Воспитание у учащихся культуры общения на уроках литературы. Творческое общение с искусством, литературой, наукой релевантные научные источники

  • Категория: Сочинения по русскому языку

Прежде чем говорить о сущности и безграничное многообразие проявлений феномена человеческого общения, необходимо обозначить его наиболее важные аспекты с точки зрения значения, смысла и значимости места, занимаемого в жизни людей, для общества и личности.

Общение является фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления и прочее), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и тому подобное. Общение является потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми, оно является источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение между людьми создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна.

Общение – это источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья, радость материнства, радость дружеского, творческого, любовного общения, радость общения с природой и искусством. Общение – это источник негативных эмоций, личной драмы. Без него не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще. Общение – это и нейтрально, и повседневное, и обыденное, альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Несмотря на виды и распределение по любым категориям, общение – это самое важное, что есть в жизни каждого человека, самое важное, что есть в жизни современного общества.

Описание презентации Психология ОБЩЕНИЯ Литература Что такое общение? по слайдам

Понятие общения Общение как сторона деятельности Общение как самостоятельная форма активности Общение — процесс взаимодействия минимум двух субъектов, направленный на взаимное познание, установление контакта и развитие отношений, и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности

Функции общения 1. Профессионально-деловая 2. Познавательно-диагностическая 3. Педагогическая 4. Информационная 5. Управленческая 6. Самоутверждения 7. Экспрессивная

2. Виды общения цели: содержания: средств: Биологическое Социальное: (личностное, деловое, формально-ролевое, инструментальное, целевое, примитивное) Материальное Когнитивное Деятельное Кондиционное Мотивационное. Невербальное Вербальное Непосредственное Опосредованное Массовое Межличностное

3. 1. Коммуникативная сторона обмен информацией эмоционального и интеллектуального характера Особенности: 1) Обратная связь 2) Коммуникативное влияние 3) Коммуникативные барьеры: барьеры непонимания; (фонетический, семантический, стилистический, логический) барьеры социально-культурного различия; барьеры психологического характера (субъективной интерпретации, эмоциональный, отношения к коммуникатору)

3. 2. Перцептивная сторона – процесс восприятия, познания и понимания людьми друга … Механизмы восприятия: Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления Эмпатия — -//- с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека Рефлексия — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Эффекты восприятия: Эффект структурирования — Эффект ореола — Эффект первичности- Эффект новизны — Эффект проекции – Эффект стереотипизации —

3. 3. Интерактивная сторона — обмен действиями … Механизмы взаимодействия: Императив — авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Манипуляция — скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения Актуализация — восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение

Механизмы взаимодействия Импе- ратив Актуализация Манипуляция Основные контрастные черты 1. честность, прозрачность, искренность 2. осознанность, адекватность 3. свобода, спонтанность, открытость 4. доверие, вера, убеждение 1. ложь, фальшивость, мошенничество 2. неосознанность, «туннельное видение» 3. контроль, закрытость, намеренность 4. цинизм, безверие

Список примерных манипулятивных фраз 1. Я впервые встречаю такого человека, как ты! 2. Да не слушай ты их, ты такая хорошая! 3. Все будет так, как ты захочешь! 4. Я тебя так понимаю! 5. Мы созданы друг для друга! 6. Я докажу тебе, что я тебя люблю! 7. Я не могу без тебя!!! 8. Понимаешь, мне хорошо только с тобой. 9. Ты единственная, кто меня понимает и кто сможет мне помочь. 10. Где ты была с семи до десяти? 11. Если ты меня любишь, то. . . 12. Ты меня совсем не любишь? ? ? 13. Давай останемся друзьями. 14. Что скажут люди? ? !! 15. Кому ты такая, кроме меня, нужна! 16. Не до свидания, а прощай!!! 17. Я для тебя столько сделал, а ты. . . ! 18. Я отдала тебе лучшие годы!!!

4. Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами

Причины конфликтов 1. Объективные причины: естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; образ жизни; достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений, способствующие возникновению конфликтов.

Причины конфликтов 2. Организационно-управленческие — обстоятельства, вязанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп: Структурно-организационные — несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Функционально-организационные — неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой, между различными структурными элементами организации, между отдельными работниками. Личностно-функциональные — несоответствие или неполное соответствие работника по его качествам требованиям занимаемой должности. Ситуативно-управленческие — обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

3. Социально-психологические — обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы: Информационные. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друга. Внутригрупповй фаворитизм Психологическая несовместимость. Четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социальный. Причины конфликтов

4. Личностные причины: Оценка поведения другого как недопустимого. Низкий уровень социально- психологической компетентности Недостаточная психологическая устойчивость Плохо развитая способность к эмпатии Завышенный или заниженный уровень притязаний Особенности темперамента и акцентуаций характера. Причины конфликтов

Основные стили поведения в конфликтес те п е н ь н а п р а в л е н н о с ти н а р е а л и за ц и ю с о б с тв е н н ы х и н те р е с о в степень направленности на реализацию интересов другого Компромисс. Противоборство (конкуренция) Сотрудничество Избегание Уступка (приспособление)

5. Правила и техники общения ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ 1. Говорите на языке партнера 2. Подчеркивайте значимость партнера, проявляйте уважение к нему 3. Подчеркивайте общность с партнером 4. Проявляйте интерес к проблемам партнера ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ 1. Предоставление партнеру возможности выговориться 2. Вербализация эмоционального состояния 3. Активное слушание 4. «Техника Франклина»

6. Трансактный анализ анализ межличностного взаимодействия, разработанный американским психологом и психиатром Эриком Берном (1910 -1970 гг.) Трансакция – единица общения, состоящая из стимула (С) и реакции (Р) между двумя индивидами, пребывающими в определенном состоянии сознания. Ребенок – зависимый, подчиняемый, безответственный Родитель — независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. Взрослый – придерживающийся спокойного тона, выдержки, солидности, умеющий считаться с ситуацией, нести ответственность за свои поступки, понимать интересы других и сохранять равноправие в общении 21 Р С

Параллельная трансакция Взрослый — Взрослый Родитель — Дитя 1. Студент: К кому дню надо приготовить реферат? 2. Преподаватель: К 4 -му практическому занятию. 1. Преподаватель: Сколько раз говорить, что реферат необходимо было подготовить к 4 -му занятию, т. е. сегодня. 2. Студент: Я не смог, некогда было, я болел, я забыл… Р В Д 1 2 В Д Р 1 2 Р Р В В Д ДРС Р С

Перекрёстная трансакция Пример № 1: 1. Муж: Где мои носки? 2. Жена: Сам ищи! Где вчера оставил, там и лежат! Пример № 2: Сотрудник 1: Мне не звонили из хозяйственного отдела? Сотрудник 2: Реже нужно устраивать перекуры, тогда не будет вопросов! Р В Д 1 2 С Р

Скрытая трансакция 1. Покупатель: Этот телевизор сколько стоит? 2. Продавец: Конечно, эта модель лучше, но предназначена для состоятельных и деловых людей, и достаточно дорогая! 1. Покупатель: Вот ее я и возьму! 1 2 Р Р В В Д Д С Р Р ` C`

Практическое задание Опишите факторы, которые, на Ваш взгляд, влияют на эффективное общение Краткая характеристика Рустема: Рустем специалист по промышленной электронике. Работает на крупном предприятии, занимающейся разработкой программного обеспечения. Возраст чуть более тридцати лет. Из анкеты сотрудника организации можно сделать вывод о высокой квалификации. Он закончил Московский государственный энергетический университет. У него пять лет опыта работы в коммерции. Рустем олицетворение ученого. Он невысок, бородат, часто бывает неряшливо одет, а его глаза за толстыми стеклами очков светятся умом. В компании его ценят за острый ум и превосходные аналитические способности. У него есть дар быстро и точно вникать в суть самых сложных проблем, предлагая нестандартные решения на первый взгляд неразрешенных проблем. В тоже время Рустем запинается, мямлит и заикается, пересыпая любую фразу бесконечными «гм» и «э» . Его голос редко поднимается едва различимого монотонного бормотания, и он с трудом заставляет себя смотреть в глаза собеседнику. Он волнуется, теряет нить разговора и слишком углубляется в несущественные детали, за которыми теряется основная идея. Даже тогда, когда предмет разговора представляет интерес для слушателей, Рустем умудряется вызвать у них скуку или довести их до состояния раздраженного безразличия.

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Основное внимание в книге сосредоточено на изложении разработанного нами представления о возникновении общения с окружающими людьми и о его развитии в последующие 7 лет жизни ребенка.

Но прежде чем приступить к рассмотрению генезиса общения, необходимо хотя бы коротко сообщить читателю, какой смысл мы вкладываем в термин «общение». Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. Вот почему эту главу мы посвящаем краткому рассмотрению вопроса о том, что такое общение.

Определение общения

Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два–три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, 1971; И. С. Кон, 1971, 1978), психолингвистов (А. А. Леонтьев, 1979а, б), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, 1966; Г. М. Андреева, 1980), детской и возрастной психологии (B. C. Мухина, 1975; Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина (Воспитание детей…, 1955) называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган (1974) считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. Одни исследователи (Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло A. M. // Мышление и общение, 1973) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл» (Б. Ф. Ломов // Проблема общения…, 1981. С. 8). Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев (1973) сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения.

И все же неизбежно каждый, начиная писать об этом феномене, дает еще одно, свое определение общения. Даем такое определение и мы.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981).

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому мы не относим к общению случаи односторонней активности: когда, например, лектор обращается по радио к невидимой ему аудитории или учитель дает урок по телевидению, а не в классе. Значение указанной особенности общения подчеркивают Т. В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, 1967) и Я. Л. Коломинский (1976).

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев (1965), Е. О. Смирнова (Мышление и общение, 1973) и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» (Проблема общения…, 1981. С. 8), и чуть дальше: «Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект» (там же).

Мы хотели бы подчеркнуть, что перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация взаимодействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко обедняет представление об общении. При чрезмерном акценте на обмене информацией как сути общения последнее превращается в коммуникацию – явление, также намного более узкое, чем общение. Напомним, что К. Маркс, говоря о феноменах общения, употреблял не английское слово communication – «коммуникация», а немецкое Verkehr – термин, который в гораздо большей степени схватывает связь общения с отношениями в человеческом обществе (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 19). 2

И наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности со взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от понятия «взаимоотношения» имеет важное принципиальное и методическое значение (Я. Л. Коломинский, 1981). К последнему вопросу мы еще вернемся при рассмотрении продуктов общения.

Итак, в ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая Вас, глядит Вам в лицо и, улыбаясь в ответ на Ваши ласковые слова, устремляет взгляд в Ваши глаза – можете быть уверены, что Вы общаетесь. Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рассматривая жука в траве, – и общение прервалось: его сменила познавательная деятельность ребенка. Общение может быть выделено из других видов активности человека в отдельный эпизод. Так бывает, например, когда люди сосредоточенно обсуждают свои отношения, высказывают друг другу мнения о своих или чьих–то поступках, действиях. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования, поэтому как предмет психологического анализа общения представляют собою известную абстракцию. Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми, хотя именно в них оно проявляется и на их основе конструируется в объект научного изучения.

Это не просто чтение рассказов, созерцание картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений литературы, искусства, науки для поиска, уточнения своего жизненного пути.

Общие терапевтические "механизмы"методики

1. Целебно-творческий момент состоит здесь в том, что пациент чувствует, осознает в общении с взволновавшими его рассказами, картинами, научными произведениями свою неповторимость, обретает себя, если не в создании творческих произведений, то в созвучии с близкими ему творцами. Любимые им картины, книги, музыкальные и научные произведения подчеркивают его личностный портрет. Дефензивный пациент, который много раз смотрит пьесы А. П. Чехова, в сущности ходит на спектакли своего духа и в результате все яснее становится самому себе. М. Монтень усваивал из книг лишь созвучное себе, дабы лучше понять и выразить в "Опытах". Он был ""занят изучением только одной науки, науки самопознания, которая должна (...) научить хорошо жить и хорошо умереть". Э. Геннекен (1892) обосновал возможность "делать заключение на основании свойств душевной организации автора о свойствах его почитателей" . Н. А. Рубакин в работе "Среди книг", полагая, что это положение Э. Геннекена имеет "первостепенное значение для всего книжного дела", предложил считать его "законом Геннекена". "Этим своим законом, — отмечает Н. А. Рубакин, — Геннекен сумел выразить самую суть, самую основу влияния книги на читателя" [для "сильного влияния (...) необходимо психическое сродство автора и читателя"] .
2. Несозвучие с чужеродным творчеством также проясняет с в о е. Не обязательно знать подробно то, что чуждо; довольно это лишь отведать. Л. Толстой отметил: "Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать".
3. Конкретное познание себя через опыт культуры человечества дает возможность целебно понять-прочувствовать дефензивному пациенту, что "не дурак, не невежда", если не знаешь чего-то или не можешь искренне восхититься тем, чем восхищаются другие, укоризненно на тебя посматривая. Для каждого свое. Будем понимающе-снисходительны к подобным укоризнам.
4. Когда пациент приносит в группу любимые стихи, рассказы, пластинки с музыкальными произведениями, художественные фотографии, доступные всем в группе научные статьи, книги, происходит творческое общение с членами группы через свое в человеческой культуре. Это плодотворные целебные коммуникации с людьми и одно временно жизнь в мире близкого, понятного тебе в искусстве, науке. Так творческие люди (например, писатель, ученый) окружают себя в рабочем кабинете созвучными им произведениями искусства, экспонатами, чтобы глубже чувствовать себя самими собой.