Федеральный закон 167. Система обязательного пенсионного страхования

На сегодняшний день пенсионная система в РФ претерпела значительные изменения.

Например, было введено такое понятие как обязательное пенсионное страхование (ОПС) с целью обеспечения страховой защиты и интересов граждан России. Регламентирует данный вопрос ФЗ № 167-ФЗ , а также другие нормативные акты.

В этой статье мы рассмотрим основные положения данного законодательного акта, в том числе, виды пенсионного страхования, участников по нему, принцип работы данной системы, а также как происходит персонифицированный учет в ОПС.

Законодательное регулирование вопроса

Пенсионное страхование (ПС) в РФ - это страхование, которое призвано обеспечивать источниками финансирования пенсионные выплаты.

Существует обязательное и добровольное ПС.

В согласии со статьей 3 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.01 под ОПС подразумевают систему мер для компенсации физлицам дохода , который начислялся до назначения пенсий и был утерян при наступлении страхового случая.

После вступления в силу ФЗ «Об обязательном ПС» в 2002 году в РФ начала действовать пенсионная реформа . В согласии с данным законодательным актом все граждане России являются застрахованными лицами. ПФР открывает всем физлицам индивидуальный лицевой счет (ИЛС), на который каждый месяц начисляются (СВ), которые за сотрудника уплачивает работодатель во время исчисления ему зарплаты. Данные взносы формируют будущие пенсионные выплаты.

Накапливаемые СВ инвестируются на финрынке, дополнительно формируя таким образом накопительную часть (НЧ), управление которой производится ГУК «Внешэкономбанк». Если физлицо не определилось со способом инвестирования, то финансовые поступления перечисляются из ПФР по умолчанию. Любой гражданин имеет право самостоятельно решить кому передать право на управление накопленными отчислениями, например, негосударственному пенсионному фонду или компании.

Система индивидуального учета, которую проводит ПФР, предназначена для сбора и ведения учета сведений обо всех физлицах, которые имеют регистрацию в системе ОПС. Благодаря этому существует возможность реализации назначения накопительной и страховой части пенсий в зависимости от суммы уплаченных СВ и инвестиций по ним.

На каждое физлицо ПФР открывает ИЛС с определенным номером, который имеет три составляющих:

  1. Общая часть включает следующую информацию: ФИО, адрес, паспортные данные, половая принадлежность, гражданство, время трудовой и другой деятельности, информация о заработной плате и иные данные.
  2. Специальную часть составляют данные о сумме СВ, перечисленных на накопительную часть госпособия, о выборе вида инвестнакоплений и другие сведения.
  3. Профессиональная часть включает информацию о сумме инвестдохода, начисленных и уплаченных СВ для пенсионного обеспечения физлица, которое имеет право на , длительности стажа и сумме выплат.

Каждому индивидуальному лицевому счету присваивается номер , информация о котором содержится в ССГПС - ламинированной пластиковой карточке зеленого цвета, которую выдает ПФР. Получить данные сведения можно в личном профиле на сайте ПФР.

Подытоживая, можно сказать, что система ОПС была введена для обеспечения выплаты пенсионных начислений гражданам с целью их поддержки. Чтобы реализовать данную программу была создана система индивидуального учета СВ на застрахованных физлиц. Благодаря учету с ее помощью пенсионных прав граждан исключается вероятность ошибок при начислении пенсионных выплат.

О системе обязательного пенсионного страхования смотрите в следующем видеосюжете:

Внести в (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст.492; 2001, № 33, ст.3424; 2003, № 27, ст.2700; № 52, ст.5033; 2004, № 27, ст.2711; 2005, № 1, ст.45; 2007, № 31, ст.4011; № 41, ст.4845; 2009, № 23, ст.2776; № 30, ст.3739; 2010, № 31, ст.4193; № 47, ст.6028; 2011, № 7, ст.905; № 27, ст.3873; № 48, ст.6730; № 50, ст.7351; 2012, № 27, ст.3588; № 50, ст.6954; № 53, ст.7605; 2013, № 11, ст.1076; № 19, ст.2329; № 26, ст.3207; № 27, ст.3438; № 30, ст.4084; № 51, ст.6699; 2014, № 26, ст.3395; № 52, ст.7543; 2015, № 27, ст.3950; № 29, ст.4357; 2017, № 18, ст.2661) следующие изменения:

А) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

"9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1-5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.";

Б) дополнить частями 11.1-11.5 следующего содержания:

"11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

67 22.05.2019 7 мин.

В настоящее время страхование в России динамично развивается, ежегодно внедряясь в новые сферы деятельности граждан. В том числе развитию страхования способствует российское законодательство, которое предусматривает определенные виды обязательного страхования для граждан. К одному из таких направлений относится пенсионное страхование, которое входит в перечень обязательных сфер.

Общие положения

Данный закон вступил в силу в конце 2001 года, и с этого момента он действует по настоящий день с учетом некоторых поправок и изменений.

Порядок и контроль над организацией обязательного страхования возложен на государственные федеральные органы.

Участники правоотношений

Статьей 4 настоящего закона определены 3 вида участников пенсионного страхования. К ним относятся:

  • страхователи;
  • страховщики;
  • застрахованные лица.

Страховщиком выступает государственный орган, со всеми его отделениями по всей России. Это Пенсионный Фонд. А государство несет субсидиарную ответственность по его обязательствам. Деятельность ПФР регулируется данным законом.

Также к страховщикам относятся и негосударственные пенсионные фонды, которые осуществляют роль накопителей страховых взносов по индивидуальным вкладам граждан. А также в дальнейшем они обязаны осуществлять выплаты при наступлении страховых случаев.

В качестве страхователей выступают те лица, которые делают страховые отчисления за застрахованных лиц. К ним могут относиться:

  • физические граждане;
  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • люди, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты).

Если гражданин относится одновременно к нескольким категориям, то он должен оплачивать страховые взносы по каждой категории.

Застрахованными лицами являются непосредственно те граждане, которые будут получать компенсацию дохода, в установленных случаях нетрудоспособности. К ним могут относиться российские граждане, а также иные лица, независимо от их гражданства, пребывающие на территории России на законных основаниях.

К ним относятся также следующие лица:

  • трудоустроенные лица;
  • лица, работающие по гражданско-правовым договорам;
  • авторы;
  • индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся частной практикой;
  • члены крестьянских фермерств;
  • священнослужители;
  • лица, работающие за пределами РФ, но производящие регулярные отчисления в ПФР;
  • народы Крайнего Севера;
  • некоторые иные лица, установленные законодательством.

Данные категории людей страхуются от наступления страхового риска. Под которым понимается утрата заработка или иного дохода в определенных случаях. Страховыми случаями являются следующие обстоятельства:

  • потеря кормильца;
  • достижение установленного пенсионного возраста;
  • получение инвалидности.

При наступлении данных обстоятельств застрахованные лица могут рассчитывать на следующее страховое обеспечение:

  1. Единовременная выплата пенсии.
  2. Срочная выплата пенсии.
  3. Ежемесячное получение накопительной части пенсии.
  4. Страховая пенсия по старости, по инвалидности или по потере кормильца.
  5. Фиксированная выплата к страховой части пенсионного обеспечения.
  6. Пособие на погребение умершего пенсионера.
  7. Выплата пенсионных накоплений правопреемникам умершего пенсионера.

Все эти выплаты осуществляются за счет средств ПФР, а также иных негосударственных пенсионных фондов. Для ведения учета страхователей ПФР производит регистрацию и снятие их с учета на основании статьи 11 настоящего закона.

Обязательному учету подлежат следующие страхователи:

  1. Все работодатели.
  2. Все, кто занимаются частной практикой.
  3. Организации, имеющие банковские счета для начисления гражданам определенных выплат и вознаграждений.

После регистрации страхователя ему выдается соответствующий документ. После снятия с учета этот документ сдается обратно. А все изменения о внесении новых сведений в систему учета отражаются в общей сети Интернет.

Права и обязанности субъектов

Как и в любых страховых отношениях, каждый участник имеет свои права и обязанности. Согласно статье 13 настоящего закона страховщик имеет право:

  1. Осуществлять проверку документов у страхователей для сверки правильности проведенных расчетов о сумме страховых взносов.
  2. Требовать от страхователей устранения нарушений, выявленных в ход проверки.
  3. Запрашивать и получать информацию у налоговых органов о доходах застрахованных лиц.
  4. Управлять средствами, находящимися в бюджете ПФР и НПФ.
  5. Представлять интересы застрахованных лиц и действовать в их интересах.
  6. Осуществлять обмен информацией с другими государственными органами.
  7. Производить возврат уплаченных страховых взносов страхователям, если невозможно установить, за какое застрахованное лицо они были уплачены.
  8. Получать у Агентства гарантийное возмещение при инвестировании пенсионных накоплений.

Данная статья также указывает обязанности страховщика по отношению к другим участникам этих правоотношений:

  1. Контролировать предоставляемые сведения от страхователей.
  2. Производить обоснованное разъяснение установленных страховых тарифов по взносам.
  3. Назначать и своевременно выплачивать положенные выплаты застрахованным лицам.
  4. Контролировать перечень документов, которые должны подавать страхователи для подтверждения передаваемой информации.
  5. Составлять проект бюджета ПФР и контролировать его исполнение в течение года.
  6. Информировать всех участников правоотношений, а также другие заинтересованные государственные органы о своем финансовом состоянии.
  7. Использовать средства только по целевому назначению и вести их учет.
  8. Производить регистрацию и снятие с учета страхователей.
  9. Вести учет страховых взносов и вести государственный банк страхователей.
  10. Обеспечивать режим накопления специальной части страховых взносов.
  11. Своевременно производить учет дохода от инвестирования средств специальной части взносов.
  12. Проводить бесплатные консультации для всех участников правоотношений.
  13. Определять суммы страховых взносов и вести их учет.
  14. Уплачивать гарантийные взносы и предоставлять информацию Агентству о количестве застрахованных лиц, а также о размере своих обязательств перед ними.

Этой же статье установлены права страхователей:

  1. Участвовать в осуществлении пенсионного страхования.
  2. Получать бесплатно необходимую информацию от ПФР.
  3. Защищать свои интересы в суде.
  4. Уплачивать взносы на накопительную часть пенсии.

К обязанностям страхователя законодательством были отнесено следующее:

  1. Регистрироваться в системе в установленном порядке.
  2. В полном объеме и в указанные сроки уплачивать .
  3. Представлять необходимые документы в ПФР в указанные сроки.
  4. Выполнять требования и предписания ПФР.
  5. Обеспечивать реализацию прав лиц, в пользу которых производится страхование.

Сами застрахованные лица также имеют определенные права и обязательства. К правам относится следующее:

  1. Право участвовать в данной системе правоотношений через страхователей и иных представителей.
  2. Получать информацию от ПФР и работодателя о производимых отчислениях.
  3. Своевременно и в полном объеме получать положенное страховое возмещение при наступлении страхового случая.
  4. Уплачивать дополнительно средства для формирования накопительной части пенсии.

К обязательствам данных участников страховых отношений относится следующее:

  1. Сообщать страховщику и страхователю всю информацию, влияющую на формирование и назначение положенных выплат.
  2. Соблюдать порядок перерасчета и назначения выплат.
  3. Предъявлять достоверные документы, подтверждающие факты, на основании которых застрахованное лицо имеет право на получение выплаты.

Таким образом, данные права и обязанности всех участников страхового процесса организуют порядок обязательного пенсионного страхования.

Финансовая система

Для исполнения обязательств пенсионного страхования статьей 16 настоящего закона указывается невозможность изъятия бюджета ПФР другими федеральными органами. Этот бюджет не входит в состав других бюджетов и полностью принадлежит только ПФР.

Для формирования этого бюджета устанавливается определенный норматив денежных средств, которые должны находиться в ПФР. Этот норматив устанавливается ежегодно правительством РФ.

В бюджете ПФР производится отдельный учет накопительной части пенсии застрахованных лиц на их лицевых счетах. Денежные средства находятся на счетах Банка России, созданных для операций, необходимых ПФР.

Как проверить пенсионные накопления читайте .

Формирование бюджета происходит за счет следующего:

  • взносов от страхователей;
  • средств из федерального бюджета;
  • штрафных санкций и пени, назначаемых нарушителям;
  • доход от временного инвестирования;
  • добровольные взносы граждан на накопление пенсий;
  • резервные средства;
  • иные разрешенные источники дохода.

Порядок расчет и организации межбюджетных трансфертов, которые формируют этот бюджет, устанавливается этим законом в статье 17. Расходование средств из бюджета возможно только по целевому назначению:

  1. Установленные выплаты застрахованным лицам.
  2. Доставка выплат на дом и через посредников.
  3. Финансовое и материальное обеспечение деятельности всех отделений ПФР.
  4. Уплата гарантийных взносов.
  5. Иные разрешенные цели.

Все расходы должны планироваться в проекте бюджета на будущий год и исполняться согласно этому проекту. Для обеспечения финансовой устойчивой пенсионной системы ПФР формирует определенный резерв средств, который может быть использован при строго определенных обстоятельствах. Для расчета накопительных выплат застрахованным лицам используется . Про величину ИПК читайте .

Уплата страховых взносов

Сумма страховых взносов определяется на основании установленных ПФР тарифам. Застрахованные лица могут выбрать, будут ли они отчислять 6 % от своих взносов на накопительную часть пенсии. Кроме этого они смогут самостоятельно выбрать пенсионный фонд, формирующий накопительную часть пенсии. Когда можно получить накопительную часть узнайте

Из отчисляемых 26 % всегда направляются 10 % на солидарную часть пенсии, из который происходят выплаты в настоящее время другим застрахованным лицам. А остальные 16 % человек может выбрать, куда они будут направлены. Можно отправить все 16 % на индивидуальную часть пенсии, либо оставить 10 % на индивидуальную, а 6 % на накопительную часть.

Начисление взносов осуществляется путем направление единого расчетного документа.

А максимальный размер взноса не может превышать восьмикратный объем минимального размера оплаты труда.

Про страховую пенсию по инвалидности читайте .

Видео

Заключительные и переходные положения

В случае возникновения споров между участниками страхования, должно быть подано письменное заявление на рассмотрение в ПФР. В случае невозможности разрешения ситуации, участники могут обратиться в суд. За нарушение обязательств каждой из сторон этих правоотношений предусмотрена ответственность.

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения положенных ему выплат – .

Для различных страхователей может быть предусмотрена различная система налогообложения, на основе которой будут различны и отчисления в ПФР. Все тарифы указаны подробно в статье 33 настоящего закона.

На основании данного законодательного акта, подписанного президентом России действует система обязательного пенсионного страхования в РФ. Рекомендуем вам прочитать про индивидуальный пенсионный капитал .

Федеральный закон №167-ФЗ дает определение обязательному пенсионному страхованию (в дальнейшем коротко ОПС), который является системой, помогающей обеспечивать пенсионеров выплатами. Процесс проведения данной процедуры регулирует ФЗ «О пенсионном страховании» РФ. Так же в РФ есть , но это другое.

  • первая глава , как обычно, вводит в курс общих положений законопроекта;
  • вторая глава расскажет об участниках обязательного пенсионного страхования;
  • третья — о правах, обязанностях и существующей ответственности людей, подпадающих под этот Федеральный закон;
  • четвертая — о финансовой системе ОПС;
  • пятая — о взносах по обязательному пенсионному страхованию (СВ);
  • шестая — о заключительных положениях.

Последние исправления в законе «О пенсионном страховании» были внесены в прошлом году 19 декабря 2016. Все изменения и дополнения по новому документу уже вступили в силу с начала января 2017. Однако, следует также упомянуть, что уже существует новая редакция от июня 2017 г., которая еще не вступила в силу — это произойдет с первого числа января 2018 г. В ней изменению подлежал 7 пункт 33 статьи.

Основные моменты ФЗ-167

Данный общероссийский документ «О пенсионном страховании»- юридическая основа для организационных, экономических операций в сфере, кроме того, этот законный акт установил каждый субъект правоотношений, наделил их правами, прямыми обязанностями.

По закону, все жители РФ являются застрахованными гражданами. Все физические лица имеют свой ИЛС, куда зачисляются взносы по пенсионному страхованию. Внесение взносов становится обязанностью руководителя, у которого сотрудник значится в штате. Так, эти взносы начинают формировать пенсии, получаемые пенсионером, в будущем.

Участниками обязательного пенсионного страхования признаны:

  • ПФР (страховщик) — дает госпособия и пенсии, когда наступает страховой случай;
  • страхователи (ИП, физлица, организации) — отдают страховые взносы ПФР;
  • застрахованные лица (работники, ИП и т.д.).

Бюджет ПФ образовывается из:

  • в первую очередь, страховых взносов;
  • денег государственного бюджета;
  • сумм налагаемых финансовых санкций;
  • взносы, вносимые на добровольной основе и т.д.

Страховые взносы для обязательного пенсионного страхования производятся по ставке 22%. Ставка состоит из 2-х частей: солидарной и индивидуальной.

Вот основные моменты о пенсионном страховании, которые описаны в ФЗ-167.

Последние изменения

Изменения коснулись закона «Об обязательном пенсионном страховании» в декабре 2016 и вступили в законную силу уже с начала нового года.

Рассмотрим подробнее несколько статей:

Статья 7

Данная статья рассказывает о понятии «застрахованные лица». В этом году новшества не затронули это положение. Последние нововведения, вступившие в силу в январе 2015, были произведены в декабре 2014. Застрахованные лица, среди которых могут быть — граждане РФ, нерезиденты, постоянно или временно проживающие/пребывающие в РФ — это люди, которые подпадают под обязательное пенсионное страхование. К ним относят:

  • работников, с кем трудовые отношения подкреплены трудовым договором;
  • самозанятую часть населения — ИП, адвокаты, нотариусы, которые занимаются частной практикой;
  • представителей фермерских хозяйств;
  • лиц, работающих за границей при уплате страховых взносов;
  • представителей семейных общин народов Дальнего Востока РФ, Сибири, Севера, которые занимаются традиционным хозяйством;
  • духовное лицо;
  • и т. д.

Статья 13

Ст. 13 ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании», в отличие от 7-ой статьи, была преобразована с начала 2017 года. Данная статья рассказывает о правах, полномочиях и ответственности, которую несут страховщики. Начались изменения сразу с 1-го пункта. Статья гласит, что страховщик вправе:

  • проверять документы у страхователей, которые относятся к выделению и уплате обязательного пенсионного страхования (ОПС), с индивидуальным учетом данных о всех застрахованных лицах. При проверках требовать у страхователей дополнительные документы, справки и информацию;
  • указывать руководителям и обычным гражданам, которые самостоятельно оплачивают платежи, на нарушения ФЗ;
  • получать сведения у соответствующих органов о налогоплательщиках;
  • реализовывать управление бюджетом ПФ и контролировать его использование;
  • защищать интересы застрахованных лиц перед страхователями;
  • возвращать внесенные взносы, если неизвестно за кого они были внесены;
  • ведение документации и обмен информацией с госорганами;
  • иметь дело с Агенством, чтобы узнать порядок, размеры и срок получения возмещения по гарантии, в некоторых случаях и получать.

5-ый абзац был отменен по новому постановлению «О пенсионном страховании». Во втором пункте рассказывается об обязанностях и также было небольшое изменение. Страховщик обязан:

  • контролировать правдивость данных, предоставляемых для ведения учета;
  • готовить объяснение размерам тарифов СВ;
  • определять и выплачивать накопительные и страховые пенсии и другие производить выплаты;
  • контролировать обоснованность понятия актов для назначения сумм обязательного пенсионного страхования;
  • продумывать план бюджета ПФ;
  • вводить в курс дела всех заинтересованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по укреплению своей финансовой стабильности;
  • и т. д.

Статья 15

В статью 15 последние изменения вносились в начале 2015 года. Эта статья рассказывает в свою очередь о правах, обязанностях и ответственности застрахованных лиц. Конкретно были изменены 6, 7, 9 абзацы пункта 1, рассказывающего о правах данных лиц. Они имеют право:

  • принимать участие в улучшении обязательного пенсионного страхования;
  • свободно получать сведения у начальства о начисляемых СВ и контролировать их перечисление в ПФ;
  • своевременно и в полном объеме получать ОПС;
  • отстаивать свои интересы, в том числе и в суде;
  • свободно получать у нанимателя сведения о подсчете и задержке добавочных страховых взносах на накопительную пенсию (вместо трудовой пенсии, как было раньше), контролировать их перевод в ПФ;
  • производить оплату дополнительных СВ на накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую);
  • на перенос денежных средств пенсионных накоплений, в случае перехода от ПФ к негосударственному ПФ в не меньшем объеме общего размера гарантируемых средств;
  • установить накопительную пенсию (а не на накопительную трудовую пенсию по старости) и/или срочную пенсионную выплату в не меньшем размере общей суммы гарантируемых денег.

Обязанности застрахованных лиц:

  • предоставить страховщику достоверные документы, по которым будет назначаться и выплачиваться обязательное пенсионное страхование;
  • ставить в известность страховщика о произошедших изменениях, которые могут повлиять на выплату СВ;
  • придерживаться условий, сопровождающих назначение и выплату страховых взносов.

Скачать ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании»

ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании» в последней редакции можно скачать . Законопроект будет интересен пенсионерам, обычным работникам, еще не вышедшим на пенсию, руководителям, так называемым страховщикам и страхователям, а также застрахованным лицам.

Новая редакция о страховании пенсий ждет граждан в начале 2018 года.

Изменения и поправки

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

средства обязательного пенсионного страхования - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Статья 5. Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.

Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Страхователи

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

2. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".

3. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Статья 10. Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

2. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 11. Регистрация страхователей в органах страховщика

1. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок:

для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам;

для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;

для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

2. Порядок регистрации страхователей и лиц, приравненных в целях настоящего Федерального закона к страхователям, устанавливается страховщиком.

Глава III. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования

Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

управление системой обязательного пенсионного страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика

1. Страховщик имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации;

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

2. Страховщик обязан:

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию страхователей;

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования;

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей

1. Страхователи имеют право:

участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;

бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

обращаться в суд для защиты своих прав.

2. Страхователи обязаны:

зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона;

своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;

представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Страхователи-организации обязаны сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации:

о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения;

об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право:

через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

2. Застрахованные лица обязаны:

предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;

соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.

3. В случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного страхования

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 20. Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Статья 22. Тариф страхового взноса

1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Таблица 1.

Таблица 2.

3. Тарифы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются страхователями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том случае, если соблюдены требования, установленные пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 23. Расчетный период

1. Под расчетным периодом понимается календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

2. Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Статья 24. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями

1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

2. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

4. Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.

5. Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

7. В случае реализации работником права на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии производится в порядке, предусмотренном федеральным законом.

8. Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Статья 25. Контроль за уплатой страховых взносов

1. Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

2. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Статья 26. Пени

1. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

2. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

3. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

4. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.

5. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Статья 27. Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это

1. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, -

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней -

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий -

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, -

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, -

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, -

влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Статья 28. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа

1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3 600 рублей.

3. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным для уплаты.

4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.

Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Физические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов в порядке, установленном пунктами 1, 2 и 4 статьи 28 настоящего Федерального закона.

При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Статья 30. Пенсионная книжка застрахованного лица

1. Пенсионная книжка застрахованного лица выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.

2. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. По требованию застрахованного лица соответствующее подразделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязано провести сверку индивидуального лицевого счета застрахованного лица и содержания пенсионной книжки. Споры, возникающие при проведении сверки расчетов, разрешаются в судебном порядке.

Глава VI. Заключительные и переходные положения

Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд

Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Статья 33. Переходные положения

В течение 2002 - 2005 годов для страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 3.

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 4.

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин