастье пришло», опубликованный в журнале «Радуга» (2012г., 11-12), в котором автор с юмором рассказывает о нерадивом студенте мединститута, своем однокашнике. Современная художественная литература о врачах носит чаще всего развлекательный характер, не углубляясь в анализ причин поступков героев. Это беллетристика, предназначенная, в основном, для досуга.

10 Татьяна Соломатина, наша современница, медик по образованию. В 2007 вышла в свет ее первая книга «Акушер Ха», которая, как и все последующие, посвящена медицинской тематике. В сборник ее произведений «Больное сердце» (Москва, 2010 г.), вошли три произведения, в которых автор с женской прямотой говорит о врачебном цинизме, как форме самозащиты врача в мире человеческих страданий. Следующий врач-писатель, Андрей Шляхов, более 10 лет проработал на скорой помощи, в кардиологическом отделении. С 2009 года он занялся писательской деятельностью. Много пишет о врачах. В 2012 году в Москве была издана его книга «Доктор Данилов в роддоме, или мужикам тут не место». В книгу включены смешные и драматические рассказы из жизни обычного московского родильного дома. Книга «Записки психиатра, или всем галоперидолу за счет заведения», (Москва, 2012 г.). Ее автор, Максим Малявин, в психиатрии более полутора десятка лет. Свои литературные произведения сам автор называет байками. Вместе со своей женой, также психиатром, ведут популярный «Блог добрых психиатров», в котором предупреждают своих читателей: «Попытки найти в приведенных ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для неокрепшей психики». Обладая отличным чувством юмора, сквозь смех и слезы, Максим Малявин ярко и метко описывает будни современной психиатрической больницы. Лучше всего о книгах автора говорят их названия: «Новые записки психиатра, или Барбухайка, на выезд!», «Психиатрию - народу! Доктору - коньяк». Современный зарубежный роман медицинской тематики представлен в нашем обзоре двумя авторами. Наш современник, Ной Гордон, американский писатель, внук эмигранта из царской России, будучи профессиональным медиком, медицине предпочел журналистику. Вместе с тем, он на всю жизнь сохранил любовь к медицине и глубокое уважение к медикам. Все романы писателя, как исторические, так и связанные с

11 современностью, повествует исключительно о врачах. Хочу обратить ваше внимание на его трилогию, которая включает в себя книги «Лекарь», «Шаман» и «Доктор Коул», объединенные общей темой: жизнеописание семьи врачей-коулов (Харьков,2012). Современный английский писатель Кен Макклюр, автор цикла медицинских триллеров о расследованиях доктора Стивена Донбара, следователя по особо важным делам секретного агенства. В книге «Донор» (Москва, 2011 г.) раскрывается животрепещущая тема нелегальной торговли детскими органами. Следующий раздел нашего обзора называется «Писатели о врачах», в котором представлены произведения авторов, не имеющих медицинского образования, но герои их книг медики. Европейские писатели обращались к медицинской тематике еще 300 лет назад. Жан-Батист Мольер выдающийся французский драматург эпохи Возрождения, подлинный гуманист, комедиограф. До наших дней дошли 33 пьесы, написанных Мольером. Образ врача отражен в двух из них из них: «Мнимый больной» и «Лекарь поневоле», в которых в гротескной форме высмеиваются отрицательные черты медицины той эпохи: шарлатанство, вымогательство и профессиональное невежество врачей и аптекарей. Свое отношение к медицине и врачам, Мольер выразил словами одного из своих героев: «Я осмеиваю не докторов, а показываю смешные стороны медицины». Вышеназванные пьесы вы можете прочитать в книге Мольер «Комедии» (Москва,1953год). К образу врача обращался в своих произведениях и другой известный французский писатель уже 19 века Гюстав Флобер. Будучи сам сыном врача-хирурга, он решил посвятить себя литературе. Всемирно известен его роман «Госпожа Бовари». Автор раскрывает образ сельского врача Шарля Бовари, который, несмотря на свою второплановость, играет в произведении важную роль. Он интересует автора и сам по себе, и как

12 часть той среды, в которой существует главная героиня. Несмотря на свою доброту и трудолюбие, он не является мастером своего дела, в профессиональном плане проявляя поверхностность и косность. Характерным является случай с выпрямлением искривленной стопы, подробно описанный автором, когда из-за бездарности и невежества героя, пациент потерял ногу. Автором предварительно была изучена специальная литература по хирургии. Доктору Бовари противопоставляется высокообразованный и опытный доктор Каниве, устами которого автор выразил свое отношение к профессии врача: «... Медицина это высокое призвание... Сколько бы разные коновалы ни оскверняли искусство врачевания, на него нельзя иначе смотреть, как на священнодействие». Бурный рост медицинских открытий, которыми ознаменовался 20 век, нашел свое отражение в художественной литературе, в частности, советской. Вениамин Каверин в своем романе «Открытая книга» пишет о талантливом микробиологе Татьяне Власенковой. Героиня прошла нелегкий, но мужественный путь к научному открытию, оказавшему глубокое влияние на развитие медицинской науки первой половины 20 века. Этот роман вошел в книгу Каверина «Избранное», изданную в Москве в 1999 году. О жизни, деятельности и вкладе в медицину в частности, и в науку в целом известного немецкого ученого Вильгельма Рентгена рассказывается в художественно-документальной повести Вруйра Пенесяна «Чудесные лучи», (Ереван, 1974 г.). Автор хронологически прослеживает становление великого экспериментатора, в 24 года защитившего докторскую диссертацию, человека, которому мы обязаны существованием науки рентгенологии, без которой не обходится современная медицина. Сведения о Вильгельме Рентгене очень скудны: архив ученого был сожжен по его же завещанию. Автор изучил и

13 использовал все, имеющиеся источники: отрывочные воспоминания, разбросанные в статьях, работавших с Рентгеном сотрудников и ученых. К теме образа врача в годы Великой Отечественной войны обращались многие писатели. В 1985 году в Киеве был издан роман русского советского писателя, живущего в Украине, Григория Терещенко «Медсанбат» о самоотверженном, часто сопряженном со смертельным риском, труде наших врачей, медсестер, санитарок, спасавших жизнь и возвращавших в строй советских воинов в годы Великой Отечественной войны. В романе есть такие слова о героизме военных врачей: «Не все медсанбатовцы могли позволить себе поспать даже два часа. Особенно трудно приходилось хирургам... Да, хирурги делали чудеса на фронте. Сколько они вернули в строй раненых бойцов!». При написании романа автор использовал свои личные переживания участника Великой Отечественной войны. Влияние послевоенного времени на судьбы врачей и их близких отражено в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», изданном в 2001 году в России. Книга получила в том же году премию Русский Букер, а в 2006 престижную итальянскую премию. Главный действующий герой романа потомственный, прирожденный медик. Павел Алексеевич Кукоцкий лечил пациенток, занимался наукой и даже писал проекты по организации здравоохранения. Он и его семья оказались в центре неоднозначных событий, происходивших в истории советской медицины: запрещенные аборты, кампания против генетики. Все это самым трагическим образом отразилось на жизни главного героя и его близких. И последняя книга нашего обзора это издание преподавателей кафедры патологической анатомии нашего университета Яковцовой Антонины Федоровны, Сорокиной Ирины Викторовны и Гольевой Натальи Владимировны «Медицина и искусство», вышедшее в 2008 в Харькове.

14 Авторы книги усматривают тесную взаимосвязь науки медицины с удивительным миром искусства: литературой, музыкой и танцем, живописью и кинематографом. Несколько глав книги посвящено теме врачей в литературе: творчеству Чехова, Вересаева, Булгакова, Амосова и др. В книге приведено немало цитат выдающихся людей. О связи медицины и искусства, в частности живописи, говорил в свое время наш украинский хирург и священнослужитель, автор многочисленных богословских трудов, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (Лука Крымский): «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии и тонкую художественную работу при анатомической препаровке и при операциях... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Напоследок приведу несколько высказываний выдающихся людей разных эпох о медицине и врачах: «Учитель и врач два занятия, для которых любовь к людям обязательное качество». Николай Амосов «Учиться быть врачом это значит учиться быть человеком». «Медицина для истинного врача больше чем профессия она образ жизни». Александр Билибин «Призвание врача это воля учиться от жизни и непрерывно совершенствоваться». Ипполит Давыдовский

15 «Медицина слагается из науки и искусства, а над ними простирается покров героизма». Гуго Глязер И завершить сегодняшний обзор хочу словами Гиппократа: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». «Любовь к врачебному искусству это и есть любовь к человечеству». Спасибо за внимание!


МЕДИЦИНА В ЛИТЕРАТУРЕ библиотека вуза и нравственно-этическое воспитание студентов-медиков Киричок Ирина Васильевна Серпухова Валентина Михайловна Озёркина Ольга Владимировна Формирование у студентов-медиков

«К своим истокам прикоснись» Творчество земляков Донбасса Виктор Васильевич Шутов (27 июля 1921-21 июля 1987) Виктор Васильевич - поэт и прозаик, почётный гражданин Донецка В честь Виктора Васильевича

Творчество земляков Донбасса «К своим истокам прикоснись» Виктор Васильевич Шутов (27 июля 1921-21 июля 1987) Виктор Васильевич - поэт и прозаик, почётный гражданин Донецка В честь Виктора Васильевича

70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Строки, опаленные войной (Издания военных лет из фондов библиотеки ПГГПУ) Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мирового сообщества.

Михаил Булгаков писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман «Мастер

ОБЪЕДИНИЛ ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ (125 лет со дня рождения Бориса Пастернака) Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.

Книги Мустая Карима из фонда Центральной детской библиотеки Карим, М. Долгое-долгое детство [Текст] : повесть; Не бросай огонь, Прометей! [Текст] : трагедия в стихах: пер. с башк. / М. Карим. - Москва

Сочинение на тему что мне открыли герои булгакова Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа, воздать Что в мире и человеке

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Выставки абонемента научной и художественной литературы библиотеки КГФ (ст. м. «Юго-Западная», пр-т Вернадского, д. 88, ауд. 214) Постоянные выставки «Юбилей у книги» На выставке представлены книги, которые

Галерея книг о Великой Отечественной войне СТРАШНО ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. Юрий Васильевич Бондарев (род.1924г.) советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт

Сочинение на тему человек о котором хочется рассказать Говорят, что внешность человека обманчива. Может быть, но я хочу рассказать о своей подруге, внешность которой полностью совпадает с нужно написать

31 мая 2017 года - 125 лет со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского(1892-1968) Сост.: О.В. Мусатова - библиограф Русский советский писатель, классик русской литературы. Член

ПИСАТЕЛИ НАШЕГО ГОРОДА К 125-ЛЕТИЮ НОВОСИБИРСКА ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ Вишневская, Д. В. Размышления о природе любви: рассказы и повесть / Д. В. Вишневская; авт. предисл. Н. Закусина. Новосибирск: Издательство

Алтайский государственный университет Научная библиотека Эпизоды творческой судьбы (к 80-летию со дня рождения В. С. Высоцкого) Библиографический обзор Барнаул 2018 Эпизоды творческой судьбы (к 80-летию

К 155-летию со дня рождения Артура Конан Дойла (22.05.1859 07.07.1930) Артур Конан Дойл, английский писатель (по образованию врач), автор многочисленных приключенческих, исторических, публицистических,

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

Сочинение на тему я хочу вам рассказать об одном добром человеке В честь 55-летия школы учащиеся писали сочинения об учителях. Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека

Тема героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одна из главных в творчестве выдающегося мастера литературы социалистического реализма Михаила Александровича Шолохова. "Они

Наш город расположен в самом центре России. Красноярск богат природой, историей, культурой, город живет почти четыре столетия, За эти годы в Красноярске происходило много интересных, значимых событий.

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Литературный Лихославль Владимир Николаевич Соколов Владимир Соколов (1928 1997 гг.) один из самых ярких и талантливых представителей «тихой» лирики XX века. Родился и вырос в Лихославле, который стал

Он весь свободы торжество! 2015 год объявлен президентом страны «Годом литературы в России». Выбор такого направления, такой темы вовсе не случаен. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

ДОРОГИЕ РЕБЯТА! В рубрике «КНИГА МЕСЯЦА» предлагаем Вашему вниманию книги популярных известных детских писателей В мартовском выпуске модельная библиотека семейного чтения п. Шахан представляет А Н А Т

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) «Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты, На земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты.» Первые годы жизни. Семья. Родился 22 октября 1870 год.

Выполнил работу: Бородай Андрей, обучающийся 12 класса МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ» Куратор: Панибратова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Почему великих русских писателей 19 века

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Сочинение понимание добра и правды в пьесе на дне Величие не там, где нет простоты, добра и правды, - утверждал писатель. На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе На дне. Кроме Умение вникать

Из опыта работы архивного отдела администрации МО Приозерский муниципальный район по комплектованию документами личного происхождения и их использованию. В течении десяти последних лет архивным отделом

Давай ронять слова, Как сад янтарь и цедру. Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва. Верю я, придёт пора Силу подлости и злобы одолеет дух добра. 10 февраля 125 лет со дня рождения поэта (1890 1960) Родился

Писатели-юбиляры января 2019 года 1 января - 100 лет со дня рождения писателя Д. Гранина (Германа) (1919 2017) Советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной

Борисова Н.В. Созвездие писателей Кубани: метод. пособие / Н.В.Борисова. Тридцать кубанских писателей: библиографический указатель / сост. Н.В.Борисова, Л.А.Толстых, Т.И.Шихова. Краснодар: Традиция, 2014.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

«Юные художники Ржевского района» Докладчик: Преподаватель художественного отделения МОУ ДОД ДШИ Ржевского района, Матвеева Мария Александровна 2015г. Роль тематики семейных ценностей в контексте истории

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Речевые клише по русскому языку к сочинению ЕГЭ. Клише для сочинения ЕГЭ. Клише, которые можно использовать для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. Элементы сочинения Для вступления Языковые средства

Современная поэзия и проза Соловьиного края: [прозаические произведения и стихотворения / редкой.: Ю. Першин, В. Давыдков, В. Кор-неев, М. Еськов; гл. ред.: Борис Агеев].-Курск:Славянка,2014.-256с.: ил.

Мертвым не больно / Быков В.В. М. ОЛМА Медиа групп, 2015. 256 с. Эта повесть является одной из наиболее ярких произведений автора. Именно в этой книге «мясорубка войны», через которую прошли наши отцы

Я в мир пришел, чтобы не соглашаться к 150-летию М. Горького Народный журнал Писатель и журналист Павел Басинский, автор бестселлера «Лев Толстой: бегство из рая», на основе строго документального материала,

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

«Всю жизнь он помнил это поле боя» - 100 лет со дня рождения российского поэта, писателя Константина Михайловича Симонова (1915-1979 г.г.) Ненужные воспоминания Придут, когда их не зовут, Как лишние переиздания

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

МБУК «ЦБС городского округа город Выкса» Городская детская библиотека, ул. Островского, 22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «Войны священные страницы навеки в памяти людской» 2015 12+ Война величайшая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» Литературно поэтический час Посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

125 лет со Дня Рождения А. А. Ахматовой (1889 1966) Не страшно под пулями мёртвыми лечь Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём,

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Отечественная война 1812 года на страницах художественных произведений «Двенадцатый год это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ» М.Е. Салтыков-Щедрин

Любовь, творчество и молитва Татьяны Щегловой В центральной городской библиотеке им. С. Есенина 8 октября прошла презентация новой книги «Лики любви». Татьяна Щеглова липецкая писательница, её роман «Без

Леонид Николаевич Андреев Писатель, репортер, прозаик, драматург, публицист... Vypracovala: Simona Hrabalová, 350688 Жизнь - 21.08.1871-12.09.1919 Леонид родился в городе Орле в семье чиновника. Когда

«О своей войне рассказать могу только я сам» Иду туда в изломанную рощу, Рубеж исходный для атак, Где быть убитым было проще, Чем как-то раздобыть табак. (В. Кондратьев) 30 октября 2015 года исполняется

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Писатели-юбиляры (ноябрь 2018 г.) ДРАГУНСКИЙ ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ 1 декабря 1913 г. Нью-Йорк, США) - 6 мая 1972 г. (Москва, СССР) 30 ноября 105 лет со дня рождения ВИКТОРА ЮЗЕФОВИЧА ДРАГУНСКОГО, русского советского

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

«Династия хирургов Мыш» Владимир Михайлович Мыш (1873 г. 1947 г.) Дмитрий Владимирович Мыш (1902 г. 1961 г.) Георгий Дмитриевич Мыш (1930 г. 2000 г.) Владимир Михайлович Мыш выдающийся советский хирург,

Областной телекоммуникационный проект «МАСТЕР-КЛАСС, 2014» Перман Наталья Николаевна, заведующая библиотекой МБОУ "Большереченская СОШ 2" Спасибо вам, родимые пенаты Рекомендательный библиографический

«Их имена в истории Пензенского края» К 53 Книга Памяти о наиболее выдающихся медиках, внесших неоценимый вклад в развитие здравоохранения Пензенской области / под общ. ред. В.В. Стрючкова; сост. В.Ф.

Задание олимпиады «Линия знаний: Литература» Инструкция по выполнению задания: I. Внимательно прочтите инструкцию к разделу II. Внимательно прочтите вопрос III. Вариант правильного ответа (только цифры)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система» Центральная библиотека Надточей Наталья, 12 лет г. Новозыбков Романтические страницы любви Материалы

К 120-летию со дня рождения В.П. Катаева «ОТЧИЗНЫ СЫН И СЫН ПОЛКА» 1 Валентин Петрович Катаев - русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. 2 Одесса - красивейший город на берегу

УДК 811.161.1-1 ББК 84(2Рос-Рус)1-5 Б 82 Оформление художника А. Новикова Серия основана в 2001 году Б 82 Боратынский Е. А. Не искушай меня без нужды / Евгений Боратынский. М. : Эксмо, 2011. 384 с. (Народная

Музейный урок как практика гуманитарного образования Гущина Юлия Александровна, Тупицына Наталья Александровна, учителя русского языка и литературы КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением