Константин Кинчев о новом альбоме группы «Алиса» «Эксцесс. «Мои враги внутри меня Меня все время упрекают

18 сентября выходит двадцатый альбом группы «Алиса» под названием «Эксцесс» — первая работа коллектива, средства на которую были собраны при помощи краудфандингового портала «Планета.Ру». Кампания началась в мае этого года, вскоре после перенесенного Константином Кинчевым инфаркта. На данный момент поклонники «Алисы» собрали больше 10 млн руб. В «Эксцесс» вошла дюжина песен, в том числе написанные по следам украинских событий. 1 сентября для акционеров был выпущен интернет-сингл, включающий песни «Дайте каплю огня» и «Rock-n-Roll жесток», а также кавер-версию песни «Честное слово» группы «Калинов мост». В преддверии релиза «Газета.Ru» побеседовала с Кинчевым.

— В альбоме «Эксцесс» есть песня «Rock-n-Roll жесток». У вас это слово вообще часто встречается, но всегда в разном контексте. Как изменилось восприятие этого слова за годы карьеры?

— Знаете, в любой песне, мне кажется, все сказано. Я свои песни никогда не расшифровывал и сейчас не стану. Такие вопросы в тупик всегда ставят — ощущение, как будто я на иностранном языке пою. Послушайте, там все сказано.

AlisA/Facebook.com

— А почему вы решили перезаписать «Честное слово» «Калинова моста»?

— Она мне всегда нравилась. И вообще, мы с Димой Ревякиным друзья. Даже не друзья, а скорее братья. Я просто воспользовался случаем. У «Калинова моста» был какой-то юбилей, и Дима предложил исполнить какую-нибудь песню, я выбрал «Честное слово», потому что давно хотел ее спеть. Спел ее с «Калиновым мостом», а потом поступило предложение поучаствовать в трибьюте, и мы записали эту песню сами, по-своему. Так, как сами ее слышали. Мне очень нравится, как она получилась. Диме тоже, кстати, понравилось. Я хотел сделать ее в таком танцевальном ключе, с прямой бочкой, и The Doors немножко поярче проявить — это же посвящение Джиму Моррисону, по сути.

— Про эту песню тоже не будете говорить, почему она вам близка?

— Это о песня и о переживаниях по поводу того пути, который мы называем дорогой рок-н-ролла. Дима рассказывает, как он «встретил» Моррисона, а потом о том, как он шел своей дорогой. Мне это все созвучно, я эту песню понимаю и воспринимаю как свою.

— Вы же еще раньше пели другую песню «Калинова моста» — «Ранним утром».

— Да, ее я тоже люблю, но пока руки не дошли. Мы сейчас еще сделали для трибьюта Толи Крупнова песню «Война». Она, мне кажется, очень актуальна на сегодняшний день. Пока не знаю, когда трибьют выйдет, но в любом случае я подумываю задействовать «Войну» в нашем новом альбоме. Надо только с Сашей Юрасовым (директор «Черного обелиска». — «Газета.Ru») поговорить на эту тему.

— То есть работа над следующей пластинкой уже ведется?

— Ну да, мы уже начали. Конкретно пока рано говорить, но что-то такое вырисовывается.

— Расскажите теперь про «Эксцесс». Как эта пластинка сочинялась?

— Песни писались в основном прошлой зимой… Или позапрошлой зимой… Не помню уже. Пластинка возникла из моего ощущения времени. Я всегда говорю, что я просто ретранслятор времени — как и все мы в той или иной степени.

— А что для вас означает слово «эксцесс»? Почему именно оно оказалось в заглавии альбома?

— Ну вы почитайте в толковом словаре, что оно означает.

— А я уже почитал.

— Так и прекрасно! Значит, мы понимаем, о чем говорим! (Смеется. ) Альбом о том, что происходит вовне и внутри меня — как и все прочие альбомы. Все довольно банально.

— Предыдущие альбомы вы писали или, во всяком случае, сводили в Германии, а в случае с «Эксцессом» там делался только мастеринг. Почему на этот раз решили обойтись своими силами?

— Потому что выросли и решили сами попробовать, пошли на такой эксперимент. Мне кажется, что Дима Парфенов (клавишник «Алисы». — «Газета.Ru») с этой задачей прекрасно справился и сильно вырос как звукорежиссер. Он занимался и записью, и сведением.

— Последняя песня называется «Емеля». Этот персонаж уже появлялся у вас в стихотворении, записанном на альбоме «Шабаш». Мы с одним режиссером как-то говорили, что Емеля — это архетип русской мечты: надо лежать на печи и быть хорошим человеком, и тогда все само сложится. Что этот персонаж для вас значит?

— Вот ровно это и значит, вы все правильно говорите.

— За время, прошедшее с выхода альбома «Цирк», вы написали и опубликовали две песни — «Так надо» и композицию, название которой мы не можем написать по закону о мате. Первую выложили на сайте для свободного прослушивания, но в альбом она не вошла, а вторую решили зафиксировать. Чем обусловлен этот выбор?

— Мне кажется, что «Так надо» — это более сиюминутная вещь. А вторая — более актуальная.

— Она была написана по горячим следам украинских событий. У вас как-то изменилось ее восприятие? Она стала более актуальной для всех нас?

— Ну да, именно так. Время идет, акценты меняются. Я не стал петь «нас опять [обманули]», но это вертелось на языке, конечно. Я и на концертах несколько раз так пел. Но на альбоме оставил так, как было в изначальном тексте, хотя подразумевается, что это касается всех нас.

— У вас в песнях раньше почти не было мата. Почему именно это слово?

— Оно самое емкое. Мат хорош и нужен тогда, когда иначе не сказать, а не для того, чтобы в речи мусорить. Мат в этом смысле очень полезная вещь.

— А к закону о мате вы как относитесь?

— Да чушь это очередная. Они там получают какие-то внушительные зарплаты и занимаются «законотворчеством», итогом которого становятся подобные инициативы.

— Штрафов не боитесь? У нас же запрещено публично материться.

— Ну слушайте, есть же у нас ведущий Первого канала . По-моему, он прекрасно себя чувствует (смеется ).

— Вроде бы «Ленинград» платит за каждый концерт какие-то небольшие штрафы, этим дело и кончается.

— Ну вот. А я со сцены не матерюсь. У нас уважаемая публика радостно подхватывает припев, избавляя меня от необходимости выкидывать слова из песни (смеется ).

— Расскажите теперь о сотрудничестве с «Планетой.Ру». Как возникла эта идея?

— Мне понравился результат, которого Гребенщиков добился пару лет назад. Я посмотрел на опыт «Планеты» в этой области, решил попробовать.

— А почему не закрыли счет после того, как были собраны заявленные 4 млн?

— Потому что это недостаточная сумма, на самом деле. Все просто не очень хорошо себе представляют, как это устроено. Ансамбль наш пишет альбом за свой счет, эти средства мы пытаемся компенсировать, а это два года работы 12 человек. Раньше этим занимался издатель, теперь мы решили сделать это напрямую. Вычтите отсюда еще то, что забирает сама «Планета», и деньги, которые пойдут на печать дисков.

— Сейчас вы собрали 10 млн, этого достаточно?

— Да хотелось бы еще больше собрать, чего греха таить. «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» — так великие говорили, и я придерживаюсь этого принципа.

— Вам в итоге понравился этот опыт?

— Ну да, и ребята там, на «Планете», хорошие. Теперь осталось дождаться, как они справятся со своими обязанностями. Сейчас сбор закончится, и им надо будет заниматься рассылкой, оперативно предоставлять уважаемой публике все то, что она должна получить. Кроме того, печать дисков начнется только тогда, когда мы закроем сбор, чтобы напечатать в буклете имена всех акционеров. Но я думаю, мы справимся.

— А в тур с «Эксцессом» поедете?

— Да вы знаете, я сейчас после инфаркта — концертов мы не играли с апреля. В ноябре впервые вновь выйдем на сцену, и пока я планирую ограничиться московской и питерской презентациями «Эксцесса». Может быть, еще сыграю на свой день рождения в Москве и Питере. Концертной деятельностью, иными словами, мы сейчас не занимаемся, а она была единственным источником дохода. Так что сбор на «Планете» в том числе нужен для того, чтобы обеспечить себя средствами к существованию. По стране я сейчас ездить не готов, надо посмотреть, что будет на презентациях в Москве и Питере. Не знаю пока, буду ли я задыхаться на сцене.

— Дай вам Бог здоровья.

— Спасибо. Я стараюсь, занимаюсь потихонечку, восстанавливаюсь. Но каков будет результат — не от меня зависит.

— Давайте напоследок вернемся к «Эксцессу». Это довольно резкое слово, вы говорите, что оно отражает время. А можете как-то сформулировать свои ощущения от него? Кто-то говорит про то, что возвращаются 90-е, другие — что впереди новый 17-й год…

— Я тут процитирую себя. В песне «Мое поколение» я себе позволил такую дерзость, под которой подписываюсь и сегодня: «Я могу предвидеть, но не могу предсказать». Я не знаю, что будет, но предвидения кое-какие имею.

Интервью Константина Кинчева для газеты АиФ.

Интервью было взято через Интернет и воспроизведено здесь в первозданном виде. Необходимо заметить, что этот вариант "несколько" отличается от напечатанного в газете.

1) Альбом "Танцевать" легкий по форме (он в чем-то схож с "Джазом"). Это означает что с возрастом тянет к простоте? Надоело играть тяжелую музыку?
Кинчев: Если считать что за год после выхода "Солнцеворота" я сильно "сдал" и меня внезапно потянуло к "простоте", то, конечно, да... А если добавить к этому что большинству песен из альбома "Танцевать" уже более пятнадцати лет лет, то следует логичекий вывод - я был "уставшим стариком" практически с рождения...

2) Ты неоднократно признавался, что живешь в деревне с апреля по ноябрь, вообще в последнее время очень сильно поэтизируешь и идеализируешь жизнь в деревне. Но в новом альбоме слово "город" звучит часто, а вот песен про жизнь в деревне я не обнаружил???
Кинчев: Рекомендую повнимательней послушать альбом - вдруг что-нибудь да откроется...

3) Говоришь что не пьешь уже второй год. И даже после баньки стопку водки или бокал пива - ни-ни? После какого случая завязал?
Кинчев: Если человек говорит что не пьет - это означает что он не пьет ВООБЩЕ! Как говорил Шемякин: "Для меня рюмка водки как капелька крови для акулы". А что касается "случая", так этих "случаев" было так много, что и не грех завязать пить.

4) У тебя в нескольких альбомах есть маршевые песни. Мне показалось, что песня "Путь в сторону леса" тоже (несмотря на лирический текст) по музыкальной форме маршевая. Ты не равнодушен к этой форме? Если "да", то почему?
Кинчев: Амне казалось, что "Путь в сторону леса" сделан в стиле старого доброго буги-вуги. Если буги-вуги в моем исполнении тебе кажется маршем, то мне даже страшно представить, чем тебе покажется композиция, которую я мог бы назвать маршем?! Для меня эталоном марша вляется "Тема врага" из 7-ой Симфонии Шестаковича.

5) Вообще, весь альбом "Танцевать" не совсем злободневен. Он вне времени и по звуку и по содержанию (лирический). С возрастом становится сложно соответствовать духу времени? Пытаешься ты это делать или тебя это абсолютно не волнует? Мне все-таки кажется, что любой музыкант (верующий или нет) пытается шагать в ногу со временем, ловить музыкальные тенденции, быть если не модным, то хотя бы востребованным. А ведь ты работаешь на ту самую аудиторию, которой просто необходимо ощущение сегодняшнего дня.
Кинчев: Удивительное дело! С одной стороны, записав глобальную работу типа "Шабаша" или "Солнцеворота", постоянно слышу упреки в излишней "злободневности" или в том, что рок как "музыка протеста" (известный журналисткий штамп), всех уже достал! С другой стороны, стоит сделать лирический альбом, будь то "Джаз" или "Танцевать", нарываюсь на упреки во "вневременности", хотя это, скорее - комплимент. И потом, что такое "шагать в ногу со временем"? Мне кажется, что движение во времени,для каждого имеет разное направление... А что касается аудитории "Алисы", то не могу не
заметить, что на протяжении всей жизни группы, а ей без малого 20 лет, возрастной предел не увеличивается в сторону "старения", а лишь пополняется детьми, за что меня тоже постоянно укоряют(!), типа "взрослый человек, а у Вас безумные малолетние фаны!". В связи со всем этим у меня
возникает вопрос - почему я все время кого-то не устраиваю? Вероятно в преклонном возрасте, я должен написать песенку про Элис, дабы прослыть гармоничной личностью шагающнй в ногу со временем???

6) Кстати о поклонниках. У "Алисы" самые преданные фэны. Как тебе кажется, почему они так преданы (или мне так кажется)?
Кинчев: Вероятно моим фанам тоже не нравится "шагать в ногу современем", поэтому они шагают вместе со мной, подтверждая известный тезис "Мы вместе!", чему я очень рад.

7) Можешь вспомнить самые безумные выходки фанатов и как ты пытаешься с этим бороться?
Кинчев: Самый безумный поступок за последнее время совершили два человека - Форель и Окорок - они отправились за нами в Хабаровск, Уссурийск и Владивосток, истратив при этом огромную кучу денег ими же и заработанных! Я не в коей мере не борюсь с движением под названием "выезд", а напротив, всячески приветствую, потому что сам люблю путешествовать... И если бы мне сечас было лет 17-20, я бы с удовольствием ездил на гастроли... за группой "АЛИСА"! Но я лишен этой возможности, так как мне уже 42 года, и я в этой группе играю...

8) Как ты думаешь твои родные и близкие (жена, дети) испытывают какие-то неудобства, связанные с твоей известностью. Если можно - примеры, эпизоды?
Кинчев: Никаких "неудобств" они не испытывают, а "удобства" я им обеспечиваю.

9) Как тебе кажется, что сегодня происходит с поколением рок-музыкантов, твоих ровесников (я имею в виду "Чайф", "Аквариум", "ДДТ", Сукачева, Бутусова и иже с ними).
Кинчев: ...Стареют, брюзжат, толстеют... Чего не могу сказать о себе - самом красивом рокере Отечества (шутка), да и о Борисе Борисовиче Гребенщикове - самом изящном и глубоком человеке на нашей рок-сцене.

Полупанов: Я задавал этот вопрос Шахрину. Он очень интересно ответил. Конкретно про тебя, он сказал, что мол Кинчев находится в поиске себя, от этого он не стал менее талантлив, просто Костя сейчас на перепутье. А вот о Шевчуке он отозвался не очень доброжелательно, мол непонимаю, что с
Юрой происходит, он вдруг начал всех учить жить.
Кинчев: Рад за Володю Шахрина, который не взирая на перманентное пребываение в оранжевом настроении, не теряет ясность мысли.

10) Хоть новый альбом и назван так, но он естественно не "танцевальный" (название, кстати, многих вводит в заблуждение). А ты сам интересно, танцуешь? Я имею в виду не когда ты на сцене, а так дома подо что-нибудь, может, под Киркорова или Пугачеву?
Кинчев: Быть может я и не иду в ногу со временем,но мне почему-то кажется, что под Киркорова и Пугачеву, танцуют только в привокзальных ресторах областных центров (да простит меня Алла Борисовна)!

11) Свободное время ты посвящаешь чему...?
Кинчев: Я не очень понимаю, что такое "свободное время"? Это то время за которым я "никак не могу успеть"? Или что -то другое? Дело в том, что в моем понимании самое свободное и радостное время это - время проведения концерта. Именно ему (концерту) я и посвящаю его (время).

Интервью взял Владимир Полупанов

"Современный мир живет по законам зоны. Чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога..." - уверен Константин Кинчев.

Не будет преувеличением сказать, что лидер группы "Алиса" Константин Кинчев - самый харизматичный из российских рокеров. Он всегда выступал под лозунгом "Компромисс не для нас!" и любил два цвета: черный и красный. Поклонники "Алисы" считались самыми "безбашенными" из рок-фанатов, и их название - "Армия "Алисы" - точно отражало суть движения. Бешеная энергетика Кинчева заводила зал с полоборота, а поклонники готовы были идти за ним куда угодно. Хотя четкой идеи - куда и зачем идти, до поры до времени не существовало. Но потом она появилась - православие. Наступил срок, Кинчев пришел к белому цвету. Дошло до того, что концерты "Алисы" стали посещать некоторые священники... На днях Константину Кинчеву исполнилось 50 лет. Юбиляр рассказал "Итогам" о пройденном пути. В своей привычной манере. Без обиняков.

Для рокеров юбилей тоже не пустой звук: некоторые из ваших коллег аж в Кремль гостей приглашали. Вот признайтесь, если бы вы сейчас встретили себя прежнего, из 80-х, что бы сказали этому отроку?

Ну, например: "Старик, а ты неплохо выглядишь, в отличие от меня!" (Улыбается.)

Ваш образ жизни заметно поменялся. Но кое-кто сетует: "Вот, православный, а все выступает с обнаженным торсом и в шортах".

- "Кое-кому" советую на себя обратить внимание, может, чего и накопает. Просто стараюсь прислушиваться к советам Церкви. Да и интерес некоторых священников - таких, как отец Андрей Кураев, которые знают и любят этот жанр, мне абсолютно понятен. Потому что искренней и свободней рок-музыки сложно что-либо придумать.

Когда-то вы сказали: "Как повелось от корней, ратную службу несут всяк на своем рубеже - инок, воин и шут". Образ шута для вас совместим с церковностью?

Шутовство для меня - абсолютная свобода. Может, это прозвучит высокомерно, но шут может позволить себе смотреть на мир свысока. Порой с иронией. Порой с любовью. Порой с негодованием. А как шутовство соотносится с православием в глазах широкой общественности... которая, как правило, негативно отзывается о православной вере, - мне неведомо.

Шутовство для многих рокеров любимое амплуа. Но сегодня о "смерти рока" только ленивый не говорит. Ведь это музыка бунта, а против чего нынче бунтовать?

- "Бунт", "протест..." Это все, извините, глупейшие клише, придуманные журналистами и обсасываемые больше двадцати лет. Не было никакого протеста. Была иная жизнь, которая воспринималась как противостояние системе. А на самом деле все наоборот. Это система противостояла и бунтовала против рок-движения. За примерами далеко ходить не надо: сажали, вязали и т. д., и т. п. А мы при всем при этом просто жили, наплевав на все социальные условности. И сейчас продолжаем жить так же, говоря в лицо окружающей действительности или "да, да" или "нет, нет".

А противостояние с музыкальным истеблишментом? Вот, например, много говорят о вашей ссоре с Михаилом Козыревым. Как вы относитесь к той версии, которую он изложил в книге "Мой рок-н-ролл"?

Честно говоря, я эту книгу не читал, но судя по высказываниям в Интернете, там сплошное передергивание. Поэтому оставляю эти "мемуары" на "литературной" совести автора.

А как вы относитесь, например, к обвинениям в национализме, прозвучавшим в ваш адрес после песен "Небо славян" и "Звери"?

Я привык ко всевозможным обвинениям и, честно говоря, реагирую на них по пословице "Собака лает, караван идет".

Иногда довольно громко лает. Ходят слухи, что за песню "Власть" вам даже запретили въезд на Украину.

Никто мне этого не запрещал, это вы черпаете информацию из газет, вероятно. Я как ездил на Украину, так и езжу. Понятия не имею, что возмутило в песне "Власть" украинских общественных деятелей и некоторых журналистов. Там такое во власти творится, что черт ногу сломит! На протяжении пяти лет шмат сала "власти" друг у друга тырят, полностью наплевав на свой народ. Вот примерно об этом и песня, про украинскую власть со всеми ее "оранжевыми соплями".

А почему вы в свое время отказались от гастролей в Америке? Туда уж точно никто въехать не запретит.

В моем понимании Америка - враг. К народу это определение не имеет никакого отношения, это напрямую касается внешней политики государства. И что мне прикажете делать на территории врага?

Поклонники из "Армии "Алисы" идут за вами не только как за музыкантом, но и как за миссионером. Но не обречено ли православие в современном Вавилоне, не вытесняет ли его "религия матрицы"?

Миссионерством я не занимаюсь, не занимался и не собираюсь. Если же кому-то очень хочется присвоить мне это звание, придется уточнять, что "миссионером" я являюсь с того момента, как ступил на рок-площадку. Что же касается православия... Думаю, обществу полезно вернуться к Богу, и это никогда не поздно. А разрыва с Богом быть не может, Он же всегда рядом. Да и не общество Господь ждет, а человека. Каждого.

Убедительно, но не для всех. Вот, к примеру, песня "Бойся, проси и верь". Это не скрытый ответ уголовно-блатной морали и группе "Тату" с их "Не верь, не бойся, не проси"?

Современный мир живет в состоянии перевернутого сознания. И потому руководствуется, сам того не ведая, законом зоны. Где, чтобы выжить, надо "не верить, не бояться и не просить". Но если хочешь называться человеком, необходимо бояться обидеть Бога, просить помощи Божьей и верить, что эта помощь всегда придет.

Нужна ли сегодня цензура в шоу-бизнесе, на ТВ или на сцене?

Когда по центральным каналам показывают фильмы типа "Враг у ворот", как-то возникает желание отцензурировать сетку вещания. Вообще с трудом представляю себе, чтобы на американском телевидении транслировались ленты, героями которых являются хорошие русские, борющиеся со плохими американцами...

Ну встречаются же и вполне аутентичные вещи. Как вы относитесь к "Острову" Лунгина? Могли бы сыграть в подобном фильме?

Очень сильный фильм, смотрел его шесть раз. Побольше бы таких. А сыграть бы не смог...

Иногда вы выступали как убежденный монархист. Самодержавие возможно и уместно в наше время?

Невозможно, но уместно. Самодержавную власть я рассматриваю как колоссальную ответственность перед Богом и народом. Единоличная ответственность - это не ответственность тысяч, которые скидывают решения друг на друга, в итоге не добиваясь ничего, кроме личных благ.

А вы сами как к ответственности относитесь? Вот, скажем, предложили бы вам войти в Общественную палату или в президентский совет по культуре. Согласились бы?

Шутам не место в палатах. Шутам место на площадях.

Евгений Белжеларский

Штрихи к портрету

Инок, воин и шут

Говоря школьным языком, Константин Кинчев - "типичный представитель поколения", выросшего в кочегарках и на богемных кухнях. На заре перестройки, когда известная вольность просочилась уже в молодежную среду, а идеологический надзор еще не был снят, Кинчеву досталась роль козла отпущения. Он пел о "времени червей и жаб", о том, что "сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен". А комсорги строго-настрого наказывали комсомольцам не ходить на его концерты и не слушать его песни, героем которых, по мнению одного критика, был "доктор Буги, сумасшедший и наркоман". На группу "Алиса" навесили всех существующих собак. В каком-то смысле не случайно. Все происходило как в известном рок-гимне: "...Академики чешут плеши, погоны свистят в свисток, румяные домохозяйки зеленеют при слове "рок". Товарищи в кабинетах заливают щеками стол, им опять за обедом стал костью в горле очередной рок-н-ролл". Потом переменились времена и лозунги. Никто уже никого не запрещал, но хорошим тоном стало изображать радикальность за деньги. Резко вывернув невидимый штурвал, Кинчев вновь оказался изгоем во всех "изрядно порядочных" сообществах. Как раз в этот момент случилось главное событие в жизни доктора Буги - теперь уже бывшего. Он поверил в Бога и пришел к православию.

Сегодня Кинчев с какой-то аввакумовской решимостью во взгляде убеждает своих поклонников держать ум во аде, а сердце на небесех. Кто-то скажет: да мало ли у нас сегодня надевших кресты - и чиновников, и менеджеров, и партийных боссов? Все так. Но Константин - православный в самом исконном, катакомбном смысле слова. Что, несмотря на многочисленные хождения высших лиц со свечками, воспринимается сегодня почти как инакомыслие. "Назолотили крестов, навтыкали где ни попадя. Да променяли на вино один - который был дан..." Для Кинчева вера - это убеждения, а не декорум. Он даже может выступать на сцене в шортах и с обнаженной грудью, почему нет? И вместе с тем отменить концерты на время Страстной недели. Поскольку, следуя сказанному апостолом Павлом, стремится блюсти "то обрезание, которое в сердце, - по духу, а не по букве".

Итоги №1/655 (01.01.09)


- У МЕНЯ сложилось мнение, что у «Алисы» самые преданные фэны. Как тебе кажется, почему?

Вероятно, моим фэнам тоже не нравится «шагать в ногу со временем», поэтому они шагают вместе со мной, подтверждая известный тезис «Мы вместе!», чему я очень рад.

- Можешь вспомнить самые безумные выходки фанатов и как ты с ними борешься?

Самый безумный поступок за последнее время совершили два человека с прозвищами Форель и Окорок: они отправились за нами в Хабаровск, Уссурийск и Владивосток, истратив при этом огромную кучу денег, ими же и заработанных! Я ни в коей мере не борюсь с движением под названием «выезд», а, напротив, всячески приветствую, потому что сам люблю путешествовать. И если бы мне сейчас было лет 17–20, я бы с удовольствием ездил на гастроли за группой «Алиса»! Но я лишен этой возможности, так как мне уже 42 года, и я в этой группе играю.

- Что, по-твоему, сегодня происходит с поколением рок-музыкантов, твоих ровесников (я имею в виду Шахрина, Гребенщикова, Шевчука, Сукачева, Бутусова и иже с ними)?

Стареют, брюзжат, толстеют… Чего не могу сказать о себе - самом красивом рокере отечества (шутка), да и о Борисе Борисовиче Гребенщикове - самом изящном и глубоком человеке на нашей рок-сцене.

Меня все время упрекают

- МНЕ показалось, что ваш новый альбом незлободневен. Он вне времени и по звуку, и по содержанию (лирика). Мне кажется, что любой музыкант (верующий он или нет) пытается шагать в ногу со временем, ловить музыкальные тенденции, быть если не модным, то хотя бы востребованным. Тем более что ты работаешь на ту самую аудиторию, которой просто необходимо ощущение сегодняшнего дня.

Удивительное дело (!), с одной стороны, записав глобальную работу типа «Шабаша» или «Солнцеворота», постоянно слышу упреки в излишней «злободневности» или в том, что рок как «музыка протеста» (известный журналистcкий штамп) всех уже достал! С другой стороны, стоит сделать лирический альбом, будь то «Джаз» или «Танцевать», нарываюсь на упреки во «вневременности», хотя это скорее комплимент. И потом, что такое «шагать в ногу со временем»? Мне кажется, что движение во времени для каждого имеет разное направление… А что касается аудитории «Алисы», то не могу не заметить, что на протяжении всей жизни группы, а ей без малого 20 лет, возрастной предел не увеличивается в сторону «старения», а лишь пополняется детьми, за что меня тоже постоянно укоряют (!), типа «взрослый человек, а у вас безумные малолетние фэны!». В связи со всем этим у меня возникает вопрос: почему я все время кого-то не устраиваю? Вероятно, в преклонном возрасте я должен написать песенку про Элис, дабы прослыть гармоничной личностью, шагающей в ногу со временем?

Лучшие дня

- А как ты относишься к расхожему мнению: мол, если человек религиозен и набожен, ему сложно написать популярную песню?

Я весьма настороженно отношусь к «расхожему мнению». Мне кажется, что базировать отношение к тому или иному вопросу все-таки лучше на своем собственном. А тема «хитов» мне вообще малоинтересна. Меньше всего мне хочется быть «обреченным на успех» и «жаждущим признания».

- Хоть новый альбом и назван так, он, естественно, нетанцевальный. И все-таки, как ты относишься к хорошей танцевальной музыке?

Опять же, возможно, я не иду в ногу со временем, но мне кажется, что «хорошая танцевальная музыка» уже пережила свой бум в 1997–1998 гг., мода скоротечна и изменчива. Поэтому все возвращается на круги своя, и те, кто искренне и душевно хочет выпить-закусить-потанцевать, отправляются в привокзальные рестораны, где при помощи караоке оттопыриваются в сопровождении развеселых «Руки вверх» и нестареющих «Иванушек».

Инокиня Евгения (Сеньчукова): Почему я прошу молиться за Аню Павликову

«Дело не только в том, что девочка, давно имевшая проблемы со здоровьем, потеряла его там окончательно. Дело в навсегда искалеченной душе. Никто не вернет человеку нескольких месяцев взаперти по абсурдному обвинению». Инокиня Евгения (Сеньчукова) - о том, почему она призывает молиться за Аню Павликову.

Как в богослужебно-производственном процессе был утерян Христос, в чем преимущества «безбожной» Европы, как мы решаем наши проблемы без Бога и что делать, если невозможно изменить мир и страну - рассказывает настоятель домового храма святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Митрофанов.

Известный российский режиссёр Александр Сокуров дал Софико Шеварнадзе большое интервью и рассказал о своём видении истории. Сценарист, создавший ряд культовых фильмов, ответил на вопросы об отношении к Иосифу Сталину, перестройке, большевикам и советской власти.

Президент России Владимир Путин сравнил коммунизм с христианством, а мавзолей Владимира Ленина - с почитанием мощей святых. О том, что коммунистическое учение взяло от христианства на примере компартии СССР, рассказывает автор книги "На весах веры: От коммунистической религии к новым «святым» посткоммунистической России", доктор исторических наук, профессор СПбГУ Сергей Львович Фирсов

Впервые имя протоиерея Дионисия Поздняева оказалось на слуху в 1995-ом году. Тогда священник, узнав о российских летчиках, оказавшихся в индийской тюрьме, и что им грозит смертная казнь, обратился к главе ОВЦС МП (тогда еще митрополиту) Кириллу (Гундяеву) и к правозащитникам. Отец Дионисий крестил летчиков прямо в тюрьме, а в 2000-ом году, благодаря общим усилиям, они были освобождены.

Совет Федерации отправил на экспертизу школьный учебник истории для 10-11 классов, так как при описании событий на Украине в 2014 году авторы допустили формулировки, не устраивающие сенаторов. Историю, то есть, продолжают писать и переписывать, исходя из сиюминутных потребностей или того, что этими потребностями считается.

«Коммунистическая идеология очень сродни христианству»,- заявил Владимир Путин в фильме «Валаам», который был показан в прошлое воскресенье в эфире телеканала «Россия 1». Настоятель московского храма Троицы в Хохлах отец Алексей Уминский по просьбе «МБХ медиа» рассказал, что он думает об этом и других утверждениях президента.

Как 100 лет назад церковь отделялась от государства

2017 год был годом непростых столетних юбилеев. О двух русских революциях вспоминали, боясь сказать что-то лишнее: настолько большая часть нашей современной жизни определяется событиями тех лет, что порой проще промолчать.

Тридцать лет историк Анатолий Разумов ищет имена репрессированных и собирает по крохам их биографии. Он занимается этим ровно столько лет, сколько вообще говорят о репрессиях в новейшей истории России, - с 1987 года. Его «Ленинградский мартиролог» - это собрание из 16 томов, в них 50 тысяч имен и биографий только расстрелянных ленинградцев. Он - один из создателей мемориала «Левашовская пустошь» на месте бывшего расстрельного полигона НКВД.

Специалист по истории советских спецслужб Никита Петров читает интервью главы ФСБ Александра Бортникова, находит в нем старые мифы, подтасованные цифры, несуществующие документы, и объясняет, почему не нужно воспринимать его всерьез.