Где сейчас работает начо дуато. «В облике абсолютно счастливого человека есть нечто неэстетичное

Для современного танца я считаюсь слишком классическим, для классиков слишком современным Начо Дуато

Мастер бессюжетных коротких балетов Начо Дуато после трех лет работы в Петербурге признается, что вновь подружился с классикой, не любит, когда его называют "современным" хореографом и обещает до переезда в Берлин поставить в Михайловском театре нового "Щелкунчика".

"Я классик, когда делаю классический балет, как, например, "Спящая красавица", или более современный хореограф, когда ставлю одноактные балеты. Хотя да, это правда, мне ближе абстрактные балеты и меньший формат. Можно поставить "Жизель" свежо и по-новому, а можно поставить что-то "современное", но из него будет песок сыпаться", - объясняет Дуато.

Начо Дуато показывает в Лондоне "новое лицо" Санкт-Петербургского Михайловского театра. Лондонская национальная опера видит Дуато в последний раз в качестве руководителя петербурской балетной труппы: в следующем году маэстро уходит из Михайловского и переезжает в Берлин, где возглавит объединенную труппу государственного балета Staatsballett.

Для него приезд в Лондон примечателен еще и тем, что именно в Лондоне он начал танцевать - в 18 лет в Rambert School.

"У меня совершенно не было денег, приходилось подрабатывать в "Макдоналдсе", потом официантом в баре Food and Wine, спать в ночлежках, вспоминает Начо. - Спустя несколько лет я вернулся в Лондон танцором Cullberg Ballet и позднее приезжал в качестве руководителя Испанской балетной труппы. Жизнь абсолютно непредсказуемая штука".

"Я очень горжусь тем, что приехал сюда с Михайловским балетом. Лондонская публика знает и любит наших танцоров, приглашенных танцоров. Наталья Осипова, Иван Васильев, Олеся Новикова, Леонид Сарафанов, Полина Семионова, Денис Матвиенко - она ждет и любит их. Но, мне кажется, именно сейчас, они увидели не только отдельных танцоров, а весь театр, как нечто целое. Весь театр - сейчас звезда".

Первый иностранец за 100 лет

Два с половиной года назад балетный мир взорвала новость о назначении испанского хореографа на пост главного художественного руководителя одного из старейших театров Петербурга.

Перед Дуато, танцевавшим в труппе Иржи Килиана в Нидерландах, которого Начо до сих пор считает самым лучшим современным хореографом, стояла задача осовременить и вдохнуть новую жизнь в петербургский театр и вывести его из тени всемирно известной Мариинки.

Михайловский открыл дверь, ведущую в новое. И мне кажется, это очень хорошо. Мы немного взбудоражили культурную жизнь, хотя бы тем фактом, что театром впервые за 103 года руководил иностранец

Пригласил известного испанца Владимир Кехман, возглавивший Михайловский театр в 2007 году в качестве гендиректора. Кехман также был совладельцем крупнейшего импортера бананов в Россию - группы JFC, которая недавно была признана банкротом.

Согласившись в январе 2011 года возглавить Михайловский, Дуато не ждал быстрых перемен и не стремился к ним. Как он признает сейчас, у него "не было цели взять и перевернуть все с ног на голову. Нужно двигаться постепенно".

Он не стал увольнять танцоров и не стал ничего кардинально менять.

"Первые три года ты принюхиваешься, присматриваешься, - говорит Дуато, признавая, что можно судить о переменах в театре лишь через несколько лет. - Я увидел перемены в испанском театре после 10 лет работы. Когда я пришел в Михайловский, я сказал Кехману: может быть с этим театром перемены будут видны и раньше, лет через пять-шесть".

"Это же не фабрика, ты работаешь с живыми людьми и их чувствами, с публикой".

Так или иначе, Начо Дуато - первый после француза Мариуса Петипа иностранный хореограф, руководивший российской балетной труппой.

"Мы показали им новое лицо Михайловского театра. Михайловский открыл дверь, ведущую в новое. И мне кажется, это очень хорошо. Мы немного взбудоражили культурную жизнь, хотя бы даже тем фактом, что театром впервые за 103 года руководил иностранец. И публика отнеслась к тому, что мы делали, очень хорошо".

Он пришел к выводу, что подобная совместная работа возможна. Надо только захотеть меняться. А публика, по его словам, уже готова.

Правообладатель иллюстрации The Mikhailovsky Theatre Image caption Михайловский театр на гастролях в Лондоне до воскресенья, 7 апреля. www.eno.org

"Балет не стоит на месте, он развивается и меняется. Не нужно думать, что публика хочет видеть только древнюю классику. Никто не держит балетов столетней давности".

"Танцоры молодые, они хотят пробовать нечто новое, разное, другое. Им понравились мои движения, моя работа, подход, отношение к публике и они хотят продолжать в этом духе. И если они не найдут это в данном театре, они будут пробовать в других местах".

Дуато подарил танцорам Михайловского новые движения и постарался научить их своему хореографическому языку, а взамен вновь "подружился" с классическим балетом.

"До Михайловского я никогда не ставил классические балеты. Я взялся за "Спящую красавицу", потому что меня попросил об этом Кехман. Но я хотел сделать ее по-моему, моим хореографическим языком. Я не хотел копировать ни Петипа, ни кого-то другого. И мне очень понравилось работать над классическим балетом, говорить на классическом танцевальном языке. Балерины танцуют на пуантах, это балет, где есть сюжет. Я следую за музыкой".

Сам Начо Дуато не любит, когда его называют "современным хореографом". "Нельзя точно сказать, когда кончается классика, начинается неоклассика или модерн. Есть три этапа, ты волен делать, что хочешь", - говорит хореограф.

Хореографическое НКО

Прививать новое отношение к современности нужно с младых ногтей, уверен Дуато. В России молодые хореографы, желающие работать в этой сфере, пока не получают должной поддержки, признает он.

Мне повезло работать с выдающимися танцорами современности. Я никогда не забуду этого ощущения, когда я первый раз репетировал со Светланой Захаровой. Такое чувство, как будто перед тобой Дева Мария. Это незабываемо

"Поэтому я считаю очень важным работу с детьми, юными танцорами. И я надеюсь мое сотрудничество с балетной школой Вагановой продолжится. Я преподаю и в других балетных школах, Австралии, Мадриде, Париже, Новой Зеландии, во многих странах".

Он называет это в шутку своей "некоммерческой организацией "Хореографы без границ"". "Я репетирую с ними, если получается поехать, я отправляю моих ассистентов и бесплатно предлагаю им мои балеты".

Когда Дуато подписывал контракт с Михайловским, то, по собственному признанию, думал, что это на всю жизнь. "Но вот мне предложили нечто новое, и я согласился".

"Сейчас после 20 лет работы в Испании, трех лет в Петербурге, я готов к Берлину. Я готов быть в центре Европы и руководить там балетной труппой. Я думал, что в моем возрасте мне больше никто не прдложит руководить балетной труппой. Но только за время моей работы в Михайловском мне поступило пять предложений. А Берлин зовет меня уже в третий раз. Я просто не мог не согласиться", - говорит 56-летний Дуато, которого называют одним из самых востребованных хореографов.

В Берлине у Дуато почти готово расписание постановок до 2016 года из расчета пять премьер в год. "У меня уже есть даты, время и в каком именно театре будет поставлен балет".

Впереди еще несколько месяцев работы в Петербурге, где хореограф планирует новые премьеры в апреле и мае. Завершить работу в театре Дуато планирует новой постановкой "Щелкунчика", а в будущем обещает приезжать время от времени в качестве хореографа.

Россия постепенно открывается

Одиночка и интроверт Дуато говорит, что сохранит в памяти огромный город с пустыми улицами. "Я люблю проводить время один, я не очень общительный человек. В Петербурге я был еще более одинок. Но это полезно".

Правообладатель иллюстрации The Mikhailovsky Theatre Image caption По словам Дуато, танцорам Михайловского театра понравился его хореографический язык

"Мне повезло работать с выдающимися танцорами современности. Я никогда не забуду ощущения, когда я первый раз репетировал со Светланой Захаровой. Такое чувство, как будто перед тобой (а я не католик) Дева Мария. Это незабываемо. Это же ощущение возникает, когда работаешь с Натальей Осиповой, Леонидом Сарафановым, - одними из лучших танцоров современности".

Конечно, говорит Дуато, он понимает, что "театру, который хочет ставить классические произведения, необходимы громкие имена - никто не сможет смотреть длинные балеты, если у тебя нет в запасе красивых солистов и прим".

"Российские танцовщики более закрытые, относятся к тебе немного отстраненно. Это похоже и на саму страну. Россия все еще закрытая страна, ей немного нужно открыться. Медленно, но это постепенно происходит".

Недавний скандал с нападением на худрука Большого Сергея Филина не должен отпугнуть зарубежных хореографов, уверен Дуато. Это единичный случай, который никак не отражает того, что происходит в балетном мире, говорит он.

"Мы знаем о худших вещах, которые происходят в политике, в бизнесе, где люди просто исчезают. Этот случай [в Большом театре] не часть мира балета. Балетный мир - совершенно не тот, который показан в глупом фильме "Черный лебедь", который я даже не хочу смотреть. Большой - это очень красивый и чудесный театр. А тот, кто совершил этот поступок - просто сумасшедший, и место ему в сумасшедшем доме".

Начо Дуато родился в 1957 году в семье губернатора Валенсии. Кроме него у родителей было еще 8 детей, из которых шестеро девочек занимались любительскими танцами. Отец Начо ничего не хотел слышать о танцевальном образовании для сына. Впрочем, во франкистской Испании система преподавания классического танца и не была налажена. В 16 лет, избавившись от родительской опеки, Дуато подрабатывал танцовщиком в музыкальных комедиях, мюзиклах и шоу, таких как «Gospel», «Волосы», «Шоу ужасов Рокки Хоррора».

В 18 лет поступил в лондонскую Школу Мари Рамбер, сильнейшую в Европе в плане постижения modern dance. Быстро ощутил необходимость в классической балетной подпитке и через 2 года переехал в Брюссель, чтобы продолжить обучение в бежаровской школе «Мудра». Во время его учебы в брюссельском театре La Monnaie выступали труппы Луи Фалько, Дженифер Маллер и Лара Любовича. Увлекшись американским модерном, Дуато отправляется в Нью-Йорк в Школу Американского театра танца Элвина Эйли. После окончания учебы он не смог остаться работать в Америке, так как у него не было карты резидента.

Возвратившись в Европу, свой первый профессиональный контракт подписал в 1980 со стокгольмским «Кульберг-балетом». А через год его приглашает в Нидерландский театр танца (NDT) Иржи Килиан. Как танцовщик Дуато участвует во всех проектах театра. Килиан ставит на него «Историю солдата» Стравинского и подталкивает молодого артиста, как до этого поступал с любым своим танцовщиком, в котором видел искру таланта, к созданию хореографии. Дуато открыто признается во всех интервью, что собственную креативность он осознал в полной мере только когда оказался в особой атмосфере гаагского театра при Килиане.

В 1983 Дуато сочиняет номер «Огражденный сад» (Jardi Tancat) для Международного хореографического конкурса в Кельне и получает за него приз. Критики зафиксировали момент рождения нового хореографа с оригинальным стилем. Их поразил не пластический рисунок сам по себе (хореография во многом вторичная, похожая на Эка и Килиана), а его сплав с испанской музыкой и фольклором. Дуато тогда использовал песни с диска «Jardi Tancat» популярной исполнительницы Марии дель Мар Бонет, которая переложила на музыку стихотворения каталонских поэтов. Многократные записи номера выложены в интернете, и сам Дуато не имеет ничего против этого. Редкий случай, когда о хореографе с первой работы можно сказать, что он состоялся в профессии. У этой работы недетский почерк, в ней есть все, что определит стиль раннего Дуато – фольклорная певучесть, незримое присутствие природы, отсутствие напряжения и агрессии в самом танце, точное совпадение эмоции слова, стиха и эмоции движения, какое-то необыкновенное сглаживание углов при смене ритма.

В сотрудничестве с художником Вальтером Ноббе Дуато сочиняет 12 балетов для NDT, в том числе и перенесенный в Михайловский театр «Duende» (1991). В 1988 он становится постоянным хореографом в этом театре вместе с Килианом и Хансом ван Маненом.

В 1990 Дуато возвращается в Испанию, чтобы возглавить Национальный театр танца, созданный в 1979 Виктором Ульяте. На посту он пребывал 20 лет – вплоть до июня 2010. С его приходом начался новый этап истории этой труппы. Дуато полностью поменял репертуар, наотрез отказавшись от классики. Он перенес сюда все свои старые работы, создал много новых, и регулярно приглашал на постановки старших товарищей по цеху – Эка, Килиана, Форсайта. Его серьезно критиковали за уничтожение классического репертуара, едва собранного по крохам усилиями предыдущих худруков, в число которых входила и Майя Плисецкая. Но Дуато был уверен в себе и в необходимости создать такое направление танца, которое могло бы быть идентифицировано как очень современное и, главное, чисто испанское. Он заявил тогда, что «танец в Испании так и не будет существовать, если только мы его не создадим здесь и сейчас на базе того, кем мы являемся сегодня - с нашими проблемами и нашей чувствительностью».

Дуато продолжал ставить спектакли и в других театрах. Так его эпохальный балет «Без слов» (1998) на музыку Шуберта и «Remanso» (1997) на музыку Гранадоса достались сначала Американскому балетному театру. В 1999 «Remanso» попало в Гамбург к Ноймайеру, который не мог пройти мимо хореографа, оцененного его друзьями Эком и Киланом, чьим вкусам он однозначно доверял.

В 1998 Дуато поставил свой первый двухактный балет «Ромео и Джульетта», сделав его максимально абстрактным.

Коренной перелом в творчестве хореографа наступил, когда ему заказали балет к юбилею Баха в Ваймаре. Фольклорно-растительный стиль уступил место совсем иным материям. Не сильно изменились пластика и рисунок танца, но подход к балету у Дуато стал качественно другим. За сложным и наукообразным названием «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты» скрывался и тонкий юмор по поводу серьезности господина Баха и искренняя почтительность к патриарху немецкой музыки, и толковый рассказ о том, что он - Бах, собственно, привнес в музыку. За этот спектакль Дуато получил приз «Бенуа де ля данс» в 2000 году.

Конец 90-х и начало 2000-х прошли у Дуато под знаком подношений большим композиторам. Так «Многогранность» коррелирует с чуть более ранней работой - «Без слов» и поздней - «Арканджело» (2000). В первой правит Бах, во второй – Шуберт, в третьей – Корелли и Скарлатти.

Знаковой работой 2000-х стала «Белая тьма» (2001). Исследователи творчества хореографа классифицируют ее (и еще балет 2002 - «Кастраты») как редкий тип социального спектакля у Дуато. Он поставил его в память о сестре, погибшей от передозировки наркотиками. Особенностью социальной темы стала ее максимальная завуалированность, ненавязчивость.

В январе 2011 Дуато стал худруком балетной трупы Михайловского театра, для которой поставил в общей сложности 10 балетов – 5 оригинальных и 5 перенесенных:

2011

Nunc demittis на музыку А. Пярта и Д. Азагра (новый балет), в один вечер с «Duende» на музыку К. Дебюсси и «Без слов» Ф. Шуберта

«Прелюдия» на музыку Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена и Б. Бриттена (новый балет)

«Спящая красавица» П. Чайковского (новый балет)

2012

«Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку И. С. Баха

«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева

2013

«Невидимое» (Invisible) на музыку А. Пануфника (новый балет), вместе с «Na Floresta»

«Щелкунчик» П. Чайковского (новый балет)

Другие постановки Н. Дуато в России: «Na Floresta» на музыку Э. Вила-Лобоса и В. Тисо и «За вас приемлю смерть» на музыку испанских мадригалов XV-XVI вв. (2009 и 2011, МАМТ); «Мадригал» для АРБ (2011); «Cor perdut» на музыку М. дель Мар Бонет (номер для Светланы Захаровой, 2011); «L’amoroso» на музыку венецианских и неаполитанских композиторов (МГАХ, 2013)

В январе 2014 Дуато покинул свой пост худрука балета Михайловского театра, чтобы занять аналогичную позицию в Берлинском государственном балете. Ориентировочно он возглавит берлинскую труппу, начиная со следующего сезона (2014/2015)

Подготовила Екатерина Беляева

Какие цели вы поставили перед труппой? Какой она будет через три года или через пять лет?

Не нужно ставить или формулировать определенные цели, нужно уметь прислушаться к труппе, понять, каков ее внутренний настрой, и двигаться медленно и постепенно. Мы ежедневно проделываем огромную работу, выкладываемся полностью - все мы. Я не полководец, который идет впереди, указывая, куда двигаться остальным. Я не тащу труппу за собой, а потихоньку подталкиваю сзади, направляя ее движение. Дело совсем не в том, чего бы хотел я, - я должен чувствовать, чего хочет труппа, публика, чего хочет Петербург. Изменения могут казаться очень постепенными, но через пять или шесть лет, оглянувшись на пройденный путь, мы убедимся, что поменялось все.

Вы в первую очередь художник или глава балетной компании, который отвечает за ее репутацию?

В душе я прежде всего танцовщик, потом хореограф, потом директор. А в жизни получается наоборот: в первую очередь я руководитель, затем хореограф, затем танцовщик. В течение двадцати лет я был директором балетной компании в Испании, здесь еще сложнее: труппа больше, и она должна сочетать в своем репертуаре классический и современный танец. Это непросто - быть хореографом и директором. К счастью, мы все объединены любовью к искусству, даже те, кто не выходит на сцену. Администрация, сотрудники постановочной части или костюмеры - мы все преданы балету.

«Изменения могут казаться очень постепенными, но через пять-шесть лет в труппе поменяется все».

Похожа ли труппа на большую семью или на эффективное про- изводство?

Театральные работники часто говорят про себя: «Мы одна семья», и это недалеко от истины. В бизнес-корпорациях служащие могут никогда не видеть директора или видеть его один раз в год, а мы очень близки с танцовщиками, проводим вместе гораздо больше времени, чем сотрудники любой фабрики. Я фактически принадлежу труппе.

Петербургскую балетную публику принято считать излишне рафинированной и холодной. Что вы о ней думаете?

Здешняя публика не кажется мне такой уж сложной. Балет в Петербурге любят, и все мои работы были приняты очень хорошо, начиная с Nunc Dimittis, «Без слов», «Дуэнде» и «Прелюдии», продолжая«Спящей красавицей» и совсем недавней постановкой «Многогранность» на музыку Баха. Те, кто привержен только традиционной классике, мне кажется, составляют очень небольшую часть балетной аудитории. Не исключаю, что и в классическом багаже Михайловского театра будут изменения, но их следует производить осторожно и деликатно.

Где вас можно встретить в Петербурге помимо театра?

У меня только один свободный день в неделю, и приехал я сюда не ради частной жизни, а чтобы работать. Гуляю, иногда заглядываю в кафе, люблю купить что-нибудь для дома. Больше всего в жизни я ценю возможность видеть, ощущать и пробовать новое. И Петербург дает мне такую возможность.

Начо Дуато, надо полагать, показал в Петербурге предпоследнюю премьеру. Осенью будет "Щелкунчик", и последнее окно в Европу - вместе с последним глотком свежего воздуха в петербургском балете - закроется. Программа из трех балетов производит удивительно свежее впечатление - на фоне того "гроба с музыкой", который мы видим на прочих балетных представлениях.
Первым показали балет "В лесу" (Na floresta) - балет блестящий и немного знакомый петербуржцам: его исполнила на сцене Михайловского труппа московского театра Станиславского незадолго до назначения Дуато главным балетмейстером. Второй просмотр оставил еще более сильное впечатление. То ли артисты танцевали лучше, то ли я смотрел внимательнее. Раскованность и простота движений создают удивительное ощущение внутренней свободы. Плетение лиан из тел артистов и легкий фовистический колорит, начинающийся декорацией и продолжающийся в музыке Вилла-Лобоса, как бы погружают зрителя в джунгли и растворяют в них - и мы действительно можем испытать толстовско-экологическое растворение в природе. К этому надо добавить традиционное для Дуато следование музыке, наложение движения на музыкальный рисунок, благодаря чему его балеты получают внутренний объем и музыкальность жеста.
Во втором отделении была "Прелюдия" - балет, специально поставленный для Михайловского театра два года назад. Писать о нем уже приходилось (), но скажу вновь: великолепно стилизованный и музыкально аранжированный классический танец обретает в нем поэтику намеков и очень русских по духу указаний в беспредельное. К сожалению, "Прелюдия" так и остается прелюдией. Большого русского балета, который мы так ждали, испанский хореограф, вероятно, уже в Петербурге не создаст. Не исключаю, что "Прелюдия" так и останется лучшим балетом Дуато петербургского периода.
Третий балет - Invisible (Невидимое) на музыку Анджея Пануфника - третий русский балет Дуато, главное событие вечера - снова удивил публику: такого Дуато мы еще не видели. Можно полагать, что это реакция на столетие "Весны священной" и одновременно - погружение в сложную душу соотечественников Достоевского и Ленина (впрочем, сам Дуато говорил совершенно о другом). Главная героиня балета, если так можно выразиться, награждена совершенно чудовищной хореографией: местами это огромная мокрица (в соответствующего цвета костюме), местами в русской традиции так изображают Лихо Одноглазое, ведьм и кикимор. Рядом с героиней шесть танцующих пар, которые ее не замечают, но на которые она оказывает странное влияние. Вероятно, Дуато не слишком читал Достоевского, но что-то - феномен двойничества, например, или свидригайловско-ставрогинских призраков - почувствовал, живя в России и Петербурге. Это радует: значит, живет в наших жилах темная вода петербургской Леты-Невы, только мы давно перестали ее замечать. Концовка балета показалась затянутой, но это свойство хореографии Дуато: идя за музыкой, он не всегда готов резать музыку по живому.
Из исполнителей следует отметить Сабину Яппарову и "В лесу" и в "Прелюдии", Леонида Сарафанова, очень разного в "Прелюдии" и в "Невидимом", и Ирину Перрен, исполнившую главную партию в "Невидимом" так чудовищно, что показалась Екатериной Борченко.
Ностальгический колорит характеризовал всю эту весеннюю премьеру. Балетом "Невидимое" мы, возможно, хоронили недолговечный балет Михайловского театра: без знаменитого хореографа, без Осиповой-Васильева петербургский сезон превратится в нечто блекло-невидимое. А все-таки жаль, что в России все зависит от денежного мешка. Стоит ему прохудиться, в образовавшуюся дыру тут же утекает все самое лучшее - и ничего не поделаешь.

На прошлой неделе художественный руководитель Государственного балета Берлина Начо Дуато подал правящему бургомистру города заявление о досрочном уходе с должности. Один из лучших хореографов мира покидает пост руководителя самого большого танцевального классического ансамбля Германии, который он возглавлял с 2014 года. Конфликт в столичном балете уже несколько лет давал поводы газетчикам пополнить список сенсационных статей, лишая артистов возможности нормально работать.

Хроника событий и действующие лица

2004 - из балетных трупп трех оперных театров Берлина создается единый танцевальный коллектив, его главой назначается Владимир Малахов , танцор и директор балета Государственной оперы. Несмотря на все трудности, связанные с объединением, Государственный балет Берлина под руководством Малахова становится одним из ведущих европейских классических балетных коллективов.

2014 - министерство культуры Берлина отказывается от продления контракта с Малаховым и назначает директором труппы испанского хореографа и театрального художника Начо Дуато (Nacho Duato), работавшего в то время в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Начо Дуато - представитель школы современной классики, долго работавший в лучшем ансамбле планеты этого направления - Нидерландском театре танца (NDT). Видимо, руководство решило, что авангардному Берлину не к лицу иметь чисто классический балетный ансамбль, и попыталось «осовременить» стилистику театра с помощью Дуато. В Госбалет Берлина испанского балетмейстера приглашали работать неоднократно. В конце концов он согласился.

2015 - Дуато непросто освоиться в новом, не слишком доброжелательно настроенном к нему, коллективе. Но вскоре ему удается увлечь танцоров своей концепцией. Он ставит с ними три своих старых балета, привезенных им из других театров. У Госбалета начинает меняться и состав публики. Приверженцы традиционной классики покидают залы, им взамен приходит более молодой и неформальный зритель. На начальном этапе количество посетителей снижается. За это на хореографа с неистовством обрушивается пресса, странным образом выбирая статистику посещений самых успешных лет театра и сравнивая ее с количеством посещений в первые месяцы работы нового хореографа.

Начо Дуато на репетиции. Фото: Fernando Marcos

Четвертая власть

Официальная пресса не делает скидки и на то, что начало работы Дуато совпало с волной забастовок артистов театра за повышение гонораров. Артисты бойкотировали спектакли. Дуато в споре о повышении ставок встал на сторону своих подопечных. Этот факт власти и пресса также посчитали ошибкой руководителя театра.

Работа Начо Дуато подвергается повальной и малообоснованной критике. Некоторые газетные выдержки тех дней:

«Его как будто нет: ни ментально, ни физически. У него нет своего видения, нет идеи. Едва он только начал работать в Государственном балете, со всех сторон уже слышен вопрос: «Сколько Берлину его еще терпеть?»

(Welt, 09.09.2015)

«Лицо скрипача, играющего Баха - не напади охота подурачиться для смеха, - побагровело бы от гнева, увидь он, что смычки можно использовать для фехтования. А Дуато, вы не поверите, действительно пришла в голову эта бредовая идея!»

(Der Freitag, 15.03.2015)

«Его музыкальный подход остается неясным. Хореография хотя и точно попадает в такт, но не несет в себе силы».

(Tagesspiegel, 14.02.2015)

Балет «Многообразие. Формы тишины и пустоты » (Vielfältigkeit. Formen von Stille und Leere) в постановке Начо Дуато. Фото: Fernando Marcos

Сравним эту оценку музыкальности Начо Дуато с мнением других специалистов:

«Для меня Начо - чародей. Он играет партитуру телами танцоров. Вы можете слышать музыку глазами».

Вей Ванг (Wei Wang), артист Государственного балета Берлина · видео

«Дуато ставит движение не просто на музыку, а он слышит, как звучит нота, и под эту ноту так же звучно ставит тело. И тело начинает звучать».

Андрей Кулигин, директор балетной труппы Михайловского театра
(в интервью для ТК «Культура», 2011 г.) · видео

Немецкая пресса не упустила возможности поиронизировать над работой Дуато в России:

«Покорно подчиняясь судьбе, Дуато принимает предложение одного русского „бананового“ олигарха возглавить балетную труппу Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 2011 году он дебютирует там со „Спящей красавицей“. Он, страдающий бессонницей чужестранец, по ночам снимает себя на видео на свой мобильный, на репетициях, как Ив Сен-Лоран, поблескивает строгим взглядом из-под очков, стоя рядом с розовощеким олигархом».

(Tagesspiegel, 14.02.2015)

Газета Welt, публикуя в материале о Дуато его фотографию, не просто подписывает под ней его имя, а формулирует следующим образом: «Вот так он выглядит, берлинский директор Государственного балета Начо Дуато».

Начо Дуато. Фото: Costas

Дуато ругают за то, за что других хвалят. Таких, например, других, как будущий директор Госбалета Берлина. Ее имя уже известно, это популярный немецкий хореограф Саша Вальц (Sasha Waltz).

Дуато упрекают в излишнем «модернизме» и новаторстве, от Саши Вальц ожидают смелых экспериментов. Дуато осуждают за то, что он посвятил себя работе в Берлине не полностью, а остался в Санкт-Петербурге приглашенным хореографом. Саше Вальц ставят в заслугу, что она, когда возглавит Госбалет, будет продолжать параллельно руководить своей собственной танцевальной труппой Sasha Waltz & Guests.

Подобная критика работы Начо Дуато имеет мало общего с профессиональной журналистикой. Она больше напоминает травлю.

И грянул гром

2016 - в сентябре глава города Михаэль Мюллер (Michael Müller) сообщил в прессе, что в 2019 году на пост директора Государственного балета Берлина будут назначены два человека: вышеупомянутая Саша Вальц и нынешний руководитель балетной труппы Королевской оперы в Стокгольме Йоханнес Эман (Johannes Öhman). За три года до истечения срока контракта действующего директора труппы власть имущие решили выразить ему свое «фи» и сообщить о своей уверенности: что бы он ни совершил за грядущие три года, они уже точно убеждены - в его работе больше нуждаться не будут.

Саша Вальц. Фото: Sebastian Bolesch

Демократия и перестройка

Решение было принято без каких-либо переговоров с артистами и руководством балетной труппы. Танцоры выступили с протестами против решения правящего бургомистра, инициировали петицию в интернете «Спасите Государственный балет Берлина!» (о чем мы уже ). Дело в том, что они считают Вальц и Эмана персонами, не соответствующими требованиям, предъявляемым к руководителю театра такого масштаба.

Йоханнес Эман - своего рода «темная лошадка», малоизвестный и ничем особенным себя на международном уровне не зарекомендовавший театральный деятель и танцор, Саша Вальц - интересный хореограф, но, говоря педагогическим языком, она - прекрасный директор школы. А возглавлять Госбалет Берлина - это значит руководить университетом.

При правлении предыдущего бургомистра, Клауса Воверайта (Klaus Wowereit), она и ее труппа не были обласканы любовью власти. Несколько лет назад градоначальники даже отказали ей в дополнительном финансировании, что поставило под угрозу само существование ее театра.

Балет «Спящая красавица» (Dornröschen) в постановке Начо Дуато. Фото: Yan Revazov

Для балета Берлина кандидатура Саши Вальц предлагалась и три года назад, на смену Владимиру Малахову. Воверайт отклонил это предложение в пользу Дуато. При новом руководстве города Саше Вальц, кажется, удастся достичь желаемой цели и возглавить главный балетный коллектив страны.

Коллектив же до сих пор настроен против нее еще и потому, что она - представительница так называемого «Театра танца» (Tanztheater), не прошедшая классическую школу. «Театр танца» призван по определению отвергать традиции классического балета. Отвергать то, символом чего является Госбалет Берлина, в чем его сила и потенциал. Классический балет и «Театр танца» - это два разных направления, с разными принципами, разными подготовками танцоров, разным опытом.

Но какой бы ни была перспектива Госбалета Берлина, артисты хотели бы быть информированы о характере надвигающихся перемен. К сожалению, ни Саша Вальц, ни городские власти не отвечают на протесты, просьбы и обращения артистов ни единой строчкой.

Подобную политику правительство Берлина уже провело в драматическом театре . В нем в этом году, проигнорировав единогласные протесты коллектива, назначили нового художественного руководителя.

Но творческий процесс невозможен в рамках произвола со стороны чиновников! Первой жертвой, не выдержавшей насилия, стал балетмейстер Начо Дуато, другой, и главной, может стать весь коллектив берлинского балета, а с ним и город Берлин.

Фрагмент из балета «Спящая красавица» (Dornröschen) в постановке Начо Дуато

Прощальная гастроль артиста

Месяц назад состоялось прощальное выступление солиста берлинского балета Михаэля Банцхафа (Michael Banzhaf), танцевавшего в нем 19 лет. На вечере, в числе прочих, неуклюже и с некой (понятной, однако) неловкостью в голосе артиста поздравлял и чествовал руководитель отдела культуры администрации города Торстен Велерт (Torsten Wöhlert). Он, например, умудрился сказать следующее:

«Вы, Михаэль, в детстве хотели стать легкоатлетом. Легкая атлетика и балет - в них есть нечто общее. Но спасибо вам, что вы решили посвятить себя все-таки балету».

Неудивительно, что человек, не видящий большой разницы между балетом и легкой атлетикой, не замечает ее и между классическим балетом и «Театром танца». Вопрос только в том, имеет ли право такой человек руководить культурой в Берлине?

Сам Михаэль Банцхаф говорил красиво, искренне и проникновенно. В заключение своей прощальной речи он сказал:

«Уважаемая публика, у меня к вам одна просьба. Когда танцоры хотят взять слово и высказать свое мнение (а они делают это не так часто), послушайте их, пожалуйста!»

В зрительном зале поняли, что он имел в виду, понял это и господин Велерт. И, хочется надеяться, что в этот момент ему от стыда и смущения захотелось провалиться на месте. Но он не провалился, а браво отхлопал аплодисменты этого вечера в честь заслуженного артиста вместе со стоящими рядом с ним на сцене танцорами.

Одноактный балет Castrati из постановки DUATO | KYLIÁN | NAHARIN. Фото: Yan Revazo

Балетмейстер Начо Дуато, покидающий берлинскую сцену через год, при всей его неоднозначности, свойственной любой творческой личности, мог бы оставить в культуре Берлина заметный след, показать немецкому зрителю что-то иное, чего тот никогда не видел, к чему он не привык. Но из-за интриг и отсутствия коммуникации между властью и театром работать и творить с душой в создавшейся атмосфере стало уже невозможным.

Последние спектакли в постановке Дуато еще идут в Государственном балете Берлина. В апреле 2017 года должна состояться премьера его нового балета «Земля» (Erde), созданного специально для этого танцевального ансамбля и для берлинской публики. Спектакль посвящен проблемам конечности ресурсов нашей планеты и бездумного, ориентированного только на получение прибыли, отношения к ним человека. Так что у берлинцев и гостей столицы Германии еще есть недолгая возможность познакомиться с творчеством Начо Дуато воочию.

Артист Государственного балета Берлина Александр Абдукаримов в балете «Земля» (Erde). Фото: Yan Revazov