История создания отцы и дети презентация. Презентация на тему художественное своеобразие романа отцы и дети

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания, жанр, сюжет, композиция

О романе Год написания – 1860-1861. Публикация – 1862, издательство «Русский вестник». Действие романа – лето 1859 года (накануне крестьянской реформы 1861 года).

История создания романа Замысел романа возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над романом продолжилась и в 1861 году в Париже. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

Издание романа Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Работа над романом В письме П. В. Анненкову И.С.Тургенев извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.

Жанр романа “ Отцы и дети” - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова - и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Особенности сюжета романа Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Основное направление в развитии сюжета - углубление и расширение социального конфликта.

Сюжет романа С каждым новым столкновением увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров: взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече; спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах; столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой; столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, чуждыми ему; «столкновение» Базарова с родителями; новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль); столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.

Композиция романа Композиция романа –кольцевая. В основе композиции романа лежит принцип антитезы. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино - город*** - Никольское - деревня родителей Базарова..

Завязка Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу - сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) - город *** - Никольское (поместье Одинцовой) - дом родителей Базарова - Никольское - город *** - Марьино - город *** - Никольское - дом родителей Базарова.

Особенности развития конфликта Особенностью развития конфликта романа: две противоположные позиции - Базарова и Кирсанова - во второй части начинают сходиться и оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни.

Выводы Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.


Год написания – 1860-1861.
Публикация – 1862, издательство
«Русский вестник».
Действие романа – лето 1859 года
(накануне крестьянской реформы 1861
года).

История создания романа

Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом
приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе
месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль
«Отцов и детей»... » Это было трудное для писателя время.
Только что произошел его разрыв с журналом «Современник» .
Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе
«Накануне» . И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней
революционных выводов. Причина же разрыва была глубже:
неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма
Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к
топору» . Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить
характер и направление деятельности «новых людей» , тип
которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В
основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая
меня личность молодого провинциального врача. (Он умер
незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке
воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще
бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.
Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было
очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах,
сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно
прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало,
как бы желая проверить правдивость собственных ощущений.
Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей
литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось
повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я
гоняюсь? » - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и
детей» .

Работа над романом

Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре
1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен
работать изо всех сил. План моей новой повести готов до
малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Чтото выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь.. .
весьма одобряет мысль, которая положена в основание.
Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и
самому привезти ее в Россию» .
В течение зимы написаны первые главы, но работа идет
медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени
постоянно звучат просьбы сообщать о новостях
общественной жизни России, бурлящей накануне
величайшего события в ее истории - отмены крепостного
права. Чтобы получить возможность непосредственно
познакомиться с проблемами современной русской
действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию.
Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает
уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же
П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой
труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное
последнее слово» .
Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает
свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением
он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями,
писатель, по его собственному выражению, «перепахивает»
текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.
«Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и
дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По
поводу «Отцов и детей») .

Издание романа

Итак, через полтора года
после возникновения
замысла на страницах
февральского номера
журнала «Русский
вестник» роман «Отцы и
дети» увидел свет. И. С.
Тургенев посвятил его В.
Г. Белинскому.

Выводы

Роман «Отцы и дети» – роман
злободневный, во многом
объясняющий жизнь русского
общества. Тургенев «уловил и
развернул» в романе основной
конфликт кризисной эпохи –
бескомпромиссную борьбу
либералов с революционерамидемократами. В книге Тургенев
размышляет о смене поколений, о
вечной борьбе старого и нового, о
бережном отношении к
культурному наследию. Эти вечные
проблемы обрели емкую
формулировку в заглавии романа
«Отцы и дети» – это
«универсальный охват
действительности» во всей ее
полноте: от прошлого через
настоящее к будущему.

Слайд 2

Роман "Отцы и дети"

Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов»

Основные задачи: дать характеристику участникам конфликта, проанализировать спор между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

Слайд 3

План урока

  • «Преобразования необходимы».
  • Биография «отцов»
  • «Сильный человек» Базаров.
  • Идейный центр романа.
  • Спор Базарова и Павла Петровича. Кто такие нигилисты?
  • Базаров и родители.
  • Слайд 4

    Преобразования необходимы

    Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покорившиеся молотильные сарайчики».

    Слайд 5

    Николай Петрович Кирсанов

    Николай Петрович Кирсанов знает о новом законе и продает с «чужой» земли лес. «Готовятся» к реформе и крестьяне: они не проявляют былого трудолюбия, надеясь в скором будущем на легкую жизнь.

    Слайд 6

    Имение Кирсановых

    Описывая имение Кирсановых, И.С.Тургенев использует прием социального контраста: с одной стороны, господский дом отделан со вкусом, с другой стороны, крестьянские постройки вот-вот развалятся. То же самое мы видим в Никольском и Базаровке. И потому справедливым кажется вывод, к которому приходит Аркадий, оглядывая из кибитки родные места: «преобразования необходимы».

    Слайд 7

    Биография "отцов"

    Страницы романа, посвященные прошлому Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь менялась в зависимости от внешних обстоятельств.

    Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

    Слайд 8

    Павел Петрович Кирсанов

    Возлюбленная Павла Петровича уехала из России – он вышел в отставку, узнал о ее смерти – поселился в Марьино.

    На первый взгляд Павел Петрович не похож на своего брата. Он умеет вести себя в обществе, даже в деревне следит за своей внешностью, однако на самом деле, его жизнь лишена смысла. Описывая героя после дуэли, И.С.Тургенев замечает: «его красивая, исхудалая голова лежала на подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

    Слайд 9

    Николай Петрович Кирсанов

    Николай Петрович сломал в детстве ногу – не пошел в армию, умерла жена – стал собираться за границу.

    И.С.Тургенев писал о том, что ему близка личность и судьба Николая Петровича Кирсанова: «Николай Петрович – это я, Огарев и многие другие».Вместе с тем писатель признавал неспособность подобных людей на решительные поступки, поэтому он вывел на страницы романа представителя другого поколения и других взглядов.

    Слайд 10

    Сильный человек Базаров

    Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. «Базаров – сильный человек, - писал В.В.Набоков, - и перейди он тридцатилетний рубеж <…> наверняка мог бы стать великим мыслителем, известным врачом или деятельным революционером».

    Слайд 11

    Идейный центр романа

    Особые жизненные принципы делают невозможным существование Базарова с Николаем Петровичем и, особенно, с Павлом Петровичем Кирсановыми. Неопрятный вид и плебейские манеры университетского друга Аркадия с самого начала производят на Павла Петровича неприятное впечатление. Базаров, в свою очередь, с иронией смотрит на его отполированные ногти и щегольский костюм. Тайная неприязнь постепенно перерастает в открытый конфликт. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым становится идейным центром романа. Во время спора герои затрагивают несколько важных проблем.

    Слайд 12

    Роль аристократии в русском обществе

    Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу. Её представители, утверждает он, обладают исключительным чувством собственного достоинства. Базаров с ним не согласен. По его мнению, аристократы ничего не делают и, следовательно, не приносят никакой пользы обществу.

    Павел Петрович Кирсанов.

    Слайд 13

    Кто такие нигилисты?

    Павел Петрович считает, что нигилист это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов. Базаров доказывает, что нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза. Более точное определение нигилиста дает Аркадий: нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения.

    Слайд 14

    Спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым

    Судьба русского народа.

    • По мнению Павла Петровича, русский народ патриархален и религиозен; его главным завоеванием является крестьянская община, поэтому все нововведения принесут ему только вред.
    • Базаров считает, что русский народ нельзя не презирать, но ратует за скорейшие изменения в его судьбе.
  • Слайд 15

    Что такое искусство, природа, любовь?

    • Базаров отрицает искусство, утверждает, что «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник»; считает любовь физической болью.
    • Павел Петрович придерживается традиционных взглядов: искусство для него – это творческая деятельность, природа – объект созерцания, а любовь – смысл жизни.
  • Слайд 16

    Старики-родители на могиле сына

    Родители Базарова хорошие люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. На примере семьи Базаровых И.С.Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох: между родителями и сыном есть любовь, уважение, но нет взаимопонимания.

    Слайд 17

    Заключение

    В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.

    Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своем романе «имел гордую цель во временном указать на вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идет о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Художественное своеобразие

    романа И.С.Тургенева

    "Отцы и дети"

    Слайд 2

    Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.

    Слайд 3

    Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

    История создания романа.

    Слайд 4

    В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».

    Слайд 5

    В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

    Общественно-исторический контекст

    Слайд 6

    Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

    КОМПОЗИЦИЯ

    Слайд 7

    Кольцевая композиция

    Марьино (усадьба Кирсановых)

    Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

    Никольское (имение Одинцовой)

    Слайд 8

    Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

    КОНФЛИКТ

    Слайд 9

    И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

    Речевая характеристика

    Слайд 10

    Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

    Что такое пейзаж в литературе?

    Слайд 12

    По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

    Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»

    Слайд 13

    «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

    Слайд 14

    Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

    Оценка романа в русской критике

    Слайд 15

    «Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

    Слайд 1

    И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» Автор: Поломошнова Т.А.
    Самым «нашумевшим» романом И.С.Тургенева (1818 – 1883г) явился роман «Отцы и дети» (1862г.). В критике появились отзывы: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Антонович назвал главного героя романа Евгения Базарова «карикатурой на молодое поколение».

    Слайд 2

    Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких материалистов, которые убеждали, что «не должно прислушиваться к опыту отцов, а должно верить только в круговорот химического вещества и физиологию…». Тургенев создал молодого героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе абсолютно все, и отвергающего опыт поколений, душу, чувства, искусство, авторитеты. Нигилист – разрушитель Базаров верит только в «материю и силу».

    Слайд 3

    Трагический характер конфликта в романе
    Нигилист- материалист Евгений Базаров противопоставлен консерватору и романтической натуре – Николаю Петровичу Кирсанову. Но главным его оппонентом является эстет и аристократ Павел Петрович. Идейные разногласия поколений усилены разногласиями семейными. Столкновения сына, Аркадия Кирсанова, и его отца Николая Петровича постепенно уступают место жизненным нормам и взаимоуважению.

    Слайд 4

    Либерал Павел Петрович Кирсанов говорит о необходимости следовать нормам и верить авторитетам, упрекает Базарова в презрении к простому народу. Базаров утверждает, что «народ заслуживает презрения», а «химик полезнее всякого поэта и философа». Но в Базарове есть и привлекательные стороны: привычка к труду и целеустремленность. Для Кирсанова важны принципы и вера, для Базарова – разрушение авторитетов и принципов. Это крайние позиции, ускользающие от истины.

    Слайд 5

    В романе представлен мир на грани социальной катастрофы: натянутые отношения между господами и слугами, разухабистые мужички, едущие в город пьянствовать, крепостническое запустение, бедные деревни. «Преобразования необходимы», - думает Аркадий Кирсанов, но не знает, как их исполнить. Евгений же убежден, что он знает: все сжечь и построить новое.

    Слайд 6

    Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний. Виновницей душевных терзаний Базарова становится Анна Сергеевна Одинцова. Любовь к Одинцовой раскалывает Базарова: одна половина его души не признает романтические чувства, другая – страстно и сильно любит. Одинцова – красивая и сильная женщина. Её красота своенравна и неуступчива. Страсть Базарова пугает Анну, как пожар или наводнение.

    Слайд 7

    Параллельно истории Базарова и Анны развертывается в романе история сближения Аркадия с Катей Одинцовой. Это история о дружбе, постепенно перерастающей в чистую и нежную любовь. Базаров всегда укорял Аркадия в «излишней», по его мнению, доброте: «Ты нежная душа, размазня…». Но именно Аркадий обретает взаимную любовь, семейное счастье, у него рождается сын. Базаров же глубоко несчастен и одинок.

    Слайд 8

    Базаров говорит, что любит своих родителей, но редко навещает их, скучает в отчем доме, всем недоволен… Слуга Базаровых Тимофеич упрекает Евгения: «Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». Заразившись при вскрытии трупа, Базаров теряет свою уверенность и самообладание, спрашивает себя: «Нужен ли я России?» И сам отвечает: «Нет, видно, не нужен…»

    Слайд 9

    В финале романа жизнь входит в будничное русло: Николай Петрович женится на простолюдинке Фенечке. Аркадий Кирсанов – на Кате Одинцовой. Анна Сергеевна тоже выходит замуж «не по любви, а по убеждению». По мысли Тургенева, никогда человек человек не может смириться с бездуховностью и отрицанием жизненных ценностей, он верит во всесилие преданной любви.

    Слайд 10

    С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает. С его смертью словно «осиротела жизнь». Как сироты приходят родители на могилку сына. Осиротел и Павел Петрович Кирсанов, уехав за границу: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь к стене, он задумывается, горько стиснув губы…» Тургенев «наказывает» своих героев, но и сочувствует им.

    Слайд 11

    «Отцы и дети» в русской критике
    «Когда Базаров заболевает, жизнь, его окружающая, становится напряженнее… Могила Базарова озарена светом и миром…Базаров отворачивается от природы, не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красе…» (Н.Н.Страхов) «Герой – торжествующий нигилист. Он остается верен себе до последней минуты…» (Д. Писарев) «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют:- зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?» (И.С.Тургенев)



  •