Скульптура мухиной рабочий и колхозница. "Рабочий и колхозница"

«Рабочий и колхозница» — поистине уникальный монумент советской эпохи. Мало кто знает, что у этого всемирно известного памятника и самого обычного граненого стакана — один и тот же создатель. Рабочий и колхозница, на поднятых руках вздымающие к небу орудия труда как символ союза пролетариата и крестьянства. Как много в этом скульптурном дуэте для сердца советского слилось. HistoryTime постарается постичь эту утраченную ныне значимость вместе со своими уважаемыми читателями.

Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. «Рабочий и колхозница» должны были олицетворять могущество нашей страны в павильоне СССР на Парижской выставке в 1937 году — для этой цели они и создавались. Для воплощения замысла устраивался закрытый конкурс среди самых известных скульпторов тех времен. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше, и выше»).

Это издалека кажется, что мухинские труженики сплелись в едином монолите. Ан нет! Памятник монументального искусства состоит из 5000 (!) деталей. Его собирали пару месяцев, накладывая листы нержавейки на специально созданный каркас и закрепляя с помощью точечной сварки. Это был первый в стране опыт подобного сварочного процесса.

На Парижской выставке советский павильон символично располагался напротив немецкого — а посредине, разумеется, Эйфелева башня. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Нацисты намеренно сконструировали свой павильон на несколько метров выше советского, а на верхушке для пущей внушительности установили железного орла. Однако главная имперская птаха выглядела столь миниатюрно по сравнению с парой гигантских советских трудяг, что воспринималась едва ли не комично. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали.

По окончании выставки скульптуру вернули в Москву, где она простояла недвижимой практически 70 лет. В 1987 году монумент решили перенести от северного входа ВДНХ, но оказалось, что ему требовался капитальный ремонт каркаса, который разъела коррозия. Однако из-за кризиса 90-ых годов о памятнике вспомнили лишь в 2003-м. Его разобрали и отправили в цех Центрального научно-исследовательского института стальных конструкций им. В.А. Кучеренко.

Установление монумента «Рабочий и колхозница»

В течение шести лет монументом пытались заняться основательно, но не хватало финансирования. В итоге право реставрирования получила компания, занимавшаяся проектированием канализационных коллекторов — как оказалось, мастера широкого профиля. Коллектив и руководство ответственно отнеслись к порученному им делу и детально разработали план. Научным руководителем реставраторов стал скульптор Вадим Церковников, шесть лет боровшийся за восстановление шедевра.

Каркас восстанавливался по старому образцу. Каждая из пяти тысяч деталей была сфотографирована и разложена на компьютере по цветовому спектру, чтобы определить, какие части подлежат реставрации, а какие необходимо заменить полностью. В итоге выяснялось, что в негодность пришли только 500 элементов. В ноябре 2009 года реставрация скульптуры «Рабочий и колхозница» успешно завершилась.

28 ноября того же года с помощью специального крана памятник установили на специальный постамент, где позже открылся музейно-выставочный центр.

Изображение советского символа можно было увековечено на заставке киностудии «Мосфильм», почтовых марках, медали «Лауреата ВДНХ СССР».

Фото: Скульптура "Рабочий и колхозница"

Фото и описание

Скульптура «Рабочий и колхозница» - памятник монументального искусства, символ советской эпохи. Замысел принадлежит архитектору Борису Йофану. Скульптурный конкурс выиграла скульптура Веры Мухиной.

Монумент изготовили из нержавеющей хромированной стали. Высота монумента примерно 25 метров, а высота постамента примерно 33 метра. Вес монумента равен 185 тоннам.

В начале Мухина изготовила полутораметровую гипсовую модель. По этой модели на опытном заводе Института металлообработки и машиностроения выполнили огромный монумент. Руководил работами профессор П. Н. Львов. Скульптура украсила советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Во время перевозки из Парижа монумент был поврежден. В первой половине 1939 года ее реставрировали и установили на постамент у входа на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку (ныне ВВЦ). В Большой советской энциклопедии скульптуру назвали «эталоном соцреализма».

В 1979 году монумент реставрировали. Но к началу двухтысячных монумент требовал капитальной реконструкции. В 2003 году монумент был разобран. 40 отдельных фрагментов отправили на реставрацию. Предполагалось вернуть его на место к концу 2005 года. Проблемы финансирования привели к задержке реставрационных работ, и они были завершены только к ноябрю 2009 года.

Реставраторы укрепили несущий каркас скульптуры. Все части монумента очистили и провели антикоррозийную обработку. Установили монумент на прежнее место, но на новый постамент. Он в точности повторял оригинальный, построенный в 1937 году, но немного укороченный. Новый постамент выше старого на 10 метров. Устанавливали монумент «Рабочий и колхозница» 28 ноября 2009 года, специальным краном. Торжественно открыли 4 декабря 2009 года.

В постаменте-павильоне находится выставочный зал и музей Веры Мухиной. В сентябре 2010 года в павильоне открыли музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В нем размещена экспозиция, посвященная истории создания памятника в проектах, макетах и фотографиях.

После реконструкции монумент «Рабочий и колхозница» вошел в состав объединения музеев «Столица». Кроме него в «Столицу» входят: МГВЗ «Новый Манеж», ЦВЗ «Манеж», «Домик Чехова», музей Сидура и другие.

Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот, изготовлена из нержавеющей хромоникелевой стали. Ее высота от подножия до вершины серпа - 24 м. Рост рабочего - 17,25 м, рост колхозницы - 10 м. Общий вес - 80 тонн.

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Скульптуру везли в Париж, разобрав ее на 65 частей и уместив детали в 28 железнодорожных вагонах. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Одиннадцать дней ушло на сборку - и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Там скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на макушке.

После выставки скульптуру планировали переплавить, но она очень понравилась французам; парижане даже хотели оставить ее у себя.
Из Парижа скульптуру вернули расчлененной на 44 части. При перевозке она была повреждена. За восемь месяцев (январь - август 1939 года) в Москве скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ).

Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа - символом киностудии «Мосфильм». С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова "Весна". В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года - она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. В соответствии с действующим российским законодательством "Мосфильм" произвёл перерегистрацию торговой марки в качестве охраняемого законом товарного знака сроком вплоть до 2009 года. С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Весь кинематографический мир стал ассоциировать это изображение как с именем "Мосфильма", так и с великими именами российских мастеров кино. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме".

В 1979 году скульптуру реставрировали. В перестроечные годы появилась идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между "Ударником" и Крымским мостом, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.

В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). При "росте" скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника с постаментом будет около 60 метров. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. За все, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом.

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым знаменитым и "народным" произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.


Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.


Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Рабочая модель скульптуры

После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры.

Скульптурная группа Рабочий и колхозница – образец монументальной пропаганды социализма и ценностей этого общественного строя. Украшение павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже сейчас нависает над московскими улицами возле входа в бывшую ВДНХ. Настоящий символ прошедшего исторического этапа имеет определенные художественные достоинства, уникален по использованному материалу и примененным технологиям.

Создавалась скульптура целевым назначением для украшения советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Разработка эскизного, а затем и рабочего проекта павильона осуществлялась архитектором Борисом Иофаном, ему же принадлежала концепция динамичной скульптурной группы, навеянная античной статуей Тираноборцы с воздетыми мечами.

В конкурсе с заданной идеей участвовали ведущие скульпторы того времени, победила работа Веры Мухиной, сумевшей вложить в композицию Рабочего и колхозницы больше динамизма и порыва, чем конкуренты – мужчины.

Статуя более 23 метров высотой возвышалась на 34-метровом постаменте, одновременно являвшимся выставочным павильоном. По окончанию выставки в Париже скульптуру вернули в Москву, перевозки требовали почти 30 железнодорожных вагонов.

Возвращенная скульптура нашла применение для оформления территории создаваемой Всесоюзной выставки, будущей ВДНХ. Воссоздания павильона было решено не проводить из-за длительности и дороговизны, ограничились 10-метровым постаментом. Оставшийся полувековой социалистический период истории страны Рабочий и колхозница были заметным монументом, и не более.

Лишь в новом тысячелетии выдающееся произведение модернистского направления искусства мирового уровня привлекло внимание художественной общественности и властей города. Было принято решение о воссоздании всего комплекса павильона – постамента и скульптурной группы Рабочий и колхозница, с оборудованием и использованием павильона как музейного и выставочного центра.

Современные технические устройства позволяют выполнить съемки самых масштабных объектов с необходимой высоты. Это дает возможность не только показать интересующие достопримечательности во всей красе и грандиозности, но и отобразить окружающую местность и сопутствующие объекты. Убедиться в преимуществах высотных съемок можно при просмотре приложенного к обзору слайдера, снятого коптером при круговом облете места размещения выставочного павильона.

Такие снимки позволяют составить довольно полное представление о характере и месте расположения интересующего здания, монумента или природной диковинки заранее, чтобы свободно ориентироваться при личном посещении, вплоть до выбора путей подъезда либо подхода к интересующему объекту.

Задуманный столичными властями музейно – выставочный комплекс разместили у входа на территорию ВВЦ, как стали именовать бывшую ВДНХ. Павильон, он же постамент статуи Рабочий и колхозница, получился достаточно вместительным – более тысячи человек. Оформление максимально приблизили к парижскому варианту для сохранения исторической достоверности.

Были восстановлены барельефы, изображающие советских тружеников, и герб исчезнувшего СССР. Политически корректное решение не размещать на пьедестале гербы бывших союзных республик, а ныне независимых государств, вполне понятно и соответствует нынешним реалиям.

Постоянная музейная экспозиция нового выставочного комплекса не слишком велика и в основном посвящена истории замысла и воплощения легендарной скульптуры, которую иногда называли даже вторым гербом Советского Союза. Здесь собраны сохранившиеся черновые наброски и проектные разработки, макеты и уменьшенные копии, некоторые части первоначального каркаса, замененные новыми при реставрации.

В схематичной фигуре из металлических труб можно узнать молот рабочего со статуи, показывающий его натуральную величину без части рукоятки. Интерьеры внутри музея соответствуют популярному во время создания скульптурной группы Рабочий и колхозница конструктивистскому направлению.

Схематический молот расположен на основании из старых металлических конструкций, забракованных для последующего износа. Это части металлических и даже клепанных балок каркаса статуи, на который укреплялась наружная облицовка из нержавеющей стали. Этот материал за счет содержания никеля и хрома не подвергался коррозии, что было крайне важно при расположении произведения искусства под открытым небом.

Листы легированного металла необходимой формы крепились к каркасу методом точечной сварки – технологического новшества, разработанного для предприятий бронетанковой отрасли. В этом главное отличие от непревзойденного по высоте прототипа нашего монумента – статуи Свободы, где облицовка прикреплена при помощи устаревшей клепки.

Создание скульптуры из непривычного материала требовало квалифицированного руководства и исполнения, обычные скульпторы и строители здесь были бессильны. Поэтому к работе были привлечены коллективы нескольких заводов и видный специалист по металлу и его использованию в строительстве, профессор Львов.

Скульптурную группу выполняли в уменьшенном масштабе, моделировали многократное увеличение и изготавливали отдельными фрагментами стальную оболочку. Отдельно разрабатывался опорный каркас и система крепления. Макеты скульптуры сохранены и являются экспонатами нового музея.

Представлен в экспозиции и макет парижского варианта павильона, который представлял нашу страну на Всемирной выставке. Масштабы этого мероприятия и единовременный наплыв огромного количества посетителей требовали просторного помещения, поэтому павильон в Париже имел длину 150 метров против нынешних 64-х.

Внешний облик павильона несколько отличался от ныне восстановленного, при этом основные конструкционные и оформительские решения ревизии не подвергались. Внешне существенным, но не нарушающим авторский замысел отличием является в парижском варианте иная величина оконных проемов павильона и наличие в новом здании площадок на верхней части постамента для массовых мероприятий.

Сохранен в музейном центре и эскизный вариант проекта парижского павильона для Всемирной выставки 1937 года. Таким величественное здание с венчающей его скульптурой Рабочего и колхозницы представало перед горожанами и гостями выставки с набережной реки Сены. На листе чертежного ватмана, в правом нижнем углу автор концепции вписал всех своих соавторов, участвовавших в создании шедевра.

Некоторая схематичность фигур скульптурной группы вполне объяснима, детальной проработкой занималась Вера Мухина, внося корректировки до последнего возможного момента перед воплощением. Художница стремилась передать стремительный порыв молодых людей, их реальное движение вперед.

Еще один экспонат выставки о предварительной подготовке к созданию скульптуры Рабочий и колхозница показывает взыскательность авторов и глубину проработки деталей. Для общего обсуждения авторского коллектива выбраны ручные орудия, используемые в промышленном производстве, строительстве и сельском хозяйстве.

Вполне очевидный даже на первый взгляд выбор серпа и молота подвергался сомнению не в противовес их использованию в государственном гербе, а ради достоверности и жизненности изображения. Выбор был практически очевидным, но взыскательные художники коллективно выверяли творческие решения.