Мамин сибиряк аленушкины сказки история написания. Литературная викторина по творчеству Д

У Д.Н.Мамина-Сибиряка есть очень трогательные, написанные с большой любовью, «Алёнушкины сказки». Алёнушка – это дочь писателя. Он безгранично любил эту девочку, которая имела, к сожалению, слабое здоровье. Чтобы наполнить мир девочки радостными эмоциями, Мамин-Сибиряк писал сказки. Алёнушкины сказки — щемяще нежные, поэтические, в них много картин родной природы.

Викторина «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамин-Сибиряк

1. Как зовут лохматого деревенского пса из присказки к «Алёнушкиным сказкам»?
Ответ: Постойко

2. Над кем смеялись старые зайцы, зайчихи, маленькие зайчата, а также главный герой — хвастливый заяц, собравшиеся все вместе в лесу?
Ответ: над волком

3. Какой персонаж «Сказки про Козявочку» назвал себя существом «серьёзным»?
Ответ: Червячок

4. В какое время суток случилась ссора комаров во главе с Комаром Комаровичем и медведем Михайло Иванычем?
Ответ: в самый полдень

5. Какой водоём отстояли комары в борьбе с медведем в сказке про Комара Комаровича?
Ответ: болото

6. Какой вопрос куклы Кати в адрес куклы Ани вызвал среди гостей именинника Ваньки спор и размолвку?
Ответ: кто здесь всех красивее

7. Какая часть лица Петрушки больше всего пострадала в результате свалки, возникшей на праздновании Ванькиных именин?
Ответ: его длинный нос

8. Перечислите всех птиц, которые встречаются в «Сказке про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Ответ: Воробей Воробеич, ястреб, утки, гуси, ласточки, бекасы, вороны, голуби, синичка, Бекасик-песочник

9. Кого маленькая Мушка из сказки про последнюю Муху назвала «добрым существом»?
Ответ: человека

10. Как звали героиню, которая каждый день варила ягоды в сахаре? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)
Ответ: тётя Оля

11. В какой сезон года настроение всех мух резко падало? (по «Сказке о том, как жила-была Последняя муха»)
Ответ: с наступлением осени

12. Кто помог Канарейке, которая попалась на приманку, вновь очутиться на свободе?
Ответ: Ворона

13. Почему, после того, как Канарейка едва не попала в клетку, она, обосновавшись в вороньем гнезде, больше не жаловалась ни на холод, ни на голод?
Ответ: потому что свобода ей была дороже всего

14. Какая птица из «Алёнушкиных сказок» считала, что она умнее всех?
Ответ индюк

15. Какую характеристику дал Ёж сам себе в сказке «Умнее всех»?
Ответ: Ёж — середнячок-мужичок

16. По какой причине горячилось Молочко?
Ответ: ему не нравилось хвастовство овсяной Кашки

17. Какой сосуд в «Алёнушкиных сказках» облюбовала овсяная Кашка?
Ответ: глиняную кастрюльку

18. Кем хотела быть Алёнушка в сказке «Пора спать»?
Ответ: царицей

19. Какое дерево наклонилось над кроваткой Алёнушки и шептало ей ласковые слова?
Ответ: берёзка

Открытый Урок чтения

по произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка

из цикла «Аленушкины сказки»

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Форма: Игра-викторина «Певец Урала» в виде игры «Крестики-нолики»

Цель: Обобщить знания детей по прочитанным «Аленушкиным сказкам»

Мамина-Сибиряка через игру «Крестики-нолики».

    Создание оптимальных условий для самореализации учащихся, их творческих, интеллектуальных способностей и интересов.

    Активизация интереса школьников к изучению родного края, его литературного наследия.

    Воспитание организованности, самостоятельности, собранности.

    Развитие наблюдательности, внимания, быстроты реакции.

Участники игры: В игре участвуют две команды по 4 человека из 4 класса.

Реквизиты игры:

    игровое поле с названиями этапов

    знаки «Х» и «О» по 9 штук на каждую команду

    головные уборы со знаками «Х» и «О» для каждого члена команды

    реквизит для заданий

    портрет писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка

Соревнование двух команд на игровом поле игры «Крестики-нолики» (3х3). Выбирая клетку, команды выполняют задания по данной теме, и команда победитель ставит свой значок «Х» или «О» в эту клетку. Выигрывает та команда, кто быстрее выстроит в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) свой знак. Итоги подводятся по окончанию игры.

Подготовительный этап:

    Подготовит вопросы-задания по темам игры.

    Выбрать 2 команды по 4 человека. Провести жеребьевку.

    Изготовление оформления (реквизита):

    • игровое поле 3х3 с названием тем заданий

«Из какой мы сказки?» - загадки

«Сочини сказку»

Конкурс художников

«Здравствуйте» - приветствие команд

«Колыбельная»

«Найди пропавшие вещи»

Викторина

Конкурс мастерства

    вещи, которые встречаются в «Аленушкиных сказках»

    фломастеры, листы бумаги, краски

    поделочный материал

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы присутствуем на увлекательной игре «Крестики-нолики», в которой принимают участие две команды.

Интерес к прошлому своего края, к деятелям культуры, их жизни и творческой деятельности возрастает с каждым годом. Мы не «Иваны, не помнящие родства», и знаем, как много сделано предшествующими поколениями для нашего сегодня С позиции современности мы оцениваем их труд и берем на вооружение все, что не утратило значения в наши дни.

Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка неразрывно связано с Уралом.

В самом сердце уральских гор, на рубеже Европы и Азии, широко раскинулись избы поселка и фабрики (цехи) Висимо-Шайтанского чугунолитейного и железоделательного завода, принадлежавшего крупнейшему русскому заводовладельцу Демидову. летом 1852 года сюда приехал молодой священник – двадцатипятилетний Наркис Матвеевич мамин с женой Анной Семеновной.

25 октября (по старому стилю) 1852 года у Маминых родился второй сын Дмитрий – будущий писатель. Семи лет Митя пошел в школу. Уже в детстве писатель познакомился с Пушкиным, повестями Гоголя. Любовь к книге прививала мать, сама много читавшая. От отца услышал будущий писатель и слова, ставшие его жизненным девизом: «Знание – сила». Дмитрий Наркисович успешно закончил духовное училище, Пермскую духовную семинарию.

В 1872 году поступает в Медико-хирургическую академию в Петербурге.

Годы 1872 – 1877 стали началом литературной деятельности Мамина.

В 1877 году Дмитрий возвращается на Урал.

Для своей дочери Алёнушки с 1882 года он начинает писать детские рассказы и сказки. Всего было написано 140 рассказов за 17 лет. Наибольшей популярностью пользуются «Аленушкины сказки». Они стали любимой книгой детей младшего возраста. Писатель сам так говорил о ней: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь и поэтому она переживет все остальное».

Ведущий. И сегодня мы с вами тоже вспомним эти сказки или, может быть, сочиним и свои.

Ведущий. Послушайте правила игры «Крестики-нолики».

    Команды тянут жребий, та команда, которая вытянула «Х» - называется командой «крестиков» и начинает игру: выбирает клетку и название темы для игры. «Крестики» и первыми же выполняют задания этого конкурса. Вторая команда «Нолики» слушает ответ.

    Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигравшего конкурса.

    Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

    Победителем игры считается та команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знак – это основная суть игры в «Крестики-нолики».

    Если команде во время игры не удается выстроить подряд три своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 тем, заполняются все клетки игрового поля «О» и «Х», побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

Ведущий. Начинаем игру.

(Команды тянут жребий, надевают головные уборы и команда «Х» начинает игру, выбирая сектор на игровом поле.)

«Здравствуйте» - приветствие команд со сказками.

    Отгадав ребусы, вы догадаетесь, о ком эта сказка, тем самым поздоровайтесь с ней.

(ерш) (воробей)

Ш Р Ё

    «Фотографирование» слов.

За 1 минуту дети должны прочитать слова и догадаться, к какой сказке они относятся.уши заяц хихикнули глаза зайчик улыбнулись хвост засмеялись

    По нарисованным иллюстрациям угадать сказку Мамина-Сибиряка.

«Сказочка про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»

    Послушайте отрывок и узнайте сказку.

(читается любой отрывок из сказки)

«Сочини сказку» - сочинить сказку, в которой были бы животные, по плану: герой - волшебный предмет - препятствие - радость «Конкурс художников» - каждой команде нужно нарисовать иллюстрацию к сказке. После чего, каждая команда показывает иллюстрацию друг другу. Задача - узнать сказку. Команда, выполнившая красивый рисунок и угадавшая рисунок другой команды, побеждает. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» - от каждой команды двое отправляются в «путешествие» по школе, чтобы найти диковинку.

(Найденную диковинку дети должны связать как-то со сказкой)

«Найди пропавшие вещи» - из мешка достают 2 пропавшие вещи и определяют из какой они сказки: -цветок («Сказочка про Козявочку») -береза («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост» -волчок, кукла, ложечка («Ванькины именины») -кусочек сахара, банка с вареньем («Сказка о том, как жила-была последняя Муха») -горшочек, глиняная кастрюлька («Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке») Викторина – дети слушают вопрос и на него отвечают. Побеждает команда ответившая на большее число вопросов.

    В каком году родился Мамин-Сибиряк? (1852)

    Как называется первое большое произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка»? («Приваловские миллионы»)

    В чьей семье родился Дмитрий? (В семье священника.)

    Как звали единственную дочку Мамина-Сибиряка? (Аленушка)

    В каком году умер Мамин-Сибиряк? (1912)

    Где похоронен Д.Н.Мамин-Сибиряк? (В Санкт-Петербурге)

    Кому посвящены все сказки Мамина-Сибиряка? Как они называются? («Аленушкины сказки»)

    Сколько рассказов написано Маминым-Сибиряком? (140 рассказов)

    «Это моя любимая книжка…» о какой книге имел ввиду Мамин- Сибиряк? («Аленушкины сказки»)

Конкурс мастерства – команда изготавливает игрушку для Аленушки или поделку, связанную с «Аленушкиными сказками».

«Колыбельная» - каждая команда исполняет колыбельную песню для

Аленушки.

«Из какой мы сказки?» - отгадать загадки о животных и определить, в какой сказке они встречаются.

    Мохнатенькая, усатенькая, ляжет – песенку поет (кошка)

« Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

    Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной. А когда придет весна, Просыпается от сна (медведь) «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
    Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка (лягушка) «Сказочка про Козявочку»
    У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыба)

«Сказка про Воробья Воробьевича и Ерша Ершовича»

    Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Не зверь, не птица,

Нос как спица; Летит – кричит, Сядет – молчит. Кто его убьет, Свою кровь прольет (комар) «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
    Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке, Словно кошки не боится – Собирает крошки, По ночам кочует – Зернышки ворует (воробей) «Сказка про Воробья Воробьевича и Ерша Ершовича» и «Сказочка про Козявочку»
    Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка. Лапки ты свои поджал… От лисички убежал? (заяц)

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит, Ну и приставуха Эта цокотуха (муха)

«Сказка о том, как жила-была последняя Муха»

    Поругала мама Клашу

За не съедобную … (кашу)

« Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

Ведущий. Подводим итог игры «Крестики-нолики».

Награждение команд грамотами: «Лучший знаток Аленушкиных сказок».

1-й вед.: Ребята,сейчас мы познакомим вас с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым – Сибиряком. Он написал замечательные сказки и рассказы для детей. А какие сказки Мамина –Сибиряка вы знаете? (Дети отвечают. Ведущие дополняют и совместно с детьми вспоминают сюжет сказки «Серая шейка».) 2-й вед.: родился в 1852 году в далеком Зауралье. Он учился в духовных учебных заведениях, но стать священником не захотел. Поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем ушел из академии и стал учиться в университете на юриста. Но закончить образование не сумел: не было денег. А писательский талант был – и под псевдонимом Д.Сибиряк в журналах стали появляться первые произведения Дмитрия Наркисовича – и для детей, и для взрослых. 1-й вед.: Он был счастлив, когда писал для детей, но это счастье было омрачено личным горем писателя: его жена умерла во время родов. Крошечной девочке Алёнушке суждено было стать «отецкой дочерью» – так ее называл сам Мамин – Сибиряк. Жил писатель с дочкой в Царском Селе, под Петербургом. Девочка часто и тяжело болела, порой не могла заснуть – и отец придумывал ей удивительные сказки про храброго Зайца, мохнатого Мишу, Воронушку – черную головушку, хитрого Кота. В сказках игрушки становились живыми, а цветы умели разговаривать. 2-й вед.:Четыре года было девочке, когда была опубликована книга «Аленушкины сказки»,в ней были напечатаны и те сказки, что рассказывал своей дочери автор. Дмитрий Наркисович писал матери: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». (Ведущий демонстрирует книгу, вспоминает с ребятами сюжеты сказок из нее.)1-й вед.: Вещи, животные, птицы, насекомые предстают в сказках Мамина – Сибиряка как интересные личности с ярко выраженными характерами.Мухи, например, полагают, что варенье вариться специально для них. Для них же настежь открываются окошки, чтобы они могли позавтракать крошками, сахаром, молоком.2-й вед.: Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк умер в 1912 году. Но писателя помнят, читают его книги, и не только «Аленушкины сказки».А теперь, ребята, давайте проведем викторину по сказкам Мамина – Сибиряка .
За каждый правильный ответ участник получает жетон.

Викторина.
1. Почему Мамин – Сибиряк назвал книжку сказок «Аленушкины сказки»? (Потому что туда вошли сказки, которые он рассказывал своей больной дочери Аленушке.)
2. Почему зайчик перестал бояться? (Потому что ему надоело бояться.)
3. Каких зверей больше не боялся зайчик? (Всех, волка, лису, медведя.)
4. Как напугал заяц волка? (Он с перепугу прыгнул волку на лоб и спину, тот испугался и убежал.)
5. Как сумел Комар Комарович победить мохнатого Мишу – короткий хвост? (Укусил его в нос и глаз, потом с помощью остальных комаров вцепился в медвежий хвост, а медведь не мог причинить комарам никакого вреда, устал и ушел с болота.)
6. Кто является главной героиней сказки «Серая шейка»? (Уточка)
7. Почему Серая шейка не улетела осенью на юг? (Потому что лиса сломала ей крыло.)
8. Кто стал другом Серой шейки? (Заяц)
9. Почему лиса не смогла съесть Серую шейку сразу же, как только началась зима и речка стала замерзать? (Потому что в реке была полынья, которая долго не замерзала, а лиса не могла войти в воду.)
10. Кто спас Серую шейку? (Дедушка Акинтич)

Подсчитываются количество жетонов, те участник, у которых жетонов оказывается больше, получают призы.

1-й вед.: А сейчас, ребята, я прочитаю вам рассказ Мамина – Сибиряка «Приемыш».
Ведущие читают рассказ и проводят его обсуждение.

Чтение и обсуждение рассказа «Приемыш».
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какой характер у старика?
2. Как старик относиться к природе, к животным?
3. Почему старик отпустил лебедя

2-й вед: Вот мы и познакомились с жизнью и творчеством замечательного и до сих пор любимого детьми писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка . А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть и, при желании, взять для прочтения книги Мамина-Сибиряка .

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ»

ПО ТВОРЧЕСТВУ Д.Н. МАМИНА – СИБИРЯКА

(для детей старшего дошкольного возраста).

Дети входят в музыкальный зал под музыку.

Ведущий:

«…Эти маленькие безделки доставят мне больше популярности,

Чем все написанное ранее для большой публики».

Д.Н. М – Сибиряк.

Именно такие слова говорил Дмитрий Наркисович про «Алёнушкины сказки».

«Аленушкины сказки» Д.Н. М – Сибиряк посвятил своей дочери. В детстве Аленушка часто болела, и отец, сидя у ее кровати, рассказывал сказки. Сегодня мы снова будем вспоминать эти сказки, ведь вы их уже прочитали. Вспомним героев, названия сказок. А кто правильно ответит на вопросы, будет отмечен призом.

Итак, начинаем викторину.

1. С каких слов начинается «Присказка» этих сказок?

(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).

2. Продолжи название сказки «Сказка про храброго зайца - …»

(длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

3. Следующую сказку открываем и читаем:

«- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо!.. И все мое!.. » Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка)

4. Как называется сказка, главной героиней которой является козявочка? («Сказка про козявочку»)

5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост?

(комар медведя)

Разные герои сказок Мамина – Сибиряка разговаривают человеческим голосом – это жучки, цветочки, травка, птицы и животные.

6. Вот герои другой сказки Мамина – Сибиряка, между которыми идет такой разговор:

«- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка!

Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься…»

Назовите, между кем и кем идет разговор? (мухой и пауком)

7.Вспомните, как называется сказка, главной героиней которой является муха? («Сказка о том, как жила-была последняя муха»)


Подписи к слайдам:

1.С каких слов начинается «присказка» « Алёнушкиных сказок»? («Баю, баю, баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает») 2.Продолжи название сказки: «Сказка про храброго зайца - …» (длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

3.Следующую сказку открываем и читаем: «- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо!.. И все мое!.. » Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка) 4.Как называется сказка, главной героиней которой является козявочка?

5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара - Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост? (комар медведя) 6. «- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка! - Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься…» Назовите, между кем и кем идет разговор? (между мухой и пауком)

7.Как называется сказка, главной героиней которой является муха? («Сказка о том, как жила-была последняя муха») 8. А вот этот сказочный герой говорит про себя: «Я самая умная птица!» Кто это среди всех птиц оказался умнее? (индюк)

9. Какое событие произошло на птичьем дворе, которое подтвердило слова индюка о том, что он «самая умная птица». (разговор индюка с ежом) 10. Вспомните название данной сказки.

11. Назовите сказку, в которой главной героиней является ворона? 12. Что за неведомая птица поселилась на жительство в гнезде вороны, которую та считала не птицей? (желтая канарейка)

13. Вспомните, в какой сказке Мамина – Сибиряка варилась каша? 14. Уточните, какая каша варилась в сказке Мамина -Сибиряка? (овсяная каша)

15. В спомните, когда Алёнушка засыпала, кем она хотела быть? (царицей) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Русский прозаик и драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) в литературу вошёл серией очерков об Урале. Многие первые его произведения были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк». Хотя настоящая его фамилия – Мамин.

Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883), который имел большой успех в то время. В 1974 г. этот роман был экранизирован.
В 1884 г. в журнале «Отечественные записки» был опубликован его роман «Горное гнездо», который закрепил за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.
Последние крупные произведения писателя – романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

В своих произведениях писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим ломку общественного сознания, норм права и морали.
«Алёнушкины сказки» были написаны автором уже в зрелые годы – в 1894-1896 гг. для его дочери Алёнушки (Елены).

Д. Мамин-Сибиряк с дочерью Алёнушкой

Произведения Мамина-Сибиряка для детей актуальны до сих пор, т.к. они имеют познавательный сюжет, правдивы, написаны хорошим слогом. Дети узнают о тяжелой жизни того времени, знакомятся с замечательными описаниями родной для писателя уральской природы. Автор очень серьёзно относился к детской литературе, т.к. считал, что через неё ребёнок осуществляет связь с миром природы и миром людей.
Была у сказок Мамина-Сибиряка и педагогическая цель: воспитание справедливых, честных детей. Он считал, что мудрые слова, брошенные на благодатную почву, обязательно дадут всходы.
Сказки Мамина-Сибиряка разнообразны и рассчитаны на детей любого возраста. Автор не приукрашивал жизнь, но всегда находил тёплые слова, передающие доброту и нравственную силу простых людей. Его любовь к животным никого не может оставить равнодушным, на это чувство живо откликаются детские сердца.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Сказки из этого сборника доступны детям начиная с детского сада или младшего школьного возраста. Его сказки сами говорят с детьми устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Они помогают воспитывать в детях трудолюбие, скромность, умение дружить, чувство юмора. Одни только прозвища главных героев чего сто́ят: Комар Комарович – длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц – длинные уши...
В сборник «Алёнушкины сказки» входят 11 сказок:

1. «Присказка»
2. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
3. «Сказочка про Козявочку»
4. «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»
5. «Ванькины именины»
6. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
7. «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
8. «Сказочка про Воронушку – чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
9. «Умнее всех»
10. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
11. «Пора спать»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Это очень добрая сказка, как, впрочем, и все остальные.
Маленькие слабости есть у каждого, но важно, как к ним относятся окружающие.
Давайте прочитаем начало сказки.
«Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
- Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!»
Посмотрите, как реагируют на это заявление другие звери в лесу. Они не стали смеяться над зайцем или критиковать его, хотя всё понимали, что эти слова сказаны зайцем сгоряча, необдуманно. Но добрые звери поддержали его в этом порыве, всем стало весело. Читаем дальше: «Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли».
По законам сказочного сюжета здесь в эту минуту должен был появиться волк. Он и появился. И решил, что вот теперь-то он зайца съест.
Заяц, увидев волка, со страху подпрыгнул и упал прямо на волка, «кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи». А волк с перепугу тоже побежал, но в другую сторону: «когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил».
В результате звери нашли под кустом чуть живого от страха зайца, но увидели ситуацию совсем по-другому:
- Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
- А вы бы как думали! Эх вы, трусы...
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе. Каждый раз при встрече они приглашали друг друга в гости, но выяснялось, что ни один их них не может жить в обстоятельствах другого. Воробей Воробеич говорил:
- Спасибо, брат! С удовольствием пошёл бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу...
А Ёрш Ершович отвечал на приглашение друга:
- Нет, я не умею летать, да и задыхаюсь на воздухе. Вот лучше на воде поплаваем вместе. Я тебе всё покажу...
И так они хорошо дружили, любили поговорить, несмотря на то, что были совсем разными. Но беды и радости у них были схожи. «Например, зима: как зяб бедный Воробей Воробеич! Ух, какие холодные дни бывали! Кажется, вся душа готова вымерзнуть. Нахохлится Воробей Воробеич, подберёт под себя ноги да и сидит. Одно только спасенье – забраться куда-нибудь в трубу». «Ершу Ершовичу тоже по зимам приходилось не сладко. Он забирался куда-нибудь поглубже в омут и там дремал по целым дням. И темно, и холодно, и не хочется шевелиться».
У Воробья Воробеича был приятель – трубочист Яша. «Весёлый такой трубочист – всё песни поёт. Чистит трубы, а сам напевает. Да ещё присядет на самый конёк отдохнуть, достанет хлебца и закусывает, а я крошки подбираю. Душа в душу живём. Я ведь тоже люблю повеселиться», – так рассказывал приятелю Воробей Воробеич.

Иллюстрация Ю. Васнецова

Но между друзьями произошла ссора. Однажды летом трубочист кончил свою работу и пошёл к речке смыть с себя сажу. Там он услышал сильный крик и гвалт, разгневанный Воробей Воробеич выкрикивал в адрес своего друга громкие обвинения, а сам был весь взъерошенный, злой... Оказывается, Воробей Воробеич добыл червяка и нёс его домой, а Ёрш Ершович этого червяка обманом завладел, крикнув: «Ястреб!». Воробей Воробеич червяка и выпустил. А Ёрш Ершович его съел. Вот и разгорелся сыр-бор по этому поводу. В конце оказалось, что Воробей Воробеич всё-таки нечестным путём приобрёл червяка да к тому же своровал у трубочиста краюшку хлеба. За вором бросились все птицы, большие и маленькие. Далее события сказки разворачивались так: «Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку; а потом и краюшка полетела тоже в реку. Тут уж схватились за неё рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами. В крошки растерзали всю краюшку и все крошки съели. Как есть ничего не осталось от краюшки. Когда краюшка была съедена, все опомнились и всем сделалось совестно. Гнались за вором Воробьем да по пути краденую краюшку и съели».
А Алёнушка, узнав об этой истории, сделала вывод:
Ах, какие они все глупые, и рыбки и птички! А я бы разделила всё – и червячка и краюшку, и никто бы не ссорился. Недавно я разделила четыре яблока... Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе». Я и разделила на три части: одно яблоко дала папе, другое – Лизе, а два взяла себе».
Теплом, детством веет от сказок Мамина-Сибиряка. Их хочется читать вслух и видеть счастливые и добрые лица детей.
Кроме цикла «Алёнушкины сказки» у писателя есть и другие сказки:

1. «Серая Шейка»
2. «Лесная сказка»
3. «Сказка про славного царя Гороха»
4. «Упрямый козел»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

«Серая Шейка» – не только самая известная сказка писателя, но и вообще самое известное произведение в детской литературе. Она

притягивает своей трогательностью, вызывает желание защитить слабого и беспомощного, помочь в беде нуждающемуся. Мир природы в этой сказке изображён в единстве и гармонии с миром людей.
... Перелётные птицы собирались в дорогу. Только в семье Утки и Селезня не царила радостная предотлётная суета – приходилось смиряться с мыслью, что их Серая Шейка не полетит с ними на юг, ей придётся зимовать здесь одной. Ещё весной у неё было повреждено крыло: к выводку подкралась Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным.
Утка очень горевала о том, что Серой Шейке придётся трудно одной-одинёшенькой, она даже хотела остаться с ней, но Селезень напомнил, что у них, кроме Серой Шейки, есть и другие дети, о которых надо заботиться.
И вот птицы улетели. Мать научила Серую Шейку:
- Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик. Там вода не замерзнет целую зиму...
Вскоре Серая Шейка познакомилась с Зайцем, который тоже считал Лису своим врагом и был таким же беззащитным, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
А между тем полынья, в которой плавала уточка, всё уменьшалась от наступающего льда. «Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло».

Лиса начала охотиться за уточкой и подманивать её к себе.
Спас Серую Шейку старичок-охотник. Он вышел на охоту за зайцем или лисой своей старухе на шубу. «Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются».
А как радуются маленькие читатели, узнав о спасении Серой Шейки!