Проект по литературе "мой пушкин". Темы исследовательских работ по литературе «Я воспитан природой суровой…»

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 6 класса школы распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан


Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена «Русалочка».

Астафьев Виктор Петрович


Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений В.П. Астафьева).

Гоголь Николай Васильевич


Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.
«Цветные» прилагательные в произведении Н .В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Реальность и фантастика Н.В. Гоголя.

Грин Александр Степанович


В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Лермонтов Михаил Юрьевич


Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Проблемы художественного мира поэмы М .Ю. Лермонтова «Демон»
Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова (анализ стихотворения «Сон»)

Пушкин Александр Сергеевич


Анализ произведений А.С. Пушкина «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести А .С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях А .С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести А.С. Пушкина «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»).

Чехов Антон Павлович


Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А .П. Чехова.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы


Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина

«Бажовских сказов дивные слова


Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий
Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве А.Н.Островского.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д . Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.

Темы исследовательских работ по литературе для 7 класса


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 7 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Беляев Александр Романович


Географические знания в романе А . Беляева "Остров погибших кораблей".
Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

Булат Окуджава


Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
Песни Б.Окуджавы о Великой Отечественной войне.

Гоголь Николай Васильевич


Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").
Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
Гоголь - словесный кулинар.
Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.
Повесть "Тарас Бульба" в кинематографе.

Жюль Верн


Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.
Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

Пушкин Александр Сергеевич


Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
"Притча о блудном сыне" в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович


Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
Библейские цитаты в сказках М .Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблематика и поэтика сказки Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

Толстой Лев Николаевич


Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Рассказ Л. Толстого "Алеша Горшок" и рассказ Платонова "Юшка".

Тургенев Иван Сергеевич


«Муму» и «Бирюк» И.С. Тургенева.
Темы и мотивы "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.
Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Чехов Антон Павлович


Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А .П. Чехова.
Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

Дополнительно интересные темы

Общие темы исследовательских работ по литературе 7 класса:
Анализ казачьих пословиц и поговорок XIX – XX вв. – начала XXXI века (сравнительный анализ по категориям)
Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
Быт и нравы Запорожской Сечи.
Воспитательный процесс в сказках Г .Х. Андерсена.
Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации.
Заслуженно ли забыт писатель…
Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
Какие загадки знают современные школьники?
Какие существуют литературные премии сегодня
Лирические интонации в творчестве О. Генри.
Литературные места Санкт-Петербурга.
Литературные сообщества в Интернете.
Образ дождя в творчестве современных поэтов
Образ русалки в романтической литературе XIX века.
Образ Снегурочки в русском фольклоре и литературе.
Образы растений и цветов в литературе.
Опыт интерпретации баллады (произведение не из школьной программы).
Памятники литературным героям.
Патриотическое звучание произведений русского фольклора.
Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений .
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
Слова-символы в японской поэзии.
Сценарий фильма
Сюжет былины "Вольга и Микула Селянинович" в произведениях живописи .
Сюжет былины "Садко" в произведениях живописи.
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия
Тема Кавказа в пушкинской лирике.
2016-2017 -> Вопросы к промежуточной аттестации (мдк 02. 03. Оказание акушерско-гинекологической помощи) Физиологическое и патологическое акушерство

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке «Русалочка».

Мифопоэтическая основа рассказа «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений).

Мистика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве.
«Цветные» прилагательные в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести «Шинель».
Реальность и фантастика.

В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии.
Роль пейзажа в стихотворениях.
Проблемы художественного мира поэмы «Демон»
Тема дуэли в лирике (анализ стихотворения «Сон»)

Анализ произведений «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве.
Тема долга и чести в творчестве (анализ романа «Дубровский»).

Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы

«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.

Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.


Работа по ФГОСам предполагает развитие творческой инициативы обучающихся. Поэтому в течение четырёх лет я работаю над темой "Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся и средство их творческого развития". Поэтому выбираем наиболее интересные темы для работы детей над проектами и в течение определённого времени работаем над проектом. Затем обучающиеся выступают с презентацией проекта на уроках и на ежегодных школьных научно-практических конференциях. На конференции отбираются лучшие проекты, по мнению детей и учителя.

Просмотр содержимого документа
«Список проектов по литературе. 6 класс.»

СПИСОК ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС

2.Подготовка материала к Игре «Что? Где? Когда?» по литературе Древней Руси: история Древней Руси, литературные жанры древнерусской литературы: летописи, поучения, повести, хождения, жития.

3.Лицейские друзья А.С. Пушкина.

4.Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю. Лермонтова: поездки на Кавказ, ссылки на Кавказ, картины поэта на тему «Кавказ», стихотворения о Кавказе.

5.И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.

6.Что сближает повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» и рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди».

7.Словарные статьи о юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколок», «Стрекоза», в которых печатался А.П. Чехов.

8.Что сближает плакаты «Родина-мать зовёт!» и «Воин Красной Армии, спаси!» периода Великой Отечественной войны со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»: в идее, настроении, образном строе.

9.Программа концерта «Любимые песни и стихотворения нашей семьи о Великой Отечественной войне».

Задачи: 1. развитие познавательной деятельности учащихся

2. формирование навыков самообразования

3. развитие исследовательских умений
4. развитие системного мышления

Результат проекта - анализ стихотворений учащихся



Анализ стихотворения

Семантический анализ

  1. В отрывке произведения А.С. Пушкина «19 октября» основным персонажем является образ Ф.Ф. Матюшкина, хорошего друга-лицеиста поэта. Это становится понятно из описания, так как Фёдор Фёдорович был моряком, его всегда «тянуло» к морской деятельности, и Александр Сергеевич пишет:

...«Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!»...

2. В этих двух восьмистишиях описывается жизнь Матюшкина. В начале Пушкин задает вопрос ему о том, где тот сейчас находится, в морях или же с друзьями. Затем поэт описывает его жизнь после выпуска из Царскосельского лицея. А в конце отрывка он сожалеет о долгой разлуке, но упоминает, что они остаются по прежнему друзьями, несмотря на дальние расстояния.


3. По моему мнению, сопутствующим образом является описание морских стихий, дополняющее отношение поэта к интересам друга.

...«Иль снова ты проходишь тропик знойный

...«Средь бурных волн мечталися тебе;

Ты простирал из-за моря нам руку»...

Пушкин рад за своего товарища, что он верно выбрал свой путь в жизни, и Александр Сергеевич восхищается этим выбором.

4. Стихотворение было написано в честь годовщины окончания Царскосельского лицея. В 1825 году А.С. Пушкин находился в ссылке, поэтому в его произведении "19 октября", соответственно, и в этом отрывке, присутствует некое одиночество и тоска по старым временам.


Анализ изобразительных средств.

  1. Поэт использует средства выразительности, такие как:

Инверсия

..."любовник беспокойный"...

..."тропик знойный"...


Анафора

"Ты простирал из-за моря нам руку.

Ты нас одних в младой душе носил..."


Эпитет

...«в блуждающей судьбе»..


Риторический вопрос

«...Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночный морей?»...

  1. Стихотворение написано в разных рифмах. Сначала в опоясывающей рифме, а потом в перекрестной для предания большей выразительности, для того чтобы произведение не казалось монотонным.
  2. Это стихотворение просвещается крепкой дружбе в Царскосельском лицее, о том, что неважно какие преграды разделяют товарищей, они всегда останутся верны друг другу. А этот отрывок повествует об одном представителей этого союза - Матюшкине.

Анализ стихотворения в контексте.

  1. У Пушкина достаточно много стихотворений на тему дружбы, на лицейскую тему. Вот некоторые из них: «Царское село», «19 октября 1825», «19 октября 1827», «19 октября 1828», Дельвигу «Мы рождены, мой брат названый...», «Дружба», Друзьям «Богами вам еще даны», Друзьям «Вчера был день разлуки шумной», «К другу стихотворцу» и другие. Во всех них мы видим трепетное отношение к своим товарищам. Своими произведениями он хочет показать, как важны ему друзья и годы учебы. Что на протяжении всей жизни ребята из лицея никогда его не предавали и оставались верными поэту.
  2. Мне кажется, что тема дружбы является одной из самых часто используемых поэтами. Вот например, А.Н. Радищев писал такие произведения как «Ода к другу моему», «Почто, мой друг, почто слеза...». Также у В.Ф. Раевского - «Друзьям в Кишинев», Ода другу («На лоне ласкательной неги...»), Послание другу («Как отшельник вдалеке...») Или у товарища Александра Сергеевича А.А. Дельвига были написаны стихотворения «Друзья», «Романс» («Друзья, друзья! я Нестор»), «К друзьям». Конечно, эти произведения разные, но их объединяет одно - все они написаны на эту тему.
  3. Что касается зарубежных авторов, то Пушкина можно сравнить с Джорджем Гордоном Байроном, поскольку они очень похожи. В свое время Александр Сергеевич увлекался его творчеством, поэтому наблюдаются некоторые общие черты, будь то манера письма, темы и др. Поэт также упоминает его в стихотворении «К морю». Многие считают, что лирика Пушкина во многом перекликается со стихотворениями и поэмами Байрона. Например, их сходство ярко выражено в произведениях «Евгений Онегин» и «Дон Жуан». Можно сделать вывод, что несмотря на то что в произведениях Александра Сергеевича и встречаются байронические мотивы, но они представлены в другом виде.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина о любви

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

1. Это стихотворение о любви А.С.Пушкина посвящено Анне Керн. Оно было написано не позже 19 июля 1825 года, во время пребывания Пушкина в ссылке, в селе Михайловское. Это стихотворение показывает, как Пушкин был проникнут к Анне, как он любил её: всем сердцем, всей душой. Он полюбил её искренне, ненарочно, с первого взгляда.
Двумя ключевыми образами этого стихотворения являются сам Пушкин и его возлюбленная Анна Керн. Они создают динамику, энергию, эмоциональное напряжение этого стихотворения.

Пушкин-Дон-Жуан-любовь-

Женщины-Анна Керн-счастье-муза-жизнь

В первом четверостишье:

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

Пушкин описывает его незабываемую встречу с Анной Керн. Аннв предстала перед ним, как "мимолетное виденье" , как "гений чистой красоты". Она была его музой, его душой. Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Виделись они недолго, и следущая встреча казалась ему невозможной. Он долго не мог забыть её, она являлась к нему во снах, он слышал её голос. И казалось ничто не сможет заставить его забыть о ней. Но шли годы, и поэт перестал испытывать те чувства, которые несколько лет назад не давали ему покоя, прошла та страсть поэта, та любовь поэта: ..И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Но всё какие-то чувства ещё остались, хоть и в глубине души..
И вот поэт находится в ссылке, в глуши, без друзей, без возлюбленной. Жизнь поэта потеряла смысл, для него словно перестало всё существовать. Он не испытывает ни радости, ни счастья, одно только отчаяние:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но судьба преподносит поэту сладкий, счастливый и радостный момент в его жизни. Как лучик солнца ворвётся в темницу, где никогда не было света. Он вновь встречает его давнюю возлюбленную. Его душа раскрывается, радуется. Можно сказать, что поэт, как заново родился. Это момент был для него неожиданным, поэтому, мне кажется, наиболее счастливым- он встретил Анну там, где никогда и не думал её встретить:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Сердце поэта вновь живёт, радуется, оно наполненно счастьем. Для Пушкина вновь стали существовать и радость, и любовь, и слёзы, и вдохновенье, и жизнь в целом, му вновь хочется жить и твриить.. И больше в этот момент, мне кажется, ему ничего было не надо..

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

2.1. В этом стихотворении Пушкин использует разные средства выразительности, с помощью которых, стихотворение становится более выразительным, насыщеным, ярким. Такие как сравнение: ..Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

3.1. Стихотворение Пушкина:

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..

Это стихотворение схоже с предыдущем, здесь Пушкин также затрагивает тему любви, что очень ему свойственно. Поэт также выражает свою любовь к женщине, к ее голосу, улыбке, ко всем её действиям.

МОУ «Гимназия» г. Сертолово

Выполнили: ученики 6 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

Октябрь 2011 г.


Настоящий проект проводится на уроках литературы и во внеурочное время. Охватывает учебные темы: «Стихи А. С. Пушкина» и «Повести Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное изучение творчества А. С. Пушкина.

Ребятам предлагаются для исследования следующие темы:

  • Актуальны ли стихи Пушкина в XXI веке?
  • Что рассказывают о Пушкине его портреты?
  • Повлияло ли творчество Пушкина на музыкальное искусство?
  • Интересны ли Вам сказки Пушкина?

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

Участники проекта:

литература

Тип проекта:

учащиеся 6 класса.

исследовательско – творческий.

Продолжительность:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Вопросы проекта:

Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.

Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству.

Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы, умение видеть проблему и наметить пути её решения.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование умения проведения исследовательской работы, краткого о изложения своих мыслей.

Необходимое оборудование:

компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.

Предполагаемый продукт проекта:

Оформление выставки, брошюр, газеты, экскурсия в Царскосельский лицей.


ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДРА

СЕРГЕЕВИЧА





Участники проекта – учащиеся 6 класса.

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:

1 группа –работала над созданием брошюр «Унылая пора, очей очарованье», «Здравствуй, гостья Зима!»;

2 группа –оформляла газету «В гостях у Пушкина»;

3 группа – подбирала материалы для выставки рисунков «Что за прелесть эти сказки!»


В проекте четыре этапа:

1. Выбор проблемы.

2. Сбор информации.

3. Разработка плана действия.

4. Осуществление плана действия.

План действий :

1. Урок по литературе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Экскурсия в Царскосельский лицей.

2. Сбор необходимой информации (для создания и оформления брошюр, газеты, выставки рисунков).

3. Анкетирование одноклассников и родителей.

4. Оформление результатов поисково-исследовательской работы.


Действие

Ответственные

Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы

Учитель литературы

Все ребята класса

Утверждение индивидуальных планов работы.

Отметка о выполнении

Установление процедуры и критериев оценки проектов.

Учитель литературы

Сбор и систематизация материалов.

Учитель литературы

Все ребята класса

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.

Все ребята класса

Учитель литературы

Оформление результатов проектной деятельности.

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

В течение всей работы

Все ребята класса

Подготовка к публичной защите проекта.

Все ребята класса

С первого дня

Все ребята класса

Презентация проекта

Учитель литературы


У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.

У тверждение индивидуальных планов работы.

У становление процедуры и критериев оценки проектов.


  • С бор и систематизация материалов.
  • П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.





Брошюры:

«Унылая пора, очей очарованье»,

«Здравствуй, гостья Зима!»

Газета «В гостях у Пушкина»

Выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Викторина «В гости к сказке»

Экскурсия в Царскосельский лицей


полученные в ходе работы над проектом:

усвоение знаний

из различных

источников информации

культурно-досуговая

деятельность

обработка полученной

информации с помощью

компьютерных программ

гражданско–

общественная

деятельность

самостоятельная

деятельность


Участие в школьной олимпиаде по литературе

Совершенствование

умений работы

в программе PowerPoint

Повышение качества знаний по литературе


ru.wikipedia.org/.../ Пушкин,_Александр_Сергеевич

pushkin .niv.ru/

www. pushkin museum.ru/

www.museum.ru/gmii/

lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml