Эпиграф к картине цветы фрукты птица. План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Тема «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица

С планом Федор Петрович Толстой – знаменитый девятнадцатого века, медальер. Его отличает особая манера письма, его фантастических бабочек, птиц с необычным оперением невозможно забыть. Особенно любил Толстой рисовать фрукты и цветы. Его натюрмортами восхищались современники художника. Вызывают они восхищение и у сегодняшнего зрителя.

Сочинение-описание картины «Цветы, фрукты, птица» 5 класс

Художественные работы признанного во многих областях искусства Федора Толстого чаруют зрителей иллюзорным совершенством, красочной сказочностью и теплым светом. Одна из известнейших его картин – «Цветы, фрукты, птица ».

Жанр полотна – натюрморт. В поле зрения попали разнообразные и даже несовместимые, на первый взгляд, объекты растительного и живого мира. Самый крупный и центральный предмет – порождение искусственного мира – стеклянная ваза лаконичного дизайна.

В простую прозрачную колбу с водой поставлены только-только сорванные полевые цветочки. Они разноцветны и красивы. Пестрые красные полосы на белых лепестках, розоватые венчики и распустивший ярко-оранжевый цветок держатся на хрупких зеленых стебельках. Свежая зелень напоминает о весне и неизменно радует.

Несколько спелых яблок делают композицию богаче. Фрукты зарумянились от спелости и тем самым возбуждают аппетит. Один плод разрезан пополам.

Художник тщательно прорисовал зернышки и светлую мякоть яблока. На зеленоватое яблочко, учуяв приятный фруктовый аромат, примостилась муха. Рядом Толстой изобразил пару водяных капель – они светятся и напоминают кристально чистые капельки утренней росы.

Вся композиция натюрморта находится на столе из светлого дерева. Фоном служит такая же деревянная бежевая поверхность. Чуть спадает со стола одна из гроздей нарисованной смородины. Виноград расположен с другого края стола. Заметна его первозданная свежесть – листья без единого намека на увядание.

На виноградную ветвь присела дивная маленькая птица. Ее голубоватое оперение идеально гармонирует с коричневатым. Привлек собранный букет из фруктов и цветов и прелестных бабочек. Они парят рядышком в радостном вальсе.

Ф. П. Толстой создал из хаотического разнообразия живого мира нечто , калейдоскопичное. Натюрморт учит нас восторгаться этим богатством природы.

Цветы, фрукты, птица. Сочинение по картине Ф.П. Толстого

Федор Петрович Толстой - выдающийся русский художник, деятель искусства, превосходный скульптор родился в 1783 году, в семье начальника комиссариата. По традиции он пошел по стопам своего отца и стал обучаться военному делу. Для этого он поступил в морской кадетский корпус. Но безграничная любовь к искусству взяла над ним верх, вследствие чего он в 1804 году уволился с военной службы, решив навсегда связать свою с живописью и скульптурой.

Больше всего любил писать Ф.П. Толстой цветы, бабочек, чудесных птичек, фрукты. Одним из самых его известных творений по праву можно считать картину «Цветы, фрукты, птица». Сам натюрморт в буквальном смысле пропитан нежностью, сказочностью, теплом, насыщен ароматом цветов и фруктов, залит солнцем.

На золотисто-коричневом фоне изображена дутая стеклянная ваза, в которой красуются необыкновенные цветы, краски для которых автор подобрал нарочито нежных пастельных оттенков - лилово-сиреневого и бело-розового, и лишь один цветок выделяется на общем фоне более яркими желто-красными красками, что ничуть не портит общую картину, а наоборот оживляет ее. Стебли цветов поражают своей изящностью, силой, они как бы устремлены вверх к солнцу и таят в себе жизнь.

Вокруг вазы разложены яблоки, которые, так и сияют, светятся изнутри, их кожица блестит на солнце глянцем. По одному из яблок ползет маленький жучок, другое разрезано. Возможно так художник хотел показать спелость фруктов, которые он собрал для натюрморта. По соседству с яблоками лежит виноградная гроздь с крупными и сочными ягодами, видно что срезана она недавно и листья сохранили в себе жизненную силу, усики - побеги устремлены вверх и как бы тянутся к солнцу.

На виноградной лозе сверху сидит маленькая птичка с тоненькими лапками и ярко синим оперением. Эта птица, казалось бы спустилась к нам из сказки. Что же смогло так ее заинтересовать? Куда она так пристально смотрит? А заинтересовала ее, скорей всего, маленькая точечка - ход червячка, облюбовавшего яблоко, и теперь она терпеливо ждет, когда тот покажется из своего укрытия. А может быть она любуется своим отражением в вазе? Или ее внимание привлекли спелые ягоды смородины? На этот вопрос для себя каждый ответит сам, ведь возможно, художник специально оставил это загадкой.
Посредине, возле вазы автор изобразил две кисти смородины - одна красная, а другая белая. Ягоды на обоих кистях спелые и прозрачные. Весь натюрморт так и пропитан манящим запахом цветов и сладким ароматом фруктов, окружающих букет. Это конечно же не могло остаться незамеченным и на это дурманящее благоухание слетелись две чудесные бабочки.

Видно, что художник вложил всю душу в создание картины, насытил ее солнцем, чувственностью, красками. И по сей день ценители искусства не перестают восхищаться его творением, который каждый желающий может увидеть в Третьяковской галерее.

Краткое сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица» 5 класс

Есть очень хорошая и давняя пословица, что если человек талантлив, то его талант проявляется во многих вещах. К таким людям я с уверенность могу отнести Федора Петровича Толстого. Это знаменитый русский скульптор, живописец, медальер, рисовальщик и вице-президент Академии художеств. Больше всего в памяти многих любителей искусства остаются его картины.

Мое внимание приковало к себе его произведение «Букет цветов, бабочка и птичка». На сером однотонном фоне изображена ваза с небольшим букетом, на которой сидела бабочка, а рядом птичка и опавший листик. Цветов было несколько и все разные. Одни еще только распускались и радовали своей красотой глаз, но были и такие, красота которых уже начинала вянуть. Разность их цветов, от темно-синего и до светло-розового, и неодинаковая длина ножки придавали букету изысканность и неповторимость. Ваза сделана из прозрачного стекла и было четко видно, сколько воды в нее налито. Почти на самом верху вазы сидела красивая, желтого цвета с черным ободком, бабочка. Она расправила свои крылышки и как будто вдыхала аромат цветов. На опавшем листике ползла маленькая гусеница. Она совсем некрасивая и даже безобразная, но скоро тоже превратится в красавицу-бабочку.

Казалось бы, картина простая и ничем не особенная, если бы не маленькая птичка на карандаше рядом с вазой. Она имеет очень красивый раскрас. Мордочка украшена розовым цветом, белый животик, темно-синяя спинка с белыми и желтыми перышками. Она просто сидит и, кажется, что смотрит именно на художника, как будто позирует ему. Птичка, своим маленьким видом придает картине изюминку. Она становится уникальная и очень интересная для окружающих. Автор очень тонко и правильно подобрал фон, так цветы и птица смотрятся ярче и еще больше приковывают к себе любопытные взгляды ценителей искусства.

1. Тема и основная мысль.

2. Основная часть (описание картины; внешний вид, выражения лиц, позы; пейзаж; настроение, вызванное картиной).

Перед нами натюрморт Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Художник хотел показать в своей картине, что окружающий мир прекрасен.

В центре картины мы видим стеклянную вазу с красивыми цветами. Вода в вазе прозрачная, потому что хорошо видны стебли. Когда смотришь на цветы, они кажутся живыми.

Здесь есть белые с голубоватым оттенком, нежно-розовые и один оранжевый цветок.

Перед вазой лежат две веточки смородины: красной и белой. Ягоды выглядят свежими и аппетитными. Слева от вазы мы видим три спелых яблока. Одно наполовину срезано. Справа от вазы художник поместил румяное яблоко и большую кисть зеленого винограда с листьями. На винограде сидит птичка необыкновенной окраски. Она наклонила свою голову в фиолетово-голубой шапочке и смотрит на яблоко. Слева и справа от букета порхают красивые бабочки.

Ф. П. Толстой расположил свой натюрморт на темно-желтом фоне. Художник не зря выбрал теплый фон. Он хотел, чтобы мы чувствовали это тепло и получали наслаждение.

Мне приятно смотреть на картину «Цветы, фрукты, птица». Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Текст-рассуждение «Для чего пахнут цветы»

Я ей любуюсь и даже чувствую аромат цветов и фруктов. Ф. Толстой учит нас видеть красоту природы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Федор Петрович Толстой, автор картины «Цветы, фрукты, птица» – акварелист, скульптор, медальер, человек, который полюбил живопись с раннего детства и чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, калейдоскопом красок и сюжетом. Одной из знаменитых картин Толстого является натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

Когда смотришь на картину «Цветы, фрукты, птица» Толстого, понимаешь, картину создал талантливый человек, который сумел передать не только сочность красок, но и который изобразил на полотне разнообразный мир живой природы. Автору удалось изобразить несовместимые объекты из живого и растительного мира, но которые в целом смотрятся лаконично, гармонично и даже являются дополнением друг друга.

Описание картины

В центре картины изображена ваза. Она настолько прозрачна, что через нее видны не только стебельки растений и чистая вода, но и просвечивается фон картины. В вазу автор поставил букет полевых цветов, которые своими яркими красками напоминают нам о лете и солнечных днях. Цветы как будто только сорванные, они сочные, нежные. А зелень, которой дополнил автор картины свой букет, напоминает о весне. Рядом с вазой лежат аппетитные спелые яблоки, которые так и хочется попробовать, причем, изображенная муха, которая сидит рядом с разрезанным яблоком, вскоре уже отведает сок этого замечательного фрукта. Справа от вазы располагается большая, красивая гроздь винограда с крупными сочными ягодами. На верхнюю часть кисти винограда присела маленькая, яркая птичка. Она причудливо склонила свою голову, будто бы что-то высматривает. Может, ее привлекла вода в вазе? А может, ее заинтересовала муха, которая сидит на яблоке. Рядом с букетом парят бабочки, которые делают картину более живой и яркой.

На переднем плане мы видим свисающие со стола веточки белой и красной смородины. Автор картины «Цветы, фрукты, птица» изобразил ягодки настолько прозрачными, что видны даже косточки.

Светлый бежевый фон, стол на котором разместилась композиция, тоже светлый. Кажется, что художник изображал свою картину в солнечный погожий день, передавая и нам ощущение теплоты и заставляя непроизвольно восторгаться окружающим нас миром.

Мне понравилась картина Толстого «Цветы, фрукты, птица» своей легкостью, простотой, яркими и насыщенными красками. Смотришь на нее и мысленно попадаешь в сказочное жаркое лето, а на лице появляется улыбка.

Федор Петрович Толстой - выдающийся русский художник, деятель искусства, превосходный скульптор родился в 1783 году, в семье начальника комиссариата. По традиции он пошел по стопам своего отца и стал обучаться военному делу. Для этого он поступил в морской кадетский корпус. Но безграничная любовь к искусству взяла над ним верх, вследствие чего он в 1804 году уволился с военной службы, решив навсегда связать свою жизнь с живописью и скульптурой.
Больше всего любил писать Ф.П. Толстой цветы, бабочек, чудесных птичек, фрукты. Одним из самых его известных творений по праву можно считать картину «Цветы, фрукты, птица». Сам натюрморт в буквальном смысле пропитан нежностью, сказочностью, теплом, насыщен ароматом цветов и фруктов, залит солнцем.
Цветы, фрукты, птица

На золотисто-коричневом фоне изображена дутая стеклянная ваза, в которой красуются необыкновенные цветы, краски для которых автор подобрал нарочито нежных пастельных оттенков - лилово-сиреневого и бело-розового, и лишь один цветок выделяется на общем фоне более яркими желто-красными красками, что ничуть не портит общую картину, а наоборот оживляет ее. Стебли цветов поражают своей изящностью, силой, они как бы устремлены вверх к солнцу и таят в себе жизнь.
Вокруг вазы разложены яблоки, которые, так и сияют, светятся изнутри, их кожица блестит на солнце глянцем. По одному из яблок ползет маленький жучок, другое разрезано. Возможно так художник хотел показать спелость фруктов, которые он собрал для натюрморта. По соседству с яблоками лежит виноградная гроздь с крупными и сочными ягодами, видно что срезана она недавно и листья сохранили в себе жизненную силу, усики - побеги устремлены вверх и как бы тянутся к солнцу.

Букет цветов, бабочка и птичка.
На виноградной лозе сверху сидит маленькая птичка с тоненькими лапками и ярко синим оперением. Эта птица, казалось бы спустилась к нам из сказки. Что же смогло так ее заинтересовать? Куда она так пристально смотрит? А заинтересовала ее, скорей всего, маленькая точечка - ход червячка, облюбовавшего яблоко, и теперь она терпеливо ждет, когда тот покажется из своего укрытия. А может быть она любуется своим отражением в вазе? Или ее внимание привлекли спелые ягоды смородины? На этот вопрос для себя каждый ответит сам, ведь возможно, художник специально оставил это загадкой.
Посредине, возле вазы автор изобразил две кисти смородины - одна красная, а другая белая. Ягоды на обоих кистях спелые и прозрачные. Весь натюрморт так и пропитан манящим запахом цветов и сладким ароматом фруктов, окружающих букет. Это конечно же не могло остаться незамеченным и на это дурманящее благоухание слетелись две чудесные бабочки.
Видно, что художник вложил всю душу в создание картины, насытил ее солнцем, чувственностью, красками. И по сей день ценители искусства не перестают восхищаться его творением, который каждый желающий может увидеть в Третьяковской галерее.

Делаете ремонт в загородном доме и не знаете где можно хорошие трубы для канализации и водопровода? В этом случае рекомендую воспользоваться специализированным магазином, который представлен по адресу http://msanmarket.ru

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Уроки развития речи.

Описание картины «Цветы, фрукты, птица».

МОУ СОШ №3

Тутаев, 2008

Цели урока:

1. Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);

2. Подготовить учащихся к описанию натюрморта

Оборудование:

Натюрморты, русских и зарубежных художников.

I. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т. д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах , о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

II. Вступительное слово о художнике и его картинах.

Федор Петрович Толстой (), известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист , был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

Созданные «Толстого кистью чудотворной» () натюрморты стали произведениями большого искусства.

III. Беседа по картине.

Перед нами натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными, они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда . Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

(Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

IV . Составление плана описания картины.

1. Какие предметы изобразил художник?

2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?

3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5. Какие мысли и чувства он вызывает?

V . Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний.

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

Какое – деловое или художественное?

(Художественное. Картина произведение искусства.)

Какова же будет главная мысль нашего описания?

(Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

2. Раскрыта ли основная мысль художника?

3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?