Проектная работа по мхк шамаили. Методическая копилка

Разделы: МХК и ИЗО

Мировая художественная культура – учебный предмет, растущая значимость которого в образовании определяется его интегрированным и синтезирующим характером. Он является той информационной фундаментальной базой, где концентрируется важнейший опыт человечества, так как художественная культура – это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для учащихся изучение данного предмета является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают среду, богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, кратковременные, рассчитанные на срок от двух до пяти недель, так как практическая деятельность в данном направлении минимальна и не требует длительного ожидания результатов (как в биологии, химии и других естественных науках).

Работа над проектом строится поэтапно.

На первом этапе определяется тема проекта, формируется творческая группа на основе интереса к заявленной проблеме (до 4 человек). Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть проблемный урок, проводимый учащимися; выпуск газеты; постановка спектакля, презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.

На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.

На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.

Четвертый этап - защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса, параллели. Однако во внеурочной деятельности возможен другой состав учащихся.

В гимназии № 20 города Саранска создано исследовательское общество “Истина”, где учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью в секциях по различным направлениям. Секция “Искусствоведение” является одной из самых многочисленных. Ежегодно ребята представляют свои проекты на конференциях разного уровня, причем исследования проводятся разновозрастными группами. Это имеет ряд преимуществ:

1. Во-первых, во время работы над проектом осуществляется наставничество, или “шефство”. Каждый участник проекта получает свою область исследования, и в результате обмена информацией старшие могут дать рекомендации или высказать свое мнение относительно материалов сверстников или младших по возрасту (не исключается и обратная связь). Это воспринимается адекватнее и имеет более эффективное действие, чем коррективы, вносимые педагогом.

2. Во-вторых, области исследования распределяются исходя из возрастных и психологических особенностей. Так, для старших учащихся определяется более глобальная и сложная задача, требующая анализа и обобщения. А для младших – сбор информации, работа со словарями, подбор иллюстраций. Также направления могут определяться по интересам: кому-то ближе исторические события, определяющие эпоху или стиль, кому-то культурологические понятия, а кто-то хочет заняться выявлением особенностей языка искусства и эстетическими проблемами.

Остановимся на условиях успешности проектов по МХК, опираясь на практический опыт.

1. Важно, чтобы тема проекта была близка всем участникам, независимо от возраста. Следовательно, она должна опираться на общечеловеческие ценности, региональную общность и особенность субкультуры учащихся (возможно, конкретного образовательного учреждения). Например: “Зачем люди украшают себя?”, “Почему Троянский конь не стал чудом света?”, “Кинематограф – это искусство или индустрия?”.

Например, проект 2007 года “Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова – объект исторического и культурного наследия” решает ряд вопросов, интересующих не только учащихся, но и часть населения республики Мордовия:

Почему Ф.Ф. Ушаков удостоен такого права и кто он – наш земляк или гордость России?

Какие исторические события, связанные с этой личностью, должны остаться в народной памяти?

Какая идея заключена в этом архитектурном объекте (духовно-нравственная, эстетическая, политическая и т.д.)?

2. Предпочтительнее возможность непосредственного контакта с объектом изучения (подлинник несравнимо лучше, чем самая прекрасная копия).

3. Необходимо максимально использовать возможность получения информации “из первых рук”: от архитектора-проектировщика, заказчика, конструктора, скульптора, живописца, искусствоведа и т.д.

4. Следует обратить внимание на имеющуюся литературу и её умелое использование. Для объективной оценки объекта или явления предполагается использование всех видов: библиографических источников, научно-популярной, учебной, художественной, публицистической, справочной и научной.

5. Необходимо ориентировать участников проекта на сочетание разнообразных методов исследования. Очень популярны методы беседы и интервьюирования. Например, у собора можно задать следующие вопросы: “Знаете ли вы, кому посвящен этот собор? Какое сооружение было на этом месте раньше? Какова идея строительства этой церкви? Знаете ли Вы, какие “раритеты” были найдены при закладке фундамента собора? Кем был Федор Федорович Ушаков?”.

Проект будет тем успешнее, чем больше творчества и инициативы при работе педагог предоставит самим учащимся. В виду того, что изучение художественной культуры изначально оцениваются учащимися как доступное, появляется их личная заинтересованность в результатах, повышается самооценка. Субъективный характер взаимоотношения с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора подростков в поиске своей культурной ниши.

Метод проектов является одним из источников формирования, у учащихся, интереса к изучению мировой художественной культуры. Это действенный способ разрешения противоречий между разрушением мировоззренческих ценностей в реальной жизни и необходимостью выработки у подрастающего поколения нравственных приоритетов. Знакомясь с культурным наследием разных цивилизации и осваивая их духовно-нравственные основы, школьники учатся более критично оценивать ценности текущего времени.

Проектная работа по МХК

«Семь чудес света»

Выполнили:

Акопян Лусине Николаевна,

Плисс Алина Николаевна,

Сотскова Юлия Владимировна

МАОУ СОШ № 28

10а класс

Руководитель:

Мыцова Людмила

Алексеевна

г. Балаково

Содержание

Введение: цель и задачи исследования____________________________3

Глава 1:

Национальные мифы числа «7». Происхождение списка «Семи чудес света» ____________________________________________________________ 5

Глава 2:

Первые Семь Чудес Света ______________________________________7

1.Великие пирамиды Гизы______________________________________8

2.Висячие сады Семирамиды___________________________________ 10

3.Статуя Зевса в Олимпии______________________________________11

4.Храм Артемиды в Эфесе_____________________________________ 12

5.Мавзолей в Галикарнасе_____________________________________ 13

6.Колосс Родосский___________________________________________14

7.Александрийский маяк_______________________________________15

Глава 3:

Новые Семь Чудес Света_______________________________________16

Глава 4:

Претенденты на звание новых семи чудес света_____________________18

Заключение: итоги исследования_________________________________20

Использованная литература и Интернет – источники ___________________22

Введение

В нашем мире много всего удивительного и неповторимого. Иногда, изумляясь какому – нибудь явлению природы или произведению искусства, мы называем это чудом. Это значит, что мы встретились с тем, с чем раньше никогда не встречались и, может быть, больше никогда не встретимся. Чудом мы называем только самое выдающееся, самое уникальное творение природы или человека.

Много веков назад в Греции был создан список самых великолепных, поразительных и грандиозных построек и памятников искусства. За неповторимость и уникальность этих творений человека их назвали Чудесами Света.

Семь Чудес Света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Многие сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семёрке.

Все в мире меняется, и самые выдающиеся сооружения, тысячелетиями вызывающие восхищение людей, к сожалению, не вечны, хотя их век в любом случае больше человеческого. Прежний список семи чудес света, который ещё в IV веке начал составлять греческий писатель Филон Византийский, по мнению многих, безнадёжно устарел. К тому же все 7 Чудес Света до наших дней не сохранились, и «в живых» чудом осталась лишь пирамида фараона Хеопса в Гизе. И поэтому недавно более ста миллионов людей по всему миру проголосовали за новые чудеса света. Никогда ранее в истории не принимало участие так много людей в глобальном решении, и были объявлены семь победителей проекта.

нашим современникам небезразлично культурное наследие прошлого. И поэтому актуальность нашей работы заключается в необходимости познания исторического и культурного наследия, знакомства с мировыми памятниками искусства для того, чтобы человек мог лучше понять своих предков и углубить знания, которые пригодятся ему в современном мире.

Таким образом, цель данного исследования заключалась в следующем: получить целостное представление о Чудесах Света как великих творениях культуры. Перед нами, работающими над данным проектом, стояли задачи: узнать историю возникновения списка семи Чудес Света, обобщить материал о старых и новых Чудесах Света, познакомиться с претендентами, которые не вошли в этот список.

Для решения тех задач, которые мы перед собой ставили, были использованы следующие методы работы: поиск информации, сравнение, анализ, обобщение.

Глава 1. Национальные мифы числа «7».

Происхождение списка «Семи Чудес Света».

Семь Чудес Света - это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. Индийская древняя философия учила, что Вселенная состоит из семи элементов. Древние египтяне считали, что Солнце и все небесные светила поднимаются по семи лестницах и проходят семь ворот. Знаменитый философ Древней Греции Аристотель утверждал, что небесная твердь состоит из семи кристальных сфер. Самая высшая, седьмая сфера, получила название "Седьмое небо". Кстати, именно отсюда идет современное шуточное выражение быть на седьмом небе (от счастья), т.е. "находиться на верху блаженства". Возможно, особое значение для греков имело то, что семь чудес небесной сферы можно наблюдать с Земли невооруженным глазом: Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер и Сатурн. Эти небесные тела дали свои имена наиболее важным богам античности. В неделе также было 7 дней. Очевидно, такая выдающаяся в истории человечества античная цивилизация нуждалась в существовании именно семи созданных руками человека чудес света.

Первенство составления списка семи Чудес Света древнего мира приписывается Антипатру Сидонскому, который их на века воспел в своем стихотворении:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды
- дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

5
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Еще одним первым, кто составил список Семи чудес света, стал Геродот, хотя мы знаем об этом только через косвенные доказательства. Геродот, возможно, посетил все семь чудес, которые стали главными туристическими достопримечательностями римской эпохи. Сами греки называли их " theamata ", что в переводе означает "место, которое необходимо обязательно увидеть". Примерно 200 лет спустя подобный список составил другой древнегреческий поэт Каллимах из Кирены.

Глава 2 . Первые Семь Чудес Света.

Древние греки и римляне, как и мы сегодня, находили удовольствие в составлении списков. Составление списков каких-то объектов в определенной последовательности делало их более легкими для запоминания. Никто не знает, сколько было составлено подобных списков на протяжении веков, но после гибели Римской империи, список Семи чудес света уже стал частью западной мифологии. Словосочетание “Семь чудес света” выдержало испытание временем и вошло в большинство языков мира. Оно хорошо известна даже тем, кому трудно назвать эти самые чудеса. Тайны 7 Чудес Света волнуют человечество не одну тысячу лет. Это знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Но сейчас наверно и не каждый вспомнит наизусть этот небольшой список полностью. Каждое «чудо» по-своему интересно и имеет какой-то секрет, о котором знали только строители. Самыми первыми Чудесами Света являются такие архитектурные творения, как:

1.Великие пирамиды Гизы

2.Висячие сады Семирамиды

3.Статуя Зевса в Олимпии

4.Храм Артемиды в Эфесе

5.Мавзолей в Галикарнасе

6.Колосс Родосский

7.Александрийский маяк

1. ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ ГИЗЫ

Некоторые сюда относят все пирамиды Египта, некоторые великие пирамиды Гизы, но по большей части как чудо воспринимается только самая крупная из них - пирамида Хеопса. Пирамида же считается и самым старым чудом в списке - ее постройку оценивают примерно 2000 годом до нашей эры. Несмотря на свою старость, это единственное сооружение из семи старых чудес света, дошедшее до наших времен.

Египетские пирамиды Гизы на западном берегу Нила к северу от Каира являются единственным чудом света, сохранившимся до наших дней. Три пирамиды - Хуфу, Хефрена и Менкаура - были построены между 2700 до н.э. и 2500 до н.э. как царские гробницы. Наибольшей и впечатляющей является пирамида Хуфу. Занимая территорию больше 5 гектаров, она, как полагают, состоит из более 2 миллионов каменных блоков весом от двух до 30 тонн каждый. Более 4000 лет пирамида Хуфу была высочайшим сооружением в мире. Лишь в 19-м веке человек сумел построить более высокое здание. Удивительно, но почти симметричные пирамиды были построены без помощи современных инструментов и геодезического оборудования. Ученые считают, что египтяне насыпали огромные насыпи вокруг пирамид, на которые при помощи деревянных санок, канатов и валиков поднимали гигантские блоки и затем устанавливали их на место. Наклонные стены должны были имитировать лучи Ра, бога Солнца. Внутри пирамиды имели узкие коридоры и потайные камеры, чтобы исключить ограбления. Хотя современные археологи нашли кое-что среди руин, большинство из того, что находилось в пирамидах, было разграблено в течение 250 лет после завершения их строительства. Вся пирамида была облицована полированной плиткой из белого известняка, она сверкала под суровым солнцем Египта. К сожалению, в 1300 году землетрясение ослабило крепление большинства плиток, и их разобрали на строительство мечетей.

Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света из тех семи,

что были изначально. И хотя можно на неё посмотреть и сейчас, всё равно не удастся узнать, каков её первоначальный вид.

2. ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Созданные по приказу царя пустынного Вавилона Навуходоносора II для своей жены эти сады должны были утешать и напоминать ей о далекой родине. Имя Семирамиды, ассирийской царицы, появилось здесь по ошибке,
но, тем не менее, плотно закрепилось в истории.

Древнегреческие поэты утверждали, что Висячие сады Семирамиды были построены вблизи реки Евфрат на территории современного Ирака вавилонским царем Навуходоносором II около 600 г. до н.э. В архитектурном плане, Висячие сады Семирамиды представляли собой пирамиду из четырех террас, опиравшихся на колонны. Царь якобы построил Висячие сады, чтобы его любимая жена Амитис не скорбела по своей родной Мидии, покрытой красивыми горами и лесами. На строительство садов, приюта для царицы, были брошены все силы древнего царства, весь опыт его строителей и математиков. Позже авторы описывали, что люди могли ходить под красивыми садами, которые держались на высоких каменных столбах. Современные ученые сделали вывод, что для нормального функционирования садов необходима система орошения, состоящая из насоса, водяного колеса и цистерн для перекачки воды из Евфрата на высоту нескольких десятков метров. Хотя есть немало упоминаний о садах в античной литературе, ни одно из них не может считаться достоверным, тем более что никакого упоминания о садах не было найдено в вавилонских источниках. Археологи также не нашли доказательств их существования. Как результат, большинство современных ученых считают, что существование садов была широко распространенной, но все же выдуманной историей.

3. СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Статуя создавалась для храма в крупном религиозном центре Древней Греции Олимпии. Гигантский Зевс скульптора Фидия поразил местных жителей настолько, что они решили, будто сам Зевс лично позировал мастеру.

Авторство знаменитой статуи Зевса принадлежит известному афинскому скульптору Фидию. Когда скульптура была завершена, ее установили в храме Зевса в Олимпии, городе, где с 776 до н. е. по 394 н.э. каждые четыре года проходили Олимпийские игры.

Статуя изображает сидящего бога грома с обнаженным торсом на огромном позолоченном троне. Скульптор вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, поэтому тело, казалось, будто живое. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом, на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы. На подлокотниках трона были вырезаны две фигуры сфинксов, мифических существ с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Статуя Зевса украшала храм в Олимпии на протяжении более восьми веков. Христианские священники убедили римского императора в необходимости закрытия храма в четвертом веке нашей эры. В то время статуя была перенесена в храм в Константинополе, где, как считается, была уничтожена во время пожара 462 года. Статуя Зевса была настолько высокой, что его голова почти касалась верхней части храма. Легенда рассказывает, что после установки статуи в храме, Фидий обратился к самому Зевсу с вопросом, доволен ли он работой. Вскоре после этого храм был поражен молнией - таким образом, бог - громовержец выразил одобрение работой скульптора.

4. ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

В древнем крутом портовом городе Эфесе особо почитали богиню плодородия Артемиду. В честь нее здесь создали огромный и величественный храм, который попал в список 7 древних чудес света.

На самом деле, существовало несколько храмов Артемиды: серия из нескольких алтарей и храмов были разрушены, а затем возобновлены на том же месте в Эфесе, греческом портовом городе на западном побережье современной Турции. Наиболее известными из этих сооружений были два мраморных храма, построенных, соответственно, около 550 г. до н.э. и 350 г. до н.э. Первый был построен по проекту архитектора Херсифрона, а после его смерти работу завершил его сын Метаген. Украшали храм наиболее знаменитые мастера Древнего мира. Здание сгорело 21 июля 356 г. до н.э. в ночь, когда родился выдающийся полководец мира Александр Македонский.

Примерно через шесть лет, на месте старого началось строительство нового храма. Новое здание имело мраморные лестницы, которые вели по террасе длиной более 120 м. Посередине стояли мраморные колонны высотой 18 м. и статуя Артемиды. Археологи так и не пришли к единому выводу относительно того, имело ли здание потолок, было ли покрыто деревянной черепицей. Храм был разрушен остготами в 262 году н.э. и окончательно уничтожен христианской толпой под руководством святого Иоанна Златоуста в 401 году н.э.

В 1869 году британскому археологу Т. Вуду удалось обнаружить первые руины колонн храма в нижней части реки Кайстер. Храм перестраивался три раза, но, в конце концов, он был полностью разрушен рейдами готов, которые разграбили его и подожгли останки. К сожалению, все, что сохранилось до наших дней это одна колонна, собранная из руин.

5. МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

Богатый царь Мавсол пожелал воздвигнуть мавзолей-храм в Галикарнасе, несравнимый ни с чем по красоте. Над постройкой трудились лучшие мастера того времени. Работы закончились лишь после смерти Мавсола, но это не помешало ему навсегда войти в историю.

Расположенный на территории современной юго-восточной части Турции, Мавзолей в Галикарнасе был построен по приказу царицы Артемизии II для своего мужа Мавсола, царя Карии, после его смерти в 353 г. до н.э. Согласно легенде, она была настолько убита горем, что пила воду, смешанную с его прахом. Массивный мавзолей высотой около 41 метра был построен исключительно из белого мрамора. Сложная конструкция здания состояла из трех уровней. Возможно, это была попытка согласовать ликийский, греческий и египетский архитектурные стили. Камера захоронения находилась на первом этаже. Вместе с саркофагом, усыпальница была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж с 36 ионическими колоннами напоминал по своему строению греческий храм, использовавшийся, скорее всего, для жертвоприношений. Сооружение было увенчано пирамидальной крышей с изображением мраморной колесницы, запряженной четверкой лошадей.

Мавзолей был разрушен серией землетрясений в 13 веке и его останки были использованы рыцарями- иоаннитами для сооружения замка св. Петра. В 1846 году, один фриз мавзолея был извлечен из замка и в настоящее время, вместе с некоторыми другими реликвиями мавзолея, находятся в Британском музее в Лондоне. Оригинальный мавзолей был построен для Мавсола - персидского губернатора. Он был настолько прекрасен, что от него пошло современное слово «мавзолей», обозначающее надземное захоронение. Землетрясения, в конечном итоге, разрушили его, а рыцари госпитальеры использовали оставшиеся камни, для укреплений своих замков.

6. КОЛОСС РОДОССКИИ

В честь великой победы жители Родоса решили построить огромную статую бога Гелиоса. Замысел удалось осуществить, но простояло это чудо недолго, и вскоре было разрушено землетрясением.

Колосс Родосский был огромной бронзовой скульптурой бога солнца Гелиоса, построенный жителями острова Родоса в третьем веке до нашей эры. В начале четвертого века до н.э. город больше года выдерживал осаду воинов Деметрия I Македонского и таки сумел отстоять независимость. Согласно легенде, жители острова Родос продали брошенные македонцами осадные орудия и за вырученные средства решили построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Изготовлена скульптором Харесом, высота статуи составляла 36 м., наибольшая скульптура Древнего мира. Она была изготовлена около 280 года до н.э. и простояла всего шестьдесят лет, после чего была уничтожена землетрясением. Она так никогда и не была восстановлена. Сотни лет спустя, арабы захватили Родос и продали остатки статуи на металлолом. Поэтому, археологи не могут установить точное местонахождение статуи и как именно она выглядела. Большинство считают, что бог солнца был изображен голым, подняв факел в одной руке, и держа копье в другой. Прежде считали, что статуя стояла с широко расставленными ногами по обе стороны гавани, но большинство ученых в настоящее время пришли к выводу, что ноги монумента, скорее всего, находились близко друг к другу, чтобы удерживать его огромный вес.

7 . АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Для навигации кораблей вблизи крупного порта Александрии было решено соорудить крупнейший по тем временам маяк. Здание сразу же затмило стены Вавилона и заняло место в списке семи чудес света древности.

Александрийский маяк был расположен на небольшом острове Фарос, недалеко от города Александрия. Спроектированный греческим архитектором Состратосом и завершенный около 270 г. до н.э. во времена правления Птолемея II, маяк помогал судам благополучно миновать рифы при заходе и выходе из переполненной гавани города. Археологи обнаружили древние монеты с изображением маяка и пришли к выводу, что здание имело три уровня: квадратный в нижней части, восьмиугольный в средней и цилиндрический в верхней. Сверху была установлена статуя высотой 5 м, скорее всего, Птолемея II или Александра Македонского, в честь которого был назван город. По разным оценкам, высота маяка варьируется от 60 до 180 м., но большинство современных ученых определяют его высоту в пределах 120-140 м. Маяк был постепенно разрушен во время серии землетрясений с 956 по 1323 годы. Некоторые из его остатков были обнаружены на дне реки Нил. Александрийский маяк стоял на острове Фарос и был разработан специально, чтобы морякам было проще заехать александрийский порт.

Как и многие чудеса в этом списке, маяк был уничтожен землетрясением и, в конце концов, на его месте и из его руин была построена средневековая крепость.

Глава 3. Новые Семь Чудес Света

Новые семь чудес света - проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Организован он был некоммерческой организацией New Open World Corporation ( NOWC ) по инициативе швейцарца Бернара Вербера. Итак, победителями конкурса от 7 июля 2007 года стали следующие сооружения:

а)Великая китайская стена -

это самое крупное архитектурное сооружение в мире, протяженность стены составляет 8851,8 километров. Великая китайская стена была построена для защиты северных границ Китайской империи от набегов кочевников. Сегодня
стена по праву считается одним из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком;

б)Колизей –

самый крупный из древнеримских амфитеатров, полноправный символ Вечного города, едва ли не самый узнаваемый памятник архитектуры в мире. Его второе название - Амфитеатр Флавиев - получено в честь династии Флавиев, правившей тогда в Древнем Риме и организовавшей постройку амфитеатра. В Колизее долгое время проводились гладиаторские бои и другие
увеселительные зрелища для гостей и жителей Рима;

в) Мачу-Пикчу

легендарный древний город инков, расположенный на территории современного Перу. Мачу-Пикчу получил прозвище «город среди облаков» благодаря своему местоположению - он находится на вершине одного из горных хребтов, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Город был построен правителем инков Пачакутеком как императорская резиденция - «священный горный приют»;

г) Петра

город, который разместился в долине Арава, в каньоне Сик, со всех сторон окруженном отвесными скалами. Войти в долину можно только через узкие ущелья, которые являются своеобразными воротами города. Большинство построек города выдолблено в скалах из красного песчаника - даже название города «Петра» переводится как «скала»;

д) Тадж-Махал –

мавзолей-мечеть из белого мрамора расположен в городе Агра в Индии, на берегу реки Джамна. Это настоящая жемчужина мусульманского мира, лучший пример архитектуры индийского, персидского и исламского стилей. Великолепный мавзолей построен императором Шах-Джаханом в честь жены, умершей при родах;

е) Статуя Христа-Искупителя –

великолепная статуя на вершине горы Корковаду в бразильском Рио-де-Жанейро. Статуя считается символом Рио и всей Бразилии, входит в число высочайших скульптур в мир; высота статуи составляет 38 метров, размах рук - 30 метров, вес статуи -1145 тонн;

ж) Чичен-Ица –

древний город - политический и культурный центр государства майя, расположенный на полуострове Юкатан в Мексике. По мнению археологов, Чичен-Ица был одним из религиозных центров, так называемых «мест силы» культуры майя.

Глава 4. Претенденты на звание новых семи чудес света

Айя-София

Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого

века» Византии.

Афинский Акрополь

Акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый

холм с пологой вершиной.

Альгамбра

Архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в
восточной части города Гранада в Южной Испании.

Ангкор

Гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу

Вишну.

Моаи

Каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили.

Московский Кремль и Красная площадь

Крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-
политический и историко-художественный комплекс города.

Нойшванштайн

Романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и
замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

Сиднейский оперный театр

Музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента.

Статуя Свободы

Одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая

«символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Стоунхендж

Мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир, Англия, представляющее
собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных и каменных конструкций.

Тимбукту

Затерянный в песках Сахары город Тимбукту известен во всем мире как один
из крупнейших культурно-исторических центров Африки. Его называют «городом трехсот тридцати трех святых», «жемчужиной средневекового Мали», «королевой пустыни», «Багдадом Черного континента». Средневековый арабский географ Ибн-Халдун именовал Тимбукту «гаванью в пустыне», европейские купцы - «городом золота».

Храм Киёмидзу-дэра

Буддийский храмовый комплекс в районе Хигасияма города Киото.

Эйфелева башня

Металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная
достопримечательность. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля.

Заключение

Время беспощадно ко всему, что есть на Земле. Но более беспощаден и неразумен сам человек, хотя именно его руками созданы лучшие произведения искусства. Сейчас весь мир следит за тем, как идёт работа по разминированию Пальмиры, чтобы затем приступить к реставрации этого величественного памятника. А многое из разрушенного только в начале 21 века уже никогда невозможно будет восстановить. Поэтому в наших руках спасти то, что ещё можно, чтобы будущие поколения не только по книгам могли любоваться скульптурами, храмами, городами…

Итак, в ходе нашей работе мы познакомились с такими выдающимися культурными памятниками, которые принято относить к «чудесам света». Эти чудеса света помогают в полной мере понять культуру людей, живших до нас. Семь Чудес Света, созданные древними мастерами, продолжают вдохновлять художников, архитекторов и поэтов последующих поколений. Благодаря им, мы можем анализировать то, что было сделано, и использовать это для создания чего-то нового, для усовершенствования нашего культурного и материального мира.

В процессе работы мы узнали много нового и интересного, это позволило пополнить наш интеллектуальный багаж, приобщиться самим и приобщить своих одноклассников к мировому искусству. Очень жаль, что среди претендентов на звание новых семи чудес света от нашей великой России представлен только лишь два памятника: московский Кремль и Красная площадь, а поэтому одна из важнейших наших задач – пропагандировать российское искусство, сохранять культурные традиции, вести просветительскую работу.

Хочется надеяться, что те, кто познакомится с этой работой, углубит свои знания о том, что было создано руками человека и является культурным наследием. Возможно, кого-то вдохновит наш проект, и он продолжит свое

духовное развитие. Проделав эту работу, мы достигли поставленной цели и

существенно углубили свои знания, которые могут пригодиться нам в будущем.

Использованная литература и Интернет - источники.

Барбич В., Плетнёва Г. Зрелища древнего мира. М., 1991.

- Черняк В. 3. - Семь чудес и другие. М., 1990.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеигнатовская СОШ»

Научно-исследовательская работа

«Художник, пишущий добро…»

(по творчеству А.Баргова)

Выполнила ученица 10 класса

Бочкарева Юлия

Руководитель Калякова Н.Г.

Большое Игнатово 2015

Введение 2 Природа в творчестве русских художников 4

Анатолий Баргов, детство и юность 7

Основные направления в живописи 10

Эрзянский колорит в творчестве 11

Общественная работа

Заключение 21

Литература 22

Введение

Безусловно, изобразительное искусство является неотъемлемой частью культуры духовной.

Искусство художников и живописцев позволяет посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства.

Всё живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы картины, на которых запечатлены красоты родного края. Безгранично любя свою маленькую Родину, художники в разное время стремились воплотить в своём творчестве её образ. Для некоторых из них родина – это берёза у окна, серебристый иней, погрузившийся в тихий сон зимний лес, розовый закат солнца над озером, весёлые ромашки на лесной полянке, куст душистой сирени в саду. Для других она – бескрайние поля, луга, реки, близ лежащие деревни, земляки, высокое небо с плывущими по нему облаками.

Привязанность к отеческой земле, хранение того, что всего роднее, ближе и дороже – свидетельство культурной ценности личности. Это патриотизм. Он даёт человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Этому нужно воспитывать с детства. Знакомство с историей изобразительного искусства Мордовии,творчеством художника А.Н. Баргова,поможет определиться каждому человеку, чтобы не растерять в своей душе того, что её укрепляет, облагораживает.

Актуальность нашей темы мы видим в возможности систематизировать информацию о художнике- земляке в анализе его картин с точки зрения неповторимости эрзянской культуры.

Целью данной работы является анализ отражения культуры эрзян в творчестве А.Н.Баргова.

Для достижения данной цели перед нами ставятся и решаются следующие

задачи:

1. Подобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Изучить особенности изобразительного искусства в творчестве А.Н.Баргова.

3. Определить основное направление изобразительного искусства художника.

Проблема : не всегда, любому жителю нашего района или гостю можно найти информацию о жизни и творчестве А.Н.Баргова. Необходимо затратить много времени в поисках необходимой литературы в библиотеках, пролистать подшивки газет в читальном зале, с целью знакомства с художественным творчеством нашего земляка.

Разработанность исследуемой проблемы : Тематическое интервью с матерью художника (биография собеседника как часть конкретного периода истории); изучение и анализ литературы; метод сравнения; изучение картин из семейных архивов; просмотр информации из газетных источников музейного архива.

Основные информанты:

Мама художника- Баргова Нина Ивановна, архивы Центральной районной библиотеки, редакции районной газеты «Восход».

1 Природа в творчестве русских художников
Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического восприятия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким бы он был. Но не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова и наконец, не было бы плеяды замечательных художников- пейзажистов: Саврасова, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других.
Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране, любви к малой родине.
Картины хороши тем, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда чем-то новый мир нашей природы,- стоит только переступить порог рамы. Трудно поверить, что еще в начале XIX века некоторые критики считали пейзаж ненужным, а о художниках и писателях- пейзажистах говорили, что они « прячутся в пейзаж от действительности» и тем самым выдают себя с головой как недругов прямого восприятия и отражения действительности.
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы.

В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.

В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление- реалистический, национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть “золотым” веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.

Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (1780-1847), который известен всем как непревзойденный мастер бытового жанра. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.
Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук.

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, "не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства". Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Обращался к красоте родного края и наш земляк- художник Федот Васильевич Сычков (1870-1958), талантливый, самобытный, художник-бытописатель деревни, стоявший у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки, - своеобразная летопись жизни родного края.

Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

  1. Анатолий Баргов, детство и юность

Из воспоминаний мама художника Н.И.Барговой:

…Далекий уральский город Магнитогорск. Там 22 июля 1955 году родился маленький Толя. Но свое детство и юность он провел в селах Андреевка и Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия.

Любовь к искусству и привели молодого его после окончания школы в Ичалковское педагогическое училище, которое он закончил в 1974 году. С теплотой и любовью он вспоминает хороших людей из педагогического училища–Евгению Петровну Кузнецову, Михаила Федоровича Еделькина, Василия Трофимовича Вильдякскина. После окончания педагогического училища, Анатолий Николаевич занимается педагогической деятельностью в школах №16 и №18 города Саранска. В 1975-1977 он проходит службу в Советской Армии.

В 1987г. А.Н.Баргов поступает в Чувашский государственный инсти-тут им. И.Я.Яковлева на художественно-графический факультет, в мастерскую народного художника России Р.Ф.Федорова. И снова ему встречаются добрые люди – Равель Федорович Федоров, Ананий Александрович Флегентов -педагоги института.С 1987 года он участник республиканских, региональных, всероссийских художественных выставок.В 1995г. А.Н.Баргова принимают в члены Союза художников России.

3 Основные направления в живописи

Анатолий Николаевич начинал как пейзажист, создал серии «Времена года» , «Болдинская осень» (1999г.), «Монастыри России» (2000-2003г.).

С легендарными местами Болдина и его окрестностями Анатолия Баргова связывают самые яркие впечатления детства, ведь оно прошло неподалеку-в соседних с Пушкинскими местами селами Большое Игнатово и Андреевка. А десяток километров, разделяющих их, он легко преодолевал на велосипеде, когда с друзьями мчался, чтобы успеть на пушкинский праздник.

По барговски неторопливо раскрывается замысел картины «Дорога в имение А.С.Пушкина» , змейкой поднимается в гору тропинка, по которой вот уже много лет люди идут в поместье поэта. И становится ясной главная идея триптиха-к Пушкину нужно идти неторопливо размышляя, созерцая красоту окружающей природы, вспоминая строчки стихов, знакомых с детства…Художник ведет нас по тропинке, которая, поднявшись в гору, в его следующем полотне «Пруд.Мостик» спускается в знаменитый парк, пересе-кает мостик над прудом и приводит к самому дому А.С.Пушкина.

4 Эрзянский колорит в творчестве

В настоящее время он один из немногих российских художников Мордовии, который обращается к сюжетно-бытовой картине. Мастер активно разрабатывает национальную тему, стремясь к художественно-философскому осмыслению родной культуры, утверждает необходимость возрождать, беречь и продолжать народные традиции мордвы. Оптимистическими образами многофигурных композиций с ярко выраженным в них хоровым, соборным началом он показывает истинную силу народа в единении, в обращении к духовной жизни предков, в уважении к этнической архаике национального костюма, танца, песни, обычая и ее современного бытования («Шумбрат, фестиваль!»,2007; «Воскресный день»,2009.)

Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма. За серию работ на национальную тему А.Н.Баргов награжден почетным званием лауреата Премии Главы Республики Мордовия.Творчество пейзажиста А.Баргова подкупает своей искренностью именно потому, что он пишет только то, что хорошо знает, что любит и считает своим. Основная тема его пейзажей-родная земля. И хотя сам художник родился на Урале, вся его жизнь связана с Мордовией, с землей его предков, которые веками жили на ней, сеяли хлеб, растили детей, а умирая, уходили в нее, чтобы потом, взорвавшись жизнью, снова вернуться в этот мир.

…На огромной зеленой поляне в летний полдень красиво звучит ста-ринная мордовская песня. Нескончаемой лентой струится вокруг высокого кургана хоровод. Это эрзяне со всех концов России съехались на священную для них поляну между мордовскими поселениями Селищи и Чукалы. Забытый в годы советского лихолетья многовековой обычай древнего народа собираться вместе и всем миром решать насущные проблемы вновь возвращается к нам, возрождается национальное самосознание малых народов России, люди хотят знать свою культуру, историю, обычаи. И потянулся нескончаемый людской ручеек к священному кургану, чтобы, как встарь, принести на него горсть земли со всех уголков страны, из-за ее пределов, где живут эрзяне-потомки тех, кто столетиями молился здесь, доверяя милосердным богам свои беды, прося их заступничества, благодаря за помощь.

И, как тогда, горит свеча на вершине древнего холма, даря надежду всем, кто верит, всем, кто способен ощутить глубочайший смысл происходя-щего действа, становясь его участником. Красив и поэтичен этот обычай, и разве может удержаться художник от желания поведать о нем всему миру.

Художник в своем триптихе «Эрзянь Озкс» (Эрзянский праздник) сумел нетолько тонко почувствовать истинно народный характер праздника, но и найти наиболее убедительные художественные средства для его выражения.

Художник пишет майскую зелень рощи ярко и сочно, «Весна» , а лес поздней осенью- призрачно- серебристыми красками. Живописец не любит резкого освещения и ярких цветов, справедливо считая, что они вносят сумятицу в строй природы.

Зимняя свежесть, наоборот, бодрит, и в его зимних пейзажах пре-обладает четкий рисунок ветвей, графическая ясность очертаний предметов в морозный день, а нередко и ощущение оттепели, подчеркнутое теплым коло-ритом. Именно в образах зимней природы А.Баргову особенно удается пере-дать национальный колорит. Например, в «Зиме на Суре» настроение опре-деляет столь всем знакомый и любимый в русской классике тоскливый мотив дороги, усиливающийся маленькой фигуркой едущего не санях путника, а го-ризонтальный формат полотна оттеняет неторопливую повествовательность рассказа.

Тематика пейзажей «чистой» природы, созданных Анатолием Барго-вым, разнообразна- он не отдает предпочтения какому-то одному времени го-

да, в каждом открывая неповторимую прелесть. Удивительно тонко живопи-сец ощущает внутреннюю связь состояния природы и человека. Неуютно и грустно поздней осенью, а весна-это мощный прилив сил и энергии. Лето ху-дожник ассоциирует с нагретым солнцем стволами сосен на песчаном берегу, источающими благоуханный аромат, смешивающийся с запахом реки, летоэто ярко цветущие палисадники деревенских домов, сочные всполохи закатов…

Почти во всех полотнах художника неизменно присутствует река или озеро. Вода «притягивает» его внимание, ее зеркальная гладь создает дополнительный изобразительный эффект- в ней отражаются берег и небо, но, живя на холсте по собственным законам, она, тем не менее, всегда, орга-нично включается автором в окружающий пейзаж.

Любимые реки живописца:Сура, Алатырь, Сивинь. Они текут по мордовской земле, придавая ей своеобразное очарование. Эти реки мы видим на таких картинах как «Пробуждение.Сивинь» (1998г.), «Весна.Ледоход на реке Алатырь» (1997г.), «Летняя Сура» (1998г.).Беспокойная Сура будоражит окружающий мир, вовлекая его в свой водоворот. «Бурная, сильная», именно она соответствует темпераменту художника -активного, деятельного.

Совсем другой характер у Сивини -спокойная и мелководная, она притягивает своей неброской красотой и безмятежной тишиной. И живопи-сец обращает внимание то на старое сухое дерево на берегу, то на пышно цветущий кустарник, то на обрыв, поросший густой травой. Для него Си-винь, затерявшаяся среди полей и лугов, «река пряная и ароматная», словно молодая девушка.

В разные годы своей творческой жизни А.Н.Баргов пишет и натюр-

морты. Они отличаются чувством преклонения художника перед красотой мира в букетах нарядных цветов- («Цветы» 2009г. ) , душистых гроздей сирени («Сирень» 1993г. ) , пышных пионов («Пионы» 2000г. ) . Эти картины раскры-вают особое праздничное ощущение жизни. Часто «главными героями» его натюрмортов становятся красиво выписанные предметы и детали мордовско-го национального костюма и народного быта- («Натюрморт со свечой»

1987г. ) .

Он видит красоту и выражает свой линией то, что хочет -рука ему подвластна. Рука сильная и красивая. И когда держит кисть, и когда держит руль машины, и когда поднимает ребенка.

В его мастерской как реликвия хранится портрет бабушки, покой-ной Анастасии Федоровны Мамаевой, которая давным-давно позировала двум студентам педучилища: внуку и его другу Вите Вечканову, ставшему известным художником, но рано ушедшему из жизни. Других портретов Баргов не пишет. Его сдерживает природная осторожность и тактичность.Ведь в портрете настоящий живописец отражает не только внешние черты,но и характер, внутреннее состояние человека, в чем не всякий решится признатся…

В последние годы и архитектура начинает активно входить в пейзажи А.Баргова. В поисках разнообразия сюжетов он постепенно отходит от образа «чистой» природы и стремится сообщить ей эффект присутствия человека, сотворившего «рукотворную» красоту. При этом живописца инте-ресует лишь то, что не соперничает с природой, органично сочетается с ее красотой, подчеркивает достоинства и, в свою очередь составляет с ней единое целое. Такими качествами, по мнению А.Н.Баргова, обладает лишь гениальная по своей простоте и изяществу архитектура старинных соборов и церквей. И он, увлекшись новой темой, создает ряд интереснейших пейза-

жей, посвященных местным монастырям: Наровчатскому, Санаксарскому и Макаровскому.

В картине «Норовчатский женский монастырь» особенно активен зеленый цвет, прекрасно передающий прохладную свежесть майского утра, это ощущение усиливает и контраст с большим темным пят-ном спаханного поля на первом плане, терпеливо ждущего своего работника, красив и точеный силуэт собора и колокольни вдали.

Мажорное настроение пробуждающейся природы создает художник и в «Са-наксарском монастыре» , увиденном им ранней весной во время разлива Мокши.

На полотне «Макаровский погост» яркое пятно ранней зелени эффектно сочетается с благородством охры, подчеркивая приподнятое на-строение, которое невольно испытываешь, созерцая картину пробуждающей-ся природы. На заднем плане художник изобразил множество дорог-со всех сторон ведут они путников к храму, стоящему на пригорке. А объединяет все эти архитектурные пейзажи столь любимая живописцем полоска водоема на первом плане. Она словно отделяет зрителя от сказочных образов, возни-кающих на дальнем берегу, маня и в то же время преграждая путь к ним-таким прекрасным и недоступно-призрачным, словно былинный образ града Китежа. Как легко и изящно кисть живописца вписывает линии соборов в не-бо, как загадочно отражаются они в зеркале реки!

Художник Анатолий Баргов сумел создать в своих полотнах поэ-тичный образ пейзажа родной мордовской земли, неразрывно связанный с историей и культурой великой России. Но как бы ни был широк и разно-образен тематический диапазон творчества пейзажиста, его основная идея заключается в том, что для него именно природа и есть тот храм, в котором каждый день творит свою молитву живописец.

5 Общественная работа

Много сил и энергии А.Н. Баргов отдает общественной работе. С 2002 года он являелся председателем правления Союза художников Республики Мордовия. Под его руководством Союз активно занимается выставочной деятельностью на уровне республики, региона и России, организует большие художественные форумы в Мордовии (Региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья », Саранск, 2004, Международная художественная выставка «Ялгат», в рамках фестиваля финно-угорских культур «Шумбрат, Финно-Угрия!», Саранск, 2007), тесно сотрудничает с Союзами художников соседних республик и областей, поддерживает возникновение новых художественных коллективов (группа «Артома» и молодежное творческое объединение «Сияж-Арт»), способствует развитию нового направления профессиональной художественной деятельности – дизайна, возрождает практику летних пленэров. С 2004 года А.Н. Баргов работает в МГУ имени Н.П. Огарева в должности профессора кафедры традиционной мордовской народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры, преподает живопись студентам специальности «Декоративно-прикладное творчество», прививая им лучшие традиции русского реалистического искусства.

2012 год стал для художника знаменательным, Анатолий Николаевич осуществил свою давнюю мечту- выставка его работ прошла в районах Мордовии и, в том числе, в родном Большеигнатовском районе. Мне тоже посчастливилось присутствовать на открытии. Очень интересно было видеть художника «В живую»,слушать его воспоминания о детстве, рассказы людей, знавших известного художника еще ребенком.

Заключение

…У слова «живопись» две корневые основы-«живой» и «письмо». Великая мудрость русского языка проявилась и в этом случае. Картина, написанная настоящим мастером, и в самом деле словно окно в живую жизнь, мгновение, оставленное рукой художника.

Чем талантливее мастер, тем ярче созданная им картина или рисунок. мы будто смотрим на мир его глазами. Глядя на картины Анатолия Баргова, душой успокаиваешься и светлая радость посещает тебя, чего так не хватает всем в суматохе дней.

Как знать, может когда-нибудь Анатолий Баргов обратится к друго-му жанру. Ну а пока он пишет родную природу, чье великолепие- и в снегах, и в буйной зелени, и в блеске воды, и в золоте осени- непреходяще.

Мы, игнатовцы, гордимся нашим земляком -заслуженным художником Республики Мордовия, живописцем, педагогом и просто замечательным человеком.

Литература

1 Большое Игнатово. История земли игнатовской, запечатленная в археологических находках, исторических документах, воспоминаниях, рассуждениях ее уроженцев: Очерки/ Т.Баргова,-Саранск: Мордов. кн. изд-во,2000,-224с.:стр 108.



Цели и задачи работы Цель работы: определить является ли графикты поистыне видом искусства или все же относится к простому хулиганству? Задачи: Изучить историю возникновения графикты. Выявить особенносты графикты как направления изобразительного искусства. Выяснить отношение людей к графикты.


История возникновения графикты Граффи́ты - употребляется гра́ффиты (в контексте исторических надписей единственное число графиќто; от итал. graffito, множ. graffiti) изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.итал. К графикты можно отнесты любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найты все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.


Граффиты в антычном мире Настенные надписи известны с глубокой древносты, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, Римские катакомбы. Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность. Граффиты в древних Помпеях: карикатура на чиновника Граффиты в Древнем Риме были социальными сетями того времени.


Средневековые графикты на Руси У восточных славян графикты имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 графикты XI века. Большое число графикты XIXV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские графикты это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и народные заклинания. Надпись-графикты в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.) Граффиты Софии Киевской.


Граффиты в эпоху Возрождения Микеланджело Буанарроты. Великий художник во всех смыслах! Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стыль в своих работах.






Особенносты графикты как вида изобразительного искусства. Граффиты вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры (люди, занимающиеся графикты) создающие на улицах города настоящие шедевры. Кодекс райтеров: 1) не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще не рисуй на жилых домах; 2) не навязывай людям свое мировоззрение; 3) не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах; 4)не пиши на надгробиях: роспись мемориальных стен – это смерть!





Стыли графикты «Троу-апы» рисуют очень быстро, в 2-3 цвета, жертвуя качеством ради скоросты. «Кусок» («piece», «masterpiece») это более сложное исполнение имени рейтера, которое включает более стылизованные буквы и большее количество цветов.. «Блокбастеры» или «роллеры» («blockbuster» or «roller») это огромные куски, обычно выполненные в простой печатной манере с целью покрытыя большой поверхносты с использованием двух контрастных цветов. Стыль «wildstyle» это более сложный вид графикты. Название стылю дал характер рисунка дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что читаемость практычески пропадает.


Влияние графикты на жизнь общества. Вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Причины, побуждающие к созданию графикты: - утверждение личностной и групповой идентычносты; - протест протыв социальных и культурных норм; - злобные реакции; - мотывы творчества; - сексуальные мотывы; - развлекательные мотывы.



Вывод Граффиты – самое свободное из средств самовыражения. Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, ругательную надпись на стене и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене – графикты! Спасибо за внимание!

В данный раздел включены темы проектов по МХК (мировой художественной культуре), не вошедшие в списки тем для 7, 8, 9, 10 и 11 классов.
На странице предлагается выбрать интересные темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов .

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему проекта для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций мира.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Интересные темы проектов по МХК для учащихся школ:


Арканджело Корелли.
Архитектура Древнего Египта.
Архитектурные памятники города, в котором я живу.
Архитектурный модерн одного из городов России.
Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)
Боевые воинские искусства
Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи.
В. А. Серов «Девочка с персиками»
Венецианская маска.
Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.
Влияние венецианских масок на образы современной моды.
Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси
Волшебное искусство амигуруми.
Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.
Готическое искусство.
Греческий театр.
Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись.
Древнерусская иконопись
Египетский стиль в современном интерьере.
Живопись С. Дали и театр абсурда.
Живопись эпохи "передвижников".
Жизнь Иисуса в произведениях искусства.
Идеал красоты в разные эпохи
Из истории французского костюма.
Импрессионизм. Огюст Ренуар
Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство доколумбовой Америки.
Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Темы проектов по МХК (продолжение)

Интересные темы исследовательских работ по МХК для учащихся:


Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.
Комната моей мечты.
Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX – начала XX века
Культура античности
Культура восточного танца
Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.
Культура и искусство Византии
Культура и искусство эпохи Просвещения.
Майолика эпохи Возрождения
Может ли искусство быть оружием
Музеи Европы
Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции.
Музеи России.
Музеи Украины.
Музей в современной социокультурной ситуации города.
Образ Клеопатры в кинематографе.
Образ кошки в русской культуре.
Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.
Образ солнца в народном искусстве.
Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).
Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.
Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.
Пирамиды в современной архитектуре.
Поиски фовистов и особенности их образного языка.
Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.
Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).
Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».
Прогулка по Версалю.
Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.
Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.
Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.
Романское искусство
Рыцарство
Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.
Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.
Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.
Символика украшений Древнего Египта. Связь символики с мировоззрением египтян.
Символические образы в творчестве Врубеля.
Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.
Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.
Скульптурное убранство готических соборов.
Славянская мифология "Русская нечисть"
Славянская мифология "Священные птицы"
Советская и американская культура 20-х годов XX века.
Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.
Танец богини Гуань
Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.
Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.
Художественные открытия «малых голландцев».
Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.
Экзотика Востока в произведениях Делакруа.
Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.