Какие картины привезли из ватикана. В третьяковской галерее открылась выставка шедевров из пинакотеки ватикана

Из пинакотеки Ватикана в Москву привезли работы Рафаэля, Караваджо, Беллини и других титанов мировой живописи.

Выставка « Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана», открытая в — знаковая для современной истории музея. В таком составе и объеме искусство, методично собранное римскими папами, на гастроли не отправлялось никогда.

Самый древний экспонат

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Собрание пинакотеки

Пинакотека - одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля - фрески в станцы. Картинная галерея появилась намного позже: она была основана во второй половине XVIII века папой Пием VI. Ее собрание демонстрирует основные вехи религиозной итальянской живописи: от Проторенессанса, эпохи, предшествовавшей Возрождению, до Старых Мастеров. В коллекции - художники от Джотто и Симоне Мартини до Караваджо и Гвидо Рени. Увидеть в пинакотеке, впрочем, можно не только итальянцев: крупноформатные полотна французского классициста Пуссена и испанского мастера Мурильо не уступают национальной живописи.

Концепция выставки

Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве - 42 работы. К тому же в следующем году Третьяковка отправит в Рим свою экспозицию - произведения на евангельские сюжеты. Куратором выступил Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа, писатель и гениальный экспозиционер, прекрасно работающий как с Ренессансом, так и с современностью. Он не только организовывает выставки от Пармиджанино до Кабаковых, но и первым из российских кураторов объединил фотографии Мэпплторпа и искусство маньеризма на выставке 2004 года.

В прошлом году Ипполитов курировал масштабную выставку «Палладио в России», проходившую в музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры им. Щусева. Она показывала связь одного из главных архитекторов итальянского Возрождения с русскими архитекторами разных эпох, от барокко до Советов.

План выставки: от небожителей к небесным телам

Выставка в Третьяковской галерее представлена в трех залах, а открывает ее «Христос Благословляющий» - наиболее раннее произведение, икона второй половины XII века. Именно в ней создатели выставки видят родство итальянского и русского искусства, которое берет за основу византийские традиции. Именно византийские иконы и складни стали прообразом и для средневекового искусства Италии, и для древнерусских религиозных образов. Среди шедевров первого зала - мастер интернациональной готики Джентиле да Фабриано и венецианец раннего Возрождения Карло Кривелли. Их приемы условны, а иногда и гротескны: Кривелли, например, специально удлиняет левую руку Христа, чтобы соединить его с Марией Магдалиной и Девой Марией. Однако главные шедевры впереди - Беллини, Перуджино и Мелоццо да Форли. В своем «Оплакивании Христа» Беллини прибегает к необычной иконографии: вместо Девы Марии Христа поддерживает Иосиф Аримафейский, а вблизи изображены Никодим и Мария Магдалина. Он же одним из первых венецианцев перешел от темперы, краски на основе яичного желтка, к живописи маслом - техника была привезена в Италию из Нидерландов.

Учитель Рафаэля Пьетро Вануччи, более известный как Перуджино, представлен на выставке двумя работами. Это сильные образы Святого Плакида и Святой Юстины: и хотя их черты схожи с живописью Рафаэля (тот же мягкий наклон головы, например), мы можем видеть, как знаменитый ученик превзошел своего учителя. Рядом с ними внимание привлекают миловидные ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне и виоле. Их непосредственность, живость и красочность (чего особенно непросто достичь в технике фрески) выделяют ангелов да Форли на фоне множества сдержанных образов кисти других художников этой же эпохи. Фрески были частью многофигурной композиции «Вознесение Христа» в церкви Санти Апостоли в Риме.

Главный зал выставки выстроен в форме полукруга, наподобие площади Собора Святого Петра, символа и сердца Ватикана и всей католической церкви. В центре - полотна Корреджо и Веронезе, рядом с ними - небольшие гризайли, монохромные картины Рафаэля. Главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо - в правом полукружии в окружении последователей - Гвидо Рени, Орацио Джентилески и ученика Карло Сарачени. «Положение во гроб» Караваджо написал, будучи личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, в 1602-1604 годах для римского храма Санта-Мария делла Валличелла. Характерные для живописи Караваджо черты - контраст светотени и монументальность формы - выделяют это произведение среди прочих на выставке. И в Ватиканской пинакотеке оно считается одним из главных шедевров: Никодим и Иоанн кладут отяжелевшее бледное тело Христа в гроб. Безмолвные жесты скорбящей Девы Марии, Марии Магдалины и молодой Марии позади даже более эмоциональны, чем их лица. Напротив - «Мученичество Святого Эразма» французского классициста Никола Пуссена, написанное для Собора Святого Петра.

Завершает историю Папского государства произведение Донато Крети. Многостворчатый полиптих, посвященный астрономическим наблюдениям, находится в отдельном зале. На восьми полотнах - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и некая падающая комета. Ученый монах Луиджи Марсили заказал работы у художника в начале XVIII века в качестве подарка папе Клименту XI, чтобы намекнуть на необходимость спонсировать обсерваторию. Картины Крети включают и «недавние» наблюдения: например, Большое Красное Пятно на Юпитере, открытое в 1665 году. А вот Уран, обнаруженный только в 1781, Донато Крети не запечатлен. XVIII век стал, по большому счету, последним в истории, когда папство играло решающую роль, - на этом завершается и выставка.

Аркадий Ипполитов

Куратор, искусствовед. Хранитель отдела гравюры Эрмитажа. Автор книг «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI» и «Только Венеция. Образы Италии XXI». Куратор выставочных проектов - в том числе Ильи и Эмилии Кабаковых, Роберта Мэпплторпа, Джованни Пиранези.

© Игорь Старков

- Про прошлогоднюю выставку «Палладио в России» , которую вы курировали, вы сказали, что в ней сосредоточены три века русской архитектуры. Что сосредоточено в проекте «Шедевры Пинакотеки Ватикана» , который в ноябре выставят в Третьяковке?

- В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. О том, что значит Рим для России, можно даже не говорить. Выставка - своего рода объяснение идеи «Москва - третий Рим», с которой мы живем пятое столетие. У нашего проекта подзаголовок «Roma Aeterna» - «Вечный Рим». Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что дошла до наших дней.

Музеи Ватикана похожи на старые королевские собрания Лувра и Эрмитажа, но в то же время сильно от них отличаются. Каждая великая коллекция демонстрирует историю человечества со множеством школ и стран. А Музеи Ватикана - это музей именно истории Рима и римского искусства. Это собрание можно было бы назвать музеем города, но какого города! Картинная галерея Ватикана сравнительно небольшая - в ней около 500 произведений - и была открыта только в 1932 году. При этом практически все картины происходят из церквей и собраний Рима и Папской области - получилась прямо-таки областная галерея. Однако если вспомнить, что эта область - государство главы католического мира, то это сразу меняет дело.

Выставка начинается с «Христа Благословляющего» - это самая ранняя римская икона XII века, написанная под сильным влиянием Византии. Она хранит воспоминания о единстве православия и католицизма, показывает единый корень, из которого растет и итальянское искусство, и русское, объясняет, почему все это проходит в Третьяковской галерее.

«Св. Франциск», Маргаритоне дʼАреццо, 1270-1280

© Пинакотека Ватикана

- А какая картина будет в исторической перспективе последней? Караваджо?

Последняя гораздо интереснее, она относится к XVIII веку. Это серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» - восемь картин в одной раме, изображения известных на то время планет Солнечной системы. Картины были написаны для папы Климента XI, для того чтобы убедить его дать денег на астрономическую лабораторию в Болонье. Так у нас предстает вся история европейского духа: от Христа Пантократора, повелителя Вселенной, до Вселенной, наблюдаемой в подзорную трубу.

Самая главная работа - шедевр, повлиявший на историю всей мировой живописи, - это как раз Караваджо, его «Положение во гроб». Будет много и других значимых вещей. Например, «Святой Франциск» Mаргаритоне дʼАреццо XIII века, без которого не обходится ни один учебник истории. Работа интересна не только художественными достоинствами, но и историческим значением: это одно из первых изображений святого, изменившего все европейское мышление. Возможно, это его портрет.

Есть вещь необычайно эзотерическая и изящная - пределла Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррери», признанная одним из изощреннейших произведений Ренессанса. Есть ангелы, которых можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире, - три фрески Мелоццо да Форли. Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила.

- Интересно строятся межмузейные взаимоотношения - немного напоминает стратегию покера.

- В какой-то мере всегда так. Мы исходим из того, как будет лучше, а получается как всегда. В данном случае самые желанные вещи были получены, в том числе и два грандиозных «Оплакивания» - Кривелли и Беллини. Любой Беллини прекрасен, но наша работа просто необыкновенная.

- В январе на пресс-конференции госпожа Трегулова всячески , что этот проект стал возможен благодаря двум людям: Путину и папе Франциску. Следует ли понимать его как политический жест?

- О любой выставке можно рассуждать как о политическом жесте. Да, не секрет, что это результат переговоров конкретных лиц, но для меня главное здесь - художественная ценность. Москва получит на несколько месяцев то, о чем она и мечтать не могла.


«Чудеса святого Винченцо Феррери», 1473 (фрагмент), Эрколе де Роберти. Примечательна в том числе и своим точным изображением архитектуры - величественной, но не подавляющей

- Почему все это показывают в Третьяковской галерее, которая все-таки известна как музей русского искусства?

- Москва - третий Рим. Третьяковская галерея точно так же предоставляет национальное искусство, как Пинакотека - римское. Так что при всех различиях оба музея имеют между собой определенное сходство. На выставке мы сможем увидеть массу параллелей: Рим и Пинакотека очень много значили для русских художников, ватиканские картины Пуссена были более чем известны в России, многие копировались.

- Как вы планируете выставлять шедевры в непростом здании в Лаврушинском переулке?

- Нашим архитектором выступил Сергей Чобан, и он выстроил пространство, наделив его некоей семантикой. Первый зал с ранней живописью сделан восьмиугольным, что позволяет показать все, сконцентрировав внимание на отдельных вещах или целых группах. Главный зал, где разместятся самые важные работы - «Мученичество святого Эразма» Пуссена, «Положение во гроб» Караваджо и два маленьких Рафаэля, - спланирован подобно собору Святого Петра.

- Вы сотрудник Эрмитажа, но ватиканский проект выставляет московский музей. Михаил Пиотровский говорил, что Петербург - город пуританский, а Москва больше подходит для, цитирую, «жестких работ современного искусства и эротики». Что вы про это думаете?

- Все, что говорит мой директор, верно априори. Но я думаю, что вы немного неверно трактуете его слова. Он имел в виду, что Петербург невероятно стильный город, в Москве же можно чувствовать себя свободнее. Первая в России официальная выставка Кабакова прошла в России в 2004 году в Эрмитаже - об этом почему-то все забыли. Мэпплторпа выставили здесь же первым, было много других радикальных проектов. Но стильность имеет свое влияние, и поэтому другие города могут действовать еще немного радикальнее.


Фреска «Ангел с виолой», Мелоццо да Форли, 1480. Была написана для базилики Санти-Апостоли в Риме. После серьезной перестройки церкви многие фрески да Форли были утрачены, но ангелов удалось спасти - и в начале XVIII века они отправились в Ватикан

© Пинакотека Ватикана

На мой взгляд, выставка из Ватикана - такой же факт жизни современной Москвы, как выставки современных художников. На искусство все время пытаются наложить какие-то исторические штампы, но, вообще-то, оно отрицает линейное развитие. Потому что каждое произведение искусства вырывается из своего контекста, которым, конечно, обусловлено, и, вырвавшись, начинает обретать множество других контекстов. Я делал много выставок, которые доказывают, что и одинаково современны. Мы должны знать и учитывать контекст - знать, что такое эпоха Возрождения, что это означает. Но в любом случае наш диалог с произведением искусства - это именно диалог.

Вы работает в Эрмитаже с 1978 года. В Советском Союзе у музея была назидательная функция; в 1990-х родилась концепция супермузея, который служит достопримечательностью, как Гуггенхайм в Бильбао; сейчас, в XXI веке, с айфонами и виртуальной реальностью продолжается технологический прорыв. Каково быть свидетелем таких перемен?

С каждым разом становится все интереснее и интереснее. Сокуров придумал метафору ковчега , и это в достаточной мере справедливо: в самих стенах Зимнего дворца есть некая незыблемость, которая дает то самое ощущение ковчега. А время в ковчеге одинаково, и не бывает так, чтобы одна эпоха казалась лучше, а другая - хуже.

Музеи нужны, и в том же XX веке параллельно модернизму развивалась идея консервации, которая оказалась намного более радикальной, чем в самые классические эпохи, которые с прошлым расправлялись безжалостно. Несмотря на все декларации, которые остались в основном в теории, модернизм развивает музеи. Сегодня классических музеев становится все больше, и чем дальше, тем они крепче. Музеи определенно будут сохранять свою структуру и ее защищать. Притом что все музеи стремятся как можно к большей открытости - к идеям, к публике, к возможностям, - есть и некий страх. Музей хочет быть популярным. А что такое популярность? Самые популярные вещи - это Диснейленд и «Макдоналдс», к которым современное искусство давно уже сделало шаг. Дальше вопрос за музеями.


«Астрономические наблюдения», Донато Крети, 1711. Картина действительно была написана, чтобы сподвигнуть папу Климента XI на строительство обсерватории

© Пинакотека Ватикана

- Это определенное искушение?

Конечно. С ним не то что нужно бороться, но необходимо осознавать его. Однако я думаю, что классический музей останется на своих позициях. Даже самое отчаянное современное искусство всегда мечтает попасть именно в музей, причем в музей классический.

- Хорошо, а как вы относитесь к мультимедийным выставкам?

Я не люблю, когда в одном пространстве технологии смешивают с подлинниками - когда висит картина и здесь же развернуты фотографии ее фрагмента в огромном увеличении. Публика теряет ощущение реальности и отвлекается как раз на фрагмент. На ватиканской выставке мы отказались от развернутых экспликаций, постаравшись уменьшить вмешательство сторонних предметов и давая возможность высказываться самим произведениям.

- Откуда, по-вашему, сегодня на всех выставках такое изобилие текстов?

Я давно заметил, что на выставках все любят читать, а в книжках - наоборот, смотреть картинки. Самая рафинированная публика реагирует именно так, и я часто это использую. Существуют выставки, которые подразумевают чтение, - на нашей выставке тексты будут играть сугубо служебную роль. Мы с Зельфирой Исмаиловной об этом договаривались сразу, и Чобан был с нами абсолютно согласен. Тексты мы распечатаем отдельно, будем снабжать аудиогидами.


«Оплакивание Христа», Джованни Беллини, 1478. В 1483 г. художник получил пост официального живописца Венецианской республики

© Peter Horree/Alamy/Diomedia

Для туристов поход в музей - легкое развлечение, наравне с шопингом или тем же Диснейлендом. Как с Эрмитажем? Он не страдает от туристов?

Он вполне себе справляется с ними. Музей не может существовать без публики, и он заинтересован, чтобы публики было как можно больше. С другой стороны, иногда случается и перегиб, если музей не может вместить всю свою публику, то нужно об этом задуматься. Эрмитаж расширяет свои границы, хотя публика еще не совсем поняла, что Генеральный штаб - часть Эрмитажа. Но со временем это произойдет.

- Что вы думаете про феномен музейных очередей в России сейчас? Ожила какая-то советская традиция?

Ничего непонятного в этом нет: я помню огромные очереди на грандиозные выставки в Пушкинском музее и Эрмитаже в советские годы.

Да, но то были привозные выставки, а та же «Девочка с персиками» Серова в экспозиции ГТГ присутствует постоянно.

Была грандиозная: столько его работ не было собрано еще нигде - и не будет, наверное, еще лет сто.

- А популярность выставки чем обусловлена?

Айвазовский - это, безусловно, конкретный вкус и феномен художественного рынка. Но Серов - это «наше интеллигентское все». Как бы его ни ругали, художник он замечательный, а разговоры про то, что он средний европейский модерн, - пустые и поверхностные. Он умер очень рано, притом обладал огромным талантом и безошибочным чутьем. Это один из немногих художников, который создал некую параллельность русскому логосу и литературе: в серовской живописи есть все достоинства чеховской прозы. Может, такая параллель еще есть у Федотова и Гоголя. Это явление абсолютно русское, понятное только тем, кто знает Россию. Кроме того, Серов в своей жизни никогда не совершил ни одного ошибочного поступка - его поведение во время революции 1905 года, его отношение к современной живописи, абсолютное предчувствие экспрессионизма и авангарда… Его рисунки с Петром Первым - великие и грандиозные произведения, которые с формальной точки зрения более современны и созвучны нашему времени, чем футуризм.

- А чему созвучно наше время? С одной стороны, сейчас все музеи выставляют классиков, с другой - идет реабилитация официального советского искусства с такими неоднозначными прецедентами, как в Манеже или большая художника ленинианы Александра Герасимова в Историческом музее. Это попытки исправить уже исправленную историю? Как вы к этому относитесь?

- Историю возможно и отменить, и исправить, что делалось, и не раз, и не только в нашей стране. А как я отношусь к происходящему? Что вы хотите, чтобы я ответил? Как к разнообразной и увлекательной картине современной художественной жизни.


«Положение во гроб», Караваджо, 1600–1604. Многие из его картин были отклонены заказчиками из-за намеренного отказа художника от возвышенности образа. Он изображает святых среди простых людей

© Пинакотека Ватикана

Возможно, для истории нужна какая-то отправная точка - ею бы мог стать музей современного искусства с постоянной коллекцией, но его до сих пор нет. Про , который обещали на Ходынке к 2018 году, уже некоторое время не слышно…

Музеев современного искусства предостаточно - разной степени паршивости и величия. Современное искусство выставлено в том числе и у нас, в проекте «Эрмитаж 20/21». В Москве его показывает и Крымский Вал, и ММСИ на Петровке и в Ермолаевском переулке. Идеального и прекрасного музея не будет: идеал просто не может быть связан с современностью. А если обсуждать это в более конкретном ключе, то стоит просто сесть, заняться работой и спроектировать хороший музей современного искусства.

Тогда вернемся к классике: если бы вы могли купить или, скажем, получить в подарок одну из картин с выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки», что бы вы выбрали?

Слава богу, передо мной такого вопроса стоять не будет, а то от жадности я вполне мог бы покончить с собой. Конечно, нужно брать Караваджо. Но нельзя же его убирать из Ватикана! Это совершенно невозможная дилемма, и до добра она бы меня не довела.

Когда-то это была лишь небольшая коллекция скульптур, но спустя столетия она превратилась в музейный комплекс с одной из богатейших коллекций предметов искусства на планете. Интерьеры дворцов, где хранятся произведения искусства, сами по себе являются шедеврами искусства. Музеи Ватикана были основаны в 18 столетии под патронатом Папы Клемента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). Они были среди первых, кто открыл великолепные сокровища для широкой публики, продвигая культуру в массы. Не удивительно, что первое здание комплекса - Музей Пия-Клемента был назван в честь двух понтификов.

Однако, происхождение коллекции уходит корнями на много столетий назад. Все началось в 1480 году с обнаружением Римской статуи Аполлона Бельведерского, которая является одной из главных достопримечательностей музеев Ватикана. В 1503 году Юлий II поставил эту статую в восьмиугольном внутреннем дворике Кортилле Октагоно. Спустя десятилетия последующие Папы постоянно пополняли коллекцию разнообразными работами. На сегодняшний день, большой архитектурный комплекс включает 13 музеев в двух Ватиканских Дворцах. Сами по себе, эти здания заслуживают посещения. Их комнаты и залы щедро декорированы мрамором и изысканными фресками.


Невозможно охватить всю эту красоту за одно посещение, так как весь экскурсионный маршрут по музеям Ватикана составляет 7 километров. Но вы можете сфокусироваться на нескольких выдающихся экспонатах, или определенных музеях. При этом стоит оставить немного сил и времени на Комнаты Рафаэля и Сикстинскую Капеллу, которые расположены в конце музейного комплекса. Чтобы контролировать огромные толпы посетителей, музей промаркировал разными цветами четыре экскурсионных маршрута длиной от одного часа до более 5 часов. Каждый из этих маршрутов заканчивается Сикстинской Капеллой. Гордостью Музеев Ватикана является коллекция древнегреческого и древнеримского искусства, распределенная по четырем музеям. Здесь находятся одни из самых известных статуй, включая Лаокоона и Аполлона Бельведерского.

Музей Пия-Клемента

Ядро музеев Ватикана составляет Музей Пия-Клемента, экспозиция которого состоит преимущественно из статуй, найденных в Риме и его окрестностях. Среди его достопримечательностей выделяется так называемый Апоксиомен - мраморная копия знаменитой бронзовой статуи Лиссипа, сделанная в 1м веке. Статуя была обнаружена в 1849 году в Трастевере. Она изображает спортсмена, стирающего пот со своего тела. Фиговый лист был добавлен позже, так как римляне и греки никогда не подвергали свои статуи цензуре.


Восьмиугольный внутренний дворик Кортиле Октагонале является старейшей частью музеев Ватикана и также демонстрирует несколько шедевров искусства. Среди них Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия древнегреческой статуи Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой считается превосходством эстетичности. Но еще более известен Лаокоон - скульптурная группа, обнаруженная в 1506 году во время раскопок на Холме Эсквилин. Лаокоон был создан примерно в 30 году до нашей эры скульпторами с острова Родом, которые скопировали оригинальную скульптуру 2 столетия до нашей эры. Скульптура изображает троянского священника Лаокоона и двух его сыновей, ведущих борьбу со змеями. Согласно рассказу римского поэта Вергилия, Лаокоон предупреждал троянцев об опасности легендарного Троянского Коня, из-за чего богиня Афина послала двух змей, чтобы убить священника. Скульптурная группа ценится за очень реалистично переданные муки героев.


Зал Муз в музее Ватикана украшен фресками Аполлона с Музами, созданными в конце 18го столетия Томаззо Конка. В центре внимания здесь находится Торс Аполлона - статуя была обнаружена в Кампо де Фьори и подписана Аполлониусом из Афин, греческим скульптором первого столетия до нашей эры. К сожалению, ноги и руки статуи не сохранились, но торс являет собой отличную демонстрацию мужской анатомии. Именно этот торс вдохновил Микеланджело на создание фресок Сикстинской Капеллы. Зал Ротонда, или Круглая Комната в музее Пия-Клемента был построен по образу Пантеона. Его пол устлан удивительными римскими мозаиками с изображениями морских монстров и мифологических фигур. Пол был обнаружен на раскопках в Отриколи - небольшом городке в Умбрии. Отсюда же был доставлен Зевс Отриколи - копия греческого скульптора четвертого столетия до нашей эры. Посреди комнаты расположен большой порфировый бассейн, так называемая ванная Неро, обнаруженная в Золотом Доме Неро. В окружающих комнату нишах размещено множество скульптур и статуй, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса 2 столетия до нашей эры, покрытая бронзой.

Среди других интересных комнат в музее Пия-Клемента можно отметить Галерею Статуй со Спящей Ариадной, которая служила вдохновением многим неоклассическим скульпторам. Зал Животных представляет превосходную серию статуй и мозаик животных, а Кабинет Масок получил такое название из-за своих фресок с масками, доставленных из Виллы Адриана в Тиволи. В греческой комнате находится саркофаг Елены, матери Императора Константина.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь его основателя Пия VII. Музей занимает часть трехсотметрового крыла, построенного в 1807 году по проекту Браманте. Здесь хранится впечатляющее количество статуй, включая ряд бюстов знаменитых римлян. Остальная часть галереи принадлежит Лапидарию с большой коллекцией эпиграфов. К сожалению, лапидарий закрыт и попасть сюда можно только по специальному разрешению. За Галереей Кьярамонти расположено Новое Крыло с прекрасными напольными римскими мозаиками. Здесь хранятся римские статуи, включая Августа из Прима-Порта, изображающего Римского Императора Августа. Статуя была обнаружена в 1863 году на Вилле Юлия Августа.


Еще одной выдающейся работой является колоссальная скульптура Нила. Она изображает речного бога Нила, лежащего на боку и опирающегося на сфинкса. У его ног лежит крокодил, а в руках Нил держит сноп пшеницы - символ плодородных земель долины реки Нил. Считается, что ползающие по Нилу 16 младенцев являются ссылкой на идеальную высоту шестнадцати локтевых костей, на которые река Нил должна была повыситься, чтобы гарантировать плодородную почву к сезону урожая.

Грегорианский музей светского искусства

Грегорианский музей светского искусства в Ватикане также посвящен греко-римским статуям. Музей был основан в 1884 году Григорием XVI и содержит коллекцию статуй, саркофагов, и надгробных статуй, большинство которых относятся ко времени Империи в 1-2 столетии. Среди самых известных работ музея Афина и Марсий - копия бронзовой оригинальной статуи, созданная в 5 столетии до нашей эры греческим скульптором Мироном. Здесь также есть мозаики атлетов из Терм Каракалл, и выставка фрагментов Пантеона.

Грегорианский Этрусский музей Ватикана

Грегорианский Этрусский музей Ватикана был основан Папой Григорием XVI в 1837 году. Это был один из самых важных музеев своего рода, несмотря на то, что сейчас его затмевает одноименный музей в Вилле Боргезе, основанный после объединения Италии. В Этрусском музее Ватикана представлена большая коллекция ваз, демонстрирующая влияние греческих техник на этрусков. Выдающимся образом является древняя амфора, украшенная фигурами Ахиллеса и Аякса. Еще одним интересным моментом коллекции является серия экспонатов, найденная в гробнице Реголини-Галасси в городе Черветере. Среди них деревянный трон и носилки седьмого столетия до нашей эры. Важнейшей статуей в Этрусском музее Ватикана является Марс из Тоди - бронзовая статуя пятого столетия до нашей эры.

Григорианский Египетский Музей Ватикана

Григорианский Египетский Музей Ватикана (музео грегориано егицио) также был основан Папой Римским Григорием XVI, который очень интересовался египетской культурой. Вся экспозиция демонстрируется в 8 комнатах, где собраны древние стелы с иероглифами, датирующиеся 2500 годом до нашей эры. Здесь Вы также сможете увидеть римские копии египетских статуй, созданные во втором столетии нашей эры. Не пропустите увлекательную выставку мумий 1000 года до н.э., найденных в некрополе Дейр эль-Бахри в Тебесе. Один зал египетского музея содержит реконструкцию Канопуса из Виллы Адриана в Тиволи, включая Святыню Сераписа и статуи египетских богов.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Пинакотека Ватикана) - относительно новый музей. Он был основа в конце 18го века Папой Пием VI и открыт в 1932 году. 16 комнат музея содержат множество картин, датирующихся периодом от 12 до 19 века. Большинство картин были созданы итальянскими мастерами, но есть в галерее и работы иностранных мастеров. Есть даже целая комната, посвященная творчеству австрийского художника Петера Венцеля. Среди выдающихся экспонатов Триптих Стефански, созданный Джотто в 1300 году для собора Св. Петра. Также стоит выделить фреску 15го столетия, изображающую процесс основания Библиотеки Ватикана. Творение Мелоццо да Форли демонстрирует, как первый библиотекарь преклонил колени перед Папой Римским Сикстом IV. В картинной галерее Ватикана есть комната, посвященная Рафаэлю. Здесь представлены гобелены фламандского художника Питера Ван Альста, а также наброски самого Рафаэля и его учеников. Гобелены были сделаны для покрытия стен Сикстинской капеллы. Среди экспонатов также несколько картин Рафаэля, включая "Коронацию Девственницы", которую он нарисовал в девятнадцать лет. Среди других шедевров галереи стоит выделить незаконченную картину Леонардо да Винчи "Сен Джером" (1480), "Мадонну Фрари" Тициана (1535) и некоторые работы Караваджо.

Музей Современного Религиозного Искусства

Музей Современного Религиозного Искусства (Collezione d"Arte Religiosa Moderna) охватывает пятьдесят пять комнат. Он был основан в 1973 волей Папы Павла VI и является самым большим музеем своего вида. Экспозиция включает работы многих самых важных современных художников мира, включая Дали, Кандинского, Матисса, Пикассо, Родена, Ван Гога и многих других.

Музей Пио-Кристиано

Музей Пио-Кристиано содержит набор скульптур, саркофагов и мозаик с Ранне-Христианской эры. Музей был создан в 1854 Пием IX. Самый известный объект здесь - статуя Хорошего Пастуха, созданная в третьем столетии.

Этнологический миссионерский музей Ватикана

Этнологический миссионерский музей Ватикана был основан Пием XI в 1926 году для демонстрации религиозных объектов 4 географических регионов - Азии, Океании, Африки и Америки. Многие из 100 тысяч экспонатов были добыты миссионерами на разных континентах. Музей был первоначально размещен в корпусе Латеранского Дворца, но в 1973 перемещен в настоящее помещение. Среди достопримечательностей статуя бога Кетцалькоатля из Мексики, маски из Сьерра-Леоне и деревянная скульптура божества Туматауэнга из Французской Полинезии.

Библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана была основана Папой Римским Николасом V в 1450 и на момент основания содержала 340 книг. Сегодня это одна из самых важных библиотек в мире, с более чем полумиллионом книг и 60,000 рукописей. Некоторые самые ценные экспонаты демонстрируются в Сикстинском Зале. Этот великолепный сводчатый зал был создан в 1588 Доменико Фонтана. Зал шириной в 15 метров достигает 80 метров в длину, с великолепными потолочными фресками и яркими стенами. Библиотека также содержит ряд музеев, включая Светский Музей и Священный Музей, где хранится множество древних христианских объектов из римских катакомб, а также средневековой стеклянной посуды из драгоценных материалов.

Исторический музей Ватикана

Исторический музей (Museo Storico) обеспечивает захватывающий взгляд на длинную и бурную историю Ватикана. Музей был основан в 1973 по требованию Папы Римского Павла VI. Он был первоначально расположен около ватиканской Пинакотеки, но в 1991 переместился в Латеранский Дворец, рядом с базиликой Святого Иоанна Латеранского. Музей содержит набор оружия, брони и универсального обмундирования Папских вооруженных сил, а также портреты Пап и так называемые папомобили. Обсуждаются планы переместить коллекцию обратно в Ватикан. Этот музей можно посетить только во время заранее забронированного группового тура. Другие коллекции Ватиканских музеев включают керамику 18-19го столетий и миниатюрные мозаики, которые были наиболее популярным итальянским сувениром в девятнадцатом веке. Обязательно посетите этот музей Ватикана, входящий в число величайших музеев мира.

Апостольский дворец в Риме

Одним из самых интересных моментов посещения Музеев Ватикана является шанс восхититься щедрым комплексом Апостольского дворца. Комплекс создавался в период между двенадцатыми и девятнадцатыми веками и служил главной резиденцией многих Пап Римских. Несколько комнат, включая Сикстинскую Капеллу, все еще используются папством. Сегодня Папа Римский - главным образом духовная фигура, но перед объединением Италии Папа Римский был также главой большой мирской области, и ватиканский комплекс отразил его важность в качестве главы государства. Папы Римские нанимали самых известных архитекторов и художников в мире, чтобы украсить свои дворцы. Эти художественные шедевры, в частности настенная живопись в частных папских квартирах, сами по себе заслуживают посещения.

Внутренние дворы Ватикана

Здания Музеев Ватикана включают два дворца. На севере расположен Дворец Бельведера, созданный в конце пятнадцатого века. С юга к Собору Святого Петра примыкает Апостольский Дворец, который служил основной резиденцией Римских Пап начиная с их возврата из Авиньона в 1377. Текущий дворец был создан в середине пятнадцатого века и заменял более старое здание времен пятого века. В начале шестнадцатого века Браманте соединил два дворца друг с другом конструкцией из двух длинных крыльев, формирующих большой внутренний двор Кортиле дель Бельведер. В 1585-1590 новое крыло для библиотеки разделило внутренний двор на две части. Более низкий внутренний двор все еще известен как Кортиле дель Бельведер, в то время как к верхнему внутреннему двору дали имя Кортиле делла Пинья. Добавление Нового Крыла (Браччио Нуово) в 1820 создало еще один, меньший внутренний двор в середине: Кортиле Библиотека.


Внутренний двор Библиотеки и внутренний двор Бельведера недоступны для туристов, но почти любой посетитель Музеев Ватикана может легко посетить красивый внутренний двор Пинья. Внутренний двор назвали в честь огромной бронзовой сосновой шишки, установленной Пирро Лигорио. Пинья - древний фонтан, который был обнаружен около Пантеона и вероятно принадлежал храму. Обрамляющие сосновую шишку бронзовые павлины являются копиями древних скульптур из Мавзолея Адриана в Тиволи. Оригиналы находятся теперь в Новом Крыле. Посреди внутреннего двора расположена современная бронзовая скульптура, названная "сфера в сфере". Это творение Арнальдо Помодоро было помещено сюда в 1990-х.

Галереи Ватикана

Два длинных крыла, которые соединяют Апостольский Дворец с Дворцом Бельведера составляют приблизительно триста метров длиной. Восточное крыло размещает вышеупомянутый Музей Кьярамонти с его древними скульптурами и Лапидарием. Западное крыло размещает еще три галереи. Сразу же за Дворцом Бельведера следует галерея Канделябров - комната восемьдесят метров длиной с греческими и римскими скульптурами. Эта комната приводит к галерее Картин (Дели Арацци) с гобеленами 5-17 веков. Заключительной и самой длинной галереей является Галерея Географических Карт. Стены этой галереи украшены тысячами карт, созданных Антони Данти в период между 1580 и 1583 годами. Ему помогал брат игнацио Данте, архитектор и космограф по образованию. Карты изображаю итальянские города, острова в Средиземном море и папские территории. Сопутствующие фрески изображают события, которые произошли в этих местах.

Комнаты Апостольского Дворца

Папы Римские эпохи Возрождения нанимали самых талантливых художников для щедрого украшения своих роскошных резиденций. Многие комнаты, включая Апартаменты Борджиа и Комнаты Рафаэля открыты для общественности и включены в маршрут Музеев Ватикана.

Апартаменты Борджиа

Квартиры Борджиа являются серией комнат, преобразованных в частные квартиры для Папы Римского Александра VI, Родриго де Борджиа. Папа Римский был покровителем искусств и призвал Пинтуриккио украсить свои апартаменты великолепными фресками. С 1492 по 1495 год Пинтуриккио и его ученики украсили шесть комнат Борджиа. Фрески изображают религиозные (мученичество святых и тайны веры) и средневековые темы (Тривиум и Квадривиум). Большинство комнат в настоящее время используется для демонстрации предметов современного религиозного искусства.

Часовня Николая V

Часовня Николая V часто пропускается посетителями на пути к Сикстинской капелле, но определенно заслуживает посещения. Часовня щедро украшена замечательными фресками Фра Анджелико, созданными в период между 1447 и 1449. Фрески изображают сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия.

Комнаты Рафаэля

Станцы Рафаэля появились благодаря Папе Римскому Юлию II, который предпочел дистанцироваться от Александра VI и отказался жить в квартирах, созданных для его предшественника. Он решил пригласить самых известных живописцев для украшения собственных апартаментов, расположенных над апартаментами Борджиа. Но понаблюдав за работой 25-летнего живописца и архитектора Рафаэлло Санти (Рафаэля), решил доверить эту работу ему. С 1508 Рафаэль продолжал работать над художественным оформлением квартир, часто отвлекаемый другой работой, включая строительство Собора Святого Петра. Рафаэль умер в 1520, прежде чем фрески папских квартир были завершены, но его ассистенты закончили работу по чертежам мастера. Фрески считаются абсолютными шедеврами ренессансного искусства.


Первая Комната Рафаэля - Зал Константина, который был завершен ассистентами Джулио Романо и Франческо Пенни уже после смерти Рафаэля. Он демонстрирует сцены из жизни римского императора Константина, сделавшего христианство официальной религией вместо язычества. "Битва у Мильвийского Моста" изображает сражение между Константином и Максенцием, во время которого превосходящая численностью армия Константина сокрушила армию противника.


Следующая комната - Станца д’Элиодоро, частично выполненная Рафаэлем между 1512 и 1514 годами. Тема комнаты - божественное вмешательство, защищающее церковь и святых. Комнату называют в честь одной из фресок "Изгнания Элиодоро", которая изображает сцену из библии. Фигуры слева изображают Папу Римского Юлия II, самого Рафаэля и его ученика Джулио Романо.


Станца делла Сеньятура названа в честь собираемого здесь особого комитета. Рафаэль начал с этой комнаты в 1508 году - это единственная станца, полностью завершенная самим мастером. Главная тематика - гармония между предметами старины и христианством. Наиболее известна здесь "Афинская Школа" - самая знаменитая фреска в Комнатах Рафаэля. Она изображает дебаты между Платоном и Аристотелем, двумя известными греческими философами. Многие другие знаменитости старины также изображены здесь, включая Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Рафаэль также изобразил на фресках многих современных персонажей. Среди них его друг Браманте, Папа Римский Юлий II, Леонардо Да Винчи и даже его конкурент Микеланджело, который в этот момент работал над потолком Сикстинской капеллы.


Последней из этих четырех комнат является Комната Пламени, названная в честь одной из фресок. Комната была украшена в 1514-1517 (главным образом ассистентами Рафаэля) во время понтификата Лео X. Он выбрал главной темой для комнаты повествование о жизни своих тезок Лео III и Лео IV. Самая важная фреска - Пожар в Борджо, нарисованный по эскизам Рафаэля. Она изображает Лео IV, гасящего пламя в форме креста. Картина проводит параллели со сценами из старины, напоминая о пожаре в городе Троя.

Лоджия Рафаэля

Комната Константина связана с Лоджией Рафаэля, еще одним шедевром художника. К сожалению, вход в Лоджию Рафаэля доступен только по специальному приглашению. Лоджия украшена 12 фресками с изображением библейских сцен.

Сикстинская Капелла

Самой известной достопримечательностью Музеев Ватикана, вне всяких сомнений, является Сикстинская Капелла. Она была построена в 15м столетии, как личная капелла Папы Сикста IV. В 1508 году Папа Юлий II попросил Микеланджело украсить потолок. Микеланджело не считал себя художником, но вынужден был принять предложение. Он решил украсить потолок Сикстинской капеллы девятью сценами из Ветхого Завета, самой известной из которых является "Сотворение Адама". Она изображает Бога, сошедшего с небес для вселения жизни в Адама. Стены Сикстинской Капеллы также полностью покрыты фресками, самой известной из которых является "Страшный Суд" Микеланджело на стене алтаря.

Лестница в музее Ватикана

Прежде чем попасть в музей Ватикана, у вас будет шанс восхититься красотой одной из самых знаменитых лестниц в мире. Она была спроектирована в 1932 году Джузеппе Момо и состоит из двух спиралей - одна из которых ведет вверх, а другая вниз. Красивая бронзовая лестница украшена папскими гербами.

– памятник мировой культуры. То, что начиналось с небольшой коллекции скульптур, со временем переросло в крупнейший музейный комплекс с одной из прекраснейших художественных коллекций на планете. Внутреннее убранство дворцов, где хранятся произведения искусства, также невероятно. собирают ежегодно до шести миллионов посетителей, находясь в , в пределах государства Ватикан. Это одно из тех мест, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни.

Основали два папы 18 веке Климент XVI (1769-1774) и Пий VI (1775-1799), которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства в целях культурного просвещения народа. Первый музейный комплекс, таким образом, носит имя своих покровителей – Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino). Происхождение самих коллекций берет начало гораздо глубже в истории.

Все началось в 1480 г с обнаружения в Анцио (Anzio) римской статуи II в. до н.э. «Аполлона Бельведере» (L’Apollo del Belvedere) греческого скульптора Леокария. Она до сих пор является одной из самых замечательных. В 1503 Юлий II установил статую в Восьмиугольном дворе (Cortile Ottagono), или Дворе Статуй (Cortile delle Statue), положив начало папской коллекции античных классических статуй.

Здесь Папа Юлий II Ровере (1503-1515) собрал внушительную коллекцию античных скульптур, что символизировало переход Рима от Цезарей к Папам. Во второй половине 18 в., когда папы Климент XVI и Пий VI решили сделать из этой коллекции музей, Двор стал центром нового проекта. Несмотря на некоторые изменения, многие скульптуры, в том числе и Аполлон и знаменитый Лаоокон (Laocoonte) находились здесь до середины 16 в. В последующие столетия другие папы добавляли в коллекцию свои ценные произведения искусства.

На сегодняшний день музеи Ватикана состоятся из тридцати, и они образуют внушительный архитектурный комплекс, занимающий два дворца.

Сикстинская Капелла

К самой Сикстинской Капелле мы еще вернемся в отдельной статье. Скажем лишь, что это одно из самых известных культурных сокровищ Ватикана и мира, которое входит в общий музейный комплекс. Поэтому и посетить ее можно по единому билету. Известно, что построена она была в 1475-1481 , во время правления папы Сикста IV , откуда и получила свое название. Считаем уместным привести цитату Иоганна Вольфганга фон Гете из «Путешествия по Италии». «Не видя Сикстинскую Капеллу, нельзя понять, на что способен человек».

В 1508 папа Юлий II пригласил Микеланджело расписать ее потолок. Микеланджело, считавший себя скорее архитектором и скульптором, а не художником, взялся за работу неохотно, но решил изобразить под потолком девять сцен из Ветхого Завета, самая известная из которых – «Сотворение Адама» (Creazione di Adamo), где бог спускается с небес, чтобы вдохнуть жизнь в Адама. Стены Капеллы полностью покрыты фресками. Самая знаменитая – «Страшный суд» (Giudizio Universale) на стене с алтарем, также работы Микеланджело. В целом, весь музейный комплекс интересен и стоит того, чтобы его посетить, ведь все его залы и коридоры богато украшены мрамором, фресками и исключительными шедеврами, равных которым нет в мире.

Музеи Ватикана и их коллекции

Лучше не пытаться осмотреть все за один раз (музеи Ватикана – это маршрут более 4,5 км!), а сосредоточиться на конкретных вещах, которые вы хотите посмотреть. В противном случае появляется риск пропустить нечто важное. Убедитесь также, что у вас останется свободное время и силы на осмотр Сикстинской Капеллы и Залов Рафаэля (Stanze di Raffaello), расположенных в конце маршрута. Для наилучшей организации потока туристов музеи Ватикана предлагают 4 экскурсионные программы. Они различаются по содержанию и по времени (от 1,5 до 5 часов), будьте внимательны, не переутомитесь. Все маршруты заканчиваются в Сикстинской Капелле.

: четыре музея с обширной коллекцией греческого и римского античного искусства – Одно из самых впечатляющих мест. Среди самых известных скульптур – статуи Лаокоона, Аполлона и Афродиты в Музее Пия-Климента, который является ядром всего музейного комплекса. Большинство его статуй были найдены в Риме или его окрестностях. Хочется особо выделить Апоксиомена (Apoxyomenos) – мраморную копию 1 в. известной бронзовой статуи Лизиппа. Она была найдена в 1849 в Трастевере и сразу же приобрела всемирную славу. Она изображает атлета, очищающего грязь с тела скребком. Фиговый листок добавили позже, так как в античности цензуры в искусстве не было.

Шедевры музеев Ватикана

Содержат множество шедевров, среди которых – Аполлон Бельведере, еще одна римская копия с работы греческого скульптора Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой описывается в истории искусства как образец идеальной эстетической красоты. Еще одна известная статуя – Лаокоон , открытый в 1506 на Оппие на крупных раскопках при участии Микеланджело и Джулиано Сангалло. Последний был приглашен папой для оценки находок, которые по описанию походили на те, о которых писал Плиний.

Группа Лаокоона

Группа Лаокоона была выполнена в 30 г до н.э. тремя скульпторами Роди (Rodi), вероятно, скопировавшими оригинал 2 в. до н.э. Изображает легендарную сцену из Энеиды: троянский священник Лаокоон и двое его сыновей борются с двумя морскими змеями. Эпизод олицетворяет месть Афины за то, что священнослужитель Аполлона Лаокоон пытался внутри коня попасть в Трою и предупредить жителей. В истории искусства открытие Лаокоона стало переломным моментом, повлиявшим на целые поколения мастеров. среди них Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андрэа Сарто . В частности, Микеланджело был потрясен детальным изображением мужского тела. Многие его последующие работы, например, Святой Маттео (San Matteo), Раб Непокорный (Schiavo ribelle) и Раб Умирающий (Schiavo morente) – плоды вдохновения Лаокооном. Король Франции в 1540 г заказал сделать бронзовую копию Лаокоона для королевского дворца.

Также можно сказать, что именно с этой композиции зародилась художественная критика. С анализа Готтольда Эфраима Лессинга в 1766, где он утверждает, что нельзя сравнивать визуальное искусство и поэзию в их современных смыслах. Статую во время завоевания Италии в 1799 вывез Наполеон, и какое-то время она находилась в Лувре. После падения Наполеона в 1815 под руководством Антонио Канова (который не раз изображал французского императора в своих произведениях) она вернулась в Ватикан и была реставрирована. Лишь в 1906 правая рука Лаокоона, потерянная в 60-х, была восстановлена.

Во время прогулки по Музею Пия-Климента поражает красота Зала Муз (Sala delle Muse), украшенного фресками, изображающими Аполлона и муз, созданными в конце 18 в. Томмазо Конка . Зал, открытый для посещения в 1784, был задуман для размещения серии скульптур, найденных на так называемой вилле Кассия (villa di Cassio) у Тиволи (Tivoli). Несколько скульптур муз, их Предводитель Аполлон, Афина, Гермес и просто фигуры людей.

В так называемом Дворе Бельведере (Cortile di Belvedere) находится еще одна знаменитая скульптура, Торс Бельведере (Torso del Belvedere), найденная на Поле Цветов (Campo dei Fiori) и принадлежащая Аполлонию (сыну Нестора), греческому скульптору 1 в. до н.э. К сожалению, ноги и руки не сохранились, однако торс считается образцом мужской анатомии. Почему даже сегодня эта статуя так важна для истории искусства? Она вдохновила Микеланджело на обнаженные образы для потолка Сикстинской Капеллы.

Круглый Зал

Рядом расположен Круглый Зал (Sala Rotonda), повторяющий форму Парфенона. Его пол пестрит римской мозаикой начала 3 в. н.э. с изображениями морских монстров и героев мифов. Его нашли в Отриколи (Otricoli), небольшом городке в Умбрии (Umbria). Оттуда же привезли копию бюста Нептуна работы греческого скульптора Бриассида 4 в. до н.э. В центре зала – гигантский порфировый бассейн Нерона. В нишах по периметру установлены статуи. Самая впечатляющая из них – бронзовая статуя Геркулеса 2 в. н.э.

К другим интересным залам Музея Пия-Климента относится Галерея Статуй (Galleria delle Statue) с чарующей скульптурой Спящей Арианны (Arianna Addormentata), ставшей источником вдохновения для многих неоклассицистов. Ее купил папа Юлий II в 1512 для Двора Статуй в Бельведере, где она заняла место рядом с фонтаном. Из-за украшения в виде змеи на руке многие полагали, что это Клеопатра, которая покончила жизнь самоубийством, дав себя укусить гадюке. Однако в 700 г в ней распознали Арианну, принцессу Крита и дочь царя Миноса, которая, после того как помогла Тесею в Лабиринте Минотавра, была оставлена героем спящей на острове Нассо; там она проснулась, когда явился Дионис и взял ее в жены.

Весьма интересен также Зал Животных (Sala degli Animali) с прекрасной коллекцией скульптур и мозаик с животными, Кабинет Масок (Gabinetto delle Maschere) с изображениями масок на стенах и полу из виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи. Зал Греческого Креста (Sala a Croce Greca) вмещает саркофаги Елены (матери императора Константина) и ее внучки Константины.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь своего основателя Пия VII, который родился в Чезене и носил имя Луиджи Барнаба Кьярамонти. Музей, оформленный и украшенный Антонио Канова, занимает часть галереи длиной 300 м, спроектированной Браманте в 1507 г по заказу Юлия II для объединения Папского Дворца с дворцом Бельведере.

В Музее Кьярамонти впечатляющее количество статуй, среди которых много бюстов, которые римляне делали как портреты своих предков. Остальная галерея занята собранием надгробных надписей (Galleria Lapidaria), насчитывающих более 4000. К сожалению, для публики она закрыта, а чтобы туда попасть, нужен специальный пропуск. В галерее есть Новый коридор (Braccio Nuovo) с красивым полом, выложенным римской мозаикой. имеют и некоторые римские статуи, в том числе мраморную статую Августа из Прима Порта (Augusto di Prima Porta), изображающую императора Августа, высотой 2,04 м, найденную в доме Ливии Друзиллы, жены Августа, на вилле Ливия (Villa Livia) в Прима Порта (Prima Porta) в окрестностях Рима, отсюда и название.

Еще одной характерной скульптурой Музеев Ватикана является персонифицированный аллегорический Нил. Бог величественной реки изображен лежащим на боку, опершимся на сфинкса мудрым бородатым мужчиной. У его ног лежит крокодил, а в руках бога – корзина с зерном – символ плодородия земли в долине Нила, результат периодических разливов реки. 16 детей, играющих на нем, символизируют 16 локтей – идеальную высоту подъема уровня воды, которая может обеспечить хороший урожай. Также маленькие ангелы олицетворяют детей Нила, египтян, великую цивилизацию, представленную в композиции еще и сфинксом, которая зародилась только благодаря существованию этой реки. Очеловечивание рек александрийскими скульпторами впоследствие переняли и римляне.

Светский григорианский музей

Светский григорианский музей (Museo Gregoriano Profano) также располагает ценнейшей коллекцией римских и греческих статуй. Он был основан в 1844 г Григорием XVI , сейчас содержит скульптуры, саркофаги, рельефы и памятники, большая часть которых восходит к периоду Римской империи (1-2 в. до н.э.). Самая главная достопримечательность музея – возможно, скульптуры Афины и Марса , копия бронзовых оригиналов 5 в. до н.э. работы греческого скульптора Мирона . Достойны внимания также мозаики в Термах Каракаллы (Terme di Caracalla) и фрагменты Парфенона.

Григорианский музей этрусков

Григорианский музей этрусков (Museo Gregoriano Etrusco) также построен благодаря Папе Григорию XVI в 1837 . Это один из важнейших музеев в своем роде, несмотря на то, что в самом Риме есть Национальный музей этрусков (Museo Nazionale Etrusco) на вилле Боргезе, основанный сразу после объединения Италии. хранят исключительную коллекцию ваз, раскрывающих греческое влияние в декоративном искусстве этрусков, а также греческих ваз, найденных в этрусских некрополях, и италиотских ваз (сделанных в эллинских городах на юге Италии), позволяющих проследить историю этого древнего народа.

Примечательный экземпляр – амфора с изображениями Ахиллеса и Аякса, играющих в кости. Также интересны объекты, найденные в гробнице Реголини-Галасси в Черветери (Cerveteri), среди которых деревянный трон и карета 7 в. до н.э. Самая примечательная статуя – бронзовый Марс из Тоди (Marte di Todi) 5 в. до н.э. Экспонаты этого музея – вещи с раскопок на территории проживания этрусков, сегодняшнего северного Лацио (Lazio), в основном древние и обладающие исключительной важностью. Сам музей – уже произведение искусства, ведь он находится внутри Дворца Иннокентия VIII (Palazzetto di Innocenzo VIII), соединенного со строением времен Пия IV, где можно полюбоваться богатыми украшениями, среди которых – фрески Федерико Бароччи (1563), Санти Ди Тито и Помаранче (1564).

Григорианский музей Египта

Посвященные Египту были созданы благодаря интересу Григория XVI к Египту и египтологии. В девяти залах вы можете полюбоваться на коллекцию стел и иероглифов 2500 г до н.э., римские копии египетских статуй 2 в. н.э., а также мумии и саркофаги, датируемые 1000 г до н.э., найденные в некрополе Дейр Эль-Бари (Deir el-Bahri) в Тeбе (Tebe). Интересны также статуи египетских божеств. Интерес Григория XVI и некоторых других пап к Египту связан с ролью этой страны в Священном Писании. Девять залов расположены полукругом и выходят на террасу «Семени шишки» (“Nicchione della Pigna”), в которой размещены скульптуры. Два последних зала посвящены экспонатам из Месопотамии и сегодняшней Палестины.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – относительно новый музей, был торжественно открыт в 1932 г Пием XI . В 16 залах висят картины с 12 по 19 в. Большая их часть – творения итальянских мастеров, но представлены и некоторые зарубежные художники. В частности, целая комната посвящена австрийскому художнику Петеру Менцелю . Одна из его наиболее выдающихся работ – «Стефанийский Триптих» (Trittico Stefaneschi).

Есть также зал, посвященный Рафаэлю, в котором находятся и гобелены фламандца Питера ван Альста, выполненные им в лавке в Брюсселе по наброскам Рафаэля и его учеников. Эти наброски хранятся сейчас в Музее Виктории и Альберта (Victoria&Albert Museum) в Лондоне. Среди замечательных работ самого Рафаэля – «Увенчание Девы Марии» (L’Incoronazione della Vergine), которую он написал уже в возрасте 19 лет. Представляют интерес «Сан Джироламо» (San Girolamo) Да Винчи (1480), «Мадонна Фрари» (Madonna dei Frari) Тициана (1535), «Отдых во время бегства в Египет» (Riposo durante la fuga in Egitto) Федерико Бароччи (1573) и «Снятие с креста» (Deposizione) Караваджо (1603).

Музей современного религиозного искусства

Коллекция современного религиозного искусства размещена в 55 комнатах. Она была основана в 1973 по желанию Папы Павла VI и является самым крупным музеем в своем роде. Здесь представлены работы самых известных художников в мире: Гуттузо, Дали, Кандинский, Кокошка, Корбузье, Мунх, Пикассо, Родин и Ван Гог. с религиозным искусством подтверждают способность современного искусства передать религиозные чувства. Коллекция собрана, преимущественно, из пожертвований. Музей расположен в Апартаментах Борджия (Appartamento Borgia), на первом этаже Папского Дворца, нескольких подземных помещениях и нескольких – на верхних этажах Сикстинской Капеллы, где изначально находились церемониальные магистры (Magistri Caeremoniarum), ответственные за церемонии и отчасти – за документацию.

Христианский Музей Пия

Христианский Музей Пия (Museo Pio Cristiano) содержит коллекцию скульптур, саркофагов и мозаик раннехристианской эпохи. Музей был основан Пием IX в 1854 , через два года после утверждения религиозной археологической комиссии, основной задачей которой стало проведение и охрана раскопок; первыми в музей должны были попасть те находки, сохранность которых на месте обеспечить было невозможно. Самая большая ценность музея – статуя Доброго Пастуха (Statua del Buon Pastore), созданная в 3 в. н.э. Пастух изображен с ягненком на плечах, одетый в тунику без рукавов и сумкой через плечо. Статуя олицетворяет Христа и Жертву, принесенную им ради спасения людей – намек довольно явный, он отсылает на Святое Писание от Луки, где объясняется причина поступка пастуха. Такие обычно жертвуют лучшее из того, что имеют, на милость богу.

Миссионерский этнологический музей

Миссионерский этнологический музей (Museo Missionario Etnologico), основанный Пием XI в 1926 г, содержит экспонаты на религиозную тематику с четырех частей света: Азии, Океании, Африки и Америки. Более 100000 объектов были переданы в коллекцию миссионерами. Изначально Музей располагался в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), но в 1973 переехал. Среди самых интересных предметов – мексиканская статуя бога Кветцалкоатля, маска из Сьерра Леоне и деревянная скульптура божества Туматауенга из французской Полинезии.

Апостольская библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V , и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана , богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками.

В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана , например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в.

Исторический музей Ватикана

Исторический музеи Ватикана (Museo Storico Vaticano) дает представление о необычной и иногда мятежной истории Ватикана. Был основан в 1973 папой Павлом VI и первоначально размещался рядом с Картинной галереей Ватикана, однако в 1991 г был перенесен в Латеранский дворец у заднего входа базилики Святого Джованни (basilica di San Giovanni) в Латерано (Laterano). содержат коллекцию оружия и обмундирования вооруженных войск Папы, а также портреты Пап и так называемые папа-мобили – кареты и автомобили, на которых ездили Папы. Существуют планы вновь перенести музей в Ватикан. Сейчас посетить его можно только заранее заказав групповую экскурсию.

Музейный комплекс Ватикана

После посещения музеев самое время уделить внимание самому музейному комплексу, возведенному между XII и XIX в. и служившему тогда основной резиденцией пап. Некоторые залы, среди них и Сикстинская Капелла, и сейчас иногда используются понтификами. Однако сегодня Папа – фигура скорее духовная, в отличие от времени до объединения Италии, когда он выступал еще и как глава светского королевства, а комплекс в Ватикане отражал важность его персоны. Папы приглашали лучших архитекторов и художников для украшения своих дворцов, поэтому сегодня определенно стоит взглянуть на результат.

Дворы и галереи Музейного комплекса Ватикана

Музейный комплекс состоит из двух дворцов: Бельведере , построенный в конце 15 в., на севере и Апостольский , прилегающий к базилике Святого Петра (Basilica di Pietro) и являющийся основной папской резиденцией с момента переноса ее из Авиньона в 1377, на юге. Настоящий дворец был построен в середине 15 в., сменив предыдущий 5 в. В самом начале 16 в. Браманте соединил дворцы двумя длинными крыльями, образующими обширный двор – Двор Бельведере. В 1585-1590 еще одно крыло – библиотеки – разделило двор надвое. Нижний двор еще носит название Двор Бельведере , а верхний известен как Двор Шишки (Cortile della Pigna).

Постройка нового крыла в 1820 образовала еще один небольшой двор в центре – библиотечный. Он, как и Двор Бельведере, закрыт для посетителей, однако все приезжие с удовольствием приходят полюбоваться на прекраснейший Двор Шишки. Шишка – это хитрая античная фонтанная система, обнаруженная недалеко от Парфенона у терм Агриппы, которая, предположительно, принадлежала храму богини Исиды. Вода текла по ступеням, а по бокам были установлены два бронзовых павлина. Оригинал этого фонтана сейчас в новом крыле. Посередине двора стоит новая бронзовая статуя под названием «круг, заключенный в сферу» работы Арнальдо Помодоро 1990 г.

Галереи Музеев Ватикана

Два крыла, соединяющие Апостольский дворец и Дворец Бельведере, в длину около 300 м каждое. В восточном располагается уже упомянутый Музей Кьярамонти и Лапидарий , к сожалению, закрытый для публики. Западное крыло занимают три галереи. Одна – Галерея Канделябров (Galleria dei Candelabri) – около 80 м длиной, с греческими и римскими скульптурами. Вторая – Галерея Гобеленов (Galleria degli Arazzi) с гобеленами 17 в.

И последняя – и самая длинная, 175 м – Галерея Географических карт (Galleria delle Carte Geografiche). Стены этой галереи покрыты большими рисунками карт, созданными Антонио Данти в 1580-1583 благодаря необходимой информации, полученной от его брата Эгнацио Данти, доминиканского священника, затем епископа, а также географа, математика и архитектора. На картах отображены города Италии, острова Средиземного моря и папские территории. А фрески на потолке рассказывают о событиях, происходивших в этих местах.

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля , открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Винтовая лестница

Прежде чем выйти из музейного комплекса, не упустите возможность полюбоваться самой знаменитой лестницей в мире. Она была построена в 1932 Джузеппе Момо как двойная спираль, одна сторона которой вела вверх, а другая – вниз. Прекрасное бронзовое произведение искусства, украшенное папскими гербами.