Cочинение «Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне» Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)? Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться.

И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера.

Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие»… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными.

В конце произведения Сатин даже защищает Луку: «Клещ: Правды он Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем… Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми …Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев.

Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь.

Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку.

Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне")
Единственный лишь светлый образ - это Лука, но и у него в жизнине все так безгрешно у него нет паспорта. Нет паспорта нет имени. Имя должнозвучать гордо. Имя определяет человека. Оно..

Человек – высшая ценность Все во имя человека: Человек как самоценность
Человек мера всех вещей Все для блага человека.. Р В Насыров.. Человек высшая ценность Все во имя человека..

Споры о человеке в пьесе М. Горького "На дне"
Слова Человек это звучит гордо! становились нередкоплакатными надписями, почти такими же распространенными, как СлаваКПСС а сам монолог Сатина дети.. В центре ее - не толькочеловеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о.. Уже всамом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, аНастя - мечтами о великом чувстве..

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы.. нравственные качества настоящего.. судьба человека..

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря.. Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием.. Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка..

Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению - к подлогу.. Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с.. Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я..

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных.. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть..

Расшифровка значений ВЪРА, ВеРА, ВЬРА, ВЕРА
На сайте сайт читайте: "расшифровка значений въра, вера, вьра, вера"

Обратная связь в системе восприятия человека человеком
На сайте сайт читайте: "обратная связь в системе восприятия человека человеком"

Место экономических отношений в системе общественных взаимодействий. Роль человека в экономике. Модели человека в экономике
Место экономических отношений в системе общественных взаимодействий роль.. предмет экономической теории метод экономической теории любое..

0.057

Человек – неизменная часть общества, его главный элемент. В сложном механизме жизни ему всегда приходится подчинять личные мотивы и интересы общественным рамкам, которые оберегают его, и, одновременно, становятся причиной духовной несвободы. Ограничения и стандарты, выдвигаемые окружением, подчас не могут обуздать силу человеческого характера, его стремление к познанию мира и самовыражению. Поэтому конфликты между личностью и коллективом нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Одно из таких произведений – драма М. Горького «На дне». Действие происходит в ночлежке для нищих, где собрались люди самого разного толка, однако все они отвергнуты социумом. У каждого из них – собственная жизненная трагедия, в основе которой лежат простые человеческие слабости.

  1. Однажды отвергнутый обществом, оказавшийся на «социальном дне» человек уже не в силах подняться, справиться с превратностями судьбы. Так считает один из обитателей ночлежки – Бубнов. Жизнь для него потеряла свою значимость: владевший когда-то красильной мастерской, герой в одночасье теряет всё. Сброшенный «на дно», потерявший веру в людей и правду, переживший предательство жены, теперь он убежден в том, что в мире все подчинено жестоким и непреложным законам, которым бессмысленно сопротивляться. Мысль выбраться из ночлежки, изменить привычный ход вещей и начать новую жизнь кажется Бубнову абсурдной. « Все люди на земле - лишние…» — отмечает герой. Покинутый окружением, он озлоблен на социум и не способен на веру и прощение.
  2. «Человек всё может – лишь бы захотел», — уверен другой герой пьесы, новый постоялец ночлежки, странник Лука, вступающий в условный конфликт с идейными утверждениями Бубнова. Лука – загадочный старец, почти блаженный, неизвестно откуда взявшийся и куда направляющийся. О его судьбе не знает никто, однако, по словам проповедника, на его долю выпало много горя и трудностей. Однако праведник уверен, что с внешней уродливостью, жестокостью жизни и общества можно справиться, достаточно верить в человека, вселять в него надежду, пусть порой и обманчивую. «Не всегда правдой душу вылечишь» — убежден старец, утешающий героев ночлежки. Отвергнутый обществом, как и прочие действующие лица пьесы, Лука продолжает верить в обитателей «дна», в высокое предназначение каждого из них.
  3. Несмотря на кажущуюся обреченность жизни, некоторые из героев не теряют веры в светлое будущее, мечтают подняться со дна социального на лучшую жизненную ступень. Васька Пепел – бунтующий образ в пьесе. Его отец был вором, и сам он привык к подобному ремеслу с детства. В отличие от других действующих лиц, Пепел отвергнут обществом изначально, как потерянный человек, судьба которого предопределена и заранее известна. Он стремится изменить самого себя, тем самым доказав коллективу, что его доля может быть лучшей, а сам он может стать честным и порядочным гражданином. Он любит Наташу, мечтает увести ее из ночлежки, где она вынуждена терпеть побои сестры, и переехать в Сибирь, где никто не узнает о его прошлом, а, значит, не станет судить за былые ошибки.
  4. «Человек – это звучит гордо!» — утверждает свою горькую правду еще один постоялец ночлежки, бывший телеграфист Сатин. Он убежден в том, что человеческая жизнь дорого стоит, поэтому каждый нуждается в сочувствии. Сатин, как и Лука, сострадателен к ближним, готов помочь нуждающимся. Однако пребывание на социальном «дне» делает его безразличным к жизни в целом. Он не видит смысла в действии, поэтому осознанно губит себя. Когда-то отправленный в тюрьму за убийство, а теперь обитающий в ночлежке, он не хочет измениться, поскольку считает существование «на дне» естественным ходом существования. Он отвергает общество, в котором больше не видит правды. Правда, по его мнению, – в самом человеке, однако, и до этого Сатину нет никакого дела. Сломленный обстоятельствами, он отказывается бороться, оставаясь безразличным к своей дальнейшей судьбе.
  5. Обреченные на гибель герои пьесы неизбежно идут ко дну. Их связывает общность судеб и положение, в котором они находятся, трагичность окружающего мира, отвергнувшего каждого из постояльцев ночлежки по разным причинам. Актер, в прошлом успешно выступающий на сцене, теперь беспробудно пьет. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на подмостки, постоянно цитирует знаменитые литературные отрывки. Однако осознание собственной слабости, забвение общества, невозможность выбраться из нищеты толкают героя на самоубийство. «Истину в вине» ищут и другие персонажи драмы: Андрей Митрич Клещ, слесарь, оказался на дне из-за болезни жены. С ее смертью он ждет облегчения от груза ответственности, однако теряет работу, ещё больше озлобившись на людей и потеряв последнюю цель существования, бездельничает вместе с Сатиным. Герои не в состоянии найти правильный путь, изгнанные из коллектива на социальное «дно», они гибнут там, лишенные надежды на будущее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»


Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?..

Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?

Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие »… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения Сатин даже защищает Луку:

«Клещ: Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем…

Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..

…Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер ? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам»?..

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»

Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?..

Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?

Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие »… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения Сатин даже защищает Луку:

«Клещ: Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем…

Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..

…Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер ? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам»?..

«На дне» не только и не столько социальная драма, сколько философская. Действие драмы, как особого литературного жанра, завязано на конфликте, остром противоречии между действующими лицами, которое дает автору возможность за короткий срок полностью раскрыть своих героев и представить их на суд читателю.

Социальный конфликт присутствует в пьесе на поверхностном уровне в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Кроме того, каждый из героев, оказавшихся на дне, пережил в прошлом свой конфликт с обществом. Под одной крышей живут шулер Бубнов, вор Пепел, бывший аристократ Барон, рыночная стряпуха Квашня. Однако в ночлежке социальные различия между ними стираются, все они становятся просто людьми. Как замечает Бубнов: «...все слиняло, один голый человек остался...» Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, обрести человеческое достоинство - на эти вопросы ищет ответ автор пьесы «На дне». Таким образом, основным предметом изображения в пьесе оказываются мысли и чувства ночлежников во всей их противоречивости.

В драме основным средством изображения сознания героя, передачи его внутреннего мира, а также выражения авторской позиции становятся монологи и диалоги героев. Обитатели дна затрагивают в своих разговорах и живо переживают множество философских вопросов. Основным лейтмотивом пьесы становится проблема веры и безверия, с которой тесно переплетается вопрос о правде и вере.

Тема веры и безверия возникает в пьесе с приходом Луки. Этот персонаж оказывается в центре внимания обитателей ночлежки потому, что разительно «отличается от всех них. К каждому, с кем он заводит

разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Для Луки характерна речь с использованием ласкательных имен, пословиц и поговорок, простонародной лексики. Он, «ласковый, мягкий», Анне напоминает ее отца. На ночлежников Лука, по выражению Сатина, действует «как кислота на старую и грязную монету».

Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Сначала вера понимается узко - как христианская вера, когда Лука просит умирающую Анну поверить в то, что после смерти она успокоится, Господь отправит ее в рай.

По мере развития сюжета слово «вера» обрастает новыми смыслами. Актеру, который потерял веру в себя из-за того, что «душу пропил», старичок советует лечиться от пьянства и обещает сказать адрес лечебницы, где пьяниц лечат даром. Наташу, которая не хочет бежать из ночлежки с Васькой Пеплом, потому что никому не верит, Лука просит не сомневаться в том, что Васька - хороший парень и сильно ее любит. Самому Ваське советует отправиться в Сибирь и завести там хозяйство. Над Настей, которая пересказывает любовные романы, выдавая их сюжет за реальные события, он не смеется, а верит ей, что у нее была настоящая любовь.

Основной девиз Луки - «во что веришь, то и есть» - можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, стремиться к тому, чего они желают, потому что их желания есть, реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

Герои пьесы «На дне» разделяются в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда». За то, что Лука пропагандирует ложь во спасение, Барон называет его шарлатаном, Васька Пепел - «лукавым старцем», который «истории рассказывает». Бубнов остается глух к словам Луки, он признается, что он не умеет врать: «По-моему - вали всю правду, как она есть!» Лука же предупреждает, что правда может оказаться и «обухом», и в споре с Бубновым и Бароном о том, что такое правда, говорит: «Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...» Клещ, который на первый взгляд является единственным персонажем, не теряющим веру в себя, во что бы то ни стало стремится вырваться из ночлежки, вкладывает в слово «правда» самый безысходный смысл: «Какая - правда? Где - правда?.. Работы нет... силы нет! Вот-правда!.. Жить - дьявол-жить нельзя... вот она - правда!..»

Тем не менее слова Луки находят теплый отклик в сердцах большинства героев, потому что он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятельствами и не видит причину неудавшейся жизни в них самих. По словам Луки, покинув ночлежку, он собирается отправиться «в хохлы», поглядеть, какую люди открыли там новую веру. Он считает, что люди когда-нибудь найдут «как лучше», надо только ^помогать им и уважать их. Об уважении к человеку говорит и Сатин.

Сатин защищает старика, потому что понимает, что если тот и врет, то только из жалости к обитателям ночлежки. Мысли Сатина не во всем совпадают с идеями Луки. По его мнению, ложь «утешительная», ложь «примиряющая» нужна и поддерживает тех, кто слаб душою, и одновременно прикрывает тех, кто «питается чужими соками». Девизу Луки Сатин противопоставляет свой девиз: «Правда - бог свободного человека!»

Позицию автора по отношению к утешительной проповеди Луки невозможно трактовать однозначно. С одной стороны, нельзя назвать ложью то, что Лука указывает Пеплу и Наташе путь к честной жизни, утешает Настю, убеждает Анну в существовании загробной жизни. В его словах больше человечности, чем в отчаянии Клеща или пошлости Барона. Однако словам Луки противоречит само развитие сюжета. После внезапного исчезновения старичка все происходит не так, как хотелось бы верить героям. Васька Пепел действительно пойдет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, осужденный за убийство Костылева. Наташа, потрясенная предательством сестры и убийством ее мужа, отказывается верить Ваське. Актер обвиняет старичка в том, что он не оставил адрес заветной лечебницы.

Вера, которую Лука разбудил в душах героев «На дне», оказалась непрочной и быстро угасла. Обитатели ночлежки неспособны найти в себе силы противопоставить свою волю действительности, изменить окружающую их реальность. Главное обвинение, которое автор адресует героям пьесы, - это обвинение в пассивности. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критичное отношение к ней и в то же время полную неготовность что-либо предпринять, для того чтобы изменить эту реальность. Поэтому уход Луки оборачивается для обитателей настоящей драмой - вера, которую разбудил в них старичок, неспособна найти внутреннюю опору в их характерах.

Философская позиция Луки наиболее полно выражается в притче, рассказанной им обитателям ночлежки. В притче говорится о человеке, который верил в существование праведной земли, и эта вера помогала ему жить, вселяла в него радость и надежу. Когда же приезжий ученый убедил его в том, что по всем его верным картам и планам «праведной земли вовсе нигде нет», человек удавился. Этой притчей Лука высказывал ту идею, что человека до конца нельзя лишать надежды, пусть даже иллюзорной. Причудливым образом сюжет притчи обыгрывается в четвертом акте драмы: потеряв надежду, вешается Актер. Судьба Актера показывает, что именно ложная надежда может привести человека в петлю.

С образом Актера связана еще одна трактовка вопроса о правде, а именно проблема соотношения правды и художественного вымысла. Когда Актер рассказывает Наташе о лечебнице, он многое добавляет к тому, что услышал от Луки: «Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища...» Получается, что для Актера вера - эта приукрашенная правда, этот герой не разводит два понятия, а сливает их в одно на границе между реальностью и искусством. Стихотворение, которое, неожиданно вспомнив, цитирует Актер, является определяющим для конфликта правды и веры и одновременно содержит в себе возможное разрешение этого конфликта:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Трагическая концовка «На дне» показывает, что «золотой сон» человечества может подчас оборачиваться кошмаром. Самоубийство Актера - это попытка изменить реальность, уйти от спасительной веры в никуда. Для остальных обитателей ночлежки его попытка кажется отчаянной и абсурдной, на что указывает последняя реплика Сатина: «Эх... испортил песню... дур-рак!» С другой стороны, песня здесь может трактоваться как символ пассивности героев пьесы, их нежелания что-либо менять в течении своей жизни. Тогда эта реплика выражает то, что смерть Актера окончательно нарушает привычное течение жизни обитателей ночлежки, и первым это чувствует Сатин. Еще раньше слова Луки заставляют его произнести монолог, в котором дается ответ на вопрос о правде: «Что такое правда? Человек - вот правда!» Так, по замыслу автора, сливаются воедино «вера» Луки и «правда» Сатина, утверждая величие человека и его способность противостоять жизненным обстоятельствам, даже находясь на дне.