Знаменитая танцев создавшая сольный танец казахский вальс. Описание картины казахский вальс

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Актюбинской средней школы

Буцына Галина Григорьевна

Цель : Познакомить учащихся с художницей Г. Исмаиловой и её картиной.

Учить выражать изображенное на картине красивым художественным языком, используя образные выражения;

Воспитывать чувство прекрасного, патриотизм.

Словарная работа: слово «Презентация»

Пре зе нт (из французского present)

То же, что подарок .

Презентовать-то же, что подарить.

Презентация-дарение, представление.

(фотография: Гульфайрус Мансуровна Исмаилова)

Показываются картины художницы, в том числе её знаменитая картина «Казахский вальс»

Биография танцовщицы:

Шара Жиенкулова родилась 5 (18) июля 1912 года в Алма-Ате. Казахская советская танцовщица, педагог. В 1929-1930 гг.Училась на историческом факультете КазПи,затем работала в Казахском драматическом театре. Исполняла роли Енлик, Карагоз и др. С 1934г.Работала в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). Здесь она исполняла народные танцы в музыкальной драме «Айман-Шолпан» Ауэзова, в операх «Кыз-Жибек». В струящемся потоке солнца, само жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. И рождается вместе с танцем и название полотна - «Казахский вальс».

Сочинения учащихся

На картине Г. Исмаиловой «Казахский вальс» изображена уверенная в себе девушка. Она одета в национальный костюм. На лице обворожительная улыбка, она счастлива, что умеет танцевать национальный танец, в ушах национальные серьги, на голове казахская шапка, которая называется сайляу, она черного цвета с великолепными перьями на макушке. Руки у девушки словно крылья лебедя в свободном полёте, на них у неё тоже национальные украшения - блезек. Платье девушки розового цвета, которое развевается во время танца. Мне в этой картине понравилось то, что Г. Исмаилова передала характер девушки и характер прекрасного танца. Ещё в этой картине мне нравится игра цвета: жёлтый фон напоминает мне осенний парк, как будто девушка танцует в нём, а цвет платья, переходящий от светлого - розового к тёмно - розовому, мне напоминает рассвет и закат. Глядя на эту картину можно представить эту девушку со смоляными, чёрными длинными косами в национальном костюме, танцующую в осеннем парке и услышать удивительно лёгкую музыку вальса, красивого и торжественного.

Работа ученицы Исмаиловой Анжелы.

В нашем мире существуют много видов искусств. Одно из них - живопись. Всё, что художник видит и чувствует, он изображает на картине. Иногда, смотря на картину, можно увидеть то, что нельзя сказать словами. Вот например картина Г. Исмаиловой «Казахский вальс». С первого взгляда это простая казахская девушка, запечатлённая в танце. Но приглядевшись внимательно, ты как будто проникаешь в картину, она завораживает. Этот фон жёлто - красных оттенков, как большое поле тюльпанов в середине мая. А танцующая девушка, словно лебедь, плавно порхающая по океану цветов. Её одежда, как весенние цветки, переливается всеми красками, с добавлением золотого оттенка солнца от её украшений. Ещё сильно завораживает в этой картине взгляд: он как будто пронизывает насквозь. Лицо девушки художник нарисовал бледно - розовым цветом, как будто сравнивает её с весенним тюльпаном. Улыбка её радует взгляд. Когда смотришь на эту картину, хочется побыстрее лета, чтобы увидеть широкую, просторную степь с ковром цветов, яркое солнце, чистое, прозрачное небо.

Работа ученицы Нурановой Аиды.

Передо мной картина Гульфирусы Исмаиловой «Казахский вальс». Кажется, что художница хотела передать красоту, жизнерадостность, и обаяние танцовщицы. Её пышное платье взлетает в вихре танца, а руки, как птицы, взмывают ввысь. Свет и тень на этой картине переливаются на теплых тонах красок, которые передают веселье, царящее там. Казахский вальс - очень красивый танец и художнице удалось это передать с помощью кисти и красок.

Работа ученика Соловьева Василия.

Эта картина изображена в изумительных красках. Платье указывает на национальность танца. Волосы, как и принято, собраны в две косы. Плавные движения танцовщицы будто околдовывают нас. Плавные руки, чудесные украшения и просто божественное платье нам преподносит картина Г.Исмаиловой «Казахский вальс» смотришь на картину и слышишь удивительную легкую, почти воздушную музыку. Она то заставляет медленно плыть по кругу, то подхватывает вихрем и несём куда - то высоко - высоко: я была удивлена такой точностью описания вальса.

Работа ученицы Тихоновой Ирины

На картине Исмаиловой «Казахский вальс» мы видим танцовщицу, которая кружится в быстром ритме. Действие происходит в яркий солнечный день на улице - это видно по ярко - желтому фону картины. На девушке лёгкое воздушное, полупрозрачное платье ярких расцветок.

Танцовщица - красивая девушка, у неё чёрные миндалевидные глаза, прекрасный цвет лица, алые мягкие губы. Чёрные прекрасные волосы заплетены в длинные косы, которые разлетались в порыве танца. Нам приятно смотреть на её изящные руки в браслетах и гибкую фигуру. По её лицу видно, что она танцует с удовольствием. Глядя на неё, я испытываю гордость за талантливых людей моего родного Казахстана.

Работа ученика Арсланова Антона.

На этой картине изображена очень радостная, веселая молодая девушка. Мы видим, как она танцует казахский национальный танец «Камажай». Она не только танцует, она описывает искусство живописи. Она очень красивая, а глаза у неё чёрные, лоб светлый, нос изящный, губы женственные, а волосы, словно волны на море. Улыбка, будто солнечные, теплые лучи, а платье как цветы на казахских полях. Девушка похожа на звезду в небе. На этой картине не просто молодая, красивая девушка, а патриотка своей страны. Она сама убеждает, что её страна самая сильная, яркая, культурная страна. Мне в этой картине понравились очень яркие, красивые цвета и очаровательная улыбка танцовщицы.

Работа ученика Изтаева Амана

Ой, какая красивая танцовщица! Какое пышное платье! Жилет черно - золотой и подходит к её костюму. Лицо у неё красивое и светлое, губы словно зефир. Золотые украшения придают казахской девушке красоту. Плавные движения говорят о том, что тело её стройное и легкое. Они так подходят к её фигуре. Как тонко и верно художник написал портрет казахской девушки, где можно прочитать её мягкий характер и покорность, гибкость и чуткость брови вразлёт на светлом лбу, бархатные глаза, маленький нос и мягкие женственные губы. Кажется, что девушка не на полу танцует а парит в воздухе. Пышное платье как веер кружится в танце. Девушка похожая на изящную вольную птицу исполняющая свой танец. Мне понравилось эта картина она вдохновила меня на такие слова.

Работа ученика Гусейнова Аслана

Живопись - это один из видов искусства, который понятен всем. Художник, изображающий что - либо, вкладывает частицу Родины в своё творенье. На картине «Казахский вальс» преобладают тёплые тона. Жёлтый плавно переходит в оранжевый, сливающийся с розовым и алым. Эти цвета символизируют гармонию, радость и любовь к окружающему миру. Платье танцовщицы очень пышное и яркое, лицо улыбчивое. Алые губы подчёркивают изящный носик, бархатные глаза смотрят улыбчивое и нежно, светлый лоб сливается с тёплым колпаком на её голове. Волосы девушки заплетёны в косы, обвивающие её маленькое стройное тело. Также присутствуют золотые украшения, подчеркивающие овал лица и изящество рук. Тонкая талия и светлая кожа очень удачно вписались в образ коренной казашки. Свет и тень так - же учтены. Картина производит впечатление чего - то родного и близкого душе, чего - то спокойного и в то - же время весёлого.

Работа ученицы Арндт Юлии

Казахский вальс хорошо смотрится на фоне осеннего пейзажа. Видно, что танцовщица очень эмоциональная. Она показывает жесты, входит в образ. Её очаровательная улыбка на лице, впечатляет человека. У неё изысканные украшения, даже с картины видно, что они золотые. Порой мне кажется, что если танцовщица быстро закружится, то из-за пышного платья, не будет видно даже её головы… А какие длинные косы! Мне кажется, что у танцовщицы шёлковые волосы, потому, что они длинные и красивые. А бобровая шапка с пухом ей к лицу. И я хочу отметить, что мне очень понравился камзол с национальным орнаментом. Он очень хорошо сочетается с пышным платьем. А какая чудесная музыка! Очень хорошо подобран ритм к произведению. Чувствуется лёгкость этого произведения. На мой взгляд, даже слепой человек не видя танец, а просто слушая музыку, может представить и почувствовать движения танца. И даже глухой человек, не слыша музыку, а просто видя плавные и ритмичные движения, может почувствовать музыку танца. Кажется, что танцующая девушка сейчас оживёт, шагнёт за рамки картины, и порадует нас исполнением яркого, неповторимого, незабываемого вальса.

Работа ученицы Бейсенова Акерке

На фоне проигрыша ученик читает эти слова:

Танец стремительный,

Легкий весенний,

Он упоительный,

Как настроение.

Быстрый волнующий

Словно скользящий

Нас зачарующий,

Громко кричащий

Вот подхватил

Несёмся мы в танце

Жизнью наполнил

Танцующих в вальсе

«Оживление картины» Казахский танец

Казахский вальс


Сейчас в Казахстане не найдёшь человека который бы не знал, что такое вальс.

Этот танец прочно вошёл в нашу жизнь:

«Прощальный вальс» танцуют выпускники школ;

«Вальс любви» танцуют молодожёны на свадьбе;

В парке, на площади, на балу – везде можно увидеть кружащиеся в вальсе пары.

Но так было не всегда….

Но так было не всегда….

  • Сейчас в Казахстане не найдёшь человека которы бы не знал, что такое вальс.
  • Этот танец прочно вошёл в нашу жизнь:
  • «Прощальный вальс» танцуют выпускники школ;
  • «Вальс любви» танцуют молодожёны на свадьбе;
  • В парке, на площади, на балу – везде можно увидеть кружащеюся в вальсе пару.
  • Но так было не всегда….

  • Своё начало вальс берёт в старинных народных танцах Австрии Германии. Предшественником вальса считается немецкий народный танец «Лендлер» вошедший в моду около 1800 года. Сначала этот танец вызывал сильное неприятие у светских жителей, танцевали его только деревенские жители, и по характеру он отличался от того вальса, который мы знаем…

  • Только горазда позже его начали танцевать на балах и он сумел стать самым популярным танцем в Европе.
  • Как вы думаете что изменилось в вальсе когда он стал «городским»?

  • Быстрый танец, называют «венский вальс»;
  • - Спокойный вальс называют «фигурный»;
  • - Медленный вальс называют «бостон».
  • Во всех вальсах пары движутся по кругу в едином размере – ¾.

  • Жанр вальса прочно вошёл в казахскую культуру.
  • Особенностью стало то, что в Казахстане вальс получил распространение первоначально как вокальная музыка, а уже потом как танцевальная музыка.

Жанр вальса прочно вошёл в казахскую культуру.

Особенностью стало то, что в Казахстане вальс получил распространение первоначально как вокальная музыка, а уже потом как танцевальная.



Первой исполнительницей нового вокального произведения стала Куляш Байсеитова.

Яркая, радостная музыка с льющейся мелодией и красивыми гибкими подголосками сразу полюбилась слушателям.

Стал гимном любви и счастья.


«Казахский вальс» стал настолько популярен, что его начали исполнять как самостоятельное произведение на самых разных концертах, но история песни на этом ещё не заканчивается.

Жанр вальса, пришёл на казахскую землю из Европейской культуры, где в это время он был уже очень популярен, а в Казахстане искусство танца только начинало своё развитие.

  • «Казахский вальс» стал настолько популярен, что его начали исполнять как самостоятельное произведение на самых разных концертах, но история песни на этом ещё не заканчивается.
  • Жанр вальса, пришёл на казахскую землю из Европейской культуры, где в это время он был уже очень популярен, а в Казахстане искусство танца только начинало своё развитие.

В 1934 году, народной артисткой КазССР Шарой Жиенкуловой был исполнен первый казахский танец «Келеншік».

Создание каждого нового танца – было большим событием. Надо было отобрать сначало танцевальные по характеру песни и кюи, затем найти движения для танца, выполнить постановку, разработать сценические костюмы чтобы они не сковывали движения танцоров.


Услышав лёгкую и подвижную музыку «Казахского вальса» Шара решила поставить новый танец.

Она выучила движения венского вальса и на его примере, так как у неё не было партнёра, создала сольный танец «Казахский вальс».

Гульфраус Исмаилова – картина «Казахский вальс».



  • : Латыф Хамиди
  • Слова: Сабита Муканова.
  • 1. Не грусти, что друг от друга мы вдали, не грусти, что нас бураны размели.
  • Не грусти, что в разных мы концах земли, не грусти, я всё равно с тобой, любимый.
  • ПРИПЕВ :
  • Всегда к земле сиянье шлёт звезда, Всегда к морям бежит в ручьях вода. Вот так и я стремлюсь к тебе всегда, всегда, всегда….
  • 2. Я с тобой, когда ты вдаль летишь во мгле, я с тобой, когда плывёшь на корабле, я с тобой на всех морях, на всей земле, я с тобой всегда и всюду, мой любимый!


Домашнее задание

Домашнее задание

Кто сочинил первый казахский вальс? Каким вы его услышали?

Какое настроение передаёт картина Г. Исмаиловой «Казахский вальс»?

  • - Что вы можете рассказать о вальсе?
  • - Кто сочинил первый казахский вальс?
  • - Почему вальс Шары Жиенкуловой был сольным?
  • - Как вы думаете, легко нарисовать танец?
  • - Какое нстроение передаёт картина Г. Исмаиловой «Казахский вальс»?

«Зима красавица»

Из далёка далека, так пушиста и легка, На траву и на дома прилетела к нам зима. У зимы немало дел, шапку снежную надел, На макушку сонный лес, лес в сугробы спать залез. Припев: Зима, зима-красавица! Боюсь тебе понравится,

скрипит снежок од сапожком,

По речьке ходим мы пешком. Зима,зима-красавица! Своим морозом славится, С горы летит-захватит дух, Перевернулись санки, ух! 2.Кружева мороз плетёт, вьюга улицу метёт. Снег на голову летит, из трубы дымок пыхтит. И повсюду там и тут, горы снежные растут. Побелело всё кругом, будто лили молоком.

Ход урока:

Организационный этап.

Приветствие на двух языках

Создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку.

Повторение

Назовите кюи, посвященные картинам природы.

Опишите картину Кастеева «Снежный Алатау»

Что такое пейзаж?

Назовите художников пейзажистов.

Новый материал

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право, нет!

Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока «Застывший миг казахского вальса»

Что же такое вальс? (Это романтичный бальный танец)

Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не перепутаете его с другими танцами.

Сейчас в Казахстане не найдешь человека, который бы не знал, что такое вальс. Этот танец прочно вошел в нашу жизнь: выпускники школ танцуют «Прощальный вальс», на свадьбе молодожены танцуют свой первый « Вальс любви», на официальных церемониях балы начинаются со светского вальса, в парках и на площадях пары кружатся в простом уличном вальсе. Но так было не всегда. Жанр вальса пришел на казахскую землю из европейской культуры, где этот танцевальный жанр был очень популярен. А в Казахстане искусство танца только начинало своё развитие. Первый казахский танец «Келіншек»был исполнен в 1934 году народной артисткой КазССР Шарой Жиенкуловой. Для создание танца нужно было сначала отобрать танцевальные по характеру кюи и песни, затем найти движения танца, выполнить постановку, разработать сценические костюмы, не сковывающие движения танцоров.

Сообщение о композиторе Л. Хамиди

Латыф Абдылхаевич Хамиди (1906 -1983) - казахский композитор, заслуженный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР. Это человек своеобразной судьбы. Татарин, избравший родиной Казахстан. Скромный человек, создавший грандиозную оперу. Разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня.

В 1940 году композитор Латыф Хамиди сочинил первый «Казахский вальс» к радиопьесе Сабита Муканова «Два праздника» Первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова.

«Казахский вальс» сразу полюбился слушателям и стал гимном любви и счастья.

Он стал настолько популярен,что его стали исполнять, как самостоятельное произведение.

Слушание Л. Хамиди «Казахский вальс»

Какой характер музыки? (яркая радостная мелодия)

Скажите, а можно ли выполнить какие либо движения под эту музыку?

А какие это должны быть движения, чтобы было сочетание с характером музыки? (плавные)

Кто может показать какие движения можно сделать под эту музыку? (очень удобно кружиться и покачиваться)

Если говорить о единении музыки и живописи, то картина народной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс » на которой изображена танцовщица Шара Жиенкулова – это пример застывшего мига вальса. Ей очень понравилась музыка

«Казахского вальса» и она решила поставить новый танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс танцуют в парах, а у неё не было партнера тогда она станцевала его одна. Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой. Известная художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена её искусством и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». Так песня Л.Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине.

Составьте рассказ по картине. (Какой вы видите танцовщицу, какие чувства она испытывает)

Видео «История одного шедевра. Казахский вальс», в котором рассказывается о художнице, о том, как создавалась картина, есть документальные кадры танца Шары.

IV Музыкально – ритмическая разминка.

V Вокально - хоровая работа

Распевка: Эхо, Кум Гаврила, гамма до мажор

Исполнение песен «Большой хоровод», «Алатау»

VI Домашнее задание

стр.45-48, творческое задание (Дайте сравнительную характеристику картине Г. Исмаиловой «казахский вальс» и произведение Л. Хамиди «казахский вальс»)

VII Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VIII Рефлексия

Что запомнилось на уроке?

Что удивило?

Какое чувство объединяет композиторов и художников?

А каковы ваши чувства?

Кому было всё понятно поднимите красные нотки, а кто испытывал затруднения – желтые.