Краткое содержание ильины три поездочки. Про Илью Муромца: Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати — убиту быть,
Во другую дороженьку ехати — женату быть,
Третюю дороженьку ехати — богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять — да то чужа корысть,
А как старую то взять — дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет — так тут и улица,
А й в другу отмахнет — дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал,
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом серебром,
Златом серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато серебро по нищей по братии;
И роздал он злато серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    Первый подвиг богатыря.
    Второй подвиг богатыря.
    Третий подвиг богатыря.
    Илья Муромец - защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Была тут поездка богатырская.

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец,

На своем ли выезжает на добром коне

И во том ли выезжает во кованом седле.

И он ходил-гулял да добрый молодец,

Ото младости гулял да он до старости.

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«В первую дороженьку ехати – убиту быть,

Во другую дороженьку ехати – женату быть,

Третюю дороженьку ехати – богату быть».

Стоит старенький да издивляется,

Головой качат, сам выговариват:

«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А еще такового чуда не нахаживал.

Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?

Нету у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать-тощить да золотой казны,

Некому держать да платья цветного.

Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?

Ведь прошла моя теперь вся молодость.

Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,

А как старую-то взять – дак на печи лежать,

На печи лежать да киселем кормить.

Разве поеду я ведь, добрый молодец,

А й во тую дороженьку, где убиту быть?

А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,

И походил-погулял ведь добрый молодец во чистом поле».

Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,

Только видели добра молодца ведь сядучи,

Как не видели добра молодца поедучи;

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит да пыль столбом летит.

С горы на гору добрый молодец поскакивал,

С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,

Он ведь реки ты озера между ног спущал,

Он сини моря ты на окол скакал.

Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,

Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,

И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,

Где стоят ведь сорок тысячей разбойников

И те ли ночные тати-подорожники.

И увидели разбойники да добра молодца,

Старого казака Илью Муромца.

Закричал разбойнический атаман большой:

«А гой же вы, мои братцы-товарищи

И разудаленькие вы да добры молодцы!

Принимайтесь-ка за добра молодца,

Отбирайте от него да платье цветное,

Отбирайте от него да что ль добра коня».

Видит тут старыи казак да Илья Муромец,

Видит он тут, что да беда пришла,

Да беда пришла да неминуема.

Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:

«А гой же вы, сорок тысяч разбойников

И тех ли татей ночных да подорожников!

Ведь как бить-трепать вам будет стара некого,

Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего.

Нет у старого да золотой казны,

Нет у старого да платья цветного,

А и нет у старого да камня драгоценного.

Только есть у старого один ведь добрый конь,

Добрый конь у старого да богатырскиий,

И на добром коне ведь есть у старого седелышко,

Есть седелышко да богатырское.

То не для красы, братцы, и не для басы -

Ради крепости да богатырскоей,

И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,

Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поле.

Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,

И во той ли во уздечике да во тесмяноей

Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.

И где ходит ведь гулят мои добрый конь,

И среди ведь ходит ночи темныя,

И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;

Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,

Шеломчат колпак да сорока пудов.

То не для красы, братцы, не для басы -

Ради крепости да богатырскоей».

Разбойнический да атаман большой:

«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!

Принимайтесь-ка вы, ребятушки, за дело ратное».

А й тут ведь старому да за беду стало

И за великую досаду показалося.

Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,

И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.

Как в сторону махнет – так тут и улица,

А й в другу отмахнет – дак переулочек.

А видят тут разбойники, да что беда пришла,

И как беда пришла и неминуема,

«Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена».

Он прибил-прирубил всю силу неверную

И не оставил разбойников на семена.

Обращается ко камешку ко Латырю,

И на камешке подпись подписывал, -

И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,

И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменны.

Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,

Увидела тут да красна девица,

Сильная поляница удалая,

И выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец!»

И она бьет челом ему да низко кланяйтся,

И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;

Посадила добра молодца да за дубовый стол,

Стала добра молодца она угащивать,

Стала у доброго молодца выспрашивать:

«Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец!

Ты какой земли есть да какой орды,

И ты чьего же отца есть да чьей матери?

Еще как же тебя именем зовут,

А звеличают тебя по отечеству?»

А й тут ответ-то держал да добрый молодец:

«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?

А я теперь устал, да добрый молодец,

А я теперь устал да отдохнуть хочу».

Как берет тут красна девица да добра молодца,

И как берет его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

Как ведет тут добра молодца

Во тую ли во спальню, богато убрану,

И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.

Испроговорит тут молодец да таково слово:

«Ай же ты, душечка да красна девица!

Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».

И как схватил тут добрый молодец

да красну девицу,

И хватил он ей да по подпазушки

И бросил на тую на кроваточку;

Как кроваточка-то эта подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.

Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы, братцы мои да все товарищи

И разудалые да добры молодцы!

Но имай-хватай, вот и сама идет».

Отворяет погреба глубокие,

Выпущает двенадцать да добрых молодцев,

И все сильныих могучих богатырей;

Едину оставил саму да во погребе глубокоем.

Бьют-то челом да низко кланяются

И удалому да добру молодцу

И старому казаку Илье Муромцу.

И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,

И на камешке-то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня

И во тую ли дороженьку, да где богату быть.

Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,

И которые насыпаны погреба златом-серебром,

Златом-серебром, каменьем драгоценныим;

И обирал тут добрый молодец все злато это серебро

И раздавал это злато-серебро по нищей по братии;

И роздал он злато-серебро по сиротам да бесприютныим.

И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,

И на камешке он подпись подписывал:

«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Мистика в жизни и творчестве Ильи Репина О великом русском художнике Илье Ефимовиче Репине, казалось бы, все уже сказано. 2004 год был отмечен его 160-летним юбилеем, а в 2005-м исполнилось 75 лет со дня смерти художника. Но до сих пор неожиданно открываются новые факты,

автора Автор неизвестен

Исцеление Ильи Муромца В славном городе во Муромле, Во селе было Карачарове,Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,Сиднем сидел цело тридцать лет.Уходил государь его батюшкаСо родителем со матушкоюНа работушку на крестьянскую.Как приходили две калики перехожиеПод

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Бой Ильи Муромца с сыном Кабы жили на заставы богатыри,Недалеко от города – за двенадцать верст,Кабы жили они да тут пятнадцать лет;Кабы тридцать-то их было да со богатырем;Не видали ни конного, ни пешего,Ни прохожего они тут, ни проезжего,Да ни серый тут волк не

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича Ай во том во городи во Рязанюшки,Доселева Рязань-то слободой слыла,Нонече Рязань-то словё городом.В той-то Рязанюшке во городеЖил-был Никитушка Романович.Живучись, братцы, Никитушка состарился,Состарился Никитушка, сам

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Смерть Ильи Львовича Жизнь - сон, смерть - пробуждение. Л.Толстой Мой брат Илья умирал в нью-хейвенской больнице. Он сильно страдал от боли в печени, задыхался. Постепенно это сильное большое тело разрушалось, разъедаемое раком. Он был один. Надя, его жена, жила в Нью-Йорке

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Как уничтожили дом Ильи Муромца Не так уж давно по всем каналам телевидения показали открытие в городе Муроме памятника нашему былинному богатырю Илье Муромцу. А я, глядя на районные торжества, думал о том, как десять с лишним лет назад тихо, без всякой помпы, уничтожили

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Как уничтожили дом Ильи Муромца Не так уж давно по всем каналам телевидения показали открытие в городе Муроме памятника нашему былинному богатырю Илье Муромцу. А я, глядя на районные торжества, думал о том, как десять с лишним лет назад тихо, без всякой помпы, уничтожили

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Герцог Абруццкий на горе Святого Ильи Итальянский принц Луиджи Амедео Савойский, герцог Абруццкий, был с молодости увлечен горами. Пламенная страсть с годами не только не утихала, но, как показало будущее, только разгоралась. К тому времени, когда герцог собрался

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Русь колыбельная [Северная прародина славян. Арктида, Гиперборея и Древняя Русь] автора Асов Александр Игоревич

Подвиг Ильи Муромца Из того ли города из Мурома, Из того ль села да с Карачарова Выезжал дородный добрый молодец Илья Муромец да свет Иванович. Город Муром и село Карачарово, откуда выехал Илья в стольный Киев-град, и ныне есть на Владимирщине. Впервые сей город летопись

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Обследование Муромца Мало того, есть также информация о том, что в 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование (!) мощей Ильи Муромца. Оказалось, что это был сильный мужчина в возрасте 44–45 лет, ростом 177 см, по тем временам высокий, поскольку средний рост в XII

Из книги Наша кровь у Сморгони автора Лигута Владимир Николаевич

Подвиг «Муромца» №16 Рано утром 25 сентября 1916 года с аэродрома у деревни Мясота, восточнее Молодечно, взлетели три воздушных корабля «Илья Муромец» и тринадцать самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился и его командир - штабс-капитан И.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ильи-пророка День памяти пророка Ильи церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому календарю). У древних славян – Перунов день. Этот день приходился на жаркий и грозовой период, очень важный для дозревания и сбора урожая. В этот период частые грозовые «воробьиные» ночи.

Из книги Правда и неправда о семье Ульяновых автора Клеймёнов Гелий

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИЛЬИ НИКОЛАЕВИЧА. 1. Чувашская ветвь. Дед Владимира Ильича Ленина (Ульянова), Николай Васильевич Ульянин был родом из Нижегородской губернии. В списке крестьян, прибывших в Астраханскую губернию до 1798 г., есть запись: «Николай Васильев

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Три поездки в Джанкой - …Лучший мастер участка Рак Иван Кузьмич обеспечил в бригаде Сиротюка… - Дальше шли цифры, говорящие об объеме работ, перевыполнении плана и экономии, но я уже не вслушивалась. Рассматривала лица людей, сидящих на собрании рядом со мной, стараясь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Илья Муромец

«Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

терем калач крупитчатый 1066,8 метра Верста высокое жилое здание или часть его зернистый

горница пуд самая мелкая денежная единица на Руси комната наверху полушка

Былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца» Общее Отличаются

«Тут Илье навек слава и честь пошла…»

Домашнее задание: Подготовить пересказ об одной из поездок от имени Ильи Муромца

Что у нас получилось? Узнали… Прочитали… Сравнили…

Интернет-ресурсы: liveinternet.ru partnerkis.ru ru.wikipedia.org/wiki antikvarus.ru evpatori.ru m-der.ru club.goldentown.ru sherp96.livejournal.com content-stroy.ru

Предварительный просмотр:

Дата______ № урока____5____ Класс __4__

Тема : «Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.

Оборудование : учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;

Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные : формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;

логические : проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
  2. Проверка теоретических знаний. Игра «да – нет»

Летопись – это жанр фольклора (нет)

В летописи записаны исторические события по годам (да)

Былины могли петь, как песни (да)

Героями летописей были простые люди (нет)

Героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)

- «Три поездочки Ильи Муромца» – это летопись (нет)

Пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)

В летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)

В летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)

Илья Муромец на распутье поехал прямо (да)

  1. Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке мы узнали о первой поездке Ильи Муромца от придорожного камня. А сколько еще дорог отходило от камня? (три) А как называется былина? («Три поездки…») Ездил ли Илья Муромец этим дорогам? (да) Интересно ли вам узнать, что произошло с богатырем во время этих поездок? (…)

  1. Этап определения темы и целеполагания

Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?

Сравнить…

  1. Работа по материалу новой темы

Словарная работа.

Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):

Верста – 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).

терем – поднятое, высокое жилое здание или часть его.

калачи крупитчатые – состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.

горенка, горница – комната наверху, на верхнем этаже

пуд – 16 кг

полушка – самая мелкая денежная единица на Руси

Работа с текстом.

Чтение былины. Осмысление прочитанного.

– понравилось ли вам продолжение былины?

– кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.

– Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?

– кого спас Илья Муромец?

– что добыл Илья Муромец в третьей поездке?

– почему Илья Муромец не стал богатым?

Физкультминутка

Сопоставьте тексты былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Что в них общего, чем они различаются? (Заполнение таблицы)

Примерные ответы

Общее : главный герой – Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.

Отличия : первый текст – поэтический, второй – прозаический; первый похож на песню, второй – на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.

Закрепление

Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно? Если бы вы встретили Илью Муромца, что бы вы ему сказали? Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины? («Тут Илье навек слава и честь пошла») Посмотрите, какой памятник Илье Муромцу стоит в одном из городов нашей родины, Владивостоке.

А хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? Представить себя на его месте поможет домашнее задание.

  1. Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
  2. Итог урока. Рефлексия.

Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?

Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?

Взаимооценивание.

Тема урока: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ БЫЛИНЫ «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ». СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ.

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Какие отрывки из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?

(Выразительное чтение наизусть.)

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

    Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).

    Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

    Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

    Прочитайте название былины на с. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13-15, предположите, о чем это произведение.

    Работа по теме урока

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)

    Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

    Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

    Какие слова и выражения вам были непонятны?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)

    Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

(Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

    Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былина* Что такое былина? (Былина - русская народная этическая песня - сказание о богатырях.)

    Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь - воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

    Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по вторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.

Материал для учителя

Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым no д влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке; В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова - предпринимателя и мецената.

В центре композиции находится фигура самого богатыря - Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.

На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.