Дорожная карта угроз и открытий. Принесет ли пользу «Дорожная карта» по реставрации объектов культурного наследия Дорожная карта по ремонту объектов культурного наследия

Что еще раскопают в Москве в 2017 году и как это спасти

Константин Михайлов

После археологическо-благоустроительного блицкрига «Моей улицы» в марте 2017 года, когда открытиям, по московскому обыкновению, разной степени тяжести, самое время представить себе и читателям, что будет происходить на московских улицах и площадях в ближайшие месяцы.

В любом романе, где фигурируют закопанные в землю сокровища, обязательно присутствует их тайная карта, за которой охотятся действующие лица. Московский археологический роман не исключение. Мы тоже поохотились – и обрели. Причем отнюдь не в пещере, с факелом наперевес и мушкетным дулом у виска, а в кабинете Главного археолога Москвы Леонида Кондрашева . Времена меняются.


ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР

Сразу оговоримся, что карта ценных археологических объектов, которые, скорее всего, будут затронуты продолжением благоустроительных работ по программе «Моя улица» 2017 года, является не официальным, а рабочим документом. Впрочем, на картах капитана Флинта тоже не было печатей, а к сокровищам они приводили.

Публикуемый нами план, к сожалению, приходится считать заодно дорожной картой археологических угроз 2017 года, поскольку открытия в Москве XXI века делаются экскаваторами. На нем обозначены зоны благоустройства, а в них – археологические объекты, т.е. места практически неизбежных открытий.

Основным поражающим фактором «Моей улицы» является, конечно, не расширение тротуаров и плитка, а траншеи для коммуникаций и их узлы -«колодцы».


Поскольку снесенные в ХХ веке древности залегают на весьма небольшой глубине, повреждение их рабочими и строительной техникой практически неизбежно. При отсутствии, конечно, должного за ними контроля.

Конечно, подготовка к сезону-2017 была фундаментальнее, чем к предыдущему. Траншеи были по возможности отодвинуты от предполагаемых мест археологических памятников. «Стрелка», под эгидой которой разрабатывался проект благоустройства, была снабжена археологами подробными инструкциями, картами и схемами. Были выполнены, как требует закон, разделы проектной документации, обеспечивающие сохранность археологического наследия при хозяйственных работах. Разделы прошли, как требует закон, государственную историко-культурную экспертизу.


Однако на Новой площади, как все видели, без повреждений не обошлось.



Причин этому может быть несколько. Рабочие теоретически могут отклониться на местности от проекта, геоподосновы первой трети ХХ века могут не вполне соответствовать реальности, и подземные остатки оказываются не совсем там, где их ожидали увидеть проектанты и эксперты. В некоторых местах, как это ни странно звучит, трассы коммуникационных траншей проложены так, что они никак не могут обойти древности.

Но главной причиной угроз археологическому наследию, по нашему мнению, является тот простой факт, что при стремительном благоустройстве древнейших улиц Москвы археолог не руководит процессом, не имеет при необходимости дать команду «Стоп, машина!», потребовать изменить проект, провести траншею на метр левее или правее. Он может вести наблюдение, фиксировать и упрашивать строительных и прочих городских начальников приостановиться и не слишком усердствовать.


Но поскольку у «Моей улицы» свои приоритеты, четкий план, жесткий график – машина движется дальше, проутюживая древности не хуже танка. Все это мы , и в марте 2017-го на Новой площади. Что же надо сделать, чтобы не увидеть этого по всем прочим адресам?

ЛЕГЕНДА АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

Но сначала – собственно об адресах*.

Китайгородская крепость

На Старой площади, площади Варварских ворот, в Китайгородском проезде, Москворецкой набережной, куда вскоре дойдет «Моя улица», она неизбежно встретится с продолжением Китайгородской стены башнями . Если Многогранная башня, оказавшаяся во владениях президентской администрации, по-видимому, вне опасности, то башня Варварских ворот (ее цокольная часть видна в подземном переходе у метро «Китай-город») - в зоне риска.



Подземный массив башни размерами 16х18 метров уходит вглубь от поверхности площади на 6-8 метров; под землей сохранился нижний ярус со сводами. Кстати, в этой башне, согласно легенде, часто ночевал Василий Блаженный. Мемориальный, можно сказать, памятник.

В Китайгородском проезде, сразу за восстановленным в 1972 году участком крепостной стены, залегают под землей нижние части сразу двух башен крепости – снесенных в 1958 году Космодемьянских ворот и Угловой Москворецкой , а также прясла стены между ними.


Угол Китайского (ныне Китайгородского) проезда и Москворецкой набережной на фотографии первой трети ХХ века. В центре - Угловая Москворецкая башня Китай-города. Левее нее к Кремлю уходит вдоль набережной крепостная стена. Справа - Космодемьянская башня с заложенной воротной аркой

Космодемьянская башня, некогда выпускавшая за пределы крепости Великую улицу московского Посада, выступает из линии стены в сторону проезда более чем на 10 метров. Так что земляные работы неизбежно ее вскроют. Подземная часть Угловой Москворецкой башни размером 18х18 метров на углу проезда и набережной оказалась ныне на проезжей части, и до нее, скорее всего, не доберутся.

А вдоль всей Москворецкой набережной тянется под землей основание Китайгородской стены шестиметровой толщины. Примерно в середине набережной стена имела полукруглую ложную башню-«захаб» . Все это реставрировано в 1920-е годы и снесено в 1950-е. А в 2010-е имеет шанс показаться на поверхности.


Наконец, у выхода к набережной Москворецкой улицы, примерно напротив лестницы, ведущей на Москворецкий мост, стояли исчезнувшие еще в последней трети XVIII века Москворецкие ворота Китай-города . Нынешнему поколению москвичей они известны разве что по картине Аполлинария Васнецова. Это была могучая (23,5х9 метров) башня с двумя воротными проездами. Есть все основания полагать, что и ее нижняя часть сохраняется под землей на глубину до 5 метров.


В заключение этой части нужно сказать, что повреждение подземных частей крепости Китай-города экскаваторами или отбойными молотками – не просто досадное происшествие, а уголовное преступление, предусмотренное 243 статьей УК РФ. Потому что «Подземные конструкции и остатки укреплений Китай-города» - официально охраняемый государством объект культурного наследия федерального значения (поставлен на госохрану Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года).


Из материалов к разделу проекта по сохранению археологических объектов вокруг Зарядья

Великий посад

На Москворецкой улице (нынешний проезд между Москворецким мостом и Зарядьем) работами могут быть затронуты также остатки часовни Всемилостивого Спаса у Москворецких ворот , окончательно снесенной в 1960-е годы. Но еще интереснее, что в территорию благоустройства попадают старинные кварталы по обе стороны этой фактически исчезнувшей улицы, погибшие в 1930-1960-е гг. Здесь благоустроителям и археологам могут встретиться основания Мытного двора (XVII-XVIII вв.), Тиунской избы (XVII в.), Нижних Торговых рядов XVIII-XIX вв.


Москворецкая улица у выхода на Москворецкую набережную. Справа виден верх часовни Всемилостивого Спаса, слева - храм Николы Москворецкого. За часовней - Нижние Торговые ряды, за которыми прячется Мытный двор.

Не менее интересные находки ожидаются в районе пересечения Варварки с Рыбным переулком. Трасса средневековой улицы менялась, и под нынешней проезжей частью и тротуарами оказались остатки построек Гостиного двора и Ростовского подворья первой трети XVII века.

Наконец, на легендарном Варварском крестце (пересечение Варварки с Юшковым и Псковским переулками) под землей могут таиться остатки целого комплекса средневековых построек: церквей Иоанна Предтечи на Пяти улицах , Воскресения в Булгакове , Прилуцкого подворья , Булгаковской богадельни .


Белый город в Москве. Реконструкция М.П. Кудрявцева. На переднем плане - угол нынешних Соймоновского проезда и Пречистенской набережной

Крепость Белого города

Остатки другой средневековой крепости Москвы – Белого города – как и в 2016 году, вновь могут быть вскрыты благоустроителями. Поскольку в этом году «Моя улица» утюжит внешнюю сторону бульваров, ожидается, что затронуты работами могут только прясло крепостной стены на Хохловской площади и зоны двух башен – Пречистенских ворот на одноименной площади и Всехсвятской на Пречистенской набережной. Однако поскольку вся Пречистенская набережная попала в зону благоустройства - стена Белого города может быть вскрыта и здесь.

Храмы и монастыри

Благоустройство Лубянского проезда способно принести богатый урожай: здесь ожидается явление миру Гребневской церкви XVI-XVII вв. на углу Лубянской площади,


храма Спаса Преображения в Глинищах (1776-1802 гг.),


некрополя сохранившегося храма Георгия в Лучниках.

Наступление «Моей улицы» на север вдоль Большой Лубянки – Сретенки неизбежно встретится с храмом Введения в Псковичах на Большой Лубянке (XVI-XVIII вв., пустырь на углу с Кузнецким мостом),


Никольской церковью, трапезной и колокольней Сретенского монастыря (XVI-XVII вв.), сильно заступавшими за нынешнюю красную линию улицы,


храмом Спаса Преображения в Пушкарях XVII-XVIII вв. (Сретенка, 20),


некрополями сохранившихся храмов Успения в Печатниках и Троицы в Листах.

Тверская улица в Земляном городе и 1-я Тверская-Ямская, попавшие в программу благоустройства этого года, обещают встречу с остатками храмов Благовещения на Тверской XVII-XVIII вв. (Тверская, 25)


и Василия Неокесарийского на 1-й Тверской-Ямской (1816-1886 гг.), на углу Васильевской улицы.


На Пречистенской набережной в зону благоустройства попадают места храмов Похвалы Богородицы в Башмакове (1692)


и Всех Святых.

На Пречистенке – благоустройство может затронуть территории исчезнувших храмов Сошествия Святого духа у Пречистенских ворот (1699 – начало XIX в.),


Спаса на Божедомке (1694-1696),


Троицы в Зубове (1642).


Наконец на Баррикадной улице благоустройство доберется до храма Покрова в Кудрине (1713-1714).


Теоретически, разглядывая карту, можно предположить «проявление» на поверхности еще целого ряда исчезнувших с лица земли церковных и светских памятников Москвы, но в списках Мосгорнаследия они пока не значатся.

Зато там есть «утраченная историческая застройка» нечетной стороны Тверской и 1-й Тверской-Ямской улиц от Настасьинского переулка до Тверской заставы, 1-го, 2-го и 3-го Кадашевских переулков, Пречистенской набережной и всего Садового кольца. Не говоря уж о культурных слоях.

Вот такой неслабый фронт охраны археологического наследия.

ЧТО ДЕЛАТЬ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Мы сидели с Главным археологом Москвы Леонидом Кондрашевым над этой картой и над этими списками (пользуясь случаем, благодарю руководителей Мосгорнаследия за возможность с ними ознакомиться и читателей ознакомить). И говорили об алгоритме, который позволил бы предотвратить дальнейшие разрушения. Получалось на словах просто, а на деле сложно. Примерно так.

«Вы же знаете, когда благоустройство придет на ту или иную улицу, дойдет до конкретного объекта? – Да. Нам докладывают. – Значит, можно поставить у каждого объекта, их же не так много, дежурного археолога, вашего дозорного, нашего дозорного? - Конечно, наши люди и так на улицах дежурят. – А ведь Мосгорнаследие еще и в прошлом году создавало, можно ведь и ее привлечь к делу. – Да, можно. – Ну, хорошо, тогда так: как только что-то стоящее из-под земли показалось, и есть опасность разрушения или повреждения, дозорные звонят нам и вам, археологи смотрят – и останавливают работы, вы звоните вице-мэру Бирюкову, ведь вы можете?. – Мы - можем. Но достаточно и директору строительной компании, подрядчику, позвонить».

«Так я могу написать, - казенно спрашивал я, - что Мосгорнаследие разработало систему мер по оперативному предотвращению угроз археологическому наследию в ходе благоустройства?» - «Да, будем сохранять».

Вот я и пишу - да. И думаю при этом, как все это будет выглядеть на практике.

Работы по благоустройству, как свидетельствуют очевидцы, идут днем и ночью. Кто будет звонить ночью вице-мэру Петру Павловичу Бирюкову? А если днем он или директор строительной компании будет на совещании и не возьмет трубку? А если рабочий не послушается археолога, потому что ему нужно пройти за день столько-то метров траншеи, а не то накроется премия в квартал? А если дежурный не уследит за всей Тверской улицей?

Этих «если» так много, что в голове у меня возникает только один рецепт. Каждый рабочий, прораб, начальник участка и директор строительной компании-подрядчика должен знать: как только ковш экскаватора или отбойный молоток натыкается под землей на кирпичную кладку, свод, белокаменный блок, деревянную мостовую или что бы то ни было историческое – он обязан остановиться. Найти дежурного археолога – и дальше руководствоваться его указаниями. Невзирая на графики и задания. Нужно ждать день – ждать день. Неделю – неделю. Нужно изменить трассу траншеи, переместить «колодец» или столб освещения – перемещать, изменять. Без разговоров.

Даже если завтра День города, к которому здесь должно все блестеть.

Я даже знаю, как добиться воплощения этой археологической утопии. Нужно, чтобы им всем приказал так делать Петр Павлович Бирюков. А ему это должен приказать Сергей Семенович Собянин.

А вот как добиться этого – я не знаю.

Любители московской археологии, будьте бдительны. И эта карта - вам в помощь.

________________________

Иллюстрации: И. Кондратьев, pastvu.com, «Хранители Наследия»

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 6 февраля 2003 года N 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Краевой закон).

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе и в культурной сфере.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регулируются также Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


В соответствии с абзацем четвертым статьи 25 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статьей 50 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.


В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" одним из вопросов местного значения является сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории поселения или городского округа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

На основании вышеизложенного постановляю:

1. Утвердить:

1.1. План мероприятий ("дорожная карта") "Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Сочи, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, благоустройству и контролю за санитарным состоянием мест воинских захоронений" (2014 - 2018 гг.) (приложение N 1).

1.2. Список первоочередных объектов, подлежащих ремонтным работам в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Сочи, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (2014 - 2018 гг.) (приложение N 2).

2. Отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Сочи обеспечить исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия в городе Сочи, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (2014 - 2018 гг.) в установленные сроки в установленном действующим законодательством порядке.

3. Управлению информационных ресурсов администрации города Сочи (Змихновский) разместить настоящее Постановление на официальном сайте администрации города Сочи в сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы города Сочи И.В. Романец.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава города Сочи А.Н.ПАХОМОВ


Приложение N 1 к Постановлению администрации города Сочи от 12.02.2015 N 412


МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДЕ СОЧИ, ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, БЛАГОУСТРОЙСТВУ И КОНТРОЛЮ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ МЕСТ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ" (2014 - 2018 ГГ.)


Основные мероприятия

Результат

Ответственный исполнитель

Сроки исполнения

1. Разработка проектов зон охраны объектов историко-культурного наследия муниципального образования город-курорт Сочи. Утверждение в уполномоченном органе Краснодарского края. Формирование перечня утвержденных зон охраны объектов историко-культурного наследия муниципального образования город-курорт Сочи

Перечень зон охраны объектов культурного наследия муниципального образования город-курорт Сочи

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи;

управление культуры администрации города Сочи

По мере открытия лимитов бюджетных обязательств. Первоочередность определить для объектов историко-культурного наследия военной тематики периода 1941 - 1945 гг. с учетом формирования границ земельных участков

2. Составление перечня объектов культурного наследия и учета их в составе муниципального имущества города Сочи

Внесение дополнения в список муниципальной собственности

Администрации районов города Сочи; департамент имущественных отношений администрации города Сочи (в части внесения изменений в реестр объектов муниципальной собственности на основании сведений, представленных управлением культуры администрации города Сочи)

По мере введения в реестр муниципальной собственности

3. Внесение изменений в Генеральный план города Сочи, в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи в части отображения зон охраны объектов культурного наследия города Сочи

Акты выполненных работ

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи

По мере открытия лимитов бюджетных обязательств

4. Осуществление закупок товаров, работ, услуг, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности города Сочи

Акты выполненных работ

Администрации районов города Сочи

В течение всего периода, по мере необходимости

5. Организация работы по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории города Сочи

Круглогодичный план благоустройства и проведения ремонтных работ. Доклады отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Сочи

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Сочи; администрации районов города Сочи; физические лица

В течение всего периода

6. Осуществление контроля за содержанием и благоустройством мест захоронения (ограждение, обустройство дорог и подъездных путей, уборка мусора)

Круглогодичный план благоустройства

Администрации районов города Сочи; департамент городского хозяйства администрации города Сочи

В течение всего периода

Локальные мероприятия:

ремонтные работы Завокзального мемориала "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг." по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Севастопольская, Завокзальное (закрытое) кладбище

Разработка проекта ремонтных работ, экспертиза проекта, проведение комплекса ремонтных работ на объектах историко-культурного наследия тематики Великой Отечественной войны в соответствии со списком объектов, подлежащих ремонтным работам (приложение N 2)

Акты выполненных работ

Департамент строительства администрации города Сочи; департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи

В течение всего периода, по мере открытия лимитов бюджетных обязательств


Начальник управления культуры администрации города Сочи Р.Г.БАРСЕГЯН


Приложение N 2 к Постановлению администрации города Сочи от 12.02.2015 N 412


ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕМОНТНЫМ РАБОТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТОЙ") "РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ГОРОДЕ СОЧИ, ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ"


Центральный район города Сочи

Наименование

Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы

Центральный район, ул. Севастопольская

Братская могила 79 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы

Центральный район, ул. Дагомысская, 45, кладбище

Братская могила 45 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы

17 апреля в Выборге, в знаменитой библиотеке Алвара Аалто, обсудили и одобрили концепцию сохранения исторической части города . Документ, созданный по поручению Президента России (от 26 марта 2014 г.) находится на финальной стадии разработки, ему предстоит окончательное согласование в Минкультуры России. Концепцию представили выборгскому обществу разработчики – специалисты Центральных научно-производственных проектных мастерских (ЦНРПМ).


Идеология концепции для сегодняшнего дня, прямо скажем, очень желанная для всех исторических городов. Но не всем так повезло. Суть концепции - в идее сохранения не отдельных памятников или их комплексов, но возрождения исторического ткани Выборга, который фактически становится единым объектом культурного наследия. Как поясняет главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов , «материалы должны лечь в основу глобальной системной реставрационной работы. Мы не предлагаем точечные решения, а говорим о сохранности памятников в их естественной среде. К Выборгу нужен подход как к урбанизированной территории. Нами сформирована карта рисков – что реставрируется первым, а что – впоследствии и как сохранить территории, чтобы они работали воедино культурно и экономически».

«Мы рассматриваем эту концепцию, чтобы задать вектор развития города на 20 лет – это дорожная карта, план очень сложного комплекса мероприятий, в том числе инженерии», - отметил заместитель председателя комитета по культуре Ленинградской области Андрей Ермаков .

В концепции проанализированы эволюция развития исторического ядра Выборга, сохранность исторической среды «Старого города» – как в целом, так и по отдельным кварталам, зафиксированы нуждающиеся в реставрации объекты культурного наследия (17 федеральных, 81 региональный и 166 выявленных), даны рекомендации по режимам использования земельных участков, намечены этапы и очередность реставрационных работ.


Сметная стоимость всего комплекса рассчитанных на 20 лет работ будет определена летом 2015 года коллегией Минкультуры РФ. На обсуждении в Выборге фигурировала цифра в 3 млрд рублей - во столько оценено проведение комплексных мероприятий, включающих реставрацию, реконструкцию и строительство новых объектов в целях восполнения утрат исторической застройки, благоустройство исторической территории. Плюс еще 1 млрд рублей должно обеспечить областное финансирование. Также были озвучены цифры по стоимости и срокам реставрации музея-заповедника «Парк Монрепо» – порядка 760 млн рублей и 2018 год окончания работ соответственно. На реставрационные работы на территории Музея «Выборгский замок» выделено 2, 5 млн евро. Замок, о частичных обрушениях в котором недавно «Хранители Наследия», – один из самых остро нуждающихся в реставрации памятников. Из других главных достопримечательностей города ждут реставрации Часовая башня, башня Олафа и костел Гиацинта.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий главного архитектора ЦНРПМ Сергея Куликова :

Обсуждение концепции с региональными и муниципальными властями предусмотрено техническим заданием Министерства культуры, но для нас это не было формальным мероприятием: важно, чтобы городское общество поняло и приняло ее идеи. Обсуждение было бурным, меня весьма порадовало, что собрались не одни чиновники, но и эксперты, журналисты, неравнодушные горожане. Чувствовалось, что люди впервые за многие годы ощутили внимание к родному городу; они надеются, что принятие и реализация концепции позволит сохранить и развивать Выборг как исторический город.

В концепции мы предлагаем не только системные меры по реставрации памятников Выборга, но и «реанимацию» всей его исторической территории. Памятники должны существовать в естественной для них градостроительной среде, должны быть восстановлены не только исторические кварталы, но и городские укрепления, «Морской фасад» города.

Недавно были утверждены границы и предмет охраны исторического поселения Выборг . Эти материалы не вступят в противоречие с нашими: мы изначально сотрудничали с разработчиками проекта и включили их в наш авторский коллектив.

В целом концепция была одобрена, хотя высказаны были многие дельные замечания и предложения – в частности, учесть вопросы транспортного и иного инфраструктурного развития, чтобы впоследствии оно происходило в Выборге в соответствии с концепцией его сохранения, а не вопреки ей. После доработки с учетом замечаний экспертов и жителей Выборга мы представим документ на окончательное утверждение в Минкультуры России.

В Государственном институте искусствознания прошел научно-практический круглый стол, посвященный созданию в РФ системы объективной и профессиональной оценки стоимости культурных ценностей и объектов культурного наследия. В рамках круглого стола состоялась презентация и обсуждение проекта комплексного плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию в РФ такой системы оценки.

«Дорожная карта» разработана НП СРО «Деловой союз оценщиков» и Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МКААД).

Открывая встречу, статс-секретарь — заместитель министра Григорий Ивлиев подчеркнул важность разработки единой системы оценки: «Такая система поможет в выполнении задачи сохранения культурного наследия, которая обсуждалась и на последнем Совете по культуре. Нужно создать надежную научную основу, которая поможет обосновать и убедить общество в необходимости финансирования как уже созданных, так и будущих культурных объектов». Ивлиев обратил внимание собравшихся на то, что система оценки позволит решить многие проблемы, связанные с гражданским правовым оборотом, - в частности, вопросы, связанные с ввозом-вывозом культурных ценностей, изъятием объектов культурного наследия у недобросовестных владельцев и ряд других. Также статс-секретарь сказал, что Минкультуры окажет проекту необходимую поддержку.

Презентацию системы оценки провела генеральный директор НП СРО «Деловой союз оценщиков» Ирина Шевцова.

В «дорожную карту», в частности, входит:

Создание системы аккредитации российских экспертов по оценке культурных ценностей и объектов культурного наследия при Минкультуры;

Создание Центра паспортизации культурных ценностей, анализ и адаптация существующих методов оценки к объекту «культурные ценности» и формирование рекомендаций к их применению;

Создание профессиональных стандартов в области оценки культурных ценностей и объектов культурного наследия;

Создание системы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по специальности «оценщик культурных ценностей и объектов культурного наследия».

«Хочу обратить внимание, что представленный стандарт мы разрабатывали только для тех случаев, когда объекты культурного наследия вовлекаются в гражданско-правовой оборот и становятся объектами сделок», - сказала Шевцова.

В ходе дискуссии участники круглого стола особое внимание уделили вопросам, связанным с обучением оценщиков. В частности, рассматривалось предложение о разработке профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов-оценщиков, которую должны осуществить Государственный институт искусствознания, «Деловой союз оценщиков» и Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров.

Также было предложено создать рабочую группу по работе над проектом (Минкультуры в ней представит Григорий Ивлиев), включить экспертов Минкультуры в работу группы «Специалист в оценочной деятельности в РФ», которая действует при Экспертно-консультативном совете по оценочной деятельности Минэкономразвития России.

Окончательные решения по дальнейшему развитию проекта будут приняты на следующем круглом столе, который состоится в ближайшее время.

Эксперты ОНФ в Башкирии выяснили, что 70% памятников истории в регионе нуждаются в реставрации. Сможет ли она реально помочь решению проблемы сохранения культурного наследия разбирались на радио «Соль» (Москва).

Одним из экспертов на передаче выступил корреспондент портала «Наша Версия» в Башкирии, рассказавший о проекте башкирского отделения Общероссийского народного фронта. Башкирия – первый регион, где планируется впервые реализовывать проект «Дорожная карта» по реставрации объектов культурного наследия. Вопрос назрел - только треть памятников в республике находятся в удовлетворительном состоянии, а остальные две трети - в очень плохом. Если брать абсолютные цифры - 3,5 тысячи памятников - аварийные. И парадокс. Со временем памятники разрушаются все больше, а финансирование на их содержание становится все меньше. Так с 2012 года оно уменьшилось на 40%. Большой проблемой является и то, что многие памятники культуры не имеют утвержденных границ своих территорий, и соответственно точных зон охраны. Конечно, акция ОНФ весьма похвальна, но, на наш взгляд, карту можно составить и, образно говоря, положить на полку. Да, она будет интересна, так как даст полную картину того, где, какие памятники находятся и степень их запущенности. Ее, возможно, примут к сведению. Но поможет ли она выделению финансирования, пока непонятно.

Не видит в ней особого смысла и Ирина Кусова, сотрудник музея-заповедника «Рязанский Кремль». Объясняет она это тем, что ОНФ, как известно, представляет собой организацию, которая находится под эгидой власти. А поскольку репутация у нашей власти ниже всяких уровней, то просто нет доверия. Им прекрасно известно, сколько у нас памятников разрушается, давно созданы государственные структуры, которые этим должны заниматься. Данный проект опять выльется в некую пиар-кампанию. И вообще получается какой-то нонсенс - власть будет сама себе помогать и себя контролировать.

По словам Константина Михайлова, координатора общественного движения «Архнадзор», подобные идеи интерактивных карт время от времени высказываются и Минкультом страны. Тем паче, что поручение о том, что нужно организовать оперативный мониторинг состояния памятников культурного наследия, было сделано правительством страны вообще еще в 2002 году. Но здесь важно не столько создание карты, сколько то, смогут ли государственные структуры по охране памятников быстро реагировать на эти сигналы. Иначе инициатива станет еще одной строкой в отчете. Главное условие для того, чтобы сохранить культурное наследие - это желание его сохранить. Есть поговорка: тот, кто хочет, ищет способы, а кто не хочет, ищет причины. Пока что у нас ищут в основном причины.