Балет раймонда в мариинском театре продолжительность. Билеты на балет «Раймонда

Балерина - из поколения, которое пришло в Мариинку в момент передряг середины 1990-х. Выпускница Вагановской академии была в числе лидеров, но, как большинство ярко заявленных молодых дарований, не оказалась шлягерной звездой. Впрочем, имена артисток такого плана вообще не гремят: в ее исполнительской манере нет авантюризма, показного, демонстративного, нарочитого. Нет волевого подчинения себе партии, роли, спектакля, демонстрации собственной личности: это артистка для роли, для спектакля, в котором она выступает.

Романтическая загадочность облика исполнительницы пришлась впору Сильфиде, словно сошедшей со старинного гобелена, затем в Pas de quatre. Элегантность и внятность танца - в партии Герцогини Альбы в «Гойя-дивертисменте». В балете «В ночи» Роббинса Софья Гумерова танцевала второй, «строгий» дуэт - но в этой строгости светилась любовь, как позже в «Юноше и смерти». Ее танец отличают точная манера и вкус, которые не лезут в глаза, но эта неброская скромность по-настоящему дорога. «Это серое безобразие - точная копия того безобразия, которое носит миссис ван Олстин Фишер» (О’Генри). А когда театр увлекся баланчинскими постановками, обнаружилось, что балерина все это уже подразумевала в своем «Лебедином». Красота и самоигральность танца, не требующие дополнения чрезмерной драматической аффектацией, - не ее открытие, но именно у нее наиболее выразительны, хотя Гумерова это никогда не акцентирует. Она интуитивно чувствует стиль хореографии. Поэтому празднично хороша в вариации из «Пахиты» и баланчинских «бессюжетностях». Ни у кого так точно не получалось дыхание «Шотландской симфонии». Она свободно владеет всеми тремя «Драгоценностями»: «Изумрудами», «Рубинами», «Бриллиантами». У нее - одной из немногих - Баланчин не одинаков в разных постановках (а теперь в «Раймонде» каждая вариация получила свое лицо). Даже в экстрим форсайтовской хореографии она привносит неспешность гармонии. В «Раймонде» Софья Гумерова танцевала подругу главной героини. Балерина плела такое нежное и изысканное кружево в довольно протяженной вариации, что эта партия стала одной из лучших ее работ и, пожалуй, лучшим исполнением в театре последних лет. К самой же Раймонде Гумерова примерилась недавно в бенефисе Ильи Кузнецова.

Этот спектакль из тех немногих, которые даже в нынешнее время ускоренного освоения репертуара остаются напоследок. «Раймонда» - тест на профессионализм, профессиональное понимание театра, спектакля. Вдобавок к чисто физической выносливости и технической надежности балет требует тонкой нюансировки танца и выстроенности роли. Недаром постановка совпала с появлением Художественного театра.

Софья Гумерова заметно волновалась - и чем дальше к финалу, тем ощутимее. Не все было безукоризненно технически, аллегровые фрагменты почти скомканы. Но мир ее героини был понятен в каждом па. Определяющей сценой спектакля стало адажио сна - мир безупречной гармонии, поток счастья, идеальной любви. Движение совершенно - кружение, поющая пластика. В реальности эту гармонию никак не трогает сарацин. А встреча с ним во сне - проверка мира Раймонды на истинность, примерно того же порядка, как сам спектакль-тест на мастерство. У Раймонды нет отвращения к Абдерахману (она ведь сама бросается к нему на руки в поддержках) - идет осознание себя и борьба с искушением в себе. Сейчас об этом сюжетном нюансе редко вспоминают (последняя, кому удавалось это сыграть, была Дарья Павленко). Потом, наяву, Раймонде неприятна встреча с Абдерахманом - но долг этикета превыше всего. И в начале танца графини ее руки разворачиваются так строго, словно запрещают заподозрить в слабости. Манера танца Софьи Гумеровой безупречно подходит Прекрасной даме академического балета. Особенно заметна эта особость, когда рядом с нею оказываются две подруги. У Раймонды ноги величаво длят движение, развертывая танец как процесс. Рядом две ноги подбрасываются на высоту почти в два раза большую - выполняют элемент, но к танцу это отношения не имеет. Обычно сложно оправдываемый переход переживания от похищения к гибели сарацина и празднованию победы Жана де Бриена Гумерова сыграла неброско, и оттого нестыковки сгладились. Страх сбывающегося сна сменяется болью при виде смерти, и венец победителю - не радость или торжество, а констатация восстановленной гармонии, выполнение долга и дань этикету.

Партнером Гумеровой был Данила Корсунцев. Дуэт, особенно в сцене сна (у Корсунцева это адажио тоже стало главным в спектакле), получился на редкость согласованным. Вообще же танцовщик в последнее время заметно изменился. Раньше он не бывал таким раскрепощенным, но и устало-небрежным. Выступление второго партнера, Андрея Яковлева (2-го), дебютировавшего в партии Абдерахмана, удачей не назовешь. Когда-то неплохо занимавший должность Жана де Бриена, а теперь вдруг подавшийся в его антагонисты, Яковлев демонстрировал нелепую провинциальную манеру и суетливость. Такой сарацин вряд ли способен стать предметом соблазна. Хотя театр понять можно: способных к переноске балерин, да еще и темпераментных танцовщиков в труппе дефицит.

Остальной же состав нередко демонстрировал разницу в отношении к спектаклю. В двойке вариаций Яна Селина показала феноменальное чистописание, Мария Чугай усиленно взбрыкивала ногами, а голову если и поворачивала, то безотносительно утвержденных в классическом танце канонов. Проблемы были и в кордебалете, причем даже количественные. Молодежь разучивает свои партии с точки зрения технических достижений, старшие еще задумываются о роли, месте в спектакле, да, в конце концов, о манере танца.

Ирина Губская

Сюжет балета «Раймонда» - прекрасная история большой и чистой любви. Этот балет предоставляет зрителям уникальную возможность убедиться, насколько сильными бывают чувства влюбленных. Великолепная постановка Юрия Григоровича снова и снова радует публику Большого театра.

Юрий Григорович ставил «Раймонду» неоднократно, в Большом театре – в 1984 г. («первая проба пера») и 2003-м. Он не только не стал пересочинять историю, но и еще укоротил сюжет. Что было для него вполне логично, ведь удлинение влечет за собой разрастание пантомимы, а он ее всегда не жаловал. Петипа выходил из затруднительного положения, в которое попал по вине слабой либреттистки Пашковой, «танцуя». Григорович принял решение «дотанцевать» то, что «не дотанцевал» Петипа. Новые дуэты, новые появления героев в массовых танцевальных сценах были призваны цементировать действие, преодолеть сюитное построение балета. Апологет мужского танца, Григорович сделал его достоянием и «Раймонды».

Героиня, практически предоставленная самой себе Петипа и Глазуновым, получила возможность общаться с претендентами на ее руку и сердце. Старинный принцип, согласно которому герой танцует, антигерой изъясняется на языке жестов, был отринут. Абдерахман перестал быть исключительно пантомимным персонажем и, как и главный герой, получил право на танец, любовь и сочувствие.

В 1984 г. балетмейстер, могший себе позволить не бояться мистики, вернул из небытия Белую Даму, как-никак все-таки отвечавшую за развитие сюжета. Но во второй редакции решил снять с нее эту ответственность и от ее «сомнительных» услуг отказался. Грезы Раймонды – вполне в духе ХХ века с его исследовательским интересом к снам – из области волшебства перешли в область обычных сновидений.

Сценография спектакля, как всегда у постоянно сотрудничавшего с Юрием Григоровичем художника Симона Вирсаладзе, оставляет на сцене большой простор для танца. Декорации напоминают эскиз – что опять-таки в традициях этого мастера. Расплывчатые контуры наброска стимулируют воображение и чувство театральности, ведь недоговоренность всегда чревата тайнами.

Оформление балета «Раймонда» 2003 года отличается от тех одежд, которые носила «Раймонда» в 1984 г. Редакциям вообще можно дать названия, исходя из колорита, преобладающего в декорациях и костюмах. Первая была «белой», вторая – «синяя». Впервые синий вариант был опробован в театре Ла Скала, где Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе поставили «Раймонду» в 89-м г. Декорации и костюмы к нынешнемуспектаклю сделаны по итальянским эскизам. Движение мысли художника можно проиллюстрировать знаменитой цитатой из Бориса Асафьева: «Основное впечатление от музыки Глазунова – ее ясность, светлая,спокойная ясность, себе довлеющая. Но ясность не прозрачная, густая, непроницаемая, как глубокая синева неба над высокой снежной вершиной...».

Для кого подойдет

Для взрослых, поклонников балета.

Почему стоит пойти

  • Возможность увидеть легендарный балет в главном театре страны
  • Потрясающая постановка и исполнение
  • Возможность побывать в Большом театре
Вы можете купить билеты на балет «Раймонда» на сайтах наших партнеров

Покупая товары и услуги у наших партнеров, вы можете получить бонусные баллы на нашем сайте, которые можно обменять на билеты и купоны на любые развлечения и мероприятия. Приобрести билеты, купоны, а также другие товары и услуги можно, кликнув по соответствующей кнопке. Вы будете перенаправлены на сайт партнера, где можно осуществить покупку. Стоимость товаров и услуг может отличаться от представленной.

Это был очень удачный спектакль! И главным его украшением была Балерина - Виктория Терёшкина.

"Раймонда" - очень сложный и очень коварный балет. Сколько раз приходилось мне слышать о том, что сюжет в нём какой-то вялый, что смотреть "Раймонду" скучно и т. п. Возможно, это так, когда за "Раймонду" берутся исполнители, которым лучше бы за неё не браться:) Но когда Раймонду танцует настоящая балерина, этот балет буквально расцветает.

Сидя вчера на третьем ярусе исторической сцены, я в очередной раз убедилась в этой истине:)

Программка спектакля:

Терёшкина была невероятно хороша! Я смотрела на неё, и получала эстетическое удовольствие:) Она обыгрывала все, даже самые незначительные, повороты сюжета, отзывалась на "реплики" партнёров. И блестяще танцевала, просто блестяще!

Очень неожиданным Абдеррахманом предстал в этот вечер Константин Зверев. Я ему сочувствовала:) Это был юный сарацинский шейх, который просто не умел сдерживать свои чувства. Его приближённый Али (И.Баймурадов) был гораздо старше и опытнее своего повелителя, и, как мне показалось, именно Али "организовал" похищение Раймонды, которое всё-таки не удалось.

Жан де Бриен Париша был тоже был юн. Как мне показалось, он к тому же был несколько спесив:) "Это кто тут мою невесту хочет похитить?" - именно с таким видом он появился в самый кульминационный момент:) Их с Абдеррахманом еле разняли "старшие товарищи" в лице Рене де Бриена и всё того же Али, сведя обычную стычку двух забияк к рыцарскому поединку.

Я слышала критику в адрес Париша после этого спектакля, но мне хочется отметить одну очень интересную деталь: Жан де Бриен, привидевшийся Раймонде во сне, и реальный Жан де Бриен весьма отличались друг от друга. Во сне мы видели Рыцаря, который служил своей даме; в реальной жизни, как я уже заметила, это был практически мальчишка:)

Прекрасные дамы, стойте двумя ногами на земле! Ваши рыцари очень часто оказываются далёкими от того образа, который вы себе вообразили:) Мне понравилось то, что Париш представил своего героя в таких разных ипостасях. Вполне возможно, что сам артист хотел показать совсем другой образ:)

В "Сне Раймонды" солировали Шамала Гусейнова и Софья Иванова-Скобликова. Обе станцевали хорошо, но у Софьи в один момент подвернулась нога, и вариация была смазана. Было видно, что она расстроена...

Поклоны после первого действия:

Иванова-Скобликова и Гусейнова.

А вот Раймонда и её рыцарь, сошедший с гобелена:


Хотелось бы сказать, что Паришу очень повезло - танцевать с такой партнёршей:) Она многое делала за двоих, особенно когда надо было замирать в финальной позе после партерных поддержек. Париш в сольных танцах третьего действия старался как мог, но... Как говорится, выше головы не прыгнешь.

Второе действие прошло феерически. В характерных танцах все были хороши, но на этот раз мне особо хотелось бы отметить Наиля Хайрнасова, солировавшего в Панадеросе. Он буквально излучал счастье от самого своего присутствия на сцене:)

Герой Зверева погиб, обращаясь к красавице-Раймонде, которая не смогла сдержать эмоций. Смерть Абдеррахмана потрясла её...

Но сюжет пошёл своим чередом:) Рыцарь сделал предложение Раймонде, и начались приготовления к свадьбе.

Поклоны после второго действия:

Петушкова и Хайрнасов. Никак не хотели попадать в фокус, так что выкладываю это фото.

Букет, если не ошибаюсь, предназначался кавалеру, но он отдал его партнёрше:

Друзья Раймонды на поклонах:

Шапран и Коновалов, Батоева и Стёпин. В целом станцевали очень прилично, особенно Батоева и Стёпин:)

Терёшкина и Зверев, которого в гриме просто не узнать:

Кавалер отдаёт свой букет даме:

А это уже поклоны после спектакля. Пономарёв и Баженова:

Солисты Мазурки - Дубровина и Пыхачов:

Участники Гран па:

Ширинкина станцевала вариацию вроде бы неплохо, но без шика. А без шика эту вариацию лучше не танцевать... ИМХО и ещё раз ИМХО Вот она - в центре кадра:

Терёшкина и Париш:



Публика, вроде бы, хорошо аплодировала, но когда закрыли занавес, то аплодисменты почти стихли. Нам всё-таки удалось поднять занавес еще несколько раз:) На поклоны сначала выходили Терёшкина, Париш и Гейне, а потом только Терёшкина и Париш. Оркестру я мысленно поставила твёрдую "тройку". По сравнению с ужасными звуками, доносившимися из ямы 20 апреля, когда давали "Ромео и Джульетту", музыка Глазунова прозвучала всё-таки чуть лучше:)

Вот здесь видна рука Гейне:


Спектакль получился на загляденье цельным! Впечатления от него мне в очередной раз подпортили соседи по третьему ярусу. Две тётеньки средних лет во время увертюры и музыкальных антрактов живо обсуждали всё что угодно. Кстати, и во время действия они тоже не молчали. Правда, иногда темы касались и театра: где лучше сидеть - в бельэтаже или бенуаре? И как всё-таки выглядит дирижёр? А то его не видно. После моих замечаний они, вроде бы, затихали, но ненадолго. Наступил момент, когда мне захотелось повернуться к ним и спросить, а не обсудить ли нам рецепт приготовления борща? Ведь для этого сейчас самое подходящее время и место! Но тётеньки притихли, и мой вопрос так и не прозвучал.

Спасибо труппе за эту "Раймонду"! Может быть, я просто соскучилась по этому балету, но спектакль мне очень понравился, даже несмотря на некоторые помехи со стороны соседей и некоторые огрехи исполнителей:)

«Раймонда», балет в 3 действиях, 6 сценах

Композитор: А.К. Глазунов

Дирижер: В. Широков

Фрагмент книги «111 симфоний» Л. Михеевой (2000 г.):

«Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 1897/1898. Несмотря на то что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился. «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», – писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.

Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа, ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века, французу по происхождению, с 1847 года работавшему на петербургской сцене и поставившему более 60 балетов, многие из которых вошли в золотой фонд хореографического искусства. <...>

«Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом... кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках», – пишет историк балета В. Красовская.

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа».

Фрагмент книги Ю. Келдыша «Очерки и исследования по истории русской музыки» (1978 г.):

«Не испытывавший влечения к оперному жанру и неизменно отклонявший все получаемые им предложения о написании оперы на тот или иной сюжет Глазунов охотно сочинял музыку для балета. Три балетные партитуры – «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года» – и несколько хореографических сцен меньшего масштаба представляют значительную и характерную область творчества композитора, по мнению Асафьева, равноценную его симфонизму. Обратившись к сочинению балетной музыки уже в зрелом возрасте, Глазунов использовал в ней свой опыт композитора-симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма.

Музыка «Раймонды» написана по предложению дирекции императорских театров на легендарно-исторический сюжет из времен крестовых походов. Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. <...>

Неистощимость хореографической выдумки маститого Петипа в соединении с сочным полнокровием и симфоническим богатством музыки Глазунова доставили балету огромный успех на сцене Мариинского театра. Его появление было воспринято как событие, равное по значению «Спящей красавице». «Глазунов, – как замечает Асафьев, – волею судьбы оказался наследником Чайковского в данном направлении и, к сожалению, кажется, завершителем, ибо нить развития классического балета как музыкально изыскуемой формы пока прекратилась». <...>

Действие I
Юная Раймонда, племянница графини Сибиллы де Дорис, обручена с рыцарем Жаном де Бриеном. Рыцарь является в замок, чтобы проститься с невестой. Он должен отправиться в поход против неверных, возглавляемый венгерским королем Андреем II.
Раймонда прощается с женихом, и он покидает ее.
Ночь. Перед Раймондой возникает волшебный сад грез. В мечтах девушки — Жан де Бриен. Счастливые влюбленные снова вместе. Внезапно Жан де Бриен исчезает. Вместо него Раймонда видит неизвестного восточного рыцаря, который обращается к ней со страстным признанием в любви. Раймонда в смятении. Она падает без чувств. Мираж исчезает.
Наступает рассвет. Раймонда догадывается, что ее ночное видение пророческое, оно послано ей свыше как знак судьбы.

Действие II
В замке Дорис - празднество. В числе прочих гостей является сарацинский рыцарь Абдерахман, сопровождаемый пышной свитой. Раймонда со страхом узнает в нем таинственного героя своих ночных грез.
Абдерахман предлагает Раймонде власть, богатство и могущество в обмен на ее руку и сердце. Раймонда отвергает непрошенного жениха. Разгневанный, он пытается похитить ее.
Неожиданно появляются возвратившиеся из похода рыцари. С ними Жан де Бриен.
Король Андрей II предлагает Жану де Бриену и Абдерахману испытать судьбу в честном поединке. Жан де Бриен побеждает Абдерахмана. И влюбленные воссоединяются.

Действие III
Король Андрей II благословляет Раймонду и Жана де Бриена. В честь короля Венгрии свадебное торжество завершается большим венгерским танцем.

Распечатать